Статьи

Винтокрылая премьера в Санкт-Петербурге

13-16 сентября 2022 года в выставочном комплексе «Экспофорум» состоялся XI Петербургский международный газовый форум ПМГФ-2022. На выставке «Импортозамещение в газовой отрасли» в рамках данного форума холдинг «Вертолёты России» Госкорпорации Ростех представил одну из новинок в области отечественного вертолётостроения - перспективный вертолёт для нефтегазовой отрасли Ми-171А3.
Ми-171А3, спроектированный специально для обслуживания нефтяных и газовых платформ и других сооружений и судов, находящихся в море на значительном удалении от берега (сейчас это ещё называют «офшорными» операциями), является самым новым представителем прославленного семейства вертолётов Ми-8 и первым российским вертолётом, изначально созданным именно с такой специализацией. Его зарубежные «коллеги», такие как AW139, S-92, H175 и H225, ежедневно совершают многочисленные полёты на буровые платформы в Северном море, в Атлантике и в других областях мирового океана.
Вертолёт, прибывший на «Экспофорум», является первым прототипом Ми-171А3 и в настоящее время проходит государственные испытания. Перелёт в Санкт-Петербург из подмосковного Томилино стал первым дальним полётом данной машины и «премьерой» Ми-171А3 за пределами Москвы.
Переменчивая сентябрьская погода с поминутной сменой дождя и солнца и сильными ветрами не помешала экипажу вертолёта под командованием Заслуженного лётчика-испытателя РФ Салавата Нурисламовича Садриева совершить перелёт из Подмосковья в Санкт-Петербург. Дальность полёта Ми-171А3 около 900 км позволяет совершить такой перелёт без промежуточных посадок.

Поскольку перелёт выполнялся в рамках государственных испытаний, машина снабжена штангой с датчиками угла атаки и скорости, вынесенными за пределы ометаемости несущего винта. В облике вертолёта ещё угадываются черты Ми-8, но во многих отношениях Ми-171А3 имеет существенные внешние отличия от прославленной «восьмёрки». Изменена конструкция фюзеляжа, топливные баки теперь находятся не по бокам, а в нижней его части. Несущая система, хвостовая балка и Х-образный рулевой винт соответствуют уже опробованным на Ми-171А2 - глубокой модернизации семейства Ми-8. Носовая часть фюзеляжа и конструкция остекления кабины сильно изменились. Но форма капотов двигателей, выхлопных устройств, отсека главного редуктора ещё указывает на родство с «восьмёрками».

На выставке вертолёт предстал во всей красе. Видны новые пылезащитные устройства, две лебёдки над широкой сдвижной дверью, горят фары и проблесковые маячки. Символика авиакомпании «Газпромавиа» на вертолёте не случайна - именно эта авиакомпания должна стать первым эксплуатантом серийных Ми-171А3.

Прожектор и «шарик» оптико-электронной станции указывают на круглосуточность применения вертолёта, в том числе для снабжения «оффшорных» платформ, выполнения поисково-спасательных операций на море.
Ми-171А3 оснащен системой аварийного приводнения при высоте волны до 5 метров. Элементы системы, такие как надувные баллонеты, размещены в отсеках в фюзеляже вертолёта. В хвостовой части салона вертолёта сквозь небольшое окошко виден «багажный» отсек.

Так выглядит кабина Ми-171А3.
Традиционные «будильники» в эргономичной кабине с большим остеклением полностью заменены цифровыми многофункциональными индикаторами.


В данной конфигурации в салоне Ми-171А3 установлены пассажирские кресла с системами обеспечения безопасности, а также рабочее место оператора, с которого можно управлять лебёдками и другим оборудованием.

Фотографируя новую винтокрылую машину на выставке, нельзя было не воспользоваться глянцевым покрытием пола, которое давало очень хорошее отражение.

Выставка закончена, вертолёт выкатили из тёплого помещения под серое Питерское небо. Прибыла «восьмёрка» сопровождения с Московского вертолётного завода. Вновь запущены двигатели. Погода ухудшается, и нужно вылетать без промедления.

Ми-171А3 отрывается от площадки «Экспофорума» и берёт обратный курс на Москву. Пожелаем новой винтокрылой машине хорошей погоды, безопасных полётов, и будем ждать новых встреч с ней и с серийными машинами на морских и воздушных просторах.