1 июля
- 1916 год - В Москве создана авиационная исследовательская организация - Расчетно-испытательное бюро. Н.Е. Жуковский создал эту организацию в Москве, позднее она стала называться РИБ МВТУ, для проведения проверочных и проектировочных расчетов самолетов на прочность. Общее научное руководство взял на себя Н.Е. Жуковский, расчетами самолета на прочность занимался В.П. Ветчинкин, аэродинамическими расчетами самолетов - А.Н. Туполев. Руководители РИБ добились, чтобы без проверочных работ в их организации не начинались летные испытания новых самолетов;
- 1922 год - Хуго Юнкерс (Hugo Junkers) организовал свою авиакомпанию в России. Junkers F13 авиакомпании Junkers Luftverkehr Russland летали из Москвы в Нижний Новгород в период нижегородской ярмарки в августе - сентябре 1922-го;
- 1924 год - АНТ-2 участвовал в воздушном параде, организованном Обществом друзей воздушного флота (ОДВФ) в связи с торжественной передачей XIII съезду партии эскадрильи самолетов им.В.И.Ленина. В нее входило 19 разведчиков Р-1 конструкции Н.Н.Поликарпова, купленных на средства ОДВФ. АНТ-2 летел на правом фланге своих иностранных собратьев - также металлических Ю-13 - и обращал на себя внимание, по отзывам современников, "необычностью конструкции и легким изящным видом";
- 1927 год - Закончились летные испытания авиетки Буревестник-С4 В.П. Невдачина, построенной в кружке Осоавиахима Щепетильниковского трамвайного парка;
- 1930 год - Совершил первый полет третий прототип самолета И-5, названный "Подарок XVI партсъезду", или ВТ-13, существенно отличавшийся от двух первых. На ВТ-13 стоял опытный отечественный двигатель М-15. М-15 был еще более высотным, чем "Юпитер"VII. На высоте 5000 м он должен был развивать мощность 600 л. с. Доводку этого мотора, спроектированного А.А.Бессоновым и А.П.Островским, предполагалось завершить к декабрю 1930 г. Капотирование двигателя на третьем самолете также было иным - на нем стояло так называемое кольцо Тауненда, прикрывавшее верхушки цилиндров, и лобовой капот с жалюзи, регулирующим обдув. За кабиной пилота появился гаргрот, улучшающий обтекание и защищающий летчика при перевороте;
- 1935 год - Начались испытания экспериментального самолета ЦКБ-26. На самолете стояли два импортных мотора "Гном-Pон"14Kdrs. Заводские испытания проводил В.К.Коккинаки. Машина оправдала надежды конструкторов, продемонстрировав высокие летные данные, хорошую маневренность и управляемость. Правда, зафиксировали тряску мотоустановок на некоторых режимах, но это сочли не очень опасным. Его развитием стали дальние бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3Ф (Ил-4);
- 1937 год - Открыта международная авиалиния Москва — Великие Луки — Рига — Стокгольм; соглашение о её совместной эксплуатации подписали «Аэрофлот» и шведская авиакомпания «Аэротранспорт». Договор предусматривал стыковки рейсов «Аэрофлота» из Москвы с рейсами «Аэротранспорта» из Стокгольма в Амстердам, Гамбург, Копенгаген, Лондон и Париж, а рейсы шведской авиакомпании из Стокгольма стыковались в Москве с рейсами «Аэрофлота» в Баку и Тегеран;
- 1939 год - В Ростове-на-Дону основан авиазавод (ныне ПАО «Роствертол»). Первенцем серийного вертолетостроения стал вертолет Ми-1, созданный конструкторским коллективом под руководством М.Л. Миля;
- 1941 год - В в ЛИИ НКАП начались заводские летные испытания тяжелого эскортного истребителя МиГ-5 (ДИС-200, Т);
- 1946 год - В НИИ ГВФ прошли Государственные испытания Ил-12 с двигателями АШ-82ФН . В них задействовали опытный самолет с компоновкой пассажирской кабины на 27 мест. По итогам испытаний было признано, что при нормальной взлетной массе 16380 кг самолет обладает дальностью полета 1300 км и наиболее полно подходит для эксплуатации на внутрисоюзных линиях средней протяженности. Осенью того же 1946 г. успешно прошли дополнительные Государственные испытания Ил-12 с увеличенной (перегрузочной) до 17500 кг взлетной массой;
- 1961 год Начались официальные испытания Ту-22К. Первый полет с ракетой Х-22 был запланирован на октябрь. В этом же месяце завод № 22 выпустил второй экземпляр ракетоносца. Обе машины испытывались параллельно. К 11 ноября они совершили 39 полетов и осуществили шесть пусков ракет. Серийное производство Ту-22К запланировали на 1964 год. В тот год удалось выпустить на заводские испытания три машины, строившиеся параллельно с бомбардировщиками-разведчиками. На четвертом серийном самолете уже установили новые двигатели РД-7М2;
- 1969 год - Первый полет опытного истребителя-бомбардировщика С-32 (Су-17), пилот Е.К. Кукушев;
- 1977 год - На всех МиГ-23БН была изменена система аварийного сброса фонаря и установлено доработанное кресло КМ-1М;
- 1985 год - МиГ-29 №407 впервые взлетел, имея на подвеске девять бомб ФАБ-500;
- 1997 год - Лётчик-испытатель Вячеслав Юрьевич Аверьянов совершил первый полёт на опытном самолёте Су-30МКИ;
- 1998 год - Открытие 2-й Международной выставки и научной конференции по гидроавиации «Геленджик-98»;
- 2002 год - Учреждена Ассоциация производителей авиационных компонентов (АПАК).
- 2012 год - Работы по строительству стартового комплекса на новом российском космодроме Восточный (Амурская область) начались. Работы начались не только по стартовому комплексу, но и по обеспечению систем космодрома - энергообеспечению, транспортной и строительной инфраструктуры, то есть то, что необходимо в первую очередь.
- 2022 год - Состоялся первый полноценный полет модифицированного вертолета Ми-171АЗ. Он предназначен для полетов в особых климатических условиях. Уникальность машины заключается в том, что это первое воздушное судно производства РФ, которое отвечает всему спектру требований Международной ассоциации производителей нефти и газа (IOGP). В соответствии с требованиями IOGP Ми-171А3 может продолжать полёт с набором высоты на одном двигателе. Для этого у двигателей ВК-2500ПС-03 есть чрезвычайный режим, дающий возможность одной из силовых установок работать на повышенной мощности в течение получаса. Кабина экипажа Ми-171А3 полностью "стеклянная". Вертолёт оснащён системой предупреждения столкновений в воздухе и автопилотом, способным выполнить автоматический заход на посадку. Это позволяет использовать вертолет для нужд топливно-энергетического комплекса. Одна из главных задач создаваемого вертолета Ми-171А3 – обслуживание морских буровых платформ. Вертолет может перевозить людей, грузы, а также при необходимости проводить поисково-спасательные работы – для этого предусмотрена дополнительная установка специализированного комплекса поиска, бортовых лебедок и медицинского оборудования.
2 июля
- 1803 год - Французский воздухоплаватель А.Ж.Гарнерен (André Jacques Garnerin) со своей женой совершили первый в России полет на тепловом аэростате (С.-Петербург);
- 1912 год - Штабс-капитан Андреади на "Ньюпоре-IV", стартовал в Севастополе, миновал Одессу и 12 июля приземлиkся в Петербурге;
- 1926 год - Завершились государственные испытания ТБ-1 (АНТ-4), всего налетали 42 часа. Доводка мотоустановки и управления позволила достигнуть максимальной скорости 196,5 км/ч., потолок поднялся, скороподъемность улучшилась. Отметили хорошую управляемость, легкость взлета и посадки. Машина продемонстрировала отличную устойчивость, пилот мог ненадолго бросить управление даже при выполнении разворота. На высоте 400 - 500 м самолет спокойно летел на одном моторе без снижения;
- 1934 год - Постановление СНК СССР о разворачивании производства транспортного самолета Т-1, созданного в ВВА под руководством А.В. Можаева на ХАЗ №135. Этот транспортный самолет с 2 х М-34 должен был транспортировать 17 раненных на 1100 км. Был построен деревянный макет, который прошел макетную комиссию. Прорабатывались сельскохозяйственный и пожарный варианты;
- 1938 год - Перелет на МП-1 (МБР-2) Севастополь-Архангельск (озеро Холмовское), экипаж П.Д.Осипенко, М.М.Раскова, Ф.М.Ломако. Женские мировые рекорды дальности по прямой - 2241, 501 км, и по ломаной - 2416 км, удалось преодолеть за 10 ч 33 мин со средней скоростью 228 км/ч, установив новый мировой рекорд для женщин в классе гидросамолетов;
- 1945 год - Начались летные испытания экспериментального истребителя "120Р" (Ла-120Р);
- 1948 год - Первый полёт летающей лодки Бе-6 с ПД АШ-73, это был опытный второй экземпляр, "дублёр", собранный из задела по второму экземпляру ЛЛ-143, (первый ЛЛ-143 полетел 6 сентября 1945 года) и доработанный по результатам испытаний, лётчик-испытатель Михаил Васильевич Цепилов;
- 1951 год - Шеф-пилот ОКБ В.К.Коккинаки выполнил на Ил-10М первый полет. К 28 августа Ил-10М успешно прошел программу заводских испытаний, и 31 августа модифицированный штурмовик поступил в ГК НИИ ВВС для производства контрольных государственных испытаний;
- 1958 год - Постановление Совмина №709-337 о проработке вопроса об использовании ракетоносца Ту-1бК-10 в качестве носителя свободнопадающих атомных и термоядерных бомб, однако сделано это не было. Бомбардировочное вооружение на Ту-16К-10-26 установили только в 1970-е годы, после чего они превратились в Ту-16К-10-26Б. Эти единственные из всех представителей семейства К-10 машины двойного назначения могли нести до 8 т бомб, морские мины, а также 8 торпед - по 4 на внешней подвеске и в грузовом отсеке. Бомбы подвешивались на держатели БДЗ-16К, которые крепились к штатным держателям БД-352, а также на двух держателях БД4-16-52, расположенных под фюзеляжем в районе воздухозаборников;
- 1960 год - Первый полёт первого отечественного реактивного учебного самолёта Як-30, лётчик-испытатель Валентин Григорьевич Мухин;
- 1967 год - Заслуженный лётчик-испытатель СССР Владимир Сергеевич Ильюшин совершил первый полёт на опытном самолёте короткого взлёта и посадки Т6-1 (в серии Су-24);
- 1967 год - Начало летной эксплуатации унифицированного катапультного кресла К-36D (НПП "Звезда"), в составе самолета СУ-24 и затем всех отечественных самолетах-истребителях;
- 1975 год - Начало регулярных полётов в Люксембург. Первый рейс выполнил Ту-154 по маршруту Москва — Люксембург;
- 1991 год - Выпущен истребитель МиГ-29М №156, в том же месяце состоялся его облет. От предыдущих прототипов эта машина отличалась измененной компоновкой приборного оборудования кабины летчика;
- 2003 год - Летчик-испытатель КнААПО В.А. Губер поднял в воздух с заводского аэродрома головной самолет первой серийной партии амфибий Бе-103. Все три самолета первой серийной партии в сжатые сроки успешно прошли заводские испытания и были готовы к отправке в Соединенные Штаты. Одна амфибия (№ 3301) предназначалась для использования самим Линном (бизнесмен из штата Нью-Джерси Кент Линн владелец компании Sky Manor Airport. ), а также в целях рекламы, а две других (№ 3302 и 3303) - для продажи.
3 июля
- 1911 год - Императором Николаем II учреждён флаг отдела Воздушного флота. Флаг имеет форму равнобедренного треугольника с российским триколором и синим вензелем - аббревиатурой ОВФ;
- 1933 год - Первый полет тяжелого бомбардировщика АНТ-16 (ТБ-4) с шестью двигателями М-34, пилот М.М.Громов. Этот шестимоторный бомбардировщик имел самые крупные в мире бомбовые отсеки. Планировалось иметь: массу - 31000 кг (перегрузочная - 37000 кг), массу пустого - 10700 кг, максимальную скорость у земли - 208 км/ч, крейсерскую скорость - 160 км/ ч, потолок - 3400 м, дальность - 1600 км. Нормальная бомбовая нагрузка - 4000 кг, максимальная -10000 кг. Оборонительное вооружение: две пушки "Эрликон" калибра 20 мм, десять пулеметов ДА. В серии не строился. Опыт был использован при постройке АНТ-20;
- 1938 год - Летчица Екатерина Медникова установила на Г-22 международный рекорд скорости по замкнутому маршруту длиной 100 км для самолетов класса 4С (3-я категория, объем двигателя от 2-х до 4-х л), показав среднюю скорость 164,94 км/ч. При попытке установления рекорда скорости на дальности 500 км летчица забыла включить дополнительный бак и при совершении вынужденной посадки подломила шасси;
- 1952 год - Первый полёт вертолёта продольной схемы двухвинтового Як-24 ОКБ Александра Сергеевича Яковлева. Длился первый полёт менее десяти минут. Поднял машину в воздух лётчик-испытатель Сергей Георгиевич Бровцев (получивший в дальнейшем звание Героя Советского Союза). В кабине с ним также находился механик П.С. Сёмин. Опыта строительства больших вертолётов в КБ Яковлева, да и вообще в стране не было, поэтому процесс доводки был долгим и мучительным, несмотря на то, что винт, автомат перекоса, главный редуктор и силовую установку взяли готовые - от Ми-4. За два года вертолёт трижды снимался с госиспытаний. В 1956-м началось серийное производство Як-24, однако построили не более 40 машин. И более в КБ Яковлева вертолётами не занимались;
- 1952 год - Состоялся первый полет барражирующего перехватчика Ла-200Б, А.Г.Кочетков. После наземной отработки были начаты летные испытания;
- 1970 год - Вышел приказ МО СССР о принятии на вооружение самолёта Су-15УТ;
- 1979 год - Начало регулярных полётов на Ямайку. Первый рейс выполнил Ил-62М по маршруту Москва — Шеннон — Гавана — Кингстон (Ямайка);
- 1981 год - Начало эксплуатации Аэрофлотом Ил-86 на зарубежных авиалиниях. Состоялся первый рейс аэробуса из Москвы в Берлин, ГДР;
- 1985 год - Подписан акт о передаче самолета Ан-71 на ЛИиДБ КМЗ для проведения летных испытаний, и уже 5 июля выполнены первые скоростные пробежки. В тот же день оформили акты о готовности самолета и экипажа к первому вылету;
- 1987 год - Первый полёт Ил-78М. Ил-78М - самолёт-заправщик, разработанный в АНТК Сергея Владимировича Ильюшина на базе самолёта-заправщика Ил-78. В фюзеляже установлены два съёмных топливных бака, вмещающие по 14000 кг топлива каждый. Под фюзеляжем и под крылом размещены подвесные унифицированные заправочные агрегаты УПА3-1А, обеспечивающие дозаправку методом шланг - конус (оборудование этого типа может монтироваться и на других самолётах, в частности на бомбардировщиках Су-24). Допускается одновременная дозаправка одного самолёта (класса тяжёлый бомбардировщик) с подфюзеляжного заправочного агрегата или двух самолётов класса МиГ-31 или Су-24 с подкрыльевых заправочных агрегатов. Количество отдаваемого топлива при использовании только крыльевых баков 57 720 кг, при использовании крыльевых и фюзеляжных баков 85 720 кг, производительность при раздаче топлива 900 - 2200 л/мин (в зависимости от выбранного режима дозаправки). В хвостовой части самолёта на месте кабины стрелка расположено рабочее место оператора дозаправки, оснащённое оптической системой заднего обзора. Имеется радиотехническое и световое оборудование, обеспечивающее поиск и сближение самолётов при дозаправке;
- 1998 год - Участвуя в выставке "Геленджик-98", А-40 (с бортовым "20"), в двух полётах, установил 12 новых мировых рекордов для гидросамолётов и самолетов-амфибий по времени набора высоты 3000, 6000 и 9000 м с коммерческой нагрузкой 15000 кг, доведя число своих рекордов до 140;
- 2003 год - Последний взлет с Ходынского поля, Ил-38SD авиации ВМС Индии, экипаж В.М.Иринархова. В 2003 году аэродром был закрыт и исключён из «Перечня аэродромов совместного базирования РФ», на остатках взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек были оставлены списанные самолёты и вертолёты. На этом месте планировалось организовать «Музей авиации на Ходынском поле». Вместо этого почти не охраняемая экспозиция будущего музея со временем превратилось в авиакладбище. С января 2012 года начался вывоз некоторых самолётов на реставрацию в музей Вадима Задорожного.
4 июля
- 1916 год - День рождения морской авиации России. В Российском флоте на первом авианесущем корабле «Орлица» базировались гидросамолеты Григоровича М-9, имевшие пулеметы и способные нести бомбы. 4 июля 1916 года четыре самолета с «Орлицы» провели воздушный бой над Балтийским морем с четырьмя немецкими самолетами, который закончился победой русских морских летчиков. Два кайзеровских аэроплана были сбиты, а два других обратились в бегство. Наши летчики вернулись к своей авиаматке без потерь;
- 1924 год - Г.Е. Котельников подал в Комитет по делам изобретений заявку на "приспособление к одежде авиатора для помещения в ней спасательного парашюта". По этой заявке ему был выдан патент № 1607 (парашют РК-3 - стал первым парашютом с мягким ранцем);
- 1938 год - Начало серийного производства бомбардировщика Су-2 (АНТ-51) П. О. Сухого;
- 1943 год - Завершились государственные испытания Як-1М. К этому времени, основываясь на результатах испытаний мотора М-106, ОКБ А.С. Яковлева выдвинуло предложение по дальнейшему форсированию мощности мотора М-105ПФ путем увеличения наддува с 1050 до 1100 мм рт. ст. При этом номинальная мощность мотора на первой скорости нагнетателя становилась 1310 л.с. на высоте 200 м (против 1260 л.с. на высоте 700 м), а на второй скорости нагнетателя - 1240 л.с. на высоте 2100 м (против 1180 л.с. на высоте 2700 м). Новый самолет получил признание пилотов за легкость пилотирования, сравнимую со "Spitfire V", хорошие летные качества и приличную маневренность. Самолет Як-1М с М-105ПФ2 далеко ушел от первого прототипа и представлял собой, по сути, Як-3;
- 1945 год - Лётчиком-испытателем Александром Павловичем Деевым на самолёте И-250 №01 (МиГ-13) на высоте 3000 м была достигнута скорость 750 км/ч. Таким образом, установка ВРДК дала прирост скорости почти в 100 км/ч в сравнении с лучшими истребителями того времени;
- 1957 год - Состоялся первый полет пассажирского первого турбовинтового прототипа самолета Ил-18 «Москва» с ТВД НК-4, экипаж В.К.Коккинаки. Салон рассчитан на 75 пассажиров (65+10). Серийное производство самолетов с четырьмя двигателями ТВД АИ-20 началось с 1958 г. До середины 1970-х гг. он выполнял львиную долю пассажирских перевозок в СССР и в авиакомпаниях советских союзников. На Ил-18 совершались успешные перелеты из СССР в Антарктиду, полеты к Северному и Южному полюсам;
- 1967 год - Завершено серийное производство истребителя-бомбардировщика Су-7Б;
- 1975 год - 25 мировых рекордов с грузами на Ил-76, Заслуженные лётчики-испытатели СССР Александр Михайлович Тюрюмин и Яков Ильич Верников, в т.ч. подъём на 2 км груза 70121 кг;
- 1986 год - Завершился визит шестерки МиГ-29 из Кубинки на финскую авиабазу Куоппио-Риссала, и имел большой резонанс, это был первый случай демонстрации за рубежом новейшего советского истребителя;
- 2001 год - Первый рейс Ту-214 с пассажирами на борту по маршруту Хабаровск-Москва.
5 июля
- 1909 год - Начал работу завод акционерного общества «Первое Российское товарищество воздухоплавания С.С.Щетинин и К» - один из первых отечественных самолетостроительных заводов;
- 1939 год - В Москве организована Академия ГВФ;
- 1940 год - Состоялся первый в СССР выпуск студентов Дирижаблестроительного института;
- 1943 год - На базе авиаэскадрильи создан 1-й истребительный авиационный полк "Нормандия".
- 1948 год - Принят первый экземпляр МиГ-15 (С-1) для проведения испытаний вооружения и системы аварийного сброса фонаря. Эту машину после завершения на ней дополнительных испытаний на штопор и определения скорости по высотам перегнал в ГК НИИ ВВС вечером 22 июня летчик-испытатель И.Т.Иващенко. Во время государственных испытаний, проходивших в период с 27 мая по 25 августа 1948 года, самолет МиГ-15 получил высокую оценку. По своей максимальной скорости, скороподъемности, потолку и дальности полета он был лучшим из испытанных в ГК НИИ ВВС отечественных истребителей. Причем, основные летные характеристики, полученные в процессе испытаний, не только удовлетворяли тактико-техническим требованиям, но и превзошли их. На высоте 5000 м скорость самолета составила 1028 км/ч, а на высоте 2620 м - 1042 км/ч. Набор высоты 5000 м осуществлялся за 2,3 мин, вместо требуемых 3,2 мин. Значения максимальной дальности полета на высоте 10000 м было превышено на 195 км, а практического потолка - на 2200 м. Разбег и пробег также были меньше требуемых, и составили 600 и 765 м соответственно;
- 1952 год - Первое применение "станции защиты хвоста" (предупреждение об облучении) "Сирена" В.В.Мацкевича;
- 1961 год - Начались лётные испытания стратегического бомбардировщика Ту-95КД, получившего штангу топливоприемника, установленную в носовой части фюзеляжа, а также централизованную систему наземной заправки топливом;
- 1971 год - Создан ЦНИИ автоматизированных систем управления ГА;
- 1981 год- Вышло постановление Совмина СССР о начале разработки истребителей 5-го поколения;
- 2006 год - Начались стендовые испытания российско-французского ТРДД SaM146 для самолёта «Сухой-100» (RRJ).
6 июля
- 1929 год - Прошли морские испытания летающей лодки Ш-1 В.Б.Шаврова;
- 1930 год - На, Центральном аэродроме проходила торжественная церемония передачи ВВС новых самолетов, считавшихся подарком XVI съезду ВКП(б). На небольшом воздушном празднике показали и один ТБ-1;
- 1934 год - Создано ЦКБ морского самолетостроения (ныне ТАНТК им Г.М. Бериева);
- 1942 год - Состоялся первый полёт самолёта Як-7ДИ (прототипа серийного истребителя Як-9), лётчик-испытатель Павел Яковлевич Федрови;
- 1954 год - Постановление Совмина СССР No.1428-642 по радикальной модернизации М-4. На фирме тема получила шифр "36", а самолет - обозначение ЗМ. При выборе двигателей ставку сделали на ВД-7, взлетная тяга которых превышала 11000 кгс, а крейсерский расход топлива составлял 0,73-0,8 кг/кгс*ч (у АМ-3 - до 1,03), как у лучших зарубежных образцов. Применив эти двигатели, увеличив количество топлива на борту, установив систему дозаправки в полете, а также улучшив аэродинамику, можно было получить дальность, достаточную для достижения самой удаленной точки США;
- 1961 год - Завершены заводские лётные испытания самолёта Су-9У (У43-1).Су-9У - двухместный учебно-тренировочный самолет. Проект, имевший в ОКБ шифр У-43, предусматривал размещение второго пилота путем удлинения фюзеляжа за счет т.н. <проставки> длиной 600 мм в районе кабины пилота. Кроме этого, доработки включали изменение конструкции фонаря кабины пилотов, обе откидные части которого стали открываться вверх-назад (а не сдвигаться, как на боевом самолете), а также системы управления и катапультирования. По требованию военных, самолет был сделан учебно-боевым, т.е. на нем был размещен полный комплект бортового оборудования, включая РЛС с двойной индикацией, а комплекс вооружения предусматривал возможность подвески и применения сокращенного с 4 до 2 шт. комплекта ракет РС-2УС;
- 1966 год - Первый полёт МиГ-25 на Нижегородском авиазаводе;
- 1966 год - Первые полёты опытно-экспериментального самолёта ОКБ П.О.Сухого Т-58ВД с ПД (укороченного взлёта и посадки), лётчик-испытатель Евгений Степанович Соловьёв, при этом подъёмные двигатели не задействовали, а лётные испытания с их включением начали в конце того же месяца.
7 июля
- 1912 год - Завершился перелет лейтенанта Дыбовского по маршруту Севастополь-Санкт-Петербург на аэроплане Ньюпор-IV. Перелет обоснованно считался выдающимся авиационным событием года. Газета "Новое время" называла их "замечательными перелетами через всю Россию";
- 1914 год - Установлен мировой рекорд дальности полета за сутки, И.И. Сикорский с двумя пассажирами на самолете Илья Муромец;
- 1939 год - Закончились испытания корабельной катапульты Н-1. В том же году прошли сравнительные испытания первых образцов отечественных катапульт Н-1 (создана НИИ-45 и николаевским заводом №198) и ЗК-1 (ЦКБ-19 совместно с ленинградским заводом им. Кирова). Опробование второй Н-1 завершили 9 августа. На первой удалось достигнуть максимальной скорости отрыва 102, 5 км/ч, на второй - 111 км/ч. 2 октября в ленинградском Гребном порту на плавучий стенд установили первый экземпляр ЗК-1 и с 8 по 13 октября произвели с нее пять стартов испытательной болванки и 11 стартов КОР-1. По результатам испытаний катапульта Н-1 из-за своего большого веса рекомендовалась для установки на линкор "Парижская коммуна", а ЗК-1 - на крейсеры проекта 26-бис;
- 1947 год - С удовлетворительными результатами завершились заводские испытания МиГ-9. Применение щитков значительно улучшило характеристики торможения самолета, что также способствовало увеличению времени ведения непрерывного огня по наземным целям. Управление щитками было удобное, и при выпуске они не изменяли балансировку самолета. Однако в связи с необходимостью использования машины для срочных испытаний вооружения, переоборудованный самолет на госиспытания не передавали;
- 1961 год - Летающая лодка Бе-10 демонстрировалась на воздушном параде в Тушино. Для базирования летающих лодок использовалось пресноводное Плещееве озеро (Переяславль Залесский). (Пребывание в пресной воде Плещеева озера преподнесло неприятный сюрприз - отслоение от днища антикоррозионного лакокрасочного покрытия). Эти показы не остались незамеченными в иностранной печати. В НАТО самолет получил обозначение "Mallow" - мальва;
- 1962 год - Абсолютный мировой рекорд скорости на самолете E-152\1 ОКБ «МиГ» установил Г.К.Мосолов - 2681 км/час;
- 1966 год - В Тушино открылся чемпионат мира по высшему пилотажу, все призовые места заняли летчики на Як-18ПМ;
- 1997 год - Установлен праздник - День авиации ВМФ России;
- 1999 год - Бе-200 впервые спустили на воду для проверки герметичности лодки. Первое "знакомство" новой амфибии с водной стихией выявили два неприятных момента. Во-первых, машина явно страдала устойчивой склонностью к правому крену. Во-вторых, из-за негерметичности днища, в лодку просочилось довольно много воды. Как выяснилось, подкрыльевые поплавки имели недостаточное водоизмещение, были установлены на коротких пилонах, а правый поплавок, к тому же, из-за негерметичности сливного отверстия, на половину своего объема набрал воду. Чтобы не срывать программу испытаний решено было пилоны удлинить, а "родные" поплавки заменить на снятые с самолета-амфибии Бе-12. Кстати, они "проверенные временем" в дальнейшем отлично показали себя. Устранили также и негерметичность лодки.
8 июля
- 1892 год - Родился Николай Николаевич Поликарпов, авиаконструктор, Герой Социалистического Труда. До революции работал в КБ И.И. Сикорского. В 1929-1930 гг. находился в заключении в ЦКБ-39 ОГПУ, где вместе Д.П. Григоровичем разрабатывал И-5. После освобождения работал в ОКБ А.Н.Туполева. Затем возглавил собственное КБ. Под его руководством разработаны самолеты И-1, И-3, И-15, И-152, И-153, И-16, И-17, И-180, И-185, И-186, И-190, МР-1, МР-6, Р-5, Р-Z, ТИС, У-2 (По-2) и др. Проект И-200 (будущий МиГ-1) также начинал разрабатывать он. Последними его проектами были реактивные самолеты;
- 1922 год -На Ходынском аэродроме в Москве под руководством профессора сельхозакадемии Василия Фёдоровича Болдырева и при участии военного лётчика Николая Петровича Ильзина был поставлен первый в СССР опыт авиационного опрыскивания, проведено 32 экспериментальных полёта. Ранее в этом году была создана Комиссия по применению воздушных средств в борьбе с вредителями растений в СССР;
- 1934 год - Первый полёт гигантской летающей лодки АНТ-22 (МК-1). Это был двухлодочный гидросамолёт - третья летающая лодка, спроектированная и построенная в ЦАГИ. В соответствии с заданием, предполагалось сделать морской самолёт-крейсер. Его назначением являлись морская разведка в отдалённых районах, сопровождение флота, выполнение бомбардировки баз и укреплённых районов врага. АНТ-22 предполагали использовать для решения всех тех задач, которые ставились ранее для проектируемых, а также строящихся самолётов-разведчиков, бомбардировщиков и торпедоносцев. Двухлодочную схему самолёта выбрали из-за того, что на летающей лодке предполагали транспортировать крупногабаритные грузы, такие как малые подводные лодки или полупогружаемые торпедные катера. Самолёт создавался с огромными претензиями. Рассматривался и пассажирский вариант. Был построен единственный экземпляр с размахом крыла в 51, 6 м.;
- 1947 год - Состоялся первый полет реактивного истребителя Як-23 с ТРД РД-500, М.И.Иванов;
- 1947 год - Состоялась макетная комиссия самолета Бе-8 (в ОКБ эту амфибию назвали "Аннушка").11 марта 1947 г. вышло Постановление СМ СССР №493-192 о постройке самолета "А" (в ОКБ эту амфибию назвали "Аннушка");
- 1948 год - Закончились заводские летные испытания вертолета Яковлев ЭГ, с двигателем М-11ФР-1, проводившиеся в полном объеме. За этот период было сделано 115 полетов (из которых 40 - на привязи) общей продолжительностью 20 часов, причем лопасти работали в суммарном итоге 41 час. Точных измерительных приборов не имелось, и все произведенные замеры потом пересчитывали на стандартные атмосферные условия;
- 1948 год - Состоялся первый полёт реактивного фронтового бомбардировщика Ил-28 с двигателями «Нин-1», Герой Советского Союза лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки. Его оценка самолёта была высокой: взлёт прост, поведение при наборе высоты нормальное, управлять машиной легко. В процессе заводских испытаний выяснилось, что самолёт статически устойчив на всех эксплуатационных режимах полёта как с "зажатым", так и со свободным управлением. В горизонтальном полёте сбалансированная машина шла с брошенным управлением. На малых скоростях тенденции к срывам и сваливанию отсутствовали, Ил-28 можно было считать безопасным в отношении срыва в штопор. Он мог продолжать горизонтальный полёт и при отказе одного двигателя. При нормальной взлётной массе 17220 кг разбег с двумя ускорителями ПСР-1500 составил всего лишь 560 м. Самолёт хорошо взлетал с грунта и садился на такие ВПП, причём для продления ресурса покрышек колёс испытатели специально рекомендовали эксплуатировать Ил-28 с грунтовых полос. Бомбардировщик на высоте 5000 м развивал максимальную скорость 833 км/ч, а на 7000-8000 м достиг числа М=0,79. Испытатели отмечали, что поведение самолёта при этом оставалось нормальным и скорость полёта можно было увеличить. Ведущим инженером по испытаниям Ил-28 был Виктор Никифорович Бугайский, впоследствии Главный конструктор авиационного ракетного вооружения. С участия в разработке рабочих чертежей самолёта началась карьера Генриха Васильевича Новожилова, Генерального конструктора АК им. Сергея Владимировича Ильюшина с 1970 по 2005 годы;
- 1948 год - Начались госиспытания переоборудованного в вариант дальнего торпедоносца серийного Ту-2 2 АШ-82ФН №20/56. По заключению комиссии самолет Ту-2 2 АШ-82ФН №20/56 в варианте торпедоносца с дополнительным подвесным баком госиспытания выдержал и был рекомендован для принятия на вооружение авиации ВМФ в варианте дальнего низковысотного торпедоносца;
- 1957 год - Разработаны винты АВ-68 для ТВД АИ-20 самолетов Ил-18, Ан-10, Ан-12;
- 1959 год - Первый полет сверхзвукового бомбардировщика Як-28Л, пилот В.Г. Мухин. Машину оборудовали радиокомандной разностно-дальномерной системой наведения ДБС-2С "Лотос". Станция позволяла наводить самолет на неподвижную цель путем приема сигналов двух наземных станций управления, расположенных позади линии фронта;
- 1960 год - Первый полет перехватчика Е-150 ОКБ «МиГ», А.В.Федотов. Новый всепогодный истребитель-перехватчик Е-150, задуманный в КБ А.И.Микояна, должен был развивать скорость в три раза превышающую скорость звука. Поэтому до его создания «в металле» пришлось решать проблему теплового барьера - разработать и создать термостойкие материалы, способные выдерживать полетные нагрузки при повышенной в несколько раз температуре. Обычные, алюминиевые сплавы в этих условиях просто «текли». Требовалось научиться делать конструкцию самолета из жаропрочных сталей, титановых сплавов и композитов, разработать технологию серийного производства и т. д. И эти проблемы удалось решить
- 1988 год - Начало эксплуатации Як-42Д с увеличенной дальностью полёта.в кратчайшие сроки;
- 2008 год - На судне ледового класса прошли испытания корабельной модификации беспилотного вертолета ZALA 421-06. За это время беспилотник в сумме выполнил 10 полетов в условиях полярного дня. Максимальная скорость ветра во время полетов достигала 22 м/с.
9 июля
- 1917 год - В Москве создан завод Авиаприбор - первое советское предприятие авиаприборостроения (сейчас Корпорация Фазотрон - НИИР, Россия). С 1942 г. работает в области радиолокации, с 1962 г. - институт, с 1969 г. - производственное объединение;
- 1931год - Первой среди женщин в России совершила прыжок с самолёта Лидия Сергеевна Кулешова (Епишева);
- 1933 год - Реввоенсовет СССР принял постановление, в котором говорилось: "Поставить перед промышленностью задачу приспособить Р-5 к высотному и низкому торпедометанию для действия у своих берегов". Осенью 1933 года началось проектирование новой модификации, названной Р-5Т;
- 1943 год - Самолёт Ла-5 с мотором М-82ФН, турбокомпрессором ТК-3 и гермокабиной, поднялся в воздух с заводского аэродрома в Горьком;
- 1958 год - Первый полёт опытного истребителя-перехватчика П-1 ОКБ П. О. Сухого, Герой Советского Союза лётчик-испытатель Николай Иванович Коровушкин;
- 1961 год - В Тушино состоялся грандиозный воздушный парад, который длился почти 2 часа. Главный руководитель парада – Главный маршал авиации Константин Андреевич Вершинин, командующий парадом – маршал авиации Сергей Игнатьевич Руденко. На параде были показаны боевые сверхзвуковые самолёты, новый тип летательного аппарата - винтокрыл Ка-22. Первое и последнее появление на публике тяжёлого сверхзвукового бомбардировщика М-50. Пролёт реактивных летающих лодок и многое другое;
- 1961 год - Продемонстрировали общественности машину М-50, поставив точку не только в ее истории, но и в деятельности ОКБ-23. В ходе испытаний самолет имел бортовой номер "023", однако перед первой публичной демонстрацией номер изменили на "12". Над аэродромом Тушино М-50, пилотируемый Н Горяйновым, в сопровождении двух МиГ-21 выполнил эффектный пролет. На Западе самолет произвел впечатление, ему присвоили код НАТО Bounder и даже поговаривали о серийном производстве. Но в это время, осенью 1960 года , В М Мясищева назначили начальником ЦАГИ, а ОКБ-23 расформировали. Коллектив переподчинили В.Н.Челомею, создававшему космическую технику, а М-50 впоследствии передали в музей в Монино. Повсеместное увлечение баллистическими ракетами, казалось, "поставило точку" на стратегической авиации;
- 1961 год - Машину Ми-10 № 04102 впервые продемонстрировали публично на воздушном параде в честь Дня Воздушного Флота СССР. Вертолет доставил к гостевым трибунам аэродрома Тушино домик геологической партии, в котором открыли торговую точку;
- 1967 год - Воздушный парад в Домодедово посвященный 50-летию Октябрьской революции с наземной экспозицией. Продемонстрированы реактивные самолеты с изменяемой стреловидностью крыла, короткого и вертикального взлета и посадки ОКБ «МиГ» (МиГ-23), П.О.Сухого (Су-17) и А.С.Яковлева (Як-36). Приняли участие в воздушном параде черноморские летчики: подполковник Жидецкий, майор Сердюков и капитаны Минаков и Пастернак на Бе-12. Первые три серийные машины Ан-22 «Антей» продемонстрировали во время воздушного парада посадочное десантирование военной техники. С-22И эффективно продемонстрировал в полете пилот Е.К.Кукушев. Зрители впервые увидели и смогли сравнить его на взлете с Су-7БКЛ с ускорителями;
- 1967 год - Первый раз опытный самолет "23-11/1" поднялся в небо - эту дату можно считать днем рождения МиГ-23. Уже в ходе второго полета шеф-пилот Федотов изменял стреловидность крыла во всем диапазоне углов и, как вспоминал летчик-испытатель ОКБ Б. А. Орлов, остался вполне доволен поведением машины - балансировка самолета менялась незначительно, гораздо меньше, чем ожидалось. Эта оценка подтверждается и записью в бортовом журнале, сделанной Федотовым: "Полет при стреловидности от 16 до 72 град. Это впервые. Великолепно!";
- 1976 год - Первый полет транспортного самолета Ан-32. Экипаж в составе В.А. Ткаченко (командир) и Ю.В. Курлина (второй пилот), Г.Н. Гуменюка (штурман), М.М. Трошина (бортинженер), В.И. Яськова (бортрадист), A.M. Загуменного (ведущий инженер по летным испытаниям) выполнил на нем первый полет с заводского аэродрома Святошино;
- 1990 год - Первый полёт первого серийного Ил-96-300, Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР С. Г. Близнюк;
- 2002 год - Решение Правительства Москвы о застройке Ходынского поля (Центральный аэродром имени М.В.Фрунзе).