Авиакалендарь России

Май (08.05-14.05)

8 мая

  • 1910 год - В Санкт-Петербурге началась первая в России международная неделя авиации. Она проходила на Коломяжском ипподроме, здесь соревновались в победе отечественные и иностранные летчики;
  • 1929 год - Состоялось первое в стране опыление лесов с воздуха ядохимикатами, лётчик С.В.Лялин на J-13;
  • 1935 год - Завершились (начались 8 августа 1934 года) заводские испытания тяжелой ударной летающей лодки МК-1 (АНТ-22).. Летали Т.В.Рябенко и Д.Н.Ильинский;
  • 1940 год - Макетная комиссия утвердила окончательный вариант вооружения истребителя ЭОИ (экспериментальный одномоторный истребитель), конструктор Беляев: 2 пушки калибром 23 мм и 1 пулемет ШКАС. Рекомендовали оборудовать складную лестницу для подъема в самолет без использования наземной стремянки и предусмотреть подвеску под крылом 6-8 реактивных снарядов РС-82. При эвакуации из Москвы его и всю техническую документацию уничтожили;
  • 1947 год - На следующем экземпляре И-270 (Ж-2, экспериментальный истребитель -перехватчик с ЖРД, разраб-к Микоян)) установили летный двигатель РД-2МЗВ, что позволило приступить ко второму этапу испытаний. Ведущим инженером по двигателю назначили Н.И. Ковуновского, а механиком - А. И. Лукашева. При завершении отработки двигателя на земле 16 июля произошел взрыв малой камеры, приведший к повреждению хвостовой части фюзеляжа;
  • 1953 год - Завершилась доработка СМ-2/2 на опытном заводе ОКБ-155, где подвергся таким же переделкам, как и СМ-2/1;
  • 1961 год- Начались лётные испытания экспериментальной летающей лаборатории Ту-95ЛАЛ с ядерной силовой установкой ВВР-100, Заслуженный лётчик-испытатель СССР Алексей Петрович Якимов. Всего до августа 1961-го было выполнено около 40 полётов;
  • 1965 год - Открыт Центральный музей Вооруженных Сил СССР;
  • 1979 год - В небо над Тушинским аэродромом поднялся Як-52 - небольшой самолет с ярко-красными крыльями, который с легким урчанием лихо крутил фигуры высшего пилотажа. Его впервые подняли в воздух старший тренер сборной СССР по высшему пилотажу Касум Нежмутдинов и начальник Центрального аэроклуба Юрий Александрович Комицын;
  • 1981год - Сформирована первая экскадрилья штурмовиков Су-25, принявшая участие в боевых действиях в Афганистане;
  • 2002 год - Бе-200 вылетел из Таганрога в Берлин, для участия в Международном аэрокосмическом салоне ILA-2002. А уже на следующий день, таганрогская амфибия продемонстрировала в берлинском небе свой "коронный" номер - сброс воды окрашенной в цвета флага России.
9 мая

  • 1913 год - Состоялся первый полет гидросамолета С-10 "Гидро" И.И. Сикорского. Самолет принял участие в первом в России гидроавиационном митинге на взморье в Петербурге. Участие в гидроавиационных соревнованиях продемонстрировали всему миру преимущества С-10 "Гидро". Вскоре был начат серийный выпуск этих летательных аппаратов. Поставленные на вооружение в российской армии гидросамолеты Сикорского принимали участие в Первой мировой войне;
  • 1936 год - Были проведены первые летные испытания созданной под руководством С.П.Королева экспериментальной крылатой ракеты 06/111 с кислородно-спиртовым ЖРД 02 и двустепенным гироприбором стабилизации;
  • 1940 год - В "Чкаловском" начались летные испытания закупленного в Германии бомбардировщика Do-215. Ведущими по машине назначили инженера Н.С.Куликова, летчика А.К.Долгова и штурмана Соколова. Do-215 представлял собой цельнометаллический высокоплан классической схемы. Алюминиевые сплавы, электрон и высококачественные стали являлись основными конструкционными материалами самолета. Для улучшения взлетно-посадочных характеристик на крыле располагались закрылки и зависающие элероны. Оперение было двухкилевым, с регулируемым в полете углом установки стабилизатора. С целью уменьшения нагрузок на командные органы управления на рулях направления устанавливались триммеры, а на элеронах и руле высоты - флетнеры. Двухколесное шасси убиралось вместе с хвостовым колесом;
  • 1941 год - Вышло Постановление СНК №1238-517 и №1246-520 от 10 мая 1941 года, а также приказом НКАП №438 от 13 мая 1941 года начался серийный выпуск двигателей воздушного охлаждения М-82 на заводе №19. В связи с этим Главным конструкторам А.И.Микояну, Н.Н.Поликарпову, П.О.Сухому и А.С.Яковлеву поручалось обеспечить установку мотора М-82 на своих самолетах;
  • 1944 год - Истребитель И-225 (высотный истребитель ОКБ Микояна, Гуревича) выпущен из производства и передан на ЛЭС завода №155;
  • 1945 год- На ЦА им.М.В.Фрунзе приземлился Ли-2 А.И.Семенкова, доставивший в Москву акт о капитуляции фашисткой Германии;
  • 1948 год - Состоялись контрольно-сдаточные полеты Бе-8 с земли и с воды с экипажем НИИ авиации ВМС в составе летчика-испытателя подполковника Ф.С. Лещенко и бортинженера капитана С.И. Пономарева. В акте по результатам контрольных государственных испытаний летчик-испытатель НИИ авиации ВМС подполковник Иванов сделал следующие выводы: "Самолет по технике пилотирования прост и доступен летчику средней квалификации. Самолет может быть успешно использован во всех рекомендуемых вариантах. При применении самолета в учебном варианте необходимо установить дублированное управление винтомоторной группой для правого летчика". В том же акте отмечено: "Самолет Бе-8 в эксплуатации прост и может обслуживаться одним механиком и одним мотористом. Подход к агрегатам ВМГ и осмотр их удобны, за исключением генератора";
  • 1971 год - Завершены Государственные совместные испытания истребителя-бомбардировщика Су-17 (С-32);
  • 1974 год - Окончание сборки планера Т-8-1 (по принятой в СССР традиции приурочили к Дню Победы). Незадолго перед праздником министр авиационной промышленности П.В.Дементьев, посещая в очередной раз фирму П.О.Сухого, с удивлением обнаружил почти готовый штурмовик. Вскоре самолет "легализовали": 6 мая 1974 г. вышел приказ МАП о постройке двух экземпляров "опытно-экспериментального самолета" Т-8 (будущий СУ-25);
  • 1995 год - В Москве состоялся воздушный парад над Поклонной горой и был открыт Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг;
  • 2005 год - Военный парад на Красной площади в Москве, посвященный 60-летию Победы. Впервые после долгого перерыва пролет самолетов Су-25 с цветными дымами (цвета флага РФ) и МиГ-29.
10 мая

  • 1870 год - Первый полет М.Т.Лаврентьева на собственноручно построенном аэростате, Харьков, 1,5 ч.;
  • 1904 год - Под Москвой в Кучино основан первый в России Аэродинамический институт Д.П.Рябушинского (14 января 1905 состоялось его официальное открытие);
  • 1909 год- Родилась Валентина Гризодубова, советская лётчица, участница Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза;
  • 1913 год - (27.04 ст.ст.) Состоялся первый полет биплана С-9 «Гранд Балтийский» И.И.Сикорского на двух работающих двигателях (передних в тандемных установках). После пробных взлетов, первых кругов над аэродромом, показавших, что "Гранд вполне способен к полету даже с двумя моторами, Сикорский перешел к совершению ряда полетов в окрестностях Петербурга и над городом. 9 мая он завяз в болоте, причем поломалась одна из лыж шасси, и не мог подняться. 10 мая полет вышел очень удачным, аппарат легко отделился от земли. Он поднялся с Корпусного аэродрома и, на высоте около 400 м, направился к Гребному порту, оттуда к Исаакиевскому собору, затем пролетел над всем Невским проспектом, свернул у Знаменской площади, пролетел над Семеновским плацем, Царскосельским вокзалом и возвратился на Корпусной аэродром, где плавно опустился почти на том же месте, с которого поднялся. Весь полет продолжался полчаса. На борту, кроме Сикорского, Янковского и Панасюка, находились также летчики Алехнович, Раевский и Миллер. Первый гигантский аэроплан прозвали «Грандом». С этим Сикорский смириться не мог. Он был человеком славянофильских воззрений и не терпел «иностранщины». По его настоянию самолет переименовали в «Большой», просто переведя «неместное» название на русский. Конструктор дотошно объяснял репортерам, как именно называется самолет, а чтобы читатель не запутался, газеты именовали его так: «Большой» (бывший «Гранд»). Были в ходу также названия, связанные с построившим самолет заводом: «Гранд Балтийский» и «Большой Балтийский». Впоследствии Сикорский придумал своей машине еще одно имя – «Русский витязь»;
  • 1923 год- Создана первая авиакомпания в Закавказье - АО "Закавиа";
  • 1938 год - Вышло Постановление правительства о разработке в КБ-29 под руководством Чижевского высотного самолета для дальних перелетов БОК-15. Новая машина должна была удивить мир, показать в очередной раз, что СССР - великая авиационная держава. (К этому времени Бюро особых конструкций переехало из Смоленска в подмосковные Подлипки и вошло в состав КБ-29, сохранив прежнее обозначение своих изделий.) ;
  • 1939 год- Первые полеты, включая взлет и посадку, "телемеханических" (радиоуправляемых) самолетов - У-2 и ТБ-1;
  • 1940 год - Проведены войсковые испытания в 135-м бомбардировочном авиационном полку первых 16 машин ББ-1 (Су-2);
  • 1940 год - Завершены испытания противотанкового ударного ВИТ-100 (Пе-2), созданного в ЦКБ-29 НКВД Петляковым. 23 июня на Московском заводе № 22 запущен в серию и к концу года изготовлен первый самолёт. 1 мая 1941-го на воздушном параде над Красной площадью пролетел уже полк пикирующих бомбардировщиков Пе-2;
  • 1942 год - Закончились совместные заводские и государственные испытания истребителя Як-7-37 на заводе N 153;
  • 1943 год - Состоялся первый полет опытного штурмовика Ил-8 АМ-42 (№ 1) под управлением летчика-испытателя В. К. Коккинаки. После этого начались заводские летные испытания;
  • 1951 год - Состоялся первый планерный полет советского экспериментального самолета 346 с «матки» Ту-4, летчик-испытатель Вольфганг Цизе;
  • 1971 год - Завершились проводимые на самолете Ан-26 №02-01 испытания противообледенительной системы (ПОС). Экипаж ГК НИИ ВВС (командир И.Я.Марков) осуществил полеты по маршрутам: Чкаловская - Сыктывкар - Воркута, Сыктывкар - Ухта - Сыктывкар, Воркута - Печора - Воркута. Удалось "поймать" интенсивность льдообразования до 5 мм/мин, при которой толщина льда на горизонтальном оперении достигла 100 мм. В результате этих исследований было выявлено, что ПОС обеспечивает защиту самолета при температуре наружного воздуха до -200С, на высотах 1200-3000 м, скорости полета 350-400 км/ч и продолжительности непрерывного пребывания в зоне обледенения не более 20 мин. В связи с покрытием льдом штурманского блистера его пришлось оснастить жидкостной ПОС С 2,6-литровым бачком;
  • 1995 год - Образовано авиационное предприятие МЧС России;
  • 1997 год - Первый полет первого серийного Ил-96Т Воронежского авиазавода;
  • 2008 год - Состоялся первый полёт дирижабля Au-37, разработанного и построенного для участия сборной России в Чемпионате мира и дальнейшего установления ряда мировых рекордов.
11 мая

  • 1911 год - И.И.Стаховский совершил первый в России полет на гидросамолете «Вуазен-Канар». "Вуазен-Канар" был одним из первых в мире гидросамолетов и представлял собой по существу вариант сухопутного "Вуазена" типа 1909 г. Двигатель - "Гном" в 50 л с. Коробка крыльев трехстоечная с четырьмя вертикальными переборками. Фюзеляж с двух- и трехместной кабиной. Четыре поплавка имели вид плоских широких фанерных коробок, плоских снизу, выпуклых сверху, с заостренными передней и задней кромками. Крепление - с пружинной амортизацией на задних стойках Три поплавка были установлены под крыльями, четвертый - под носом;
  • 1914 год - Состоялся перелет Киев-Гатчина (1277 км за 7 час. 45 мин. летного времени) П.Н.Нестерова с механиком Г.М.Нелидовым на «Ньюпоре-IV»;
  • 1938 год - Первый полет «воздушного истребителя танков» ВИТ-2 в рамках программы заводских испытаний, Н.Н.Поликарпова, пилот Б.Н.Кудрин;
  • 1945 год - На Як-3Р с включенным ЖРД на высоте 7800 м была достигнута скорость 782 км/ч.;
  • 1946 год - Второй опытный экземпляр И-300 (Ф-2, МиГ-9) отправили в ЦАГИ для продувки в натурной аэродинамической трубе Т-101. Правда, при проведении подготовительных работ до постановки самолета в трубу и во время трубных испытаний на нем трижды пришлось менять один из двигателей по причине недодачи требуемых оборотов и ряда других дефектов;
  • 1947 год - Самолет "ЛК" или Су-11 доставлен на аэродром ЛИИ МАП для проведения летных испытаний. Обслуживание летных испытаний возложили на бригаду в составе: летчика-испытателя Г.М.Шиянова, ведущего инженера по испытаниям В.П.Балуева, бортмеханика М.М.Семчурина, мотористов И.Н.Осипенкова и М.Г.Пахомова, ведущего инженера завода № 165 В.В.Ефимова;
  • 1950 год - На Ка-10 № 4, молодой летчик Игнат Кедровский, который довольно быстро освоил машину, вышел на режим авторотации. Это был первый случай намеренного введения в нее соосного вертолета, который помог опровергнуть авторитетное предсказание М. Л. Миля о невозможности авторотации. Прим. Вертолет для наблюдения и связи Ка-10 стал первым винтокрылым аппаратом соосной схемы, успешно выдержавшим государственные испытания и выпускавшимся малой серией. Его проектирование осуществлялось на основании ТТТ, заданных авиацией ВМФ. Схема и компоновка нового винтокрылого аппарата были такие же, как у Ка-8. На вертолете установили специально спроектированный главным конструктором А.Г.Ивченко двигатель АИ—4Г мощностью 40кВт. Диаметр несущего винта увеличили на 0.2м, ввели геометрическую крутку лопастей. Значительным изменениям подверглась система управления вертолетом;
  • 1976 год - Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от противолодочный вертолет-амфибия был официально принят на вооружение с присвоением ему обозначения Ми-14ПЛ;
  • 1983 год - Установлен рекорд скороподъемности на 6,4 км за 4 мин. 46 с и достигнута максиамальная высота в горизонтальном полете 6552 м на Ка-32, пилот Т.И.Зуева;
  • 1984 год - Положено начало серийного производства двигателей АЛ-31Ф на ММПП «Салют»;
  • 1987 год - Решением Госкомиссии СМ СССР по военно-промышленным вопросам № 216 новому варианту транспортного самолета Ан-32, подвергнутому глубокой модификации, заключавшейся в основном, в установке современного оборудования, присвоили обозначение Ан-32Б;
  • 1998 год - В Канаде выдан сертификат летной годности на вертолет Ка-32А11 с ТВЗ-117ВМА.
12 мая

  • 1874 год - Родился авиаконструктор Я.М.Гаккель. В 1897 году окончил Петербургский Электротехнический институт, после чего отправился работать в Сибирь (на Ленские прииски, близ г. Бодайбо). В Сибири он принимал участие в достройке гидроэлектростанции и прокладке от неё до приисков первой в России высоковольтной линии электропередачи. В 1903 году Гаккель возвращается в Петербург, где начинает преподавать в Электротехническом институте, одновременно участвуя в проектировании и строительстве электрического петербургского трамвая. На полученную за это от Акционерного общества Вестингауза премию в 1909 году начал разрабатывать первый самолёт («Гаккель-I»). В этом же году совместно с С.С. Щетининым основал первое в России авиастроительное предприятие — Первое российское товарищество воздухоплавания «С.С. Щетинин». Всего до 1924 года он спроектировал около полутора десятков самолётов, десять из которых были построены, а пять или шесть смогли подняться в воздух. Его аэропланы различной конструкции (среди которых был первый в России самолёт-амфибия) принимали участие в выставках, устанавливали рекорды, однако не строились промышленными сериями. Отсутствие заказов привело к тому, что в 1912 году конструктор был вынужден отказаться от активной деятельности в области авиации, хотя занимался разработкой новых самолётов и позднее. Представленные им в начале 1920-х годов проекты не были реализованы из-за нехватки средств в условиях разрухи после Гражданской войны;
  • 1914 год - Главное Военно-Техническое Управление (ГВТУ) заключило контракт №2685/1515 с РБВЗ на постройку еще 10 аэропланов типа "Илья Муромец" №107;
  • 1927 год - Было образовано ОКБ А.С.Яковлева. В 20-е гг. Яковлев - один из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации; в 1924 построил планёр АВФ-10, отмеченный на всесоюзных соревнованиях, в 1927 - лёгкий самолёт АИР-1. С 1924 моторист, с 1927 слушатель Военно-воздушной академии РККА им. проф. Н.Е.Жуковского (ныне ВВИА); одновременно конструировал лёгкие самолёты. Под руководством Яковлева созданы многие широко известные самолёты, в т. ч. массовые учебные самолёты УТ-2 и УТ-1, бомбардировщик Як-4, истребители Як-1, Як-7, Як-9, Як-3. Яковлев - один из первых создателей реактивной авиации. В числе конструкций, созданных Яковлевым, реактивные истребители Як-15 (один из первых в СССР), Як-17, Як-23, Як-25 (первый всепогодный перехватчик), Як-27, Як-28 (первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик); первый советский самолёт вертикального взлёта и посадки Як-36 и его боевой палубный вариант Як-38, десантный планёр Як-14; многоцелевой самолёт Як-12; двухвинтовой вертолёт продольной схемы Як-24. В послевоенный период Яковлев создал учебные самолёты Як-11, Як-18, Як-18Т и Як-52. Начиная с 1946 г. в течение почти 30 лет Як-18, а также его модификации Як-18П, Як-18ПМ, Як-50 являются основными отечественными спортивными самолётами. На них, а также на Як-55, советские летчики неоднократно побеждали на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу. В 1960 г. семья спортивных машин пополнилась реактивными двухместным Як-30 и одноместным Як-32;
  • 1927 год - Состоялся первый полет первого самолёта конструкции А.С. Яковлева АИР-1 (ВВА-3) (эту дату принимают за начало деятельности КБ А.С. Яковлева), а через месяц летчиком Ю.И.Пионтковским на нем был совершен беспосадочный рекордный перелет Севастополь - Москва в 1240 км за 15 ч 30 мин. АИР-1 (ВВА-3) - это двухместный одностоечный биплан с двигателем "Циррус" в 60 л. с. Он строился в мастерских Военно-Воздушной Академии, поэтому и имел дополнительное название ВВА-3. Конструкция - деревянная с полотном, носовая часть фюзеляжа и гаргрот обшиты фанерой. Профиль крыльев - "Геттингет-387", в дальнейшем применявшийся А.С.Яковлевым в его самолетах на протяжении 20 лет с небольшими колебаниями в процентной толщине. Осенью 1927 года самолет с успехом применялся на маневрах Одесского военного округа, выполняя различные задания по связи. Применявшиеся там же 18 - 20 -сильные авиетки для таких целей оказались непригодными.
  • По размерам и конструкции самолет АИР-2 (АИР-2с) тот же, что и АИР-1 (ВВА-3), но со звездообразным двигателем. За 1928 - 1931 гг. было построено шесть таких самолетов в четырех вариантах, различавшихся главным образом двигателям;
  • 1927 год - Первый полет самолета К-2 К.А. Калинина (экипаж С.А. Коссинского, по др.даным - М.А.Снегирев);
  • 1954 год - На государственные испытания передан самолет МиГ-17 (СГ-5). ГИ завершились в августе с положительными результатами. МиГ-17 (СГ-5) - самолет с прицелом АСП-5 и радиодальномером СРД-3 "Град". Самолет закончен в производстве в декабре 1953 г. 11 января 1954 г. начались заводские испытания. Летные испытания прицела с радиодальномером и их доводку проводил НИИ-2 совместно с ЦКБ-589 МОП на ЛИС завода №155. До апреля прицел доводился в ЦКБ-589, после чего был обратно сдан для установки на самолет 26 апреля 1954 г. И, как сказано ранее, 12 мая начались ГИ;
  • 1959 год - Первые серийные истребители-перехватчики Су-9 отправлены в строевой полк ПВО;
  • 1962 год - "Внезапно" появилось очередное и последнее постановление Совмина № 440-191 о прекращении работ по дальнему высотному разведчику С-13, ОКБ Бериева. Американский разведчик Локхид У-2 в русском исполнении так и не появился в небе СССР. Но, несмотря на это, отечественная авиапромышленность приобрела определенный опыт, освоив новые материалы, технологические процессы и технические решения, воплощенные впоследствии в современных летательных аппаратах;
  • 1980 год - На экраны вышел первый советский фильм-катастрофа «Экипаж» с Георгием Жжёновым, Леонидом Филатовым, Анатолием Васильевым и Александрой Яковлевой в главных ролях. Режиссёр Александр Митта;
  • 1982 года, Постановление Правительства № 407-111 о создании самолета-амфибии А-40 Альбатрос. Ведущим конструктором, а затем, через год, заместителем главного конструктора по самолету стал Г.С. Панатов. На посту ведущего конструктора по А-40, с 1983 года его сменил А.П. Шинкаренко;
  • 1983 год - Установлен мировой рекорд времени подъема на высоту 3000 м за 2 мин 11 с на Ка-32, Н.И. Еремина.
13 мая

  • 1913 год - На Корпусном аэродроме после очень удачной сдачи Военному ведомству нескольких "Ньюпоров" авиатор-конструктор И. Сикорский вместе с 4 пассажирами совершил блестящий, вполне удавшийся полет на аппарате своей конструкции "Большой" (бывший "Гранд"). Поднявшись на высоту около 100 м, он на полчаса (не при полной силе газа) развил скорость до 100 км/ч, очень хорошо сделал несколько крупных виражей и плавно опустился. Наблюдавшая за этим публика устроила авиатору горячие овации. Этим полетом наглядно опровергнуты предсказания некоторых иностранных конструкторов о том, что "Большой" не будет в состоянии летать...";
  • 1939 год - На аэродроме НИИ ВВС майор Кравченко поднял в воздух отремонтированный с помощью бригады завода № 156 японский истребитель А5М2-Otsu. Самолет оказался мало пригоден к зимней эксплуатации, поэтому пришлось приспособить к нему лобовой капот от И-5 и лыжи от него же. А5М был внимательно изучен специалистами ВВС РККА и нашей авиапромышленности. Они отметили в нем ряд удачных конструктивных решений, например, удобное размещение аккумулятора в специальном контейнере. К копированию на отечественных заводах рекомендовали компактный и надежный японский вольтамперметр и ультрафиолетовую подсветку приборной доски. Интересно, что палубная специфика А5М у нас, похоже, была полностью проигнорирована. Часто пишут, что имевшийся в НИИ ВВС А5М сорвался в штопор в августе 1939г. во время учебного боя с И-153. Тогда погиб испытатель М.Н.Вахрушев. Но он разбился не на А5М, а на другом трофейном японском истребителе, биплане Ки.10. Моноплан же фирмы "Мицубиси" скорее всего просто разобрали для изучения. Во всяком случае, в январе 1940 г. этот самолет в списках техники НИИ уже не значился. Несмотря на многочисленные упоминания в отечественной мемуарной литературе, на Халхин-Голе А5М на самом деле не был. За него принимали очень похожий армейский истребитель Ки.27 (он же "тип 97", а в советских справочниках - И-97);
  • 1940 год - Начались первые пробежки МБР-7 (ОКБ Бериев) для выявления степени продольной устойчивости самолета. Теперь МБР-7 глиссировал вполне устойчиво. Однако крен на левое крыло из-за реактивного момента воздушного винта остался. Для уравновешивания самолета, в носок концевого отсека правого крыла был заделан свинцовый балласт весом 15,2 кг. Для погашения реактивного момента на малых скоростях, правый подкрыльевой поплавок был поднят вверх относительно левого поплавка на 0,15 м;
  • 1941 год - В соответствии с приказом НКАП №438 ОКО предписано построить один экземпляр МиГ-3 с двигателем воздушного охлаждения М-82А, истребитель МиГ-7;
  • 1948 год - Начались (до 19 октября) экспериментальные полигонные испытания старта самолёта-снаряда 10Х с катапульты. Было запущено 12 самолетов-снарядов: четыре - с катапульты длиной 40 метров и восемь - с катапульты длиной 30 метров. Полученные результаты показали, что основные характеристики выбраны правильно. Однако из-за разрывов камер стартовых ускорителей 4 самолета-снаряда упали и испытания пришлось приостановить: понадобилось провести ряд доработок. На 10Х усилили крепление нижнего полоза, металлические крылья заменили на деревянные большего размаха, а на катапульте установили третий рельс, облегчили салазки. Для запуска использовался стартовый ускоритель конструкции 81-го завода МАП, включавший в себя пакет из шестнадцати камер реактивных снарядов М-31;
  • 1953 год - Начало летных испытаний летающей мишени «201» (в серии - Ла-17);
  • 1961 год - Летчик-испытатель Вобликов совершил на первой серийной машине (изделие "И" №0101 (Ту-128)), собранной на Воронежском авиационном заводе, (ВАЗ) №64 первый 30-минутный полет. 10 июня на шестом полете самолет перегнали в Жуковский, где с 17 июня М.В.Козлов, А.Д.Бессонов и другие пилоты стали выполнять на нем регулярные испытательные полеты;
  • 1980 год - Состоялся первый полет сельскохозяйственного самолета Ан-3 конструкции ОКБ О.К.Антонова, пилоты С.А.Горбик, П.Д.Игнатенко;
  • 1989 год - Самолет Ан-225 «Мрия» перевез космический корабль многоразового использования «Буран» из города Жуковский на космодром Байконур. Эта уникальная транспортная система выполнила беспосадочный перелет по 2700-км маршруту Байконур-Киев за 4 часа 25 мин, при этом ее взлетная масса составила 560 тонн;
  • 2002 год - Самолет-амфибия Бе-200 из Берлина перелетел во Францию на аэродром Марсель-Мариньян, где с ним ознакомились специалисты Управления гражданской обороны. Показ Бе-200 по просьбе французской стороны включал в себя демонстрацию забора воды на глиссировании, её сброса на очаги пожара, а также погрузку-выгрузку в самолет штатного имущества и снаряжения подразделений гражданской обороны Франции.
14 мая

  • 1897 год - Родился отечественный авиаконструктор Р.Л. Бартини. Родился в Фиуме (Риека, Югославия). Бартини Роберт Людвигович, известный авиаконструктор, итальянец по происхождению, один из основателей итальянской компартии. Участник I мировой войны. В 1923 г. был вынужден эмигрировать в СССР. Служил инженером в ВВС ЧФ (комбриг). С 1929 г. работал в КБ Д.П.Григоровича. В 1933 г. возглавил собственное КБ, где занимался, в основном, проектированием гидросамолётов. Под его руководством разработаны самолёты: Сталь-6, -7, -8, ДАР и др. В 1937-1947 гг. находился в заключении в ЦКБ-29 НКВД, работал в бригадах А.Н.Туполева и Д.Л.Томашевича. Реабилитирован в 1956 г. Разработал ряд оригинальных проектов, таких как сверхзвуковой стратегический бомбардировщик А-57, которые так и не были реализованы;
  • 1911 год - В Петербурге состоялась Вторая международная авиационная неделя. Неделя носила преимущественно "спортивный" характер. Были полеты на меткость попадания в цель снарядом с высоты не менее 100 м и на точность посадки. Посадку требовалось произвести в очерченный на поле аэродрома контур корабля. В него же требовалось попасть и при метании снарядов. Победителем в меткости бомбометания оказался М.Н. Ефимов, показавший и наилучшую точность посадки. Неделя закончилась 22 мая 1911 года;
  • 1914 год - Состоялся первый пробный 12-минутный полет поплавкового варианта самолета "Илья Муромец" И.И. Сикорского в Либаве. Пилотировал гидроплан И.И.Сикорский вместе с лейтенантом Г.И.Лавровым (командиром корабля);
  • 1927 год - Завершилось рассмотрение окончательного макета И-3 (истребитель разработки Поликарпова) с мотором БМВ-VI на Комиссии НК, Авиатреста и НИИ ВВС. Предварительный проект И-3-БМВ-VI был закончен и представлен в Технический Совет 7 мая, а утвержден 1 июня 1927 г. Через два дня его утвердил и НК ВВС;
  • 1936 год - На Центральном аэродроме высоким гостям был продемонстрирован второй экземпляр учебно-тренировочного самолёта АИР-14 (УТ-1), ОКБ Яковлева. Два наркома: обороны - К.Е. Ворошилов и тяжелой промышленности - ПК. Орджоникидзе (которому тогда подчинялось и самолетостроение), посмотрели показательный полет Пионтковского и ознакомились с машиной на земле. Самолет понравился. В первую очередь привлекала высокая экономичность: дешевый планер, дешевый мотор, «питающийся» низкокачественным бензином (нижний предел октанового числа для первых серий М-11 был равен 45). Кроме того, АИР-14 мог выполнять весь комплекс высшего пилотажа, доступный И-16;
  • 1939 год - Начались заводские испытания МДР-5 (ОКБ Бериева) в морском варианте и продлились 171 день. Было выявлено, что самолет устойчиво летел на одном моторе, допускал развороты как в сторону остановленного мотора, так и в сторону работающего двигателя. Усилия, прилагаемые к штурвалу и на педали, при этом были нормальными. Вибрации крыла и хвостового оперения наблюдались в перегрузочном варианте, при выходе на редан, на левую часть фонаря кабины летчика попадали сильные брызги. Техника пилотирования самолета требовала от летчика квалификации не ниже средней;
  • 1940 год - Совершил первый полет дальнего бомбардировщика ДБ-240 ОКБ В.Г. Ермолаева (прототип Ер-2), экипаж Н.П. Шебанова. В соответствии с приказом заместителя наркома авиапромышленности А.С.Яковлева от 3 мая, на заводе №240 приступила к работе межведомственная комиссия, давшая "добро" на первый вылет. В результате ошибки, допущенной при определении центровки, самолет летел "задрав нос", с очень большим углом атаки, но опытному пилоту удалось благополучно завершить полет. В ходе заводских испытаний самолет совершил еще около 30 вылетов и продемонстрировал неплохие летные данные. Прим. Дальний бомбардировщик Ер-2 (поначалу обозначавшийся ДБ-240) разрабатывался на базе 12-местного скоростного пассажирского самолета "СТАЛЬ 7", созданного под руководством Р.Л.Бартини и выпущенного в 1936 г. Этот самолет имел превосходные летные данные, подтвержденные в нескольких перелетах в пределах СССР. В частности, в 1939 г. экипаж под командованием летчика Н.П. Шебанова совершил круговой беспосадочный полет, пролетев 5068 км со средней скоростью около 405 км/час, что было выше мирового достижения для полета по замкнутому маршруту;
  • 1949 год - В соответствии с Постановлением Совмина СССР прекратили работы по Ил-20, вследствие низких летных данных, невыполнения требований по вооружению и недоведенности мотора М-47 конструкции М.Р.Флисского;
  • 1949 год - Постановление Совета Министров СССР No.1887-697 о запуске в серию двигателя ВК-1 со 100-часовым ресурсом;
  • 1949 год - Постановлением Совета Министров No.1839-699 было принято решение о серийном производстве только МиГ-15. Заводы, строившие Ла-15 и Як-23, должны были свернуть их производство и с июня 1950 года полностью перейти на выпуск МиГов с двигателем ВК-1;
  • 1949 год - Принято решение Совета Министров № 1890-700 о серийном производстве бомбардировщика Ил-28. Одновременно было принято решение об увеличении скорости полета Ил-28 до 900 км/ч за счет установки более мощных двигателей ВК-1 со взлетной тягой по 2700 кгс. ОКБ А.Н.Туполева предлагалось создать двухдвигательный вариант Ту-14 с кормовой оборонительной установкой и двумя ВК-1, который предполагалось использовать в авиации ВМФ;
  • 1949 год - На базе серийного истребителя МиГ-9 выпущена из производства летающая лаборатория для отработки систем самолета-снаряда КС - МиГ-9Л (ФК). Предназначалась для отработки систем самолета-снаряда КС. Экипаж состоял из двух человек: летчик и оператор. Полеты летающей лаборатории начались в 1949 г. и продолжались в течение 4 лет;
  • 1951 год - Первое в стране катапультирование в скафандре, Ю.А.Гарнаев с "Ту-12";
  • 1953 год - Вышел приказ МОП СССР о назначении П.О. Сухого Главным конструктором ОКБ-1;
  • 1963 год - Лётчик-испытатель В. И. Анопов и инженер-испытатель НИИ ГВФ Л. Бабаджанова установили на втором прототипе вертолета В-2 (Ми-2) рекорд скорости для лёгких вертолётов (253,818 км/ч на базе 100 км). Для рекордного полета сельхозоборудование было демонтировано, в целях уменьшения лобового сопротивления колёса основных стоек шасси были заменены роликами, а носовые колеса - лыжонкой. Позднее, в 1965 году, этот рекорд был побит на той же машине лётчицей Т. В. Русиян (269,38 км/ч);
  • 1975 год - Вышло техническое задание ВВС на новый самолёт-мишень Ла-17К, ОКБ Лавочкина. Являлся модификацией Ла-17М под двигатель ТРД Р-11К-300. В середине 1970-х гг. на Ла-17ММ было решено заменить двигатели РД-9БКР на двигатели Р-11Ф2С-300. По завершении работ в 1978 году этот самолет передали для серийного производства на Оренбургский машиностроительный завод, где под обозначением Ла-17К он строился до середины 1993 года;
  • 1982 год - 16 женских мировых рекордов установлено на самолете Ан-24, экипаж М.Л.Попович;
  • 1983 году - В мае на ММПО (ныне ФГУП) "Салют" начат серийный выпуск ТРДДФ АЛ-31Ф для Су-27 и его модификаций;
  • 1990 год - За период с 28 марта по 14 мая пилотами ЭМЗ им. В. М. Мясищева В. Архипенко, О. Смирновым, Н. Генераловым на высотном разведчике М-17 Стратосфера (ОБК Мясищева) установлено 25 мировых рекордов высоты, скорости и скороподъемности для машин весовой категории 16-20 тонн с одним турбореактивным двигателем. Среди них особо следует отметить такие, как рекорды скороподъемности на высоту 12 и более километров (как без груза, так и с грузом общей массой 1000 и 2000 кгс). Так, например, прежний рекорд времени набора высоты 12 км равнялся 14 мин. 23,34 с. Самолет М-17 "Стратосфера" достиг этой высоты за 7 мин. 41,2 с, еще раз подтвердив славу Генерального конструктора, в своих технических решениях далеко опережающего время;
  • 1999 год - Состоялся первый полет многоцелевого шестиместного, грузопассажирского самолета короткого взлета и посадки Т-415 Снегирь. Является дальнейшим развитием самолета Т-411, спроектированного фирмой АЭРОПРОГРЕСС (разработчик Т-101 Грач) и серийно производящегося ГКНПЦ им.М.В.Хруничева (Москва). Конструкцию отличает высокая степень надежности и безопасности, очень простое наземное обслуживание;
  • 2005 год - Самолет Ту-204-300 получил сертификат типа, подтверждающий полное соответствие самолета принятым в России авиационным правилам АП-25, которые являются аналогом европейских авиационных норм JAR;
  • 2010 год - Первый летный экземпляр истребителя пятого поколения ПАК ФА (Т50-1) выполнил свой второй полет с аэродрома ЛИИ им. М.М. Громова в подмосковном Жуковском. Полет продолжался 1 час 10 минут и прошел без замечаний, все системы самолета работали нормально. Пилотировал машину летчик-испытатель ОАО "ОКБ Сухого" заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан.