9 октября
- 1941 год - ГКО СССР принял решение о создании трассы Красноярск – Уэллен (Уэлькаль), по которой в годы войны из США в СССР по ленд-лизу перегонялись боевые и транспортные самолёты;
- 1947 год - лётчик-испытатель Научно-исследовательский институт авиации ВМФ (Скульте, около Риги) И.М.Сухомлин выполнил первый полёт серийного И-250 (серийный № 3810102). Примечание: И-250 (МиГ-13) — первый советский цельнометаллический одноместный скоростной истребитель разработки ОКБ Микояна и Гуревича. Всего было построено 28 самолётов: 2 прототипа, 10 заказаны в июне 1945 для участия в параде 7 ноября и 16 заказаны ВМФ в конце 1946 года. Поставленные в ВМФ самолёты получили обозначение МиГ-13.;
- 1948 год- На заводе №500 (ныне ММП имени Владимира Васильевича Чернышёва) начато серийное производство ТРД РД-500 - копии английского Rolls-Royce Derwent V. Работы велись на заводе № 500 совместно с ОКБ-117, под руководством Владимира Михайловича Яковлева. Серийное производство осуществлялось на заводе (ныне - ОАО ММП) им. В. В. Чернышёва и Казанском моторном заводе № 16 (ныне - КМПО) с 1948 г. и на Запорожском моторном заводе № 29 (ныне - ОАО «Мотор Сич») с 1956 г. Было изготовлено около 1300 двигателей. РД-500 устанавливался на серийных самолётах Ла-15, Як-23 и опытных самолётах — Су-13, Як-1000, Як-25, Як-30 (1948), Ту-12, Ла-174ТК, Ла-174, Ла-180, КСК, крылатой ракете КС-1 «Комета»;
- 1963 год -Первый полет прототипа многоцелевого транспортного вертолета Ми-8 одновинтовой схемы с двумя моторами и пятилопастным винтом;
- 1963 год - Принят эскизный проект Ту-142. Основная задача самолёта - поиск и уничтожение ПЛАРБ противника в районах боевого патрулирования. В результате ряда НИР в 1962 г. для борьбы с новым поколением ПЛАРБ вероятного противника предложено использовать противолодочный самолёт с радиусом действия в два раза большим, чем радиус действия самолета ПЛО Ил-38. Разработку самолёта Ту-95ПЛО было решено вести на базе Ту-95РЦ с установкой на него комплекса вооружения "Беркут" с Ил-38. Создание самолёта начато по Постановлению СМ СССР №246-86 от 08 февраля 1963 г. Тактико-технические требования к самолёту утверждены 20 апреля 1963 г;
- 1963 год - На Ан-22 «Антей» установлены ВСУ ТА-4 ФА и ТА-4 ФЕ, разработки НПП «Аэросила»;
- 1968 год - Завершена постройка первого прототипа Ту-144;
- 1974 год - Завершены госиспытания боевого самолёта Су-17М2.
10 октября
- 1912 год - В России полковник В.Ф. Потте получил патент на первый полуавтоматический плёночный аэрофотоаппарат с однодисковым затвором для маршрутной и площадной съёмки с самолёта. Его испытания прошли летом 1911 г. на Гатчинском аэродроме. Цикл работы аэрофотоаппарата осуществлялся автоматически. Съёмка проводилась на катушечную фотопленку с форматом кадра 13 х 18 см. Объектив имел фокусное расстояние 21 см и относительное отверстие 1:4,5, что позволяло фотографировать отдаленные предметы. Во время Первой мировой войны аэрофотоаппарат использовался для разведывательных аэрофотосъёмок. Размер снимка у «Потте» получался 13 X 18 см. Масса аппарата 9 кг. Его первые экземпляры снабжались специальной резиновой «грушей», при помощи которой автоматически открывался объектив и включался механизм для перематывания фотопленки. Работа затвора и перематывание пленки производились действием заводных спиральных пружин, рассчитанных на 50 экспозиций (снимков). На случай отказа «груши» аппарат имел механизм, включавшийся в действие с помощью специального тросика с кольцом, который натягивался вручную. Снимок, сделанный аппаратом «Потте», по четкости мало уступал современным аэроснимкам. В. Ф. Потте в ходе войны сконструировал аэрофотоустановку, укрепленную на полукруге, что позволяло поворачивать камеру на угол сноса, применил шторный затвор. Созданная В. Ф. Потте конструкция оказалась совершенной, долгое время находилась на вооружении, явилась основой для развития аэрофототехники во всем мире. Он использовался в России до конца 1920-х годов. Им были выполнены первые производственные аэрофотосъёмки с целью создания топографических карт;
- 1914 год - В Москве Иван Александрович Рубинский вместе со своим однокурсником Константином Андреевичем Ушаковым сконструировал тренажер для обучения пилотированию самолетов, использовавшийся впоследствии в школе;
- 1918 год - Впервые в истории гражданской войны представитель лётно-подъёмного состава 1-й Тверской авиационной группы РККВФ лётчик Феоктист Аристархович Граб, вместе с лётным наблюдателем И.А. Шульцем, пилотируя самолёт «Сопвич полуторастоечный», оснащённый пулемётом фирмы «Гочкисс» сбил в воздушном бою белогвардейский самолёт «Ньюпор 17» прапорщика Павла Николаевича Владимирова (последний тогда погиб) из 33-го корпусного авиаотряда Сибирской армии, и эта победа стала первой документально подтверждённой воздушной победой Красной армии. Был награждён орденом Красного Знамени РСФСР и золотыми часами от ВЦИК;
- 1932 год - Впервые в СССР осуществлена слепая посадка самолета По-2 (по системе военинженера 1 ранга Н.А. Корбанского);
- 1933 год - Мировой рекорд затяжного парашютного прыжка - 7050 м, время падения - 132,5 сек., прыжок исполнен с высоты 7200 м, парашютист В.Н. Евсеев;
- 1944 год - Постановление № 6680 «О принятии на вооружение ВВС КА авиационной автоматической пушки НС-23 калибра 23 мм, конструкции Александра Эммануиловича Нудельмана и Александра Степановича Суранова»;
- 1944 год - Постановление № 6681. «О принятии на вооружение ВВС Красной Армии облегченной авиационной автоматической пушки Б-20 калибра 20 мм конструкции Михаила Евгеньевича Березина»;
- 1948 год - Старт ракеты дальнего действия Р-1 с ЖРД РД-100 (8Д51) Валентина Петровича Глушко. В соответствии с Постановленим Совета Министров СССР от 13 мая 1946 г. в СССР были начаты работы по изучению немецкого опыта проектирования и производства двигателей для ракеты V-2. В результате был создан ряд двигателей, прототипом для которых послужил немецкий ЖРД (РД-100 - РД-103);
- 1957 год - Состоялся первый полет сверхзвукового самолета Т-43-1 (Су-9) конструкции ОКБ П.О.Сухого, пилот В.С.Ильюшин;
- 1966 год - Во исполнение постановления Совета Министров СССР была издана директива Генерального штаба ВС СССР о создании Поисково-спасательной службы ВВС (с 1994 г. Федеральное управление авиационно-космического поиска и спасания Министерства обороны Российской Федерации);
- 1973 год - Завершены Государственные совместные испытания самолета Су-15бис (Т-58бис);
- 1984 год - Состоялся первый полет первого серийного Ту-160, выпущенного КАПО им. С.П. Горбунова.
11 октября
- 1902 год - Родился Владимир Михайлович Мясищев — советский авиаконструктор, генерал-майор-инженер (1944), Генеральный конструктор ОКБ-23, доктор технических наук (1959), профессор (1947), Заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1972). Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской премии(1957), Почётный гражданин Тульской области (2017), создатель ДВБ-102, М4, 3М, М-50 и других проектов сверхзвуковых стратегических бомберов и гражданских самолетов. В последние годы жизни конструктора созданы ВМ-Т для транспортировки компонентов МКС "Буран", стратосферный разведчик М-55;
- 1931 год - Первый полет самолета из нержавеющей стали «Сталь-2» конструкции А.И.Путилова (НИИ ГВФ), пилот Эдуард Иванович Шварц. Первый испытательный полёт самолёт (прототип) совершил с двигателем Wright J-6-7. Самолет "Сталь-2" получил высокую оценку на XIV международной выставке в Париже, имел большой успех и был назван "Русское Чудо Страны Советов";
- 1932 год - Реввоенсовет СССР принял постановление о принятии на вооружение ВВС КА скорострельного авиационного пулемета под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального — Комарицкого обр, 1932 г. ШКАС » (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный;
- 1937 год - ВВС утвердили проект истребителя И-153 «Чайка» ОКБ Н.Н.Поликарпова;
- 1951 год - Мировой рекорд средней скорости полета - 251,823 км/ч,пилот Н.А. Кузнецов на спортивном самолете Як-18;
- 1976 год -Первый полёт изделия «105.11» ОКБ «МиГ» экспериментального самолёта – дозвукового аналога ОС «Спираль»; лётчик-испытатель А.Г. Фастовец. Ещё в 1966 году была начата разработка эскизного проекта и одновременно было принято решение о постройке аналога так называемого «изделия 105.11» - аналога будущего ВОС (воздушно-орбитального самолёта), который теперь более-менее известен как ЭПОС и МиГ-105.11. Это был ещё дозвуковой самолёт; в дальнейшем планировалось создание ещё двух машин, которые могли уже разгоняться до сверхзвуковой и гиперзвуковой скоростей. Изделие 105 имело весьма оригинальный облик: в отличие от спускаемых аппаратов космических кораблей - «самолётная» компоновка; треугольное крыло, плоскодонная форма и сильно вздёрнутый нос, за который изделие прозвали «Лапоть». Такая геометрия носовой части существенно снижала нагрев остальной части корпуса при входе в атмосферу и была использована затем NASA в проекте HL-20 уже в 1980-х годах.
12 октября
- 1929 год - В Варшаве уполномоченный от СССР подписал конвенцию по унификации правил международных воздушных перевозок;
- 1935 год - В Милане открылась первая Международная авиационная выставка. СССР представлял авиационные моторы, самолет АИР-9бис и ряд других экспонатов. В советскую делегацию вошли авиаконструкторы Н.Н. Поликарпов, П.О. Сухой, А.С. Яковлев и другие;
- 1939 год - Первый полет первого в мире стратостата-парашюта "СП-2" "Комсомол"/ВР-60 на высоту 16810 м, стратонавты А.А. Фомин, А.Ф. Крикун и инженер М.И.Волков. При спуске на высоте 7200 м оболочка загорелась, и стратонавты покинули гондолу, спустившись на парашютах. Всего до пожара полет продолжался 6 часов 15 минут 46 секунд;
- 1940 год - Летчик В. К. Коккинаки начал испытания второго варианта одноместного самолета-штурмовика конструкции С. В. Ильюшина (первый вариант испытывался в декабре 1939 г.). В конце 1940 г. самолет запущен в серийное производство под индексом Ил-2. С июля 1942 г. штурмовик выпускался в двухместном варианте. Всего было построено более 36 тысяч этих машин;
- 1947 год - Первый полет соосного вертолета Ка-8, пилот Гуров М.Д. Ка-8 "Иркутянин" представлял собой простую конструкцию из стальных труб, укрепленную на двух надувных цилиндрических баллонах и с открытым креслом для лётчика. Двигатель мощностью 20 кВт (27 л.с.) вращал в противоположных направлениях два соосных винта. Эта схема позволила освободить аппарат от сложностей, которые были связаны с компенсацией реактивного вращающего момента с помощью хвостового винта. Всего построено три экземпляра;
- 1948 год - Закончены государственные испытания УТБ-2П - учебно-тренировочного пикирующего бомбардировщика П.О.Сухого. Представлял собой облегчённый и упрощённый Ту-2 с менее мощными моторами. Построено около 500 машин;
- 1956 года, состоялся первый пассажирский рейс на самолете Ту-104 по международной воздушной линии Москва-Прага;
- 1996 год - Состоялся первый полёт Ил-96ПУ. Ил-96-300ПУ (пункт управления) построен в двух экземплярах. Отличий по лётно-техническим характеристикам от базовой версии у него практически нет, кроме увеличенной дальности за счёт некоторых доработок. На самолёте установлено оборудование, позволяющее вести управление вооружёнными силами в случае ядерного конфликта.
13 октября
- 1929 год - Впервые в истории советский самолет появился в небе над Америкой. Советский экипаж на самолете АНТ-4 «Страна Советов» в составе С.А. Шестакова, Ф.Е. Болотова, Б.В. Стерлигова, Д.В. Фуфаева совершая перелет по маршруту Москва-Нью-Йорк, долетел до Сиэтла;
- 1931 год - День образования завода № 34, ныне ПАО "НПО "Наука". Одно из старейших предприятий-разработчиков России. История завода ведется от мастерских, собиравших в начале века самолеты "Ньюпор" и "Блерио". ОАО НПО "Наука" производит изделия для самолетов Ту-204, Ту-334, Ан-70, Ан-140, Ил-96, Ил-114, Бе-200, Су-27, Су-30, Су-34, МиГ-29, вертолетов Ка-50, Ка-52, Ми-28;
- 1947 год - Первый полёт реактивного истребителя И-215 Семёна Михайловича Алексеева, лётчик-испытатель Александр Андреевич Попов;
- 1949 год - Первый полёт двумоторного самолёта "81" (в серии - фронтовой торпедоносец Ту-14), лётчик-испытатель Фёдор Фёдорович Опадчий;
- 1956 - Первый полёт многоцелевого Ка-18; лётчик-испытатель Дмитрий Константинович Ефремов. Ка-18 прозвали "Малюткой", хотя эта машина имела двигатель мощностью 280 л.с. и максимальную скорость 150 км/ч. Пассажирский вариант рассчитан на перевозку трёх пассажиров на расстояние 300 км. Санитарный вертолёт перевозит одного лежачего больного с врачом на расстояние 500 км.;
- 1960 год - Вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1117-465, поручавшее ОКБ О.К.Антонова разработку транспортного самолёта ВТ-22 (Ан-22);
- 1982 год - Начались испытания самолета Су-22УМ3;
- 1998 год - В ОАО «Авиастар» выпущен первый грузовой самолет Ту-204-120С с двигателями RB-211-535E4 «Rolls-Royce» по контракту с Kato Aeromatic. Самолеты ТУ-204-120 и Ту-204-120С отличались от Ту-204-100 и Ту-204С в основном тем, что оснащались экономичными турбовентиляторными двигателями RB.211-535E4 производства фирмы “Rolls-Royce” (Великобритания) и могли быть адаптированы к двигателям любого иностранного производства.
14 октября
- 1944 год — Приказ о введении нагрудных знаков летно-технического состава ВВС ВМФ СССР;
- 1949 год - Эскизный проект Ил-28У утвержден С.В.Ильюшиным;
- 1975 год - Завершены Государственые совместные испытания истребителя-перехватчика Су-15ТМ с фронтовым вооружением.
15 октября
- 1894 год - Родился российский воздушный ас Первой мировой войны К.К. Вакуловский. Знаменит тем, что за один день провел 16 воздушных боев, в которых сбил 2 самолета противника. Всего сбил 6 вражеских самолетов;
- 1909 год - Инженеру М. Герасимову выдан патент на приспособление для приведения в движение летательных аппаратов - первый турбокомпрессорный воздушно-реактивный двигатель;
- 1910 год - Первый московский “дальний” - в 20 вёрст - перелёт. Пилот Михаил Никифорович Ефимов на “Блерио XI” с мотором в 50 л.с., сделав круг над аэродромом, полетел дальше. Вскоре стало известно, что Ефимов попал в облака, заблудился и сел возле деревни Черёмушки;
- 1928 год - Начало серийного выпуска истребителя И-4 П.О. Сухого с М-22;
- 1937 год - Женский международный рекорд высоты полёта - 3267 м, Валентина Степановна Гризодубова на спортивном УТ-2;
- 1940 год - Первый полет бомбардировщика ДБ-4 (ЦКБ-56), экипаж В.К.Коккинаки;
- 1960 год - Состоялся первый полет вертолета Ми-10, летчик-испытатель Г.В.Алферов. Ми-10 предназначен для перевозки крупногабаритных грузов в 1965 г. на его базе создан вертолет-кран Ми-10К;
- 1960 год - Принят на вооружение комплекс перехвата Су-9-51, в состав которого вошли истребитель Су-9, РЛС наведения РП-9У и ракета РС-2УС;
- 1967 год - Мировой рекорд (общий и женский) дальности полёта по прямой по маршруту Симферополь - Южно-Сахалинск; 7661,95 км; командир корабля Герой Социалистического Труда Любовь Михайловна Уланова, второй пилот Валентина Алексеевна Слободская, штурман Гертруда Олехнович, бортмеханик Валерия Попова и бортрадист Мария Адаменко на Ил-18;
- 1987 год - На аэродроме ЛИИ МАП состоялся 15-й испытательный полёт аналога корабля многоразового использования БТС-002. Аппарат пилотировали лётчики Иван Иванович Бачурин и Алексей Сергеевич Бородай;
- 1993 год - Первый полет опытного экземпляра вертолета Ми-26ТМ с задней подвесной кабиной пилота-оператора, созданного для перевозки груза на внешней подвеске;
- 2001 год - Утверждена федеральная целевая программа "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г."