Статьи

HELIRUSSIA 2024

HELIRUSSIA 2024 - ВСЁ МЕНЕЕ ВЕРТОЛЁТНАЯ, ВСЁ БОЛЕЕ БЕСПИЛОТНАЯ ВЫСТАВКА
10-12 июня 2024 года в Москве состоялась семнадцатая ежегодная международная выставка вертолётной индустрии HeliRussia 2024. Деловая программа выставки включала в себя ряд круглых столов, конференций и форумов, среди которых яркими событиями для специалистов стали конференция «Импортозамещение композиционных материалов, технологий и оборудования для их переработки в вертолётостроении», пленарная сессия «Поддержание лётной годности и послепродажное обслуживание вертолётной техники», форум санитарной авиации России «САНАВИАЦИЯ», круглый стол «Безопасность полётов и угрозы, связанные с совместным использованием воздушного пространства беспилотными и пилотируемыми ВС», и многое другое.
В рамках деловой программы обсуждались самые различные темы, включая возможности применения искусственного интеллекта в вертолетной индустрии, и прежде всего в конструировании, производстве и эксплуатации пилотируемых, беспилотных воздушных судов вертолетного типа, организации и управлении проектами авиационных работ по разным тематикам.
Не остались без внимания и такие проблемы, как обеспечение страны современным отечественным вертолётным парком и поддержание лётной годности в России вертолётов отечественного и иностранного производства. Дело в том, что с 2022 года в связи с известными событиями на мировой политической и экономической арене ситуация здесь чрезвычайно осложнилась, что проявилось, в частности, в небывалой эскалации цен на комплектующие и сервисные работы, в значительном возрастании сроков поставки запчастей и комплектующих и выполнения работ по техническому обслуживанию вертолётов.
Одной из болезненных проблем на сегодняшний день является истечение годности и ресурса канадских двигателей PW-207K на вертолётах Ансат, составляющих основу российской санитарной авиации. Необходимость замены канадских двигателей на Ансатах отечественными ВК-650В ощущается крайне остро, поскольку иностранные двигатели в условиях беспрецедентного санкционного давления на страну ставят под угрозу эксплуатацию вертолётов в такой жизненно необходимой сфере, как санитарная авиация, и сдерживает развитие и расширение парка лёгких вертолётов в России. К слову, первый полёт Ансата с ВК-650В запланирован на 2024 год. Мероприятия по сертификации вертолёта также пока не завершены.
Проблемами российской вертолётной индустрии, сдерживающими развитие на внешних рынках, остаются узость модельного ряда предлагаемых вертолётов и отсутствие налаженной системы послепродажного обслуживания и снабжения запчастями. К проблемам внутреннего рынка можно отнести низкий платёжеспособный спрос, ограниченные возможности государства по увеличению или даже сохранению текущего уровня поддержки эксплуатантов вертолётной техники. У частных компаний-эксплуатантов иностранных вертолётов в России примерно тот же набор проблем.
О деловой программе HeliRussia 2024 в прессе написано немало. А что же выставка? На протяжении многих лет площадка перед «Крокус-Экспо», а затем и внутреннее пространство павильонов выставки, раз в год становились местом притяжения для всех, кто неравнодушен к винтокрылым машинам. Вертолёты прилетали, занимали места на стендах, подпускали к себе посетителей, позволяя даже заглянуть в кабину и салон и ощутить себя пилотом или пассажиром. Значительную часть выставки занимала техника частных владельцев и компаний - автожиры, лёгкие вертолёты Robinson, доминирующие в парке иностранных вертолётов в России, более солидные газотурбинные машины фирм Bell и Eurocopter (Airbus Helicopters)...
На выставке HeliRussia 2024 вертолёт был всего один.
Ансат авиакомпании «Русские Вертолётные Системы» с бортовым номером RA-20005 в санитарном исполнении - единственный вертолёт, представленный на выставке «в металле». Эта машина уже была на выставке несколько лет назад, но в пассажирском исполнении.
Медицинский модуль для грудных детей, устанавливаемый на санитарном Ансате
Куда же пропали многочисленные «Робинсоны», прочие частные «иномарки», автожиры, которые на прошлых выставках предлагались к продаже, служили живой рекламой различных центров послепродажного обслуживания, снабжения запчастями, прочих услуг? Возможно, они уже больше никому в России не интересны? Нет, это не так. Несмотря на все вышеописанные проблемы, к которым в этом году прибавилось значительное количество различных запретных зон и прочих ограничений, лёгкие иностранные вертолёты в России продолжают летать. Появляются новые площадки. Невзирая на санкции, в Россию, часто через «третьи страны», попадают новые воздушные суда. Так в чём же дело? Вопрос остаётся открытым. Может быть, у читателя сих строк есть на него свой ответ...
Стенд холдинга «Вертолёты России» в этом году был большим, но отечественного производителя на нём представляли лишь макеты, пусть и роскошно исполненные.
Большие и красивые макеты дополнял видеоряд на заднем плане, что позволяло немного помечтать о том, какие кадры можно было бы сотворить с участием этих вертолётов «вживую»
Из «новинок» макетного цеха можно отметить, например, макет Ми-171А3 в поисково-спасательном исполнении. Аккомпанирует макету известное красивое видео о работе Национальной службы санитарной авиации, снятое в Санкт-Петербурге на базе вертолётного центра «Хели-Драйв». Ми-171А3 и НССА никак (пока) друг с другом не связаны. Впрочем, Ми-8МТВ-1 в «модельном ряде» макетов отсутствовал...
Ми-171А3 красив в такой схеме окраски. Быть может, осенью на Газовом форуме в Санкт-Петербурге вновь удастся встретить эту машину в новом облике?
От макетов вертолётов - к делам радиоэлектронным. РЛС с активной фазированной антенной решёткой (АФАР) в подвесном контейнере от АО «Микроволновые системы»
Системы сбора, обработки и регистрации полётной информации от НПО «Прибор». Для Ми-8 и не только
Лазерная курсоглиссадная система посадки. Это уже не летает, а стоит на земле
И вновь «наземка», но без неё нечего и думать о полётах. Это электробус электротягач от «Газпромнефть-Аэро»
Сколково. Привлекает инвестиции.
Реалии HeliRussia 2024. На переднем плане БПЛА производства Группы компаний «Икар». На заднем плане - лазерные системы защиты от БПЛА и... известная на рынке вертолётов компания Yamaguchi
Беспилотная авиационная система (БАС) SH-450M от Группы компаний «Икар» грузоподъёмностью до 100 кг и дальностью полёта до 300 км. Производители БАС активно работают над расширением модельного ряда и развитием уже созданных систем, на рынке появляются новые игроки. Возможно, поэтому HeliRussia становится всё более «беспилотной», а не вертолётной выставкой. Производители пилотируемых вертолётов, ваш ход!
Это не «Баба-Яга», а БПЛА «Буран» от Санкт-Петербургской компании АО «Котлин-Новатор»
В центре внимания на экспозиции HeliRussia 2024 оказался боевой беспилотный комплекс Hunter белорусского КБ «Беспилотные вертолёты». Грозная боевая машина была представлена с выкладкой вооружения и вместе с мобильным пунктом управления
Ещё один ракурс белорусской боевой новинки.
Белорусские компании были представлены на выставке не только военной, но и сугубо мирной продукцией. Многоцелевой электрический аппарат Electron 7 компании United Vehicle Robotics (UVR LLC)
Этот большой винтокрылый аппарат - сельскохозяйственный Sakavik от UVR LLC. Аппарат разрабатывается с возможностью полностью автономного управления на основе технологии компьютерного зрения, с автоматическим обнаружением и огибанием препятствий и выбором площадок для посадки. Вообще круг задач, решаемых аппаратами Sakavik, не исчерпывается авиахимработами - это может быть и транспортная машина, и средство воздушного мониторинга. А есть у данной компании и более амбициозный проект - они превращают в тяжёлый грузовой беспилотник... вертолёт Ка-26.
Превращение пилотируемых вертолётов в беспилотники - в определённом смысле знаковое явление. Возможно, со следующего года что-то поменяется и в названии выставки HeliRussia, чтобы отразить всё более «беспилотный» характер экспонатов и обсуждаемых тем на площадках форума. Что мы увидим на следующий год - время покажет. Невзирая на непростое время, не хочется терять надежду на новое и в мире пилотируемой винтокрылой авиации. В конце концов, вертолёт ведь создан человеком, который хотел летать... И человек продолжит возить грузы и пассажиров, спасать жизни в любых, даже самых невозможных условиях, сидя в кабине вертолёта, а не за пультом дистанционного управления. Что, впрочем, вовсе не исключает важности и ценности беспилотных летательных аппаратов.
Санитарный Ансат покидает HeliRussia 2024, поймав «просвет» между грозами. Больше всего в памяти о выставке каждый раз остаются именно такие моменты. Их всё меньше, и потому они всё ценнее.
Какой будет единственная в России специализированная выставка вертолётной индустрии в 2025 году? Увидим. До встречи на HeliRussia 2025!