28 августа
- 1888 год- Первая в России корректировка стрельбы артиллерии с привязного аэростата;
- 1908 год - Состоялся первый полёт первого российского дирижабля «Учебный» на Волковом поле. Он был сконструирован, построен и испытан в воздухе русскими воздухоплавателями без помощи иностранных специалистов. Построен в Учебном воздухоплавательном парке по проекту капитана Афанасия Ивановича Шабского. Примечание: Оболочка была выполнена из двух змейковых аэростатов системы Парсеваля. К оболочке подвешивалась деревянная гондола, в которой находился двигатель, приводивший в движение два воздушных винта, расположенных по обе стороны гондолы, в передней её части. Был сконструирован для подготовки будущей команды конструируемого русского военного дирижабля «Кречет». В дальнейшем «Учебный» был модернизирован (увеличены объём оболочки и мощность двигателя, заменены винты, перестроена гондола), однако к концу 1909-го дирижабль демонтировали;
- 1912 год - Проведены первые опытные стрельбы с дирижаблей Лебедь, Ястреб и Альбатрос по наземным целям с пулемётов;
- 1926 год - Прошли Первые Всесоюзные соревнования авиамоделистов в Москве;
- 1930 год - Состоялась а, первая дозаправка (перелив горючего) в воздухе на самолётах Р-1. Примечание: Николай Николаевич Поликарпов в 1918 году возглавил авиационный завод Duks в Москве (впоследствии ГАЗ-1). После производства 20 самолетов de Havilland D.H.4 с двигателями Fiat завод построил 130 экземпляров D.H.9 с двигателями Armstrong-Siddeley Puma и более 100 самолетов D.H.9 с трофейными двигателями Mercedes-Benz. Самолет Поликарпов Р-1 как модификация модели D.H.9A с двигателем М-5 мощностью 295 кВт (400 л.с.) появился в 1923 году. Он стал первым советским серийным самолетом и производился до 1931 года. Всего построено 2800 экземпляров. На Р-1 и Р-2 в 1924, 1925, 1926 годах совершен ряд дальних перелётов;
- 1937 год - Лётчик-испытатель НИИ ВВС Пётр Михайлович Стефановский и лётчик-наблюдатель Н. Н. Каштанов на высотном самолёте БОК-1 достигли высоты 14100 м. Примечание: Осенью 1936 года начались испытания цельнометаллического самолёта, сконструированного работниками Бюро особых конструкций (БОК) ЦАГИ под руководством инженера В. А. Чижевского. По схеме, размерам и контурам этот моноплан был похож на известный АНТ-25. Самолёт БОК-1 назывался ещё «стратосферный», так как предназначался он в основном для полётов на больших высотах (12—13 тыс. м).;
- 1937 год - Первый полёт самолёта "Стрела" САМ-9 Александра Сергеевича Москалёва,лётчик-испытатель Николай Степанович Рыбко;
- 1939 год - Установлен мировой рекорд скорости по замкнутому маршруту 5000 км Москва - Свердловск - Севастополь - Москва на самолете «Сталь-7» установил экипаж Н.П. Шебанова - 404,9 км/час. «Сталь-7» стал прототипом дальнего бомбардировщика ДБ-240, Ер-2.;
- 1943 год - Был установлен всесоюзный рекорд скорости- на перехватчике И-220 (КБ А.И. Микояна) с мотором М-39 в 1700 л.с. А.И.Жуков достиг скорости 697 км/час.;
- 1947 год - Начались заводские испытания разведчика-корректировщика Су-12;
- 1950 год - Лётчик Форостенко Яков Данилович на Як-11, установил мировой рекорд, зарегистрированный ФАИ в классе C-1d (полётный вес от 1750 до 3000 кг), показав на 500-км дистанции среднюю скорость 441,176 км/ ч, год спустя он довёл этот показатель до 471,348 км/ч.;
- 1951 год - Штурмовик Ил-10М успешно прошел программу заводских испытаний, шеф-пилот ОКБ В.К.Коккинаки. 31 августа модифицированный штурмовик поступил в ГК НИИ ВВС для производства контрольных государственных испытаний;
- 1954 год - Состоялся первый полет МиГ-19П (СМ-7), пилот В.А.Нефедов. Носовую часть самолета МиГ-19 удлинили на 360 мм и установили радиолокатор РП-1 "Изумруд";
- 1968 год - Лётчик-испытатель Евгений Кузьмич Кукушев совершил на самолёте У-58Т (Учебно-тренировочный вариант самолёта Су-15) первый полёт. Государственные испытания завершились в 1969 году, в 1970 году самолёт был принят на вооружение под обозначением Су-15УТ и серийно выпускался до конца 1971 года;
- 1982 год - Первый взлет самолета Т-10-3 (прототипа Су-33) с трамплина Т-1 комплекса "Нитка", лётчик-испытатель М. Садовников. Взлетная масса самолета в этом полете составила 18200 кг, длина разбега -230 м, а скорость отрыва - 232 км/ч.;
- 1995год - Принят на вооружение ВС РФ многоцелевой ударный Ка-50 «Чёрная акула».
29 августа
- 1916 год - Закончена постройка самолет "Терещенко No. 7", он отправлен для испытаний в Москву. Затем самолет доводился и испытывался до середины 1917 года. Примечание: Cамолет "Терещенко No. 7", известный также как самолет Ф.Ф. Терещенко и В.П. Григорьева, представлял собой одностоечный биплан с размещением двух членов экипажа рядом. Двигатель "Гном Моносупап" 100 л.с. Предназначался к использованию в качестве разведчика или истребителя. Особенностью аппарата являлась возможность изменения угла установки коробки крыльев в полете. Узел вращения находился на оси передних лонжеронов крыла. Самолет строился по проекту Владимира Петровича Григорьева в мастерских Киевского политехнического института;
- 1931 год - Состоялся первый полет пушечного истребителя И-12 (АНТ-23), пилот И.Ф.Козлов, показавший вполне удовлетворительные характеристики. Переделки машины, однако, продолжились. Выяснилось, что двойное вертикальное оперение, находящееся вне зоны обдувки воздушными винтами, неэффективно на рулежке и пробеге. Поэтому в процессе испытаний установили однокилевое оперение, необходимую жесткость которого обеспечили подкосами. По причине перекомпенсации пришлось увеличить площадь элеронов, после чего их задняя кромка стала выступать за контур крыла. Капотирование переднего двигателя с отдельными обтекателями каждого цилиндра оказалось не вполне удачным. В одном из полетов несколько его обтекателей сорвало, и они в щепки разнесли задний винт;
- 1936 год - (по 24 октября) в Москве на Щелковском аэродроме НИИ ВВС начались государственные испытания ХАИ-5. В бригаду военных испытателей во главе с военинженером 3 ранга Н.С.Куликовым вошли: ведущий лётчик-испытатель старший лейтенант Александр Кузьмич Долгов, штурман-испытатель Александр Матвеевич Бриндинский и лётчик-испытатель облета капитан Пётр Михайлович Стефановский. Опытный ХАИ-5 имел новенький мотор Райт "Циклон" американской сборки с винтом фиксированного шага фирмы "Гамильтон". Надёжная работа двигателя позволила бригаде НИИ ВВС провести полный цикл лётных испытаний, состоящий из 117 зачётных полётов. Полученные характеристики вполне устраивали военных. При полной боевой нагрузке и взлётном весе 2515 кг самолёт развивал скорость 388 км/час на высоте 2500 метров и максимальную дальность в 1450 км.;
- 1939 год - Завершились испытания И-153ТК (разраб-к Поликарпов), оснащенных двигателями М-25В и М-62, которые, хотя являлись заводскими, одновременно были засчитаны как государственные;
- 1940 год - И-200 (МиГ -1) №02 и И-200 №03 поступили на государственные испытания, завершившиеся 12 сентября с удовлетворительными результатами. В ходе их на высоте 7200 м была достигнута максимальная скорость 628 км/ч.;
- 1941 год - Вышло Постановление ГКО № 327 о постройке на 39-м авиазаводе Ил-2 с мотором М-82 и винтом АВ-5Л. Еще через 9 дней, 8 сентября 41-го, В.К.Коккинаки с аэродрома ЛИИ НКАП совершил на новом штурмовике первый испытательный полет;
- 1967 год - Состоялся первый полет Ту-126, задачей которого было только попробовать режим дозаправки в воздухе, уяснить, как ведет себя самолет в спутной струе заправщика. Оказалось, несколько иначе, чем привычный Ту-95: его "крутит" в другую сторону, а конус все время ускользает из-за возмущении потока, вызванных фюзеляжем с большим миделем. Испытания Ту-126 No. 66М622 оснасщенного на заводе в Куйбышеве соответствующим оборудованием, провел экипаж ГК НИИ ВВС под командованием В. В. Добровольского;
- 1969 год - Из сборочного цеха КМЗ вышел первый серийный Ан-26 № 03-01. Предприятие в это время интенсивно развивалось, наращивало выпуск Ан-24 (до 90 шт. в год) и без особых проблем освоило новую машину. В первой половине сентября на Ан-26 № 03-01 были выполнены четыре полета по программе испытаний головного серийного образца, 27-30 сентября экипаж ГК НИИ ВВС (командир И.Я.Марков) выполнил еще два контрольно-приемочных полета, после чего машина получила допуск к эксплуатации в строевой части;
- 1991 год - Экипаж во главе с лётчиком-испытателем Владимиром Павловичем Демьяновским, поднял в воздух вторую летающую лабораторию, получившую наименование «1А2» СССР-86879. На её борту размещался новый вариант специального комплекса модифицированный по результатам испытаний проведенных на «1А». Это советская/российская экспериментальная летающая лаборатория, носитель лазерного оружия на базе самолёта Ил-76МД. Предназначена для исследования распространения лазерных лучей в верхних слоях атмосферы, а в дальнейшем — для подавления разведки противника;
- 1992 год - С дружественным визитом на авиационную базу Ленгли ВВС США прибыла пара самолетов Су-27УБ, летчики А. Харчевский, Е. Карбасов.
30 августа
- 1911 год - Конструктор Сикорский на своем С-5, предполагая направление использования своего аэроплана, заранее установил фотоаппарат на хвостовой ферме, который управлялся посредством тросика, протянутого от кресла пилота. На следующий день, получив задание, Сикорский вылетел от станции Гуровщина по маршруту Базува -Копылово - Людвиновка - Фасовал и обратно. Как и положено на учениях, в условиях, приближенных к боевым, взлетать пришлось с неподготовленной площадки и при сильном порывистом ветре. Самолет долго бежал по неровной Земле, ковыляя и подпрыгивая, и наконец оторвался. Ветер трепал, швырял, подбрасывал машину. Пилот, не переставая, работал штурвалом и педалями, стараясь в наборе высоты выдерживать проложенный курс. На высоте 150 м стало потише, а на 500 м самолет плыл не шелохнувшись. Внизу - волшебная панорама, гигантская, красочная, объемная карта, а пилот как бы недвижно парил. Впечатление усиливалось тем, что машина шла против ветра и временами казалось, что она висит над землей. Там и сям кучки хат - разбросанные серые коробочки среди разноцветных пятен, в прямоугольных рамках межей поля, ниточки речушек, зеркала прудов. Леса и рощи выглядели изумрудными клумбами на огромном фантастическом ковре. Сикорский с трудом оторвался от этой прекрасной картины и приступил к заданию. Разведка прошла успешно, и командование получило достоверные данные о "противнике". Но кроме этих данных удалось получить еще кое-что. В полете были установлены четыре всероссийских рекорда: достигнута высота 500 м, дальность - 85 км, продолжительность полета - 52 мин и скорость относительно земли - 125 км/ч (при попутном ветре);
- 1926 год - На самолете АНТ-3 под названием "Пролетарий" М.М.Громов с бортмехаником Е.В.Радзевичем начал круговой перелет по маршруту Москва - Берлин - Париж - Вена -Прага - Варшава - Москва протяженностью 7150 км за 34 ч 15 мин летного времени. Самолет спроектирован конструкторским коллективом А.Н. Туполева. Этот аппарат имел биплановую крыльевую коробку с двумя лонжеронами, шасси пирамидального типа с резиновой шнуровой амортизацией и фюзеляж почти треугольного сечения. По скорости и летным характеристикам он несколько уступал самолету Р-5. В 1927 году самолет был запущен в серийное производство. Длина самолета 9,9 м, взлетная масса 2090 м. Максимальная скорость 204 км/ч, потолок высоты 4920 м. Двигатель мощностью 450 л.с. Вооружение: три пулемета и бомбы;
- 1942 год - Были проведены летные испытания легкого транспортного самолета Як-6, пилот Ф.Е. Болотов. Летные данные Як-6 позволяли получить из него неплохой легкий ночной бомбардировщик. Этот вариант самолета назвали НББ (ночной ближний бомбардировщик). На внешней подвеске он мог нести пять бомб калибром по 100 кг (или две по 250 кг), оборудовался радиостанцией и радиокомпасом, на выхлопные патрубки двигателей устанавливались специальные коллекторы, чтобы огни на патрубках не слепили летчика и не демаскировали самолет в ночном небе. Для защиты задней полусферы Як-6 НББ вооружался пулеметом ШКАС. Экипаж самолета состоял из двух человек: пилота и штурмана, последний при появлении вражеских истребителей занимал место у пулемета;
- 1943 год - (с 20 июня) в ГНИИ ВВС КА завершились Государственные испытания двухместного Су-6 М-71Ф (ведущий инженер А. В. Синельников, ведущий лётчик-испытатель Александр Иванович Кабанов, лётчик облёта лётчик-испытатель Пётр Михайлович Стефановский). Всего было выполнено 42 полёта с суммарным налётом 23 ч 10 мин. Су-6 М-71Ф блестяще прошёл государственные испытания. Это была действительно замечательная машина. По максимальным скоростям, скороподъёмности, маневренности, потолку, дальности, вооружению и бронированию двухместный "сухой" значительно превосходил стоящий на вооружении ВВС КА двухместный Ил-2 АМ-38Ф. Кроме того, Су-6 обладал прекрасными характеристиками устойчивости и управляемости, был прост и приятен в пилотировании. Однако наладить серийное производство мотора М-71Ф в трудных условиях военного времени было сложно и надо признать, никаких серьёзных усилий в этом направлении со стороны руководства НКАП не производилось. Собственно, бездействие наркомата и решило судьбу Су-6 М-71Ф. Серийно он не строился;
- 1947 год - На параде Ла-9 с двигателями Д-13 с ПуВРД (Ла-138) вместе с двенадцатью другими Ла-9 с Д-13 на высоте около 100 м пролетел над аэродромом в Тушино;
- 1949 год - Состоялся первый полёт одноместного вертолёта связи и наблюдения Ка-10М; лётчик-испытатель Гуров Михаил Дмитриевич. Примечание: Ка-10 - корабельный вертолёт. Морской авиации был необходим малогабаритный вертолёт, не требующий переделки корабельных палуб. Таким и стал Ка-10. В 50-е годы это был единственный в мире вертолёт, использовавшимся для связи между кораблями;
- 1954 год (с 30 апреля) - Завершились Государственные совместные испытания (ГСИ) в ГК НИИ ВВС первого опытного самолёта "М". Их главной задачей было исследование ЛТХ, а также устойчивости и управляемости самолёта. Большинство заявленных характеристик удалось подтвердить, в частности, была получена максимальная скорость 950 км/ч на высоте 6700 м и потолок 12300 м. Прежде чем начать полёты по их программе, самолёт был продемонстрирован на воздушном параде над Красной площадью в честь Первомая. Показ произвёл сильное впечатление на отечественную публику и зарубежных дипломатов. Вскоре в НАТО грозному самолёту присвоили обозначение Bison. В этот же период бомбардировщик получил официальное обозначение М-4;
- 1958 год - Председатель ГКАТ (Государственный комитет по авиационной технике. Так с 1957 г. по 1965 г. называлось Министерство авиапромышленности) П.В.Дементьев письмом на имя главкома ВВС маршала авиации К.А.Вершинина официально предъявил комплекс Т-3-51 (ОКБ Сухого) на госиспытания. Для их проведения была назначена правительственная комиссия во главе с заместителем главкома ВВС ген.-п-ком Ф.А.Агальцовым;
- 1960 год - На государственные испытания передан первый Як-30;
- 1969 год - Летчик В.Борисов впервые поднял в воздух дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М0 с двигателями НК-144-22.с изменяемой геометрией крыла. Родоначальник серии самолетов, получивших на Западе грозное обозначение "Backfire" - "Встречный огонь". Серийная постройка началась в 1971 году в Казани. Принят на вооружение в 1976 г. В конце 1993 года дальняя авиация России имела 100 самолетов, морская авиация — 165, к исходу 1995 года всего около 40!;
- 1984год - Лётчик-испытатель Виктор Георгиевич Пугачёв совершил первую посадку опытного истребителя Су-27 (Т10-25) на аэрофинишер с зацепом;
- 1986 год - На чемпионате мира по высшему пилотажу сборная команда СССР, выступая на самолетах Су-26М, заняла первое место, выиграв Кубок мира.
31 августа
- 1929 год - Первый в СССР перелёт самолёта-амфибии. Лётчик-испытатель Борис Васильевич Глаголев и механик Николай Николаевич Фунтиков выполнили беспосадочный перелёт в Москву – Ш-1 взлетел с Невы и через 5 часов 30 минут совершил посадку на Центральном аэродроме. Здесь самолёт был испытан в НИИВВС, показав отличные качества;
- 1936 год - Самолет АНТ-9 совершил первый рейс (Москва-Прага), открыв новую международную линию воздушного сообщения.Пилотировали машину Гуревич и Тимашев. Третьим в экипаже был бортмеханик-радист Котов. Летели через Киев и Черновцы. Пассажиров взяли только "служебных", то есть сотрудников ГВФ. Более до конца года ни одного рейса в Прагу не сделали. Настоящая эксплуатация линии началась лишь в следующем году, и летал на ней купленный в США "Дуглас" DC-2;
- 1947 год - Первый полёт сельскохозяйственного самолёта СХ-1/СХА - прототипа легендарного ныне многоцелевого Ан-2 (не путать с предвоенным самолётом Бедунковича); лётчик-испытатель Володин Павел Никитович. Всего было выпущено не менее 18 тысяч машин;
- 1951 год - Модифицированный штурмовик Ил-10М поступил в ГК НИИ ВВС для производства контрольных государственных испытаний, шеф-пилот ОКБ В.К.Коккинаки. Испытания в НИИ ВВС продолжались до 25 октября 51-го, после чего самолет был возвращен на завод для доводки;
- 1955 год - Принят на вооружение ВС СССР многоцелевой корабельный Ка-15;
- 1956 год - Постановление ЦК КПСС и СМ СССР за №1237-628 о выпуске стратегического самолета-разведчика РСР (реактивный сверхзвуковой разведчик) с двумя ТРДДФ Д-21 (вариант двигателя Д-20 с форсажной камерой) тягой 4750 кгс на форсированном режиме разработки ОКБ-19 П.А. Соловьева;
- 1977 год - Состоялся первый полет реактивного транспортного самолета укороченного взлета и посадки Ан-72 (СССР -19774, серийный номер 03) с ТРДД Д-36, созданного в ОКБ О.К.Антонова. Экипаж В.И.Терского; Пилотировал самолет заслуженный летчик-испытатель, шеф-пилот ОКБ В.И.Терский, бортинженером был А.Л.Круц. Это случилось день в день через 30 лет после того, как в воздух поднялся первенец ОКБ - знаменитый Ан-2;
- 1977 год - Савицкая Светлана Евгеньевнана Е-133 достигла высоты полёта 21209,9 м. В 1977 году один самолёт МиГ-25ПУ (МиГ-25ПУ бортовой номер 51, (хранившийся до последнего времени в гарнизоне Хотилово) был переоборудован в рекордный, получивший обозначение Е-133. На нём лётчица С.Е.Савицкая (впоследствии лётчик-космонавт и Дважды Герой Советского Союза) 31 августа достигла высоты полёта 21209,9 м, 21 октября на дистанции 500 км достигла средней скорости 2466,31 км/ч, 12 апреля 1978 года пролетела по замкнутому маршруту 1000 км со средней скоростью 2333 км/ч.;
- 1977 год - Абсолютный мировой рекорд высоты полёта (динамический потолок) – 37 650 м; лётчик-испытатель Александр Васильевич Федотов на Е-266М (МиГ-25М);
- 1993 год - Открылся международный авиасалон МАКС-93;
- 1993 год - На авиасалоне МАКС-93 впервые представлен выпущенный ОАО «Авиастар» cреднемагистральный пассажирский самолет Ту-204-120 с двигателем «Rolls-Royce». Ту-204-120 является вариантом самолета Ту-204-100 с английскими двигателями Rolls-Royce RB211-535Е4;
- 1993 год - На первом Международном авиационно-космическом салоне МАКС-93 в г. Жуковском экспонировались А-40, Бе-12П и Бе-32 ОКБ Бериева;
- 1993 год - Преобразование ОКБ в Акционерное общество открытого типа "Опытно-конструкторское бюро имени А. С. Яковлева";
- 1998 год - Самолет Су-33 принят на вооружение; Официально истребитель под обозначением Су-33 (Су-27К) был принят на вооружение ВМФ России Указом Президента РФ от 31 августа 1998 года;
- 2001 год - В Индии состоялся первый демонстрационный полет МиГ-21 бис UPG (МиГ-21 Бизон», МиГ-21-93).