Авиакалендарь России

Ноябрь (27.11-30.11)

27 ноября

  • 1911 год - Сформирован первый авиационный отряд при 4-й Сибирской воздухоплавательной роте (Чита). 4-ая воздухоплавательная рота была сформирована по распоряжению императора Николая II в феврале 1904 года в Чите в связи с начавшейся русско-японской войной для усиления боевого потенциала русских войск на востоке. Первым командиром назначен капитан Боресков. В начале 1910 года на базе роты создана школа по подготовке мотористов-механиков для воздухоплавания — 1-ое в Забайкалье авиационное учебное заведение, позволившее организовать обучение авиационных специалистов для восточных районов страны. 27 ноября 1911 года в соответствии с решением Военного министерства при 4-й Сибирской воздухоплавательной роте был сформирован 1-й авиационный отряд;
  • 1923 год - Первый полёт первого советского дирижабля "VI Октябрь", капитан Виктор Львович Нижевский. Это второй советский дирижабль мягкого типа, построенный слушателями Высшей воздухоплавательной школы в Петрограде. 29 ноября состоялся второй полёт продолжительностью 1 час 20 минут. Дирижабль в этом полёте достиг высоты 900 метров. Оболочка дирижабля была изготовлена из старых оболочек привязных аэростатов, применявшихся в Первой мировой войне. Оболочка пропускала много водорода, поэтому эксплуатация дирижабля "VI Октябрь" была прекращена. Объём 1.700 куб.м, длина 39 м, диаметр 8 м. На дирижабле был установлен двигатель мощностью 105 л. с.;
  • 1923 год - Первый полёт легкомоторного самолёта конструкции Виктора Осиповича Писаренко, первого советского удачно летавшего свободнонесущего низкоплана. Самолёт был построен в мастерских Качинской авиашколы в 1923 г. , при активной помощи учащихся этой школы. Материалом для конструкции служили подручные материалы и части старых самолётов. Первый полёт был выполнен самим конструктором. В январе 1924 г. ВОП-1 был перевезён в Москву, где на нём были выполнены сотни полётов. ВОП-1 представлял собой свободнонесущий низкоплан деревянной расчалочной конструкции. Неразъёмное крыло имело профиль, который был разработан Писаренко самостоятельно. Двигатель «Анзани» имел мощность всего 35 л.с.;
  • 1928 год - Состоялся первый полет авиетки «ЛАКМ-1», пилот А.К. Иост – «председатель спортивной секции ОСО-Авиахима». ЛАКМ-1 - авиетка Ленинградского аэроклуба-музея с первым отечественным маломощным двигателем АМБ 20 "Большевик" в 20 л. с. конструкции Л. Я. Пальмён, двухцилиндрового оппозитного типа. Схема — одноместный подкосный низкоплан. Конструкторы — работники ленинградского Осоавиахима М. В. Смирнов (известный летчик, летавший на самолетах «Илья Муромец» в 1915—1918 гг.) и Я. Л. Зархи. Самолет строился силами общественности. По некоторым сведениям на ЛАКМ-1 летал кроме А. К. Иост и В. П. Чкалов. В воздухе самолет вел себя нормально, был достигнут потолок 1620 м, но частые неполадки с неосвоенным еще двигателем снизили интерес к самолету. Однако летали на нем до 1931 г.;
  • 1939 год - СЗ-3 "Иванов" (ББ-1) с мотором М-88 передан на Государственные испытания. Проект разрабатывался в рамках объявленного в 1936 г. конкурса на создание скоростного дальнего штурмовика-разведчика под шифром «Иванов». "СЗ" ознаает"Сталинское задание".;
  • 1946 год - Состоялся первый полет пассажирского самолета Ту-70, экипаж Ф.Ф.Опадчего. Этот четырехмоторный магистральный самолет создавался на базе Ту-4 и вмещал 72 пассажира и 6 членов экипажа. Серийно не выпускался из-за отсутствия мощных пассажиропотоков в первые послевоенные годы;
  • 1953 год - Состоялся первый полет истребителя СИ-10 (МиГ-17) с управляемым стабилизатором конструкции ОКБ А.И.Микояна;
  • 1955 год - Первый полёт СМ-9/3 (МиГ-19С) с двигателем РД-9Б и управляемым стабилизатором. Вскоре после того, как в начале 1954 года МиГ-19 был запущен в серийное производство, стало ясно, что большое число недостатков этой машины требует внесения серьёзных изменений в конструкцию. МиГ-19 был запущен в серию лишь для того, чтобы части ВВС поскорее получили сверхзвуковой истребитель, невзирая на его технические проблемы;
  • 1963 год- Решением ВПК №275 самолёт ДРЛО Ту-126 был запущен в серийное производство на заводе №18 в Куйбышеве (еще в ходе испытаний);
  • 1997 год - Состоялся первый полет модернизированного истребителя МиГ-29СМТ.
28 ноября

  • 1905 год - На заседании Московского математического общества, в докладе «О присоединенных вихрях» в Московском математическом обществе Н.Е.Жуковский изложил теорему о подъемной силе профиля крыла, которая сыграла важнейшую роль в развитии теории подъемной силы крыла самолета;
  • 1926 год - В ноябре завершено создание авиационного двигателя воздушного охлаждения М-11, конструкции С.К.Туманского, выпускавшегося серийно более 30 лет;
  • 1936 - Испытания самолёта П-5 (Р-5) с подкрыльными подвесными пассажирскими кассетами П.И. Гроховского;
  • 1943 год - Распоряжение Государственного Комитета Обороны № 4700 «О мобилизации в Архангельской обл. 100 чел. на строительство 2-й очереди Центрального Архангельского аэродрома».
  • Программа лендлиза предусматривала, как один из путей поставки, доставку авиатехники кораблями через порт Архангельск, и дальнейший перелет самолетов «своим ходом» Но в Архангельске, даже по прошествии первого военного года, у советских ВВС было все два полевых аэродрома. При этом они не отвечали необходимым для союзников требованиям. Аэродромы располагались на островах (Кегостров и остров Бревенник) малыми по размерам. С 1931 по 1963 г. на Кегострове находился основной аэропорт Архангельска. Прилегающая же к городу тайга, была заболочена практически почти полностью, и главное - не подлежала дренажированию, столь необходимому для строительства бетонированной полосы. Поэтому и было принято решение строить для перегоняемых самолетов деревянную взлетно-посадочную полосу: четыреста метров в длину, шестьдесят – в ширину. Для будущего аэродрома подобрали большое открытое пространство среди таежного леса недалеко от нынешнего поселка Катунино. Почва здесь была малозаболоченной и позволяла построить надежный деревянный настил. В короткое время к строящемуся аэродрому подвели электролинию, железнодорожную ветку, установили четыре пилорамы. Все сооружения для сборки самолетов, деревянную взлетную полосу и железнодорожную ветку строили заключенные из соседнего лагеря НКВД. Аэродром появился очень быстро. Вскоре по железнодорожной ветке из Архангельска начали прибывать первые самолеты из порта Архангельск. Техническую команду, которая собирала самолеты составляли англичане, а также три американских летчика: капитаны Луис и Элисон, и старший лейтенант Замке, которые испытывали собранные самолеты. К сентябрю 1942 года с нового архангельского аэродрома, через промежуточный вологодский, в действующую армию было отправлено почти сотня самолета: «Киттихаук», «Кертис Р-40», «Тамагаук» и «Харрикейн». Для развития аэродрома и была проведена вышеупомянутая «мобилизация»;
  • 1956 год - Образовано ФГУП "Долгопрудненское КБ автоматики". Является единственным в стране головным предприятием по воздухоплавательной технике и поставляет системы, базирующие на свободных и привязных аэростатах;
  • 1956 год - В соответствии с Постановлением правительства от 28 ноября 1956 г. № 1540-775 вместо Управления Воздухоплавания ГАУ была создана Воздухоплавательная служба ВВС. Первым её начальником был назначен инженер-полковник Р.М. Собченко;
  • 1957 год - Принято решение о вооружении экспериментального истребителя-перехватчика Т-3 системой пуска ракет К-7л К-51;
  • 1958 год - В Монино организован музей ВВС. Музей обладает богатой экспозицией вертолётов и самолётов как гражданского, так и военного назначения, а также оружия, инструментов, униформы, художественных работ. Имеется зарубежная экспозиция, в которой представлена авиатехника времён Второй мировой. Экспонаты расположены под открытым небом, в двух ангарах и нескольких залах;
  • 1967 год - Вышло правительственное постановление о новых многорежимных стратегических авиационных носителях. К работам над новыми самолетами приступили два отечественных авиационных ОКБ: ОКБ П.0. Сухого и только что восстановленное ОКБ В.М.Мясищева. От разработчиков требовалось спроектировать и построить самолет-носитель, обладающий исключительно высокими летными данными. Например, крейсерская скорость на высоте 18000 м оговаривалась 3200-3500 км/ч, дальность полета на этом режиме определялась в пределах 11000-13000 км, дальность полета в высотном полете на дозвуковой скорости и у земли соответственно равнялась 16000-18000 км и 11000-13000 км. Ударное вооружение оговаривалось сменным и включало в себя ракеты воздушного базирования (4 х Х-45, 24 х Х-2000 и др.), а также свободнопадающие и корректируемые бомбы различных типов и назначения, суммарная масса боевой нагрузки достигала 45 тонн. К началу 70-х годов оба ОКБ, основываясь на требованиях полученного задания и предварительных ТТТ ВВС, подготовили свои проекты. Оба ОКБ предлагали четырехдвигательные самолеты с крылом изменяемой стреловидности, но совершенно разных схем — Т-4МС, М-18 и М-20;
  • 1967 год - Постановление Совета Министров СССР №1098-378 по Ту-22М, согласно которому ОКБ А.Н.Туполева ставится задача спроектировать модификацию Ту-22К - Ту-22КМ с крылом изменяемой стреловидности и двумя ДТРДФ НК-144 (НК-144-2). От разработчиков требовалось спроектировать и построить самолет-носитель, обладающий исключительно высокими летными данными. Например, крейсерская скорость на высоте 18000 м задавалась величиной 3200-3500 км/ч, дальность полета на этом режиме определялась в пределах 11000-13000 км, дальность полета в высотном полете на дозвуковой скорости и у земли равнялась соответственно 16000-18000 км и 11000-13000 км. Ударное вооружение предполагалось сменным и включало в себя ракеты воздушного базирования (4 х Х-45, 24 х Х-2000 и др.), а также свободнопадающие и корректируемые бомбы различных типов и назначения. Суммарная масса боевой нагрузки достигала 45 т.;
  • 1974 год - В Ульяновске организован Центр совместного обучения летного, технического и диспетчерского персонала стран-членов СЭВ.
29 ноября


  • 1910 год - Первый в России дальний междугородный перелёт Елисаветполь (Гянджа, Азербайджан) - Тифлис. «Блерио» Александра Алексеевича Васильева прошёл 204 км на высоте 1500 м за 1 час 50 мин. Его машина была первым самолётом, который увидели в небе Грузии. «Тифлисский листок» сообщал на своих страницах, что, узнав об этом перелёте Васильева, сам Блерио прислал ему восторженную телеграмму. Поздравив с успехом, Блерио сообщал, что дарит Васильеву самую последнюю модель своего самолёта;
  • 1936 - Испытания самолёта П-5 (Р-5) с подкрыльными подвесными пассажирскими кассетами Павла Игнатьевича Гроховского;
  • 1938 год - В соответствии с приказом Народного Комиссара Военно-Морского Флота СССР в городе Ейске создаются курсы специальных служб морской авиации, которые 11 мая 1940 года были преобразованы в Военно-морское авиационное училище. Местом базирования нового училища был определён город Сортавала Карельской АССР. Основные вехи в истории училища. 7 мая 1947 года - училищу было учреждено Красное Знамя. Дата подписания указа стала ежегодным праздником училища. В мае 1952 года - принято решение о передислокации училища в Ригу. В сентябре 1957 года - училище из состава военно-морских учебных заведений было передано в состав учебных заведений Военно-Воздушных Сил и переименовано в Военное авиационное радиотехническое училище. В июне 1967 года - училище начинает функционировать как высшее военно-учебное заведение ВВС. Были созданы три факультета: по подготовке инженеров-механиков, инженеров-электриков и инженеров по радиотехнике. Училище стало называться РВВАИУ имени Я.Алксниса. 1972 год - первый выпуск инженеров ВВС. Всего было выпущено более 10 тысяч военных авиационных инженеров для всех видов Вооруженных сил. В 1991 году - последний набор без выпуска. В 1993 году - расформирование училища;
  • 1940 - 1940 года, первый полет на самолете Су-2 с М-81, пилот А.П.Деев. Самолет имел бомбовую нагрузку 1000 кг, сильное стрелковое вооружение (шесть пулеметов). С 1940 г. АНТ-51 стали выпускать серийно под обозначением ББ-1 (ближний бомбардировщик первый), а вскоре ему присвоили наименование Су-2. От опытных самолетов серийные отличались только конструкцией фюзеляжа, который вместо цельнометаллического стал деревянным. В период Великой Отечественной войны подразделения Су-2 действовали на самых разных участках фронта. Последние серии самолета оснащались более мощными моторами М-82 (в этом варианте самолет имел обозначение Су-4). В 1942 г. производство Су-2 прекратили. Всего было построено 877 самолетов Су-2 и Су-4;
  • 1952 год - Завершены испытания ТРД АМ-3 А.А.Микулина для Ту-16, с тягой 85,3 кН. Одновальный одноконтурный ТРД с осевым восьмиступенчатым компрессором, двухступенчатой турбиной и нерегулируемым соплом. Запуск производится от бензинового турбостартера С300-75. На двигателе стояли две коробки приводов - верхняя и нижняя. В те годы он был самым мощным в мире;
  • 1956 год - Первый полет экспериментального аппарата вертикального взлета и посадки "Турболет" А.Н. Рафаэлянца, Ю.А. Гарнаев. Машина представляла собой металлическую ферму с установленным на ней вертикальным турбореактивным двигателем. Рядом были расположены кабина и топливные баки. Устойчивое положение аппарата на земле обеспечивали четыре стойки шасси. На концах четырех выносных длинных кронштейнов были установлены струйные, а в зоне выхлопа двигателя - газовые рули. Это позволяло точно управлять полетом;
  • 1968 год - Самолет-амфибия Бе-12 (ПЛО) принят на вооружение ВМФ СССР;
  • 1996 год - Первый полёт самолета-летающей лаборатории Ту-144ЛЛ № 08-2 (RA-77114), экипаж С.Г.Борисова. Радикальной переделке подвергнута силовая установка. Вместо двигателей РД-36-51А конструкции П.А.Колесова на Ту-144ЛЛ установлены форсированные ТРДД НК-32-1 (модификация НК-32 стратегического бомбардировщика Ту-160). Установили новые мотогондолы с доработанными воздухозаборниками, провели усиление крыла, доработали топливную и другие системы. Это повысило его скорость с М=2,15 до 2,3. Для регистрации экспериментальных данных и параметров с целью подтверждения летной годности самолета на нем установлена новая система регистрации данных «Дамьен». Самолет буквально напичкан температурными датчиками и датчиками давления, трения обшивки, аппаратурой для измерения параметров пограничного аэродинамического слоя;
  • 1996 год - В Иркутске подписан контракт между Министерством Обороны Индии и ГК «Росвооружение» России на производство и передачу 40 самолетов Су-30МКИ;
  • 1999 год - Принято решение о формировании Боевой ударной группы (БУГ) из двух боевых вертолетов Ка-50 и одного вертолета-целеуказателя Ка-29ВПНЦУ. Первые боевые вылеты в Чечне.
30 ноября

  • 1921 - Образовано смешанное советско-германское общество воздушных сообщений "Дерулюфт" (Deutsche Russian Luftverkehr). После образования этого паритетного русского-немецкого общества воздушных сообщений была открыта первая в РСФСР международная воздушная линия Москва - Кёнигсберг. Хотя самолёты общества доставляли только дипломатическую почту, его уставом была предусмотрена возможность пересылки и частной платной корреспонденции, оплачиваемой при отправке из Москвы советскими марками, а при отправке из Германии - немецкими;
  • 1923 год - Центральный аэродром Москвы оборудован электроосветительной установкой для ночных полетов;
  • 1923 год - Вышел первый номер печатного органа ОДВФ - журнал «Самолет»;
  • 1926 год - А.Д. Швецов создал авиадвигатель воздушного охлаждения М-11 (стоял на По-2), серийно выпускавшийся более 30 лет;
  • 1949 год - Авиация Минрыбпрома СССР вошла в состав Аэрофлота;
  • 1954 год - Начались регулярные пассажирские перевозки на Ил-14;
  • 1955 год -Вышло постановление СМ СССР, поручавшее КБ О.К.Антонова разработку Ан-10 и Ан-12;
  • 1956 год - Первый полет МиГ-19СУ (СМ-50);
  • 1974 год -Состоялся первый полёт Ту-144Д (СССР-77105) с ТРД РД-36-51А; в 1974 году первый полёт сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д (СССР-77105) с турбореактивными двигателями (ТРД) РД-36-51А, разработанными конструктором П.А.Колесовым;
  • 1978 год - Завершение Государственных испытаний двигателя Д-136 для вертолетов Ми-26, Ми-26Т разработки ЗМКБ “Прогресс»;
  • 1982 год - Состоялся первый полет (свободное висение) модернизированного СВВП Як-38М, пилот Ю.И.Митиков;
  • 1988 год - На Киевском авиазаводе была окончена сборка опытного образца Ан-225 «Мрія»;
  • 2004 год - Презентация макета шестиместного многоразового транспортного космического комплекса «Клипер», разрабатываемого РКК «Энергия» и АХК «Сухой».