Статьи

55 лет со дня первого полета Ми-24: юбиляр в объективе авиафотографов.

19 сентября 1969 года летчик-испытатель Г.В. Алферов впервые поднял в небо новую советскую боевую винтокрылую машину – вертолёт Ми-24. Едва ли в тот момент кто-либо задумывался о том, что в будущем этот вертолет ждут десятилетия тяжелой и славной боевой работы. Построенный в количестве около 3000 экземпляров, Ми-24 стал самым массовым боевым вертолетом в мире и принял участие в десятках войн и военных конфликтов по всему Земному шару.
В сегодняшнем бурно развивающемся мире авиации и военной техники 55 лет – это более чем долгий срок. И за это время боевая машина развивалась, совершенствовалась и претерпела ряд заметных изменений своего технического облика. Более того, изменения эти продолжаются и по сей день, приводя к появлению новых усовершенствованных модификаций вертолёта, предлагаемых уже, главным образом, иностранным заказчикам.
Первая модификация Ми-24, известная как Ми-24А, отличалась совсем другой конструкцией кабины – экипаж в ней располагался бок-о-бок и, невзирая на большие стёкла кабины, обзор из нее вызывал у летчиков серьезные нарекания. К тому же, и защищенность экипажа при такой конструкции кабины была невысокой. В остальном, крыло характерной формы с точками подвески вооружения, кабина десанта, вытянутый фюзеляж с хвостовой балкой, делающие вертолёт чем-то и впрямь похожим на крокодила в сочетании с зелёной пятнистой окраской, - всё это в целом мы можем увидеть и в последующих модификациях вертолёта.
Начиная с модификации Ми-24Д, «двадцатьчетверка» получила свою знаменитую кабину с тандемным расположением экипажа, где лётчик сидит в приподнятой задней кабине, а оператор – в расположенной несколько ниже передней. У модификаций Д и В стрелковое вооружение представлено крупнокалиберным пулеметом ЯкБ-12,7, отличающимся высокой скорострельностью, но не очень высокой надежностью и недостаточным воздействием на защищенные цели. На сегодняшний день Ми-24Д в российских вооружённых силах уже не эксплуатируются, а вот «вэшки» иногда ещё встречаются. На фото выше – Ми-24В.
Венцом развития советских «двадцатьчетвёрок» стала модификация П, получившая вместо установленного в подвижной турели пулемёта неподвижно установленную спаренную 30-миллиметровую пушку, что существенно повысило огневую мощь вертолета. На фото выше, сделанном на плёночный фотоаппарат на самом рубеже двадцатого и двадцать первого веков, Ми-24П в классической советской схеме окраски с характерными «трилистниками» пятен камуфляжа готовится к вылету.
На данном фото хорошо видны 30-мм пушки ГШ-30К у пары Ми-24П, окрашенных на «сердюковский» манер. К счастью, новация по окраске всей боевой авиации в оттенки серого долго не продержалась, но свой след на облике «двадцатьчетвёрок» она всё же оставила. Впрочем, время расставило всё по своим местам, и спустя несколько лет эти машины приобрели более привычный глазу цветной пятнистый камуфляж.
Ми-24П на учебно-тренировочных полётах прекрасным морозным и солнечным днём.
Зимние полёты в наших северных краях всегда отличаются особым очарованием. И неприхотливые «двадцатьчетвёрки» в таких условиях чувствуют себя абсолютно уверенно.
Глядя на это фото, понимаешь, в чём смысл зелёного «пятнистого» камуфляжа Ми-24, который был принят в советских ВВС с самого начала карьеры Ми-24 и претерпел несущественные изменения вплоть до наших дней. В сегодняшних условиях меняются формы камуфляжных пятен («трилистник», стандартный для советских машин, сейчас уже не встретишь) и оттенки краски, но общая идея остаётся неизменной. И действительно, глядя с возвышенности, пролетающий внизу на предельно малой высоте вертолёт разглядеть бывает не так уж и просто.
На фото – созданная в начале 2000-х годов модификация «двадцатьчетверки» - Ми-24ПН. На вертолёте было установлено новое БРЭО и тепловизионная подсистема, что обеспечило возможность полётов и применения вооружения ночью. К наиболее заметным внешним отличиям отнесём неубирающееся шасси, «обрезанное» крыло и, конечно, дополнительное оборудование перед кабиной оператора. Данная модификация оказалась своего рода промежуточным звеном на пути к более глубокой модернизации Ми-24, парк этих машин был весьма невелик, и на сегодняшний день в небе Ми-24ПН уже не встретишь.
В кабине летчика Ми-24ПН. По соседству с традиционными «будильниками» появился многофункциональный индикатор.
А вот и Ми-35М, ставший своего рода логическим продолжением развития линейки модификаций Ми-24. Можно увидеть много отличий, например, от Ми-24П – другая несущая система, Х-образный рулевой винт, неубирающееся шасси, «обрезанное» крыло, двуствольная 23-мм пушка на подвижной установке, «шарик» ГОЭС вместо привычной прицельной станции. На фото борт ранних серий, ещё не успевший обзавестись бортовым комплексом обороны (БКО), элементы которого внесут ещё более радикальные изменения во внешний облик Ми-35М.
На фото – экзотика – разведчик-корректировщик артиллерии Ми-24К белорусских ВВС. Данная модификация отличалась установленным в грузовой кабине бортовым разведывательно-корректировочным комплексом «Рута», состоящим из оптического наблюдательного прибора, бортовой вычислительной машины и устройства преобразования информации, а также фотоаппаратом АФА-100 для съемки через специальное окно с правой стороны фюзеляжа. Однако в настоящее время летающих машин модификации «К» в мире осталось совсем немного. Да и те, что ещё летают, чаще всего используются в качестве эрзац-машин огневой поддержки, поскольку вертолёт сохранил способность применять неуправляемое ракетное и пулемётное вооружение.
Даже с приходом таких мощных и специализированных боевых машин, как Ми-28НМ и Ка-52, вертолёты Ми-24 и сегодня продолжают свою боевую работу. Помимо России, «двадцатьчетверки» и их экспортные модификации эксплуатируются во многих странах Африки, Азии и Латинской Америки. Хотя заложенная в Ми-24 концепция «летающей БМП» так и не нашла широкого применения, он показал себя грозной боевой машиной и заслужил уважение и любовь среди лётчиков в России и за рубежом. История Ми-24 продолжается!
Авторы фото:
Д. Яковлев
В. Лозовик