Ежели которому кораблю случится итти в такой путь, что офицеры оному не сведомы, а штюрман возмется, что в тот путь он может без опасности итти; а кораблю в том пути случится какое бедство, или и весьма пропадет или пройтить не возможет к назначенному месту: тогда тому штюрману надлежит учинит штраф смертной, или ссылкою на каторгу, по важности дела смотря, в суде. А ежели капитан прикажет штюрману в такия места идти, где он подлинно ведает, что от мелей, или каменья есть опасность: то он повинен о том капитану заранее объявить и смело об том говорить. А ежели за время того не объявит и корабль от того бедство терпеть будет, или пропадет: то не будет его оборонять указ капитанской, но повинен тому, как выше писано (с).
Глава XII. О штюрмане и подштюрмане
Книга «Устав морской о всем, что касается доброму управлению, в бытности флота на море. Спб, 1720
(вместо эпиграфа)
Штурманское дело берет свое начало в 1827 г., когда открылся Высший офицерский класс при Морском кадетском корпусе, где началась академическая подготовка офицеров-штурманов для российского флота. Но, в те далекие Петровские времена и не помышляли о том, что по прошествии двух столетий специалисты, знающие навигацию, будут так же востребованы в небе.
Поскольку первые авиационные штурманы (аэронавигаторы) не обладали достаточным опытом, они обратились к знаниям морских штурманов. С особым усердием изучалось умение штурмана провести судно к цели и способы нахождения правильного курса, учитывающие определение места в море и счисления пути. Знание пеленгации и мореходной астрономии также заложили основу знаний авиа штурманов.
С тех лет многое изменилось в работе штурмана. В гражданской авиации задачи штурмана уже доверили бортовому оборудованию, но в военной авиации значимость его роли высока. Самый технологичный прицельно-навигационный комплекс требует человеческого участия и управления.
Современный штурман выполняет множество обязанностей, основными из которых являются:
• Управление навигацией военного самолета;
• Расчет времени полета и необходимого количества топлива;
• Десантирование личного состава и техники;
• Мониторинг местности (фото -и видеосъемка);
• При необходимости - прицел, выпуск ракет, бомб;
• Любая помощь пилоту.
• При необходимости - дублирование функций пилота. Многих штурманов обязательно обучают пилотированию самолетов. Это необходимо для того, чтобы в случае форc-мажора он смог полностью заменить пилота.
Стоит отметить, что в военной авиации штурман может обладать и узкой специализацией. Тогда его функции не будут иметь отношения к навигации. Таких специалистов называют вторым штурманом или штурманом-оператором, и в своей работе они руководствуются штурманским планом полета и указаниями, получаемыми от штурмана экипажа.
Рассмотрим работу штурмана военной авиации. Ошибочно думать, что полет — это просто «взлетел, полетел». Здесь важен конкретный маршрут, скорость, время. Штурман садится в самолет, проверяет системы управления, все внимательно осматривает, включая боезапас. Под «проверкой системы управления» подразумевается контроль программы полета на правильность введенной информации. Пример: время, контрольные значения прицельных систем и так далее.
Не случайно на вопрос: «Что нужно летчику для выполнения боевой задачи?», военные летчики отвечают - «Хороший штурман». Ведь без него в небе не справиться. Опытный военный штурман сможет проложить нужный курс до цели даже при неисправных приборах. Именно этот человек способен вручную рассчитать высоту, скорость сброса бомб, установить точки сброса боеприпасов.
Даже на современном истребителе, таком как, например, двухместный Су-30 или МиГ-31, штурман обязательно берет с собой навигационную линейку, карту, планшет с необходимой справочной информацией. Параметры вылета определяются с помощью непростых расчетов, с помощью которых штурман вводит корректировку движения воздушного судна, исходя из погодных условий. Грамотный штурман при прокладывании курса учтет направление и скорость ветра, воздушные потоки.
Рассказывая о штурмане, нельзя оставить в стороне его главное «оружие» – навигационную линейку НЛ-10М.
Впервые навигационная счетная линейка с прямолинейными шкалами была предложена в 1923 году советским конструктором В. Г. Немчиновым. В 1927 году штурманом ВВС Черноморского Флота Л. С. Поповым была сконструирована первая универсальная навигационная счетная линейка, которая позволяла уже производить расчеты с учетом методических ошибок барометрических высотомеров и аэродинамических указателей скорости. С течением времени линейка совершенствовалась, появлялись ее новые модификации (НЛ-7,8,9,10) с дополнительными шкалами. Уже в 1939 г. на линейке было 12 шкал. Последняя модификация - НЛ-10М - содержит 17 шкал. Она позволяет с лёгкостью производить расчёты расстояния, времени и скорости, переводить скорость из километров в час в метры в секунду, решать различные тригонометрические и другие задачи.
Как правило, рабочее место штурмана находится сразу за пилотом/пилотами. Например, в военно-транспортном самолете Ан-26 место штурмана расположено у левого борта кабины экипажа самолета. Рядом с ним расположена приборная доска, щиток управления и блок управления, радионавигационная система.
Кабина штурмана военной авиации устроена так, чтобы было максимально удобно осуществлять навигацию и боевое применение воздушного судна. Внизу под кабиной находится локатор.
По словам одного из штурманов истребителя Су-30СМ, он любит свою работу не только потому, что она интересная, но и за небо. Оно всегда разное, красивое. Когда на земле дождь, сырость, наверху за облаками светит солнце.