Авиакалендарь России

Июнь (01.06-11.06)

1 июня

  • 1927 год - Технический Совет утвердил предварительный проект И-3-БМВ-VI (истребитель конструктора Н.Н.Поликарпова). Через два дня его утвердил и НК ВВС;
  • 1931 год - Из тяжёлых бомбардировщиков ТБ-3 А.Н. Туполева и разведчиков-штурмовиков Р-5 Н.Н. Поликарпова сформирован опытный авиаотряд - начало отечественной военно-транспортной авиации. День ВТА;
  • 1936 год - Открылась первая в СССР трансконтинентальная авиалиния из Москвы во Владивосток. Это была одна из самых дальних линий в мире. Перелёты совершались с промежуточными посадками. Весь маршрут пассажиры преодолевали за 4 суток;
  • 1939 год - Одобрили и утвердили проект Су-1 с М-105 ОКБ Сухого, а 23 июля того же года был утвержден макет самолета;
  • 1944 год - Начались испытания тяжелого истребителя сопровождения ТИС. К 5 июня ТИС (МА) был готов к проведению летных испытаний, но разрешение заместителя наркома А.С. Яковлева на первый вылет удалось получить только 13 июня. В тот же день летчик-испытатель полковник Н.В. Гаврилов поднял машину в воздух.Самолет потерпел аварию 29 июня 1944 г. - в конце пробега отказали тормоза. Ремонт продолжался целый месяц (с 30 июня по 30 июля), 14 августа летные испытания возобновились в ЛИИ и продолжались до 16 сентября;
  • 1947 год - Состоялся первый полет Ла-160 - первого советского истребителя со стреловидным крылом, пилот И.Е.Федоров; Испытания, проводимые в течение всего лета, предоставили информацию о поведении в воздухе самолета со стреловидным крылом, об его управляемости и устойчивости. Испытательные полеты подтвердили предположения конструкторов: для увеличения скорости до звуковой необходимо оборудование верхней стороны крыльев аэродинамическими гребнями. После опытных полетов каждую консоль крыла снабдили двумя такими гребнями;
  • 1951 год - Начались заводские испытания опытного фронтового истребителя МиГ-17 СИ-01. СИ-01 ("изделие 45") - четвёртый прототип, эталон для серии. Изготовлен в мае 1951 года на заводе №21 в Горьком;
  • 1953 год - Командование авиации ВМС, руководствуясь Постановлением Совета Министров СССР № 1138-470 от 29 апреля 1953 года, выдало ОКБ А. Н. Туполева тактико-технические требования к пикирующему бомбардировщику-торпедоносцу "91" ("Бычок")с одним ТВД ТВ-2М. Согласно этим документам самолет "91" предназначался для бомбометания с пикирования по кораблям, военно-морским базам и береговым сооружениям; торпедометания по боевым кораблям и транспортам; как дополнительная задача: штурмовые действия по кораблям, транспортам, высадочным средствам и живой силе десанта, а также бомбометание с горизонтального полета. Самолет "91" должен был выполнять взлеты и посадки днем и ночью и в сложных метеоусловиях с грунтовых аэродромов и аэродромов с ограниченными взлетными полосами. Выполнение боевых задач по нанесению торпедных и бомбовых ударов, а также штурмовых действий должно было осуществляться как одиночными самолетами, так и в составе группы в условиях сильного противодействия зенитной артиллерии противника;
  • 1954 год - Макет самолета СТК утвердила макетная комиссия. СТК- машина для учебного катапультирования на базе УТИ МиГ-15, созданная в соответствии с приказом МАП №234 от 10 декабря 1953 года коллективом ОКБ-918. В апреле 1955 года в ГК НИИ ВВС успешно завершились государственные испытания машины СТК, после чего самолёт был рекомендован для серийного производства. После устранения выявленных дефектов и проведения контрольных испытаний МиГ-15СТК был запущен в серийное производство на заводе № 99;
  • 1955 год - Утверждён эскизный проект Ми-6;
  • 1971 год - Предсерийный Ту-144 № 01-1 (бортовой № 77101), строительство которого завершилось в начале 1971 года, совершил первый полет. По программе заводских испытаний машина выполнила 231 полет, продолжительностью 338 часов, из них 55 часов самолет летал на сверхзвуке. На этой машине отрабатывались комплексные вопросы вопросы взаимодействия силовой установки и самолета на различных режимах полета;
  • 1982 год - Состоялся первый полет специального варианта Ил-86 на 450 пассажиров, экипаж Г.Н.Волохова. В 1980-х исследовались проекты самолётов Ил-86В и Ил-86Д, на которых предполагалось использовать английские двигатели ТРДД Роллс-Ройс RB211-22В тягой по 19 000 кгс. Среднемагистральный самолёт Ил-86В имел удлинённый фюзеляж и рассчитывался на перевозку 450 пассажиров на расстояние 3600—4000 км;
  • 1987 год - Самолет-топливозаправщик Ил-78 принят на вооружение ВВС СССР;
  • 1994 год - Постановление правительства РФ № 615 о создании легкого транспортного самолета ОКБ Мясищева М-102 "Дуэт".
2 июня

  • 1922 год - В Петроград на пароходе "Хансдорф" (Hansdorf) прибыли закупленные в Германии 18 Хальберштадтов С. V. Сначала они поступили в 1-й отдельный разведывательный авиаотряд, но через год были переданы военным летным школам, где тоже не задержались. Хальберштадты C.V, как правило, не несли бомбовой нагрузки. Зато их оборудовали аэрофотоаппаратами, радиостанциями и электрообогревом кабин. В такой комплектации большинство этих машин применялось в качестве дальних высотных разведчиков;
  • 1934 год - В Таганроге завершили постройку первого МБР-2 с двигателем М-17 (серийный №31001) ОКБ Бериева, который должен был стать эталоном для серии Через три дня его передали на испытания, которые проводили летчик-сдатчик завода А.А.Ульсен и старший военный представитель 4-го отдела Управления ВВС РККА на заводе №31 военинженер 3-го ранга И.Г.Загайнов, выступивший в качестве летнаба. По сравнению с первым прототипом самолет оказался на 60 кг легче, его максимальная скорость возросла на б км/ч, увеличилась и дальность полета. Результаты испытаний в целом удовлетворили заказчика;
  • 1936 год - Первый полет торпедоносца Т-1 (АНТ-41) В.М. Мясищева, летчик-испытатель А.П. Чернавский. 28 мая 1936 года самолет перевезли на Центральный аэродром, где располагался Отдел эксплуатации, летных испытаний и доводок (ОЭЛИД) ЦАГИ. Там и начались заводские испытания Т-1;
  • 1947 год - Начались госиспытания Ла-9В. Ведущим инженером и вторым пилотом на этом этапе испытаний был В.И.Алексеенко, ведущим летчиком - И.М. Дзюба. Учебно-тренировочный истребитель, получивший первоначально обозначение Ла-9В (вывозной), отличался двухместной кабиной с дублированными пилотажно-навигационными приборами и приборами контроля ВМГ, сдвоенным управлением самолетом и двигателем, а также неубирающимся костыльным колесом;
  • 1947 год - Приступили к выполнению программы испытаний на высший пилотаж и прочность серийного истребителя МиГ-9 №106001 в ГК НИИ ВВС;
  • 1949 год - Лётчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин произвёл ряд скоростных рулежек и подлётов на эксперементальном истребителе Су-17 ("Р") - первом в мире самолёте с отделяемой в полёте носовой частью фюзеляжа вместе с герметичной кабиной лётчика;
  • 1960 год - Была выполнена программа по определению тяги винтокрыла Ка-22 , влияния "земной подушки" и отклонения закрылков. Испытания проводились в безветрие от 4 до 8 часов утра. Было установлено, что с лопастями ЛД-24М и двигателями ТВ-2ВК возможен взлет винтокрыла по-вертолетному с весом 34000 кг. При этом расстояние от земли до колес равно 3,5 метров и не зависит от отклонения закрылков. Максимальный вес при вертикальном взлете 34000 и при висении за пределами влияния земли 30000 кг;
  • 1960 год - Экипаж летчика Ковалева установил на Ту-104Е последний для этого типа машины мировой рекорд, пролетев расстояние 2000 км с грузом 15 т со средней скоростью 959, 94 км/ч. Последняя пассажирская модификация Ту-104Е несла двигатели П. Зубца М16-15;
  • 1969 год - В строй ВМФ СССР вступил крейсер-вертолётоносец "Ленинград" (17500 тонн, 26 узлов, 4 ПУ ЗРК, 2 ПУ ПЛРК, 2 57-мм орудия, 14 вертолётов). Второй (после «Москвы») и последний противолодочный крейсер-вертолётоносец проекта 1123 советского ВМФ. Одна из самых ярких страниц биографии ПКР «Ленинград» - боевая операция по разминированию Суэцкого залива, выполненная в 1974-м. Исключён из боевого состава флота в 1991-м и в 1995-м продан на слом в Грецию;
  • 1975 год - Женский мировой рекорд скорости по прямой - 2683,44 км/час, лётчик-испытатель Светлана Евгеньевна Савицкая на Е-133 (МиГ-25ПУ) ОКБ МиГ;
  • 2001год - Первое выступление пилотажной группы "Небесные рыцари" на реактивных УТС L-29 (группа была расформирована в 2004 г).
3 июня

  • 1900 год - Родился Константин Андреевич Вершинин- советский военачальник, Главнокомандующий Военно-воздушными силами СССР(с марта 1946 года по сентябрь 1949 года и с января 1957 года), Главный маршал авиации (8 мая 1959 г.), Герой Советского Союза (1944);
  • 1910 год - Состоялся первый полет самолета С-2 (БИС-2) И.Сикорского. Самолет пролетел 200 м на высоте 1-1,5 м за 12 с. Это был третий в России полет самолета отечественной конструкции;
  • 1923 год - СНК принял решение о командировании за границу опытных специалистов, знающих авиацию, для изучения деятельности авиационных заведений и научно-исследовательских учреждений. Ездили Н.А. Рынин - декан факультета воздухоплавания Петроградского института путей сообщений и член коллегии ЦАГИ Б.Н. Юрьев;
  • 1942 год - Вышел Приказ НКАП о выпуске ЛаГГ-5 (так первоначально называли ЛаГГ-3 с мотором М-82) на заводах № 21 и № 31.Мотор М-82 пытались устанавливать также на истребители МиГ-3, Як-7, на штурмовик Ил-2 и бомбардировщик Пе-2. Но удачно заменить мотор с V-образным расположением цилиндров на звездообразный удалось лишь С.А.Лавочкину;
  • 1946 год - Образован "НИИ парашютостроения". В 1930 году под руководством инженера М.А. Савицкого здесь начала работать первая отечественная парашютная фабрика, a в 1935 году был построен Государственный завод-комбинат по производству парашютов. Предприятие создает практически все типы парашютных систем: спасательные, десантные, спортивно-тренировочные, посадочные тормозные, противоштопорные, грузовые, для беспилотных аппаратов, десантирования боевой техники и боевых расчетов, низковысотного десантирования, ближнего и дальнего космоса, головных частей ракетных комплексов, авиационных и артиллерийских боеприпасов, парапланы, паралеты;
  • 1952 год - Состоялся первый полет вертолета Ми-4 с АШ-82, В.В.Виницкий;
  • 1953 год - Постановлением Совета Министров СССР (соответствующий приказ МАП вышел 8 июня) ОКБ-155 было поручено спроектировать и построить опытный фронтовой истребитель И-3 (И-380) под новый мощный двигатель ВК-3, который создавался в ОКБ Владимира Яковлевича Климова с 1949 года. Он предназначался для установки на новых советских перехватчиках, рассчитываемых на максимальную скорость полёта порядка 2000 км/ч, и практически стал первым в СССР двухконтурным ТРД с форсажной камерой. Первый опытный экземпляр самолёта, вооруженный тремя пушками НР-30, требовалось предъявить на госиспытаниях в I квартале 1956 года;
  • 1957 год - Выпущен второй Ту-116 заводской номер №7802 (серийный Ту-95 № 409);
  • 1957 год - С.Н. Анохин произвел седьмой старт (первых 6 выполнил Шиянов) с пусковой установки на прототипе СМ-30/1 самолета МиГ-19 с полной полезной нагрузкой, состоявшей из двух стандартных подвесных топливных баков по 760 л и двух блоков НУРС, который прошел успешно;
  • 1963 год - Совместно созданная ВВС СССР и Государственным комитетом по авиационной технике комиссия завершила рассмотрение представленных материалов проекта и оценила их положительно. В своем Заключении она отметила, что дальний сверхзвуковой ударно-разведывательный самолет Т-4, предложенный ОКБ П. О. Сухого, по своему назначению, летно-техническим характеристикам, составу радиоэлектронного оборудования и вооружения в основном удовлетворяет требованиям ВВС к современным дальним ударно-разведывательным комплексам и является наиболее перспективным среди самолетов подобного класса. Представленные материалы предлагалось взять за основу для постройки макета и начала рабочего проектирования;
  • 1967 год - Женский мировой рекорд дальности полёта по прямой для двухместного учебно-тренировочного планёра - 864,85 км; Татьяна Павлова, Л. Филомечкина на L-13 Blanik;
  • 1983 год - Завершились заводские испытания Як-38М, после чего самолёт был передан на совместные Государственные испытания, этап "А", завершившийся в конце 1983 года. По их результатам были выданы рекомендации о запуске Як-38М в серийное производство. Этап "Б" ГСП закончен в июне 1985 года. Ведущим инженером от ОКБ был Г.А.Федотов;
  • 1987 год - В июне в Вяземском аэроклубе организована пилотажная группа "Русь";
  • 2003 год - Открыт инженерный центр фирмы Airbus в России;
  • 2005 год - Вышло Постановление Правительства Республики Казахстан № 558 "О государственных закупках работ, имеющих важное стратегическое значение", определяющее задачи по созданию МиГ-31 И - авиационного ракетно-космического комплекса "Ишим" на базе самолета МиГ-31Д. «Ишим» является совместным проектом России и Казахстана (о чем свидетельствует и само название комплекса - по имени реки, протекающей по территории обеих стран), реализуемым «Казкосмосом» в сотрудничестве с российскими предприятиями - РСК «МиГ» и Московским институтом теплотехники.
4 июня

  • 1922 год - На борту шведского грузового судна "Миранда" из Лондона в Петроград для нужд ВВС РККА прибыли 40 отремонтированных самолетов D.H.9, не имевшие двигателей. Отдельно из Швеции были доставлены двигатели;
  • 1929 год - В Ленинградском гребном порту начались первые рулежки летающей лодки Ш-1 конструктора Шаврова по воде. 21 июня впервые взлетели с воды. В начале июля летчик Б. Глаголев провел все испытания Ш-1 как летающей лодки. Затем на самолет установили подъемное шасси и костыль, и 6 августа впервые у нас в стране были проведены летные испытания самолета-амфибии: Ш-1 взлетела с воды, села на сушу и проделала обратный путь;
  • 1940 год - На совместном совещании руководства Наркомата авиационной промышленности и ВВС Красной Армии у А. И. Шахурина в присутствии Начальника ВВС Я. В. Смушкевича, его 1-го заместителя П. В. Рычагова, начальника НИИ ВВС А. И. Филина, и заместителей наркома авиапромышленности П. А. Воронина и А. С. Яковлева было принято решение об изготовлении на 1-м авиазаводе (г. Москва) в 1940 году 10 самолетов БШ-2 (ЦКБ-55) разработки ОКБ Ильюшина с мотором АМ-35 по образцу прошедшего госиспытания с целью проведения войсковых испытаний;
  • 1945 год - Командующим ВВС КА главным маршалом А.А.Новиковым утвержден акт по результатам государственных испытаний учебного штурмовика УИл-10;
  • 1958 год - Вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №608-293, а вслед за ним - №1013-482 от 28 августа о создании авиационно-ракетного комплекса ПВО Ту-28-80. В том же году соответствующие приказы издал и ГКАТ - Государственный комитет по авиационной технике (№211 от 17 июня и №382 от 20 сентября).. Согласно постановлению, ОКБ-156 должно было создать дальний сверхзвуковой барражирующий перехватчик Ту-28 с двумя двигателями АЛ-7Ф-2 конструкции A.M.Люльки или с ВД-19 конструкции ОКБ-36 В.А.Добрынина (в случае их готовности). ОКБ возглавляемое Ф.Волковым, должно было спроектировать и построить бортовую РЛС РП-С "Смерч", а ОКБ М.Р.Бисновата - ракеты класса "воздух-воздух" К-80 с радиолокационной и тепловой головками самонаведения. Согласно постановлениям, перехватчик следовало предъявить на заводские испытания в I квартале, а на государственные - в IV квартале 1960 г. В ОКБ Туполева все работы по самолету-носителю и комплексу велись под шифром "128";
  • 1958 года, Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР ОКБ П.О.Сухого скорректировано задание на проектирование и постройку истребителя-перехватчика Т-3А (Т-37 - согласно заводскому шифру). Этот самолет-носитель комплекса перехвата воздушных целей Т-ЗА-9 должен был обладать исключительно высокими летно-техническими характеристиками;
  • 1960 год - Первые серийные истребители-бомбардировщики Су-7Б отправлены в строевую часть- 523 АПИБ (Воздвиженка);
  • 1969 год - ВПК при Совете Министров СССР принимает решение № 131 по самолету Ту-144 с двигателями РД-Зб-51. Дальность полета при взлетной массе 150 тонн со 150 пассажирами оговаривалась в 4500 км, а со 120 пассажирами и при взлетной массе 180 тонн - 6500 км. Вариант Ту-144 с новыми двигателями получает обозначение Ту-144Д ("004Д");
  • 1981 год - На пилотажном самолете Квант (разработки МАИ Квант) установлен мировой рекорд время набора высоты 6000 м. - 16 мин. 06 сек. И в тот же день еще один результат: высота в горизонтальном полете -6550 м.
5 июня

  • 1910 год- Профессор А.С.Кудашев совершил первый в России полет самолета отечественной постройки («Кудашев-1») в Киеве на Сырецком ипподроме. Ферменный биплан с передним рулем высоты и хвостовым оперением - стабилизатором и рулем направления. Двигатель “Анзани” в 35 л. с. с тянущим винтом был установлен над передней кромкой нижнего крыла. Передние фермы, несущие руль высоты, переходили в полозья низкого шасси, к которым крепилась ось с колесами. Под хвостом было третье колесо. Крылья - двухлонжеронные одинакового размаха, но у верхних, несших элероны, длина хорды на 0,2 м больше. Каркас самолета был сделан из сосновых брусков и реек. Стойки коробки крыльев и стержни ферм имели круглое сечение. Обтяжка - прорезиненное полотно;
  • 1914 год - Установлен мировой рекорд продолжительности полета на "Илье Муромце" - 6 ч 33 мин. Самолет стартовал с Корпусного аэродрома, имея на борту 5 человек. Самолет пилотировали по очереди Сикорский, Алехнович, Янковский, Лавров. Полет проходил по кругу Царское Село - Пулково - Охта - Комендантский аэродром - Стрельня - Красное Село - Царское Село;
  • 1953 год - Завершились мореходные испытания Бе-6 на больших волнах прошедшие под шифром "Платина", затем продолжилась в октябре-ноябре. Работа проходила в Кольском заливе и Баренцевом море. Целью было не только определение взлетно-посадочных характеристик Бе-6 при большом волнении и сильном ветре и разработка рекомендаций по технике пилотирования, но и получение новых данных для уточнения норм прочности гидросамолетов. Взлетали и садились с обычными скоростями при различных высотах ветровой волны и зыби, выполняли "скоростные" посадки и посадки с парашютированием, с различными углами дифферента лодки, при различном положении закрылков. Всего состоялось 90 полетов;
  • 1957 год - Первый взлет вертолета Ми-6 с ТВД;
  • 1965 год - На XXVI Международном аэрокосмическом салоне в Ле Бурже продемонстрированы самолеты Ту-124, Ту-134, Ил-18Д, Ил-62, Ан-12, Ан-24, Ан-22"Антей", вертолеты Ми-6, Ми-8,Ми-10, модель СПС Ту-144;
  • 1969 год - Опытный Ту-144 первый раз на высоте 11000 м превысил звуковую скорость;
  • 1970 год - Состоялся первый полёт самолёта Ту-142 с аэродрома авиации СФ Кипелово;
  • 1973 год - Начались Госиспытания Су-15бис. Модификация Т-58бис (Су-15бис) подразумевала применение новых двигателей Р-25-300;
  • 1976 год - Ту-144Д (№ 03-1) с РД-36-51А выполняет дальний полет на 6200 км с нагрузкой 5 тонн, этот полет подтвердил перспективность и реальность продолжения работ по Ту-144Д.;
  • 1981 год - Началась эксплуатация первых самолетов Су-24М в строевом полку;
  • 1999 год - Бе-200 выполнил совместный полет с Бе-12П-200 для фото и видеосъемок в воздухе.
6 июня

  • 1910 год - Первый полет аэроплана отечественной конструкции на расстояние около 200 м. Первый полет аэроплана отечественной конструкции, сконструированного Яковом Модестовичем Гаккелем, состоялся на Гатчинском поле;
  • 1911 год - Первый в мире поиск подводной лодки с самолета осуществил лейтенант В.В.Дыбовский. С высоты более 1000 м. он произвел обследование бухт и морского побережья от Севастополя до Херсонесского маяка и от него до реки Качи;
  • 1929 год - М.М.Громов со вторым пилотом Михеевым, штурманом Спириным и механиками Русаковым и Монаховым на АНТ-9 отправились в Одессу. Появление АНТ-9 в Одессе входило в программу встречи находившейся там с визитом вежливости группы итальянских летчиков, прибывших на летающих лодках S.55. Итальянцы познакомились с туполевским трехмоторником и дали ему высокую оценку. Начальник штаба итальянских ВВС де Пинедо даже немного полетал на советской машине;
  • 1935 год - В СССР зафиксирован первый мировой рекорд ночного высотного парашютного прыжка с высоты 5500 м, М. Лисичкин;
  • 1938 год - На авиазаводе №84 создано ОКБ В.Ф.Болховитинова;
  • 1940 год- Первый полёт истребителя Су-1; А. Попельнюшенко. Су-1 отличался от других машин такого же назначения тем, что его спроектировали под двигатель М-105П мощностью 1100 л. с., оснащенный двумя турбокомпрессорами-нагнетателями, которые работали от выхлопных газов;
  • 1942 год - Состоялся первый полет Як-7ДИ - прототипа Як-9;
  • 1944 год - Приказ НКАП в котором КБ Лавочкина поручили выпустить десять высотных Ла-7 с двигателями АШ-82ФН и двумя турбокомпрессорами ТК-3. Было построено всего 10 самолетов, вооруженных одной 20-мм пушкой. Они использовались для перехвата высотных немецких разведывательных самолетов;
  • 1945 год - Первый полет опытного истребителя-штурмовика Як-9 с 57-мм пушкой Ш-57. Як-9 был создан как истребитель для сопровождения бомбардировщиков дальней авиации;
  • 1945 год - Решение Государственного комитета обороны, по которому ОКБ Туполева поручалось организовать производство самолета Б-4 (Ту-4) - советской копии-аналога американского бомбардировщика В-29. Начало этих работ в ОКБ стало окончанием активного проектирования "самолета 64";
  • 1947 год - Первый полет реактивного истребителя Як-17, Г.С.Климушкин;
  • 1957 год - С борта самолёта-носителя Ту-95К был выполнен первый пуск крылатой ракеты X-20 "Комета";
  • 1975 год - Завершены Государственные совместные испытания истребителя-перехватчика Су-15ТМ с фронтовым вооружением;
  • 1984 год - В рамках создания кораблей многоразового использования в Советском Союзе осуществлен пуск по суборбитальной траектории габаритно-весовой модели корабля "Бор-5".
7 июня

  • 1943 год - На Калининском фронте в составе 1-й воздушной армии проходили Войсковые испытания ЛаГГ-3 с пушкой НС-37;
  • 1947 год - Состоялся первый полет женщины летчика-испытателя О.Н. Ямщиковой на реактивном самолете Як-15;
  • 1956 год - Самолет Ту-98 был принят на заводские испытания, начался длительный этап наземных испытаний, необходимых доводок и проверок. В связи с затяжками по изготовлению и доводкам самолета "98" были скорректированы сроки начала испытаний. Согласно Постановлению СМ СССР № 424-261 от 28.03.56 года и Приказа МАП № 194 от 6.04.56 года срок предъявления на госиспытания первого самолета был смещен на третий квартал 1956 года;
  • 1962 год - Мосолов установил на Е-152-1 абсолютный мировой рекорд скорости полета на базе 15-25 км - 2681 км/ч;
  • 1966 года, Приказы Главкомов ВВС и ВМФ утвердившие приказ МАП №371 от 26 ноября 1965 года и тактико-технические требования на амфибию ВВА-14 с двумя маршевыми двигателями Д-30М и двенадцатью подъемными РД36-35ПР;
  • 1974 год - Была создана первая в СССР официальная пилотажная группа на реактивных истребителях, впоследствии названная "Небесные гусары". Кроме прочего, летчики из Кубинки стали одними из первых в мире групп, занимающихся высшим пилотажем на боевых машинах штурмовой авиации. Свой путь "Небесные гусары" начали в составе 234-го гвардейского истребительного авиационного полка в Кубинке. Их история наиболее полно отражена в книге "Автографы в небе". В 1997 году "Небесных гусар" расформировали;
  • 1976 год - Приказом МАП штурмовик Су-25 для производства передали на авиазавод в Тбилиси. Рассматривались варианты Новосибирского, Смоленского и польских (Мелец- Су-25Л и Жешув двигатель Р-13) авиазаводов.
8 июня

  • 1920 год - Официальная дата рождения И.Н. Кожедуба, выдающегося военного летчика, маршала авиации, Трижды Героя Советского Союза. Иван Николаевич Кожедуб родился в Сумской области. В 1914 году закончил Чугуевскую летную школу, где стал летчиком-инструктором. На фронт попал по личной просьбе только в ноябре 1942 года. 26 марта на самолете Ла-5 он совершил свой первый боевой вылет, а 6 июля сбил свой первый самолет противника Ju-87. 4 февраля 1944 года получил звание Героя Советского Союза, имея на своем счету 32 победы. 19 августа 1944 года стал дважды Героем, 18 августа 1945 года - трижды Героем. В общей сложности сбил 62 самолета противника. Совершил 330 боевых вылетов и провел 120 воздушных боев;
  • 1934 год - Петр Михайлович Стефановский произвел предварительный облет экспериментального скоростного самолета конструктора Бартини "Сталь-6";
  • 1936 год - ЦКБ МП-1 под обозначением МБР-2-М-34Н ( в современной литературе нередко МБР-2 с двигателем М-34 называют МБР-2бис. Однако в документах ЦКБ МС, завода №31 и военной приемки обе модификации различались только добавлением обозначения типа двигателя: МБР-2-М-17 и МБР-2-М-34. Обозначение "бис" применялось только в отношении гражданского варианта с двигателем М-34 - МП-1 бис. (ОКБ Бериева)) был передан в Авиационный Научно-испытательный институт Морских Сил РККА на Госиспытания, закончившиеся 3 июля;
  • 1937 год - Признан мировым рекордом перелет Письменного и Кузнецова на поплавковом АИР-6 по маршруту Киев-Батуми. Спортивная комиссия Центрального аэроклуба постановила: "Засвидетельствовать расстояние по прямой линии (по ортодромии), пройденное без посадки пилотом майором государственной безопасности Письменным Я. и борттехником Кузнецовым В., равным 1297 км 100 м". Как особо сложный он был отмечен специальным дипломом ФАИ;горизонтального полета, когда-либо достигнутую на самолетах "ермолаевского" семейства;
  • 1940 года, истребитель-штурмовик ОКО-6 (Та-3) завершил первый этап летных испытаний и был передан на завод № 81 для доводок. Постройка первого экземпляра ОКО-б была закончена 8 декабря 1939 г. Заводские испытания первого экземпляра были начаты в ЦАГИ 31 декабря 1939 г. Первый полет состоялся 21 января 1940 года;
  • 1945 год - Закончились заводские испытания самолета "68" 2хАМ-39ФНВ (Ту -10). Неделю на самолете устраняли выявленные дефекты, а 16 июня сдали НИИ ВВС на государственные испытания;
  • 1947 год - Приказом министра авиационной промышленности в Раменском было образовано ОКБ-149 (НПЦ "Раменское приборостроительное конструкторское бюро");
  • 1961 год - Состоялось подписание акта о завершении ГИ истребителя перехватчика Су-11. Всего в ходе ГИ было выполнено 475 полетов, а вместе с заводским этапом - более 700;
  • 1965 год - В июне в НПП "Аэросила" разработан воздушный винт АВ-90 для самолета Ан-22 "Антей";
  • 1965 год - Приказом Министра обороны №0040 , на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №361 -132 от 30 апреля 1965 года, комплекс Ту-128С-4 был принят на вооружение;
  • 1968 год - Состоялся первый полет пассажирского самолета Бе-30;
  • 1989 год - На, на Международном аэрокосмическом салоне во Франции впервые был представлен советский боевой вертолет Ми-28.
9 июня

  • 1916 год - Приказом N 144 начальника морского штаба Главнокомандующего при авиации Черноморского флота был учрежден отряд из четырех дирижаблей для отыскания и уничтожения подводных лодок, а также наблюдения за морем вне видимости береговых постов и других боевых целей. Командиром отряда назначили воздухоплавателя штабс-капитана Липпинга;
  • 1923 год - Советский инженер В.И. Базаров подал в Комитет по делам изобретений заявку на авиационный газотурбинный двигатель;
  • 1941 год - Главный конструктор В.Ф.Болховитинов направил в Наркомат авиационной промышленности официальную заявку на создание реактивного истребителя-перехватчика БИ. Предложение было одобрено, принято, на его основе был уточнен приказ по НКАП. Срок выпуска был установлен 35 дней (вместо трех месяцев, как предполагали конструкторы);
  • 1944 год - ГИ ВВС РККА генералом А.И.Репиным утвержден Акт по государственным испытаниям Ил-10 АМ-42.По мнению А.Долгова и летчиков облета ГК НИИ ВВС (А.Синельникова, М.Субботина, А.Живописцева и Г.Тинякова), новый штурмовик "по технике пилотирования прост и не требует специального переучивания для перехода на него летчиков, летающих на серийных самолетах Ил-2. Самолет Ил-10 является классическим образцом самолета-штурмовика ";
  • 1951 год - Вышло распоряжение заместителя Председателя Совета Министров Н.И. Булганина за №6043 о начале финансирования работ по Ка-15;
  • 1954 год - Образована специальная конструкторская группа В.Н. Челомея, ныне ракетно-космическое НПО машиностроения, г. Реутов; в 1954 году приказом министра авиационной промышленности на авиазаводе № 500 в Москве конструкторская группа В.Н.Челомея приступила к проектированию, крылатой корабельной ракеты П-5, принятой на вооружение 19.06.1959 г. постановлением Совета Министров № 685–313. Позднее на базе группы создано ракетно-космическое НПО машиностроения (город Реутов);
  • 1954 год -Установлен мировой рекорд высоты для поршневых самолетов категории С-1-е - 11248 м, пилот В.К. Калинин на Ан-2;
  • 1955 год - Образовано московское ОКБ "Марс" (ныне ФГУП МОКБ «Марс» )для разработки бортовых систем управления;
  • 1956 год -Впервые в СССР превышена скорость 2000 км/ч (пилот В.Н. Махалин на опытном самолете С-1, прототип Су-7 с АЛ-7Ф, достиг 2070 км/ч);
  • 1961 год - Самолет-амфибия Бе-12 впервые представлен в Москве на празднике в Тушино;
  • 1999 год - Самолет Бе-200 (с "выставочным" номером 368) перелетает в Париж для участия в 43 международном авиакосмическом салоне "Париж Айр Шоу Ле-Бурже 99". По пути в Париж (и обратно) была сделана промежуточная посадка в словацком аэропорту Кошице. Пилотировал Бе-200 на салоне экипаж - К.В. Бабич, Г.Г. Калюжный, М.Г. Андреев;
  • 2020 год - В России красноярские изобретатели, развивающие в стране частную космонавтику, в Кировской области успешно запустили первую в России частную ракету. Суборбитальная ракета «Вятка» взлетела на высоту 15 километров развив скорость до 2500 километров в час. Ракета «Вятка» представляет собой классическую двухступенчатую конструкцию. Её высота достигает трёх метров. Это важнейшие шаги к строительству главного проекта «Национальной космической компании» — ракетоносителя «Сибирь», с помощью которой на орбиту собираются доставлять грузы до тонны.
10 июня

  • 1925 год -Стартовал групповой перелет 6 самолетов (Ак-1, два Р-1, Р-2, два J-13) по маршруту Москва-Улан-Батор-Пекин-Токио;
  • 1925 год - Состоялся первый полет пассажирского самолета ПМ-1 Н.Н. Поликарпова, пилот А.И. Жуков. На испытаниях с полетной массой 2360 кг самолет имел максимальную скорость у земли 170 км/ч, на высоте 2000 м -180 км/ч и практический потолок 4100 м.;
  • 1931 год - Совершен первый в стране прыжок женщины Л.Кулешовой с автоматически открывающимся парашютом ОКБ П.И. Гроховского;
  • 1941 год -Была завершена постройка боевой Су-6 М-71 (2-й экземпляр), совершен первый вылет 16 июня -всего за 6 дней до начала войны;
  • 1942 год - Истребитель Н.Н.Поликарпова И-185 М-71 (эталон) совершил первый вылет. Его постройка, доводка и заводские испытания затянулись из-за несвоевременной поставки мотора, винта и других комплектующих изделий до октября, и только 18 ноября машина поступила на госиспытания в НИИ ВВС. В ноябре же в 728 ИАП начались войсковые испытания первых образцов с М-71 и с М-82А, прошедших госиспытания в Новосибирск;
  • 1950 год - Постановлением Правительства СССР утвержден план опытного самолетостроения на 1950-51 годы;
  • 1950 год - Постановлением Совета Министров No. 2475-975, утверждена акт государственных испытаний и этим же постановлением самолет МиГ-15 с ВК-1 запустили в серию, заменяя на конвейере МиГ-15 с РД-45Ф;
  • 1950 год - Постановление Совета Министров СССР № 2474-974, согласно которому ОКБ А.Н.Туполева поручалось спроектировать и построить дальний бомбардировщик (проект «88»-Ту-16):
  • с двумя двигателями типа ТР-3Ф (АЛ-5);
  • 1967 год - Состоялся первый полет истребителя 23-11 (МиГ-23) с изменяемой стреловидностью крыла, пилот А.В. Федотов; Оснащался двигателем Р-27Ф-300. Изготовлено 9 самолётов;
  • 1969 год - На Су-15 № 02-01 провели повторные контрольные испытания с новой парой двигателей. На самолете облетали три пары двигателей: две производства московского завода № 500 и одну - уфимского №26. Сделали это не зря, ибо с уфимскими двигателями самолет испытания "завалил";
  • 1976 год -Был образован Ульяновский авиационно промышленный комплекс (ныне входит в стуктуру ПАО "ОАК") - крупнейшего производитель самолетов семейства Ту-204 и транспортных самолетов Ан-124-100 "Руслан";
  • 1987 год -В классе СКВП на рекордном П-42 установлен рекорд высоты горизонтального полета, составивший 19335 м., пилот летчик-испытатель Н.Ф.Садовников;
  • 1991 год - Дебют МиГ-31 на Парижском авиасалоне. Перехватчик принял участие в демонстрационных полетах в последние дни работы авиасалона, выполнив проходы над аэродромом на малой высоте и несколько фигур высшего пилотажа;
  • 1996 год - Сертификатами № 001 и 002 Союзом дизайнеров Российской Федерации проведена сертификация самолета Су-27 и его модификации Су-32ФП, и подтвержден их высокий дизайнерский уровень;
  • 2000 год - В в ходе международных учений "Совместный страж-2000", проходивших у берегов Исландии с 6 по 12 июня 2000 года, в районе судна, "терпящего бедствие", с Ил-76МДПС было произведено десантирование 14 плотов ПСН-10МК на четырех платформах ПГС-500 и восьми парашютистов-спасателей. Работа, показанная специалистами МЧС России, получила высокую оценку со стороны официальных руководителей международных учений.
11 июня

  • 1924 год - Состоялся первый полет АНТ-2 с пассажирами. Начались его эксплуатационные испытания. Испытания проходили успешно. Выяснилось, что у машины недостаточна путевая устойчивость. Для повышения ее была увеличена площадь киля. После окончания испытаний самолет передали в УВВС;
  • 1926 год - АНТ-4 передан на государственные испытания(по 2 июля). Лётчики отмечали хорошие управляемость и взлётно-посадочные характеристики. Самолёт допускал кратковременный полёт с брошенным управлением и полёт на одном двигателе;
  • 1940 год - Летчик А.П. Чернавский провел первые рулежки и пробежки первого опытного экземпляра И-135 (Су-1) построенного к 25 мая 1940 года на 135-м заводе. Первый вылет он совершил 15 июня 1940 года, и до 15 июля состоялось четыре полета. Заводские испытания и доводку самолета уже полностью обеспечивали специалисты вновь созданного ОКБ П.О.Сухого;
  • 1941 года, состоялся первый полет дальнего истребителя сопровождения ДИС-200 (МиГ -5)ОКБ А.И. Микояна, пилот А.И. Жуков;
  • 1956 год - Постановление Совета Министров и приказ МАП от 18 июня 1956 года, самолет Е-5 внедрен в малую серию на заводе №31 под названием МиГ-21(тип 65). Построено 10 экземпляров в 1957 году;
  • 1975 год - Первый полёт амфибии ВВА-14 с выпуском и уборкой ПВПУ (пневматическое взлётно-посадочное устройство), сказочный "Змей Горыныч". Экспериментальный СВВП-амфибия ВВА-14 отличается оригинальной компоновкой и по размерам и взлётной массе значительно превосходит все построенные у нас и за рубежом СВВП. Экспериментальный футуристический ВВА-14 так и не осуществил вертикальный взлёт и остался своеобразным памятником и воплощением оригинальных конструкторских идей, которые до конца не удалось реализовать;
  • 1980 год - Совершил первый полет Ту-154М с Д-30КУ(проект Ту-1Х4, Ту-164);
  • 1989 год - Летчики-испытатели В.Г.Пугачев, Е.И.Фролов, О.Г.Цой, А.А.Иванов, Л.Г.Немкова участвовали впервые в показательных полетах в Ле Бурже на самолетах Су-25, Су-26М,Су-27,Су-27УБ и Су-28;
  • 1993 год - На Международной выставке в Ле-Бурже впервые представлен Ту-204-120 с двигателями "Rolls-Royce";
  • 1997 год - На авиабазе индийских военно-воздушных сил Лохегаон вблизи города Пуна (штат Махараштра) состоялась официальная презентация первых восьми индийских Су-30К, которые до этого успешно совершили ряд испытательных полетов. С этой даты самолёты официально приняты на вооружение ВВС Индии. Переданные в 1997-1999 годах Индии 18 самолетов Су-30К в 2007 году заменены на модернизированные самолеты Су-30МКИ. 18 индийских Су-30К переданы 558-му авиаремонтному заводу в Белоруссии.