Статьи

Колыбель российской авиации. (Часть третья)

Другим из первых аэродромов России является Комендантский аэродром.
Название зародилось еще в петровские времена, по названию поля, где была дача коменданта Петропавловской крепости. Учреждая должность коменданта города, который одновременно являлся и комендантом Петропавловской крепости, Пётр I, кроме жалования, повелел отдать ему во владение мызу Токсово и отмежевать особую дачу на Чёрной речке со всеми угодьями и сенными покосами. Так эта местность получила сначала название Комендантская дача. Но дарованные угодья использовались редко и не очень умело. Они больше походили на неухоженное поле, поэтому за ним плотнее закрепилось другое название – Комендантское поле. После того, как в 1796 г. должности коменданта города и крепости были разделены, этот участок закрепили за комендантом Петропавловской крепости. В первой половине XIX в., когда в России начали культивировать картофель, комендантское управление крепости сдало часть своих земель в аренду под огороды.

Осенью 1893 г. территорию бывшего Комендантского поля пересекла линия Приморской железной дороги из Новой Деревни в Озерки (длина 7,5 км). Ж/д платформа «Скачки» находилась у входа на ипподром, который стали называть Коломяжским или Удельным. Ипподром использовался по своему назначению только летом, пока на Чёрной речке находились дачники, а остальное время года пустовал. Для того чтобы территория не простаивала и приносила доход, с появлением заезжих гастролеров-авиаторов ипподром начал использоваться и как аэродром. Тем более что ровной, достаточной по размерам и оборудованной трибунами и вспомогательными помещениями площадки лучше было и не сыскать.

План из путеводителя Суворина 1916 года: Весь Петроград
Источник: ЭТО МЕСТО

Впервые ипподром стал аэродромом в 1908 г., когда здесь выступал с показательными полетами француз Ж. Леганье. Так началась новая, авиационная история этой территории. В следующем году, 18 ноября, француз А. Гюйо на моноплане «Блерио» три раза облетел вокруг ипподрома.
С 25 апреля по 2 мая 1910 г. на Коломяжском ипподроме были проведены первые в России авиационные состязания, названные Первой Петербургской авиационной неделей.
С.Петербургская авиационная неделя. Моран на аэроплане Блерио
Источник: Yandex

Однако вскоре стало ясно, что без строительства специального аэродрома не обойтись. И к осени 1910 г. к западу от Коломяжского ипподрома Русским товариществом воздухоплавания «Крылья» на бывшем Комендантском поле был построен аэродром, который вскоре стал известен под названием Комендантский. Поэтому его можно считать первым гражданским аэродромом России, т. к. изначально он принадлежал не военным, а гражданским лицам и организациям. В историю Комендантский аэродром вошел как место проведения первого Всероссийского праздника воздухоплавания 21 сентября – 12 октября 1910 г.. С этого времени началась его авиационная история. Нельзя не упомянуть и трагическое событие, которое произошло во время проведения Всероссийского праздника воздухоплавания. 7 октября 1910 г. произошла первая в отечественной авиации трагедия: во время очередного полета «Фарман» летчика Л. М. Мациевича разрушился в воздухе, летчик выпал из аэроплана и разбился. Незадолго до этого, 23 сентября 1910 г. Л. М. Мациевич установил на этих соревнованиях рекорд продолжительности полета, пробыв в воздухе 44 мин. 12,2 с.

"Фарман-IV" (№20), которым управляет авиатор Л.М.Мациевич.
Через несколько дней летчик погибнет и в последний путь его выйдет провожать весь город
Источник: «История авиации в фотографиях. 1903-2003». Автор К.Булла

Но технический прогресс остановить нельзя. 14 мая 1911 г. С.-Петербург был взбудоражен новыми соревнованиями, которые вошли в историю авиации как Вторая авиационная неделя. Среди участников было уже больше русских имен: М. Н. Ефимов, В. А. Лебедев, И. И. Стеглау и др. По соседству с аэродромом, около ж/д станции «Скачки» Озерковского направления Приморской железной дороги, в 1911 г. была построена основная сборочная мастерская Первого Российского товарищества воздухоплавания (ПРТВ), т. н. Авиационная станция. В первой половине 1913 г. на заводе ПРТВ впервые в России были проведены статические испытания самолета «Ньюпор-IV». Летчик-спортсмен В. А. Лебедев, испытавший первые отечественные аэропланы заводской постройки «Россия-А» и «Россия-Б», 30 апреля 1911 г. открыл на Комендантском аэродроме частную авиационную школу. А в апреле 1914 г. на арендованном участке в Новой Деревне рядом с Комендантским аэродромом он построил несколько производственных помещений, положив начало «Воздухоплавательному заводу акционерного общества воздухоплавания В. А. Лебедева. В 1914 г. в состав завода на правах отделения, которое получило название «Интеграл», влилась мастерская по производству воздушных винтов.


Самолет Россия-А
Источник: Аэропланы конструкций русских инженеров

Самолет  Россия-Б
Источник: Аэропланы конструкций русских инженеров

В 1917 г. В. А. Лебедев был назначен также заведующим Комендантским аэродромом. 16 мая 1912 г. на Комендантском аэродроме состоялось открытие авиашколы Императорского всероссийского аэроклуба. В феврале 1913 г. в ангаре этой школы под руководством И. И. Сикорского началась сборка первого в мире многомоторного самолета С-9, названного «Грандом».
На Комендантском аэродроме на заре развития авиации начинались и завершались многие знаменитые перелеты. Так, например, 12 июля 1912 г. здесь совершил посадку аэроплан «Райт» В. М. Абрамовича, который за 23 дня покрыл расстояние в 1500 верст с Иоганистальского аэродрома под Берлином до СанктПетербурга, проведя в воздухе со своим пассажиром (К. Гакштерккером) в общей сложности 17 ч 26 мин. летного времени. Не менее славная авиационная история Комендантского аэродрома продолжилась и в советское время. Самые последние полеты были сделаны отсюда в 1963 г., а с начала 1970-х бывший Комендантский аэродром стал местом массовой жилищной застройки. Первые дома были возведены в 1973 г., а первая улица получила название Аэродромной. Таким образом, современный Санкт-Петербург в настоящее время уже не обладает своими историческими аэродромами, кроме сохранившегося на Волковом поле, ныне мемориального «Комплекса построек Офицерской воздухоплавательной школы».

Славная история первых отечественных аэродромов продолжилась в топонимических названиях местных магистралей и микрорайонов, давая повод задуматься и вспомнить свою историю проживающему здесь населению.