29 декабря, в предпоследний официальный рабочий день минувшего 2022 года, появилась новость о том, что Росавиация выдала сертификаты типа лёгкому вертолёту Ансат-М, грузовой версии среднего вертолёта Ми-171А3, а также винтокрылому беспилотному летательному аппарату БАС-200. Сертификат типа является документом, предназначенным для определения типовой конструкции воздушного судна, двигателя или винта, и подтверждающим соответствие типовой конструкции нормам лётной годности, установленным в России. Выдаче сертификата типа предшествует серьёзная работа по испытаниям сертифицируемой техники, проверкам её соответствия стандартам как «в металле», так и «на бумаге». По существу, получение сертификата типа открывает дорогу к серийному производству летательного аппарата, его конкретной модификации или важного компонента, такого как, например, двигатель.

Ансат - легкий многоцелевой вертолет, широко применяемый в настоящее время в санитарной авиации по всей России, а также поставляемый на экспорт. На основе опыта нескольких лет интенсивной эксплуатации базовой модификации вертолёта создана модернизированная версия машины, которая получила увеличенные топливные баки, новое хвостовое оперение и передовое бортовое радиоэлектронное оборудование. Доля композитов в конструкции вертолета выросла на 15% - до 35%. Основным направлением модернизации стало увеличение дальности полёта, необходимость которого была выявлена при полётах серийных машин по санитарным заданиям в различных регионах нашей страны. Усовершенствованная модификация позволит существенно расширить возможности применения Ансата, повысить удобство пилотирования. Модернизированное хвостовое оперение улучшит путевую устойчивость вертолёта.

Кроме того, на модернизированный Ансат планируется установить лопасти с усовершенствованной аэродинамической компоновкой, увеличить максимальную скорость полёта и максимальный взлётный вес вертолёта. Также в 2023 году продолжатся испытания компонентов противообледенительной системы. В сочетании с улучшенным БРЭО и трёхканальным автопилотом это должно расширить возможности эксплуатации вертолёта в сложных погодных условиях.
Модернизированный Ансат очень востребован в сфере гражданской авиации России, и прежде всего в санитарной авиации, однако в современных условиях для его массового внедрения в серийное производство необходимо преодолеть серьёзную проблему - на сегодняшний день Ансат летает на иностранных двигателях фирмы Pratt and Whitney, приобретение которых в условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию затруднено. Вслед за ремоторизацией базовой модификации Ансата с использованием отечественного двигателя ВК-650В, для чего также потребуется сертификация в Росавиации, аналогичную задачу необходимо решить и для Ансата-М.
К хорошим новостям можно отнести и то, что 30 декабря 2022 года Генеральное управление гражданской авиации Республики Индия (DGCA) валидировало сертификат типа вертолета Ансат. По существу, это открывает дорогу Ансату (пока ещё в базовой модификации) на рынок Индии, таким образом существенно расширяя потенциальную географию экспорта вертолёта. Впрочем, учитывая опыт борьбы за индийский рынок со времён самых первых советских вертолётов, освоение неба Индии для Ансата станет очень нелёгкой задачей.
Ми-171А3 представляет собой средний гражданский вертолёт, специально приспособленный для грузовых и пассажирских перевозок на морские нефтяные и газовые платформы, а также для выполнения поисково-спасательных операций на море. Это первый отечественный вертолет, который был создан для разработки арктического шельфа. Он соответствует стандартам Международной ассоциации производителей нефти и газа (IOGP). Благодаря таким конструкторским решениям, как перенос топливной системы в пол под фюзеляжем, установка амортизирующих кресел, а также автоматически раскрывающихся надувных баллонетов, вертолёт соответствует повышенным требованиям по обеспечению безопасности полетов над водной поверхностью.
Модернизированный Ансат очень востребован в сфере гражданской авиации России, и прежде всего в санитарной авиации, однако в современных условиях для его массового внедрения в серийное производство необходимо преодолеть серьёзную проблему - на сегодняшний день Ансат летает на иностранных двигателях фирмы Pratt and Whitney, приобретение которых в условиях беспрецедентного санкционного давления на Россию затруднено. Вслед за ремоторизацией базовой модификации Ансата с использованием отечественного двигателя ВК-650В, для чего также потребуется сертификация в Росавиации, аналогичную задачу необходимо решить и для Ансата-М.
К хорошим новостям можно отнести и то, что 30 декабря 2022 года Генеральное управление гражданской авиации Республики Индия (DGCA) валидировало сертификат типа вертолета Ансат. По существу, это открывает дорогу Ансату (пока ещё в базовой модификации) на рынок Индии, таким образом существенно расширяя потенциальную географию экспорта вертолёта. Впрочем, учитывая опыт борьбы за индийский рынок со времён самых первых советских вертолётов, освоение неба Индии для Ансата станет очень нелёгкой задачей.
Ми-171А3 представляет собой средний гражданский вертолёт, специально приспособленный для грузовых и пассажирских перевозок на морские нефтяные и газовые платформы, а также для выполнения поисково-спасательных операций на море. Это первый отечественный вертолет, который был создан для разработки арктического шельфа. Он соответствует стандартам Международной ассоциации производителей нефти и газа (IOGP). Благодаря таким конструкторским решениям, как перенос топливной системы в пол под фюзеляжем, установка амортизирующих кресел, а также автоматически раскрывающихся надувных баллонетов, вертолёт соответствует повышенным требованиям по обеспечению безопасности полетов над водной поверхностью.

В отличие от Ансата, Ми-171А3 изначально имеет отечественные двигатели семейства ВК-2500. В настоящее время прототип вертолёта проходит государственные испытания. Также продолжается работа по дальнейшему наращиванию эксплуатационных возможностей Ми-171А3, совершенствованию агрегатов и систем вертолёта. В качестве первого заказчика серийных Ми-171А3 выступила авиакомпания «Газпромавиа». Серийное производство Ми-171А3 будет развернуто на Улан-Удэнском авиационном заводе.
Беспилотный летательный аппарат вертолётного типа БАС-200 обладает высокой грузоподъемностью (50 кг) и подходит для решения широкого спектра задач: мониторинга местности в светлое и темное время суток, перевозки грузов, аэрогравиметрической съемки, поисково-спасательных операций, лазерного сканирования, магнитометрической и тепловизионной съемки, геофизической разведки, в том числе и в труднодоступных регионах Арктической зоны, а также ретрансляции данных в режиме реального времени. Максимальная дальность полета БАС-200 составляет 430 км при скорости до 160 км/ч, практический потолок – до 3500 м. Радиус действия канала связи для БАС-200 составляет 100 км. Одним из пилотных проектов, в которых планируется опытная эксплуатация беспилотного летательного аппарата БАС-200, является доставка грузов в интересах Почты России. Данный винтокрылый беспилотный летательный аппарат является «первой ласточкой» на интенсивно развивающемся направлении БПЛА вертолётного типа в России. На подходе также другие подобные летательные аппараты, такие как, например, семейство SH-350 и SH-450 фирмы Aeromax, а также многие другие.
Беспилотный летательный аппарат вертолётного типа БАС-200 обладает высокой грузоподъемностью (50 кг) и подходит для решения широкого спектра задач: мониторинга местности в светлое и темное время суток, перевозки грузов, аэрогравиметрической съемки, поисково-спасательных операций, лазерного сканирования, магнитометрической и тепловизионной съемки, геофизической разведки, в том числе и в труднодоступных регионах Арктической зоны, а также ретрансляции данных в режиме реального времени. Максимальная дальность полета БАС-200 составляет 430 км при скорости до 160 км/ч, практический потолок – до 3500 м. Радиус действия канала связи для БАС-200 составляет 100 км. Одним из пилотных проектов, в которых планируется опытная эксплуатация беспилотного летательного аппарата БАС-200, является доставка грузов в интересах Почты России. Данный винтокрылый беспилотный летательный аппарат является «первой ласточкой» на интенсивно развивающемся направлении БПЛА вертолётного типа в России. На подходе также другие подобные летательные аппараты, такие как, например, семейство SH-350 и SH-450 фирмы Aeromax, а также многие другие.

В истории советской и российской авиации именно последние дни последнего месяца уходящего года часто становились знаменательными вехами. Стоит вспомнить, например, что 31 декабря 1968 года впервые поднялся в воздух сверхзвуковой пассажирский самолёт Ту-144. Первый взлёт Ан-124 «Руслан» состоялся 24 декабря 1982 года. 24 декабря 1973 года первый полёт по кругу выполнил Ка-27. В декабре 2021 года впервые оторвался от земли Ми-171А3. Вертолёт Ансат-М впервые поднялся в воздух с заводского аэродрома в Казани в самом конце декабря 2020 года.
2022 год был для российской авиации очень трудным. Закончился он на оптимистической ноте, хотя данный оптимизм и можно охарактеризовать лишь как весьма сдержанный. У российской авиационной промышленности впереди по-прежнему очень большая работа, и без оптимистичного настроя (пусть и говорят, что «оптимизм - это прежде всего недостаток информации») справиться с этой работой вообще едва ли возможно.
2022 год был для российской авиации очень трудным. Закончился он на оптимистической ноте, хотя данный оптимизм и можно охарактеризовать лишь как весьма сдержанный. У российской авиационной промышленности впереди по-прежнему очень большая работа, и без оптимистичного настроя (пусть и говорят, что «оптимизм - это прежде всего недостаток информации») справиться с этой работой вообще едва ли возможно.