Авиакалендарь России

Июль (24.07-31.07)

24 июля

  • 1911 год - Завершен перелет Петербург - Москва; А.А. Васильев на «Блерио-XI» преодолел 725 км за 24 часа 41 минуту (9 часов 30 минут летного времени) и установил рекорд дальности за сутки (667 км за 15 ч) - первый мировой рекорд русского летчика. Старт был дан 23 июля;
  • 1937 год - Дан старт воздушным гонкам спортивных самолетов на Кубок ЦК ВЛКСМ по маршруту Москва - Севастополь- Москва. В них участвовали 19 претендентов, из них девять УТ-1. Только девять машин добрались до финиша, причем лишь пять выдержали все условия конкурса. УТ-1 заняли первое и второе места как среди одномоторных самолетов, так и в общем зачете;
  • 1944 год - В НИИ ВВС начались Государственные испытания Як-9ДД, летчики П.М.Стефановский, Ю.А.Антипов, ведущий инженер М.А.Пронин. Як-9ДД выпускался серийно с мая 1944 г. по сентябрь 1945г. Всего построено 399 самолетов;
  • 1944 год - Приказ НКАП №447 утвердил ведущего инженера А.Г.Брунова и летчика-испытателя А.П.Якимова для проведения заводских испытаний истребитель И-225 (высотный истребитель разработки ОКБ Микояна, Гуревича);
  • 1947 год - Первое успешное катапультирование в СССР. Лётчик-испытатель Гавриил Кондратов совершил испытательное катапультирование с самолёта-лаборатории Пе-2, летевшего со скоростью всего 270 км/ч на высоте 1 800 метров. А его шестое по счету катапультирование произошло уже с реактивного МиГ-9 УТИ на скорости 780 км/ч 19 августа 1948-го. Катапультные кресла первого поколения выполняли единственную задачу - выбросить человека из кабины с помощью пневматики и пиротехники. Отдалившись от самолёта, пилот должен был самостоятельно отстегнуть ремни, оттолкнуть кресло и раскрыть парашют;
  • 1947 год - Начались Госиспытания прототипа "150М" самолета Лавочкин Ла-150. Их проводили летчик-испытатель В. Е. Голофастов и ведущий инженер В. И. Алексеенко;
  • 1947 год - Состоялся первый полет реактивного бомбардировщика Ил-22 с ТРД ТР-1 ОКБ А.М.Люльки, экипаж В.К.Коккинаки; Первый полет продолжался 19 минут и завершился весьма неприятным инцидентом - на пробеге лопнули покрышки колес: их резина оказалась непригодной для восприятия нагрузок при посадках тяжелых реактивных машин;
  • 1953 год - На Саратовском авиазаводе начаты испытания серийного вертолета Як-24;
  • 1960 год - Передан в серийное производство винт АВ-68Д для Бе-12;
  • 1961 год - Начались испытательные полеты Ту-22Р. Ту-22Р стал первой модификацией сверхзвукового бомбардировщика. Эта машина и ее последующие варианты предназначались прежде всего для ведения радиотехнической и фоторазведки военно-промышленных объектов, аэродромов, стартовых позиций ракет, военно-морских баз и портов, РЛС и других военных объектов в глубоком тылу противника, а также на море, днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях;
  • 1974 год - В ГК НИИ ВВС закончился этап «Б» совместных госиспытаний Ту-128М, летчики-испытатели Г.Горовой, В.Баранов, штурманы-испытатели Г.Митрофановский, М.Петров и А.Хализов. Всего первые два самолета за неполные 4 года испытаний выполнили 318 полетов. Приказом Министра обороны № 00104 от 28 июня 1979 года (через 5 лет!) комплекс перехвата воздушных целей Ту-128С-4М был принят на вооружение авиации ПВО страны;
  • 1978 год - Задано задание на создание модификации самолета Су-17УМЗ (С-52УМЗ).
25 июля

  • 1904 год - Первое испытание привязного аэростата на русско-японском фронте;
  • 1926 год - Международный рекорд дальности полета на почтовом самолете - 6200 км, пилот Я.М. Моисеев на самолете Р-1 Искра;
  • 1931 год - Летчик-испытатель А. И. Жуков облетал один из самолетов И-7. Он оценил И-7 как нормальный аппарат, обладающий, однако, недостаточной устойчивостью пути и некоторой сложностью при выполнении виражей. В Заключении по заводским испытаниям говорилось: "Самолет И-7 с BMW VI 7,3 имеет чуткое управление и требует хорошей тренировки от пилота при выполнении пилотажа... имеет простые взлет и посадку... не хватает угла отклонения стабилизатора вверх и вниз. Штопорит не совсем нормально";
  • 1935 год - Начало испытаний самолета АИР-4 (ПС) - первого в СССР прозрачного, невидимого самолета конструкции А.С. Яковлева. Примечание: экспериментальный самолет с целлулоидной обшивкой. Специального обозначения не имел, но в некоторых источниках именовался как ПС ("Прозрачный самолет"). Представлял собой переделку серийного АИР-4. Работа велась в рамках программы по созданию визуально невидимого самолета в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского в 1935-36 гг под руководством профессора С.Г. Козлова. Для обеспечения невидимости использовался принцип прозрачности. Обшивка самолета была выполнена из целлоновой пленки (по другим источникам из родоида). Демонтаж части работающей фанерной обшивки потребовал усиления конструкции путем установки дополнительных нервюр, распорок и расчалок. Из трех бензобаков был оставлен только один. Стенки силовых балок лонжеронов, нервюры, ферменный каркас фюзеляжа, капот, колеса и прочие непрозрачные элементы конструкции окрашены белой краской, смешанной с алюминиевым порошком и отлакированы;
  • 1944 год - Состоялся первый полет Ла-7ТК (высотный Ла-7 ,"изделие 116") с включением турбокомпрессоров. К 11 августа в Горьком удалось сделать четыре полета и определить скоростные характеристики до высоты 8000 м, а также километраж у земли. Выше 8500 м подняться не удавалось из-за масляного голодания мотора;
  • 1947 год - Были завершены заводские испытания Су-9 (первый). Вместо предусмотренных планом 14 полетов пришлось выполнить 60 полетов. На завершающем этапе испытаний к ним подключили летчика-испытателя ЛИИ МАП С.Н. Анохина (9 полетов), а для тренировки к параду - летчика-испытателя ГК НИИ ВВС А.Г.Кочеткова (7 полетов). В целом заводские испытания подтвердили летные характеристики, заданные постановлением правительства;
  • 1948 год - На воздушном параде в Тушино представлен первый в Советском Союзе одноместный вертолет Ка-8 "Иркутянин" - "воздушный мотоцикл", как его назвали журналисты после демонстрации. Вертолет был построен по соосной схеме несущих винтов с мотоциклетным двигателем мощностью 38 л.с.;
  • 1951 год - Установлен, мировой рекорд ночного затяжного парашютного прыжка с высоты 7440 м, парашютист П.А. Сторчиенко;
  • 1955 года, завершились ГСИ стратегического бомбардировщика М-4 разработки ОКБ Мясищева;
  • 1957 год - Вышло Постановление СМ СССР о начале производства Ми-6;
  • 1980 год - Ллетчик - испытатель Кононенко в 10 полетах произвел оценку возможности вертикального взлета и посадки самолета Як-38 на передвижную взлетно-посадочную платформу (ПВППл) размером 10x15 м, смонтированную на трейлере с раскладывающимися с помощью гидравлики панелями. Высота платформы над землей составляла 1, 2 м. Размах подготовки летных кадров свидетельствовал о намерении значительно расширить область боевого применения Як-38, например, использовать его для непосредственной поддержки сухопутных войск. Способность к ВВП давала штурмовику уникальную возможность действовать чуть ли не из боевых порядков пехоты, базируясь, скажем, на прицепе автомобиля. Перед полетами самолет сер. No.0803 (борт "21") оборудовали газоотражательными ребрами в районе воздухозаборников ПД и оптическим устройством, предназначенным для контроля его положения относительно посадочной площадки. Полеты выполнялись с "навесными защитными устройствами" на воздухозаборниках ПД и ПМД.
26 июля

  • 1925 год - Первый полет опытного пассажирского самолета К-1 К.А.Калинина, пилоты С.А.Косинский и К.А.Калинин;
  • 1930 год - Группа советских летчиков и механиков 11-й авиационной бригады Московского военного округа под руководством комбрига ВВС РККА Леонида Григорьевича Минова впервые совершила под Воронежем серию прыжков с самолетов. Это событие положило начало массовому развитию парашютизма в СССР;
  • 1936 год - Мировой рекорд высоты (11402 м) с грузом 1 т установил В.К.Коккинаки на ЦКБ-26 ОКБ С.В.Ильюшина с двигателями М-85;
  • 1938 год - Состоялся первый полет "дублера" АНТ-42. С 28 июля по 1 августа проводились заводские испытания. Второй опытный самолет АНТ-42 "дублер", который должен был стать эталоном для серии, начали проектировать в апреле 1936 года. С началом войны АНТ-42 «Д» находился в Казани, не летал. Здесь на него обратил внимание командир соединения бомбардировщиков Водопьянов. После ремонта в конце 1942-го г. он был включён в состав 890 БАП;
  • 1941 год - Первый боевой вылет самолета-звена Вахмистрова. Первый удар был нанесен по портовым сооружениям города Констанца. Средь бела дня пара ТБ-3 подошла к румынскому берегу и на удалении 40 км освободилась от четверки И-16. Командир группы капитан Шубиков, выйдя на город, на глазах у барражирующих в отдалении "Мессершмитов" дважды спокойно облетел цель - нефтеперегонный завод - затем произвел бомбометание. Попадания в гигантские нефтехранилища были точными. Вся четверка благополучно покинула место удара и на повышенной скорости ушла. Промежуточную посадку совершили в Одессе, затем, дозаправившись, перелетели в Евпаторию. "Звено Вахмистрова" достаточно художественно описано в книге П.М.Cтефановского "Триста неизвестных";
  • 1947 год - Начало испытаний Ла-160 - первого в СССР истребителя со стреловидным крылом, И.Е.Федоров;
  • 1949 год - Состоялся первый полет МиГ-17 (И-330, СИ, МиГ-15 с двигателем ВК-1 и крылом 45°), лётчик-испытатель В.Н. Юганов;
  • 1963 год - Приказ МАП № 276, на основании Постановления Совета Министров СССР № 798-271 от 16 июля 1963 года, стал основанием для начала работ по отечественному СПС первого поколения (СПС-1), получившему обозначение Ту-144.
  • 1980 год - Совместным Постановлением №642-214 на вооружение принят МиГ-27К (изделие 23БК). После продолжительных испытаний, вызванных сложностью и принципиальной новизной прицельно-навигационного комплекса, машина была запущена в серию с 1976 года на Иркутском авиационном заводе;
  • 1985 год - Абсолютный мировой рекорд подъема груза 171,2 т на высоту 2000 м установлен на самолете Ан-124 «Руслан» с двигателями Д-18Т, экипаж В.И.Терского. Чтобы доказать всему миру превосходство АН-124, сразу после завершения XXVI аэрокосмического салона в Ле Бурже руководство МАП приняло решение о выполнении на нем ряда рекордных полетов. И уже 26 июля экипаж Терского на самолете № 01-01 в одном полете установил сразу 21 мировой рекорд, в т. ч. абсолютное достижение по подъему груза массой 171,219 т на высоту 10750 м, убедительно перекрыв результат С-5А (111,461 т на высоту 2000 м);
  • 1990 год - Первый полет первого серийного Т-8М собранного в Тбилиси (авиазавод носил звучное название - "Тбилисское Авиационное Производственное Объединение", или сокращенно - ТАПО), пилотировал машину заводской летчик-испытатель ТАПО В.П. Коростиев;
  • 2004 год - Cостоялся 1-й полет первого опытного экземпляра Су-24МР - Т6МР-26, летчик - А.А. Иванов.
  • 2023 год - Корпорация «Иркут» (входит в ОАК Госкорпорации Ростех) сообщила о своем переименовании, представив новый бренд – «Яковлев». Решение принято с учетом роста географии и компетенций компании в области гражданской авиации за последние годы.
27 июля

  • 1920 год - В Москве над Красной площадью в честь Конгресса Коминтерна прошёл воздушный парад, а также состоялся большой воздушный праздник на Ходынке. В 12.30 с Красной площади поднялся сферический аэростат (воздушный шар), на котором аэронавты Н.Д.Анощенко, И.И.Олеринский и Л.Э.Куни совершили "первый свободный полет в свободной России". Аэростат достиг высоты около 5 км и после 3,5 часов полета приземлился у деревни Щеканцево в 15 верстах от Богородска;
  • 1933 год - Первый полёт экспериментального самолёта Р.Л. Бартини «Сталь-6» с испарительным охлаждением и одноколёсным убирающимся шасси, лётчик-испытатель А.Б. Юмашев;
  • 1935 год - Начались государственные испытания цельнометаллического двухлодочного гидросамолета-катамарана МК-1 (АНТ-22). При наружной подвеске данные несколько снизились: максимальная скорость у поверхности воды составила 205 км/час, крейсерская 180 км/час, практический потолок 2250 м.;
  • 1936 год - Первый полет легкого самолета с неубирающимся шасси АИР-12 ОКБ А.С.Яковлева с М-11, пилот Ю.И.Пионтковский; АИР-12 - двухместный гоночный самолет, предназначенный для полетов на дальность. Вся конструкция самолета была предельно облегчена для достижения наилучших результатов;
  • 1937 год - Успешно испытан легкий самолет с автомобильным двигателем Г-23 конструктора В.К. Грибовского, пилот И.Д. Гродзянский;

  • 1937 год - Во время гражданской войны в Испании советский доброволец летчик-истребитель М.Н.Якушин на И-15 впервые в истории сбил бомбардировщик противника в ночном бою;
  • 1937 год - Приступили к наземным испытаниям самолета "Стрела" САМ-9. Испытания проводил летчик-испытатель А. Н. Гусаров, который в конце 1936 года перешел работать в ОКБ. Машина хорошо слушалась летчика, она бойко рулила на небольших оборотах мотора, легко разворачивалась, быстро набирала скорость и хорошо выдерживала "прямую" с поднятым хвостом. Доведя скорость самолета до 70-80 км/ч, летчик уверял, что машина "просится в воздух";
  • 1941 год - Решением ГКО самолет "103У 2 АМ-37" разработки ОКБ Туполева приняли к серийному производству;
  • 1947 год - Экипаж А. Д. Перелета совершил первый полет на самолете "77" продолжительностью 18 минут. Присутствовавший Туполев после приземления своего реактивного первенца шутливо заметил: «Ну, теперь мы своими глазами увидели, что без винта летать можно!». Испытания, контролировавшиеся главным конструктором, велись круглосуточно. Днем летали по программе, остальное время занимались доработками. В итоге самоотверженной работы всего коллектива ОКБ, 3 августа, выполнив всего девять полетов, самолет "77" принял участие в параде. Вместе с ним над Тушино прошли туполевские опытные двухмоторные машины "63", "69", пассажирский "70" и первые три серийных Ту-4;
  • 1964 год - На базе ГУ ГВФ образовано Министерство Гражданской авиации СССР;
  • 1964 год - Первый полёт по-самолётному СВВП Як-36; В.Г.Мухин;
  • 1971 год - Первый вылет в Норвежское море противолодочного самолета Ту-142. Это были экипажи командира полка подполковника В. И. Дубинского и командира эскадрильи подполковника В. А Шиманского. Большой пользы от этого и последующих полётов не было - для поиска ПЛ, а точнее надводных объектов, использовались бортовые РЛС. Обычно в этом случае говорят, что экипажи приобретали навыки выполнения длительных полётов, готовятся к выходу в Атлантику, но искать ПЛ, используя бортовые РЛС, не представлялось разумным;
  • 1985 год - Летчик-испытатель Е.И. Фролов совершил первый полет на первом опытном экземпляре самолета Су-26М (С42-5), в тот же день летчик-испытатель Н.Ф. Садовников совершил первый полет на втором опытном экземпляре Су-25Т (самолете Т8М-2);
  • 1985 год - Состоялся первый полет спортивно-пилотажного акробатического самолета Су-26М, пилот Е.И. Фролов. В конструкции которого широко применены композиционные материалы;
  • 1987 год - В Таганроге начался морской этап испытаний "Альбатроса", амфибию впервые спустили на воду, а в августе начались первые пробежки в Таганрогском заливе. Они выявили небольшую продольную раскачку машины на предвзлетных скоростях, которую объяснили экранным эффектом мелководья Азовского моря. Особого волнения это не вызвало. Первый полет с воды состоялся 4 ноября 1987 г. (командир экипажа Г.Г. Калюжный) и показал продольную неустойчивость А-40 на взлете и особенно при посадке;
  • 1990 год - Первый полет четвертого экземпляра МиГ-29М (бортовой №154) Самолет использовался для определения основных ЛТХ, испытаний аппаратуры РЭП и дальнейшей доводки силовой установки, а также для исследований устойчивости работы двигателей при пусках ракет. К 28 августа 1992 г. на этом экземпляре было выполнено 169 полетов;
  • 1999 год - Беспосадочный перелёт самолёта Су-27 Жуковский – Северный полюс – Жуковский с пятью дозаправками, 11 час. 31 мин. А.Н. Квочур во взаимодействии с 37-й армией Верховного Главнокомандования (стратегическая авиация России) Анатолий Квочур выполняет два сверхдальних перелета на одноместном истребителе Су-27 через Северный полюс по замкнутому маршруту, примерно по 15 тысяч километров каждый с дозаправками в воздухе. В этих полетах исследовались новые научно-технические разработки, в том числе спутниковый радионавигационный комплекс, бортовое компьютерное оборудование, различные индикаторы и самописцы. Именно по спутниковым данным велся поиск и сближение истребителя с самолетами-заправщиками. Велось непрерывное медико-физиологическое обследование самого летчика;
  • 2001 год - Состоялся первый полет сельскохозяйственного самолета Су-38Л, пилот Е.Фролов.
28 июля

  • 1915 год - В Петрограде, на дамбе Гутуевского острова, в присутствии Великого Князя Александра Михайловича, состоялся торжественный молебен по случаю открытия Офицерской школы Морской Авиации;
  • 1933 год - Первый полет вертолета ЦАГИ-5ЭА, А.М. Черемухин;
  • 1934 год - Три ТБ-ЗР (ТБ-3 с моторами М-34Р в документах иногда именовали ТБ-ЗР. Машины этой модификации выпускались заводом No.22 в 1934-1935 годах) отправились в Варшаву. Командирами самолетов были Байдуков, Мов и Леонов. 1 августа самолеты благополучно возвратились в Москву. Мнения об этой "миссии доброй воли", высказываемые в европейских газетах, были порой близки к паническим. Так, один из ведущих репортеров британского еженедельника "Индепендед" писал, "пока в Европе спорят о ценности теории Дуэ, красные уже ее фактически реализовали, продемонстрировав мощные четырехмоторные бомбардировщики существенно превосходящие британские машины аналогичного назначения", а корреспондент французской "Пти Паризьен" вообще истерически заявил, что "пятьсот русских бомбовозов могут раздавить Европу как тухлое яйцо...";
  • 1938 год - Начались заводские испытания тяжелого дальнего бомбардировщика Петляков АНТ-42. 11 августа, после устранения мелких дефектов, выявленных при заводских испытаниях, "дублер" передали в НИИ ВВС для проведения совместных испытаний;
  • 1951 год - В ГК НИИ ВВС начались Госиспытания системы «Бурлаки», они завершились положительными результатами. Система буксировки показала надежную сцепку и расцепку самолетов в воздухе как днем так и ночью, и была признана новой перспективной работой, представляющей интерес для ВВС, как одно из возможных решений задачи сопровождения бомбардировщиков;
  • 1971 год - На КАЗ-е начались летные испытания первого Ту-22М1 с НК-144-22. Самолет испытывал экипаж летчика-испытателя Б.И.Веремея. Одновременно, еще до окончания испытаний, решают начать с 1971 года его серийный выпуск. До конца 1972 года в Казани построили девять самолетов типа Ту-22М1;
  • 1976 год - Самолет Су-15ТМ был предъявлен для проведения госиспытаний при базировании на грунтовых ВПП;
  • 1976 год - Первый полет корабельного транспортно-боевого вертолета Ка-29 с ТВлД ТВЗ-117ВМА, пилот Е.И. Ларюшин;
  • 1990 год - Начался трансконтинентальный перелет шести Як-18Т вместе с одним Ан-2 по маршруту Москва-Сиэттл-Москва. Необычное воздушное ревю организовали ФЛА, Фонд авиационной безопасности СССР и ЦК ДОСААФ, а идея родилась в голове вице-президента ФЛА Николая Громцева;
  • 1992 год - Постановлением Правительства «О мерах по организации международных воздушных сообщений РФ» создано АО «Аэрофлот - российские международные авиалинии» (с 2000 года – «Аэрофлот – российские авиалинии»);
  • 1993 год - Представительная делегация МАП вылетела в Иран. Самой многочисленной была команда от ЭМЗ: В. К. Новиков, А. А. Брук, А. А. Горбунов, В. И. Погодин А. Н. Уразов. От "суховцев" был С. Б. Присяжнюк, "микояновцы" делегировали С. А. Полякова, ну и сам Ф. А. Мухамедов и др. Возглавлял делегацию начальник 1-го Главка МАПа Р. Б. Урманов. Предполагалось развернуть в Иране производство самолета Мясищев М-302 Курьер;
  • 1996 год - АН-124 № 02-04 566-го ВТАП (командир экипажа п-к Н. Синдеев) принял участие в торжествах в честь 300-летия Российского флота в Санкт-Петербурге, пролетев на небольшой высоте над Невой;
  • 1999 год - На ударном Су-32 установлены рекорды высоты в классе C-1 с нагрузкой 5000 кг - 14727 м и максимальный груз, поднятый на высоту 2000 м - 5130 кг; И.В. Вотинцев и А.И. Гайворонский;
  • 1999 год - Cамолет АИ (А-50И) - детище ТАНТК им. Г.М. Бериева с одной стороны и израильской компанией Israel Aircraft Industries - совершил первый полет с заводского аэродрома в Таганроге. В ходе летных испытаний было выполнено 15 испытательных полетов и 7 учебно-тренировочных. Проведенные испытания подтвердили выполнение всех заданных заказчиком требований и 26 октября 1999 года самолет АИ (получивший гражданскую регистрацию RA-78740, которая позже была изменена на 4X-AGI) был перегнан в Израиль для проведения дальнейших работ по установке и испытаниям радиоэлектронного комплекса;
  • 2006 год - Первый полет МАИ-223. МАИ-223СХ является сельскохозяйственным вариантом самолёта МАИ-223 Китенок. Со следующего года началась поставка серийных аппаратов. Сельскохозяйственное оборудование самолета состоит из подфюзеляжного 160-л бака для ядохимикатов; двух электронасосов; фильтров; комплекта распылителей отечественного производства, уровнемера химикатов и системы управления сельскохозяйственным оборудованием.
29 июля

  • 1923 год - Родился Борис Павлович Бугаев, дважды Герой Соц. Труда (15.08.1966 и 25.07.1983). В Красной Армии с 1941 года. С того же года – курсант отдельной учебной авиационной эскадрильи Гражданского воздушного флота в Актюбинске (Гражданский воздушный флот тогда организационно входил в состав ВВС). С 1942 года пилот-инструктор Актюбинской авиационной школы, созданной на базе этой эскадрильи. С 1943 года на фронтах Великой Отечественной войны: пилот, командир звена в 215-м авиационном отряде ГВФ, выполнявшем полётные задания Центрального штаба партизанского движения. Совершил сотни боевых вылетов в тыл врага с посадкой на партизанских аэродромах. После войны продолжил работу в гражданской авиации. В 1948 году окончил Школу высшей лётной подготовки ГВФ СССР. С 1948 года командир корабля 1-й авиационной группы Отдельной международной группы ГВФ в аэропорту Внуково (Москва), затем – пилот-инструктор в той же авиационной группе. С 1957 года командир Авиационного отряда особого назначения ГВФ СССР (в 1959 году переименован в 235-й отдельный авиационный отряд особого назначения ГВФ СССР), созданного для перевозки руководителей государства и правительственных делегаций. В 1966 году заочно окончил Высшее училище гражданской авиации. Принимал участие в освоении реактивной авиационной техники, с 1951 года прокладывал первые дальние трассы для «Аэрофлота» во многие страны мира, в том числе в Англию, США, Индию, Индонезию, на Кубу. В течение длительного времени был личным пилотом (шеф-пилотом) Л.И. Брежнева. С 1966 года заместитель министра, а с 1967 года первый заместитель министра гражданской авиации СССР. В мае 1970 года был назначен министром гражданской авиации СССР. На этом посту Б.П. Бугаев проработал 17 лет и внёс решающий личный вклад в развитие отрасли и её оснащение новой авиационной техникой. Гражданская авиация превратилась из действующего резерва ВВС в самостоятельную структуру, причём динамично развивающуюся и передовую. В этот период были реконструированы и построены сотни аэропортов, создана инфраструктура наземного обеспечения полётов, получила бурное развитие отраслевая наука и впервые была создана система автоматизированного управления воздушным движением. Вся территория СССР была, по выражению лётчиков, «аэродромирована». По объёму выполняемой транспортной работы авиация нашей страны уже в 1980 году опередила все ведущие авиакомпании мира и обеспечила перевозку более 100 миллионов пассажиров в год. Гражданская авиация также внесла огромный вклад в развитие регионов Крайнего Севера, Дальнего Востока, по сути, взяв на себя обеспечение их круглогодичных перевозок, в освоение нефтяных и газовых месторождений. Особое внимание Б.П. Бугаев уделял совершенствованию подготовки кадров и решению социальных вопросов работников гражданской авиации. В этот период гражданская авиация СССР получила признание в мировом авиационном сообществе, наша страна стала членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Сам Б.П. Бугаев оставался замечательным лётчиком и летал за штурвалом авиалайнеров до 1985 года. 05.11.1973 года ему присвоено воинское звание «маршал авиации», а 28.10.1977 года – воинское звание «Главный маршал авиации».
  • 1935 год - На аэродроме НИИ ВВС в Щелково завершились Государственные испытания ЦКБ-3 No. 7. Заключение по результатам госиспытаний гласило: "Рекомендовать к серийной постройке самолеты И-15 с нормальным центропланом... Представить на испытания НИИ головной серийный самолет с нормальным центропланом постройки завода No. 1". Несмотря на заключение комиссии, история истребителя И-15 на этом закончилась. Серийное производство самолета в 1935 году было прекращено и возобновилось лишь в 1937 году с появлением истребителя И-15бис;
  • 1939 год - Постановление Комитета обороны о проектировании истребителя Горбунова, Лавочкина, Гудкова – зарождение ОКБ-301 С.А.Лавочкина. В 1940 году он совместно с М.И.Гудковым и В.П.Горбуновым представил на испытания истребитель ЛаГГ-1 (И-22), который после доработок был запущен в серию под наименованием ЛаГГ-3 (И-301). При их разработке Лавочкин впервые в СССР широко использовал новый особо прочный материал – дельта-древесину;
  • 1939 год - Постановление ГКО при СНК СССР об организации ОКБ П.О.Сухого и о внедрении в серийное производство на заводе N 135 в Харькове самолета ББ-1 с мотором М-87А. Здесь П.О.Сухой - главный конструктор нового ОКБ-135. В связи с успешным внедрением ББ-1 (Су-2) в серию, по просьбе Сухого весь коллектив ОКБ переводится в Подмосковье (Подлипки), где постановлением ГКО от 4 марта 1940 г. на базе КБ-29 организуется завод опытного самолетостроения с присвоением ему №289.Сухой назначается главным конструктором этого завода, КБ, а с ноября 1940 г. - его директором. 27 ноября 1949 года ОКБ Сухого было закрыто и влито в ОКБ А.Н.Туполева, а П.О.Сухой стал одним из его заместителей. ОКБ было восстановлено в 1953 году и получило новую базу. День образования ОКБ;
  • 1939 год - Постановление ГКО при СНК СССР № 258 "0 создании нового опытного скоростного штурмовика в 1939 году", которое обязывало НКАП в лице главного конструктора Кочеригина и директора завода № 1 П. А. Воронина закончить доводку и испытания двухместного скоростного штурмовика с мотором М-88 и предъявить его на государственные испытания в июле 1939 года - первый экземпляр повторно, и в августе - второй экземпляр. В развитие концепции создания легкого самолета-штурмовика на базе самолета разведчика ОКБ С.А. Кочеригина в период 1938-39 гг. на основе скоростного разведчика Р-9 М-85 (СР М-85) построило два двухместных легких штурмовика с неубирающимися шасси в обтекателях - Ш-1 (ЛБШ) с мотором М-88 и Ш-2 с мотором М-87А;
  • 1941 год - Первый ночной таран в Великой Отечественной войне, П.В.Еремеев на МиГ-3 сбил бомбардировщик Ju-88;
  • 1959 год - Установлен мировой рекорд высоты полета с грузом 2 т - 20174 м, пилот В.П.Смирнов на Як-25РВ;
  • 1963 год - Первый полет опытного самолета Ту-124А (СССР-45075) с двигателями Д-20П-125, отличавшихся увеличенной взлетной тягой до 5800 кг и уменьшенным расходом топлива, прототипа пассажирского самолета Ту-134, экипаж во главе с заслуженным летчиком-испытателем Героем Советского Союза А.Д.Калиной. Вторым пилотом был летчик-испытатель Горюнов, в дальнейшем его сменил Н.Н.Харитонов;
  • 1965 год - Министр авиапромышленности П.В.Дементьев подписал Приказ №181 о запуске "транспортника" Ан-24Т в серийное производство на Иркутском авиазаводе №39. Используя опыт постройки Ан-12, сибиряки развернули выпуск Ан-24Т в кратчайшие сроки;
  • 1970 год - Открыты регулярные полёты на Ил-62 по маршрутам Шереметьево – Амстердам - Нью-Йорк, Шереметьево – Париж - Монреаль - Нью-Йорк, Шереметьево – Ленинград – Амстердам - Нью-Йорк. Но эти рейсы просуществовали недолго и вскоре были закрыты;
  • 1973 года, летчик А.В.Федотов на самолете Е-266 (МиГ 25) поднялся на рекордную высоту 36240 метров;
  • 1980 год -На заводе в городе Комсомольске-на-Амуре впервые поднят в воздух второй опытный самолет Су-17М4, летчик-испытатель Г.Н.Шаповал;
  • 1998 год - На территории летно-испытательной станции фирмы "Камов" состоялась презентация нового многоцелевого вертолета Ка-60.
30 июля

  • 1910 год - Первый полет управляемого дирижабля "Кречет" постройки комиссии генерала Н.Кирпичева. Дирижабль был создан военными специалистами Утешевым, Антоновым и Немченко. Имея объем 5750 м3, "Кречет" достигал высоты полета 1500 м. Два двигателя мощностью по 50 л.с. обеспечивали ему скорость полета до 50 км/ч. На борту находились 5 пассажиров;
  • 1947 год - Ил-12 начал Госиспытания и в НИИ ВВС. Для этого были специально переоборудованы две пассажирские машины (заводские №№30-034 и 30-064). Салоны обоих самолетов были превращены в грузовые кабины, а в фюзеляжах организованы большие двустворчатые двери. Ил-12 №30-034 прежде всего предназначался для буксировки грузовых планеров Ц-25, а №30-064 - для доставки десантников и грузов внутри фюзеляжа;
  • 1955 год - В Ленинграде образовано Высшее авиационное училище ГВФ. Постановлением Правительства СССР в Ленинграде на базе Партшколы Политуправления ГВФ и Курсов усовершенствования высшего и старшего начальствующего состава (КУНС) ГВФ было основано Высшее авиационное училище ГВФ (ВАУ ГВФ). Училище начало работу по адресу Литейный проспект, д. 48 (где ранее размещались и Партшкола, и КУНС); с 1971 года располагается в микрорайоне Авиагородок. Ныне Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации;
  • 1987 год - Летчик-испытатель Роман Таскаев и штурман-испытатель Леонид Попов впервые в мировой практике пролетели на истребителе-перехватчике МиГ-31 "изделие 01ДЗ" над Северным полюсом по маршруту Мончегорск-Полюс-Анадырь (Чукотка). Летя в условиях низкого навигационного обеспечения над безориентирной местностью, экипаж, дважды дозаправившись, провел в воздухе 6 часов 26 минут. На обратном пути Таскаев и Попов совершили беспосадочный перелет в Москву вдоль всей северной береговой линии России. Таскаев, Аубакиров и Попов, используя режим дальней навигации, осуществили из Мончегорска несколько полетов над акваторией Северного Ледовитого океана. Задания предусматривали дозаправку от Ил-78, учебные перехваты целей, посадку и взлет на ледовом аэродроме на Земле Франца-Иосифа. Все системы и оборудование работали без отказов.
31 июля

  • 1894 год - При испытании летательного аппарата X.С. Максима (размах крыльев 32 м), оснащённого двумя паровыми машинами, произошёл кратковременный отрыв самолёта от рельсовой дорожки;
  • 1913 год - В Красном Селе под Петербургом состоялся первый в России военно-воздушный парад; 13 самолетов 1-й авиационной роты;
  • 1941 год- В ЛИИ состоялся первый полет МиГ-3 №3595 с двигателем АМ-38 взлетной мощностью 1600 л.с. и винтом АВ-5Л-110А, для обеспечения лучших летных характеристик истребителя МиГ-3 на малых высотах. Ответственными за проведение испытаний, которые проходили в период с 1 по 12 августа, были назначены летчик-испытатель Ю.К.Станкевич и ведущий инженер К.Н.Мкртычан;
  • 1947 год - В ЦАГИ введена в эксплуатацию сверхзвуковая аэродинамическая труба Т-112;
  • 1951 год - Ан-2 на поплавковом шасси - Ан-2В (водный) впервые поднял в воздух пилот летно-транспортного отряда завода №153 В.А.Диденко. Пройдя успешно в августе заводские и в октябре-ноябре Госиспытания, самолет был рекомендован для серийного производства под обозначением Ан-4. Строился в СССР и Польше (под обозначением An-2M - morsky);
  • 1958 год - Постановление Совета Министров СССР № 854-404 о постройке УТС Як-104 (будущий Як-30), с двигателем РУ19-300. Практически одновременно в Польше и Чехословакии началась разработка собственных самолетов аналогичного назначения: TS-11 "Искра" на фирме PZL и L-29 "Дельфин" на фирме Aero;
  • 1964 год - Первый полет пассажирского самолета Ил-18Д. Самолёт Ил-18Д стал последней пассажирской моделью, на котором вместо ТВД АИ-20К были использованы АИ-20М, добавлены топливные баки в центроплане крыла, а также установлена система управления заходом на посадку. За счёт дополнительного топлива была увеличена дальность полета. В 1965—1969 гг. было построено 122 Ил-18Д;
  • 1978 год - Модернизированный самолет Ту-95М-55 совершил первый полет;
  • 1980 год - Впервые в мире - посадка боевого самолёта ВВиП на складную взлётно-посадочную площадку (10x15 м); лётчик-испытатель О.Г. Кононенко на Як-38 с оптической системой точной посадки;
  • 1981 год - Самолет Су-17М3 был принят на вооружение;
  • 2003 год - В пресс-центре выставки состоялась официальная презентация и передача сертификата типа на самолет-амфибию Бе-103. Сертификат типа вручал сопредседатель Федеральной Авиационной Администрации США (FAA) по нормам и сертификации Ник Сабатини. С российской стороны в церемонии участвовали Н.А. Лавро (главный конструктор Бе-103, заместитель генерального директора ТАНТК), Б.Д. Брегман (заместитель генерального директора КнААПО) и В.А. Володарский (начальник отдела авиации общего назначения АРМАК).