
А между тем грянула СВО, и штурмовик Су-25 оказался одним из самых востребованных самолетов на поле боя, где наряду с винтокрылыми собратьями, не опуская крыльев и ощетинившись блоками НАР обеспечивает воздушное прикрытие наших войск. Именно работа летчика-штурмовика считается одной из самых сложных и опасных, сравниться с которой по сложности и опасности могут только вертолетчики. Мы вряд ли сможем в ближайшее время увидеть анализ работы нашей штурмовой авиации, но ее влияние на ход боевых действий неоспоримо.

При всех самых лестных оценках «Грача», именно такое прозвище носит эта легендарная машина, возраст его, мягко говоря, далеко не юный. Самолет разрабатывался в далекие уже семидесятые годы и плавно подходит к своему пятидесятилетнему юбилею. Нужен ли нам новый штурмовик?
Вопрос далеко не самый простой. С одной стороны, самолет зарекомендовал себя прекрасно и активно проходит модернизацию, с другой, хорошо зарекомендовавшая себя машина может стать базой для создания более совершенного, а значит- более эффективного самолета поля боя. Как истребитель Су-27 стал отцом целой семьи многоцелевых истребителей, подошедших вплотную к критериям предъявляемым самолетам пятого поколения. Новые «двадцатьпятые» уже были разработаны и даже выпущены в небольшом количестве, но к сожалению, войска их так и не увидели. Сейчас наши летчики могут довольствоваться лишь модернизированной версией старых машин, в которых скорее всего уже сполна раскрыт потенциал базовой модели.
Вторым дыханием и повышением боевых возможностей может стать двухместная версия самолета, где второй член экипажа занимается наведением управляемого ракетного вооружения, сбросом корректируемых боеприпасов, выполняет функции штурмана, тем самым сняв часть нагрузки с летчика. Также самолет, обладая двойным управлением, может использоваться и в качестве учебного, для ввода в строй молодого пополнения.


Если решение о производстве самолета наконец найдет отклик в сердцах руководителей, то скорее всего остро встанет вопрос об оснащении самолетов нового выпуска двигателями Р-95Ш, о выпуске которых ничего в открытых источниках найти не удалось. Да, скорее всего на первых порах придется ставить «откапиталенные» на АРЗ старые 95-е, но данное решение будет носить временный, вынужденный характер, пока в серию не пойдет полноценная обновленная версия двигателя. Благо все решения уже давно отработаны и задокументированы, и в данном случае этап разработки и проведения НИОКР можно свести к минимуму. В определенные времена наш народ способен проявлять чудеса изобретательности и находить выход из самых сложных ситуаций, что наглядно показывает вся наша история.