Я календарь переверну
И снова…
(вместо эпиграфа)
3 сентября 1995 года в сердце Санкт-Петербурга произошло уникальное событие в мире авиации. В тот день территория Заячьего острова у стен Петропавловской крепости стала площадкой для взлёта и посадки семи вертолётов, представивших достижения российской вертолётной индустрии тех лет. Состоялся Международный вертолётный салон. Более точное официальное название данного мероприятия мне трудно теперь вспомнить, но в моей памяти, подкреплённой записками от того дня, оно осталось именно в таком виде.
Забегая вперёд, отмечу, что, несмотря на большое количество посетителей выставки, фотографии с неё мне так и не удалось найти в Интернете. Некоторые фото, причём без указания на обстоятельства, при которых они были сделаны, недавно попались мне на страницах книги «Наше небо (70 лет АО „СПАРК“)». Однако, обо всём — по порядку.
О предстоящем мероприятии я узнал тогда, видимо, по городскому радио. И с утра, ещё до прилёта на площадку части винтокрылых экспонатов, я был на месте. В руках у меня впервые в жизни был зеркальный плёночный фотоаппарат, заряженный невесть откуда взявшейся чёрно-белой плёнкой, которая, как впоследствии оказалось, была «слайдовой». Но об этом я не знал, и все дальнейшие мои попытки печати с неё как с «негативной» привели к закономерному фиаско.
О фотосъёмке авиации я имел в то время весьма туманное представление. Поэтому запечатлеть как подобает именно авиатехнику я не стремился — просто не задумывался об этом. То, что осталось на плёнке, — ряд случайно выхваченных моментов в процессе моего хаотичного перемещения между экспонатами (глаза разбегались!), и скорее лишь документальное свидетельство того, что эти вертолёты были на земле в самом сердце Петербурга.
Краткий фоторепортаж о том событии предлагаю Вашему вниманию ниже.
Общий вид на экспозицию с противоположной стороны Кронверкского пролива. Видны Ми-28А, BK-117 и Ми-34. Дополняет кадр милицейский катер.

Вертолёт Ми-8АМТ (также был указан на табличке как Ми-171) — опытный борт Улан-Удэнского авиационного завода. Газоны на Заячьем острове тогда выглядели несколько по-другому.

Вертолёт Ка-32А Московского авиационного центра в замечательной красно-белой схеме окраски. Летает и в наши дни, но уже в других цветах.

Безусловно, главный гость — вертолёт Ка-50 с выставочным номером Н318. Толпа, окружившая вертолёт, указывает на всеобщий интерес к нему. Мне едва удалось пробиться к нему, чтобы… думаете, сфотографировать? Нет — тактильным методом оценить свойства материала обшивки (привет фильму «Чёрная акула»).

Другой вид на стоянку «Чёрной акулы» с площадки, обычно используемой экскурсионным вертолётом, судя по ограждению в кадре. Со всех сторон вертолёта яблоку негде упасть.

Знаменитый «конкурент» Ка-50, вертолёт Ми-28. Точнее, здесь его прототип Ми-28А, ещё с трёхлопастным рулевым винтом вместо более привычного Х-образного. На заднем плане видны Ка-50, пожарный Ка-32А и стоящий на своём «законном месте» Ми-8Т Балтийских авиалиний.

Ещё один ракурс Ми-28А. Публика плотно окружает вертолёт, а кто-то наиболее активный уже в кабине. Ограждения? Нет, не слышали.

Вероятно, это первый вертолёт специализированной службы санитарной авиации, побывавший на площадке у стен Петропавловской крепости. Eurocopter BK-117B-2, принадлежащий немецкой службе санитарной авиации DRF (Deutsche Rettungsflugwacht), 1995 года постройки явно прибыл в Россию с «рекламным туром».

Около 3 часов пополудни винтокрылые экспонаты пришли в движение. Началась лётная программа Международного вертолётного салона. Открыл её белый Ми-26, появившийся над Невой и сбросивший с большой высоты за несколько заходов три десятка парашютистов-спортсменов.
Затем стали по одному подниматься в воздух участники статической экспозиции. Лёгкий Ми-34 в цветах милиции выполнил полёт на показательный пилотаж, включавший в себя «горки» с разворотом, пике и другие зрелищные элементы. Ка-32А демонстрировал набор и сброс невской воды с использованием водосливного устройства. Над акваторией Невы между Троицким и Дворцовым мостами по очереди выступили с программой сложного пилотажа Ми-28 и Ка-50. Вид вращающегося вокруг своей оси Ка-50 на фоне стен Зимнего дворца остался в моей памяти, но, к сожалению, не на плёнке.
Выполнив свою полётную программу, винтокрылые участники выставки по очереди уходили на свои аэродромы. И совсем не было ощущения, что такое яркое авиационное событие в самом сердце Петербурга происходит в первый и единственный раз.