23 октября
- 1936 год - Состоялся первый полет авиетки «Октябренок» конструктора П.Д.Грушина, пилот А.И.Жуков;
- 1939 год - Первый полёт дальнего высотного стратосферного БОК-15 с гермокабиной; лётчик-испытатель М.М. Громов. В 1930-е годы эйфория рекордных достижений не давала покоя ни политикам, ни летчикам. В 1937 году, вскоре после удачного завершения трансполярных перелетов, экипаж В. П. Чкалова писал Сталину: "Мы помним Ваше обещание разрешить нам перелет в 1939 году за пределы СССР. До 1939 года осталось времени не так много, и поэтому мы решили Вас просить ... построить самолет с дальностью 15-20 тысяч километров, с дизельными моторами и рабочей высотностью 8-10 тысяч метров..." В ответ на это обращение 10 мая 1938 года вышло постановление правительства о разработке в КБ-29 под руководством Чижевского самолета БОК-15. Новая машина должна была удивить мир, показать в очередной раз, что СССР - великая авиационная держава. (К этому времени Бюро особых конструкций переехало из Смоленска в подмосковные Подлипки и вошло в состав КБ-29, сохранив прежнее обозначение своих изделий.) До середины следующего года продолжалась доводка двух построенных самолетов, но перелет вокруг земного шара так и не состоялся. В Европе в это время уже шла Вторая мировая война.;
- 1968 год - Принят в эксплуатацию в ГВФ многоцелевой вертолет Ка-26;
- 1984 год - Завершены заводские летные испытания самолета Су-17М4 с новым составом оборудования.
24 октября
- 1909 год - Состоялся первый в России демонстрационный полет на самолете "Вуазен". Полет совершил французский механик Ж. Леганье, пролетев около 1,5 км на высоте 10 м на Гатчинском военном поле;
- 1911год - В России введена врачебно-лётная экспертиза;
- 1916 год - Летчик К. К. Арцеулов впервые в истории русской авиации намеренно ввел самолет «Ньюпор» в штопор и совершил 3 витка. Это произошло в 11 часов утра 24 сентября 1916 года. Самолет "Ньюпор-XXI" (заводской N:1710) оторвался от земли и набрал высоту 2000 метров. Машина, управляемая Арцеуловым, послушно вошла в штопор после сваливания на крыло и, выполнив три витка, по воле летчика перешла в крутое пикирование. В том же полете Арцеулов повторил штопор, сделав уже 5 витков. По предложению летчика эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения летчиков-истребителей Отдельной Качинской авиашколы. Через несколько дней все инструкторы школы, изучив опыт Арцеулова, намеренно вводили и выводили самолеты из штопора, а позднее штопор был введен в программу обучения истребительного отделения Качинской школы. Так грозный штопор был побежден и стал фигурой высшего пилотажа. Вскоре русские военные летчики - ученики Арцеулова - стали применять "штопор" и в воздушных боях. Попав под огонь зенитных орудий неприятеля, они преднамеренно вводили машину в "штопор". Обманутый противник, думая, что самолет сбит, прекращал стрельбу. Тогда отважные авиаторы выводили машину из "штопора" и на бреющем полете уходили из зоны обстрела. Трудно даже представить, сколько жизней летчиков спас своими рискованными полетами Константин Арцеулов;
- 1937 год - Мировой рекорд дальности по прямой на легком самолете АИР-12 А.С.Яковлева установили Валентина Гризодубова и Марина Раскова - 1444,7 км в перелете Москва - Актюбинск за 7 часов 26 минут. Тем самым устанавливается женский мировой рекорд дальности беспосадочного перелета для легких самолетов 1-й категории;
- 1956 год - Начало работ по созданию первого отечественного двухконтурного двигателя Д-20;
- 1977 год - Первый полёт серийного самолета Ил-86. Эти самолеты Россия делала "для себя". В то время она еще ни от кого не зависела и могла поступать во всех отраслях своей жизни, в том числе и в авиации, так, как считала нужным. Он оказался не только спасением воздушного транспорта СССР в условиях гиперперевозок 1980-1990-х г.г., но и самой надежной и комфортабельной отечественной машиной "Аэрофлота" из всех, когда-либо летавших в этой авиакомпании;
- 1985 год - Мировой рекорд высоты для самолетов с ТВД категории С-1 - 12010 м, экипаж Ю.В.Курлина на Ан-32 с АИ-20М; Его двигатели АИ-20М представляет собой улучшенную версию двигателя, установленного на самолете Ан-12 с воздушными винтами большего диаметра.
25 октября
- 1910 год - Первое Русское товарищество воздухоплавания открыло на Гатчинском аэродроме частную авиационную школу «Гамаюн»; В историю нашей Родины Гатчина вошла как колыбель русской военной авиации;
- 1941 год - На авиазаводе №47 (ныне ПО «Стрела»), эвакуированном из Ленинграда в Оренбург, собран первый боевой самолет. Завод получил задание по освоению и выпуску истребителей Як-1. Однако вскоре задание по Як-1 смешанной конструкции с металлическим сварным фюзеляжем заменяется на освоение цельнодеревянного Як-6;
- 1949 год - В ЦИАМ завершены испытания первого отечественного ТРДФ ВК-1;
- 1965 год - Лётчик-испытатель Евгений Кузьмич Кукушев совершил первый полёт на опытном самолёте Су-7У (У22-1);
- 1965 год - Принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о совместной работе ОКБ-1 и ОКБ-52 (руководители Сергей Павлович Королёв и Владимир Николаевич Челомей) по облёту Луны на корабле 7К-Л1 (1967 г.) и высадке человека на Луну по программе Л3 (1968 г.);
- 1977 год - Министрами АП и ГА утвержден «Акт по результатам эксплуатационных испытаний самолета Ту-144 с двигателями НК-144»;
- 1980 год - В Красноярске открыт новый аэропорт Емельяново.Первый технический рейс на самолёте Ил-62М 86491 выполнил экипаж Домодедовского ПО Московского Транспортного Управления ГА.
26 октября
- 1909 год - А.Г.Уфимцеву выдано охранное свидетельство на «кольцевой сфероплан»;
- 1911 год - Состоялся первый выпуск в Севастопольской военной авиашколе. Капитаны 2-го ранга Недрин и Дмитриев, поручики Макеев и Гельгар, лейтенанты Дрожинский, Буксгевден, Дыбовский, Подгурский первыми из офицеров флота получили официальное звание военного летчика;
- 1934 год - Управление Противовоздушной обороны Красной Армии поручило промышленности построить первые станции радиолокационного обнаружения самолетов;
- 1940 год - Первое складывание нижнего крыла в полете, складной истребитель ИС конструкции В.В. Шевченко и В.В. Никитина, летчик Г.М. Шиянов;
- 1943 год - Вышел приказ НКАП о начале серийного производства Як-3. Изготовление первого серийного Як-3 на заводе №292 (Саратов) завершено 1 марта 1944 года. В апреле началось производство на Тбилисском авиазаводе №31. Тогда же в апреле самолёт принят на вооружение ВВС. Летом 1944 года 41 Як-3 успешно прошёл войсковые испытания в 91 иап. После этого на новые самолёты стали перевооружать и другие полки;
- 1952 год - первый полет первого серийного Ту-16, выпущенного КАПО им. С.П.Горбунова;
- 1957 год - Первый полёт Ил-18А. Опытные самолёты были рассчитаны на 75 мест. В 1958 году был создан вариант Ил-18А со взлетной массой 58 тонн и увеличенным до 89 мест пассажирским салоном. Это была первая серийная модель;
- 1967 год - На Ан-22 «Антей» летчиком-испытателем И.Е.Давыдовым установлено 15 мировых рекордов. Среди них рекордный подъем полезного груза в 100 444,6 кг на высоту 7848 м, который был превышен только в 1983 г;
- 1976 год - Первый полет предсерийного Як-42 на Смоленском авиазаводе;
- 1977 год - Мировой рекорд — женский групповой прыжок(в составе группы из 10 спортсменов) с высоты 14 846 м со свободным падением до 631 м.;
- 1980 год - Первый полёт первого серийного Ми-26; лётчик-испытатель Гурген Рубенович Карапетян, завод «Роствертол».
27 октября
- 1884 год - Приказом военного министра при Главном инженерном управлении образована комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек для военных целей под председательством М. М. Борескова;
- 1904 год - Сообщение Н.Е.Жуковского «Три принципа аэродинамики, характеризующие развитие воздухоплавания»;
- 1951 год - Мировой рекорд средней скорости полета - 471,348 км/ч, пилот Я.Д. Форостенко на самолете Як-11;
- 1959 год - Первый полет стратегического бомбардировщика М-50 конструкции В.М.Мясищева, пилоты Н.И. Горяйнов и А.С.Липко. Первый полет продолжительностью 35 минут прошел успешно. Так как на момент начала испытаний двигатели конструкции Зубца еще не были доведены, то на прототип установили четыре менее мощных мотора ВД-7Б (по 9750 кгс) конструкции ОКБ им. В.А.Добрынина. Для увеличения тяги до 14000 кгс два подкрыльевых двигателя ВД-7 оборудовали форсажными камерами. Однако это не помогло: М-50 так и не преодолел скорости звука, «упершись» в М=0,99. Но до расформирования ОКБ работы по бомбардировщикам шли полным ходом. Сразу же после М-50 началось проектирование его модификации М-52, которая должна была обеспечить проектные дальность и скорость. Самолёты в серию не пошли, так как советское руководство в то время решит, что для обуздания агрессора достаточно ракет;
- 1967 год - Мировые рекорды самолёта Е-266. Скорость 2920,670 км/ч в полёте по замкнутому 1000-км маршруту (лётчик-испытатель Пётр Максимович Остапенко; 3 рекорда, соответственно без груза, с грузом 1000 и 2000 кг);
- 1986 год - Установлены мировые рекорды скороподъёмности на высоту 3000м лётчиком-испытателем Виктором Георгиевичем Пугачёвым на самолёте П-42 (Су-27);
- 2016 год - Первый полёт летающей лаборатории А-100ЛЛ, созданной конструкторами концерна «Вега». Вместо радиотехнического комплекса «Шмель» на борту установлено оборудование нового поколения (комплекс «Премьер»), разработанное на основе новейших технологий.
28 октября
- 1870 год - Н.А. Рыкачев начал опыты по определению подъемной силы вращающегося в воздухе винта;
- 1910 год - Первый перелет Москва - Ходынское поле - дер. Черемушки (около 15 км), М.Н.Ефимов на «Блерио»;
- 1930 год - В Крыму на Всесоюзных планерных состязаниях летчик В.А. Степанченок впервые в СССР сделал на планере "Красная Звезда" конструкции С.П. Королева три мертвых петли;
- 1936 год - Мировой рекорд высоты с грузом 5 т - 8980 м, экипаж А.Б.Юмашева на АНТ-6. Четырехмоторный АНТ-6 совершил первый экспериментальный полет в декабре 1930 г. Он мог брать на борт до 5000 кг бомб, его вооружение состояло из носовой, средней и хвостовой турелей, двух подкрыльевых пулеметных башен, выдвигаемых во время полета. Был налажен серийный выпуск этих самолетов. Разработанная Туполевым схема самолета использовалась потом при конструировании многомоторных "летающих крепостей" "Боинг В-17" и "Боинг В-29";
- 1938 год - На Саратовском авиазаводе начато производство самолетов Р-10 (ХАИ-5);
- 1943 год - Завершена постройка дальнего двухмоторного бронированного штурмовика Су-8 (ДДБШ);
- 1963 год - Принято решение ГКАТ о прекращении разработки проекта сверхзвукового пассажирского самолета («135П» -ТУ - 135) с двигателями НК-135;
- 1969 год - Состоялся первый полет учебно-боевого самолета Е-155ПУ (МиГ-25ПУ), П.М.Остапенко;
- 1976 год - Отработана система регулирования давления в гермокабине опытного самолета Су-27;
- 1977 год - На Саратовском авиазаводе начат выпуск пассажирского самолета Як-42.
29 октября
- 1909 год - По инициативе профессора КПИ Н.Б. Делоне, ученика Н.Е. Жуковского, учреждено Киевское общество воздухоплавания (КОВ). В 1909-1914 гг. конструкторами и авиаторами КОВ было создано около 30 типов летательных аппаратов;
- 1914 год - Во время набеговой операции самого известного немецкого линейного крейсера «Гёбен» на Севастополь и артиллерийского обстрела города семь русских летающих лодок поднялись в воздух и, кружа над крейсером, сбросили свои бомбы. Насколько серьёзно он был поврежден, выяснить так и не удалось, но этот боевой эпизод показал, что гидросамолёты становятся ударной силой на море и могут действовать самостоятельно;
- 1922 - В октябре организована комиссия ЦАГИ по постройке металлических самолётов. В её составе: Андрей Николаевич Туполев, Георгий Александрович Озеров, Иван Иванович Сидорин;
- 1927 год - Первый советский (неофициальный) мировой рекорд высоты - 4950 м для лёгких самолётов 2-й категории; лётчик-испытатель Александр Иванович Жуков на самолёте «Буревестник» С-4 Вячеслава Павловича Невдачина;
- 1929 год - Опубликованы работы: К.Э.Циолковского "Космические ракетные поезда" и Ю.В.Кондратюка "Завоевание межпланетных пространств";
- 1930 год - Создано Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота при Совете труда и обороны. Общество "Добролет" и Главная инспекция упразднены. В систему объединения вошел "Дирежаблестрой";
- 1934 год - Первый полет морского торпедоносца-бомбардировщика АНТ-27 бис (МТБ-1, МДР-4), Т.В. Рябенко;
- 1940 год - Состоялся первый полёт доработанного высотного истребителя И-200, лётчик-испытатель А.Н. Екатов - в серии присвоено обозначение МиГ-3;
- 1947 год - Первый полет вертолета Г-4 конструкции И.П.Братухина, пилот М.К. Байкалов. Примечание:
- Г-4 - многоцелевой вертолет, разработанный в ОКБ-3 МАИ на базе вертолета Г-3. Г-4 отличался от вертолета Г-3 новыми двигателями АИ-26ГР (370 л.с. при 2000 об/мин и 500 л.с. при 2100 об/мин) и связанными с ними агрегатами. Размеры вертолета были немного увеличены и некоторые места усилены. Первый экземпляр Г-4 вышел на заводские испытания 29 октября 1947 года (летчик М.К. Байкалов). Была доказана возможность полета без снижения на одном работающем двигателе и посадки с безмоторного планирования на режиме авторотации несущих винтов. Испытания были продолжены на дублере Г-4 (первый потерпел аварию из-за ошибки в пилотировании). Вертолет Г-4 вместе с двумя вертолетами Г-3 был показан на воздушном параде 1947 года. Была построена небольшая серия. Часть вертолетов передана в воинские части, где они использовались в качестве связных и ближних разведчиков и корректировщиков артиллерийского огня;
- 1957 год - Завершение госиспытаний ТВД АИ-20 постройки ЗМЗ. Эти двигатели устанавливались на самолетах Ил-18, Ан-8, Ан-10А, Ан-12, Ан-32, Бе-12;
- 1957 год - Самолёт С-1 передан на Государственные совместные испытания;
- 1959 год - В ЛИИ им. М.М.Громова сдана в эксплуатацию ВПП-4 5400 х 120 м.;
- 1973 год - Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Александр Васильевич Федотов на Е-266 поднялся на рекордную высоту 36240 метров;
- 1977 год - Госавиарегистр СССР выдал «Сертификат летной годности самолету Ту-144 с двигателями НК-144А».
30 октября
- 1904 год - В осажденном Порт-Артуре применили привязной аэростат конструкции лейтенанта флота Лаврова, из которого корректировался огонь 12-дюймовых пушек русских броненосцев по японским позициям;
- 1910 год - В Одессе открылся Первый Южный съезд воздухоплавателей;
- 1927 год - Первый полёт санитарного К-3 К.А. Калинина; М.А.Снегирёв. "Санитарка" - так окрестили машину конструкторы - строилась по заказу Российского Общества Красного Креста и Красного Полумесяца. Непосредственную разработку проекта вел А.Н. Грацианский, который держал постоянный контакт со специалистами-медиками. Требования к будущему самолёту предъявляли самые жёсткие: обеспечение срочной медицинской помощи больным и тяжелораненым непосредственно на месте их нахождения с дальнейшей транспортировкой в ближайшие лечебные пункты;
- 1929 год - Окончание межконтинентального перелета Москва - Нью-Йорк, экипаж С.А.Шестакова на АНТ-4 «Страна Советов». Особое место среди многомоторных тяжелых бомбардировщиков занимал АНТ-4 (ТБ-1) с двумя двигателями М-17. Созданный в КБ Туполева самолет явился первым советским цельнометаллическим бомбардировщиком конструкции "свободнонесущий моноплан" с низкорасположенным крылом, гофрированной обшивкой и двумя размещенными на передней кромке крыла двигателями. Самолет АНТ-4 длиной 18 м с размахом крыльев 28,7 м был в то время самым большим цельнометаллическим самолетом в мире. Внутри фюзеляжа размещались бомбовый отсек, места для пилота и члена экипажа. Этот самолет находил применение не только в боевых операциях, но и в гражданской авиации, на нем совершались экспедиции на Северный полюс;
- 1957 год - Мировой рекорд - экипаж Р.И. Капреляна на Ми-6 поднял груз массой 12004 кг на высоту 2432 м;
- 1957 год - В испытательном полете на опытном истребителе-перехватчике Т-43-1 В.С.Ильюшин достиг высоты 21500м;
- 1975 год - Первый полёт Ту-95К-22. Ту-95К-22 - самолёт-ракетоносец, получивший комплекс К-95-22 с УР Х-22, переоборудовался из Ту-95КМ; В середине 70-х гг. было решено оснастить ракетами Х-22Н модернизируемые самолеты Ту-95КД и КМ. Самолет оснастили РЛС ПНА-Б, системой целеуказания "Курс" и тремя балочными держателями, использовавшими узлы БД-45. Было обновлено также РЭО и самолетное оборудование. Первый Ту-95КД начал дорабатываться в 1974 г., но пуски начались только в 1981 г., а комплекс Ту-95К-22 был принят на вооружение лишь в 1987г. Ту-95К-22 мог нести под фюзеляжем одну полуутопленную ракету и две - на подкрыльевых узлах (на снимке). В качестве нормальной нагрузки строевые Ту-22М и Ту-95К-22 могли нести одну, а максимальной - две ракеты. Три ракеты Х-22 на все типы самолетов подвешивались только в транспортировочном варианте это связано с трудностями перевозки ракеты. Для перевозки одной Х-22 требовался самолет АН-12 или одна железнодорожная платформа. Всего, по ориентировочным данным, было построено 60 самолетов Ту-22К, 370 Ту-22М, и переоборудовано 45 Ту-95К-22, выпущено не менее тысячи ракет Х-22 всех вариантов;
- 1985 год - Первый полёт первого военно-транспортного Ан-124 (№01-07), выпущенного ОАО «Авиастар».
31 октября
- 1853 год - Родился Н.И. Кибальчич, изобретатель реактивного летательного аппарата. Член организации «Народная воля», заведовал лабораторией взрывчатых веществ исполнительного комитета организации. Участвовал в покушении на царя Александра II. Арестован 17.03.1881 г. Находясь в тюрьме, разработал оригинальный проект реактивного летательного аппарата, в котором предложил устройство порохового ракетного двигателя, а также обеспечение устойчивости аппарата. Проект этот впервые был опубликован в журнале «Былое» в 1918 году;
- 1897 год - Изобретатель радио А.С. Попов первым в мире предложил применить радиопередачу для навигационных целей (радиомаяки);
- 1928 год- Начались испытания самолета-разведчика Р-5 Н.Н.Поликарпова, М.М.Громов;
- 1937 год - Состоялся первый полёт самолёта ВИТ-1 (воздушный истребитель танков), разработанного в КБ Поликарпова , лётчик-испытатель В.П. Чкалов;
- 1959 год - Абсолютный мировой рекорд скорости на самолете Е-66 ОКБ «МиГ» установил Г.К.Мосолов - 2387,48 км/час;
- 1962 год- Начало эксплуатации в ГВФ Ан-24 с двигателями АИ-24;
- 1968 год - Завершено испытание самолета Су-15 с двигателями Р-13Ф-300, летчик-испытатель Е.С.Соловьев;
- 1977 год - Приказ министров АП и ГА № 173-269 «О начале пассажирских перевозок на самолетах Ту-144 с двигателями НК-144А на трассе Москва-Алма-Ата»;
- 2003 год- Президент РФ В.В.Путин заявил: "Для нашей страны авиастроение должно стать стратегическим направлением".