27 февраля 1965 года экипаж под командой летчика-испытателя Ю.В. Курлина впервые поднял в воздух самолет Ан-22 «Антей» — первый в мире широкофюзеляжный тяжёлый турбовинтовой транспортный самолёт, ставший одним из самых выдающихся достижений советского авиастроения.
Работа над созданием нового транспортного самолёта невиданных размеров, который был предназначен прежде всего для перевозки тяжёлых грузов и техники с целью обеспечения стратегической мобильности СССР, началась в ОКБ им. О.К. Антонова в 1960 году.
Номенклатура грузов, для перевозки которой предназначался новый самолёт, была очень широкой: межконтинентальные баллистические ракеты, боевая и инженерная техника, грузы в контейнерах и в произвольной таре, крупногабаритные и негабаритные грузы. Самолёт обладает грузоподъёмностью в 60 тонн, и при этом «Антей» имеет возможность взлёта и посадки на неподготовленные и грунтовые взлетно-посадочные полосы. На самолете Ан-22 «Антей» установлен 41 мировой рекорд.
Номенклатура грузов, для перевозки которой предназначался новый самолёт, была очень широкой: межконтинентальные баллистические ракеты, боевая и инженерная техника, грузы в контейнерах и в произвольной таре, крупногабаритные и негабаритные грузы. Самолёт обладает грузоподъёмностью в 60 тонн, и при этом «Антей» имеет возможность взлёта и посадки на неподготовленные и грунтовые взлетно-посадочные полосы. На самолете Ан-22 «Антей» установлен 41 мировой рекорд.
С ноября 1965 года по январь 1976 года со стапелей Ташкентского Авиационно-Промышленного Объединения им. Чкалова сошло 66 «Антеев», из них 22 - в варианте Ан-22А. За десятилетия своей лётной службы самолёт выполнял самые различные задачи – он участвовал в перевозках вооружений и военной техники, в военных конфликтах, в гуманитарных и спасательных операциях.
К началу 2000-х годов в военно-транспортной авиации ВВС России оставалось лишь несколько летающих «Антеев». А в 2024 году командование теперь уже Воздушно-космических сил объявило о полном прекращении эксплуатации Ан-22. После принятия этого решения один из ещё летающих «Антеев» совершил перелёт в Екатеринбург для передачи музею в Верхней Пышме. Тем не менее, по некоторым данным, официальное объявление о прекращении эксплуатации «Антеев» было несколько преждевременным, и один из самолётов выполнял полёты в начале 2025 года, что указывает на востребованность военно-транспортных самолётов данного типа и в наши дни.
Выше представлена подборка фотографий Ан-22, сделанных в разные годы нашими фотокорреспондентами.
Авторы фото:
П. Дерюгин
П. Николаев
Д. Рязанов
Д. Яковлев
Авторы фото:
П. Дерюгин
П. Николаев
Д. Рязанов
Д. Яковлев