Авиакалендарь России

Март (06.03-12.03)

6 марта

  • 1913 год - В городе Новониколаевск (сейчас это Новосибирск) Томской губернии родился Покрышкин Александр Иванович. Первый трижды Герой Советского Союза (май и август 1943 г., 1944 г.), маршал авиации (1972 г.), прославленный советский лётчик-истребитель, сбивший лично в ходе Великой Отечественной войны 59 самолетов противника;
  • 1921 год - Сформирована авиагруппа из 33 самолётов и 4 аэростатов для подавления Кронштадского восстания. Потом группа действовала против антоновского мятежа и в борьбе с басмачами;
  • 1937 год - В деревне Большое Масленниково Ярославской области, в крестьянской семье выходцев из Белоруссии родилась Терешкова Валентина Владимировна, лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, первая женщина в мире, совершившая полет в Космос на КК «Восток-6» (1963);
  • 1942 год -Выходят следующие Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны
№ 1396 Постановление. Об отмене постановления ГКО о постановке производства самолета 103 на заводе № 22 в Казани.
№ 1397 Постановление. О сохранении производства моторов М-88 на заводе № 29 в Омске.
№ 1399 Постановление. О выделении самолетостроительным и моторостроительным заводам НКАП 17 транспортных самолетов ПС-84.
№ 1400 Постановление. О премировании инженерно-технических работников и рабочих завода № 30. за каждый самолет Ил-2, выпущенный сверх плана.
№ 1401 Постановление. О ремонте самолетов ДБ-3 и ДБ-3Ф;
  • 1943 год - Выходит Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны: № 2984 Постановление. О выпуске самолетов и моторов заводами Наркомавиапрома;
  • 1944 год Выходит Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны: № 5328 Постановление. О введении новых названий авиационных моторов;
  • 1946 год - Приказом по Министерству авиационной промышленности (МАП) СССР было образовано ОКБ по гражданским и транспортным самолетам, главным конструктором которого был назначен O.K. Антонов. Деятельность ОКБ началась с разработки сельскохозяйственного самолета СХА-1, позже названного Ан-2;
  • 1960 год - В СССР сформирована первая группа космонавтов из двадцати военных летчиков. в 1960 году Сформирован первый отряд советских космонавтов (Группа ВВС № 1);
  • 1961 год - Принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР N 420-1741 о начале работ по созданию космического комплекса морской разведки (спутники типа "УС-А" и ракета-носитель типа "УР-200");
  • 1964 год - Состоялся первый полет опытного разведчика Е-155Р-1 (в серии МиГ-25Р), А.В. Федотов;
  • 1970 год - В соответствии с распоряжением Министра авиационной промышленности СССР от 6 марта 1970 года коллектив ОКБ Ильюшина приступил к созданию гражданской модификации самолета Ил-76Т. Это были практически такие же самолеты Ил-76, которые поставлялись ВТА, но без вооружения;
  • 1975 год - Состоялся первый полет ближнемагистрального пассажирского самолета Як-42 с ТРДД Д-36, А.Л.Колосов, Ю.В.Петров;
  • 1981 год - Первый полёт среднего военно-транспортного самолёта Ил-76МД, ОКБ Ильюшина;
  • 1997 год - Состоялся первый полёт первого серийного среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-204-120 №64027, ОКБ Туполева. Это модификация Ту-204-100 с английскими двигателями Роллс-Ройс RB.211-535E4. Сертифицирован в соответствии с НЛГС-3, ведутся работы по сертификации в соответствии с нормами JAR 25. В пилотажно-навигационном комплексе используется западная авионика (первоначально вариант с западной авионикой обозначался Ту-204-122). Интерьер пассажирского салона выполнен по западным нормам. Первым самолетом, переделанным под английские двигатели стал серийный Ту-204 ╧ 64006, самолет совершил первый полет с новыми двигателями в 1992 году. Серийное производство освоено на "Авиастаре";
  • 2001 год - На аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском командованию МО РФ были продемонстрированы модернизированные самолеты Су-27УБМ бортовой № 20 и Су-30КН бортовой № 302, которые к этому времени прошли этап летных испытаний, включая вылеты на применение вооружения. Показанный командованию МО РФ Су-27УБМ стал первым модернизированным строевым истребителем. Его доработка из серийного Су-27УБ заняла всего месяц. При этом на самолет было установлено около 50 новых приборов и устройств, что привело к увеличению веса БРЭО всего на 30кг. Су-30КН более дешёвый, усовершенствованный вариант истребителя Му-30МК.
7 марта

  • 1934 год - В ОКБ Туполева в секторе опытного самолетостроения ЦАГИ (КОСОС) закончили строительство первого экземпляра морского дальнего разведчика и торпедоносца МДР-4 (АНТ-27), а через три дня в разобранном виде отправили из Москвы в Севастополь, где находилось Морское отделение экспериментально-летных испытаний и доводки (МОЭЛИД) ЦАГИ. Там машину собрали, провели регулировку и подготовили к первому вылету;
  • 1942 год - Начались (по 2 апреля) контрольные испытания истребителя Як-1 (Зимний), ОКБ Яковлева. Самолёт Як-1 серийный номер 3855 с лыжами развил скорость 532 км/ч, что было меньше на 27 км/ч, чем у прошедшего ранее контрольные испытания однотипного серийного самолета с колесным шасси.
  • Это объяснялось, главным образом, увеличением аэродинамического сопротивления из-за неплотного прилегания лыж к крылу и увеличения полетной массы самолёта. Увеличение длины разбега и уменьшение длины пробега являлись следствием более высокого коэффициента трения лыж о снег, чем колес о землю. По технике пилотирования Як-1 с лыжным шасси и зимней окраской в основном не отличался от Як-1 с колесным шасси. Что же касается посадки, то она стала даже проще, так как в случае ошибок (например, посадки с креном на лыжи) самолёт почти не "козлил", как в случае с колесным шасси. К тому же противокапотажный угол стал больше, и составлял 28,5О. Поэтому опасность капотирования самолёта на пробеге, несмотря на более сильное торможение, практически полностью исключалась;
  • 1942 год - Первые части противовоздушной обороны страны получили почетные звания гвардейских. За проявленные личным составом отвагу и мужество в боях приказом НКО СССР 44-й истребительный авиационный полк был преобразован в 11-й, а 120-й—в 12-й гвардейские истребительные авиационные полки, 6-й истребительный авиаполк, сформированный в 1938 г. под Хабаровском, был преобразован в 18-й гвардейский истребительный авиаполк. В конце 1942 г. в состав полка была включена дополнительная эскадрилья французских летчиков "Нормандия". Ныне -18-й гвардейский Витебский дважды Краснознаменный ордена Суворова 2-й степени штурмовой авиационный полк "Нормандия - Неман", базирующийся в Октябрьском районе Приморья. В 2006 г. декретом президента Франции награжден Крестом кавалера ордена Почетного легиона;
  • 1943 год - Вышли Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны:
№ 2997 Постановление. Об увеличении дальности самолета Пе-2.
№ 2998 Постановление. Об увеличении дальности полета самолета Ил-2 АМ-38ф.
№ 2999 Постановление. О постройке самолета Ил-6 с дизельмоторами М-30Б.
№ 3001 Постановление. О перебазировании школ, училищ и ремонтных органов ВВС Красной Армии.
№ 3002 Постановление. О строительстве и монтаже радиомаяков, приводных радиостанций и радиопеленгаторных пунктов для ВВС КА и АДД;
  • 1953 год - Состоялся первый полет реактивного штурмовика Ил-40, В.К.Коккинаки. ИЛ-40 - первый в мире штурмовик с ТРД, разработанный в ОКБ имени Ильюшина. Самолет создан, как замена штурмовику Ил-10М. В первоначальной конфигурации имел боковые воздухозаборники, однако в ходе опытных стрельб выявилось попадание пороховых газов в двигатели. Самолет был модернизирован путем продления воздухозаборников до носовой части фюзеляжа. Началось внедрение в серию на Ростовском авиационном заводе (программа была прекращена в связи с отказом ВВС от штурмовой авиации);
  • 1959 год - Открытие регулярной пассажирской авиалинии Москва-Иркутск-Пхеньян на Ту-104;
  • 1985 год - Первый полёт учебно-боевого истребителя Су-27УБ, ОКБ Сухого. Су-27УБ - двухместный сверхзвуковой учебно-боевой истребитель, модификация самолёта Су-27. Строится серийно на АО "Иркут" (ИАПО) с 1986 г. Для поставок в страны дальнего зарубежья разработан экспортный вариант - Су-27УБК;
  • 1987 год - Состоялся первый полёт самолета-топливозаправщика Ил-78М. На самолёте отсутствует десантно-транспортное оборудование. Взлётная масса увеличена до 210 т. В 1987-1991 годах изготовлен 31 самолёт;
  • 1995 год - Вышло Постановление № 791 Правительства РФ «О проведении работ по использованию глобальной навигационной спутниковой системы »ГЛОНАСС« в интересах гражданских потребителей».
8 марта

  • 1910 год - Состоялся первый демонстрационный полёт русского авиатора в России. Его совершил одессит Михаил Никифорович Ефимов в своём родном городе на самолете Фарман названным "Фарман-2" (HF-2). Для 1910 года такой аэроплан считался уже устаревшим, и именно его Ефимов привез в Одессу с тем, чтобы совершить первый настоящий полет на самолете в России, и потом продать его Ксидиасу. Естественно, для Анри Фармана выгоднее было продавать устаревшие самолеты, и при том, большие по размеру, для лучшего впечатления ничего не сведущего покупателя. Именно этот самолет, а не "Фарман-4", как пишут во многих литературных источниках, стал первым в России пригодным для управляемых полетов летательным аппаратом тяжелее воздуха, совершившим полет (8 марта 1910 года.);
  • 1923 год - В Москве создается Общество друзей воздушного флота (ОДВФ) – первая в СССР массовая организация по развитию воздушного флота. Правопреемниками ОДВФ стали созданное 23 января 1927 г. Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству в СССР (ОСОАВИАХИМ), а затем Всесоюзное добровольное общество содействии армии, авиации и флоту (ДОСААФ). В 1991 г. создана Российская оборонная спортивно-техническая организация – РОСТО, продолжатель традиций ОСОАВИАХИМ-ДОСААФ;
  • 1940 год - Состоялся первый полет бомбардировщика типа «летающее крыло» ДБ-ЛК В.Н.Беляева;
  • 1941 год - В соответствии с постановлением Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) на базе ряда подразделений ЦАГИ образован Летно-исследовательский институт - ЛИИ. Ныне - АО "Летно-исследовательский институт имени М.М.Громова". Его возглавил легендарный летчик-испытатель, Герой Советского Союза Михаил Михайлович Громов;
  • 1942 год - Вышло Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны: № 1412 Постановление. О строительстве оперативных аэродромов и взлетно-посадочных полос для ВВС Красной Армии в 1942 году;
  • 1944 год - Состоялся первый полет серийного истребителя Як-3 с двигателем ВК-105ПФ2;
  • 1947 год - Первый показ фронтового бомбардировщика Ту-12 (получившего внутреннее обозначение – 77, Ту-77) в Тушино;
  • 1957 год - Начался второй этап заводских испытаний экспериментального истребителя-перехватчика Т-3, ОКБ Сухого;
  • 1991 год - Впервые на авиационных выставках в Маниле (Филиппины) и в Китае с демонстрационными полетами участвовали самолеты Су-25, Су-26М, Су-27, Су-27УБ, Су-28.
9 марта

  • 1915 год- У села Гузов близ Двинска (ныне Даугавпилс) летчик 4-го корпусного авиаотряда штаб-ротмистр Александр Александрович Казаков совершил второй в истории авиации воздушный таран. Русский авиатор таранил противника, ударив колесами по верхней поверхности вражеского аппарата. За этот подвиг бывший кавалерист был награжден Золотым Георгиевским оружием. В гражданскую войну А.А.Казаков - командир Славяно-Британского авиаотряда в Архангельске, майор Королевских воздушных сил, Награждён 3 британскими орденами: "За боевые заслуги", "Военный крест", "За летные боевые заслуги";
  • 1934 год - В городе Гжатск, ныне Гагарин Смоленской области родился Ю.А.Гагарин, первый в мире летчик-космонавт, полковник, Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда ЧССР (Чехословакии), Герой Социалистического Труда НРБ (Болгарии), Герой Труда СРВ (Вьетнама), кавалер высших орденов многих других стран и великих держав мира;
  • 1939 год - Подписано Соглашение об установлении регулярного воздушного сообщения между СССР и Китай;
  • 1961 год - Стартовал первый корабль, предназначенный для пилотируемых полетов (3КА), в его спускаемом аппарате в контейнере находилась собака Чернушка, а в катапультируемом кресле - манекен человека. Программа полета была выполнена: СА с собакой успешно приземлился, а манекен был штатно катапультирован;
  • 1972 год - В СССР началась регулярная коммерческая эксплуатация самолетов Ту-154. Именно в этот день лайнер Ту-154 рег. СССР-85016 совершил первый регулярный рейс с пассажирами на борту по маршруту «Москва—Минеральные Воды». Полет состоялся в день 49-й годовщины Аэрофлота;
  • 1977 год - Были утверждены тактико-технические требования к штурмовику Су-25. ОКБ представило заказчику эскизный проект самолета с двигателями Р-95Ш, модифицированным крылом и более совершенным прицельно-навигационным комплексом. С 11 по 24 мая прошла макетная комиссия с участием представителей заказчика и отраслевых институтов;
  • 1987 год - Состоялся первый полет по-самолетному сверхзвукового СВВП Як-141, пилот А.А. Синицын. Единственный в мире сверхзвуковой самолет вертикального и короткого взлета и посадки, опередивший Запад примерно на 15 лет. Первое висение - 29 декабря 1989г., первый полет по полному профилю - 13 июня 1990 г;
  • 2004 год– образовано ФАВТ – Федеральное агентство воздушного транспорта («Росавиация») взамен ГСГА – Государственной службы гражданской авиации.
10 марта

  • 1912 год - Начались испытания легкого многоцелевого самолета С-6А Сикорского;
  • 1924 год - КБ ГАЗ № 1 выдано задание на двухмоторный бомбовоз с двумя четырехсотсильными двигателями "Либерти", поэтому они получила обозначение 2Б-Л1 (двухмоторный бомбовоз с двигателями "Либерти" - первый). Самолет определялся именно как "бомбовоз" - название "бомбардировщик" в то время еще не вошло в практику. Первоначальное задание на 2Б-Л1, подразумевало, вес поднимаемого бомбового груза до 550-600 кг, заданная полезная нагрузка (экипаж, бензин, бомбы) в окончательном варианте составила 1100 кг. 15 ноября 1925 Яков Павлович Пауль поднял построенный на авиазаводе №1 бомбардировщик 2Б-Л1 (ЛБ-2ЛД, Б-1, ТБ-1), в воздух и совершил 20-минутный полет по кругу. В дальнейшем совместно с К.К.Арцеуловым провел испытания этого самолета;
  • 1928 год - НК УВВС КА утвердил ТТ на постройку двух типов штурмовых самолетов: одномоторного легкого скоростного и двухмоторного с усиленным бронированием. Проектирование двухмоторного тяжелого бронированного штурмовика под обозначением ТШ-Б (ТШ-1, заводское обозначение АНТ-17). было поручено ЦАГИ, а одномоторного ЛШ-1 - ЦКБ завода № 39 им В. Р. Менжинского;
  • 1940 год - Подписан приказ об образовании опытного конструкторского бюро «28 (ОКБ-28) НКАП во главе с Главным конструктором В.К. Грибовским. В этот период разрабатываются несколько эскизных проектов учебных самолетов, один из которых - одноместный тренировочный истребитель Г-28 (ТИ-28, Гр - Кречет).
  • 1940 год - На подмосковном аэродроме в Подлипках был проведен второй испытательный полет ракетоплана "РП-318-1" конструкции С.П.Королева с ЖРД Л.С. Душкина, пилотировал летчик-испытатель В.П.Федоров;
  • 1941 год - На Воронежском авиазаводе выпущен первый серийный штурмовик Ил-2 (лётчик-испытатель К.К. Рыков), авиазавод № 18 (г. Воронеж). К началу войны изготовлено 249 машин. Штурмовик получил достаточно много прозвищ, одними из них были:"Летающий танк"- так называли свое творение конструкторы, также среди немцев был известен как "Betonflugzeug" - "бетонный самолёт", из-за своей живучести или «летающая смерть»;
  • 1942 год - Главным инженером ВВС генерал-лейтенант авиации И.Ф. Петров утвердил заключение по эскизному проекту истребителя МиГ-11 с мотором АМ-37, в котором специалисты НИИ ВВС рекомендовали включить самолет в план опытного самолетостроения на 1942 г. Однако в дальнейшем, в связи с тем, что работы по двигателю АМ-37 были прекращены, на самолет решили установить новый мотор АМ-39. Также изменения коснулись и вооружения самолета;
  • 1954 год - Начался перелет советских десантных планеров Ц-25 и буксировщиках Ил-12Д в Арктику. Перелетом, в том числе и подготовкой к нему, руководил инспектор ВТА, опытный летчик А.А. Гирко, а помогал ему инспектор по технике пилотирования К.Егоров;
  • 1967 год – В ТМКБ «Союз» создана двигательная установка 11Д79 для запуска космических кораблей к планетам Солнечной системы;
  • 1987 год - Установлены мировые рекорды времени подъёма на высоту 9000 м (за 44.18 сек.) и 12000 м (за 55,54 сек.), лётчик-испытатель Н.Ф. Садовников на П-42 (самолет, переоборудованный в 1986 году из головного серийного Су-27- самолета Т10-15). Рекорды не превышены до сих пор.
11 марта

  • 1903 год - С.А. Чаплыгин защитил докторскую диссертацию «О газовых струях» – классический труд по газовой динамике (26 февраля ст.ст.). «Созданием этой изумительной роботы С.Л. Чаплыгин опередил мировую науку почти на 40 лет». Н.С. Аржаников.(С) Прим.: Сергей Алексеевич Чаплыгин - русский и советский механик и математик, один из основоположников современной аэромеханики и аэродинамики, академик Академии наук СССР, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки РСФСР.
  • 1910 год - Родился Константин Константинович Коккинаки (младший брат известного лётчика Владимира Константиновича Коккинаки. ), заслуженный летчик-испытатель КБ Микояна (16.03.1963), полковник, Герой Советского Союза (21.08.1964). Испытывал серийные И-153 и МиГ-3, Ил-2, Ил-12, Ил-18, И-340 (СМ-1) (19.04.1952), СМ-50П (МиГ-19ПУ) (май 1958), СМ-12ПМУ (август 1958), Е-6/2 (Миг-21/2) (15.09.1958), Е-6У/2 (МиГ-21У/2) (апрель 1961). Участвовал в испытаниях МиГ-17Ф, СМ-12, Е-66, Е-6Т (МиГ-21Ф-13), Е-7. Участник Великой Отечественной войны: в июне-августе 1941 - заместитель командира, командир 401-го истребительного авиационного полка (Западный фронт); совершил 98 боевых вылетов, лично сбил 4 и в группе 3 самолета противника;
  • 1935 год - В Москве основан Центральный Аэроклуб СССР (позже ЦАК им. В.П. Чкалова), ныне - ФГУП "Национальный аэроклуб России им. Чкалова";
  • 1940 год - Комитет Обороны при СНК СССР принял постановление о выделении из Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского командного, оперативного, штурманского факультетов и Курсов усовершенствования высшего начсостава в самостоятельную Военную академию командного и штурманского состава ВВС РККА с дислокацией в подмосковном г. Монино. С 1946 г. Военно-воздушная академия, с 1968 г. им. Ю. А. Гагарина. Из стен академии вышло 684 Героя Советского Союза и Российской федерации (в том числе 43 — дважды и один — И. Н. Кожедуб — трижды);
  • 1942 год - Вышло Постановление Государственного Комитета Обороны № 1425 « О строительстве взлетно-посадочной полосы на Иркутском аэродроме ГУГВФ»;
  • 1945 год - Вышло Постановление Государственного Комитета Обороны № 7785 « О строительстве в 1945 году на Дальнем Востоке взлетно-посадочных полос из металлических звеньев на аэродромах ВВС Военно-Морского Флота»;
  • 1946 год - На основании заключения комиссии по определению готовности к летным испытаниям головного серийного И-250 (МиГ-13, Н - истребитель с комбинированной силовой установкой)
  • заместитель наркома С Н Шишкин подписал приказ №104, разрешив начать летные испытания в соответствии с прилагаемой программой;
  • 1947 год - Планом опытного самолетостроения на 1947 год, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 11 марта 1947 года ОКБ во главе с М.Р. Бисноватым сформированном на заводе № 293 МАП поручено строительство экспериментального самолёта новой аэродинамической схемы для исследования в полёте ее характеристик и освоения техники пилотирования на скоростях до числа М=1,1. Самолёт, получивший обозначение "5", должен был иметь перспективную аэродинамическую компоновку с крылом стреловидностью 45 градусов и профилями ЦАГИ 12045bis и П2(2М). Силовой установкой его являлся только что форсированный конструктором Душкиным ЖРД РД-2МЗВФ с тягой 2000 кг, поскольку более мощного (особенно на больших высотах, где достичь скорости звука проще) пока не было;
  • 1947 год - Постановлением СМ СССР от 11 марта 1947 года и приказом МАП от 16 апреля 1947 года был утвержден план опытного самолетостроения на 1947 год, обязавший главного конструктора и директора завода №134, среди прочих заданий, спроектировать и построить пикирующий учебно-тренировочный бомбардировщик на базе УТБ с двумя моторами АШ-21. Самолёт построить в одном экземпляре и сдать но государственные испытания в октябре месяце 1947 года. После постройки самолёт получил обозначение УТБ-2 (пикирующий);
  • 1947 год - Постановлением СМ СССР от 11 марта 1947 года и приказом МАП от 16 апреля 1947 года был утвержден план опытного самолетостроения на 1947 год, обязавший главного конструктора и директора завода №134, среди прочих заданий, спроектировать и построить артиллерийский разведчик-корректировщик с двумя моторами АШ-82М. Самолет построить в двух экземплярах и сдать 1-й экземпляр на государственные испытания в сентябре месяце 1947 года. После постройки самолёт получил обозначение Су-12;
  • 1947 год - Постановлением СМ СССР от 11 марта 1947 года на ОКБ С.В. Ильюшина возлагалась задача создания нового штурмовика с несколько повышенными (по сравнению с Ил-10) летными данными, более мощным пушечным и ракетным вооружением, улучшенным обзором и бронированием. В конце 1947 г. конструкторы завершили разработку одномоторного бронированного двухместного штурмовика с двигателем жидкостного охлаждения МФ-45ш. Использовалась оригинальная компоновочная схема, которая обеспечивала отличный обзор вперед-вниз. Неординарным было и пушечное вооружение. После постройки самолёт получил обозначение Ил-20;
  • 1947 год - Планом опытного самолетостроения на 1947 год, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 11 марта 1947 года и приказом МАП от 26 апреля 1947 года ОКБ Сухого предписывалось: «... Построить и сдать на государственные испытания: ... фронтовой истребитель с двумя турбореактивными двигателями ТР- 1А т. Люлька с тягой 1500 кг или Дервент-V (модификация истребителя с двигателями РД-10). Самолет построить в одном экземпляре и сдать на государственные испытания в августе 1947 года...» Во второй декаде апреля 1947 года самолет, получивший обозначение "ЛК" или Су-11 (первый), был собран и 11 мая перевезен на аэродром ЛИИ МАП;
  • 1947 год - Постановлением Совета Министров СССР № 493-192 коллективу ОКБ-155, возглавляемому А.И.Микояном, была поручена разработка двухместной модификации самолета МиГ-9. В соответствии с утвержденным заданием новый учебно-тренировочный истребитель должен был иметь максимальную скорость 890 км/ч у земли и 900 км/ч на высоте 5000 м, которую машина должна была набирать за 5,0 мин. Дальность на высоте 10000 м при полете со скоростью 700 км/ч была определена в 500 км, практический потолок - 13000 м. Длина разбега и пробега должна была составлять соответственно в 895 м и 725 м. Машину требовалось предъявить на государственные испытания в марте 1947 г. После постройки самолёт получил обозначение И-301Т или МиГ-9УТИ. А также поручена разработка фронтового истребителя с герметической кабиной, он должен был иметь весьма высокие лётные характеристики: максимальную скорость 1000 км/ч у земли и 1020 км/ч на высоте 5000 м. Время подъёма на высоту 5000 м - 3,2 мин, практический потолок 13000 м и дальность 1200 км при полёте на высоте 10000 м с наивыгоднейшей скоростью. Разбег должен был составлять 700 м, а пробег 800 м. Его вооружение должно было состоять из трёх пушек: одной 45-мм и двух 23-мм. Кроме этого, вместо подвесных топливных баков предусматривалась возможность размещения бомбовой нагрузки в 200 кг. На новой машине планировалось установить один из закупленных реактивных двигателей "Нин". После постройки самолёт получил обозначение И-310 или МиГ-15 и заводской шифр "С";
  • 1947 год - Постановлением Совета Министров СССР на Яковлевское ОКБ-115 возлагалось создание фронтового истребителя с двигателем "Дервент-V" (тяга 1625 кгс) и прямым крылом. После постройки самолёт получил обозначение Як-23. В дополнительном приказе министра авиапромышленности, связанному с подготовкой воздушного парада 1947 г., Яковлеву предписывалось "... закончить постройку Як-23 к 15 июня и летную отработку к 30 июля";
  • 1947 год -Постановлением Совета Министров СССР на ОКБ Лавочкина возлагалось истребителя-перехватчика под двигатель "Дервент". После постройки самолёт получил обозначение "174" или Ла-15;
  • 1947 год - Вышло Постановление СМ СССР №493-192 о постройке самолета "А" (в ОКБ эту амфибию назвали "Аннушка"), будущей Бе-8. 11 февраля 1948 г. Цепилов и Чернецкий впервые подняли самолет Бе-8 с суши и совершили на нем 20-минутный полет;
  • 1947 год - Постановлением Совета Министров СССР ОКБ Туполева поручались проектирование и постройка дальнего бомбардировщика "69" - Ту-8. "69-й" создавался из самолета-торпедоносца "62Т";
  • 1954 год - Вышло совместное партийно-правительственное постановление, в соответствии с которым ОКБ А.Н.Туполева поручалось разработать на базе бомбардировщика Ту-95М самолет-носитель Ту-95К для ракетного комплекса К-20. Сверхзвуковая крылатая ракета (КР) большой дальности Х-20, входящая в комплекс, разрабатывалась в ОКБ А.Н.Микояна. Она размещалась под фюзеляжем самолета в полуутопленном положении и предназначалась для поражения как наземных, так и морских целей;
  • 1957 год - Экипаж во главе с летчиком-испытателем Д.В.Зюзиным поднял опытный самолет Ту-110 в первый полет. Испытания самолета прошли без каких-либо происшествий, и самолет можно было передавать в серию и выпускать на линии ГВФ и поставлять на экспорт. В начале 1957 года опытный самолет был собран и передан на заводские испытания;
  • 1982 год - Установлен мировой рекорд по подъему на максимальную высоту 5626 м и по скорости подъема на высоту 3000 м - 8 мин. 19 с, Т.И. Зуева и Н.И. Еремина на Ка-26;
  • 1987 год - Установлены мировые рекорды скороподъемности на высоту 12000 м и высоту 15000 м летчиком-испытателем Н.Ф. Садовниковым на самолете П-42; На старте самолет с помощью специального троса и электронного замка подцеплялся к мощному гусеничному тягачу, защищенному от воздействия раскаленных газов массивной бронеплитой, который выезжал на ВПП и своим многотонным весом сдерживал П-42 от преждевременного страгивания;
  • 1992 - Зарегистрирован клуб женщин лётных специальностей «Авиатриса».
12 марта

  • 1892 год - В Санкт-Петербурге была передана самая первая радиограмма передатчиком, сконструированным физиком Александром Поповым;
  • 1906 год - Родился Жданов Константин Иванович, российский конструктор воздушных винтов. Заслуженный изобретатель России (1970). В 1939-72 главный конструктор ОКБ в г. Ступино Московской обл. Руководил разработкой воздушных винтов изменяемого шага и вспомогательных силовых установок. Винты его конструкции установлены на многих отечественных самолетах. Ленинская премия (1958). Государственная премия СССР (1946).
  • 1914 год - Аэроплан С-12, конструктора И.И. Сикорского, испытанный летчиком Г.В. Янковским, показал прекрасные летные качества. Просуществовал аппарат недолго - 6 июня 1914 г. Янковский в одном из полетов ошибся в пилотировании и разбил машину. Однако летные качества самолета оказались столь впечатляющими, что именно в день аварии два новых С-12 включили в контракт, заключенный Военным ведомством с Акционерным обществом РБВЗ на поставку 45 "легких" самолетов Сикорского;
  • 1916 год - УВВВФ России приняло решение о создании истребительной авиации в стране. Началось формирование трёх первых (2-й, 7-й и 12-й) истребительных авиаотрядов. На фронте они появились в конце мая — начале июня 1916 года;
  • 1917 год - Состоялся первый полёт учебно-тренировочного самолёта П-IV конструкции Пороховщикова. Особенностью П-IV являлась простота его сборки-разборки и регулировки, возможность отключения второго управления, а также установки различных ротативных двигателей мощностью 50, 60, 70 и 80 л.с. Гондола экипажа, с размещением ученика и инструктора друг за другом, вынесена вперед, двигатель с толкающим винтом;
  • 1939 год - В управлении ВВС утверждён доработанный макет бронированного истребителя ОКО-6 с двумя моторами М 88, ОКБ Таирова;
  • 1940 год - Состоялся первый полет стратосферного БОК-15 с гермокабиной, лётчик-испытатель А.Б.Юмашев. К числу достижений отечественной авиации по праву принадлежат разработки Бюро особых конструкций, возглавляемого Владимиром Антоновичем Чижевским. Под его руководством были созданы и герметичная гондола стратостата "СССР", впервые в мире поднявшего человека на высоту 19 километров, и высотные самолеты с гермокабинами серии "БОК", покорившие стратосферу;
  • 1945 - Начались (по 25 апреля) войсковые испытания на боевое применение дальнего истребителя Як-9ДД, ОКБ Яковлева;
  • 1965 год - На вертолете Ми-4 был установлен мировой рекорд по подъему груза в 2 т на высоту 6369 м.;
  • 1968 год - Вышло совместное решение МАП и ВВС о разработке Ан-26. Взлётную массу новой машины предстояло довести до 24 т, в связи с этим создателям самолёта пришлось усилить крыло и применить двигатели АИ-24ВТ с взлетной мощностью 2820 э.л.с. Для повышения проходимости использовали опытные колеса КТ-157 с высокопрофильными шинами. Новая хвостовая часть фюзеляжа увеличивала аэродинамическое сопротивление самолета, и предстояло найти пути его снижения. Аэродинамики фирмы предложили установить в районе хвостового люка гребни. Форму и размеры гребней, а также место их расположения определили во время аэродинамических продувок, используя фанерные пластинки, прикрепленные к модели самолета с помощью пластилина. Еще одной задачей аэродинамиков стало определение нагрузок, действующих в полете на сдвинутую под фюзеляж рампу. Проведенные исследования позволили найти оптимальное положение рампы, при котором на нее действовали минимальные нагрузки даже при скольжении самолета с углом до 200;
  • 1984 год - Завершены испытания самолета Су-17М4 с управляемыми ракетами Х-25МП и Х-58У;
  • 1999 год - На аэродроме ЛИИ состоялся первый полёт многоцелевого истребителя Су-30МКК, ОКБ Сухого, созданного специально для Китая. По программе Су-30МКК в ОКБ Сухого в начале 1999 года был доработан первыи прототип Су-30 - опытный самолет Т-10ПУ-5 (с синим бортовым номером "05").