Авиакалендарь России

Декабрь (18.12-24.12)

18 декабря

  • 1885 год - Экипаж в составе поручика Александр Матвеевич Кованько, подпоручика Трофимова и военного воздухоплавателя Г. Рудольфи, совершил первый в России свободный полет на воздушном шаре. Полет прошел успешно. Аэростат приземлился в районе Новгорода. Поручиком А. М. Кованько были сделаны первые снимки в свободном полете с воздушного шара любительской раздвижной камерой с высоты 600— 1400 м в районе Петербурга. В том же году Л. Н. Зверинцев применил специальную фотокамеру для воздушного фотографирования, сконструированную В. И. Срезневским, с кассетой для пластинок 24x24 см. В следующем году поручик Д. Д. Беляев в свободном полете на высоте 900—1800 м вновь фотографировал Петербург,— на этот раз при отвесном положении оптической оси обыкновенного фотоаппарата. Впервые аэрофотосъемку на пленке выполнил полковник Н. А. Козлов. В 1887 году появилась первая публикация в России о фотографировании с воздушных шаров, составленная Л. Н. Зверинцевым на основании опыта, накопленного им и его коллегами;
  • 1916 - Родился Ростислав Евгеньевич Алексеев — советский кораблестроитель, создатель судов на подводных крыльях, экранопланов и экранолётов. Конструктор яхт, призёр всесоюзных соревнований, мастер спорта СССР. Лауреат Сталинской премии второй степени (1951), Ленинской премии (1962) и Государственной премия СССР (1984),Заслуженный изобретатель РСФСР (1962)$
  • 1942 год - Колхозник сельхозартели «Стахановец» Ново-Покровского района Саратовской области Ферапонт Петрович Головатый передал свои сбережения в сумме 100 тыс. рублей государству на постройку боевого самолёта. Изготовленный на Саратовском авиазаводе истребитель был передан лётчику Сталинградского фронта гвардии майору Борису Николаевичу Еремину. Самолёт после выработки моторесурса в 1944 г. передан Саратовскому областному краеведческому музею, Ф. П. Головатый, узнав об этом, вновь отдал 100 тыс. рублей накоплений и передал Б. Н. Еремину истребитель Як-3, на котором лётчик сбил 14 вражеских самолётов. Этот Як-3 хранится в музее ОКБ Александра Сергеевича Яковлева;
  • 1944 год - Начались войсковые испытания Як-9Б;
  • 1957 год - Вышло постановление Совмина СССР №1417-656, предписывавшее возглавляемому О.К. Антоновым ГС ОКБ-473 приступить к проектированию 44-местного пассажирского лайнера. Машину предстояло оснастить двумя турбовинтовыми двигателями АИ-24, которые в то время разрабатывались в запорожском КБ под руководством А.Г. Ивченко. В этом же документе предусматривалось создание его военно-транспортного варианта Ан-24Т, который предназначался для перевозки, посадочного и воздушного десантирования личного состава, воинских грузов в стандартной упаковке, горюче-смазочных материалов в бочках и канистрах, а также транспортировки раненых и больных;
  • 1972 год - Постановлением Совета Министров СССР от 18 декабря 1972 г. самолет МиГ-25РБ был принят на вооружение ВВС Советского Союза. МиГ-25РБ (изд.02Б) - одноместный всевысотный самолет оперативной разведки - бомбардировщик, создан по приказу МАП от 29 января 1970 г. на базе разведчика МиГ-25Р и предназначен для ведения воздушной фото- и радиотехнической разведки и нанесения ударов по площадным наземным целям. Опытный экземпляр разведчика-бомбардировщика был создан в феврале 1970 г. на базе самолета Е-155Р4, получившего название Е-155Р4Б. Его государственные испытания завершились в декабре 1970 г. Самолет оснащался pазведобоpyдованием подобным варианту МиГ-25Р. Кроме этого разработан другой вариант оборудования: с использованием 2 АФА А-72 для детальной разведки с узкой полосой съемки. На самолетах "РБ" установлены станция радиотехнической разведки СПС-4А или Б (изд. 30А и Б), работающие в разных частотных диапазонах. Эти станции назывались "Виpаж". Специальное оборудование состояло из станции активных радиопомех СПС-141 "Сиpень" (изд. 141);
  • 1981 год - Лётчик-испытатель Борис Иванович Веремей поднял в воздух первый опытный экземпляр стратегического сверхзвукового бомбардировщика Ту-160 (полёт продолжался около получаса) с изменяемой геометрией крыла, изготовленного Казанским авиазаводом. В мае 1987 г. самолёт принят на вооружение ВВС. На этом самолёте установлено 44 мировых рекорда. Ту-160 составляет основу стратегической авиации вооруженных Сил России;
  • 1984 год - Первый полет поисково-спасательного Ил-76ПС;
  • 1987 год - Летчик-испытатель О.Г.Цой установил мировой рекорд подъема полезной нагрузки 2118кг на высоту 2000м за 27,7с на самолете П-42 (П-42 был создан на основе Су-27 путем облегчения конструкции и демонтажа большей части бортового оборудования серийного истребителя);
  • 1990 год - Образована «Ассоциация Аэропорт ГА». В 2007 г. объединяла 224 аэропорта 22 государств. Генеральный директор В.И. Горбачёв;
  • 1991 год - На 121 АРЗ в п. Кубинка отремонтирован первый МиГ-29;
  • 1992 год - Первый полёт лёгкого многоцелевого одномоторного шестиместного самолёта-триплана «Молния-1»;
  • 1993 год - Летчики-испытатели И.В.Вотинцев, Е.Г.Ревунов совершили первый первый полет предсерийного варианта Су-27ИБ получившего название Су-34 (синий бортовой номер "43"). По сути, это был второй опытный самолет, но уже в серийной конфигурации (машина имела заводской шифр Т-10В-2).
19 декабря

  • 1913 год - Россия заказала летающие лодки Curtiss M. Примечание: Curtiss M - трехстоечный биплан с элеронами, подвешенными между крыльями, и с двигателем «Кертис» в 80 л. с. Было приобретено 72 самолета, из которых 20 было собрано на Черном море и несколько на Балтийском. Остальные так и не были собраны из-за «плохого качества двигателей». С 17 апреля 1916 г. эти «Кертисы» были заменены отечественными лодками М-5 и М-9;
  • 1937 год - Заключено соглашение о воздушном сообщении между СССР и Швецией;
  • 1944 год - Состоялся первый полёт истребителя Як-3 с мотором ВК-108, летчик-испытатель В.Л.Расторгуев, ведущий инженер по испытаниям А.H.Кануков, механик Ф.3.Сбитнев. Всего было произведено пять полетов общей продолжительностью 1 ч 17 мин.;
  • 1947 год - Постановлением СМ СССР ГУ ГВФ подчинено МО СССР;
  • 1957 год - В Лондоне заключено Соглашение между Правительством СССР и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о воздушном сообщении;
  • 1957 год - Вводится воздушное сообщение между Лондоном и Москвой (первая пассажирская трансатлантическая авиалиния на турбовинтовых самолетах «Локхид L-1049»);
  • 1964 год - Закончились лётные испытания стратегического самолета-разведчика Ту-95МР. На нём устанавливались станция радиотехнической разведки (ее антенны размещались под радиопрозрачными обтекателями в хвостовой части фюзеляжа) и фотооборудование (располагалось в грузоотсеке и комплектовалось в нескольких вариантах). Радиолокационную станцию «Рубидий-ММ» заменили на новейшую РЛС «Рубин-1Д» с фотоприставкой. ТТХ самолета (за исключением увеличенной дальности полета) остались на уровне Ту-95М. До конца 60-х гг. еще три самолета Ту-95М были переоборудованы в стратегические разведчики;
  • 1975 год - Выходит второе Постановление СМ СССР по созданию стратегического многоцелевого самолета Ту-160 в варианте ракетоносца-бомбардировщика с ДТРДФ НК-32;
  • 1978 год - Состоялся первый полет самолета ДРЛО А-50, созданного ТАНТК им.Г.М.Бериева на базе Ил-76МД. Экипаж В.П.Демьяновского. Первый полет А-50 был выполнен в г.Таганроге. В программе летных испытаний задействовали до 10 прототипов А-50. Поступление самолета в части авиации войск ПВО страны началось в 1984 году (в том же году был снят с вооружения самолет ДРЛО Ту-126), а в 1985 году АКРЛДН А-50 был официально принят на вооружение. Серийное производство самолета освоено на Ташкентском авиационно-производственном объединении им. В.П.Чкалова. Дооснащение А-50 радиолокационным комплексом производится на Таганрогском машиностроительном заводе им. Георгия Димитрова. Комплекс А-50 предназначен для обнаружения и опознавания воздушных объектов (в том числе и малоразмерных крылатых ракет типа ALCM и «Томагавк»), определения их координат и параметров движения, выдачи информации на наземные командные пункты, наведения истребителей, а также вывода самолетов фронтовой авиации в район наземных целей. Возможно использование А-50 и для обнаружения морских целей. При дежурстве в воздухе самолет обычно крутит на высоте около 10000 м. «восьмерки» с радиусом около 100 км. между центрами половинок «восьмерки»;
  • 1982 год - Состоялся первый полёт по кругу боевого вертолета Ми-28, Г.Р.Карапетян. 20 декабря начался первый этап государственных испытаний, продолжавшийся до 1984 года. Ми-28 - первый советский вертолет огневой поддержки с продольной компоновкой двухместной пилотской кабины. Машина оснащена двигателями ТВЗ-117. Вертолет предназначен для уничтожения воздушных и наземных целей, ночной атаки и огневой поддержки пехоты;
  • 1984 - Запуск беспилотного аппарата «Бор-4» (№ 406), представляющего собой копию орбитального самолёта системы «Спираль». Участники: НПО «Молния», ТМЗ, ЛИИ им. М.М.Громова и др.
  • 1995 год - ТАКР «Адмирал Кузнецов» с самолетами Су-33 и Су-25УТГ на борту вышел в поход в Средиземное море;
  • 1997 год - Летчик-испытатель Ю.М.Ващук совершил первый полет первого самолета Су-29AR (для ВВС Аргентины).
20 декабря

  • 1880 - Русское техническое общество открыло в своем составе VII (Воздухоплавательный) отдел, председатель — Огнеслав Степанович Костович, изобретатель и конструктор, спроектировавший среди прочего многоцилиндровый бензиновый двигатель для дирижабля «Россия»;
  • 1909 год - Лётчик-спортсмен С.И.Уточкин в Одессе пытался взлететь на собранном им аппарате похожем на «Блерио-11» (Bleriot XI). Ранее С.И.Уточкин посетил Францию, где не только изучил конструкцию аэроплана и мотора, но и поработал на авиационном заводе. В Одессу вернулся с основными узлами моноплана «Блерио-11» (Bleriot XI). С помощью столяров изготовил деревянные детали и собрал самолет. Получился аппарат, похожий на «блерио», но с различиями в размерах и очертаниях. В конце того же года испытал его. Из-за недостаточной мощности мотора «Анзани» получались только подлеты. Настоящий полет Сергей Иванович совершит в марте 1910 года, на другом аппарате;
  • 1917 год - Приказ по армии и флоту о слиянии гидроавиации с сухопутной авиацией. Коллегия объединяла все отрасли авиации и воздухоплавания, осуществляла руководство авиационными предприятиями. Фактически это было осуществлено только в 1920 г;
  • 1934 год - Совет труда и обороны СССР принял решение о серийном выпуске в Таганроге летающих лодок МДР-4 (АНТ-27бис);
  • 1940 год - Вместо МиГ-1 начали выпускать усовершенствованный вариант перехватчика получившего название МиГ-3;
  • 1941 год - Первые B-25, переданные СССР по ленд-лизу доставили в Мурманск (пароход «Декабрист»).
  • 1947 год - Первый полёт реактивного торпедоносца Ту-14;
  • 1947 год - Подписан акт и совершен первый полёт экспериментального вертолёта ЭГ КБ Яковлева (конструктор С.А.Бемов), летчик-испытатель ЛИИ В. В. Тезавровский;
  • 1958 год - Первый полёт первого серийного транспортного самолёта Ан-8 (заводской № 8340101), выпущенного на Ташкентском АПО, лётчик-испытатель Николай Сергеевич Гаврицкий;
  • 1968 год - В Киеве построен первый прототип Ан-26;
  • 1968 год - Первый Ту-144 готов к первому полёту. Но до 31 декабря пришлось ждать погоды;
  • 1970 год - Лётчик-испытатель Владимир Трофимович Выломов в Новосибирске поднял в воздух первый серийный перехватчик Су-15Т.
  • 1978 год - Завершены Государственные совместные испытания самолёта Су-17М3 (С-52);
  • 2003 год - Первый испытательный полет истребителя-бомбардировщика Су-34. Состоялся полет первого серийного ударного авиационного комплекса Су-34, построенного на Новосибирском авиационном производственном объединении (НАПО) имени В.Чкалова. Серийный истребитель-бомбардировщик в состоянии уничтожать точечные охраняемые цели в любую погоду днем или ночью, а также поражать управляемые ракеты противника.. На вооружении Су-34 находятся 30-миллиметровая пушка, самонаводящиеся управляемые ракеты и бомбы с радиусом действия до 250 километров, управляемые ракеты класса "воздух-воздух", а также ракеты ближнего боя. Уровень бортового радиоэлектронного оборудования, система защиты, двигатель и летные качества машины обеспечивают новому самолету высокую живучесть на одном из главных боевых режимов - полетах на предельно малой высоте с огибанием рельефов местности.
21 декабря

  • 1869 год - При Главном инженерном управлении Военного министерства образован первый в России официальный орган по военному воздухоплаванию: Комиссия для обсуждения вопросов применения воздухоплавания к военным целям; в 1869 году При Главном инженерном управлении Военного министерства образован первый в России специальный орган по военному воздухоплаванию — «Комиссия для обсуждения вопросов применения воздухоплавания к военным целям». Председателем комиссии был назначен инженер-генерал Э.И.Тотлебен;
  • 1869 год - А.Н.Лодыгин предложил проект вертолета «Электролет» с приводом винтов от электромотора;
  • 1888 год - Д.И.Менделеев предложил новый способ сохранения водорода и наполнения ним аэростатов при помощи баллонов с газом, сжатым до 100-120 атм.;
  • 1944 год - В.Л.Расторгуев на истребителе Як-3 с мотором ВК-108 в 1800 л.с. достиг скорости 745 км/ч — наибольшей для поршневых самолетов СССР;
  • 1981 год - Завершены Государственные совместные испытания самолета Су-24МР (этап "А");
  • 1985 год - Первый полет перехватчика МиГ-31М, экипаж в составе летчика-испытателя Бориса Орлова и штурмана-испытателя Леонида Попова;
  • 1988 год - Состоялся первый полет сверхтяжелого транспортного самолета Ан-225 «Мрiя» (Мечта) с ТРДД Д-18Т. Машину поднял экипаж в составе: командир А.В.Галуненко, второй пилот С.А.Горбик, старший бортинженер А.М.Шулещенко, бортинженер В.А.Гусар, штурман С.Ф.Нечаев, радист В.А.Белобородое и ведущий инженер полетным испытаниям М.Г.Харченко. Разработка самолета, началась в 1985 г. Для создания самолета потребовался рекордно короткий срок - 3,5 года. Это стало возможным благодаря широкой унификации узлов и агрегатов нового самолета с узлами и агрегатами самолета Ан-124. 30 ноября 1988 г. на Киевском авиазаводе была окончена сборка опытного образца самолета, а 21 декабря Ан-225 совершил свой первый полет. Самолет, как и ВМ-Т В.М.Мясищева, был создан в ОКБ им.Антонова в первую очередь для удовлетворения нужд советской космической программы в части транспортировки грузов и в частности - космических кораблей многоразового использования «Буран» и компонентов ракетной системы «Энергия». Самолет может транспортировать на большие расстояния грузы массой до 250 т, в том числе негабаритные грузы, располагаемые в положении "на спине" самолета. Крейсерская скорость - 800 км/ч, дальность - 4000 км.;
  • 2009 год - Первый рейс с пассажирами самолета Ан-148 российской сборки.
22 декабря

  • 1891 год - Состоялся доклад члена Русского технического общества И.А.Ярковского о проведенных им опытах по определению аэродинамических сил;
  • 1930 год - Состоялся первый полёт четырёхдвигательного бомбардировщика ТБ-З (АНТ-6) конструкции ОКБ Андрея Николаевича Туполева, лётчик-испытатель Михаил Михайлович Громов. Первый в мире 4-моторный свободнонесущий моноплан-бомбардировщик. Серийное производство самолёта осуществлялось в 1932—1937 гг., всего было построено 818 экземпляров;
  • 1939 год - Состоялся первый полет самолета «100» прототипа серийного пикирующего бомбардировщика Пе-2;
  • 1944 год - Начало заводских испытаний Як-ЗРД. В отличие от обычного Як-3 в качестве ускорителя установлен жидкостный ракетный двигатель РД-1 конструкции Валентина Петровича Глушко;
  • 1953 года, постановлением Совета Министров СССР от 19 сентября 1953 г. № 2462-1019 и приказом Министерства авиационной промышленности СССР от 22 декабря 1953 г. № 275) на заводе № 16 в Казани было организовано ОКБ по разработке авиационных газотурбинных двигателей для бомбардировщиков и магистральных пассажирских самолетов. Ныне - АО "Казанское ОКБ "Союз" в составе концерна ВКО "Алмаз-Антей". Основные направления деятельности: разработка, производство и утилизация ракетных двигателей на твердом топливе;
  • 1970 год - Первый испытательный полёт БПЛА Ту-143 «Рейс». Предназначен для ведения тактической маловысотной разведки в прифронтовой полосе путём фото- и телеразведки площадных целей и отдельных маршрутов, а также наблюдения за радиационной обстановкой по маршруту полёта. Комплекс создавался на базе только что разработанного БПЛА ВР-2 «Стриж», в виде его облегчённой и уменьшенной версии. Работами по комплексам «Рейс» и «Рейс-Д» в ОКБ Туполева руководил Главный конструктор Г. М. Гофбауэр, а после его смерти Главный конструктор Л. Т. Куликов;
  • 1976 год - Состоялся первый полёт опытного образца самолета Ил-86. Экипаж возглавлял заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Э.И.Кузнецов. Самолет Ил-86 является первым отечественным широкофюзеляжным самолетом. Потребность в таких самолетах в СССР возникла в 1967 году, когда "Аэрофлот" выработал требования к самолету на 250-350 мест. В октябре 1967 года было принято Постановление правительства СССР о разработке такого самолета. В ОКБ С.В.Ильюшина первоначально исследовали проект 250-местного варианта Ил-62М-250 с удлиненным на 6,8 м фюзеляжем. Однако проект развития не получил. На основе комплексных исследований для самолета Ил-86 был выбран фюзеляж, позволивший установить в одном ряду девять кресел с двумя проходами, причем ширина проходов была сделана больше, чем на широкофюзеляжных самолетах зарубежных фирм. Шасси с тремя основными опорами позволяет эксплуатировать самолет с ВПП, расчитанной на прием более легких самолетов. В 1980 году завершились сертификационные испытания и началось серийное производство самолета. А 26 декабря 1980 г. рейсом Москва - Ташкент открылась регулярная эксплуатация самолета на воздушных линиях страны. В истории самолета Ил-86 начался новый этап, который, без сомнения, стал и качественно новой вехой в развитии советской гражданской авиации. В течение 1981 г. самолеты Ил-86 были внедрены в эксплуатацию сразу на нескольких внутренних и международных воздушных линиях. Высокие летно-технические данные самолета Ил-86 получили и международное признание. В сентябре 1981 г. на серийном самолете Ил-86 экипаж заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Г.Волохова установил 18 мировых рекордов: с коммерческим грузом 35, 40, 50, 60 и 65 т самолет развил среднюю скорость 971 км/ч на замкнутом маршруте протяженностью 2000 км, а с коммерческим грузом от 35 до 80 т самолет летел со скоростью около 956 км/ч по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км. За 22 года эксплуатации на линиях не было ни одного случая с гибелью пассажиров. (Единственная катастрофа произошла во время технического рейса). Всего было построено 103 самолета;
  • 1980 год - Начало регулярной эксплуатации Як-42 на авиалиниях. Состоялся первый рейс по маршруту Москва-Краснодар;
  • 1985 год - Первый самолёт Ан-72, изготовленный на Харьковском авиазаводе, поднялся в воздух;
  • 1987 год - Лётчик-испытатель Николай Фёдорович Садовников совершил первый полёт на втором опытном самолёте Су-33, (Су-27К);
  • 2003 год - Первый полёт вертолёта Ми-38 на Казанском вертолетном заводе, лётчик-испытатель Владимир Николаевич Ковтанин.
23 декабря

  • 1913 год - Состоялся первый полет биплана "Илья Муромец" конструкции Игоря Сикорского. Он задумывался как вполне мирный пассажирский самолет, но война внесла свои коррективы. Это был первый серийный четырехмоторный самолет, родоначальник бомбардировочной авиации. Через год, день в день, было утверждено постановление Военного совета о формировании первой эскадры четырехмоторных воздушных кораблей "Илья Муромец" в русской армии. Эта эскадра положила основу тяжелой бомбардировочной авиации не только в России, но и в мире;
  • 1914 год - Образована первая эскадрилья бомбардировщиков «Илья Муромец», ставшая родоначальником тяжелой бомбардировочной авиации мира. День рождения Дальней авиации!
  • 1915 год - В Киеве сформирована Военная школа летчиков-наблюдателей;
  • 1932 год - Специальная комиссия приняла для практического использования первый в мире авиационный реактивный двигатель ОР-2 конструкции Ф.О.Цандера;
  • 1941 года, Постановление Государственного Комитета Обороны
№ 1048 23 « О производстве самолетов Пе-2 на заводе № 22 в Казани»
№ 1049 « Об увеличении производства самолетов Як-1 и Як-3»
№ 1050 « О производстве самолетов Ил-2 на заводе № 23 в Москве».
№ 1051 « О разрешении НКАП производить доукомплектование самолетов в местах их сборки».
№ 1052 « Об организации на площади эвакуированного завода № 28 в гор. Москве винтового завода».
№ 1053 «О создании завода по производству установок авиавооружения на площади эвакуированного завода № 32 в Москве».
№ 1054 « О плане производства самолетов и авиационных моторов в январе, феврале и марте 1942 года».
  • 1961 год - Начались Государственные совместные испытания самолёта Су-7БКЛ (С22-4);
  • 1961 год - Завершены Государственные совместные испытания самолёта Су-9У (У43-1);
  • 1979 год - Подписано соглашение о космической международной системе определения местоположения судов и самолетов, терпящих бедствие, КОСПАС-САРСАТ;
  • 1986 год - В Советском Союзе в Лётно-исследовательском институте им. Громова в Жуковском осуществлен 8-й испытательный полет аналога корабля многоразового использования БТС-002. Аппарат пилотировали летчики-испытатели Игорь Волк и Римантас Станкявичюс;
  • 1993 год - Первый полет самолета Як-54, Ш.З.Хамидулин;
  • 2003 год - Сдача самолета серии Ту-214. На территории ФГУП «Казанское авиационное производственное объединение им. С.П. Горбунова», г. Казань) осуществлена сдача самолета серии Ту-214, построенного по заказу ОАО «Финансовая лизинговая компания» (FLC) г. Москва, для авиаперевозчика ФГУП «Дальавиа», г. Хабаровск.
24 декабря

  • 1915 год - Завершены испытательные полеты летающей лодки М-9 Д.П.Григоровича;
  • 1969 год - Первый опытный экземпляр самолёта Су-24 (Т6-2И) предъявлен на Государственные совместные испытания;
  • 1973 год - Совершил первый полёт первый опытный вертолёт Ка-27, получивший первоначально обозначение Ка-252, лётчик-испытатель Евгений Иванович Ларюшин (уже после смерти Николая Ильича Камова 24 ноября 1973 года);
  • 1982 год - Состоялся первый полет опытного образца транспортного самолета Ан-124 «Руслан» (СССР 82002, № 318) с двигателями Д-18Т в Киеве. Машину поднял экипаж в составе лётчиков-испытателей В.И. Терского (командир корабля) и А.В. Галуненко, бортинженеров А.М. Шулещенко и В.М. Воротникова, штурмана А.П. Поддубного, бортрадиста М.А. Тупчиенко, ведущих инженеров по испытаниям М.Г. Харченко и B.C. Михайлова;
  • 1991 год - Первый полет второго Ил-114, экипаж И.Р. Закирова. Взлет был произведен с Центрального аэродрома им.М.В.Фрунзе;
  • 1997 год - Взлет МиГ-29 с мобильного трамплина, пилот С.Н.Тресвятский. В начале 1998 г. самолет оснастили усиленным шасси с колесами КТ-209, обеспечивающими посадку с увеличенной до 16200 кг массой (в интересах создания модернизированного истребителя МиГ-29СМТ);
  • 2009 год - На аэродроме Дземги (г. Комсомольск-на-Амуре) первую пробежку совершил прототип первой серии И-21 - Т-50-1.