Авиакалендарь России

Май (22.05-31.05)

22 мая

  • 1937 год - Полина Денисовна Осипенко на МП-1бис установила три мировых рекорда, сначала поднявшись на высоту 7005 м с грузом 1000 кг, затем улучшила этот показатель на 600 м, но с нагрузкой 500 кг. Наконец, 22 мая высотным венцом стал подъем без груза на 8846 м. Не каждому, тем более даме, дано, даже с кислородным прибором подняться так высоко. С тех пор это достижение легендарной летчицы осталось непревзойденным;
  • 1939 год - ГСКБ-47 (ныне АО НПП "Базальт") разработаны и сданы на вооружение первые образцы авиабомб;
  • 1941 год - Состоялся первый полет самолета Г-28 "Кречет" (разр-к Грибовский);
  • 1944 год - Вышло Постановление ГКО № 5946 о развитии реактивной авиации в стране. Ввиду отсутствия в нашей стране турбореактивных двигателей (ТРД) его результатом стало появление самолёта И-250 с комбинированной силовой установкой (ВК-107А плюс ВРДК), взлетевшего в марте 1945 года;
  • 1944 год - Постановление правительства "О создании авиационных реактивных двигателей", один из пунктов которого предписывал начальнику НИИ-1 П.И.Федорову и конструктору А.М.Люльке построить экспериментальный газотурбинный ВРД со статической тягой 1250кгс и предъявить его на заводские испытаний к 1 марта 1945 года. Так как в НИИ-1 производственной базы для создания ТРД не было, решением правительства на небольшом московском механическом заводе штампов и приспособлений № 165 развернули опытно-конструкторскую базу по изготовлению реактивных двигателей. В начале 1945 года на этом предприятии был изготовлен первый экземпляр экспериментального ТРД С-18, спроектированного группой А.М.Люльки. К сентябрю предполагалось построить и предъявить на летные испытания модификации истребителей Як-9, Ла-5 и Су-6 2ТК-3 с дополнительными ЖРД РД-1, разработанными В. П. Глушко в ОКБ НКВД при заводе № 16. При работе ускорителей на самолетах Як-9 и Ла-5 время набора высоты 5000 м должно было уменьшиться до трех минут, а максимальная горизонтальная скорость полета - возрасти до 780 км/ч на отрезке времени до трех минут;
  • 1945 год - Вышли Постановления Государственного Комитета Обороны : № 8671 « О вывозе оборудования и материалов с немецких авиационных заводов, лаборатории, института испытания материалов в г. Берлин на предприятия Наркомавиапрома» и № 8673 « О вывозе оборудования с немецких авиазаводов из г. Берлин и с авиамоторного завода в г. Гонсхаген на предприятия Наркомавиапрома»;
  • 1952 год - Был готов эскизный проект винтокрыла Ка-22;
  • 1957 год - Состоялся первый успешный запуск межконтинентальной ракеты «Буря» конструкции ОКБ С.А.Лавочкина. Генеральный конструктор Семен Лавочкин пытался доказать, что не стоит отказываться от крылатого летательного аппарата с уникальными летно-тактическими данными. Он предлагал использовать «Бурю» как беспилотный фоторазведчик большой дальности или как ракету-мишень;
  • 1959 год - Вышло специальное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О подготовке человека к космическим полетам». По предложению С.П.Королева, «для такого дела лучше всего подготовлены летчики и, в первую очередь, летчики реактивной истребительной авиации. Летчик-истребитель - это и есть требуемый универсал. Он летает в стратосфере на одноместном скоростном самолете. Он и пилот, и штурман, и связист, и бортинженер...»;
  • 1964 год - Принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР о начале работ в ОКБ-52 (Челомей) по созданию космоплана и ракетоплана;
  • 1965 год - Установлен первый мировой рекорд на МиГ-21УС, женский мировой рекорд высоты (динамический потолок) - 24336 м, Н.А. Проханова на Е-33 (МиГ-21УС) ОКБ МиГ;
  • 1981 год - Начались Государственные совместные испытания самолета Су-17МЗ (С-52);
  • 1991 год - Заводской летчик-испытатель А И. Довгань выполнил первый полет на головной машине многоцелевого вертолета Ка-50 Черная Акула (№001, борт 018);
  • 2001 год - Первый в России лизинг авиатехники, авиакомпания "Дальавиа" получила в лизинг Ту-214 Казанского АПО от Финансовой лизинговой компании (ФЛК).
23 мая

  • 1844 год - Родился генерал-лейтенант авиации от кавалерии Александр Васильевич Каульбарс Alexander Wilhelm Andreas von Kaulbars. Основатель первого в России аэроклуба, заведующий авиационным делом в армиях Северо-Западного фронта. Считается одним из первых создателей и руководителей Воздушного флота России;
  • 1910 год - Конструктор А.С.Кудашев поднял свой аппарат в воздух и совершил в этот день два полета по прямой на высоте 2 - 3 метров на расстояние немногим более 100 метров. Биплан Кудашева ( Кудашев-1 ) - ферменный биплан с передним рулем высоты и хвостовым оперением - стабилизатором и рулем направления. Двигатель Анзани в 35 л. с. с тянущим винтом был установлен над передней кромкой нижнего крыла. Передние фермы, несущие руль высоты, переходили в полозья низкого шасси, к которым крепилась ось с колесами. Под хвостом было третье колесо. Крылья - двухлонжеронные одинакового размаха, но у верхних, несших элероны, длина хорды на 0,2 м больше. Каркас самолета был сделан из сосновых брусков и реек. Стойки коробки крыльев и стержни ферм имели круглое сечение. Обтяжка - прорезиненное полотно. На этом самолете А.С.Кудашев 23 мая 1910 г. совершил полноценный полет на несколько десятков метров в длину, первый в России. Официально он зарегистрирован не был, так как выполнялся без предупреждения;
  • 1923 год - Получено разрешение Главного Управления Военной промышленности (ГУВП) на проведение работ по новому истребителю. Считается официальной датой начала создания ИЛ-400. Тогда же в распоряжение ГАЗ №1 из средств Авиаотдела ГУВП, предназначенных для развития конструкторского дела, было перечислено 18 тыс. рублей золотом;
  • 1928 год - Из бухты Кингсбей (архипелаг Шпицберген) к Северному полюсу вылетел дирижабль «Италия» с экипажем из 16 человек во главе со знаменитым итальянским конструктором генералом Умберто Нобиле (1885–1978). На следующий день 24 мая аэронавты сбросили на полюс флаг Италии и крест папы Римского, а 25 мая радиосвязь с экспедицией прервалась. Благодаря радиолюбителю Шмидту из деревни Вознесение-Вохма Северо-Двинской области, уловившему сигнал бедствия, а также рейдам советских летчиков и маневрам ледокола «Красин», удалось спасти Нобиле и еще семерых членов его команды. На обратном пути близ острова Шпицберген дирижабль потерпел катастрофу. В живых осталось 8 человек. 7 человек было спасено советской экспедицией на ледоколе "Красин", а самого Нобиле вывез шведский летчик Лундборг. В 1932-36 гг. Нобиле работал в СССР, руководил строительством дирижаблей В-5, В-6 и ДП-5 (последний - объемом 50 тысяч куб. м.). Одновременно обучал студентов Дирижаблестроительного института, который впоследствии был переименован в Московский авиационно-технологический институт;
  • 1933 год - Состоялся первый полет многоместного истребителя МИ-3 (АНТ-21), пилот И.Ф. Козлов;
  • 1934 год - Состоялся первый полет экспериментальной крылатой ракеты 06/1, спроектированной под руководством С.П.Королева и оснащенной гибридным реактивным двигателем и автоматом устойчивости. На ракете был установлен кислородный двигатель с максимальной тягой ~50 кг. Вес ракеты составлял 30 кг. Взлет ракеты осуществлялся по-самолетному, т. е. с горизонтальных направляющих. Предполагалось, что потом ракета будет подниматься по наклонной траектории (примерно под углом 60 к горизонту), а после окончания работы двигателя перейдет на планирующий полет. Однако первые же полеты показали неудовлетворительную устойчивость ракет 06/1. Ракеты делали мертвые петли, бочки и другие фигуры высшего пилотажа, но расчетной траектории не получалось;
  • 1939 год - Сухой представил эскизный проект истребителя с мощным мотором М-105 ОКБ В.Я.Климова. Проект Су-1 одобрили и утвердили 1 июня 1939 года,, а 23 июля того же года был утвержден макет самолета;
  • 1944 год - По приказу НКАП №351 разработка самолета "особого назначения" была поручена конструкторскому бюро, возглавляемому В.Г. Ермолаевым. Было решено - для быстрейшего выполнения задания - самолет делать на базе бомбардировщика Ер-2. Машина получила обозначение - Ер-2ОН;
  • 1949 год - Первый опытный экземпляр самолета УТИ МиГ-15, И-312 (МиГ-15УТИ) был выпущен на заводские летные испытания;
  • 1955 год - Вышло Постановление Правительства об организации ОКБ-256 и о постройке экспериментального самолета Цыбина PC (НМ-1, РСР). Документ подписали первые 13 членов Политбюро и правител
24 мая

  • 1910 год - Первый официально зарегистрированный полёт аэроплана русской конструкции - «Гаккель-III». Первые пробежки были сделаны на ипподроме, а затем он был перевезён на Гатчинский аэродром, где комиссия Всероссийского аэроклуба официально зарегистрировала первый полёт по прямой, на расстояние около 200 м. (Позднее выяснилось, что за день до этого совершил подобный полёт А.С. Кудашев в Киеве). Сколько-нибудь длительных полётов на этом самолёте сделано не было из-за неудовлетворительной работы двигателя: он быстро перегревался и вынуждал идти на посадку. Не оправдал себя и S-образный профиль крыла, от которого Гаккель вскоре отказался;
  • 1935 год - Состоялся первый перелив бензина с планера на самолет-буксировщик. Это произошло на высоте 1200 м, когда из планера Г-14 (планерист Кузьмин) за 15 минут перелили в буксировщик Р-5 (пилот Баранов) 150 кг бензина. После этого было решено построить специальный вариант планера - Г-14 "Летающая цистерна" (Г-14 ЦЛ-2А);
  • 1938 год - Экипаж Полины Осипенко (второй пилот В.Ломако и штурман М. Раскова) снова удивил мир, пролетев на пассажирской летающей лодке МП-1бис по прямой 1749,23км;
  • 1940 год - В ходе заводских испытаний пилот А.Н. Екатов на истребителе И-200 (МиГ-1) № 01 достиг скорости 648,5 км/ч на высоте 6900 м, причем на номинальном режиме работы мотора;
  • 1947 год - Макет самолета "77" (Ту-18 2"Нин-1") предъявили заказчику. Доработки, связанные с устранением замечаний макетной комиссии, несколько затянули срок сдачи эскизного проекта. 31 мая вышло Постановление Совмина о создании бомбардировщика Ту-12. К этому времени на опытном заводе № 156 началась переделка серийного Ту-2С, выпущенного заводом № 23 в будущий Ту-12;
  • 1947 год - Летчик-испытатель В.Н. Юганов выполнил на истребителе И-307 ("ФФ") первый вылет, а через три дня второй. С целью улучшения взлетно-посадочных и летных характеристик истребитель МиГ-9 был оснащен двумя форсированными двигателями BMW-003с с тягой по 1050 кгс. 19 мая 1947 года, был выпущен из производства и передан на заводские испытания;
  • 1957 год - Завершились статические испытания планера Ан-10;
  • 1968 год - Постановление Совета Министров СССР о проектировании самолета Е-155МП (МиГ 31) в трех модификациях: истребителя-перехватчика Е-155МП как составляющей авиационного всевысотного комплекса перехвата воздушных целей С-155М, фронтового разведчика-бомбардировщика Е-155МРБ и "чистого" разведчика E-155MP с представлением на совместные государственные испытания в 4-м квартале 1971 года;
  • 1977 год - Завершилась макетная комиссия с участием представителей заказчика и отраслевых институтов.Т-8-10 с двигателями Р-95Ш был построен и официально передан на государственные испытания 26 июня 1978 года;
  • 1995 год - Состоялся первый вылет модернизированного израильской государственной компанией IAI отечественного МиГ-21 (МиГ-21-2000). От первого варианта МиГ-21-2000 машина отличается составом оборудования кабины пилота;
  • 1986 год - Начались Государственные совместные испытания самолета Су-27УБ (Т-10У);
  • 1999 год - Состоялся первый вылет второго летного экземпляра МиГ-29УБТ.
25 мая

  • 1889 год - В Киеве родился авиаконструктор Игорь Иванович Сикорский. После четырех классов гимназии он закончил общеобразовательные кадетские классы Морского корпуса, затем уехал с родителями в Париж. В 1906 году у Сантос-Дюмона Сикорский поднялся в воздух на аэроплане. В следующем году он вернулся в Россию и поступил на механическое отделение Киевского политехнического института. Свои работы в авиации он начал с разработки геликоптеров - С-1 и С-2. В 1910 году построил свой первый аэроплан. Успеха добился на машине С-5, совершив на ней 17 мая 1911 года четырехминутный полет. В августе 1911 года на этой же машине он сдал экзамены на пилота-авиатора. В 1912 году Сикорский занял должность главного конструктора Русско-Балтийского вагоностроительного завода (РБВЗ), где ему давалось право строить каждый год не менее одного опытного самолета за счет заводских средств. В 1919 году Сикорский эмигрировал в США (в 1923 году основал фирму), где под его руководством были созданы пассажирские и военные самолеты и вертолеты;
  • 1925 год - В Ленинграде начались испытания И-2. Летали А. Д. Мельницкий и Л. И. Гикса. Как обычно, у новых людей появилось много новых идей и пожеланий: улучшить маневренность, облегчить управление, увеличить площадь крыльев, расширить кабину и даже установить турбокомпрессор. Однако к тому времени началась наконец подготовка к серийному производству самолета на ГАЗ No. 1 и ГАЗ No. 3, поэтому его конструкторам было уже не до излишних фантазий. И-2 пошел в серию с большим "букетом" недостатков. До удовлетворения всех требований представителей ВВС было еще далеко. Военные, хоть и принимали самолеты, настойчиво требовали продолжить совершенствование машины. Испытания проводились в Питере потому что к тому времени Григорович возглавил образованный в Авиатресте Отдел морского опытного самолетостроения (ОМОС). Его разместили на ленинградском ГАЗ No. 3 "Красный летчик" (позднее - завод No. 23);
  • 1937 год - КОР-1(Бе-2) был передан Авиационному научно-испытательному институту Морских Сил (НИИ МС РККА) в Севастополе для прохождения Госиспытаний. Выяснить возможность взлета КОР-1 с корабля не представлялось возможным, так как советские Морские силы располагали лишь катапультой К-3, не способной разогнать самолет до необходимой взлетной скорости в 120 км/ч;
  • 1939 год - Прошли первые в стране испытания системы автоматического взлета и посадки (самолет ТБ-1);
  • 1943 год - Состоялся первый вылет высотного истребителя И-220 №01 с АМ-39 ОКБ Микояна и Гуревича;
  • 1948 год - Бригада испытателей в составе: ведущего летчика-испытателя капитана Тинякова, ведущего штурмана майора Горбунова и ведущего инженера инженер-майора Зюскевича завершила программу госиспытаний самолета Су-12;
  • 1965 год– Первый полёт многоцелевого вертолёта Ка-26 с ПД АИ-14В, лётчик-испытатель Владислав Владимирович Громов;
  • 1966 год - Завершены Государственные совместные испытания самолета Су-7У (У-22);
  • 1969 год - Самолет Бе-30 №3 ("ИП") демонстрировался на Парижском Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже, выполнив перелет туда и обратно за 24 ч 03 мин. Пилотировал его летчик-испытатель Ю.М. Куприянов. Весовое совершенство машины поражало современников. В конструкции самолета нашли применение много новейших по тому времени технологий. За экономию массы конструкторов щедро премировали;
  • 1973 год – На Смоленском авиазаводе выпущен первый серийный Як-18Т;
  • 1995 год - Первый полет первого прототипа МиГ-21-93, доработанного в Нижнем Новгороде, летчик-испытатель ОКБ имени А.И. Микояна В. Горбунов. Самолет является модернизацией ранее выпущенных истребителей МиГ-21бис. Оснащен новым фонарем кабины с цельным козырьком, значительно улучшающим обзор вперед. Кабина истребителя выполнена с использованием современных достижений эргономики. Установка нового оборудования, вооружения и многофункциональной бортовой малогабаритной импульсно-доплеровской РЛС Копье, позволили этому самолету по боевым возможностям приблизится к истребителям 4 поколения;
  • 2017 год - Вертолёт Ка-62 совершил первый полноценный полёт на лётно-испытательной станции Арсеньевского завода «Прогресс». Программа предусматривала полёт по кругу на скорости 110 км/ч общей продолжительностью 15 минут. Первый тестовый полёт вертолёт Ка-62 совершил 28 апреля 2016 года на аэродроме завода «Прогресс» в городе Арсеньев Приморского края. Вертолёт приподнялся над землёй и, выполнив висение с разворотами, рысканиями по тангажу и крену, приземлился. Весь полёт занял не более десяти минут.
26 мая

  • 1907 год - Родился летчик-испытатель Г.Ф. Байдуков. Вместе с А.В. Беляковым и В.П. Чкаловым совершил дальние перелеты Москва-о.Удд и Москва-Северный полюс-Ванкувер (США). В финскую войну командовал авиагруппой и полком. Во время Великой Отечественной войны был командиром дивизии, затем авиакорпуса. Автор книг "Наш полет в Америку", "Записки пилота", "Чкалов" и др;
  • 1912 год - Мировой рекорд высоты полета - 1350 м, пилот Г.В. Алехнович на самолете конструкции Я.М. Гаккеля;
  • 1913 - В Петербурге первый в мире тяжелый многомоторный самолет "Русский витязь" конструкции Игоря Сикорского успешно прошел испытания в полете;
  • 1924 год - Первый полет первого отечественного цельнометаллического самолета АНТ-2, пилот Н.И. Петров. Создавался как пассажирский самолет для местных линий на 2 пассажира. Было начато его мелкосерийное производство;
  • 1945 год - Истребитель МиГ-13 (И-250 №02) впервые поднялся в небо и достиг высоты 1300 метров. В тот период А П Деев был единственным летчиком-испытателем ОКБ-155 и вторую машину пришлось поднимать ему;
  • 1956 год - Первый полет опытного истребителя-перехватчика с треугольным крылом Т-3 ОКБ П.О.Сухого, В.Н.Махалин;
  • 1965 год - Мировой рекорд высоты с грузом 5 т для вертолётов – 7.151 м, экипаж В.П. Колошенко на Ми-10К;
  • 1967 год - Поднялся в воздух первый опытный самолет "23-11/1" (в будущем МиГ-23) под управлением А.В. Федотова. Ведущим инженером на испытаниях был назначен сын Генерального Конструктора В.А.Микоян;
  • 1975 год - Официально принят на вооружение военно-транспортный самолет Ан-26, приказ №106 Министра обороны СССР;
  • 1982 год - Первый полёт второго экземпляра М-17 "Стратосфера" - высотного разведчика ОКБ Мясищева; лётчик-испытатель Э.Н.Чельцов.
27 мая

  • 1911 год - В Москве состоялась первая авиационная неделя. Неделя была организована Московским обществом воздухоплавания с целью ознакомить москвичей с последними достижениями авиации. Хотя в состязаниях принимали участие только гражданские летчики, но также выполнялись "упражнения военного характера": бомбометание в нарисованный на поле броненосец, разведка, преследование воздушного шара и полет для связи;
  • 1913 год - Самолет "Гранд" выполнил еще один продолжительный полет. На борту кроме Сикорского и Янковского находились четыре механика. Они поочередно, а потом и вместе выходили на балкон или собирались в хвостовой части салона. Так проверялось поведение самолета при разных центровках. В полете выключался двигатель, выполнялись крутые виражи. Машина с успехом выдерживала все более тяжелые условия испытания;
  • 1914 год - Первый полет продолжительностью 12 мин гидроаэроплана “Илья Муромец” - (ИМ-Б поплавковый). Пилотируемый И. И. Сикорским и лейтенантом Г И Лавровым самолет успешно прошел испытания с полной нагрузкой. Мореходность была удовлетворительной, а управляемость на воде хорошей, чему благоприятствовала возможность пользоваться для разворотов работой двигателей любой стороны. “Муромец” в этом варианте был принят морским ведомством. Это был крупнейший в мире гидросамолет вплоть до 1917 года;
  • 1928 год - С трех пассажирских и одного транспортного самолетов в песках Каракум была высажена группа красноармейцев, которая разгромила банду басмачей и с помощью того же авиаотряда вернулась в расположение части;
  • 1933 год - Первый полет истребителя АНТ-31 (И-14) с мотором "Бристоль-Меркур" VS2 мощностью 500 л. с., пилот К.К. Попов. Первый советский цельнометаллический самолет-истребитель со свободнонесущим монопланным крылом. Впервые на истребителе было применено убираемое в полете шасси, закрываемый фонарь, отапливаемая кабина . Самолет состоял на вооружении ВВС. Было построено 18 самолетов;
  • 1935 год - Начало летных испытаний учебно-тренировочного моноплана УТ-2 с двигателем М-11 мощностью в 100 л.с., конструкции А.С. Яковлева;
  • 1944 год - Выполнив 43 полета по программе испытаний (налет 22 часа 37 минут), завершились государственные испытания опытного Ил-10 АМ-42 в ГК НИИ ВВС КА. Ведущий инженер П.Т. Аброщенко (ведущий летчик-испытатель А.К.Долгов, штурман Горбунов);
  • 1952 год - Состоялся первый полет сверхзвукового истребителя И-360 (в серии МиГ-19). На самолете были установлены два турбореактивных двигателя АМ-25;
  • 1959 год - С грунтовой полосы аэропорта Жуляны взлетел Ан-10 (сер. №12-02, борт СССР-11161) с пассажирами среди которых находились представители ОКБ Антонова, воронежского завода, ГосНИИ ГВФ, работники УТУ, а также журналисты. Через 1 ч 25 мин он приземлился во Внуково;
  • 1960 год- Абсолютный мировой рекорд скорости на замкнутом маршруте – 2092 км/ч; Б.М. Адрианов на Т-405 (Су-9);
  • 1986 год - На аэродроме Лётно-исследовательского института в Жуковском был осуществлен 3-й атмосферный полёт БТС-002, полноразмерного самолёта-аналога КК "Буран", пилотируемого И.П. Волком и Р.А. Станкявичусом. Высота полёта составила 4 км при скорости 540 км/ч.
28 мая
  • 1924 год - В присутствии руководства У ВВС и ЦАГИ проходили официальные испытания самолета АНТ-2. Испытания проходили успешно;
  • 1929 год - Завершились государственные испытания в НИИ ВВС самолета АНТ-9 . Машину пилотировал тот же Громов, а за летнаба у него был инженер Стоман. Отзыв НИИ был вполне положительным;
  • 1945 год - Завершились заводские испытания Як-9С (летчик П.Я.Федрови) и государственные испытания с 28 августа по 14 сентября 1945 г. Як-9С с двигателем ВК-105ПФ2 и винтом ВИШ-105СВ-01 являлся модификацией серийного Як-9М и отличался от него вооружением, а также винтом, обладавшим более высоким КПД благодаря профилированию комлевых частей лопастей. Буква "С" в наименовании самолета - это заводской индекс, не несущий какой-либо смысловой нагрузки;
  • 1947 год - Первый вылет самолета Су-11"ЛК". Обслуживание летных испытаний возложили на бригаду в составе: летчика-испытателя Г.М.Шиянова, ведущего инженера по испытаниям В.П.Балуева, бортмеханика М.М.Семчурина, мотористов И.Н.Осипенкова и М.Г.Пахомова, ведущего инженера завода № 165 В.В.Ефимова. 3 августа самолет Су-9, пилотируемый А.Г.Кочетковым и Су-11, пилотируемый Г.М.Шияновым приняли участие в параде, посвященном Дню Воздушного флота СССР;
  • 1954 год - В Поти завершились контрольные испытания трех серийных Бе-6 выпуска 1952-53 годов, с целью уточнения характеристик расхода топлива двигателями AШ-73. Было выполнено 32 полета с налетом 92 ч 35 мин, в том числе 2 полета на дальность, в которых участвовали машины в разведывательной конфигурации (т. е. без внешних подвесок) и бомбардировочной (с подвеской). Полученные материалы легли в основу инструкции по расчету дальности и продолжительности полета Бе-6;
  • 1954 год - Постановлением Совмина СССР №1034-443 Ту-16 принят на вооружение;
  • 1960 год - Летчик ГК НИИ ВВС Б.М.Адрианов на серийном Т-405 (Су-9). установил мировой рекорд скорости в горизонтальном полете на базе 100 км - 2092 км/ч. Для регистрации в ФАИ самолет был назван Т-405, что соответствовало его заводскому номеру (04-05), а двигатель условно назвали тип 13;
  • 1965 год - Экипаж Г. В. Алферова на вертолете Ми-10Р установил сенсационный абсолютный рекорд грузоподъемности, подняв 25105 кг на 2840 м. В общей сложности на Ми-10 и Ми-10Р удалось установить 8 рекордов;
  • 1975 год - Введен в действие Устав о дисциплине работников гражданской авиации СССР;
  • 1981 год - Состоялся первый полет опытного образца одноместного спортивно-пилотажного самолета Як-55, главный конструктор Ю.И.Янкевич, пилот М.Б.Молчанюк (А.А.Булыгин);
  • 2017 год - На аэродроме Иркутского авиационного завода – филиала ПАО Корпорация «Иркут» (в составе ОАК) состоялся первый полет нового пассажирского самолета МС-21-300. Продолжительность полета составила 30 минут, он проходил на высоте 1000 метров при скорости 300 км/час. Экипаж: КВС Олег Кононенко, 2-й пилот Роман Таскаев.
29 мая

  • 1891 год - Родился К.К. Арцеулов. Русский летчик-испытатель, покоритель штопора, конструктор планеров и тренажеров, художник-иллюстратор, внук русского художника Ивана Айвазовского. Родился в семье потомственного моряка Константина Арцеулова (сына Николая Арцеулова) и Жанны Арцеуловой, дочери Ивана Айвазовского. Учился в Морском кадетском корпусе (1906—1908), затем работал на авиационном заводе С. Щетинина в Петербурге, одновременно учился в лётной школе и занимался планеризмом. На планёрах собственной конструкции поднимался в воздух.;
  • 1894 год - В мае опубликована работа К.Э.Циолковского "Аэроплан или птицеподобная (авиационная) лететельная машина";
  • 1939 год - Образовано Уфимское агрегатное предприятие "Гидравлика";
  • 1940 год - Состоялся первый полет экспериментального "складного истребителя" ИС конструкции В.В. Шевченко и В.В. Никитина. Вопреки опасениям самолет вел себя безукоризненно. Правда, крыло, и шасси Кулешов не убирал. Впервые сделал этот "смертельный трюк" легендарный летчик-испытатель Георгий Шиянов 21 июня 1940 г. Самолет и здесь показал отличные результаты. В заключительном отчете от 9 января 1941 г. Шиянов писал: "Оборудование кабины ИС-1 аналогично самолетам И-153, И-16. Приборы расположены удобно. Органы управления мотором, самолетом и вооружением расположены целесообразно. Посадка в кабине удобная, но обзор для руления имеет слишком узкий сектор. На взлете самолет легко отрывается и не боится боковика. Возможен взлет с подрывом. На больших углах атаки тенденций к сваливанию нет. Наивыгоднейшая скорость набора - 200-210 км/ч. На скорости набора 240 км/ч наблюдается небольшая вибрация хвостового оперения типа бафтинг;
  • 1940 год - Постановление Комитета Обороны №236 предписывало воронежскому авиазаводу №18 выпустить в том же году 70 бомбардировщиков в виде установочной партии, а в 1941 году построить уже 800 самолетов ДБ-240! Не дожидаясь начала государственных испытаний, только на основе докладов Ермолаева и поддерживавшего его начальника ГУ ГВФ В.С.Молокова было принято решение о развертывании серийного производства ДБ-240;
  • 1946 год - (с 6 мая) завершились заводские испытания первого опытного Як-18-1, снабженного двигателем М-11ФМ и винтом ВИШ-АВ-22;
  • 1958 год - Мировой рекорд скорости на замкнутом маршруте 100 км - 162,7 км/ч, В.В.Виницкий на Ка-15.
30 мая

  • 1930 год - Пассажирский самолет К-5 (разраб-к Калинин) перелетел в Москву, где выдержал экзамен перед государственной комиссией. Госкомиссия установила, что самолёт вполне отвечает предъявленным требованиям. Но двигатель ненадёжен - частые поломки коленчатого вала и шатунов, отказ свечей, и его следует заменить. Под новый двигатель - Pratt & Whitney Hornet, создавали второй опытный самолёт. Он был готов только весной 1930, когда двигатель наконец был получен;
  • 1941 год - Утвержден макет тяжелого истребителя ВИ (Пе-3);
  • 1944 год - Приказом НКАП №371 всем главным конструкторам, занимающимся созданием истребителей, были официально выданы следующие задания. А.С.Яковлеву надлежало модифицировать истребитель Як-9 с мотором ВК-105ПФ, оснастив его дополнительным однокамерным ракетным двигателем РД-1 конструкции В.П.Глушко, а также разработать экспериментальный истребитель с таким же, но трехкамерным ракетным двигателем С.А.Лавочкина обязывали произвести аналогичную доработку истребителя Ла-5 с мотором АШ-82ФН или АШ-83, а также спроектировать экспериментальный истребитель с реактивным двигателем ТР-1 конструкции А.М.Люльки. Н.Н.Поликарпову приказывали разработать экспериментальный истребитель с двухкамерным реактивным двигателем конструкции Л С Душкина, а П.О.Сухому - экспериментальный истребитель с мотором ВК-107А и дополнительным воздушно-реактивным двигателем с компрессором конструкции ЦИАМ, а также модификацию самолета Су-6 под мотор АШ-82ФН 2ТК-2 или АШ-83 с дополнительным однокамерным двигателем РД-1. Что касается А.И.Микояна и М.И.Гуревича, то в их задачу входило создание экспериментального истребителя с мотором ВК-107А и дополнительным воздушно-реактивным двигателем с компрессором конструкции ЦИАМ. Таким образом, ввиду неясности, какое из направлений в реактивном двигателестроении наиболее перспективно, конструкторам поручили охватить все реально существовавшие на то время типы реактивных силовых установок - ЖРД, ТРД и ВРДК. Создание экспериментального истребителя с турбореактивным двигателем конструкции А.М.Люлька было поручено только ОКБ С.А.Лавочкина. Однако первый отечественный ТРД с более высокими, чем у РД-1, характеристиками начал проходить стендовые испытания в 1945 году, показав тягу в 1250 кг. И только в 1947 году двигатель под обозначением ТР-1 прошел государственные испытания, а его тяга достигла значения 1360 кг. Таким образом, от возобновления работ до завершения испытаний прошло еще около трех лет;
  • 1950 год - Завершились заводские испытания истребителя – перехватчика Як-50 (первый). На высоте 10 км максимальная скорость горизонтального полета не превышала 1065 км/ч, что соответствовало числу М=0,992. Однако при полете на обжатие (в пологом пикировании) на высотах 10-11 км превысили скорость звука, достигнув числа М=1,03.;
  • 1952 год - Первый полет реактивной летающей лодки Р-1 ОКБ Г.М. Бериева, пилот И.М. Сухомлин. По схеме Р-1 - лодочный моноплан с прямым крылом тонкого профиля, на концах которого расположены убирающиеся поплавки. Турбореактивные двигатели В-1 конструкции Климова располагались в передней части центроплана. Такая компановка двигательной системы оказалась удачной с точки зрения аэродинамики. Взлетная масса самолета - 20 т, экипаж - 3 человека. Р-1 послужил прототипом для целого семейства реактивных летающих лодок;
  • 1955 год - Состоялся первый беспосадочный полет Як-24 общей продолжительностью 4 часа 38 минут, когда вертолет перегнали в Москву для подготовки к параду. Перелеты оказались нелегким делом для летчика, который почти пять часов неотрывно управлял машиной, постоянно работая рукояткой и педалями. Только с 1957 г., когда на Як-24 в систему управления ввели демпфирующие устройства для автоматической стабилизации полета, длительные перелеты перестали быть утомительными и даже обрели некоторую комфортность;
  • 1960 год - Решение Комиссии Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам о разработке МиГ-23 на базе МиГ-21ПФ с использованием системы вооружения С-23. В серийном производстве он должен был заменить на конвейере уже хорошо освоенный МиГ-21ПФ. Становление аэродинамического облика самолёта, которому присвоили заводской номер Е-8 (МиГ-21Ф имел индекс Е-6, а МиГ-21ПФ - Е-7), определялось сравнительно небольшим объёмом теоретических и экспериментальных исследований;
  • 1962 год - Первый полет перехватчика Т-58Д-1 прототип истребителя-перехватчика Су-15 (кодовое обозначение НАТО - Flagon (Графин), пилот В.С. Ильюшин;
  • 1976 год - Завершились контрольно-серийные испытания Як-18Т, лётчик-испытатель Глеб Сергеевич Галицкий. Ведущим инженером была Л.Пушкина. Полёты выполнялись на Як-18Т СССР-81399 из аэропортов Шереметьево, Воронеж, Сухуми, Калинин (ныне Тверь). После 68 полётов и получения положительной оценки Як-18Т рекомендовали к эксплуатации в лётных училищах. Як-18Т- цельнометаллический низкоплан с прямым свободнонесущим крылом. Основными материалами, примененными в конструкции - алюминиевые сплавы Д16 и АК6;
  • 1978 года, отменен очередной рейс самолета Ту-144 (по указанию Генерального конструктора А.А. Туполева). Временная остановка эксплуатации оказалась в итоге окончательной;
  • 1980 год - Завершены Государственные совместные испытания штурмовика Су-25;
  • 1980 год - 1980 года, завершены Государственные совместные испытания фронтового бомбардировщика Су-24М;
  • 2000 год - Первый полёт вертолёта Ми-24М с запорожскими двигателями ВК-2500;
  • 2000 год - В помещении делового центра АНТК им.А.Н.Туполева проведена презентации Ту-334 с двигателями BR715 для потенциального заказчика - ОАО "Аэрофлот - Российские международные авиалинии";
  • 2016 год - Торжественная выкатка из сборочного цеха ТАНТК им. Георгия Михайловича Бериева первого таганрогского Бе-200ЧС (№303).
31 мая

  • 917 год - Штабс-капитан Макаров на боевом самолете "Анатра-Д" сделал подряд две "мертвые петли". Это была первая фигура высшего пилотажа в истории русской авиации, сделанная на машине, предназначенной для корпусных авиаотрядов и не рассчитанной на высший пилотаж;
  • 1923 год - Авиакомпания Junkers Luftverkehr Russland открыла авиалинию в Закавказье по маршруту Москва – Тифлис. Трасса: Москва (Ходынка) - Харьков - Ростов - Новороссийск - Батум - Тбилиси. Летал Junkers F 13;
  • 1925 - В стране начаты работы по вертолетостроению;
  • 1933 год - Открытие Высшей парашютной школы ОСОАВИАХИМа, руководителем которой стал Я. Мошковский, ученик организатора первых групповых прыжков в СССP (26 июня 1930 года, город Воронеж) Л. Минова;
  • 1940 год - Совершил первый полет МБР-7 - дублер, которым управлял пилот Н.П. Котяков. Особых проблем не возникало и испытания были завершены 24 июня после выполнения 26 полетов;
  • 1943 год - Впервые поднял в воздух первый экземпляр МиГ-ЗУ (Д-01) лётчик-испытатель Савкин Виктор Никитович. В течение июня-августа было построено еще пять истребителей - Д-02, Д-03, Д-04, Д-05 и Д-06;
  • 1944 год - Самолет СДБ (Ту-2)был предъявлен на совместные испытания в ГК НИИ ВВС КА, и 1 июня его перегнали на Чкаловский аэродром;
  • С 5 июня по 6 июля машина успешно прошла государственные испытания.
  • 1946 год - Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР на Новосибирском авиационном заводе им. В.П. Чкалова образовано ОКБ О.К.Антонова (тогда Опытно-конструкторское бюро ОКБ-153). Главным конструктором назначили Антонова Олега Константиновича. Сразу ОКБ было дано задание на создание сельскохозяйственного самолёта Ан-2, первый полёт которого состоялся 31 августа 1947 года. Летом 1952 г. ОКБ переезжает в Киев. Созданы и запущены в серию: Ан-2, Ан-8, Ан-10, Ан-12, Ан-14, Ан-24 с модификациями, Ан-28, Ан-38, Ан-72(74), Ан-124, Ан-225 "Мрия", Ан-70 (в серию не пошёл), Ан-140, Ан-148(158);
  • 1946 год - Постановлением правительства был организован ряд новых конструкторских бюро и среди них ОКБ-21 главного конструктора Семёна Михайловича Алексеева, созданное на базе серийного самолётостроительного завода № 21 (г. Горький). До ликвидации ОКБ в июне 1948года в нём спроектировали и построили тяжёлые одноместные истребители И-211 и И-215. Остался незавершенным двухместный истребитель сопровождения И-212. Эти самолёты имели по два двигателя, расположенные на крыле;
  • 1947 год - Вышло Постановление Совмина о создании бомбардировщика. К этому времени на опытном заводе № 156 началась переделка серийного Ту-2С, выпущенного заводом № 23 в будущий Ту-12. В соответствии с приказам МАП первую машину требовалось выпустить в сентябре 1947-го. Тому же заводу предписывалось переделать из Ту-2С еще пять машин, завершив их сдачу в декабре;
  • 1952 год - Самолет МиГ-15бис (СД-21) предъявлен на госиспытания, которые прошел с положительными результатами;
  • 1974 год - Осуществлен первый полет самолета Су-15Т со штангой дозаправки топливом в воздухе;
  • 1991 год - Основана Ассоциация авиационного двигателестроения (АССАД).