Авиакалендарь России

Март (20.03-26.03)

20 марта

  • 20 марта (7 марта по ст. ст.) 1910 год - На ипподроме в Риге открылась первая в царской России выставка летательных аппаратов. Она продолжалась несколько месяцев и вызвала огромный интерес;
  • 1917 год - В Одессе завершились сдаточные испытания российского легкого многоцелевого самолета "Торпедо" (Прим. Создателем одного из первых отечественных истребителей был профессиональный авиатор, военный летчик, штабс-капитан русской армии Владимир Михайлович Ольховский (1889-1929). Присутствовали и летали члены специальной приемной комиссии Модрах, Прокофьев-Северский, Слепцов, Альбрехт. Самолет показал скорость 169 км/час на высоте 1000 м, потолок 4300 м. Оценивая самолет вполне положительно, комиссия отмечала перетяжеление конструкции, приобретенное в результате переделок. Моноплан "Торпедо" так и не был принят для серийного производства (после испытаний моноплан Ольховского был передан в отделение Гатчинской авиационной школы, расквартированной в Одессе). Между тем он явился весьма совершенной боевой машиной, в конструкции которой и осуществлены многие принципы, принятые для самолетов этого класса позднее как в России, так и за рубежом. Вес и разбег, напугавшие комиссию, оказались вполне естественными и, как показало дальнейшее развитие истребителей, возрастали непрерывно. Приходится сожалеть, что этот самолет остался в опытном исполнении. Владимир Михайлович Ольховский вплоть до конца 20-х годов, пока следы его жизни и деятельности не исчезли с "легкой руки" ГПУ (еще бы: "царский офицер"), продолжал успешную и плодотворную деятельность авиаконструктора. В 1923-1929 гг. был первым помощником Николая Николаевича Поликарпова в ОПО-1 на заводах No. 1 и No. 25. Ему принадлежит разработка плоско-выпуклых профилей для крыльев самолетов 2ИН-1 (ДИ-1), У-2, П-2, И-3, Ди-2, Р-5, И-6, И-7, ТБ-2. Ольховский является одним из первых создателей конструкции деревянного фюзеляжа - монокока в России. Известные самолеты 20-х, 30-х и 40-х гг. 2ИН-1, И-3, ДИ-2, И-6, И-16 и многие другие различных конструкторов имели такие же фюзеляжи, как у самолета "Торпедо";
  • 1930 год - На базе аэромеханического факультета МВТУ им. Баумана образовано высшее аэромеханическое училище (с 20.08.1930 г. – Московский авиационный институт - МАИ); С 1935 – МАИ имени Серго Орджоникидзе. Ныне -МАИ;
  • 1938 год - Сформирован 19-й истребительный авиационный полк, ныне Центр показа авиатехники имени И.Н.Кожедуба, авиационной базы Кубинка;
  • 1937 года (начались 25 декабря 1936 года), завершились предварительные испытания первого опытного самолета АНТ-42;
  • 1940 год - Родился Геннадий Сергеевич Панатов (в станице Усть-Лабинской Краснодарского края), Генеральный конструктор ТАНТК им. Г.М. Бериева. За время своей работы на предприятии Г.С. Панатов участвовал в исследованиях в области гидроаэродинамики, динамики полета, математического и физического моделирования по тематикам пассажирского самолета Бе-30, самолета-амфибии вертикального взлета и посадки ВВА-14, самолетов МР и А-50, а так же обеспечивал решение технических проблем, организацию строительства, испытаний и доводки самолета-амфибии А-40. Руководил программами создания конверсионных самолетов-амфибий - противопожарного Бе-12П, грузопассажирского Бе-12НХ, самолета местных линий Бе-32К, многоцелевого самолета-амфибии Бе-200, легкого самолета-амфибии Бе-103 и других. Из перспективных проектов ТАНТК можно отметить создание сверхтяжелых (до 5000 т) гидросамолетов и экранопланов, таких как Бе-2500;
  • 1952 год - На госиспытания предъявили фронтовой истребитель МиГ-15бис No.53210668. В соответствии с постановлением СМ No.1889-699, а также приказом МАП No.386 от 20 мая 1949 г. ОКБ-155 была проведена работа по модификации серийного истребителя МиГ-15 под двигатель ВК-1;
  • 1958 год - Приказ Главнокомандующего ВВС № 0048 о проведении Государственных испытаний самолетов СМ-12/3 и СМ-12/1 в период с 17 марта по 27 августа 1958 года. Ответственными за их проведение назначили ведущего инженера К.М. Осипова, летчиков-испытателей Л.М. Кувшинова, С.А. Микояна и B.C. Котлова. В качестве основного самолета на госиспытания ОКБ-155 предъявило истребитель CM-12/3, так как на нем был выполнен весь комплекс конструктивных изменений. Самолет СМ-12/1 передали в ГК НИИ ВВС для испытаний двигателей и определения отдельных летных характеристик в целях сокращения объема испытаний СМ-12/3. Прим. СМ-12 заводское обозначение МиГ 19;
  • 1960 год - Завершены госиспытания первого отечественного двухконтурного ТРД Д-20П для пассажирского самолёта Ту-124;
  • 1962 год - Начались совместные государственные испытания перехватчика Ту-128;
  • 1962 год - В ГК НИИ ВВС начались совместные государственные испытания серийного бомбардировщика Як-28 №1900304 с прицелом РПБ-3 и улучшенными взлетно-посадочными характеристиками (фактически это был Як-28Б, но в документации иногда индекс "Б" опускался). Доработки самолета проводились в ОКБ-115 с целью сокращения длины разбега и пробега. После их завершения доработки внедрили в серию;
  • 1969 год - Заместитель главкома ВВС по вооружению подписал Тактико-технические требования на самолёт Ту-142М . Обращает внимание, что решение принято в период, когда на Куйбышевском авиационном заводе только на одну треть реализовали программу наземных испытаний по стыковке систем вооружения самолёта и системы "Беркут", на первой машине произвели шесть, на втором серийном самолёте - 3 далеко не этапных полёта. Для оборудования первых опытных образцов ППС "Коршун" выделили два серийных самолёта Ту-142 выпуска 1971 г. Их планер отличался от Ту-95РЦ и Ту-142 удлинением передней гермокабины на 2 м; расширенными (на 0,18 м) обводами фюзеляжа в районе рабочих мест лётчиков; увеличенным фонарём их кабины;
  • 1971 год - Первый полет серийного самолета МиГ-25РУ (№0101). Двухместный учебно-тренировочный вариант разведчика МиГ-25Р, по конструкции аналогичен двухместному варианту перехватчика МиГ-25ПУ. Отличается оборудованием кабин и отсутствием подкрыльевых пилонов. Создан в 1970 г. Первый вылет на головном серийном самолете МиГ-25РУ (№0101) выполнил 20 марта 1971 г. летчик Элькинбард. Самолеты МиГ-25РУ строились серийно в Горьком в 1970-1982 гг., выпущено более 50 экземпляров. В 1975-1978 гг. на самолете МиГ-25РУ, получившем обозначение Е-133, летчиком-испытателем С.Е. Савицкой установлено несколько женских мировых авиационных рекордов;
  • 1972 год - Совершил полет "по полному профилю": вертикальный старт, горизонтальный полет и вертикальная посадка прототип No.01 СВВПП Як-36М;
  • 1972 год - Состоялся первый полет серийного Ту-144 № 01-2 (бортовой № 77102) с двигателями НК-144А. В серии, по результатам испытаний предсерийной машины, была откорректирована аэродинамика крыла и еще раз несколько увеличена его площадь.;
  • 1973 год -Завершился перелёт на Як-40 по 18 странах Африки (начало 19 января); Пролетели 60500 км за 142 ч 30 мин лётного времени, 133 полёта; Пилоты В.Г.Мухин, Ю.В.Петров, Л.А.Лобанов с пассажирами.
21 марта

  • 21 марта (9 ст.ст.) 1825 год - Родился Александр Федорович Можайский, (Роченсальм, ныне Котка, Финляндия), российский исследователь и изобретатель в области воздухоплавания, создатель первого отечественного самолёта, контр-адмирал (1886), мореплаватель;
  • 1910 год - Один из первых русских военных летчиков Михаил Никифорович Ефимов совершил первый в России полет на самолете французской фирмы «Фарман». Впервые осуществил крутые виражи и пикирование. После Октябрьской революции Ефимов проходил службу в авиации Черноморского флота. Захвачен в плен и расстрелян деникинцами в 1919 г; 1910 год - (по старому стилю - 8 марта) - в Одессе состоялись первые в России публичные полёты русского лётчика Михаила Никифоровича Ефимова на "Фармане-IV". Имя летчика занесено в книгу "100 первых дипломированных летчиков мира на заре авиации", которая хранится в национальном авиационном музее Франции;
  • 1940 год - По инициативе Н.И.Камова в районе станции Ухтомская (19 км от Москвы по Казанской железной дороге) на базе сооружений аэродрома "Подосинки" был организован первый авиационный завод (№290) по производству автожиров. Главным конструктором и директором назначили Н.И.Камова, а его заместителем - М.Л.Миля. На территории этого завода позднее разместилось вертолетное ОКБ, которое возглавил Н.И.Камов. Завод №290 выпускал также военный вариант автожира А-7, получивший обозначение А-7-За, корректирования огня артиллерии. Сформированный из этих автожиров отряд действовал в составе 24-и армии в районе города Ельни в начальный период Великой Отечественной войны. Экипаж автожира состоял из пилота и стрелка. В состав вооружения машины входили при пулемета калибра 7,62 мм, бомбы и снаряды РС-82. Впечатляют его летно- технические данные: мощность двигателя - 480 л.с. взлетная масса - 2300 кг; полная нагрузка - 800 кг: максимальная скорость - 218 км/ч; продолжительность полета - 4 ч; практический потолок -4700 м. Осенью 1941 года из-за подхода фронта к Москве завод Камова, эвакуируется на Северный Урал. В 1943 году завод ликвидируется;
  • 1940 год - Состоялся первый полет «ИвАнова» ОКБ Поликарпова. В первом вылете капризный М-63P вышел из строя. Второго такого мотора не нашлось, и в конце апреля установили обычный М-63. Но работы к тому времени неуклонно затухали. В серию уже пошел самолет Сухого, на нем и сконцентрировали усилия. А поликарповский "Иванов" поставили на прикол до лучших времен. Летные испытания завершены не были, дальнейшая его судьба неизвестна;
  • 1943 год - Были завершены испытания модифицированного Як-6 № 640102 завода №464 (ведущий инженер-летчик А.В.Синельников). Самолет имел следующие особенности по сравнению с опытным (приведены не полностью): изменения в конструкции в серийном производстве, разъемное крыло (которое вызвало повышение веса на 66 кг (из 147 кг общего его роста по сравнению с серийными Як-6), снижены путем дросселирования максимально допустимые обороты этого двигателя до 1760 об/мин, рекомендовано перейти на вновь выпускаемых самолетах к М-11Д и начать экспериментировать с винтами;
  • 1943 год - В заключительном акте, подписанным бригадным генералом Пети и представителем ВВС Красной Армии полковником С.Т. Левандович, по итогам переучивания французских лётчиков на самолёт Як-3 говорилось, что "инспекторская проверка боевой готовности эскадрильи Сражающейся Франции "Нормандия" (командир - майор Тюлян) производилась на северном аэродроме г. Иваново. Эскадрилья показала отличную готовность по всем элементам подготовки (групповая слетанность, высший пилотаж, воздушный бой, стрельба по конусу) и по своим боевым качествам и моральному состоянию пригодна к отправке на фронт";
  • 1948 год - В Новосибирске взлетел самолет-зондировщик атмосферы на высотах 6000-8000 м, получивший обозначение «К», ОКБ Антонова. Основное внешнее отличие от базовой машины Ан-2 - наличие кабины наблюдателя-метеоролога у основания киля;
  • 1962 год - Состоялся первый полёт вертолёта Ка-25Ц, ОКБ Камова;
  • 1968 год - Состоялся первый полёт самолёта радиотехнической разведки Ил-20, ОКБ Ильюшина;
  • 1989 - Первый полет опытного самолета Су-27 (Т10-26, ЛЛ-КС) с двигателем АЛ-31Ф, оснащенным поворотным «круглым» соплом, Е.Г.Ревунов (по др.данным - О.Г.Цой)
  • 1994 год - Состоялся последний полёт стратегического бомбардировщика 3МН-И, ОКБ Мясищева. Экипаж майора В.Гура перегнал ЗМН-И из Рязани в Энгельс;
  • 1996 год - Состоялся первый полёт среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-214, ОКБ Туполева.
22 марта

  • 1937 год - Старт с Центрального аэродрома им. Фрунзе авиационной экспедиции на Северный Полюс (4 АНТ-6 и 1 АНТ-1);
  • 1939 год - В г. Ступино образовано ОКБ-150 по воздушным винтам (ныне ОАО НПП "Аэросила"). Его возглавил главный конструктор Константин Иванович Жданов. За долгие годы плодотворной деятельности коллектива работниками разных поколений внесен весомый вклад в развитие авиации, народного хозяйства и обороны страны. Соосные винты АВ-60К и АВ-90, созданные для самолетов Ту-114, Ту-95 и Ан-22 были наиболее ярким техническим достижением коллектива. Разработаны многолопастные воздушные винты нового поколения для самолетов Ил-114, Ан-140 и Ан-38, а также не имеющий мировых аналогов винтовентилятор СВ-27 для самолета Ан-70;
  • 1940 год - Собран первый серийный истребитель И-26, ОКБ Яковлева. Остальные 11 самолётов первой серии собраны до начала июня 1940 г. К 9 апреля на заводе в наличии была лишь одна пушка, изготовленная для головной машины первой серии коллективом ОКБ-15 Народного комиссариата вооружения (НКВ). Завод №2, которому были переданы чертежи для серии, от выпуска пушек отказался. Аналогичное положение сложилось и с синхронными пулеметами ШКАС, к выпуску которых завод № 66 еще не приступал;
  • 1943 год - Прибытие на фронт первой группы французских летчиков (эскадрилья «Нормандия», позднее полк «Нормандия-Неман»). Личный состав эскадрильи состоял из 72 французских добровольцев (14 лётчиков и 58 авиамехаников) и 17 советских авиамехаников. Эскадрилья была укомплектована истребителями Як-1, позднее Як-9 и Як-3. 22 марта 43-го после освоения личным составом боевой техники эскадрилья была направлена на Западный фронт, где была включена в состав 303-й истребительной авиадивизии 1-й воздушной армии;
  • 1946 год - Организован Опытный государственный завод № 81 (ныне АО "Машиностроительное конструкторское бюро "Искра" имени И.И.Картукова") — одно из ведущих предприятий авиакосмической промышленности России. Поначалу предприятие специализировалось в создании ускорителей для взлета пилотируемых и беспилотных самолетов ВВС. Позднее агрегаты, созданные в МКБ «Искра», опустились в морские глубины и поднялись в космос... За 55 лет деятельности предприятие сдало на вооружение свыше 200 видов твердотопливных двигателей, нашедших применение в ракетных системах различного назначения (зенитные, тактические, баллистические, авиационные, морские, космические). Этому способствовала отличительная особенность разработок МКБ «Искра» — высокая надежность при относительной простоте конструкции. Широко известна «искровская» двигательная установка системы аварийного спасения (ДУ САС) ракетно-космического комплекса «Союз» и его модификаций. В 1983 году ее надежная работа обеспечила спасение экипажа космического корабля «Союз-Т» при аварии ракеты-носителя на старте. Известны также «искровские» двигатели мягкой посадки пилотируемых космических кораблей «Восход» и «Союз». Более 360 летчиков спаслись при авиакатастрофах благодаря тому, что катапультные кресла были оснащены комбинированными стреляющими механизмами (КСМ), разработанными в МКБ «Искра». Они успешно применялись и в катапультных креслах космических кораблей «Восток» и многоразового орбитального корабля «Буран». Противоштопорные ракеты и ускорители, созданные специалистами предприятия, обеспечили испытания самолетов семейств «МиГ», «Ту», «Ил», «Су» и других. Особая продукция МКБ «Искра» — твердотопливные газогенераторы, использующиеся в ракетной и авиационной технике и на подводных лодках. По признанию специалистов, их применение значительно повышает надежность и быстродействие систем аварийного спасения экипажей;
  • 1947 год - Летчик-испытатель А.Д.Перелет выполняет на опытном самолете Ту-1 ("63П") первый полет продолжительностью 30 минут. Заводские испытания проводились до 3 октября 1947 года, в ходе которых проверялась работа новой силовой установки, оборудования, проводились полеты на определение запасов устойчивости, определения километровых расходов топлива и т.д. 3 августа 1947 года самолет принял участие наряду с другими новыми туполевскими машинами в традиционном воздушном параде в Тушино (кроме над Тушино прошли опытные самолеты "69", "70", "77" и первые три серийных Ту-4 (Б-4). В связи с появлением первых реактивных истребителей-перехватчиков разработка самолета Ту-1("63П") была прекращена;
  • 1956 год - Был совершен беспосадочный перелет Москва-Лондон на самолете Ту-104. Самолет пролетел более 2000 км за 3 часа. Это был первый международный перелет советского реактивного пассажирского самолета. Экипаж самолета: А.К.Стариков, И.К.Багрич, Н.К.Беляев, Н.В.Кочетков, Г.И.Гончаренко;
  • 1966 год - На серийном заводе в Комсомольске-на-Амуре был собран первый серийный экземпляр самолета Су-7БМК;
  • 1976 год - Издан приказ МАП о разработке двухместного учебно-боевого варианта истребителя, получивший обозначение МиГ-29УБ;
  • 1989 - Экипаж А. Галуненко (7 чел.) на самолете Ан-225 «Мрия» в ходе полета по замкнутому маршруту Киев – Ленинград – Киев (2100 км) без посадки в течение 3 ч 47 мин установил 109 мировых авиационных рекордов скорости и высоты полета, достигнув высоты 12 410 м с грузом 156, 3 т. Взлетная масса машины – 508,2 т;
  • 1991 год - Состоялся первый полет ЛЛ Як-42Э с двигателем Д-436Т, экипаж О.А.Булыгина, Ю.И.Митиков.
23 марта

  • 1881год - Н.И.Кибальчич, находясь в тюремной камере, предложил проект реактивного летательного аппарата для полета человека;
  • 1925 год - Начало перелета Москва-Смоленск-Ленинград-Москва на Р-1 Ф.С. Растегаева и Н.Н. Курбатова, испытание первого серийного мотора М-5 завода "Большевик". Самолеты-разведчики Р-1 использовались также как учебные, самолеты связи и бомбардировщики. На самолете устанавливали 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М-5 мощностью 400 л.с. Максимальная скорость 190 км/ч, потолок высоты 5200 м. Вооружение: 2 пулемета, бомбы весом до 200 кг.;
  • 1935 год - Первый полет с подцепкой самолета в воздухе (И-Z и ТБ-3), летчик В.А. Степанченок. После зацепления И-Z был подтянут, "Звено" снизилось до 500 м и пролетело над аэродромом, где находилась комиссия ВВС. Затем на высоте 1200 м благополучно произошла отцепка. До 29 марта было совершено 5 удачных подцепок-отцепок И-Z. Испытания системы "Звено-5" (3-5), предусматривавшей подцепку одного И-Z под ТБ-3 в воздухе начались 15 марта 1935 г.;
  • 1932 год - СССР первым в мире начинает формировать тяжелые бомбардировочные корпуса на самолетах ТБ-3. В январе 1936 г. создана первая в мире авиационная армия, в марте – вторая, чуть позже – третья. В ноябре 1940 г. – расформированы;
  • 1940 год - Первый полёт второго прототипа истребителя И-26-II, ОКБ Яковлева. После гибели Ю.И. Пионтковского на первом прототипе истребителя заводские испытания продолжили лётчики-испытатели С.А.Корзинщиков и П.И.Федрови;
  • 1942 год - В акте о государственных испытаниях Ил-2 М-82ИР, утвержденном командующим ВВС КА А.А.Новиковым 23 марта 1942 г., отмечалось, что "...испытанный в НИИ ВВС двухместный самолет Ил-2 с мотором М-82 конструкции С.В.Ильюшина считать целесообразным внедрить в серийное производство". На самолете рекомендовалось установить переговорное устройство и радиополукомпас РПК-10;
  • 1944 год - Первый полет истребителя-бомбардировщика Як-9Б. Созданный в конце 1942 года Як-9Б, стал самым массовым истребителем советских ВВС в период Великой Отечественной войны. За 1942-1945 гг. авиапромышленность выпустила 15470 самолетов этого типа. При его создании за основу был взят истребитель Як-7Б с мотором М-105ПФ;
  • 1945 год - В HИИ ВВС начались госиспытания головных образцов Як-ЗП (летчик В.Г.Иванов, ведущий инженер по самолету И.А.Колосов, по вооружению - А.Г.Аронов). Было произведено 37 полетов общей продолжительностью 17 ч 39 мин. По результатам госиспытаний отмечалось, что самолет с тремя пушками Б-20 нужен для ВВС. Як-ЗП серийно строился на заводах N292 в Саратове и N31 в Тбилиси с апреля 1945 г. до середины 1946 г. С 1 августа 1945 г. все Як-З ВК-105ПФ2 выпускались только с тремя пушками Б-20. Всего построено 596 экземпляров Як-ЗП;
  • 1946 год - В ЛИИ для проведения испытаний перевезли истребитель МиГ-9, на собственном шасси с отстыкованными консолями крыла и снятым оперением. Ввиду больших снежных заносов самолет с большими трудностями удалось доставить к месту назначения в целости и сохранности. Проведение летных испытаний первого экземпляра И-300 было поручено летчику-испытателю А.Н.Гринчику, который с первого дня поступления самолета в ЛИИ внимательно изучал его материальную часть и подробно знакомился со всеми выявленными на нем дефектами и способами их устранения. Опробование и гонку двигателей, как правило, он старался проводить сам. Также во время сборки и отладки машины было проведено ознакомление с самолетом специалистов ЛИИ (руководство, начальники отделов, лабораторий и другие).Помимо летчика-испытателя А.Н. Гринчика и ведущего инженера А.Т. Карева в заводских испытаниях И-300 принимали участие инженер-механик В.В.Пименов, контрольный мастер И.М.Порывалов, механики В.Г.Королев, П.П.Каленский и В.П.Милюков, авиатехник Г.И.Букштынов, мотористы Ф.С.Фирсов, И.Н.Ананьев, Н.М.Оськин и И.Д.Объедков.12 апреля 1946 г. А.Н.Гринчик выполнил на самолете гонку двигателей и рулежку на площадке перед ангаром, а 15 апреля - рулежку с подлетом;
  • 1951 год - Состоялся первый полет совершил фронтовой разведчик Ту-89 («78»). Ту-89 — фронтовой разведчик, был разработан в КБ Туполева на базе бомбардировщика Ту-14Т;
  • 1960 год - Г.В.Алферов на вертолете Ми-4 установил мировой рекорд высоты полета с грузом 1000 кг - 7465 м;
  • 1962 год - После завершения совместных испытаний в Жуковском самолёт Ту-22Р, ОКБ Туполева, передан на Государственные испытания. К этому времени были достигнуты (при полётном весе 57 500 кг) максимальная скорость 1465 км/ч на высоте 11 000 м, что соответствовало числу Маха, равному 1,38, а на бесфорсажном режиме работы двигателей (при максимальных оборотах)-1022 км/ч (М=0,963). Вертикальная скорость, зафиксированная у земли, равнялась 18,6 м/с, а время набора высоты 10 000 м - 15 мин;
  • 1963 год - Экипаж противолодочного вертолета Ми-4ПЛ обнаружил на полигоне боевой подготовки Северного флота неизвестную подводную лодку. Бе-6 организовали слежение за ней совместно с вертолетами и надводными кораблями. С началом 60-х годов флот уже мог проводить широкомасштабные противолодочные операции, а приказом Министра обороны СССР от 23 марта 1961 года морские дальнеразведывательные полки на Бе-6 переименовали в противолодочные. В состав полка входили две противолодочные эскадрильи и одна поисково-спасательная. Несмотря на попытки лодки оторваться от преследования, применяя гидроакустические помехи, слежение за ней продолжалось 33 часа. Израсходовав емкость аккумуляторной батареи, английская дизельная лодка S07 Sea Lion типа Porpoise была вынуждена всплыть. После этого случая разведку в Баренцевом море вели только атомные субмарины. Следить за ними было гораздо труднее, и Бе-6 с этой задачей уже не справлялись. Поэтому к 1968-1969 гг. их заменили на Бе-12 и Ил-38;
  • 1973 год - На базе ЛИИ в Жуковском был начат этап "А" ГСИ учебно-тренировочного самолета Як-36МУ, а с 25 сентября 1973 г. по 31 июля 1974 г. продолжен в Ахтубинске. По результатам испытаний самолет получил положительную оценку, однако в серийном производстве комиссия рекомендовала несколько изменить состав оборудования и признала целесообразным провести этап "Б" ГСИ, который состоялся в период с 27 декабря 1976 г. по 12 сентября 1977 г. Тогда же самолет прошел испытания на ТАКР "Киев". После государственных испытаний Як-36МУ №01 использовался для обучения строевых летчиков вначале в НИИ ВВС (г. Ахтубинск), а потом - в учебном центре подготовки летного состава палубной авиации в г. Саки. После выработки ресурса его установили там на постамент. Согласно приказу Министра обороны №196 от 15 октября 1978 г. самолет получил наименование Як-38У;
  • 1974 год - В Ростове начался выпуск вертолета Ми-10К. Это специализированный вертолет-кран, он мог перевозить крупногабаритные грузы не только внутри фюзеляжа, но и на внешней подвеске. На вертолете-кране монтировался обычный узел тросовой внешней подвески, рассчитанный на груз 8000 кг.;
  • 1988 год - Время подъёма на высоту 15.000 м – 1 мин 10 с, Н.Ф. Садовников на П-42 (Су-27);
  • 1988 год - Состоялся 21-й испытательный полет аналога корабля многоразового использования БСТ-002. Аппарат пилотировали летчики-испытатели И.И.Бачурин и А.С.Бородай. Осуществлена автоматическая посадка с сопровождением МиГ-25 и Су-17;
  • 1998 год - Второй прототип Су-30 (опытный Т-10ПУ-6 с синим бортовым номером "06") который был переделан во второй летный Су-30МКИ (заводской шифр Т-10ПМК-6), совершил первый вылет;
  • 1998 год - В столице Чили, Сантьяго началась 10-я международная авиакосмическая выставка FIDAE'98. На ней был представлен самолёт под обозначением Су-37МР. Первый опытный экземпляр истребителя с отклоняемым вектором тяги был построен как очередной, 11-й, прототип самолёта Су-35, под шифром Т-10М-11 (синий бортовой номер "711"). Машина создавалась совместными усилиями ОКБ им. П.О. Сухого и ОКБ им. А. М. Люльки (НПО "Сатурн") с привлечением ряда институтов и других организаций, в том числе французской фирмы "Секстан авионик". Т-10М-11 перерабатывался под новый мощный двигатель АЛ-37ФУ с повышенной тягой и поворотным соплом;
  • 2006 год- Церемонией в Лейпциге (Германия) отмечено поступление ВТС Ан-124-100 на службу НАТО по программе SAUS (Временное решение проблемы стратегического авиамоста).
24 марта

  • 1916 год- Приказом HШ ВГК N 325 от 24.03.1916 г. была создана Центральная аэронавигационная станция. Приказ Главкома ВВС N 370 от 02.08.2000 г. - 24 марта считать Днем Штурманской службы ВВС;
  • 1916 год - Приказом начальника штаба Верховного Главнокомандующего № 329 сформированы первые в российской армии три истребительных авиаотряда Военно-Воздушного флота (2-й, 7-й и 12-й). Истребительные авиаотряды появились на фронте в конце мая — начале июня 1916 года;
  • 1918 год - На Московском центральном аэродроме, по инициативе летчика Б.И. Россинского, была организована "летучая лаборатория" во главе с Н.Е.Жуковским. "Летучая лаборатория» первоначально использовалась для оперативного ремонта самолетов. В 1926 году на базе ее был образован государственный научно-испытательный институт ВВС, ставший основным центром страны по испытаниям самолетов, принимаемых на вооружение;
  • 1920 год - По приказу РВСР Полевое управление авиации и воздухоплавания (Авиация действующей армии — Авиадарм), орган при Штабе РВСР, ведавший боевым применением частей РККВф и морской авиации, преобразовано в Штаб Воздушного флота. Приказом РВСР все авиационные, воздухоплавательные и гидроавиационные части Советской Республики объединялись в Главное управление Рабоче-Крестьянского Воздушного флота;
  • 1927 год - Завод "Икар № 2" был объединен с заводом "Мотор № 4" и переименован в объединенный моторостроительный завод N 24 им. М.В. Фрунзе (ныне ММПП "Салют"). В 1927-1932 гг. конструкторский отдел Завода № 24 имени Фрунзе спроектировал двигатели: М-18, У-12, ФЭД и М-26. В 1932 г. освоено серийное производство двигателя АМ-34 мощностью 750 л.с. - родоначальника большого семейства моторов AM. Двигатели устанавливались на торпедные катера и морские охотники за подводными лодками, самолеты ТБ-3 (АНТ-6), ДБ-А, АНТ-25, Р-7 и другие. На самолетах с этими моторами были установлены мировые рекорды и совершены исторические перелеты на Северный полюс, а также через Северный полюс в Америку. Во время войны на базе оставшейся в Москве части коллектива завода № 24 имени Фрунзе было восстановлено серийное производство авиадвигателей. Новый завод получил название "Завод № 45". Позднее это предприятие было преобразовано в ММПП "САЛЮТ" (ныне АО «ОДК») - крупнейшее российское специализированное предприятие по изготовлению и обслуживанию авиадвигателей для самолетов семейства СУ; по изготовлению узлов и деталей для Бе-200, Ту-334, Ту-230, Ан-70 и Ан-180, энергетических установок;
  • 1939 год - На заводе №31 (Таганрогский авиационный завод им. Г. Димитрова) построен и выкачен из цеха первый прототип морского ближнего разведчика МБР-7, ОКБ Бериева. На борту серебристого самолёта, в духе эпохи, красовалась надпись красными буквами: "Подарок ХVIII съезду ВКП (б)". Лётчиком-испытателем новой летающей лодки стал Н.П. Котяков;
  • 1941 год - Начались заводские испытания пикирующего бомбардировщика СББ ОКБ Архангельского (СББ - скоростной ближний бомбардировщик). Сначала новый самолет имел индекс С (под этим обозначением велись продувки модели самолета в ЦАГИ), но вскоре индекс машины был заменен на Б. Самолет задумывался как кардинальная модификация серийного СБ с повышенными летно-боевыми данными и преемственностью в технологии производства;
  • 1949 год - Состоялся первый полет реактивного бомбардировщика "82" (Ту-22) - первого советского бомбардировщика со стреловидным крылом, экипаж А.Д. Перелета;
  • 1951 год - Вышло постановление Совета Министров СССР по восстановлению ОКБ В.М.Мясищева. Этому новому ОКБ, получившему обозначение ОКБ-23, поручалось в кратчайший срок создать скоростной межконтинентальный стратегический бомбардировщик, способный с ядерной бомбой массой в 5 тонн достичь территории США, прорвать ее ПВО, нанести ядерный удар и вернуться на свою базу в СССР. К работам по самолету, получившему впоследствии обозначение М-4, привлекаются лучшие силы советской авиационной промышленности, открывается практически неограниченное финансирование работ. И результат не замедлил сказаться. Через 1,5-2 года ОКБ-23 подготовило к испытаниям новый стратегический авиационный носитель;
  • 1951 год - Постановлением правительства от 24 марта 1951 г. С.В. Ильюшину было дано задание создать опытный реактивный бомбардировщик среднего радиуса действия. Новый бомбардировщик, получивший обозначение Ил-46, должен был обеспечить поражение живой силы, боевой техники и фортификационных сооружений противника с высот от 3000 м и до практического потолка в составе соединений или одиночно при любых метеорологических условиях и сильном противодействии истребительной авиации;
  • 1960 год - Экипаж летчика-испытателя ОКБ А. Д. Калины выполнил первый полет пассажирского самолета Ту-124;
  • 1960 год - 24 мировых рекорда скорости для самолётов с ТВД на замкнутых маршрутах: 1000, 2000 и 5000 км без груза и с грузом от 1 до 25 т – соответственно 871,38; 857,277 и 877,212 км/час, лётчик-испытатель Иван Моисеевич Сухомлин на «Ту-114» (24 марта, 1 и 9 апреля);
  • 1966 год - На истребителе Як-36 состоялся полет по кругу с вертикальными взлетом и посадкой, лётчик-испытатель – В.Г. Мухин. Эту дату можно считать днем рождения отечественного вертикально взлетающего самолета;
  • 1978 год - Состоялся первый полёт Ил-76М (СССР-86728), экипаж летчика-испытателя С.Г. Близнюка; Ил-76М - средний военно-транспортный самолет разработан в ОКБ С.В.Ильюшина. Начало работ - 6 марта 1970 года;
  • 1992 год - Подписан договор "Открытое небо" в рамках которого 25 государств, страны НАТО, бывшего Варшавского договора и СНГ получили право совершать ежегодно до 42 полётов над военными объектами друг друга, чтобы контролировать сокращение вооружений в соответствии с международными договорами.
25 марта

  • 1896 год - А.С.Попов осуществил в Русском физико-химическом обществе первую в мире передачу радиосигнала. Но руководители Русского физико-химическом общества не придали этому большого значения, и результаты не были детально отражены в трудах Общества. В середине года радиопередатчик был запатентован Г.Маркони. Широко известно, что Маркони был извещен о когерере Попова уже в начале 1896 г., при том, что схема когерера никогда не публиковалась Поповым отдельно от схемы приёмо-передатчика, а только представлялась коллегам по Обществу;
  • 1912 год - В первый день Пасхи в Москве торжественно открылась Вторая Международная Выставка Воздухоплавания. Присутствовало более 600 приглашенных. Среди них представители московской администрации, весь генералитет, известные общественные деятели, члены Московского общества воздухоплавания (MOB) и представители всех спортивных организаций. На выставке было представлено 80 экспонатов, среди них 22 аэроплана, в том числе и С-6А;
  • 1916 год - Указом Императора Николая II в России сформированы три первых истребительных авиаотряда – начало формирования отечественной истребительной авиации (12 марта ст.ст.). 25 марта ВКС России отмечают День истребительной авиации;
  • 1948 год - Военный летчик-испытатель О.В.Соколовский на реактивном самолете Ла-176 (с углом стреловидности крыла 45 градусов) достиг скорости звука. Самолет Ла-176 по скорости звука в ОКБ Микояна догнали лишь в 1949-м на усовершенствованном МиГ-15 с двигателем ВК-1Ф в 3380 кг, а в ОКБ Яковлева в 1950-м на Як-50. В этой связи поневоле вспоминается оценка старейшего летчика-испытателя Ивана Евграфовича Федорова : "176-й летал не хуже МиГ-15-го - легок в управлении, устойчив, с мощным вооружением и при этом - на 500 кг легче. Но, как говорят в авиации, не попал в струю...";
  • 1952 год - Согласно Постановлению СМ СССР №1483-512 коллектив ОКБ-155 приступает к разработке варианта самолета с одним мощным двигателем ВК-7 конструкции ОКБ В.Я.Климова. Обозначенный первоначально как И-370, а впоследствии - как И-1 (изделие "И"), он внешне имел много общего с СМ-2. Однако, в нем использовались и некоторые удачные решения апробированные на МиГ-17, например, схема размещения оружия. На выдвигаемом вниз (в наземных условиях) лафете установили одну пушку Н-37Д (справа) и две НР-23 (слева);
  • 1952 год- Начало программы Государственных испытаний бомбардировщика 88/1 (прототипа Ту-16);
  • 1957год - На самолёте Е-50 ОКБ «МиГ» впервые в стране достигнуто число М=2,335 и высота 25600 м, лётчик-испытатель Валентин Петрович Васин;
  • 1963 год - Ту-114 вышел на линию Москва – Дели;
  • 1964 год - Вступил в эксплуатацию московский аэропорт Домодедово. Именно в этот день из Домодедово вылетел первый пассажирский рейс самолётом Ту-104 по маршруту Москва — Свердловск;
  • 1968 год - Первый полёт самолёта-разведчика с РЛС Ил-20 с ТВД АИ, лётчик-испытатель Станислав Григорьевич Близнюк;
  • 1971 год - Экипаж во главе с Заслуженным летчиком-испытателем Э. И. Кузнецовым выполнил первый полет на первом опытном самолете Ил-76Т, совершив посадку на аэродроме Раменское. Постройка первого опытного самолета была завершена в начале 1971 года. Самолет выкатили на Центральный аэродром города Москвы. Как известно, знаменитая Ходынка расположена всего в шести километрах от Кремля, но первый полет предстояло выполнить именно отсюда. Аэродромные отработки самолета проводили коллективы цеха общей сборки под руководством В. М. Орлова, лабораторно-стендового комплекса под руководством В. П. Боброва и бригады самолета под руководством старшего наземного механика В. В. Лебедева. Общее руководство работами по подготовке к первому вылету самолета было возложено на ведущего инженера по летным испытаниям самолета М. М. Киселева;
  • 1991 год - Начались Государственные совместные испытания самолета Су-33;
  • 1993 год - В авиакомпании "Внуковские авиалинии" начались эксплуатационные испытания самолета Ту-204;
  • 2003 год- Первый полёт Су-26М3, лётчик-испытатель Юрий Михайлович Ващук. На нём, помимо установки 420-сильного двигателя М-9Ф с воздушным винтом МТВ-9, удлинили элероны, из-за чего увеличили размах крыла с модифицированным профилем, установили систему СКС-94 новый фонарь кабины пилота.
26 марта

  • 1926 год- По окончании заводских испытаний тяжелого бомбардировщика ОКБ Туполева ТБ-1(АНТ-4) начались сдаточные испытания, с участием представителей Научно-опытного аэродрома (НОА, предшественника НИИ ВВС) и Остехбюро. На самолете летали А.И. Томашевский и Н.И. Морозов. Все было хорошо, только показатели скороподъемности немного подкачали, и не удалось достигнуть заданного потолка. После еще одной доработкиТБ-1 (АНТ-4) выставили на государственные испытания. Они велись с 11 июня по 2 июля 1926 г.; всего налетали 42 часа;
  • 1932 - Гражданскому воздушному флоту СССР присвоено сокращенное наименование «Аэрофлот»;
  • 1965 года, завершено серийное производство истребителя-бомбардировщика Су-7БМ;
  • 1970 год - Главком ВВС подписал приказ об организации в Иваново нового авиаполка - 81-го ВТАП, укомплектованного исключительно самолетами Ан-22. Базой для него стала 5-я эскадрилья 229-го ВТАП. Первым командиром полка стал подп-к Н.Моргис, его заместителем по ИАС - В.Засенко.