Авиакалендарь России

Декабрь (01.12-10.12)

1 декабря

  • 1880 год - Группа членов Императорского Русского Технического Общества обратилась в Совет ИРТО с предложением создать в составе ИРТО воздухоплавательный отдел;
  • 1918 год - Решением ВСНХ (Высший Совет народного хозяйства) по инициативе профессоров Московского университета Н.Е.Жуковского, С.А.Чаплыгина и П.П.Лазарева в Москве основан Центральный аэрогидродинамический институт – ЦАГИ, который возглавил Н.Е.Жуковский, его помощник и начальник авиационного отдела - А.Н. Туполев. Заведующим общетеоретическим отделом стал В.П. Ветчинкин, заведующим отделом винтомоторной группы - Б.С. Стечкин. Отдел разработки и изучения конструкции возглавил Н.И. Иванов, отдел ветряных двигателей - Н.В. Красовский. Позднее был создан летный отдел под руководством А.Н. Вегенера. Впервые в истории мировой науки была создана исследовательская организация, в которой результаты научного поиска воплощались в конкретных летательных аппаратах. На базе института выросла авиационная промышленность государства, были организованы смежные научно-исследовательские институты и конструкторские бюро, выросло не одно поколение выдающихся ученых и конструкторов. В работах ЦАГИ были заложены теоретические и практические основы различных авиационных дисциплин;
  • 1922 год - При ГУ ВФ учреждена Инспекция Гражданского воздушного флота, на которую была возложена разработка общих проблем по развитию гражданской авиации в стране и технический надзор за её деятельностью;
  • 1924 год - В Ленинграде открылся первый в стране музей авиации и космонавтики;
  • 1940 год - Состоялся первый полет опытного высотного истребителя И-28 (ОКБ "Як"). Примечание:
  • Опытный истребитель И-28 с двигателем М-105ПД, иначе называвшийся "Як-5 образца 1940 года" (До присвоения И-28 наименования Як-5 в заводских и некоторых других документах он именовался также "самолет N28", И-28-H, И-28-В, И-26В (высотный))., являлся высотным истребителем-перехватчиком и предназначался для использования в системе ПВО. И-28 спроектировали и построили с 10 июля по 29 октября 1940 г., т.е. за три с половиной месяца. Hа нем был установлен опытный двигатель М-105ПД с нагнетателем Э-100 конструкции В.А. Доллежаля;
  • 1949 год - Состоялся первый полет дальнего бомбардировщика «80» (Ту-80) с двигателями АШ-73КФН, экипаж Ф.Ф.Опадчего. Этот дальний четырехмоторный тяжелый бомбардировщик был промежуточным типом для перехода к Ту-85. Серийно не выпускался; в 1949 году состоялся первый полет дальнего бомбардировщика «80» (Ту-80) с двигателями АШ-73КФН, экипаж Ф.Ф.Опадчего. Этот дальний четырехмоторный тяжелый бомбардировщик был промежуточным типом для перехода к Ту-85. Серийно не выпускался;
  • 1953 год - Создана 1-я Особая армия ПВО для защиты Москвы с воздуха;
  • 1967 год - Начались летные испытания головного самолета Як-28Р и продлились до 30 октября 1967 года;
  • 1970 год - Первый полёт Ту-143. Ту-143 «Рейс» - советский разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА). Предназначен для ведения тактической разведки в прифронтовой полосе на глубине 60 - 70 км путём фотографирования и телевизионной разведки площадных целей и отдельных маршрутов, а также наблюдением за радиационной обстановкой по маршруту полёта;
  • 1973 год - Состоялся первый полёт первого опытного самолёта Су-17М2 (С-32М2, С-42)(руководитель бригады испытателей А.И.Марченко);
  • 1973 год - Аэрофлот начал ребрендинг: впервые авиакомпания унифицировала окраску всех типов самолётов. Появилась знаменитая классическая ливрея. На боковых поверхностях фюзеляжа нанесено название «Аэрофлот» и ее эмблема в виде крылатых серпа и молота. Вдоль фюзеляжа – темно-синяя широкая полоса, которую снизу дублирует узкая. В носовой части фюзеляжа указывается тип воздушного судна, на киле – флаг Советского Союза, под флагом – регистрационный номер (аналогичные трафареты на плоскостях крыльев);
  • 1990 год - Лётчики 235 втап совершили на Ан-124 кругосветный перелёт (с промежуточными посадками) по маршруту Австралия - Южный полюс - Северный полюс - Австралия (50005 км за 78 ч. 16 мин.), попутно установив 7 мировых рекордов скорости; в 1990 году начало кругосветного перелёта лётчиками 235-го военно-транспортного авиационного полка (с промежуточными посадками) по маршруту Австралия - Южный полюс - Северный полюс - Австралия на самолёте Ан-124 под руководством Л.В.Козлова (50005 км за 78 ч. 16 мин.), попутно установив 7 мировых рекордов скорости;
  • 1998 год - Принято распоряжение правительства об использовании самолётов Ан-124 "Руслан" или Ан-225 «Мрия» в рамках проекта "Воздушный старт".
2 декабря

  • 1923 год - На заводе №2 "Икар" (ныне ММПП "Салют") собран первый отечественный авиамотор М-5-400 конструкции завода "Икар";
  • 1936 год - При начальнике Главном управлении гражданского воздушного флота образован Совет гражданского воздушного флота;
  • 1940 год - Первый полет ближнего бомбардировщика Су-2 с мотором М-88Б - Су-2 - легкий бомбардировщик, который представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом. Самолет имел бомбовую нагрузку 1000 кг, сильное стрелковое вооружение (шесть пулеметов). Пулемёты имели калибр 7,62, что не являлось для начала ВОВ "сильным" вооружением, причём для обороны (основное назначение стволов на бомбардирвщике) использовался только один пулемёт, что и объясняло высокие потери Су-2 на фронте, что не мешает до сих пор спорить на тему Ил-2 или Су-2. С 1940 г. АНТ-51 стали выпускать серийно под обозначением ББ-1 (ближний бомбардировщик первый), а вскоре ему присвоили наименование Су-2. От опытных самолетов серийные отличались только конструкцией фюзеляжа, который вместо цельнометаллического стал деревянным. В период Великой Отечественной войны подразделения Су-2 действовали на самых разных участках фронта. Последние серии самолета оснащались более мощными моторами М-82 (в этом варианте самолет имел обозначение Су-4). В 1942 г. производство Су-2 прекратили. Всего было построено 877 самолетов Су-2 и Су-4;
  • 1943 год - Первый полёт опытного высотного истребителя-перехватчика И-221 (2А) ОКБ "МиГ";
  • 1944 год -Начались испытания первых отечественных самолетов-снарядов с ПуВРД конструкции В.Н.Челомея на самолетах Пе-2 и Ту-2;
  • 1961 год - Лётчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин совершил первый полёт на опытном Су-7 (с тактической ракетой малой дальности С-25Л);
  • 1970 год - В.Г.Мухин выполнил первый полёт по самолетному на самолёте вертикального взлета и посадки Як-38 (Як-36М до 1976 года). Это был второй опытный экземпляр (№25), свободное висение было выполнено 22 сентября 1970 года на первой опытной машине (№05);
  • 1971 год - На воружение ВМФ принят корабельный вертолёт Ка-25.
3 декабря

  • 1870 год - В Санкт-Петербурге создано Русское общество воздухоплавания, просуществовавшее лишь около двух лет. Позже на территории Российской империи, по инициативе великого русского химика Дмитрия Ивановича Менделеева, был создан отдел воздухоплавания при Русском техническом обществе (1880);
  • 1930 год - Образован институт авиационных моторов (с 1932-го - Центральный институт авиационного моторостроения им. Петра Ионовича Баранова - ЦИАМ) - единственная в России научно-исследовательская организация, осуществляющая полный спектр комплексных исследований и разработок в области авиационного двигателестроения – от фундаментальных исследований до совместной работы с ОКБ по созданию, доводке и сертификации новых двигателей, а также научного сопровождения их эксплуатации по надёжности и отказам;
  • 1931 год - Состоялся первый полёт комбинации самолётов “Звено-1” конструкции Владимира Сергеевича Вахмистрова. На ТБ-1 лётчик-испытатель Адам Иосифович Залевский и второй пилот лётчик-испытатель Андрей Родионович Шарапов. На И-4 - Валерий Павлович Чкалов и Александр Фролович Анисимов. Опыт был признан удачным и полёты продолжились. Боевое крещение «Звена» состоялось 26 июля 1941-го, когда после ряда неудач обычных бомбардировщиков, безуспешно пытавшихся разбомбить Мост Карла I на Дунае, было решено использовать эти "авианосцы", и для проверки было дано задание разбомбить нефтехранилище в Констанце. Задание было успешно выполнено - цель поражена без потерь. В ходе авиаудара истребители-бомбардировщики отсоединились с грузом бомб от носителей на расстоянии 40 км от цели и после поражения цели вернулись на аэродром в Одессе, где дозаправились и отправились в Евпаторию своим ходом.;
  • 1948 год- Бе-8 совершил свой первый полет с воды продолжительностью 25 мин. Поднял амфибию в воздух экипаж в составе летчика-испытателя М.В. Цепилова и бортмеханика Д.Я. Чернецкого;
  • 1950 год - Завершились Государственные испытания поршневого двигателя АИ-14Р конструкции А.Г.Ивченко. Поршневой двигатель воздушного охлаждения АИ-14 (М-14) разработан в ОКБ-478 А.Г.Ивченко для многоцелевого самолёта Ан-14. Главным конструктором по двигателю был назначен И.М.Веденеев. При проектировании был учтён опыт создания опытных двигателей М-48 и М-49. Серийное производство организовано на Воронежском механическом заводе. АИ-14 представляет собой поршневой 9-цилиндровый однорядный звездообразный двигатель. Охлаждение воздушное;
  • 1963 год - Задана разработка проекта Т-4 (100). «Сотка» - ударно-разведывательный бомбардировщик-ракетоносец ОКБ Сухого. Предназначался для уничтожения авианосных ударных групп противника и ведения стратегической разведки ("убийца авианосцев"). Традиционно в КБ Сухого, воссозданном в 1953 году, программы проектирования разделялись на две группы: «программа Т» («треугольное крыло») и «программа С» («стреловидное крыло») - отсюда и происходят индексы опытно-экспериментальных самолётов. Название "сотка" («изделие 100») получил также за взлётный вес, около 100 тонн. Иногда его ошибочно называют Су-100;
  • 1982 год - Женский мировой рекорд подъёма максимального груза на 2000 м - 25110 кг; лётчик-испытатель Инна Андреевна Копец на Ми-26 с двигателями Д-136. Ми-26 - самый большой в мире вертолёт среди серийно выпускаемых. Полезная нагрузка составляет до 22 000 кг. Диаметр несущего винта - 32 м. В 1982 году Ми-26 установил 5 рекордов грузоподъёмности. Например, груз в 10 000 кг он поднял на высоту 6400 м, 25 000 кг - на 4100 м.
4 декабря

  • 1937 год - Начались наземные огневые испытания ракетоплана РП-318-1 конструкции С.П.Королева. В течение 1937 — 1938 гг. было проведено 30 таких испытаний;
  • 1947 год - Начались испытания двигателя ТР-3 конструкции А.М.Люльки;
  • 1957 год -На серийном авиазаводе №126 в Комсомольске-на-Амуре собраны первые 4 серийных фронтовых истребителей Су-7;
  • 1969 год - Принят на вооружение Ту-16К-26, Приказом Министра обороны СССР ракета КСР-5 была принята на вооружение в составе ракетного комплекса К-26. Комплекс К-26 был совмещен с уже состоявшими на вооружении аналогичными комплексами К-11-16 и К-10;
  • 1990 год - Окончание кругосветного перелета (50005 км за 72 часа 16 мин 15 с, 7 мировых рекордов) Ан-124 «Руслан» с ТРДД Д-18Т через два полюса Земли с тремя промежуточными посадками.
5 декабря

  • 1914 год - В России появился первый авиационный генерал, им стал Михаил Васильевич Шидловский (1856-1918), организатор производства автомобилей Руссо-Балт, основатель стратегической авиации в России. Родился в Воронежской губернии в дворянской семье. Окончил Морской кадетский корпус, Александровскую военно-юридическую академию, подал в отставку и служил в Государственной канцелярии, а затем в Министерстве финансов, где стал членом Совета. Действительный статский советник. В 1980-е был избран членом, а затем Председателем правления РБВЗ. Был его основным владельцем. Под руководством завод Шидловского стал одним из ведущих машиностроительных предприятий страны, вагоны которого покупались в России и за границей. В русско-японскую войну 1905 открыл отделение по постройке обоза. На его основе в 1908 организовал автомобильное отделение, ставшее к 1913 ведущим производителем легковых и грузовых автомобилей для России. В 1915 приступил к строительству в Филях под Москвой Русско-Балтийского автомобильного завода (ныне завод им. Хруничева). Осенью 1910 открыл при РБВЗ авиационное отделение, переведенное в 1912 в Петербург. Управляющим и главным конструктором этого отделения назначил Игоря Ивановича Сикорского (1889-1972), выдающегося авиаконструктора ХХ века, создавшего здесь не имевшие аналогов за рубежом воздушные гиганты «Русский Витязь» и «Илья Муромец», первые отечественные истребители и штурмовик. В 1914 Шидловский убедил Николая II и военного Министра объединить все тяжелые самолеты в единую Эскадру воздушных кораблей. Это было первое в мире соединение стратегической авиации под командованием генерал-майора М.В.Шидловского.. В декабре 1914 года Шидловский по приказу императора призывается на действительную военную службу с присвоением звания генерал-майор и назначается начальником эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». Созданная специально для использования слабостей центральных держав в воздушном пространстве на восточном фронте, эскадра Шидловского стала уникальным подразделением. Впервые эскадра была использована в бою 15 февраля 1915 года, когда она поднялась с базы в Jablonna (Польша) и нанесла удар по германской военной базе в Восточной Пруссии. С этого времени и до революции ноября 1917 года, эскадра Шидловского нанесла более 400 ударов по Германии и региону Балтики;
  • 1937 год - Первый полет штурмовика П.Д.Грушина «Тандем-МАИ» (МАИ-3), выполненного по схеме моноплан-тандем, пилот П.М.Стефановский;
  • 1941 год - В НПП «Аэросила» коллективом Ступинского ОКБ разработан и запущен в серию воздушный винт прямой схемы АВ-5ЛВ-139 для Пе-2. Винт был надежен в работе, конструктивно прост и по своим характеристикам в полной мере соответствовал требованиям самолетчиков. Ступинский винт заменил на самолете лицензионный винт ВИШ-61, производимый московским заводом №28. Став основным фронтовым бомбардировщиком, этот самолет с моторами М-105 В. Я. Климова и вышеупомянутыми ступинскими винтами производился в больших количествах. Всего было выпущено свыше 11 тысяч Пе-2 и в два раза большее количество воздушных винтов;
  • 1948 год - Первый полёт совершил тяжёлый штурмовик Ил-20 с двигателем М-47; лётчик-испытатель В.К. Коккинаки;
  • 1951 год - Начало оформления радиотехнических войск ПВО в отдельный род войск ПВО;
  • 1959 год - На серийном заводе собраны первые 5 серийных истребителей-бомбардировщиков Су-7Б;
  • 1963 год - Открыта регулярная авиалиния Москва - Карачи ( Пакистан) на Ил-18;
  • 1985 год - Первый полет серийного МиГ-29УБ на Нижегородском авиазаводе "Сокол";
  • 1985 год - Спущен на воду первый советский авианосец, расчитаный на приём классических самолётов (тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ СССР «Тбилиси», позже - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов»);
  • 2000 год - Выдан сертификат типа Ту-334 и Бе-200;
  • 2017 - В ЛИИ им. М.М. Громова совершил первый полет новейший российский истребитель пятого поколения Т-50 с двигателем 2-го этапа («изделие 30»), пилотирвал Сергей Богдан.
6 декабря

  • 1862 год - Императором Александром II утвержден проект создания ракетного завода в Николаеве, который был представлен ученым-артиллеристом Константином Ивановичем Константиновым. В 1867 году генерал-лейтенант Константинов будет назначен командиром завода и станет лично руководить его строительством, монтажом и наладкой оборудования. Испытания первых выпущенных заводом ракет пройдут в 1871 году вскоре после смерти ученого;
  • 1940 год - Образована Радиотехническая эскадрилья ГВФ, на её базе в октябре 1947 года создано Рижское авиационное училище спецслужб гражданской авиации;
  • 1941 год - Первыми в ВВС гвардейскими авиаполками стали 29, 129, 155 и 526-й истребительные авиаполки (соответственно командиры — майоры Алексей Павлович Юдаков, Юрий Михайлович Беркаль, Алексей Филиппович Шпак, Пётр Максимович Метелкин), 215-й штурмовой (майор Леонид Давыдович Рейно) и 31-й бомбардировочный (подполковник Фёдор Иванович Добыш) авиаполки;
  • 1944 год - Постановление Государственного Комитета Обороны № 7082 « О мероприятиях по слиянию Авиации дальнего действия с Военными воздушными силами Красной Армии»;
  • 1948 год - Первый полет штурмовика-бомбардировщика Ил-20 с двигателем МФ-47;
  • 1956 год - Летчик НИИ ВВС Н.И.Коровушкин достиг на самолете МиГ-19СВ высоты 20740 м;
  • 1969 год - С полигона Капустин Яр был произведен запуск ракеты с помощью которой был проведен первый испытательный полет экспериментального гиперзвукового летательного аппарата "Бор-2". "Бор-2" - создан в ЛИИ (руководитель В.В.Уткин), модель в масштабе 1:3 многоразового КК создаваемого в рамках программы "Спираль";
  • 1980 год - 1980 года, вышел Приказ МО СССР от 06.12.1980г. "О принятии на вооружение самолета Ту-142М". Ранее вышло Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР от 19.11.1980г. звучавшее так: "О принятии на вооружение ВМФ дальнего противолодочного самолета Ту-142М";
  • 1991 год - Постановление об образовании Межгосударственного авиационного комитета (МАК) - уполномоченный межгосударственный орган регулирования отношений в области авиации и использования воздушного пространства. Является правопреемником Госавианадзора СССР, Госаэронавигации и частично Министерства гражданской авиации СССР. В 1992 г. зарегистрирован Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) как международная неправительственная организация. Объединяет 12 государств бывшего СССР;
  • 1996 год - Презентация боевого вертолёта Ка-52 «Аллигатор» с ТВлД ТВЗ-117ВМА. Ка-52 — всепогодный боевой вертолёт. В отличие от Ка-50 фюзеляж имеет расширенную носовую часть и двухместную кабину экипажа, в которой места пилотов расположены рядом друг с другом. Пилоны с держателями для ракет расположены по бокам фюзеляжа. Общая масса средств поражения составляет 2000 кг. На вертолёте имеются два двигателя мощностью 4400 л.с. Кабина вертолёта бронирована. Бортовое электронное оборудование позволяет осуществлять пилотирование, навигацию, решение боевых задач круглосуточно в любое время года.
7 декабря


  • 1916 год - Приказом начальника штаба Верховного Главнокомандования №1632 от 24 ноября (7 декабря н.ст.) 1916 года координация деятельности личного состава частей по технической эксплуатации летательных аппаратов возложена на управление Полевого Генерал-Инспектора Военно-воздушного Флота, т.е. сформировалась технико-эксплуатационная служба. С этого момента, как указано в приказе ГК ВВС 2000 г. №370, и идёт отсчёт деятельности управления технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения ВВС. День инженерно-авиационной службы Военно-воздушных сил ВКС России;
  • 1931 год - Правительством СССР было принято положительное решение о проектировании и постройке самолёта для побития самых престижных авиационных рекордов. С этим предложением к Сталину обратился авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев;
  • 1936 год - На митинге рабочих авиазавода им.Менжинского провозглашен призыв: "Страна социализма должна иметь 150 000 лётчиков!";
  • 1940 год - Приказом НКО № 0365 от 26.12.1940 г. введено новое наименование боевых самолетов (по сокращенным фамилиям главных конструкторов с нечетными порядковыми номерами для истребителей, четными — для бомбардировщиков). Истребители Яковлева — Як-1, -3, -5; Микояна и Гуревича — МиГ-1, -3; Лавочкина, Горбунова и Гудкова — ЛаГГ-1, -3; бомбардировщики Петлякова — Пе-2; Ермолаева — Ер-2; Яковлева — Як-2, -4; Сухого — Су-2; Архангельского — Ар-2; Ильюшина — Ил-2;
  • 1950 год - Вертолет Ка-10 впервые в отечественной авиации ВМФ совершил посадку на палубу крейсера «Максим Горький». Ка-10 - корабельный вертолет. Морской авиации был необходим малогабаритный вертолет, не требующий переделки корабельных палуб. Таким вертолетом и стал Ка-10. В 50-е годы 20 века Ка-10 был единственным в мире вертолетом, использовавшимся для связи между кораблями;
  • 1959 год - Начались Государственные совместные испытания истребителя-бомбардировщика Су-7Б (С-22);
  • 1976 год - Первый полет второго опытного самолета с некоторыми изменениями в конструкции (Т-8-2) (Су-25), пилот В.С.Ильюшин;
  • 1994 год - Первый полёт ещё одного "Грача" - многоцелевого транспортного Т-101. Он должен был стать «преемником» труженика Ан-2;
  • 1999 год - Первый полет УТС МиГ-АТ с первой российской цифровой электродистанционной системой управления (ЭДСУ), пилот В.М.Горбунов.
8 декабря


  • 1914 год - Командующий 6-й армией приказом № 90 объявил специальную инструкцию, на основании которой и была организована воздушная оборона Петрограда и его окрестностей. Её начальником стал генерал-майор Георгий Владимирович Бурман. 8 декабря 1914 года "Инструкция по воздухоплаванию в районе 6-й армии" была введена в действие, в соответствии с которой впервые была организована воздушная оборона крупного центра страны, тогда столицы России - г. Петрограда. С 2004 года отмечается как День Войск противовоздушной обороны России;
  • 1936 год - Установлен мировой рекорд высоты с грузом 10 т для гидросамолетов - 1942 м, Т.В.Рябенко на АНТ-22. Чуть позже с летчиком Д.Н.Ильинским впервые поднял на АНТ-22 в воздух груз весом 13000 км. Поднял в небо АНТ-22 (МК-1) (8.08.1934), АНТ-27 (МДР-4) (март 1934), АНТ-27бис (МТБ-1) (29.10.1934), АНТ-44 "Чайка" (МТБ-2) (19.04.1937), МДР-7 (23.07.1940). Проводил испытания гидросамолетов МБР-2 (1932), Р6-2М17 (1933), МБР-5 (1936);
  • 1939 год - День рождения ОКБ "МиГ" (сейчас РСК МиГ), в СССР образовано самолётостроительное ОКБ "МиГ";
  • 1954 год - Основание 150-го авиационного ремонтного завода, ныне ФГУП "150-й Авиационный ремонтный завод" Минобороны России, около полувека занимается ремонтом авиационных двигателей.
  • 1960 год - Завершено серийное производство самолета Су-7 на заводе им. Гагарина (КнААПО)
  • 1977 год - Начались Государственные совместные испытания фронтового бомбардировщика Су-24М (Т-6М);
  • 1986 год - Первый полет с суши противолодочного самолета-амфибии А-40 «Альбатрос» ОКБ им. Г.М.Бериева, экипажа Е.А.Лахмостова. Самый большого в мире самолет-амфибияи "Альбатрос". Первый взлет с воды осуществлен 04.11.1987 г. На этом самолете установлено 126 мировых рекордов; в 1986 году Произведен первый взлет с суши самого большого в мире противолодочного самолета-амфибии А-40 “Альбатрос”, разработанного главным конструктором Г.С.Панатовым в ТАНТК Г.М.Бериева, экипаж Е.А.Лахмостова. Первый взлет с воды осуществлен 4 ноября 1987 г. На этом самолете установлено 126 мировых рекордов.
9 декабря


  • 1869 год - При Главном Инженерном Управлении (ГИУ) Военного министерства образована "Комиссия для обсуждения вопросов применения воздухоплавания к военным целям", - председатель Эдуард Иванович Тотлебен;
  • 1915 год - В Киеве образована военная школа летчиков-истребителей (открылась 23-го декабря);
  • 1922 год - В целях ускоренного развития отечественной гражданской авиации правительством страны 9 декабря 1922 года Л.Д. Троцким подписан документ «Организация Воздушных линий» с резолюцией. Было принято решение о создании акционерного общества, устав которого и был утвержден 17 марта 1923 года как акционерное общество (АО) «Добролёт». 9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации». Первым маршрутом, по которому могли отправиться авиапассажиры, стала воздушная линия «Москва — Нижний Новгород» протяжённостью 420 километров;
  • 1940 год - Приказом Наркома обороны СССР сформировано бюро изобретений при начальнике ГАУ РККА;
  • 1940 - Название Ил-2 штурмовик БШ-2 получил согласно приказу от 9 декабря по НКАП №704, который гласил, что все новые боевые самолёты, принятые к серийному производству, отныне получают наименования по фамилиям их Главных конструкторов, в том числе ЦКБ-55П (БШ-2) стал именоваться Ил-2;
  • 1946 год - Запущен в серийное производство УТБ-2, первый самолёт ОКБ Сухого, поставлявшийся на экспорт (ПНР). Следует отметить, что УТБ пользовался популярностью среди лётного состава, и машины вырабатывали свой ресурс до предела. С наступлением эры реактивной авиации функции УТБ прочно и на десятилетия перешли к учебному Ил-28У;
  • 1955 год - Первый полет истребителя Е-5 (МиГ-21, Х-5, И-500), пилот В.А.Нефедов. Фронтовой истребитель с треугольным крылом и двигателем АМ-11. Самолет имел на крыле три аэродинамических гребня (два выступали за кромку крыла);
  • 1983 год - Первый взлет самолета «Л-410» с ВПП вновь построенного аэродрома Васьково - начало эксплуатации этого типа на северной земле;
  • 2002 год - НПП "Аэросила" получен сертификат типа на воздушный винт АВ-36 для Ан-38-200;
  • 2008 год - Двигатель Tent 700 производства Rolls-Royce совершил свой первый полёт на новом самолёте A330-200 авиакомпании "Аэрофлот", став первым двигателем Trent введенным в эксплуатацию в России.
10 декабря


  • 1895 год - Двадцатичетырехлетний прапорщик Александр Фёдоров окончил свой труд “Новый принцип воздухоплавания, исключающий атмосферу как опорную среду” (в нём он впервые обосновал полёт ракеты в безвоздушном пространстве). Откуда, из каких истоков зародилась у безвестного прапорщика его идея, в которой он сам, правда, не разобрался до конца, подменив расчеты неясными формулировками? Мы ничего об этом не знаем. Может, иллюминационные ракеты на праздничных фейерверках или усовершенствованные боевые ракеты генерала Константинова, применявшиеся в русской армии, натолкнули его на размышления о возможности создания ракетного двигателя для полета в безвоздушном пространстве?;
  • 1913 года, первый полет многомоторного самолета "Илья Муромец" И.И.Сикорского;
  • 1923 год - Завод "Икар " (ГАЗ №2, бывший "Гном и Рон") возобновил производство авиамоторов;
  • 1929 год - Для планирования и руководства ГВФ образована Главная инспекция ГВФ СССР;
  • 1941 год - Первый полёт штурмовика Ил-2, построенного в Куйбышеве на эвакуированном заводе № 18, лётчик-испытатель Константин Константинович Рыков;
  • 1942 год - Начались войсковые испытания Як-1Б. С 10 декабря 1942 г. по 28 января 1943 г. самолёты Як-1Б проходили войсковые испытания на боевое применение в 32 гв. иап 210 иад 3 ВА (Калининский фронт) и в 176 иап 283 иад 16 ВА (Сталинградский фронт);
  • 1946 год - Изготовлен первый опытный ТРД Александра Александровича Микулина АМ ТКРД-01. Второй полётопригодный отечественный ТРД (после ТР-1 Архипа Михайловича Люльки);
  • 1959 год - Состоялся первый полёт самолета Ил-18В. Отличался двигателями АИ-20К (взлётная мощность, э.л.с. 4х4000), усиленным фюзеляжем и компоновкой пассажирского салона. В 1959-1965 годах изготовлено 334 самолёта;
  • 1959 год - Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1388-618 «О развитии исследований космического пространства» утвердило главную задачу — осуществление полёта человека в космос;
  • 1969 год - Полёт первого серийного самолёта Су-15УТ «изделие 42» на Новосибирском АПО им. В. Чкалова;
  • 1983 год - Ил-76ТДвпервые пролетел над Северным полюсом, а в 1986 году начались рейсы в Антарктиду;
  • 1986 год - На аэродроме ЛИИ им. М.М.Громова в Жуковском состоялся 7-й испытательный полёт аналога корабля многоразового использования БТС-002. Аппарат пилотировали лётчики-испытатели Игорь Петрович Волк и Римантас-Антанас Антано Станкявичус. Произведено отключение автоматики перед самым касанием ВВП;
  • 1998 год - Первый полёт вертолёта Ка-60 "Касатка" с ТВлД РД-600В ОАО "Рыбинские моторы", Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации Александр Константинович Смирнов.
  • 2002 год - НПП "Аэросила" получен сертификат типа на ВГТД ТА-18-100 для самолётов Ту-334, Бе-200, Як-42, Ту-134М, Ан-74ТК-300.