Статьи

Крылья и винты на МВТФ «АРМИЯ 2024»

12-14 августа 2024 года на территории Конгрессно-выставочного центра (КВЦ) «Патриот» прошёл юбилейный, десятый по счёту, Международный военно-технический форум «Армия». В этом году, учитывая текущие военно-политические и экономические реалии, программа форума была сокращена до одного лишь КВЦ «Патриот» - не было ни привычного массовому зрителю «танкового биатлона» и других мероприятий в Алабино, ни Авиационного кластера в Кубинке.
Круг обсуждавшихся на форуме тем был весьма широк – от актуальных вопросов развития вооружения всех видов и родов войск, беспилотных летательных аппаратов, робототехники, применения искусственного интеллекта в технологиях обороны и безопасности, до вопросов спорта и системы военного образования.
Обширной была также и статическая экспозиция на территории КВЦ «Патриот», включавшая в себя огромное количество образцов российской и иностранной техники, от миниатюрных роботов до грозных «Искандеров». Была представлена продукция «народного ВПК», многочисленные беспилотные авиационные системы и летательные аппараты, всевозможная техника военного, двойного и гражданского назначения. Немаловажной была и авиационная составляющая наземной экспозиции. И пусть по своей численности она сильно уступала наземной технике, в этом году она включала в себя ряд интересных новинок, о которых мы и предлагаем поговорить в данном материале.
Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) представила на форуме разработку ОКБ Сухого - беспилотную транспортную систему внеаэродромного базирования с вертикальным взлетом и посадкой С-76, способную перевозить до 300 кг грузов на дальность до 500 км. В настоящее время беспилотник С-76, который может применяться как в гражданской, так и в военной сфере, проходит лётные испытания.
Также ОАК продемонстрировала на «Армии 2024» учебно-тренировочный самолёт Як-130М, представляющий собой обновлённую версию самолёта Як-130, который в настоящее время поставляется производителем Министерству обороны РФ и иностранным заказчикам.
Як-130М отличается от базовой версии новой бортовой радиолокационной станцией БРЛС-130Р, наличием контейнера с оптико-электронным и тепловизионным прицельным оборудованием СОЛТ-130К, бортового комплекса обороны «Президент-С130» и комплекас средств связи КСС-130. Кроме того, предусмотрена подвеска под самолёт контейнера с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л. Всё это позволит Як-130М стать в большей степени боевым самолетом, чем учебным, и выполнять задачи по применению более широкого спектра вооружения по воздушным и наземным целям.
Новинкой «Армии 2024» стала летающая реплика знаменитого самолёта Великой отечественной войны Як-3 от Конструкторского бюро А. Кеменова, специализирующегося на разработке и производстве авиационной техники и компонентов для авиации общего назначения. Представленный на экспозиции под индексом «АК-3» самолёт имеет двухместную кабину, расчётную максимальную скорость до 410 км/ч, дальность полёта до 1000 км, может использоваться как для обучения пилотированию самолётов авиации общего назначения и высшему пилотажу, так и для различных демонстрационных задач, съёмок в кино.
Ещё один ракурс самолёта АК-3. К внешним отличиям от Як-3 можно отнести, прежде всего, заметно более длинный фонарь двухместной кабины. Кроме того, в отличие от исторического «прототипа», данный самолет выполнен из композитных материалов, в его кабине установлены современные пилотажные приборы. Помимо разработки реплик самолётов Великой отечественной войны, КБ А. Кеменова в настоящий момент работает над проектом спортивно-пилотажного самолёта АК-21.
Беспилотные авиационные системы и летательные аппараты с каждым годом занимают всё более заметное место на выставках военной и гражданской авиационной техники. В павильоне ООО «БАС Глори Эйр» было представлено целое семейство летательных аппаратов. На фото – платформа лёгкого класса с фиксированным крылом на электрической тяге OG-25, предназначенная для выполнения различных задач, и прежде всего – для воздушного видеонаблюдения и мониторинга в реальном времени.
Многоцелевой беспилотный комплекс OG-50 с двигателем внутреннего сгорания, предназначенный для перевозки грузов весом до 25 кг, выполнения инспекционных полетов, различных видов воздушного мониторинга, съёмки, картографирования.
Беспилотные летательные аппараты на «Армии 2024» были представлены в самых разных тематических разделах экспозиции. Они размещались как по соседству с наземной техникой и вооружениями, как, например, вот этот миниатюрный аппарат…
…так и занимали отдельные выставочные площади, как, например, тяжёлый реактивный ударный БПЛА «Гром» от компании «Кронштадт»
«Гром» способен взаимодействовать с пилотируемыми боевыми самолётами, выполняя роль ведомого в передовом атакующем звене, и несёт различное вооружение, в том числе противорадиолокационные ракеты, бомбы и ракеты с лазерным, спутниковым и телевизионным наведением весом до 2000 килограммов. На фото рядом с беспилотником представлены противорадиолокационные ракеты Х-58УШКЭ с дальностью пуска до 250 км, приспособленные для размещения во внутренних отсеках вооружения самолётов.
Помимо беспилотной и крылатой авиации заметное место на экспозиции занимала также авиация винтокрылая. На этот раз она была представлена в двух различных частях выставки. Боевые вертолёты в прежние годы демонстрировались в «Авиационном кластере» на Кубинке, теперь же они также разместились на территории КВЦ «Патриот». Под индексом Ка-52Э был представлен борт «91 жёлтый».
Также на экспозиции боевых вертолётов был представлен Ми-28НМЭ без бортовых номеров. В состав вооружения вертолёта вошли, помимо прочего, ракеты «Вихрь-1» и ставшая уже знаменитой ЛМУР, она же «Изделие 305Э» (размещена справа по полёту). Также заметны лопасти видоизменённой формы по сравнению с базовой модификацией «Ночного охотника».
Ещё один Ка-52 с выкладкой различного ударного ракетного вооружения, в том числе характерного для палубного варианта «Катран» (противокорабельная ракета Х-35 на переднем плане) присутствовал на «экспортно-ориентированной» части экспозиции авиационной техники. Серая машина с «сухопутным» крылом с шестью точками подвески, белым бортовым номером «831», и оптической прицельной станцией, ранее демонстрировавшейся на экспортных машинах, являла собой загадочное сочетание внешних признаков.
Модернизированный Ми-35П на этот раз получил новый камуфляж. Увы, приставленные к каждому боевому вертолёту на экспозиции трапы для «заглядывания» через остекление закрытой кабины не позволяли в полной мере оценить всю красоту этих стремительных и грозных винтокрылых машин…
Выставочный образец модернизированного вертолёта Ми-8АМТШ-ВН (маркированного «по-экспортному» как Ми-171Ш), как и на прошлых выставках, привлекал всеобщее внимание своим грозным видом.
Вновь был представлен лёгкий многоцелевой вертолёт Ка-226Т. Для внедрения этой машины в широкую серию необходимы отечественные двигатели. В настоящее время немногочисленные серийные Ка-226Т продолжают летать по задачам госавиации и испытательным программам.
И, в завершение, но не в последнюю очередь, хотелось бы рассказать о долгожданной новинке, представленной на экспозиции под индексом «Ансат-М». На данном вертолёте установлены отечественные двигатели ВК-650В, в результате чего несколько изменилась форма капотов двигательного отсека фюзеляжа вертолёта. В то же время, хвостовое оперение данной машины соответствует уже привычным формам серийных машин, летающих в настоящее время. Впрочем, в дальнейшем может быть принято решение об использовании видоизменённого хвостового оперения, характерного именно для модификации «М».
Так выглядит кабина «Ансата-М», представленного на «Армии-2024». В настоящее время многие серийные машины уже имеют «стеклянную» кабину.
Ещё один ракурс казанской машины, представленной на «Армии 2024». Помимо новых двигателей и изменённой формы капотов, видны также новые лопасти несущего винта. В будущем данный борт ещё ожидают первый полёт, сертификация, лётные испытания…
На формат проведения Международного военно-технического форума «Армия 2024» повлияли как нынешняя военно-политическая и экономическая обстановка и вопросы безопасности, так и кадровые перестановки в Министерстве обороны, изменение подходов ведомства к информационной политике. Из программы были исключены дни массового посещения выставки.
Каким будет следующий Международный военно-технический форум? В любом случае, хочется надеяться, что проходить он будет под мирным небом, а новинки отечественной авиационной промышленности можно будет увидеть не только на статической экспозиции, но и в рамках красочной и динамичной лётной программы.