Вертолёт АП-55 (фото с сайта АО КЭМЗ)
По сообщениям Телеграм-канала «Вертолётная индустрия», Акционерное общество «Концерн «Кизлярский электромеханический завод» (далее – АО КЭМЗ) получило сертификат лётной годности на лёгкий многоцелевой пятиместный вертолёт АП-55, созданный АО КЭМЗ совместно с АО «Авиа-Проект». Вертолет создавался в соответствии с нормами летной годности винтокрылых летательных аппаратов нормальной категории — АП27, гармонизированными с международными нормами летной годности CS27 и FAR27, для использования в гражданской авиации России, а также для поставок на экспорт.
В разработке вертолёта принимал участие Заслуженный конструктор Российской Федерации Б.А. Губарев, до этого более 40 лет проработавший в ОКБ им. Н.И. Камова.
В разработке вертолёта принимал участие Заслуженный конструктор Российской Федерации Б.А. Губарев, до этого более 40 лет проработавший в ОКБ им. Н.И. Камова.
Вертолёт имеет двухвинтовую схему с двумя соосными двухлопастными винтами и оснащён одним газотурбинным двигателем Rolls-Royce (Allison) 250-С20-В мощностью 350 л.с. и созданным специально для данного вертолёта главным редуктором РВ-55. Двигатель Rolls-Royce 250-С20-В хорошо зарекомендовал себя на многих типах воздушных судов, в том числе на широко используемых в России иностранных вертолётах Bell 206 и Bell 407, а также на российском вертолёте Ка-226.
Максимальный взлётный вес АП-55 составляет 1365 кг, что делает российскую новинку сопоставимой по данному показателю с иностранными вертолётами Robinson R66. АП-55 способен совершать полет с крейсерской скоростью на дальность до 600 км, а в случае установки дополнительных баков – до 800 км. Статический потолок машины составляет 4050 м. В конструкции вертолета широко используются полимерные композитные материалы.
Вертолёт АП-55 ранее неоднократно демонстрировался в виде макета на выставках HeliRussia, а также на авиасалоне МАКС 2021. Наземные испытания АП-55 проведены разработчиками вертолёта в 2023 году. Ожидается, что данный вертолёт также будет представлен и на выставке HeliRussia 2025, проведение которой запланировано на 15 - 17 мая этого года. Хочется надеяться, что в этот раз на выставке вертолёт будет представлен уже «в металле», а не в виде очередного макета.
Интерес российских производителей вертолётов к созданию лёгких винтокрылых машин пятиместного класса является вполне обоснованным. Однако на пути к внедрению российских вертолётов в серийное производство и к выходу на российский рынок, не говоря уже об экспорте в другие страны, сегодня лежит ряд значительных препятствий, среди которых – занятость рынка хорошо зарекомендовавшими себя иностранными «конкурентами», отсутствие отечественного газотурбинного двигателя необходимой мощности, а также целого ряда других жизненно важных агрегатов, авиационного и радиоэлектронного оборудования.
Разработчики АП-55 делают акцент на том, что в конструкции данного вертолёта иностранным является лишь двигатель, в то время как все остальные системы и агрегаты разработаны в России и могут производиться на российских предприятиях. Впрочем, существующий на сегодняшний день санкционный режим ставит под вопрос возможность получения достаточного количества нужных иностранных двигателей для внедрения вертолёта в серийное производство в сколько-нибудь существенных количествах. В отличие от несколько более тяжёлого Ми-34М1, двигатель ВК-650В разработки «ОДК-Климов» был бы для АП-55 избыточным, а малоразмерные газотурбинные двигатели мощностью порядка 350 л.с. на сегодняшний день в модельном ряде современных и перспективных отечественных двигателей не представлены. То же самое можно сказать и о поршневых двигателях отечественного производства.
Удастся ли преодолеть данную проблему и целесообразна ли разработка модификации вертолёта с отечественным двигателем – покажет время. Надеемся, что на предстоящей выставке HeliRussia в этом году представители компании-разработчика АП-55 поделятся новостями о ходе испытаний машины и расскажут о своём видении её перспектив на рынке лёгких вертолётов в России с учётом нынешних реалий.