8 января
9 января
10 января
11 января
12 января
13 января
14 января
- 1936 год — Создано первое в мире объединение тяжёлых бомбардировщиков — 1-я авиационная армия Резерва главного командования (Армия особого назначения — 1, АОН-1), командующий В. В. Хрипин. Это было прообразом Дальней авиации;
- 1947 год — Первый полет Як-19, первого советского самолета, имевшего ТРД с форсажной камерой, РД-10 (Jumo 004);
- 1948 год — Первый полет истребителя «174» (в серии — Ла-15) ОКБ С. А. Лавочкина, И. Е. Федоров;
- 1956 год — Первый полет в Антарктиде вертолета Ми-1 с двигателем АИ-26В;
- 1974 год — Начало эксплуатации Ил-62М с двигателями Д-30КУ.
9 января
- 1919 год — Успешный перелет для установления воздушной связи между Туркестанским и Восточным фронтами — летчики Н. С. Горбунов и В. Р. Браун на Фармане-30 пролетели 350 км за 4 часа 20 минут, в т. ч. 300 км над территорией противника;
- 1930 год — открытия 9 января 1930 года первой регулярной воздушной линии Хабаровск — Николаевск-на-Амуре — Оха (Сахалин) — Александровск-Сахалинский протяженностью 1130 км. на четырёхместном самолете «Юнкерс Ф-13» с бортовым номером СССР-127, принадлежащем организации «Добролет»;
- Дата 9 января 1930 года официально стала Днем рождения гражданской авиации на Дальнем Востоке России;
- 1946 год — Первый полёт пассажирского самолёта Ил-12 с ПД АШ-82ФР, экипаж В. К. Коккинаки;
- 1951 год — Состоялся первый полет дальнего бомбардировщика Ту-85, экипаж А. Д. Перелета;
- 1956 год — Первый полёт экспериментального истребителя-перехватчика Е-50 (ОКБ Микояна, Гуревича, СССР) с комбинированной силовой установкой (ТРД АМ-9Е и ЖРД С-155 Душкина);
- 1960 год — Первых пассажиров принял новый аэропорт г. Благовещенск;
- 1965 год — В Дальневосточном управлении ГВФ образована Камчатская авиационная группа;
- 1975 год — Начались заводские летные испытания истребителя-бомбардировщика Су-17М2Д (С-32М2Д) с двигателем Р-29БС-300;
- 2007 год — Демонстрация руководителям МО РФ демонстрационного образца многофункционального истребителя МиГ-35.
10 января
- 1934 год — Запуск в серию истребителя И-16 Н. Н. Поликарпова на Нижегородском авиазаводе № 21;
- 1945 год — Состоялся первый полет истребителя-перехватчика Су-7 с ракетным ускорителем РД-1ХЗ;
- 1961 год — Ил-18 впервые вышел на линию Москва — Тикси — Магадан;
- 2001 год — Среднемагистральный пассажирский авиалайнер Ту-214 получил сертификат.
11 января
- 1919 год — Успешно выполнена операция по установлению воздушной связи между Туркестанским и Восточным фронтами Красной Армии. Военлеты Н С. Горбунов и В. Р. Браунц на самолете «Фарман-30» совершили перелет из селения Мартук (близ Актюбинска) до Новосергиевки. За 4 ч 20 мин проделан маршрут в 350 км, из которых 300 км над территорией противника. Летчики были награждены орденами Красного Знамени;
- 1931год — Первый полёт автожира КАСКР-2 с двигателем «Титан» (235 л.с.). Построен Камовым вместе с Н. К. Скрижинским, отсюда и название — КАСКР (Камов — Скрижинский);
- 1941 год — Первый полет истребителя Н. Н. Поликарпова И-185 с двигателем М-81;
- 1949 год — Состоялся первый полет всепогодного истребителя-перехватчика Су-15 (Первый) — первого самолета ОКБ П. О. Сухого со стреловидным крылом, летчик-испытатель Г. М. Шиянов;
- 1954 год — Начались заводские испытания МиГ-17 (СГ-5) — самолет с прицелом АСП-5 и радиодальномером СРД-3 «Град»;
- 1962 год — Ту-124 (по кодификации НАТО: Cookpot — «Кастрюля») совершил первый технический рейс на линии Аэрофлота Москва — Сочи;
- 1963 год Ан-10 вышел на линию Москва — Благовещенск;
- 1980 год — Первый полет серийного вертолета Ка-32, первого всепогодного многоцелевого вертолета Ка-32, созданного в ОКБ Н. И. Камова, пилот Н. П. Бездетнов.
12 января
- 1944 год — Выходит Постановление Государственного Комитета Обороны № 4934 «О постройке самолетов Пе-2 с двумя моторами М-107 А в варианте дневного бомбардировщика»;
- 1955 год — Начало строительства космодрома Байконур;
- 1983 год — Состоялось вручение Государственных наград в Кремле работникам АООТ «ОКБ Сухого» в связи с принятием на вооружение изделия Су-17УМ3 (С-52УМ3);
- 1985 год — Запуск в производство вертолета Ми-26Т на Ростовском вертолетном заводе;
- 1995 год — Первый полет конвертируемого грузопассажирского самолета Ан-74ТК;
- 1999 год — Презентация многофункционального истребителя (МФИ) ОКБ «МиГ» (изд. 1.42).
- 1999 год — Впервые показан МиГ-31БМ.
13 января
- 1880 год — В Санкт-Петербурге вышел в свет первый русский журнал по летательной технике «Воздухоплаватель»;
- 1933 год — Образовано ОКБ С. В. Ильюшина. Официальной датой основания ОАО «Авиационный комплекс имени С.В.Ильюшина» считается 13 января 1933 г., когда при Московском авиазаводе № 39 имени В. Р. Менжинского было создано Центральное конструкторское бюро, а в нем — бригада по разработке дальнего бомбардировщика под руководством С. В. Ильюшина. В 1935 г. бригада получила статус ОКБ. В 1941 г. ОКБ было эвакуировано в Куйбышев на завод № 18. В 1942 г. оно было возвращено в Москву на территорию завода № 240. В 1946 г. к предприятию был присоединён завод № 482, где раньше находилось ОКБ В. М. Мясищева.
- 1940 год — Состоялся первый полет самолета И-26-I (прототипа № I серийного истребителя Як-1), пилот Ю. И. Пионтковский;
- 1941 год — Начались занятия в 1-й Московской спецшколе ВВС;
- 1945 год — Государственный Комитет по обороне утвердил П. О. Сухого Главным конструктором завода № 134. Постановлением Государственного Комитета Обороны от 13 января 1945 года и последовавшего за ним приказа Наркомата авиационной промышленности «…В целях дальнейшего развития и успешного проведения работ по усовершенствованию самолета Ер-2…» решили «объединить заводы №№ 134 и 289, считая основной базой территорию завода № 134. Присвоить объединенному заводу № 134 и сохранить за ним территорию, сооружения и жилые дома… Утвердить директором и главным конструктором объединенного завода № 134 тов. Сухого Павла Осиповича…».
- 1966 год — Первый полет первого серийного Ил-62, выпущенного КАПО им. С. П. Горбунова.
14 января
- 1905 год — Состоялось официальное открытие первого в Европе Аэродинамического института в Кучино (построен на средства Д.П. Рябушинского);
- 1921 год — Начался первый советский дальний авиационный перелет. Военные летчики Б. К. Веллинг и Н. П. Грунин, доставляя военную почту на самолете LVG «Эльфауге», пролетели по маршруту Полторацк (Ашхабад) — Каган — Керки — Термез и обратно, проделав путь в 2450 км за за 22 ч 45 мин летного времени. Перелет продолжался 5 дней и завершился 18 января;
- 1932 год — Первый полет летающей лодки МДР-3 И. В. Четверикова, Б. Л. Бухгольц;
- 1941 год — Летчиком-испытателем А. И. Кокиным начаты заводские испытания первого экземпляра самолета-штурмовика Су-6 (А);
- 1950 год — Первый полет первого в мире боевого самолета МиГ-17, на котором в этом же году была достигнута скорость звука;
- 1965 год — Мировой рекорд скорости на Як-32 по замкнутому маршруту 100 км — 724, 43 км/ч;
- 1965 год — Совершил первый полёт специально подготовленный для установления мировых рекордов вертолет Ми-10Р;
- 1965 — Мировые рекорды на вертолете Ми-10 по подъему груза — 15 т на высоту 2840 м, 5 т — на 7151 м (Р.Капрэлян).
15 января
- 1712 год - Указом Императора Петра 1 в городе Санкт-Петербурге создана инженерная школа, ныне Военно-космическая академия имени А.Ф.Можайского;
- 1932 год - Первый полет морского дальнего разведчика МДР-3 конструктора Игоря Вячеславовича Четверикова. Постройка самолета производилась с весны 1931 г. и была завершена в декабре 1931 г., самолет был перевезен в Севастополь. Самолет представлял собой летающую лодку-моноплан с подкосным крылом и близко поставленными подкрыльными поплавками. 15 января 1932 г. состоялся первый полет летчика Б. Л. Бухольца, а 25 марта испытания были закончены.Самолет показал хорошую мореходность, скорость до 210 км/ч, время разбега 36 с, но плохую скороподъемность и потолок всего 2200 м. Причиной этого была отчасти тандемная установка двигателей, но главное - ухудшенная аэродинамика самолета. Заклепки с полукруглыми головками, отсутствие обтекателей и зализов на узлах стоек и подкосов, наружные стрингеры и фальшборт лодки, подвеска бомб по бортам, радиаторы тандемных установок, особо вредившие тем, что они находились над крылом на небольшом от него расстоянии и, кроме того, множество мелких “колючих” деталей, находившихся в потоке, - все это сильно снижало аэродинамическое качество МДР-3. Самолет МДР-3 был признан неудовлетворительным и передан для переделки А. Н. Туполеву, который на его основе выпустил самолет МДР-4 (АНТ-27).
- 1934 год - Перевод ОКБ А.С. Яковлева из Осоавиахима в НКТП с образованием завода № 115;
- 1954 год - Выходит распоряжение СМ СССР о восстановлении «Государственного Союзного опытного завода № 51 МАП»; ОКБ-51/ОКБ им. П.О. Сухого;
- 1958 год - Начало работы по созданию навигационной автономной системы «Трасса», устанавливавшейся на самолётах Ту-104, Ту-114, Ту-134, Ил-18, Ан-12 (концерн «Вега»);
- 1962 год - Ан-12 совершил первый трансконтинентальный антарктический рейс между станциями «Мирный» и «Восток»;
- 1973 год - Ту-154 вышел на линию Москва – Челябинск;
- 1977 год - Первое автоматическое катапультирование с самолета вертикального взлёта и посадки в аварийной ситуации, Як-38.