Авиакалендарь России

Апрель (17.04-23.04)

17 апреля

  • 1914 год - Первая в России демонстрация комплекса фигур высшего пилотажа, А.М.Габер-Влынский, Москва;
  • 1926 год - Проводились государственные испытания АНТ-3 (ОКБ Туполева) в ходе перелета по маршруту Москва - Тула - Калуга – Москва. Расстояние 430 км с нагрузкой 830 кг, самолет преодолел со средней скоростью 146 км/ч. Перелет проводил М.М.Громов и летнаб В.С.Вахмистров. Испытатели отмечали большую скорость машины, ее преимущества по прочности и сроку службы по сравнению с деревянными конструкциями. Однако выявились и минусы - трудности в управлении и недостаточная маневренность. Окончательных выводов по самолету так и не сделали;
  • 1932 год - П.О.Сухой назначен начальником бригады по проектированию и постройке самолета РД (Рекорд дальности);
  • 1942 год - Образовано ОАО "Техприбор", Санкт-Петербург. Со дня своего основания НПП Техприбор" специализируется на разработке и производстве приборов и систем, которыми оснащены все самолеты, вертолеты, выпускаемые в стране, а также ряд космических аппаратов;
  • 1943 год - Начало воздушного сражения на Кубани (К.А.Вершинин). До июня 1943 г. уничтожено более 1100 самолетов противника;
  • 1945 год - В HИИ ВВС завершились госиспытания головного Як-9В ВК-105ПФ2 (летчик-испытатель В.Г.Иванов, ведущий инженер Г.А.Седов). Як-9В (вывозной) с двигателем ВК-105ПФ2 представлял собой двухместный с двойным управлением вывозной самолет и предназначался для вывозки и тренировки летного состава школ и строевых частей ВВС;
  • 1957 год - Закончен в производстве третий опытный экземпляр экспериментального истребителя-перехватчика Е-50 (ОКБ Микояна, Гуревича) и сразу отправлен на заводские летные испытания;
  • 1958 год - Вышло Постановление Совета министров по разработке и производству бомбардировщика «105А» (Ту-22) и ракетоносца Ту-22К с ракетой Х-22;
  • 1962 год - Первый полет многоцелевого боевого Е-8 ОКБ "МиГ", самолет поднял в воздух Г. К. Мосолов летчик-испытатель ОКБ-155.;
  • 1965 год - Самолет-мишень под обозначением М-16 (ОКБ Туполева) был принят на снабжение. К тому времени стали появляться Ту-16, выработавшие ресурс, ремонтировать которые по каким-либо причинам было нецелесообразно. Их и переоборудовали в М-16. При этом применялось также обозначение Ту-16М, но только для мишеней, переоборудованных на казанском авиазаводе, который первый занялся этой работой. В начале 1980-х гг. при массовом снятии Ту-16 с эксплуатации эту задачу возложили также на 12-й АРЗ в Хабаровске;
  • 1967 год - Начало первого океанского похода (в Атлантику) плавбазы «Тобол» с боевыми противолодочными вертолётами Ка-25;
  • 1975 год - Самолет Ан-22 с грузом в 40 т, пролетев 5000 км, показал среднюю рекордную скорость 584 км/ч;
  • 1985 год - На вооружение ВМФ принят авиационно-морской поисково-спасательный комплекс Ан-12ПС;
  • 1987 год - Начало поступления стратегических бомбардировщиков Ту-160 в строевые части;
  • 1994 год - Состоялся первый полет многоцелевого 6-местного самолета Як-58, пилот А.С. Вяткин;
  • 1997 год - В НПО "Аэросила" получен сертификат на воздушный винт СВ-34 для самолета Ил-114.
18 апреля

  • 1929 год - В.П.Глушко представил в Комитет по делам изобретательства при ВСНХ СССР работу «Металл как взрывчатое вещество», в которой изложен принцип действия ракетного двигателя электротермического типа;
  • 1930 год - На первой парашютной фабрике (М. А. Савицкий) изготовлены первые опытные образцы советского спасательного парашюта НИИ-1. К концу 1931 г. на фабрике изготовлено более 5 тыс. парашютов, в т. ч. 70 специальных десантных ПД-1. В 1932г. изготовлено 12035 комплектов, что позволило стране прекратить импорт парашютов;
  • 1930 год - Прошли первые огневые испытания экспериментального реактивного двигателя Ф.А. Цандера ("опытный реактивный первый" - ОР-1), работающего на воздушно-бензиновой смеси, и сделанного из обыкновенной паяльной лампы. Уже через два года создан ОР-2 - бензин-жидкий кислород (аналог стоял на ФАУ-2 и предполагался для A9/A10 фон Брауна);
  • 1944 год - Состоялся первый полет штурмовика Ил-10, пилот В.К. Коккинаки. Ил-10 был построен в 1944 году и по сравнению с Ил-2 этот самолет имел меньшие размеры, существенно лучшую аэродинамику и более мощный мотор жидкостного охлаждения АМ-42. На самолеты были установлены четыре пушки - на первом этапе калибром 20 мм, позже - калибром 23 мм: на крыльевых балках располагались 8 реактивных снарядов PC-82; бомболюк и внешняя подвеска допускали использование разнокалиберных бомб общим весом 600 килограммов. Большая скорость полета, хорошая маневренность и эффективная бронезащита определили высокие боевые качества Ил-10. К 1 мая 1945 года действующей армии было передано 630 штурмовиков Ил-10;
  • 1953 год - Началась постройка первого опытного экземпляра фронтового истребителя И-370. Внешне машина представляла собой гибрид СМ-2 и будущего СМ-9. И-370 полностью заимствовал от СМ-2 крыло с узлами стыковки, а также с некоторыми доработками - переднюю часть фюзеляжа. Однако, в связи с установкой одного двигателя конструкцию задней части пришлось изменить. В начальной стадии проектирования горизонтальное оперение располагалось на вершине киля, но после испытаний СМ-2 его опустили на фюзеляж;
  • 1967 -год - Состоялся первый беспосадочный перелет Москва-Токио на самолете Ту-114.Этот полет положил начало регулярному воздушному сообщению Москва-Токио.В этих полётах на первых порах участвовали только самолеты Ту-114 с эмблемами "Аэрофлота" и "JAL", а обслуживали русские пилоты и сборная команда бортпроводников;
  • 1968 год - Состоялся первый полет самолета-бесхвостки МиГ-21И "Аналог" с крылом переменной стреловидности, пилот О.В. Гудков. Использован фюзеляж истребителя МиГ-21С, вертикальное оперение и шасси. Представляет собой среднеплан, построенный по схеме «бесхвостка». Крыло переменной по размаху стреловидности (78 градусов на одной трети размаха и 55 градусов на остальной части крыла);
  • 1984 год - Выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, задававшее ОКБ им. П.О.Сухого разработку на базе самолета Су-27 корабельного истребителя противовоздушной оборони Су-27К Этим же документом ММЗ им. А.И.Микоянa поручалось создание многоцелевого корабельного истребителя МиГ-29К, который мог бы использоваться и для нанесения ударов по надводным и береговым целям;
  • 1984 год - Прототип модифицированного истребителя МиГ-29 (9-13) перебазирован на аэродром для проведения лётных испытаний. Прототипом для него стал самолет, переоборудованный из серийного МиГ-29 №0406, совершившего к моменту доработки 43 полета;
  • 1994 год - Впервые поднялся в воздух лёгкий многоцелевой самолёт Аккорд-201 разработаный в КБ НПО "Авиа Ltd" под руководством Е.Маслова. принадлежащий ОКБ "Аккорд", лётчик-испытатель М.Никифоров. В августе 1995 года экспонировался на МАКСе в Жуковском;
  • 1999 год - Бе-103 завершил перелет по маршруту Таганрог - Воронеж - Брянск - Гомель - Брест - Вроцлов - Прага - Фридрихсхафен. Управлял самолетом В.П. Дубенский. Бе-103 (№3002) прибыл к открытию Международного салона легкомоторной и спортивной авиации "AERO-99" проходящему в немецком Фридрихсхафене. После окончания выставки, во время которой самолет успел сделать два тренировочных и всего один демонстрационный полет, тем не менее, вызвав большой интерес специалистов и широкой публики, амфибия перелетела на аэродром Вальмюле вблизи немецкого города Штраубинг, в котором располагается фирма MT-Propeller - изготовитель винтов, установленных на самолете;
  • 2001 год - Состоялся первый официальный полет Су-25КМ "Скорпион" совершил с аэродрома Тбилисского авиазавода. На церемонии присутствовали президент Грузии Эдуард Шеварднадзе, члены правительства, представители МО Грузии, Тбилисского авиазавода и фирмы Elbit. Су-25КМ "Скорпион" - модернизированная версия советского штурмовика Су-25. Самолет производится грузинской компанией ТАМ (Тбилавиамшени - Тблисский авиазавод) совместно с израильской компанией Elbit Systems Ltd. (NASDAQ: ESLT).
19 апреля

  • 1911 год – Морской министр России адмирал И.К. Григорович дал «добро» на формирование в Севастополе первой команды военно-морских лётчиков в составе двух отделений, в каждое из которых входило по три аэроплана;
  • 1917 год - Крутень Евграф Николаевич в чине капитана принял командование боевой авиагруппой Юго-Западного фронта;
  • 1937 год - Состоялся первый полет цельнометаллической амфибии АНТ-44 (МТБ-2) с колесным шасси, экипаж Т.В Рябенко. и Д. Ильинского. Затем заводские испытания проводились на Химкинском водохранилище. В испытательных полетах приняли участие также известные летчики - М. Громов и А. Юмашев. По оценкам испытателей, самолет хорошо маневрировал на воде, взлет и посадка были просты и доступны, управляемость на всех режимах полета - нормальная. Продольная и поперечная устойчивость оценивались как вполне приемлемые. В июле 1938 г. летающая лодка с четырьмя двигателями М-87 была передана на госиспытания. При взлетной массе 18 500 кг дальность полета была 2500 км, потолок - 6600 м, максимальная скорость на высоте 3750 м - 355 км/ч. На самолете установлено четыре рекорда по классу "амфибия". АНТ-44 участвовал в ВОВ, серийно не выпускался;
  • 1938 год - Начались войсковые испытания разведывательного гидросамолета ОКБ Бериева КОР-1 (Бе-2) в морском варианте. Они проводились в Таганроге и Севастополе. Они закончились 20 июня и показали, что, хотя часть дефектов удалось устранить (в частности, двигатель работал в нормальном тепловом режиме), самолет так и не соответствовал всем требованиям, предъявляемым к корабельному разведчику. Сменив поплавки на колесное шасси, с 14 по 23 июля провели войсковые испытания сухопутного варианта КОР-1. Летал все тот же Коровицкий, который в целом дал положительный отзыв, однако отметил неудовлетворительные штопорные качества машины. Из-за этого выполнять фигуры высшего пилотажа на КОР-1 было запрещено до проведения соответствующих доработок;
  • 1939 год - Летчик Е.Г. Уляхин совершил на И-180-2 (разраб. Поликарпов) первый полет. Далее 1 мая 1939 года С.П. Супрун продемонстрировал И-180-2 на воздушном параде над Красной площадью.В процессе испытаний И-180-2 показал скорость 540км/ч. Самолет был рекомендован к серийному производству с мотором М-88, который к тому времени прошел госиспытания;
  • 1940 год - В НИИ ВВС завершились государственные испытания бронированного штурмовика ОКБ Поликарпова БШ-2 (ЦКБ-55) № 2 (ведущий инженер - военинженер 1-го ранга Н. С. Куликов, ведущий летчик-испытатель - майор А. К. Долгов и штурман-испытатель - майор И. Д. Соколов). На самолете было выполнено 38 полетов с общим налетом 19 часов 20 минут;
  • 1946 год - Состоялся первый полёт первого серийного Як-11 (Саратовский авиазавод). Этот самолет с цельнометаллическим крылом стал важной ступенью для перехода в будущем на производство реактивной авиационной техники. 30 апреля 1949 года над территорией завода промчался первый реактивный истребитель конструкции С. А. Лавочкина ЛА-15. Он имел необычайно малый вес для реактивного самолета - 3850 кг, максимальную скорость - 1026 км/ч, был легок в управлении. Еще более высокие боевые качества имел одноместный многоцелевой истребитель МИГ-15. Он оказался исключительно удачным и быстро приобрел мировую известность;
  • 1949 год - Впервые в СССР К.М.Зотов применил катапультное кресло в качестве средства спасения. Кресло конструкции ОКБ С.А.Лавочкина на Ла-15;
  • 1950 год - В.Коккинаки впервые поднял в воздух разведчик Ил-28Р. Самолет предназначался для выполнения тактической и оперативной воздушной разведки в интересах фронтов, флотов и воздушных армий. В соответствии со своим назначением он имел разнообразную аппаратуру для фоторазведки днем и ночью;
  • 1951 год - В Таганроге завершились Государственные контрольные испытания летающей лодки Бе-6М. Ведущим летчиком-испытателем был п-к И.М. Сухомлин, ведущим инженером - инженер - м-р А.К.Подторжнов. Самолет вновь заслужил весьма благоприятные оценки летчиков и специалистов НИИ 15 и именно этот вариант гидросамолета под обозначением Бе-6 запустили в 1952 года, в серийное производство на заводе № 86 в Таганроге;
  • 1952 год - Поднялся в воздух опытный фронтовой истребитель СМ-1, ОКБ Микояна, Гуревича;
  • 1953 год - В Тамбове был сформирован Центр боевого применения ВВС (первоначальное наименование). В настоящее время – Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Минобороны России;
  • 1957 год - Состоялся первый полёт истребителя СМ-12 (вариант МиГ-19) конструкции ОКБ Микояна;
  • 1964 год - Экипаж летчика-испытателя В.Колошенко установил на В-8АТ (В-8, Ми-8) два мировых рекорда: рекорд дальности по замкнутому маршруту (2465,7 км) и рекорд скорости на базе 2000 км (201,8 км/ч).
  • 1988 год - Установлен мировой рекорд скороподъемности на П-42 ОКБ Сухого на высоту 6000 м с полезной нагрузкой 1000 кг; лётчик-испытатель О.Г. Цой.
20 апреля

  • 1916 год - Состоялся первый эпизод боевого применения истребителя Сикорского С-ХVI. Военный летчик 7-го истребительного авиаотряда прапорщик Сергей Матвеевич, обнаружил немецкий "Альбатрос", который вел корректировку огня своей артиллерии. Немецкие летчики явно не ожидали этого, зная, что на русских самолетах вооружение имел лишь наблюдатель, да и то не всегда. Тем удивительнее был для них затрепетавший огонек пулемета над капотом атакующего русского самолета. Лишь резкий маневр спас экипаж "Альбатроса" от гибели. Немцы успели заметить, что атакует их биплан неизвестной конструкции, и поспешили к линии фронта. Когда прапорщик Матвеевич атаковал уходящий "Альбатрос" второй раз, уже над позициями, немецкий летнаб успел выпустить длинную очередь из турельного пулемета. Несколько пуль попало в мотор, появились пробоины в крыльях и фюзеляже. Пришлось вернуться на свой аэродром. В дневнике отряда появилась запись: "Поврежден в воздушном бою самолет С-ХVI № 202 военного летчика прапорщика Матвеевича". Самолет С-XVI был создан И.И.Сикорским в 1915 году и предназначался для сопровождения воздушных кораблей "Илья Муромец" и охраны их аэродромов от самолетов противника;
  • 1928 год - Был подписан договор между УВВС и Авиатрестом на заказ первой партии ТБ-1 (ОКБ Туполева) из 15 машин;
  • 1934 год - Состоялось первое присвоение звания Герой Советского Союза. Первыми звания Герой Советского Союза удостоены лётчики - участники челюскинской эпопеи: А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, В.С. Молоков, Н.П. Каманин, М.Т. Слепнёв, М.В. Водопьянов, И.В. Доронин;
  • 1936 год - Впервые в СССР выполнена петля Нестерова на двухмоторном самолете, В.К.Коккинаки на ЦКБ-26 ОКБ С.В.Ильюшина; ЦКБ-26 готовили к демонстрации на первомайском параде. В процессе подготовки к параду 20 апреля Коккинаки неожиданно сделал над Центральным аэродромом мертвую петлю, а затем подряд еще две. Эту фигуру высшего пилотажа до этого в нашей стране на двухмоторном самолете еще не делал никто. На это не были способны даже опытные многоместные истребители Туполева;
  • 1938 год - Самолет ТБ-7 (Пе 8) принят на вооружение ВВС РККА, он будет строиться серийно на заводе №124 в Казани. Главным конструктором ТБ-7 и завода №124 назначен авиаконструктор Незваль;
  • 1941 год - А.М.Люлька представил заявку на изобретение двухконтурного турбореактивного двигателя;
  • 1948 год - Закончились заводские испытания прототипа «69» бомбардировщика ОКБ Туполева Ту-8. Почти годовые заводские испытания опытного самолета были связаны с большим количеством отказов нового оборудования и особенно с недоработками стрелково-пушечного вооружения. После всех доводок и окончания заводских испытаний "69-й" направили в НИИ ВВС для государственных испытаний, которые продлились до ноября 1948 года;
  • 1951 год - Выходит Постановление Совмина СССР No. 1282-648, предписывающее ОКБ-155 построить на базе МиГ-17 самолет И-340 с двумя двигателями АМ-5. Этот бесфорсажный ТРД создавался в ОКБ А.А.Микулина и представлял собой уменьшенный вариант АМ-3, самого мощного в то время советского реактивного двигателя. И-340 должен был развивать на высоте 2000 м максимальную скорость 1160 км/ч, а на 10000 м - 1080 км/ч, набирать высоту 10000 м за 2,9 минуты и обладать практическим потолком не менее 16500 м. В ОКБ-155 самолет получил шифр СМ-1. Для сокращения сроков создания машины Микоян предложил использовать опытный СИ-02, который оснастить двумя АМ-5, расположив их рядом в хвостовой части фюзеляжа;
  • 1956 год - Приказом министра обороны СССР в составе советских ВВС упраздняется штурмовая авиация. На смену ей идет истребительно-бомбардировочная авиация - новая военная доктрина учитывает возможность применения тактического ядерного оружия и по-иному рассматривает функции ВВС над полем боя;
  • 1959 год - Начало регулярной эксплуатации первого отечественного турбовинтового пассажирского самолёта Ил-18 с четырьмя ТВД АИ-20А. Самолет был разработан в середине 50-х гг., чтобы удовлетворить потребность Аэрофлота в 75/100-местном транспортном самолете средней дальности. Первый экспериментальный экземпляр поднялся в воздух 4 июля 1957года, а 20 апреля 1959 года. Аэрофлот торжественно ввел этот самолет в эксплуатацию на маршрутах Москва - Адлер и Москва - Алма-Ата; в конечном итоге было построено около 700 машин различных модификаций;
  • 1960 год - Первый полет винтокрыла Ка-22. Экипаж в составе летчиков Д. К. Ефремова, В. М. Евдокимова, бортмеханика Е. И. Филатова, ведущего инженера В. Б.Альперовича и экспериментатора Ю. И. Емельянова;
  • 1961 год - Опытный самолет Ту-128 на восьмом полете на высоте 11000 м вышел на скорость, соответствующую числу М=0,98. 24 апреля опытный "128" достиг скорости М=1,06. На опытной машине проверялись поведение перехватчика в воздухе, его взлетно-посадочные свойства;
  • 1963 год - ОКБ-156 выдали тактико-технические требования, утвержденные главнокомандующими ВВС и ВМФ, на основании Постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР № 246-86 от 28 февраля 1963 года, на разработку дальнего противолодочного самолета Ту-142 с поисково-прицельной системой (ППС) "Беркут-95" с предъявлением на совместные испытания в начале 1966 года;
  • 1963 год - Первый полет первого серийного Су-15, В.Т.Выломов, Новосибирский авиазавод;
  • 1965 год - Закончились государственные совместные испытания самолета Бе-12. Приказом Министра обороны СССР от 29 ноября 1965 года, противолодочный самолет-амфибия Бе-12 принят на вооружение морской авиации со следующими данными: дальность полета с остатком топлива 5% на высоте 4000 м -2720 км. на высоте 8000 м - 3300 км; максимальная скорость горизонтального полета - 530 км/ч; длина разбега суша/вода - 900/1200 м;
  • 1970 год - Состоялось Решение Военно-Промышленной Комиссии (ВПК) при Совмине, а в его исполнение Минавиапром 20 августа 1970 года выпустил Приказ №157 о создании МиГ-23Ш. Документы были приняты "по факту" строительства опытных машин, шедшего полным ходом;
  • 1972 год - Опытный самолет Т-4 был принят экипажем на летные испытания;
  • 1972 год - В главном агентстве воздушных сообщений введена в действие система автоматизированного бронирования и продажи билетов "Сирена";
  • 1981 год - В.С.Ильюшин поднял в воздух прототип Т-10-7 (Т-10С-1), ставший эталоном для серии Су-27.По своим тактико-техническим характеристикам самолет превзошел американский аналог F-15;
  • 2010 год - Состоялось официально представление ближнемагистрального пассажирского самолёта Ан-158, ОКБ Антонова.
21 апреля

  • 1893 год – родился А.И. Путилов, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор. Работал в кб а.Н. Туполева. Принимал участие в создании АНТ-2, -3, -4, -5, -6. С 1932 г. возглавлял КБ на Тушинском авиазаводе. Разработал самолёты "Сталь-2”, "Сталь-3", "Сталь-11";
  • 1914 год – На ипподроме Императорского Санкт-Петербургского бегового общества состоялся первый день полетов «короля воздуха» лётчика Габер-Влынского;
  • 1938 год - День основания ФГУП "ГНПП "Базальт". Ныне НПО "Базальт" является одним из признанных мировых лидеров по разработке авиационно-бомбового вооружения, противотанковых и противодиверсионных морских гранатометных комплексов, минометных выстрелов всех типов и калибров и других видов боеприпасов;
  • 1944 год - В ГК HИИ ВВС начались государственные испытания (по 27 мая 1944 года) самолета B-25-DP, характерной особенностью которого были двигатели Райт-Циклон R-2600 двадцать девятой серии с флюгерными ВИШ "Гидроматик" фирмы "Гамильтон Стандарт" (на B-25-S стояли аналогичные двигатели 13-й серии) со взлетной мощностью 1700л. с. , а также измененная схема стрелкового вооружения и наличие подкрыльевых бомбодержателей, обеспечивающих подвеску восьми американских бомб калибром до 300 фунтов. Претерпела изменения и топливная система. В консолях крыла были установлены дополнительные бензобаки емкостью 1 140 литров (302 американских галлона). За счет уменьшения объема внутрифюзеляжного бензобака более чем вдвое увеличили бомбоотсек, в котором одновременно могло подвешиваться по паре бомб. ФАБ-250 и ФАБ-500. Имелись и другие малозначительные отличия;
  • 1945 год - Заместителем командующего ВВС КА маршалом Ф.Я. Фалалеевым утверждены технические требования к самолету УИл-10 (Ил-10У). В соответствии с Постановлением ГОКО № 7560 от 21.02.45 г. и приказом НКАП № 76 от 26.02.45 года учебно-тренировочный вариант штурмовика Ил-10 строился на авиазаводе № 1;
  • 1947 год - 1947. главным конструктором завода №464 (к тому времени ставшего опытным) назначили А.С. Яковлева, сохранив за ним должность главного конструктора ОКБ-115. ОКБ и завод в это время занимались проектированием и постройкой пассажирского самолёта Як-16;
  • 1961 год - Состоялся первый полет опытного истребителя Е-152/1 ОКБ МиГ, пилот Г.К. Мосолов;
  • 1962 год - Установлено пять мировых рекордов скорости для самолетов с ТВД на 10.000 км замкнутом маршруте без груза и с грузом 1, 2, 5 и 10тн. - 737,352км/час. Экипаж И.М.Сухомлина на Ту-114;
  • 1970 год - Экипажи полковника И.Ф. Гладкова и майора А.И.Старцева выполнили трансатлантический перелет на Ту-95 РЦ с посадкой на кубинском аэродроме Хосе-Марти;
  • 1976 год - ВТС Ил-76 принят на вооружение ВВС СССР;
  • 1977 год - На ЗПО "Моторостроитель" завершены государственные испытания двигателя модульной конструкции Д-36;
  • 1994 год - Летчик-испытатель Ю.М.Ващук совершил первый полет первого серийного самолета Су-31;
  • 2003 год - Состоялся первый полет нового самолета Президента РФ, Ил-96-300 (номер RA 96019), экипаж В.Галкина, ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество";
  • 2004 год - В Липецке состоялся летный показ самолетов Су-24М, Су-27 Президенту РФ В.В. Путину и премьер-министру Италии С.Берлускони.
22 апреля
  • 1908 год - В Тифлисе Алексей Владимирович Шиуков совершил первый полет в России на планере собственной конструкции;
  • 1941 года, на вооружение ВВС принят авиационный пулемет М.Е. Березина калибра 12,7 мм; М. Е. Березин дважды был лауреатом Сталинской премии (в 1941 и в 1946 гг.). Кроме того, награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Кутузова I степени, орденом Суворова II степени и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
  • 1942 год - Начало совместных госиспытаний истребителя ЛаГГ-3 М-82, пилоты А.П.Якимов и А.Г. Кубышкин; Первый полет сделал лейтенант Якимов. Выдержать режим скороподъемности и определить максимальную скорость не удалось - перегревался мотор. Другой полет выполнил Кубышкин. На посадке у него не выпустились закрылки, и самолет, едва не скапотировав, закатился в огромную лужу в конце полосы. К замечаниям Якимова Кубышкин добавил еще одно - дефект в системе управления закрылками. Вместе с тем испытатели подчеркнули перспективность нового истребителя;
  • 1948 год - Состоялся первый полет самолета Ла-168 с форсированным двигателем "НИН";
  • 1954 год - Главком ВВС маршал авиации П.Ф.Жигарев утвердил акт по результатам государственных испытаний штурмовика Ил-40П;
  • 1955 год - Завершился завершился второй этап заводских и государственных испытаний палубного бомбардировщика-торпедоносца Ту-91 «Бычок». В производство новая машина пошла как "заказ 194", а затем как самолет "91";
  • 1957 год - Состоялся первый полёт истребителя-перехватчика И-7У конструкции А.И. Микояна; Г.К. Мосолов;
  • 1965 год -Завершено серийное производство истребителя-перехватчика Су-11;
  • 1969 год - Состоялся первый Ту-134А, пилотируемый заводскими летчиками-испытателями Даценко и Петляковым. Первый Ту-134А переделали из серийной машины (бортовой СССР- 65624), выпущенной в 1969 году. Взлетную массу нового самолета довели до 47 000 кг. Вскоре летчик-испытатель ОКБ Харитонов улетает на Ту-134А в Ле Бурже. После окончания салона начались основные заводские летные испытания, а в январе 1970 года и госиспытания, завершившиеся к концу года;
  • 1970 год - Авиакомпании Interflug (ГДР) началась поставка самолётов Ил-62. Всего с 22 апреля 1970 по июль 1973 года было поставлено шесть Ил-62 "без буквы" (с двигателями Кузнецов НК-8-4) в 150-местном варианте;
  • 1971 год - На самолете Ан-26 №02-01 проводились испытания противообледенительной системы (ПОС). Экипаж ГК НИИ ВВС (командир И.Я.Марков) осуществил полеты по маршрутам: Чкаловская - Сыктывкар - Воркута, Сыктывкар - Ухта - Сыктывкар, Воркута - Печора - Воркута. Удалось "поймать" интенсивность льдообразования до 5 мм/мин, при которой толщина льда на горизонтальном оперении достигла 100 мм. В результате этих исследований было выявлено, что ПОС обеспечивает защиту самолета при температуре наружного воздуха до -200С, на высотах 1200-3000 м, скорости полета 350-400 км/ч и продолжительности непрерывного пребывания в зоне обледенения не более 20 мин. В связи с покрытием льдом штурманского блистера его пришлось оснастить жидкостной ПОС С 2,6-литровым бачком спирта;
  • 1976 год - Первый вылет выполнил второй экземпляр Е-155МП (изд.83/2, бортовой N832), пилот А.В.Федотов. Его постройка на ММЗ им. А.И.Микояна завершилась в начале 1976 года. В отличие от первого прототипа самолет N832 уже оснащался полным комплектом оборудования, в частности РЛС "Заслон" и теплопеленгатором. На нем были также применены подфюзеляжные гребни меньшей площади. Самолет 832 принимал участие в этапе А совместных государственных испытаний;
  • 1977год - Первый полет серийного истребителя МиГ-31 на Нижегородском авиазаводе "Сокол";
  • 1998 год - Первый полет модернизированного истребителя МиГ-29СМТ, пилот В.М.Горбунов.
23 апреля

  • 1911 года, в Михайловском манеже в Санкт-Петербурге открылась первая в России Международная воздухоплавательная выставка;
  • 1940 год - Прошел Государственные испытания самолет ББ-1 (3-ий опытный экземпляр) с мотором М-88Бв варианте ближнего бомбардировщика и принят на вооружение ВВС РККА под маркой Су-2;
  • 1944 год - Закончили в производстве истребитель, получивший обозначение И-222 и шифр "3А" (ОКБ Микояна, Гуревича). По конструкции самолет в целом повторял И-221, но имел герметическую кабину и улучшенный обзор задней полусферы. На машине был установлен опытный мотор АМ-39Б №01. Кроме того, в системе охлаждения воздуха, поступающего в карбюратор двигателя, установили воздухо-воздушный радиатор взамен водо-воздушного, что позволило, несмотря на установку гермокабины, не допустить возрастания полетной массы самолета. Оболочку гермокабины сделали из алюминиевого сплава АМЦ. В ходе изготовления механическую систему герметизации фонаря заменили пневматической. Максимальная расчетная скорость должна была составить 689 км/ч на высоте 12500 м, а практический потолок 13000-14000 м. Вооружение включало две синхронные 20-мм пушки СШ-20 с боезапасом по 100 патронов;
  • 1945 год - Завершена постройка истребителя ОКБ Яковлева Як-ЗУ (постройка по постановлению ГКО начата 20 января в Hовосибирске и закончена в Москве);
  • 1949 год - Завершились испытания, главной целью которых стала отработка упрощенной методики расчета слепой посадки Ла-11. В соответствии с постановлением Совмина от 30 марта этого же года 21-й завод модифицировал самолет, оборудовав его аппаратурой слепой посадки УСП-48. В ее состав входили наземная радиотехническая система и бортовое оборудование, включавшее автоматический радиокомпас АРК-5, маркерный радиоприемник МРП-48, радиовысотомер РB-2, дистанционный гиромагнитный компас ЭГДМ-3 и электрический авиагоризонт;
  • 1957 год - Начались заводские испытания Ту-116 №7801 переоборудованного в 1957 году из серийного Ту-95 №6800402;
  • 1966 год - Первый бой с участием МиГ-21 произошел во Вьетнаме и закончился безрезультатно. Однако их применение вызвало настоящий шок у американцев. После чего американцы стали применять усиленное прикрытие ударных групп истребителями Phantom II, возможности ведения воздушного боя которых примерно соответствовали МиГ-21;
  • 1976 год - Состоялся первый полёт Су-15УМ, лётчики-испытатели В.Т. Выломов и В.А. Белянин, Новосибирский авиазавод;
  • 1994 год - Вышло Постановление Правительства РФ о производстве на КАПО им. С.П. Горбунова среднего транспортного самолета Ту-330;
  • 1997 год - Истребитель Су-30МКИ доставили на лётно-испытательную базу ОКБ в Жуковском, где в мае начались его наземные испытания. Весной 1997 года на опытном заводе ОКБ Сухого завершили переделку одного из серийных самолетов Су-30 (с синим бортовым номером "56") в первый опытный истребитель Су-30МКИ (машина имела заводской шифр Т-10ПМК-1). На килях самолета нанесли небольшую надпись - "Су-30МК" (на первом этапе испытаний первоначальный бортовой номер сохранялся, но впоследствии его заменили на синий "01") Внешне самолет отличался от серийных Су-30 наличием переднего горизонтального оперения и двигателей с отклоняемым вектором тяги Изменилась система управления соплами, которая работала не от гидравлической, а от топливной системы. 1 июля 1997 года летчик-испытатель ОКБ Вячеслав Аверьянов совершил на нем первый, пятидесятиминутный полет.