Авиакалендарь России

Июнь (26.06-30.06)

26 июня

  • 1925 год — Состоялся первый полет пассажирского самолета К-1 конструкции К.Калинина. К-1 представлял собой подкосный моноплан с высокорасположенным крылом эллиптической формы в плане, которая стала типичным признаком конструкций Калинина;
  • 1930 год — Под Воронежем под руководством Л. Г. Минова начались первые в СССР парашютные занятия с выполнением прыжков с самолёта. Этот день стал днем рождения советского парашютного спорта;
  • 1938 год — На московском аэродроме состоялся первый полет второго экземпляра МТБ-2 в варианте амфибии, под управлением летчика-испытателя М. Алексеева, а затем Т. Рябенко. Второй опытный самолет носил условное обозначение АНТ-44бис или же АНТ-44Д, а также ЦАГИ-44Д (ОКБ Туполева). Он оснащался двигателями М-87А и отличался от первой машины несколько увеличенными площадями крыла, стабилизатора, руля высоты и киля, а также — измененной формой верхней стрелковой кабины. Госиспытания начались в апреле 1939-го, и провел их летчик-испытатель И. Сухомлин, вписавший немало ярких страниц в историю отечественной авиации;
  • 1945 год — На истребителе Як-3ПД была достигнута скорость 710 км/ч на высоте 11 000 м (2-я граница высотности), а 6 июля — практический потолок 13 300 м;
  • 1946 год — Состоялся первый демонстрационный полет машины Ф-1 (Миг-9). Вечером А. Н. Гринчик выполнил демонстрационный полет для генералов и офицеров ВВС, который прошел успешно;
  • 1946 год — В Ленинграде, рамках программы создания реактивной авиации, на заводе было основано конструкторское бюро под руководством конструктора авиационных двигателей В. Я. Климова. Впоследствии ОКБ выделилось в самостоятельный Опытный завод № 117, ныне — АО «ОДК-Климов», ныне АО ОДК-Климов (ведущий российский разработчик газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации). Включает в себя конструкторское бюро, современную производственную и экспериментальную базы. Входит в состав Объединенной двигателестроительной корпорации ГК «Ростех». ;
  • 1947 год — Летчик Г. А. Кондрашев совершил первое в стране воздушное катапультирование, покинув на высоте 1800 м летящий со скоростью 270 км/ч двухмоторный бомбардировщик Пе-2;
  • 1953 год — На прототипе «200Б» истребителя Ла-200 начались госиспытания РЛС «Сокол» в ГК НИИ ВВС (основной летчик-испытатель М. Л. Галлай). В результате были устранены недостатки и улучшены эксплуатационные качества станции. Всего на «200Б» с РЛС «Сокол» совершено 109 полетов;
  • 1970 год — Ту-144 превысил скорость 2 М, впервые в истории гражданской авиации достигнув скорости 2150 км/ч (М=2) на высоте 16 300 м.;
  • 1974 год — Вышло Постановление Совета Министров СССР № 534−18, определявшее развитие Ту-22М с двигателями НК-25, с улучшенной аэродинамикой планера, со сниженной массой пустого самолета и с улучшенными тактическими и эксплуатационными характеристиками. Новая модификация Ту-22М получила официальное обозначение Ту-22М3 («45−03»);
  • 1974 год — Вышло Постановление Совета Министров СССР, согласно которому ОКБ им. А. Н. Туполева поручалась разработка стратегического многоцелевого бомбардировщика-ракетоносца Ту-160 с четырьмя двигателями НК-32;
  • 1974 год — В ОКБ им. С. В. Ильюшина по заказу Центральной аэрологической обсерватории Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю окружающей среды началась разработка Ил-18ДЦ «Циклон». Летающая лаборатория должна была исследовать процессы образования облаков, туманов, воздушной турбулентности, колебаний температуры и давления, определять места зарождения циклонов. Кроме того, ставилась задача превращения облаков в дождь или снег и рассеивания тумана. Одновременно разрабатывались аналогичные лаборатории на базе Ан-12БП и Ту-16. В летающую лабораторию был переоборудован Ил-18Д СССР-75 442. Первый полёт состоялся 4 апреля 1980 года;
  • 1976 год — Выходит Постановление Совмина СССР и ЦК КПСС об ускорении работ по самолету Су-25 и постройке прототипов Т-8−3 и Т-8−4;
  • 1978 год — Прототип Т-8−10 официально передан и начались Государственные совместные испытания штурмовика Су-25, а 21 июля он совершил первый полет после двухлетнего перерыва. Полеты по программе госиспытаний фактически начались в сентябре, их проводили В. Ильюшин и Ю.Егоров. К началу госиспытаний был модернизирован боевой комплекс штурмовика. На самолет установили доработанную прицельно-навигационную систему Су-17МЗ (навигационный комплекс КН-23, прицел АСП-17БЦ-8, лазерный дальномер «Клен-ПС», радиовысотомер РВ-5М, допплеровский измеритель ДИСС-7), обеспечив таким образом возможность применения самого современного управляемого оружия, в т. ч. ракет с лазерной системой наведения. Пушечный контейнер СППУ-22−01 заменили двуствольной 30-мм пушкой АО-17А (в серии ГШ-2−30).
  • 1983 год — Состоялся первый полёт самолёта-топливозаправщика Ил-78. Командир корабля — лётчик-испытатель В.С. Белоусов);
  • 1985 год — Двигатель Д-90А выбран конкурсной комиссией для оснащения пассажирских самолетов Ту-204 и Ил-96−300; Д-90А — газотурбинный двигатель с высокой степенью двухконтурности. В 1984 году был собран и испытан первый двигатель Д-90А, в 1988 году началось его серийное производство, а в 1989 году с этими двигателями совершил свой первый полет средний магистральный самолет Ту-204. В 1987 году двигателю присвоено имя создателя П. А. Соловьева, он стал называться ПС-90А. ПС-90А — это последнее детище старейшего и талантливого авиаконструктора-моториста П. А. Соловьева, в октябре 1996 года его не стало. Причиной смерти послужило резкое выступление одного из высоких московских чиновников в адрес отечественного авиапрома и двигателя ПС-90А, носящего его имя. Дело П. А. Соловьева продолжил его ученик — авиационный конструктор А. А. Иноземцев;
  • 1995 год — На Ивановском парашютном заводе «Полёт» запущена в производство парашютная система «Импульс-12», предназначенная для групповой воздушной акробатики;
  • 2003 год — В конкурсе проектов ближне-среднемагистрального самолета (БСМС) на 130−170 мест победил совместный проект МС-21 фирм «Ил» и «Як».
27 июня

  • 1917 год — Русский инженер Беккер предложил проект нагнетателя «для принудительной подачи воздуха к авиационному двигателю в целях повышения его мощности и высотности», представлявший собой центробежный вентилятор на входе карбюратора;
  • 1922 год — Успешное завершение первого перелёта советского лётчика Евгения Ивановича Гвайта на купленном самолёте Avro 534 Baby из Лондона в Москву через Западную Европу (2755 км. за 23 часа).;
  • 1937 год — Родился Марк Владимирович Вайнберг — советский и российский конструктор вертолётов, генеральный конструктор проекта Ми-28Н, кандидат технических наук. С 1961 года — на авиазаводе № 329 (МВЗ).Участвовал в проектировании вертолётов «Ми-2», «В-12», «Ми-14» и «Ми-24».М. Вайнберг руководил разработкой ударного вертолёта «Ми-28» («Ночной охотник»).В 1991−1997 годах — генеральный конструктор Московского вертолётного завода имени М. Л. Миля. Автор более 40 научных работ и изобретений. Автор монографии «Сотовые конструкции»;
  • 1938 год — Начало перелета Москва — Спасск-Дальний В. К. Коккинаки и А. М. Брядинского на ЦКБ-30 «Москва» ОКБ Ильюшина; Стартовал экипаж в составе летчика Владимира Коккинаки и штурмана Александра Бряндинского на мировой рекорд дальности с нынешнего Чкаловского 27 июня 1938 года. Через 24 часа 38 минут полета «Москва» приземлилась на военном аэродроме дальневосточного Спасск — Дальнего, преодолев 7580 километров. Это значительно превысило мировой рекорд. Перелет выполнялся со средней скоростью 307 километров в час;
  • 1940 год — Завершились государственные испытания И-301 (ЛаГГ-1)(с 15 июня). Ведущими лётчиками-испытателями на И-301 назначили — Петра Михайловича Стефановского и Степана Павловича Супруна. Погода полётам благоприятствовала, серьёзных отказов матчасти не произошло, и уже через четыре дня смогли подвести предварительные итоги, в частности определить максимальную скорость горизонтального полёта — получилось 585 км/ч. Начальник бригады испытателей рассчитывал получить больше. Сравнительный анализ полётов И-301 с уже испытанным яковлевским И-26 показал, что И-301 при том же двигателе имеет меньшую границу высотности. Причину определили быстро, опять же путём сравнения: площадь входных отверстий всасывающих патрубков И-301 оказалась меньше, чем на И-26. Доложили Семёну Алексеевичу Лавочкину — он дал согласие на проведение доработки, прислал рабочих и материалы для изготовления новых патрубков. За ночь машину доработали, а утром Супрун 40 минут гонял её в небе на разных режимах. Приведённая к условиям стандартной атмосферы максимальная скорость теперь составила 605 км/ ч. В ходе госиспытаний на И-301 выполнили 42 полёта;
  • 1942 год — Рассмотрен и одобрен макет истребителя МиГ-11 (И-220), а 20 августа 1942 года утвержден протокол макетной комиссии;
  • 1947 год — Состоялся первый полет бомбардировщика Ту-12 («77»), А. Д. Перелет. Этот первый советский реактивный бомбардировщик был построен на базе Ту-2 в нескольких экземплярах для экспериментальных целей;
  • 1949 год — Первая автосцепка в полёте Як-25 (лётчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин) с бомбардировщиком-буксиром Б-25 (лётчик-испытатель Леонид Иванович Тарощин) по программе «Бурлаки»;
  • 1960 год — Ми-1НХ продемонстрировали Н. С. Хрущеву. Ми-1МНХ (НХ) Москвич — многоцелевой вертолет, разработанный в КБ Миля. Ми-1М послужил базой для создания новой гражданской модификации Ми-1МНХ. Она разрабатывалась в пяти вариантах: пассажирский с трехместным задним диваном, санитарный с боковыми съемными гондолами, почтовый с подвесными контейнерами, перегоночный с дополнительным бензобаком и сельскохозяйственный, который при использовании для опрыскивания и опыления оснащался боковыми баками аэропыла и штангами опрыскивателей. В серийное производство и эксплуатацию Ми-1МНХ поступил под обозначением Ми-1НХ и с 1959 года стал называться «Москвич». С начала 60-х гг. на всех серийных Ми-1М и Ми-1НХ стали устанавливать форсированные двигатели АИ-26ВФ, цельнометаллические лопасти и гидроусилители в системе управления. Одной такой машиной в варианте «люкс» пользовался президент Финляндии;
  • 1967 год — Первый полёт экспериментального В-12 (Ми-12), лётчик-испытатель Василий Петрович Колошенко. Вертолёт-гигант сконструирован лично Михаилом Леонтьевичем Милем и представляет собой винтокрылый летательный аппарат поперечной схемы. Он задумывался как военно-транспортный — для перевозки к месту старта и в труднодоступные места ракет и крупногабаритных грузов. Длина фюзеляжа 37 м, диаметр несущего винта 35 м. Площадь, ометаемая несущим винтом 1924,2 м². Высота 12,5 м. Масса пустого 69 100 кг, максимальный вес 105 т. Силовая установка 4 x Д-25ВФ. Мощность двигателей 4×4847 кВт. На вертолёте было установлено 8 мировых рекордов. Рекорд грузоподъёмности — груз в 40,2 т был поднят на высоту 2250 м. Несмотря на все превосходные качества, он не пошёл в серийное производство, поскольку перед военными стояли другие задачи, а для гражданских нужд его производство очень дорого;
  • 1972 год — В ходе Государственных совместных испытаний самолета Су-17М летчик ОКБ А. Н. Исаков в районе аэродрома, в соответствии с полетным заданием, выключил ТРД и попытался его запустить вновь. Двигатель не запустился, вдобавок к этому произошел отказ аварийной электросистемы. Несмотря на нештатную ситуацию пилот совершил успешную посадку на опытном самолете с остановленным в воздухе двигателем на ВПП.
28 июня

  • 1910 год — Министерством торговли и промышленности было дано официальное разрешение на открытие первого в России авиационного завода — Первое Российское Товарищество Воздухоплавания. После получения официального разрешения на заводе немедленно приступили к постройке биплана «Россия-А», а затем моноплана «Россия-Б». Самолеты эти приобретались аэроклубами, частными лицами и военным ведомством. В 1912 году аэропланы, изготовленные этим заводом, впервые в истории отечественной авиации приняли участие в боевых действиях. На них летали русские летчики-добровольцы в Болгарии для разведки и бомбардировки турецких укреплений;
  • 1914 год — Экипаж И. И. Сикорского на самолете Илья Муромец установил мировой рекорд полета с двумя пассажирами на борту, пролетев по маршруту Киев — Сокольники — Санкт-Петербург за 14 ч 38 мин (13 ч 5 мин летного времени) 1200 км; Киевский журнал «Автомобильная жизнь и авиация» так оценивал перелет «Ильи Муромца»: «Таким образом, путь из Киева в Петербург пройден „Ильей Муромцем“ в течение 14 ч. 38 мин. На перелет из Киева в Ново-Сокольники (720 верст) употреблено 7 ч. 32 мин., что составляет мировой рекорд продолжительности и дальности полета трех лиц на борту аэроплана. Из Ново-Сокольников в Петербург полет продолжается 6 ч. 33 мин. Этими блестящими перелетами окончился суровый экзамен новой системы русского аэроплана. Результаты оказались ошеломляющими»;
  • 1932 год — Образован Всероссийский институт авиационных материалов (ВИАМ). Приказ по народному комиссариату тяжёлой промышленности СССР от 28 июня 1932 г. № 435 об образовании Всесоюзного (ныне Всероссийского) научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ). Из приказа: «На ВИАМ возложить: изучение авиационных материалов, изучение сырьевых баз, изыскание новых материалов и внедрение их в производство самолётов и моторов; разработку технологических процессов по производству и применению материалов и полуфабрикатов в моторо-, самолёто-, дирижабле- и авиаприборостроении…»;
  • 1942 год — Состоялся первый полёт лёгкого транспортного самолёта Як-6 с двигателями М-11, пилот Ф. Е. Болотов. За 1942−1943 годы построен 381 самолёт;
  • 1951 год — Состоялся первый полёт дальнего бомбардировщика 85/2 (85Д — дублёр) ОКБ Андрея Николаевича Туполева, лётчик-испытатель Вячеслав Павлович Марунов;
  • 1959 год — Первый беспосадочный трансатлантический перелет Москва — Нью-Йорк пассажирского самолета Ту-114, экипаж А. П. Якимова. Правительственная делегация была доставлена из Москвы в Нью-Йорк за 11 часов 07 минут;
  • 1961 год — Вышло Постановление СМ СССР № 702−288 о воспроизведении двигателя Пратт-Уитни J75-P-13. Копирование двигателя под обозначением РД-16−75 велось в Казани, в ОКБ-16 под руководством П. Зубца. Газогенератор американского ТРД оказался довольно удачным, и на его базе было предложено разработать двигатель для тяжелых машин, в том числе и для Ту-104, вместо РД-3М. Самолет по своему разведывательному оборудованию, обеспечивающему сбор значительного объема информации, по совокупности большой высоты и дальности полета при сравнительно малом весе, по заключению ГКНИИ ВВС, представлял большой интерес для ВВС. Спустя два месяца, 23 августа, с учетом предложений Министерства обороны и Госкомитета по авиационной технике, вышло постановление Совмина № 918−383 «О воспроизведении самолета-разведчика Локхид У-2 по сохранившимся останкам и материалам сбитого самолета». Советский аналог получил обозначение С-13. Главной целью этой работы стало всестороннее изучение конструктивных, технологических и эксплуатационных особенностей самолета У-2, а также освоение элементов конструкции, материалов и оборудования для применения в отечественном самолетостроении;
  • 1966 год — Приказ Министра авиационной промышленности СССР в ОКБ о создании ВТС Ил-76. Приказом предписывалось провести исследовательские работы по определению возможности создания среднего военно-транспортного самолета с четырьмя турбовентиляторными двигателями, «предназначенного для выполнения задач, возлагаемых на военно-транспортную авиацию центрального подчинения и на фронтовую ВТА по посадочному и парашютному десантированию войск, боевой техники и военных грузов»;
  • 1966 год — Открыта авиалиния Москва-Бейрут (Ливан) на самолётах Ил-18;
  • 1979 год — Приказ Министра обороны № 104 о принятии на вооружение авиации ПВО страны комплекса перехвата воздушных целей Ту-128С-4М;
  • 1986 год- В Советском Союзе с аэродрома ЛИИ им. М. М. Громова в подмосковном Жуковском состоялся 6-й испытательный полёт аналога корабля многоразового использования БТС-002. Аппарат пилотировали лётчики-испытатели Анатолий Семёнович Левченко и Александр Владимирович Щукин;
  • 1988 год — Совершён первый полёт прототипа Т-10М-1 (Су-35). Су-35 (Су-27М, заводской шифр Т-10М) (по кодификации НАТО: Flanker-E) — российский многоцелевой высокоманевренный всепогодный истребитель поколения 4++. Основное боевое применение — многоцелевой истребитель большого радиуса действия. Разработан в ОКБ Сухого как дальнейшее развитие Су-27. Генеральный конструктор Су-35 — Михаил Петрович Симонов. Вылет первого серийного самолёта состоялся 1 апреля 1992 года;
  • 1998 года, впервые взлетел с аэродрома КнААПО Су-30КИ, машину поднял в воздух лётчик-испытатель Евгений Ревунов.
29 июня

  • 1803 год — Первый полет в России. При Александре I разрешено приехать в Россию Андре-Жаку Гарнерену, первому из аэронавтов, ученику изобретателя газового аэростата профессора Шарля. Аэростат Гарнерена, разумеется, был водородный. Первый полет состоялся в 6 часов вечера 17 июня (по старому стилю), шар поднялся из сада первого Кадетского корпуса на Васильевском острове и приземлился около Охты. 18 июля (по старому стилю), перед вторым петербургским полетом, Гарнерен впервые предложил желающим из публики за плату (2000 р. серебром) лететь с ним на аэростате. Заручившись разрешением императора, вызвался лететь 62-летний генерал Львов, участник турецких кампаний 1751−87 годов, штурма Очакова и Измаила, кавалер ордена святой Анны 1-й степени. Полет проходил на высоте двух с половиной километров, первый российский аэронавт принимал в нем участие в парадном мундире и с орденской лентой через плечо. Присутствовавшие острословы отреагировали эпиграммой: «Генерал Львов летит до облаков — просить богов об уплате долгов»;
  • 1910 год — На базе Одесского аэроклуба создан учебный класс для подготовки военных лётчиков, впоследствии «Школа пилотов Артура Антоновича Анатра» — первая частная авиашкола в России;
  • 1914 год — Окончание перелета самолета «Илья Муромец» И. И. Сикорского Петербург — Орша — Копысь — Киев — Петербург (экипаж И.И.Сикорского). Самолет преодолел расстояние в 2480 км, при этом находился в воздухе 28 часов 43 минуты. Этот был мировой рекорд дальности и продолжительности полета с двумя пассажирами на борту;
  • 1914 год — Начало первых полётов на самолёте в Арктике. В поисках экспедиции Георгия Яковлевича Седова их совершают лётчик Ян Иосифович Нагурский и пилот-механик Евгений Владимирович Кузнецов. Нагурский не имел полярного опыта и вступил в переписку с Амундсеном. Первоначально рассматривалась возможность использования гидросамолёта Дмитрия Павловича Григоровича М-5, однако затем остановились выбор на Farman MF.11. В результате выбранный Морис-Фарман был снабжён 80-сильным мотором Рено. Кроме того Нагурский контролировал сборку и второго самолёта фирмы Фарман — Генри-Фарман (он вскоре разбился). Всего Нагурский совершил 5 длительных разведывательных полётов на высоте 800 — 1200 метров вдоль западного побережья Новой Земли и у Земли Франца-Иосифа. Во время последнего полёта он достиг 76 параллели. Общая продолжительность полётов составила 10 часов 40 минут, расстояние около 1060 километров. Несмотря на то, что никаких следов пропавших экспедиций с воздуха обнаружить не удалось, Нагурский внёс существенные коррективы в существовавшие карты, а также смог предоставлять сопровождающим судам информацию о состоянии льда по маршруту движения — то есть впервые выполнил функции ледовой разведки;
  • 1923 год — На московском аэродроме в торжественной обстановке представители недавно созданного Общества друзей Воздушного Флота передали ВВС два первых боевых самолёта Р-1 — «Известия ВЦИК» и «Московский большевик»;
  • 1927 год — Эскизный проект полутораплана Р-5 (Многоцелевой разведчик-штурмовик, разраб-к Поликарпов) утвердил техсовет, а несколько позже, 7 июля, с ней согласился и Научный комитет Управления ВВС. Эскизный проект Р-5 в ОСС ЦКБ начали разрабатывать в апреле 1927 года. Поликарпов предложил два варианта — биплан и полутораплан, каждый из которых обладал своими достоинствами. После ряда обсуждений лучшей была признана схема полутора плана. Отдел сухопутного самолетостроения (ОСС) получил задание Авиатреста спроектировать новый армейский самолет-разведчик, который должен был называться Р-5 в конце 1926 года;
  • 1941 год — Приказом Ставки Верховного Главнокомандования СССР утверждена должность командующего ВВС Советской Армии (генерал-лейтенант авиации П.Ф.Жигарев) и создан военный совет ВВС при командующем ВВС КА;
  • 1955 год — В Феодосии на аэродроме морской авиации завершились совместные лётные испытания на боевое применение торпедоносца Ту-91. В испытаниях участвовали как экипажи военных лётчиков-испытателей, так и экипажи заводских лётчиков-испытателей. Оригинальная система ракетного вооружения, реактивные торпеды, реактивные орудия, контейнеры были первоначально проверены на стрельбу в воздухе на самолёте Ту-14. Аналогичным образом проверялись и отрабатывались другие системы и агрегаты самолёта. Заблаговременно с 14 по 17 октября 1954 года были проведены наземные полигонные стрельбы реактивным вооружением;
  • 1957 год — Приказом МАП ОКБ-156 поручалось переоборудовать второй опытный самолет Ту-95 (самолет «95−2») в летающую лабораторию для испытаний двухконтурного турбореактивного НК-6 (двигатель проектировался на максимальную статическую тягу 23−25 тонн). НК-6 предназначался для перспективного варианта сверхзвукового бомбардировщика Ту-22 (самолет «106»), проектов «108» и ряда других самолетов;
  • 1962 год — Впервые поднялся в воздух второй экземпляр истребителя Е-8/2 (ОКБ Микояна, Гуревича), имевшего бортовой №"82″, К 4-му сентября летавший на нем летчик-испытатель Александр Федотов успел сделать 13 полетов — авария Е-8/1 вынудила прекратить полеты и на этой машине. После анализа всех негативных явлений и, главным образом, из-за необходимости капитальных решений по двигателю тему закрыли, несмотря на хорошие летно-технические характеристики, полученные на обоих самолетах. Это было волюнтаристское решение руководителей авиапромышленности, поддержанное оборонным отделом ЦК. Самолет, безусловно, можно было довести до необходимого уровня надежности;
  • 1962 год — Начало работы международной трассы Аэрофлота Москва-Хартум (Республика Судан);
  • 1966 год — Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, назначенный главным конструктором проекта «Спираль», подписал аванпроект по теме «Спираль» с целью создания двухступенчатой воздушно-космической системы (ВКС). В соответствии с требованиями заказчика конструкторы взялись за разработку многоразового двухступенчатого ВОС, состоящего изгиперзвукового самолета-разгонщика (ГСР) и военного орбитального самолета (ОС) с ракетным ускорителем. Советский проект авиационно-космической системы «Спираль» был ответом на заокеанский вызов — программу создания космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 «Dyna Soar»;
  • 1976 год — Задана разработка учебно-боевого штурмовика Су-25УБ;
  • 1979 год — В 3-м управлении ГК НИИ ВВС завершились Госиспытания вертолета Ми-14ПС, руководитель бригады -П.Олейник, ведущий летчик — В. Баракин, испытатели-парашютисты они же экспериментаторы-спасатели — К. Анашкин, Е.Турлаков. В ходе ГСИ, на этапе «Б», с борта вертолета было выполнено 54 спуска и 68 подъемов спасателей с поверхности моря в различных погодных условиях. В заключительном Акте испытатели отметили, что для выполнения задач на Ми-14ПС требуется хорошо слетанный экипаж, прошедший специальную подготовку. Рекомендацию для запуска в серийное производство и принятия на вооружение вертолет получил. В общей сложности было построено 25 таких машин;
  • 1983 год — Первый полёт первого серийного самолёта Ан-32. Самолёт создан на базе Ан-26 путём установки на нём двигателей АИ-20Д, развивающих вдвое большую взлётную мощность (5180 л.с.), что позволило применять его в местностях с жарким климатом и в высокогорных районах;
  • 1985 год — Начались Государственные совместные испытания самолета Су-17М4.
30 июня

  • 1804 год — Состоялся первый в России полет на аэростате с научными целями (академик Яков Дмитриевич Захаров). Для этого был приглашен бельгийский воздухоплаватель Робертсон. В процессе полета удалось провести некоторые опыты, в частности, было выяснено, что на каждые 100 метров температура падает на 0,75 градуса, с помощью рупора установлено, что отраженный от земли звук доходит до гондолы и, следовательно, можно определить высоту полета. В момент полета с помощью призмы определялась видимость предметов на земле. «Опытов в рассуждении притягательной силы магнитной стрелки и других учинить я не успел», — писал в своем отчете Захаров. По окончании полета Академия приобрела у Робертсона инструменты на сумму 6500 рублей, сам шар из-за недостатка средств приобрести не удалось;
  • 1923 год — Состоялось торжественное открытие на ЦА авиалинии Москва — Нижний Новгород протяженностью 420 км. По ней за 1923 год перевезли 229 пассажиров и 1,9 т почты;
  • 1931 год — Первый полет тяжелого бомбардировщика ТБ-5 в зоне Ходынского аэродрома, пилот Б.Бухгольц. Перед полетом высказывались опасения в отношении управляемости такой тяжелой машины, всех интересовало в частности, как поведет себя стабилирон. Бухгольц после приземления опасения развеял, заявив буквально следующее: «Устойчивость в воздухе хорошая. Легкость управления самолетом невиданная. Очень малы нагрузки на рули»;
  • 1934 год — Экипаж в составе Громова, Филина и Спирина на АНТ-25 (РД) отправился в первый продолжительный экспериментальный полет, одной из целей которого было «выяснение вопроса о выполнении технических требований к военному варианту самолета». В начале все шло хорошо. Взлетев со Щелковского аэродрома (Чкаловская), самолет долетел до Качи, вернулся в Москву, сбросив по пути над ногинским полигоном условный бомбовый груз — 1000 кг дроби, и снова устремился к Каче. Через 27 часов 21 минуту из-за нарушения работы топливопитания полет прекратили с посадкой в Каче. И хотя попытка длительного полета не удалась, был получен первый практический результат — подтверждена возможность использования РД в качестве бомбардировщика с радиусом действия 2000 км.;
  • 1941 год — Авиационные заводы получили «Инструкцию по маскирующей окраске самолетов ВВС КА» на основании ПРИКАЗа «О маскировке самолетов, взлетных полос, аэродромных сооружений № 043 от 20 июня 1941 года», который в свою очередь основывался на Постановлении Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП (б) «О МАСКИРУЮЩЕЙ ОКРАСКЕ САМОЛЕТОВ И СООРУЖЕНИЙ» № 1711−724сс от 19 июня 1941 года. В соответствии с ней сверху самолеты предлагалось окрашивать в светло-зеленый цвет с добавлением темно-зеленых или черных пятен по прилагаемой схеме, что и было сделано в отношении части бомбардировщиков. В начале 1942 года в 421-м авиаполку ДА голубую окраску нижних поверхностей силами техсостава сменили на матово-черную, поскольку самолеты стали летать в основном ночью. Звезды на фюзеляже, нижней поверхности крыльев и килях — красные без окантовки. Номера наносились на килях ниже звезд, причем цвет цифр соответствовал определенной эскадрилье. Известно, что для написания номеров использовались следующие цвета: белый, голубой, желтый и красный. В некоторых случаях цифры имели окантовку — белую или желтую;
  • 1941 год — В НИИ ВВС КА официально предъявлен проект одноместного бронированного штурмовика ОДБШ (Су-восемь) с двумя перспективными моторами воздушного охлаждения М-71 ОКБ П. О. Сухого;
  • 1951год — Состоялся первый полёт фронтового истребителя МиГ-15У (СУ) с подвижной пушечной установкой;
  • 1958 год — Главнокомандующий ВВС утвердил Акт макетной комиссии рассматривавшей макет Бе-12ПС. По основным данным, спасательный вариант не должен был отличаться от противолодочного, но, безусловно, не обошлось без довольно существенных конструктивных отличий. Основные отличия состоят в следующем: отсутствуют палубный и донный грузолюки; укорочен кормовой обтекатель в связи с отсутствием магниточувствительного блока магнитометра на 3,3 м; на левом борту сделан грузолюк; на палубе — люк под прожектор; перенесены некоторые водонепроницаемые перегородки;
  • 1959 год — В ГК НИИ ВВС завершились госиспытания МиГ-15бис вместе с МиГ-17. За это время на самолетах было выполнено 114 полетов. На основании плана опытно-конструкторских работ на 1958 г. в ОКБ-155 разработана техническая документация, а заводом No.21 произведено переоборудование серийного самолета МиГ-15бис No.2 815 311 в вариант истребителя-бомбардировщика (одновременно проводились работы и на самолете МиГ-17 No.54 210 565);
  • 1967 год — Опытный ударный самолет укороченного взлета и посадки Т6−1 (Су-24) выполнил первую пробежку, летчик-испытатель В. С. Ильюшин;
  • 1984 год — Первый полет спортивно-пилотажного самолета Су-26, Е. И. Фролов. Су-26 — первый проект, разработанный ОКБ Сухого по тактико-техническим требованиям сборной команды СССР по высшему пилотажу. Самолет был спроектирован и построен менее чем за год. Первый вылет состоялся 30 июня 1984 г., машину пилотировал летчик-испытатель, в прошлом член сборной команды СССР по высшему пилотажу Е. И. Фролов. Уже месяц спустя спортсмены стали тренироваться на этом самолете. Самолет имел маленькие размеры, что улучшило его маневренность и управляемость, повысило скорость полета. Фюзеляж самолета был сделан из пластика, что ранее в авиации не практиковалось, поэтому первое время к прочности самолета относились настороженно, но со временем мнение изменилось. Самолет не имел топливных баков, для топлива были предназначены два герметичных отсека в крыле. Двигатель: звездообразный 9-цилиндровый М-14П с воздушным охлаждением;
  • 1989 год — Поднялся в воздух второй МиГ-29 типа «9−13» № 404 (бортовой № 04) переоборудованный для испытания системы управления вооружением. На нем отрабатывались функционирование модернизированного РЛПК-29М и СУВ-29С в целом, применение ракет РВВ-АЕ.