Зачастую полученные нами знания остаются «подвешенными в воздухе», без привязки к конкретному месту. Оттого они остаются неполными и нередко теряются со временем, стираясь из памяти. Надеемся, что эта статья поможет вам сориентироваться в некоторых аспектах истории нашего прекрасного города и авиации.
Российское государство богато своей историей, в том числе и покорения бескрайнего воздушного пространства. Зарождение и становление авиации в нашей стране тесно связано с Петербургом, где появились первые аэродромы, откуда и начинался отечественный путь в небо. Санкт-Петербургу можно по праву присвоить титул колыбели российской авиации.
Офицерская воздухоплавательная школа, Корпусный и Комендантский аэродромы, Гатчинская военная авиационная школа – знаковые места для каждого, кто хотя бы немного знаком с российской авиационной историей. Еще в конце XIX века в армии начали активно использовать воздушные шары и дирижабли, со временем возникла необходимость обучения будущих «пилотов». 8 ноября 1884 г. по указанию военного министра П. С. Ванновского в Санкт-Петербурге началось формирование кадровой команды военных воздухоплавателей. И спустя 4 месяца, в феврале 1885 года создается первая в России «Кадровая команда военных аэронавтов», командиром которой был назначен поручик Александр Матвеевич Кованько (которому на ту пору было всего 28 лет). Это было начало истории отечественных военно-воздушных сил. Спустя пять лет команду реорганизовали в Учебный воздухоплавательный парк. А ещё через десять он стал Офицерской воздухоплавательной школой. И, конечно же, руководителем школы был назначен А. М. Кованько, теперь уже находившийся в звании генерал-майора.

Источник: Wikipedia
Осенней порой 1909 года, на Военном поле, находившемся недалеко от Гатчинского дворцово-паркового ансамбля, создается первый российский военный аэродром, впоследствии более известен как Гатчинский. Но пока это ровное и широкое поле, которое позволяло ориентировать взлет и посадку по розе ветров, т. е. практически в любом направлении, смотря по погоде.
В дальнейшем, когда стало ясным направление преобладающих ветров и повысилась тяговооруженность аэропланов, было выбрано основное направление взлета-посадки. Относительно данного направления на краю летного поля были выстроены необходимые административные и технические постройки: штаб, склады, ангары и т.п., сформировав тем самым то, что сейчас все называют не просто летным полем, а аэродромом.
В 1910 году, 23 апреля А. М. Кованько назначает штабс-капитана Г. Г. Горшкова заведующим Гатчинским аэродромом и выделяет ему десять нижних чинов, которые были знакомы с устройством аэропланов и обращением с моторами. И вскоре, уже 3 мая 1910 г., было создано то, что многие называют Гатчинской авиационной школой. Но сама история этого известнейшего учебного заведения началась позднее, а пока это – авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы.

Источник: Wikipedia
15 мая 1910 г. Г. Г. Горшков рапортовал А. М. Кованько: «…доношу, что вчера, 14 мая с. г., в Гатчине работы по удалению камней с аэродрома окончены, камни вынуты и увезены, а ямы засыпаны. Чтобы оградить все три сарая со сторожкой от любопытных со стороны вокзала, необходимо 150 сажен колючей проволоки и 80 кольев. Для предохранения сараев и аэропланов от пожара необходимо, по крайней мере, по одному огнетушителю».
Эта дата, 15 мая 1910 г., стала датой рождения первого в России военного аэродрома, который также стал и первым учебным летным центром российской военной авиации.

Источник: МБОУ "Коммунарская СОШ №1"/Летное поле
В 1911-12 гг. в Офицерской воздухоплавательной школе формируются два отдела (по-нынешнему – факультеты): воздухоплавательный, с полигоном (летние лагеря) у деревни Сализи; и авиационный, с полигонами-аэродромами Военное поле в г. Гатчине и Корпусный (в настоящем Парк авиаторов), специально построенный для Офицерской воздухоплавательной школы в С.-Петербурге.
Первый выпуск авиационного отдела ОВШ в Гатчине прошел в мае 1911 г. и состоял из 7 военных летчиков, офицеров: С. М. Бродович, А. Н. Вегенер, Г. А. Галвин, Л. А. Дацкевич, Н. Н. Данилевский, А. А. Карпов и Б. Н. Фирсов.

Источник: Военное обозрение
В дальнейшем, кроме ангаров для самолетов, на восточной части аэродрома появляется небольшой городок с метеостанцией, мастерскими, бензохранилищем и служебными помещениями. Уже были четко обозначены взлетно-посадочная полоса (вдоль Балтийской ж/д) и место для «катания» – так называлась тогда специальная рулежная дорожка для обучения будущих пилотов управлению аэропланом на земле. Несмотря на то, что Гатчинский аэродром фактически принадлежал временному авиационному отделу Офицерской воздухоплавательной школы, 1 августа 1910 г. Императорский всероссийский аэроклуб (И.В.А.К.) открывает здесь свою летную школу. Заведующим и шеф-пилотом назначается один из первых российских летчиков В. А. Лебедев.

Источник: ГРУЗОВИКпресс
Также, в 1910 г. здесь также открылась и частная авиационная школа «Гамаюн» авиазавода С. С. Щетинина – «Первое российское товарищество воздухоплавания Щетинин и Ко». Эту школу закончили много известных ныне авиатрисс и авиаторов: Л. В. Зверева, Е. В. Анатра, А. А. Агафонов, П. В. Евсюков, Н. Г. Прокофьев (Северский), Л. А. Галанчикова и др.
К этому времени на Гатчинском аэродроме организуются и авиационные мастерские, где производился ремонт аэропланов. В одном из ангаров в 1910 г. разместилась мастерская инженера Я. М. Гаккеля, где он работал над созданием самолетов собственной конструкции. В сентябре 1912 г. вместо временного был сформирован постоянный авиационный отдел Офицерской воздушной школы. Он предназначался для подготовки офицеров и нижних чинов к службе в авиационных отрядах воздухоплавательных рот и производства опытов и проверок на практике пригодности для военных целей новых летательных аппаратов. 19 июля 1914 г. авиационный отдел ОВШ был переименован в Гатчинскую военно-авиационную школу (ГВАШ). И, у аэродрома началась новая история. ГВАШ внесла свой весомый вклад в подготовку летных кадров России в годы Первой мировой войны и формирование авиационных подразделений ее Воздушного флота.

История аэродрома продолжилась и после Великой Отечественной войны: здесь размещалась первая советская вертолетная часть Ленинградского военного округа. Но затем его постигла участь практически всех исторических аэродромов страны. В 1980-е гг. на территории аэродрома был построен жилой микрорайон г. Гатчины. Архитекторы вписали взлетно-посадочную полосу в планировку района, сохранив ее как своеобразный памятник.
К настоящему времени сохранились остатки взлетно-посадочной полосы с искусственным покрытием (используются местной автошколой), и рулёжных дорожек (две рулёжные дорожки с реконструированным покрытием стали проезжей частью улицы генерала Кныша и улицы Новосёлов), подъездных и внутриаэродромных дорог (местами просматривается сохранившееся булыжное покрытие), развалины отдельных ангаров, служебного здания (теперь это — дом № 30 на улице генерала Кныша), небольших зданий служебно-технической застройки.