27 марта
- 1914 год — На биплане С-6, корпус которого был обшит тонкими, тщательно отполированными и покрытыми лаком деревянными дощечками, в результате чего самолёт приобрел обтекаемую форму, И. И. Сикорскому удалось установить мировые рекорды скорости: с двумя пассажирами на борту — 111 км / ч, с пятью — 106 км / ч. На протяжении двух лет аэропланы Сикорского завоевывали главные призы на состязаниях военных самолётов.;
- 1930 год — Был заключен Договор между фирмой Эрнста Хейнкеля и Гоcyдарственным Трестом авиапромышленности СССР (Авиатрестом). Советская сторона получила право на серийную постройку самолета HD-37C сроком на три года. При этом подразумевалась техническая помощь при освоении в производстве, в самолет вносились также все положительные изменения, реализованные на самолете HD-43;
- 1943 год — Начались летные испытания самолета-корректировщика Ил-2КР (зав. № 301 896) в НИИ ВВС КА, (летчик-испытатель А. К. Долгов, ведущий инженер Н.С.Куликов). У Ил-2КР полностью сохранилась конструкция и вооружение серийного двухместного «Ила» с АМ-38ф. Изменения были внесены только в состав оборудования, в топливную систему и в схему бронирования. Радиостанцию РСИ-4 заменили на более мощную РСБ-3бис с большей дальностью действия, которую разместили в средней части фонаря кабины экипажа непосредственно за бронеспинкой пилота над уменьшенным по высоте задним бензобаком. Для фиксации результатов разведки в хвостовой части фюзеляжа установили фотоаппарат АФА-И (допускалась установка АФА-ИМ). Внешне самолеты Ил-2КР отличались от серийных Ил-2 лишь наличием радиоантенны, установленной на переднем неподвижном козырьке фонаря кабины пилота;
- 1946 год — Приказом МАП № 162сс был открыт официальный заказ на строительство геликоптера и определены сроки окончания работ: по первому экземпляру — 1 января 1947 года, по второму — 1 марта того же года. Машина имела несколько наименований, которые встречаются в документах и публикациях — соосный вертолет Як, экспериментальный геликоптер Як, бемовский вертолет, Як-М-11ФР-1 и, наконец, изделие «Ш». Когда С. А. Бемов впервые получил задание на предварительный проект и рассказал об этом коллегам, кто-то спросил: «Это что, шутка?». Сергей Арсентьевич ответил: «Нет, это — серьезно. Будем строить геликоптер, а обозначение ему дадим «изделие Ш» — «Шутка»;
- 1948 год — Летчик-испытатель Г. М. Шиянов завершил заводские испытания бустеров элеронов и руля высоты на самолете Су-9 («К»);
- 1956 год — Состоялся первый полет модифицированного стратегического бомбардировщика 3 М (210М) оснащенного двумя ВД-7 и двумя АМ-ЗА ОКБ им. Мясищева, экипаж М. Л. Галлая;
- 1965 год — Выходит Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР, а 12 апреля того же года — и соответствующий приказ министра авиационной промышленности о разработке самолета комплексной разведки приграничной полосы без пересечения государственной границы. Работа поручалась ОКБ завода № 240, возглавлявшегося генеральным конструктором Сергеем Ильюшиным. Самолет предлагалось делать на базе серийного авиалайнера Ил-18Д с четырьмя турбовинтовыми двигателями АИ-20М, располагавшего большой дальностью и продолжительностью полета и имевшего вместительный фюзеляж, что было необходимо для размещения комплекса специального оборудования и обслуживающего его тактического экипажа. Самолёт-разведчик на базе Ил-18Д получил название Ил-20 или «изделие 20» ;
- 1965 года -Вышло правительственное постановление о разработке и постройке модификации Як-28И, оснащенной РЛС бокового обзора «Булат» с синтезированной апертурой. Машина получила обозначение Як-28БИ и предназначалась для картографирования местности при любой погоде днем и ночью с высокой разрешающей способностью, сопоставимой с фотографическим изображением. РЛС «Булат» на самолете разместили в районе бомболюка. Госиспытания опытного образца станции на Як-28БИ закончились в 1972 г. Приемо-передающий блок с антенной системой располагался в гондоле, которая при подлете к зоне картографирования выдвигалась. В дальнейшим Як-28БИ был выпущен небольшой серией в 50 машин Иркутским авиазаводом;
- 1972 год — Вышел Приказ Министерства авиационной промышленности о разработке проекта штурмовика Су-25Т (Т-восемь);
- 1973год — Построен четвёртый (эталонный) экземпляр палубного штурмовика Як-36М No. 04 (борт «45»), ОКБ Яковлева;
- 1981 год — Вышло решение Комиссии Президиума Совмина СССР по военно-промышленным вопросам № 280 о проведении глубокой модификации — создании варианта Як-38М. При этом ставка делалась на новые двигатели. МНПО «Союз» под руководством О. Фаворского путем кардинальной переработки Р-27В-300 создало ПМД Р-28−300 с максимальной горизонтальной тягой 7100 кгс и вертикальной 6700 кгс. Одновременно конструкторы Рыбинского ОКБ улучшили параметры своих ПД, доведя тягу нового РД-38 до 3250 кгс;
- 1993 год — Утверждено новое ТТЗ на будущий учебно-боевой самолет Як-130 ОКБ Яковлева. Согласно утвержденному в октябре 1990 г. тактико-техническому заданию (ИЗ), новая машина должна была иметь два двигателя, посадочную скорость не более 170 км/ч, длину разбега и пробега не более 500 м с возможностью базирования на грунтовых аэродромах, перегоночную дальность 2500 км и тяговооруженность 0,6−0,7. Кроме того, желая получить УТК для обучения летчиков всех родов авиации, заказчик требовал обеспечить возможность репрограммирования характеристик устойчивости и управляемости самолета, фактически — возможность моделирования поведения машин различных типов и классов, от маневренных истребителей до тяжелых ракетоносцев. В числе обязательных условий было создание самолета исключительно на основе отечественных комплектующих. По тогдашним оценкам командования, необходимо было построить не менее 1200 новых машин;
- 2003 год — Легкий сельскохозяйственный самолет Авиатика-МАИ-890СХ стал первым сельскохозяйственным самолетом в России, получивший сертификат типа. Он относится к классу «очень легких самолетов» (VLA — very light airplane) и сочетает в себе достоинства «ультралайтов» и легких самолетов традиционной конструкции;
- 2015 — В России с космодрома Байконур в Казахстане ракетой-носителем «Союз-ФГ» запущен пилотируемый космический корабль «Союз ТМА-16М» (типа «Союз-ТМА М», сер. № 716) с космонавтами: командир — Геннадий Иванович Падалка (5-й полёт), бортинженеры Михаил Борисович Корниенко (2-й полёт) и Скотт Джозеф Келли (NASA, 4-й полёт). Впервые в истории российской космонавтики при выведении, сближении и стыковке с МКС экипаж использовал в работе планшетный компьютер. Стыковка с МКС 28 марта проведена по короткой 6-ти часовой схеме. Посадка корабля 12 сентября 2015 года.
28 марта
- 1932 год — Приказом НКТП № 181 было принято решение о начале строительства завода № 125 под Иркутском (ныне ОАО ИАПО — «Иркут»). 23 августа 1934 г. завод № 125 получил имя Сталина. Осенью 1941 г. на территорию завода № 125 был эвакуирован завод № 39 имени Менжинского из Москвы, и Иркутский завод стал заводом № 39 орденов Ленина и Трудового Красного знамени. Распоряжением Совнархоза № 215 от 15 февраля 1963 предприятию было присвоено название «Иркутский машиностроительный завод» (ныне «Иркутский авиационный завод») На заводе работали такие авиаконструкторы, как В. Г. Ермолаев и П. О. Сухой. За многие годы из цехов объединения вышло свыше 6500 самолетов, созданных практически во всех ведущих конструкторских бюро России;
- 1940 год — Первый полет истребителя И-301 (в серии ЛаГГ-1, -3). Этот истребитель разрабатывался под руководством конструкторов: С. А. Лавочкина, В. П. Горбунова и М. И. Гудкова. Опытный образец его, называвшийся И-301, вышел на испытания в марте 1940 г. Первый вылет на И-301 с Центрального аэродрома совершил 28 марта 1940 г. летчик-испытатель Алексей Иванович Никашин. Отличительной особенностью конструкции И-301 было широкое применение такого нового тогда материала, как дельтадревесина. Другая отличительная черта И-301 заключалась в необычно мощном вооружении — пушка 23 мм и два синхронных крупнокалиберных пулемета БС, в дополнение к которым могли устанавливаться еще два ШКАС. Первые серийные самолеты, получившие марку ЛаГГ-3, начали сходить с конвейера в 1941 г. Этот истребитель в первый период войны стал одним из основных самолетов нового поколения советских ВВС. Всего за 1941−1944 гг. авиационные заводы построили 6528 истребителей ЛаГГ-3;
- 1956 год — Вышло постановление Совета Министров СССР, а 6 апреля 1956 г. — соответствующий приказ МАП. Согласно этим документам, ОКБ А. Н. Туполева поручалось модифицировать серийные самолеты Ту-16 под двигатели РД-16−15 (М-16−15) с взлетной тягой 11 000 кг. При этом самолет должен был иметь практическую дальность 7200 км и максимальную скорость 1030−1050 км/ч. Два экземпляра Ту-16 с двигателями РД-16−15 необходимо было предъявить на государственные испытания в I квартале 1957 г. ОКБ А. Н. Туполева оперативно проработало проект подобной модернизации: самолёт с новыми двигателями получил обозначение Ту-16Б;
- 1956 год — Вышло Постановление СМ СССР, согласно которому в ОКБ Туполева начались практические работы по проектированию летающей лаборатории на базе серийного Ту-95 для исследований влияния излучения авиационного ядерного реактора на самолетное оборудование, а также для изучения вопросов, связанных с радиационной защитой экипажа и особенностей эксплуатации самолета с ядерным реактором на борту. Под летающую лабораторию Ту-95ЛАЛ был переоборудован серийный Ту-95М № 7 800 408;
- 1961 год — Начались Госиспытания учебно-тренировочного истребителя МиГ-21У, ОБК Микоян, Гуревич. В состав испытательной бригады входили ведущий инженер В. П. Юдин, лётчики-испытатели B.C. Серёгин и Н. И. Дивуев. Спустя месяц испытания прервали, отправив самолёт на доработку из-за недостаточного запаса продольной устойчивости;
- 1966 год — Начались испытания (по 6 мая) доработанного серийного Як-28П № 915 310 с использованием форсажных режимов на взлёте и двухкупольного парашюта на посадке (летчики В. Баранов и С. Петерин). На Як-28П была предусмотрена возможность применения стартовых пороховых ускорителей. При включенном форсаже и работающих ускорителях разбег составлял всего около 400 м, что в совокупности с высокой скороподъемностью сокращало время выхода на цель. Для сокращения пробега при посадке из подфюзеляжного хвостового гребня выпускалась штанга с датчиком, после касания которым земли сразу же срабатывала система выпуска тормозного парашюта. За время испытаний выполнили 14 взлётов и посадок. Длина разбега составляла 950−1075 м, а пробега — 650−750 м. Потребная длина бетонной ВПП равнялась 1280 м. Такие взлётно-посадочные характеристики самолёта позволили организовать его базирование на аэродромах с укороченными полосами в труднодоступных районах Крайнего Севера. Доработки стали внедрять на серийные машины;
- 1967 год — Установлен женский мировой рекорд скорости по замкнутому маршруту 1000 км — 1298,16 км/ч, пилот — Л. Я. Зайцева на самолете Е-7С (МиГ-21С) ОКБ «МиГ» с ТРД Р-37Ф;
- 1988 год — Установлен мировой рекорд высоты горизонтального полета 19 050 м летчиком-испытателем Е. И. Фроловым на самолете П-42;
- 1990 год — Выполнен первый полет экспортного варианта самолета — Су-26МХ. Первый полет на нем совершил 27 июля 1985 г. Е. И. Фролов;
- 1991 год — Приказом Верховного Главнокомандующего М. С. Горбачева АН-124 был принят на вооружение.
29 марта
- 1759 год — Дата основания завода в г. Сим, ныне ПАО «Агрегат». Симский завод основан в 1759 году по указу императрицы Елизаветы. С момента основания и по 1910 год завод имел металлургический профиль производства. До Отечественной войны завод специализировался на выпуске сельскохозяйственной и машиностроительной продукции. «Агрегат» приобрел репутацию высококвалифицированного производителя сложных гидравлических, топливных и других агрегатов для авиационной промышленности. С 1941 года по сегодняшний день заказчики удовлетворены возможностями в производстве высокоточных и сложных деталей и изделий. Изделия применяются в различных гидравлических, пневматических и топливных системах объектов, выполняя функции командно-дистанционного управления;
- 1919 год — Начались испытания российской летающей лодки-истребителя ВМ-5 с двигателем «Клерже» на лыжном шасси со снятыми боковыми поплавками и реданом (разрабочик Виллиш);
- 1936 год — Состоялся арктический перелет Героя Советского Союза летчика М. В. Водопьянова по маршруту Москва-Земля Франца-Иосифа — Москва (29 марта- 21 мая 1936);
- 1940 год — В соответствии с приказом Наркома обороны СССР, путем выделения ряда факультетов из Академии имени Н. Е. Жуковского в самостоятельную организацию сформирована Военная академия командно-штурманского состава Военно-воздушных сил (с 1968 г. — им. Ю.А. Гагарина);
- 1954 год — Родился Александр Николаевич Дондуков, Генеральный конструктор ОКБ им. А. С. Яковлева (в городке Управленческий под г. Куйбышевом (Самарой). Является разработчиком пассажирских самолетов Як-42М, Як-142, Як-242, легких многоцелевых самолетов Як-54, Як-58 и Як-112 и др;
- 1990 год — Первый пассажирский ближнемагистральный пассажирский самолет Ил-114 (СССР- 54 000) вырулил на ВПП ЦА. им. М. В. Фрунзе. После небольшого разбега самолет впервые оторвался от земли и лег на параллельный курс с самолетом сопровождения. Ил-114 с двигателями ТВ7−117, экипаж В. С. Белоусова выполнил два прохода над полосой и совершил посадку;
- 2000 год — Летчик-испытатель АК имени С. В. Ильюшина А.Д. Комаров с аэродрома в Луховицах поднял в воздух новый сельскохозяйственный самолет Ил-103СХ;
- 2000 год — В Международной авиационной федерации ФАИ зарегистрированы в качестве пяти официальных мировых авиационных рекордов рекордные полеты Су-32МФ. Су-32МФ -«многофункциональный». По состоянию на 2005 г. три из них (высота полета с грузом 5 т в двух классах и подъем груза на высоту 15 км) по-прежнему числятся действующими, а показатели высоты полета с грузом в 1 и 2 т улучшены 1 августа 2003 г.
30 марта
- 1894 год — В деревне Дилялево Вологодской губернии в семье крестьянина родился Серге́й Владимирович Илью́шин, генеральный конструктор самолетов, разработчик самого массового боевого самолёта в истории — штурмовика Ил-2, академик, генерал-полковник инженерно-технической службы, трижды Герой Социалистического Труда;
- 1927 год — Летчик-испытатель НОА Андрей Шарапов не смог вывести опытный истребитель Поликарпова И-1 (Ил-400) из плоского штопора. Самолет был разбит, а пилот чудом остался жив. Первый истребитель, обозначавшийся поначалу ИЛ-400 или ИЛ.400, в более поздних документах уже значился как ИЛ-400а или ИЛ-1. Второй опытный назывался ИЛ-400б или ИЛ-2. Первая серийная машина получила обозначение ИЛ-3, и на заводе так продолжали называть все последующие серийные аппараты. Управление ВВС присвоило истребителю обозначение И-1, и Авиатрест в письме от 18.06.1926 г. категорически (!) потребовал от завода в дальнейшем пользоваться именно этим обозначением;
- 1928 год — НТК ВВС постановил построить опытную серию самолётов У-2 (ПО-2) из 6 экземпляров на московском авиазаводе № 25 для опытной эксплуатации в лётных школах;
- 1940 год — Первый полёт истребителя И-301 (в серии-ЛаГГ-1, -3), лётчик-испытатель А. И. Никашин. За 1941−1944 гг. построено 6.528 самолётов;
- 1944 год — Завершились Государственные испытания тяжелого штурмовика Ил-8;
- 1946 год — Организовано двигателестроительное ОКБ А. М. Люльки (ныне НТЦ имени А. М. Люльки в НПО «Сатурн), возглавлявшим предприятие до 1984 г. После смерти А. М. Люлька заводу № 165 присвоили его имя. (ОКБ «А. Люлька-Сатурн»). Двигателями этого КБ оснащены такие известные самолеты как МиГ-29 и Су-27;
- 1949 год — Начались испытания тяжелого истребителя Ла-11,оборудованного аппаратурой слепой посадки УСП-48. В ее состав входили наземная радиотехническая система и бортовое оборудование, включавшее автоматический радиокомпас АРК-5, маркерный радиоприемник МРП-48, радиовысотомер РB-2, дистанционный гиромагнитный компас ЭГДМ-3 и электрический авиагоризонт. В задачу ЭГДМ-3 входило не только привод самолёта в район аэродрома, но и полёт по глиссаде вне видимости земли до высоты 50 м с последующим визуальным снижением и приземлением. Испытания проводились на основании постановления Совмина СССР в рамках подготовки самолётов к эксплуатации с ледовых аэродромов Заполярья ;
- 1950 год — Завершились испытания опытного самолета Ил-28У;
- 1956 год — Вышло Постановление СМ СССР, согласно которому в ОКБ Туполева поручалось проработать высотный вариант (с рабочим потолком 16 000−17 000 м) стратегического бомбардировщика с крылом увеличенной площади и ТВД ТВ-16, способными сохранять свои характеристики на этих высотах. Самолёт предполагалось построить в двух экземплярах с передачей первого на заводские испытания в июле 1954 г. и на государственные — в декабре того же года. ОКБ-276 обязали передать ТВ-16 на стендовые испытания в январе, а на лётные — в июне 1954 г. Самолёт получил обозначение «96», Ту-96;
- 1971 год — Завершен второй этап совместных государственных испытаний ближнемагистрального пассажирского самолета Бе-30 хотя испытания несколько раз прерывались из-за отказов двигателей ТВД-10 и доработок их системы управления;
- 1972 год — Впервые советский самолёт сертифицирован по западным нормативам: Як-40 получил сертификат в Италии (а 12.05.1972-го — и в ФРГ);
- 1973 год Летчик-испытатель Дексбах поднял опытный экземпляр учебно-тренировочного Як-36МУ в воздух по самолетному;
- 1976 год — Постановлением правительства приняты на вооружение вертолёты: Ми-24 В (изделие 242) ии Ми-24Д (изделие 246). Принципиально они отличаются вооружением: на Ми-24Д установлен комплекс противотанковых ракет «Фаланга-ПВ» с полуавтоматической системой наведения «Радуга-Ф», а на Ми-24 В установлен комплекс управляемых противотанковых ракет «Штурм-В» с управляемыми сверхзвуковыми ракетами 9М114;
- 1983 год — Завершено серийное производство фронтового бомбардировщика Су-24;
- 2014 год — «Аэрофлот» вывел из эксплуатации последний отечественный широкофюзеляжный пассажирский Ил-96. По информации а/к это решение было продиктовано экономическими причинами. Последний регулярный рейс на Ил-96−300 (бортовой номер RA-96 008) был выполнен по маршруту Москва — Ташкент — Москва, самолёт приземлился в Шереметьево. На этом завершилась более чем 20-летняя история эксплуатации в отечественных коммерческих авиакомпаниях самолётов этого типа на регулярных рейсах. С выводом их из эксплуатации в российских коммерческих а/к не осталось ни одного широкофюзеляжного пассажирского самолёта отечественного производства (Ил-86 были выведены из эксплуатации ещё ранее). И произошло это печальное событие в день 120-летия со дня рождения С. В. Ильюшина;
- 2019 год — Новейший российский легкий военно-транспортный самолет Ил-112 В успешно совершил первый полет с взлетно-посадочной полосы аэродрома авиастроительного предприятия ПАО «ВАСО». Экипажем командовал шеф-пилот ПАО «Ил» Герой России Николай Куимов.
31 марта
- 1914 год — Несмотря на запрещения, Петр Николаевич Нестеров повторил «мертвую петлю»;
- 1915 год — А. А. Казаков повторил воздушный таран П. Н. Нестерова. Летчик Казаков в районе деревни Гузав, западнее Вислы, обнаружил немецкий «Альбатрос» и напал на него. Летчик пошел на таран: ударил «Альбатрос» колесами по верхней поверхности. Немецкий самолет разбился. Казаков выключил мотор, так как одна лопасть винта оказалась сломана, и начал планировать. Садился парашютируя, но на земле перевернулся. Оказывается, удар колесами был настолько силен, что шасси было вогнуто под крылья. Это был второй таран в истории авиации и первый таран, окончившийся благополучно для таранившего пилота;
- 1926 год — Была выполнена первая в истории авиации посадка на плавающую льдину в Белом море для разведки лежбищ тюленя. Самолет для этого доставили в Архангельск по железной дороге в разобранном виде. Прибыли и летчики. После сборки крылатой машины были проведены пробные полеты, а утром 31 марта вылетели на разведку. По воспоминаниям известного пилота М. В. Водопьянова, работа была чрезвычайно трудной и опасной. Чтобы только запустить двигатель, воду и масло приходилось подогревать в бане. У летчиков не было ни радио, ни пеленгаторов, ни спасательных средств. Вылетали в хорошую погоду, возвращались в тумане. Любой непредвиденный случай мог обернуться трагедией. Тем не менее, полеты проводились регулярно, поскольку без помощи авиаторов зверобойные суда напрасно жгли уголь и теряли драгоценное время, а лежбищ ценного зверя найти не могли;
- 1936 год — Состоялся первый полет бомбардировщика ЦКБ-30 (ДБ-30) ОКБ им. С. В. Ильюшина с ПД М-85, экипаж В. К. Коккинаки;
- 1940 год — Закончен в производстве и передан на заводские испытания первый летный экземпляр истребителя И-200 (МиГ-1);
- 1947 год — Предъявлен на государственные испытания учебно-тренировочный истребитель УТИ МиГ-9 (ТФ-1), ОКБ Микояна, Гуревича;
- 1982 год — Начались Государственные совместные испытания самолета Су-24МП;
- 1995 год — Первый полет самолета бизнес-класса М-101Т «Гжель» ОКБ им. В. М. Мясищева;
- 1998 год — Транспортный самолет Ил-96Т сертифицирован в России;
- 2004 год — На ОАО «Роствертол» произвел первый полет предсерийный ударный вертолет нового поколения Ми-28Н.