20 февраля
21 февраля
22 февраля
23 февраля
24 февраля
25 февраля
26 февраля
- ОКБ С.А. Лавочкина (ОКБ-301) было поручено спроектировать и построить экспериментальный одноместный истребитель с ЖРД, реактивным оружием и радиолокационным прицелом. Самолёт получил обозначение Ла-162, но дальше эскизного проекта и макета дело не пошло.
- одноместный истребитель с двумя ЮМО-004. Самолёт получил обозначение Су-9 (Первый);
- бомбардировщик с четырьмя двигателями типа ЮМО-004. Самолёт получил обозначение Су-10;
- фронтовой истребитель с двумя турбореактивными двигателями ТР- 1А т. Самолёт получил обозначение Су-11 (Первый);
27 февраля
28 февраля
1885 год - Создана первая в России кадровая воздухоплавательная команда. Командир А.М.Кованько. Начало военного воздухоплавания в России;
1909 год - Организован студенческий воздухоплавательный кружок при Петербургском технологическом институте под председательством проф. П.С.Селезнева;
1914 год - Военным Советом утверждено представление Главного военного технического управления на изготовление 10 самолетов «Илья Муромец» И.И.Сикорского;
1924 год - В Москве открылась первая в СССР планерная выставка для популяризации планерного спорта среди молодежи;
1938 год - Тремя самолетами АНТ-6 (Н-170,171,172) под командованием пилотов А.Д.Алексева, П.Г.Головина и Г.К.Орлова с затертых льдами на Крайнем Севере ледоколов «Седов», «Садко» и «Малыгин» в Тикси было доставлено 184 человека;
1940 год - Состоялся первый полет ракетопланера РП-318-1 С.П.Королева с включением ЖРД РДА-1-150 Л.С. Душкина на высоте (летчик В.П.Федоров). Планер буксировался самолетом Р-5 на высоту 2800 м, отцеплялся и при горизонтальном планировании на высоте 2500 м. при скорости 80 км/ч включался ракетный двигатель;
1942 год - Проведено испытание штурмовика Су-6(СА) с мотором М-71;
1943 год - Первый полет истребителя Як-1М на заводских испытаниях (прототип серийного истребителя Як-З);
1981 год - На заводе НАПО им. Чкалова завершено серийное производство самолета Су-15УМ;
1986 год - Первый полёт третьего самолёта ДРЛО Ан-71, ОКБ Антонова, получившего регистрационное обозначение СССР-780361. Его поднял в воздух экипаж в составе: В.Г.Лысенко (командир), А.В.Ткаченко (помощник командира), Ю.А.Дмитриев (бортинженер-испытатель) и М.Н.Березюка (инженер-экспериментатор);
2007 год - Решение о создании Комиссии авиационной общественности (КАО) для обобщения и выражения общественного мнения о деятельности гражданской авиации России и содействия её эффективному и безопасному функционированию.
29 февраля
- 1935 год - Легкий транспортный самолет ПР-5=Полярный Р-5 (Н-70) стартовал с Центрального аэродрома Москвы в направлении на восток. Новый самолет отправится после окончания госиспытаний в дальний почтовый перелет на остров Диксон. Летчиком в перелет назначили Героя Советского Союза Василия Молокова. Полеты на Диксон случались и ранее, однако, этот должен был положить начало регулярным сообщениям, поэтому ему с самого начала придавалась значительная пропагандистская окраска. Кроме Молокова и механика Побежимова, в дальний путь отправлялись корреспонденты газет "Правда" и "Известия" Горбатов и Эль-Регистан. ПР-5 с бортовым номером СССР Н-70 был тщательно подготовлен к дальнему перелету. Носовую часть машины окрасили в яркий синий цвет, синей была и отделка всей остальной поверхности, покрытой серебристой краской. Под нижними крыльями подвесили уже известные транспортные контейнеры. Перелет на Диксон, несмотря на поломку лыжи, подтвердил, что ПР-5 подходит для использования в качестве пассажирской машины. Было принято решение о серийном производстве;
- 1940 год - Состоялись первые полеты на планере с ЖРД (жидкостным ракетным двигателем)- ракетоплане СК-9 (летчик В.К.Фёдоров) конструкции С.П.Королёва;
- 1941 год - Ушел в обновленном виде (ремонт шасси и внесены в конструкцию самолета ряд изменений по результатам первых испытательных полетов) в испытательный полет бомбардировщик Б-1 (один из прототипов скоростного ближнего бомбардировщика «СББ» ОКБ А.А.Архангельского). Были проведены заводские испытания, в ходе которых летчик-испытатель Ю. К. Станкевич достиг на высоте 4900 м максимальной скорости 540 км/ч;
- 1942 год - Начались госиспытания Ил-2 с двигателем М-82ИР в НИИ ВВС, летчик-испытатель М.А.Нюхтиков;
- 1944 год - Выходят Постановления Государственного Комитета Обороны : № 5219 « О переоборудовании самолетов Як-9 в варианте истребителя-бомбардировщика», № 5220 « О выпуске самолетов Як-9 в варианте истребителей сопровождения с дальностью 2000 км». Постановление ГКО № 5220 о модификации истребителя Як-9ДД. Государственные испытания проходили в НИИ ВВС с 24 июля по 2 августа 1944 г. (летчики П.М.Стефановский, Ю.А.Антипов, ведущий инженер М.А.Пронин), а также
- № 5221 « О постройке модернизированного самолета Пе-8 с моторами М-82ФН на заводе № 22»;
- 1945 год - Второй экземпляр истребителя И-225 был закончен в производстве
- 1953 год - Состоялся первый полёт стратегического реактивного бомбардировщика М-4 (экипаж во главе с летчиком-испытателем Ф.Ф. Опадчим);
- 1958 год - В соответствии с Постановлением СМ СССР начались работы над новым аппаратом, получившим обозначение В-10. Перед ОКБ-329, которое возглавлял М. Л. Миль, стояла задача создать специализированный вертолет-кран, способный перевозить на внешней подвеске грузы, размеры которых не позволяли транспортировать их внутри Ми-6. Вертолет должен был доставлять 12 т на 250 км и 15 т на более близкие расстояния. Разработкой В-10 руководил заместитель главного конструктора Н. Г. Русанович. Ведущим конструктором сначала назначили М. Н. Пивоварова, продолжавшего заниматься Ми-6. Когда объем работ по "десятке" существенно возрос, вертолет получил "своего" ведущего, которым стал Л. Н. Бабушкин. Проектирование сопровождалось различными исследованиями, в том числе продувками моделей в аэродинамических трубах;
- 1958 год - СМ СССР принял постановление о разработке вертолета В-8 грузоподъемностью 1,5 - 2 т с вертолетным вариантом двигателя АИ-24 конструкции А.Г.Ивченко. Первым заинтересованность в создании нового вертолета среднего класса проявило руководство Министерства гражданской авиации СССР. Примерно через год проект В-8 поддержало и командование Советских ВВС. После утверждения эскизного проекта и натурного макета в 1959 г. началось рабочее проектирование однодвигательного В-8;
- 1958 год - Вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР, поручавшее ОКБ Н.И.Камова разработку противолодочного вертолёта "Д". Проект был готов в 1960 году. Так как габариты и масса целевого оборудования получились значительными, было решено разделить функции и разрабатывать сразу два варианта вертолёта - противолодочный ("ДБ") и целеуказания ("ДЦ") . В мае 1960 года макетная комиссия утвердила макет вертолёта. 26 апреля 1961 года первый прототип "ДБ" совершил несколько отрывов от земли, после чего его передали на ресурсные испытания. 21 мая второй прототип совершил полёт по полному профилю (лётчик-испытатель Д.К.Ефремов). Подготовка к серийному производству на заводе №99 в Улан-Удэ началась осенью 1961 года;
- 1981 год - Получено заключение ЛИИ «О соответствии самолета Ту-144Д требованиям ВНЛГСС» (временные нормы лётной годности сверхзвуковых гражданских самолётов СССР);
- 1987 год - Завершены испытания системы самолета Су-17М4 для Афганистана;
- 1999 год - Впервые поднят в воздух прототип Су-30МКК (борт 05) собраный в Москве силами ОКБ. После этого на КнААПО были собраны два предсерийных самолета (бортовые номера 501 и 502);
- 2013 год - В Самаре завершено производство самого массового советского реактивного пассажирского Ту-154. За день до того представителям Минобороны РФ был передан последний серийный лайнер типа с самарского завода "Авиакор".
21 февраля
- 1907 год - В России на основе воздухоплавательного отдела Русского технического общества создан научно-конструкторский центр по дирижаблестроению (комиссия генерала Н. Л. Кирпичева);
- 1928 год - Летчик-испытатель Михаил Громов впервые поднял И-3 с Ходынского аэродрома;
- 1930 год - Собралась первая макетная комиссия по АНТ-6 (ТБ-3) и макет утвердили. Примечательно, что строительство самолета уже велось. АНТ-6 первый в мире самолет стратегического назначения; Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6)-четырехмоторный цельнометаллический свободнонесущий моноплан с неубирающимся шасси и гофрированной обшивкой;
- 1938 год - Многоцелевой самолет С3-2 конструкции П.О.Сухого проходит государственные испытания. Самолет облетывали в двух вариантах: разведчика с полетным весом 3654 кг и штурмовика (3937 кг), как на колесах, так и на лыжах;
- 1949 год - Вышло Постановление СМ СССР о создании самолета с двигателем ВК-1 взлетной тягой 2700 кг. Самолет должен был развивать скорость 1135 км/ч на высоте 4200 м, подниматься на высоту 10 км за 3-3,5 мин, иметь потолок 15-16 км и продолжительность полета 40-45 мин. В основу аэродинамической компоновки перехватчика Як-50 положили ранний проект Як-60. Впервые в практике ОКБ Яковлева на самолете использовали велосипедное шасси с двухколесной основной и одноколесной носовой опорами. Заданием предусматривалось вооружение из двух 23-мм или одной 37-мм пушек, но выбрали первый вариант с боезапасом до 185 патронов. В состав оборудования входил стандартный набор радиотехнических средств, включая РЛС "Коршун". Бронирование кабины летчика состояло из передних бронестекла толщиной 60 мм и 8-мм бронеплиты, а также 10-мм бронезаголовника. В результате был разработан истребитель-перехватчик Як-50 (первый);
- 1950 год - СМ СССР постановил построить опытную серию из 15 вертолетов под обозначением Ми-1 на заводе №3;
- 1958 год - Первый полет опытного прототипа ПТ-8-4, будущего перехватчика Су-11 ОКБ П.О.Сухого, пилот В.С.Ильюшин;
- 1972 год - Был осуществлен вертикальный взлет, переходный режим, полет по кругу и посадка по самолетному самолета ВВП Як-36М.
22 февраля
- 1930 год - Выходит приказ PВС СССP, утвердивший "Наставления по применению морской авиации", которые можно считать датой рождения торпедоносцев;
- 1933 год - А.Н.Туполева наградили Орденом Ленина, а В.М. Петлякова - Орденом Красной Звезды;
- 1934 год - Завершились оценочные и эксплуатационные испытания модифицированного советско-германского самолета И-7 (Heinkel HD-37) (летчик НИИ ВВС Савинов). Общий налет составил 22 ч 25 мин, было выполнено 500 фигур высшего пилотажа. Летные данные оставались без изменений. По результатам испытаний самолета № 4449 было сделано заключение: "На всех выпущенных ранее И-7 со стальным оперением, включая и самолеты, находящиеся в частях ВВС, произвести замену такового на дюралевое.";
- 1936 год - Макетной комиссии был представлен макет тяжелого дальнего бомбардировщика АНТ-42 . Предварительная компоновка самолета проводилась непосредственно А. Н. Туполевым совместно с Б. М. Кондорским и В. М. Петляковым, который одновременно занимался разработкой эскизного проекта и постройкой макета. Фактически являлся главным конструктором самолета В. М. Петляков. Вообще вся конструкция будущего ТБ-7 стала как бы переходной к самолетостроительным технологиям более высокого уровня. По внешнему виду новый самолет отличался от своих предшественников прежде всего более высоким аэродинамическим совершенством. Это был последний тяжелый самолет с трубчатыми лонжеронами унаследованными от конструкций самолетов предыдущего поколения с закрытыми профилями внутренней клепкой ручной выколоткой и т.д. Все это было дань прошлому. Через несколько лет наступило время новых технологий;
- 1940 год - В Полярную авиацию переданы два самолёта СБ и зарегистрированы с бортовыми номерами УПА ГУСМП как ПС-41СССР-Н304 и ПС-41СССР-Н305. При этом их перекрасили в оранжевый и синий цвета. Такая окраска, принятая в Полярной авиации, позволяла хорошо различать самолёт на фоне белого снега в случае вынужденной посадки. Дополнительным внешним отличием этих самолётов стала рамка радиокомпаса над кабиной штурмана и нестандартная стойка радиоантенны. (Прим. 1939-1940 годах в Гражданскую авиацию под названием ПС-40 передавались для дальнейшего использования самолёты СБ);
- 1941 год - Начались испытания истребителя МиГ-3 на дальность полёта по маршруту Чкаловская - Сейма - Чкаловская - Москва (Центральный аэродром) - Чкаловская общей протяженностью 710 км на высоте 7860 м со скоростью 574 км/ч (0,9 от максимальной) на оборотах мотора 1950 об/мин;
- 1948 год - Первый полет на истребителе И-308 (ФР) выполнил летчик-испытатель А.Н. Чернобуров. Истребитель МиГ-9М, получивший также заводское обозначение И-308 и шифр "ФР", был построен в конце 1947 г. в соответствии с требованиями ВВС. По сути, истребитель МиГ-9М являлся эталоном для серийного производства на 1948 год;
- 1949 год - Постановлением Совмина №760-288 один серийный Як-23 передан для проведения наземных экспериментов по отработке системы буксировки за бомбардировщиком Ту-2. Затем этот метод был проверен в летных экспериментах с участием Як-25 и "Митчела";
- 1957 год - Модернизированный самолет Ту-95 (был доработан серийный самолет №101 путем установки на нем новых двигателей НК-12М со взлетной мощностью 15000 э.л.с., с винами АВ-60М. Запас топлива был увеличен до 89,53 тонны, взлетная масса до 182 тонн.) проходил заводские испытания, подтвердившие возможность улучшения летных данных самолета Ту-95. Именно эти испытания позволили принять на вооружение самолет Ту-95 (Распоряжение Совета Министров СССР № 2396 от 26.09.1957 г., по которому Ту-95 принимался на вооружение с данными модернизированного самолета № 6). В конце 1957 года Ту-95М был запущен в серийное производство и до конца года было выпущено 19 самолетов. На этом серия Ту-95 и Ту-95М закончилась;
- 1961 год - Установлен мировой рекорд высоты для легких реактивных самолетов - 14 283 метра , В.Г. Мухин на Як-32;
- 1975 год - Впервые поднялся в воздух самолет Т8-1 - прототип бронированного армейского штурмовика Су-25, известный в войсках как "Грач" (летчик-испытатель B.C. Ильюшин). В.С. Ильюшин в присутствии зам. главкома ВВС маршала авиации А.Н.Ефимова после ремонта и опробования двигателей. Серийно выпускался в 1977-1991 гг. на ТОГО им. Г. Димитрова в Тбилиси. Использовался в боевых действиях в Афганистане, где штурмовики совершили около 60 тысяч боевых вылетов, при этом было потеряно 23 самолета. Применялся во многих вооруженных конфликтах на территории бывшего СССP;
- 1977 год - Ту-144Д приступил к исполнению серии из 50 пробных полетов из Москвы в Хабаровск;
- 1993 год - Первый полет на опытном самолете МАИ-900 «Акробат» совершил в ЛИИ им. М.М.Громова летчик-испытатель Л.Лобас. Авиатика-МАИ-900 Акробат - одноместный акробатический самолет чемпионатного класса, предназначенный для выполнения современного высшего пилотажа;
- 2001 год- Ан-124-100 сертифицирован на ресурс в 24000 летных часов.
23 февраля
- 1930 год - Был упразднен Совет по гражданской авиации, созданный 9 февраля 1923 года и функции были переданы Главной Инспекции ГА - ГИ ГВФ. Ей подчинили все гражданские общества и организации, имевшие самолеты;
- 1939 год - Первый полет опытного многоцелевого самолета С-22, ББ-22 (в серии Як-2, -4). ББ-22 - скоростной двухмоторный бомбардировщик. ББ-22 представлял собой обтекаемый цельнодеревянный двухместный моноплан. Когда было выпущено уже 600 машин, самолет сняли с производства. Причина - летно-технические параметры, которые были обусловлены установкой маломощных двигателей "М-103" и требованием военных установить дополнительный пулемет, из-за чего пришлось переделывать фюзеляж. Вот это на 50 км/ч снизило крейсерскую скорость от первоначально задуманной (567 км/ч), дальность полета составляла 800 км, вес бомбовой нагрузки - 400 кг;
- 1941 год - Завершены Государственные испытания модифицированного самолета Су-2 М-88Б №1/6;
- 1941 год - Была организована 2-я Московская авиационная школа механиков спецслужб. Ныне - филиал Военной академии ракетных войск стратегического назначения в г.Серпухов;
- 1942 год - Первый полёт истребителя с тяжёлой пушкой ИТП (М-1), ОКБ Поликарпова;
- 1943 год - Первый полёт истребителя с тяжёлой пушкой ИТП (М-2), ОКБ Поликарпова.
- 1960 год - В Монино открыт Музей ВВС. Ныне Центральный Музей Военно Воздушных Сил;
- 1963 год - Впервые самолеты дальней авиации ВМС СССР совершают облёт авианосца «Форрестол» в Атлантическом океане;
- 1988 год - Состоялся 18-й испытательный полет аналога корабля многоразового использования БСТ-002. Аппарат пилотировали летчики-испытатели Иван Бачурин и Алексей Бородай;
- 1990 год - Впервые в Азии на авиационной выставке в Сингапуре состоялись демонстрационные полеты самолетов Су-27 и Су-27УБ;
- 1996 год - Первый коммерческий рейс Ту-204, выпущенного ОАО «Авиастар», рейс Москва-Минеральные Воды, компания «Внуковские авиалинии».
24 февраля
- 1936 год - Н.П. Шебанов стал первым советским летчиком, безаварийно налетавшим 1 миллион километров; 13 декабря 1935 года приказом по Аэрофлоту были учреждены нагрудные знаки "За налёт" трех разрядов - 300 000, 500 000 км налёта, а 24 февраля 1936 года - 1 млн км налёта. Лучший лётчик ГВФ (а затем Аэрофлота) Николай Петрович Шебанов становится первым в стране "миллионером". Он хотел обогнуть "шарик", однако кругосветному путешествию не суждено было сбыться - началась Великая Отечественная война. В конце войны полковник Н.П.Шебанов ушёл в отставку по здоровью. Он добился назначения в Красноярский край, где руководил авиационным отрядом аэрогеологической экспедиции. Умер в 1953 году;
- 1941 год - Военной приемкой принят ЛаГГ-3 (первый ЛаГГ-3 1-й серии, изготовленный в Горьком), который поднялся в воздух с заводского аэродрома ещё 23 января 1941 года;
- 1942 год - Начались совместные Государственные и заводские испытания модифицированного штурмовика Су-6 с двигателем М-71, ОКБ Сухого;
- 1943 год - Выполнил первый вылет фронтовой истребитель И-211 (МиГ-9Е)- модификация истребителя МиГ-3 под двигатель воздушного охлаждения М-82Ф взлетной мощностью 1850 л.с., летчик-испытатель В.Н.Савкин. Максимальная скорость полета, полученная в процессе испытаний, составила 670 км/час;
- 1947 год - Образование ОКБ-149, ныне ФНПЦ «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» (ФНПЦ РПКБ), специализирующееся на разработке авионики;
- 1947 год - Прошли испытания первого отечественного ТPД ТP-1 А.М.Люльки. В мае и июле того же года начались испытательные полеты самолетов Су-11 и Ил-22 с ТP-1;
- 1949 год - Утвержден макет самолета Ла-200 и развернулась его постройка;
- 1976 год - Образовано НПО «Молния» для создания МТКК «Буран», Генеральный директор Г.Е. Лозино-Лозинский (с 1993 г. – А.С. Башилов);
- 1988 год - Выполнен первый полет первого опытного экземпляра самолета Су-25УТГ (Т8УТГ-1) , летчик-испытатель Устенков;
- 2011год - Второй прототип перспективного российского истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) совершил первый полет. Самолет поднялся в воздух с взлетной полосы Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения, истребитель пилотировал заслуженный летчик-испытатель России Сергей Богдан.
25 февраля
- 1914 год - И.И.Сикорский на своем самолете "Илья Муромец" установил 14 мировых рекордов продолжительности полета - 18 минут и высоты - 300 м с 8-15 пассажирами;
- 1926 год - Летчик В.Н. Филиппов выполнил на двухместном истребителе 2И-Н1 (ДИ-1), конструкции Н.Н.Поликарпова, два первых полета;
- 1932 год - Постановлением СНК СССР вместо ВО ГВФ (Всесоюзное Объединение Гражданского Воздушного Флота) образовано Главное Управление ГВФ при СНК СССР, на которое возлагалось регулирование всей деятельности гражданской авиации;
- 1935 год - П.И.Гроховский защитил изобретение «самолета-таран», летательный аппарат с опущенными крыльями, штырем на носу и тросами, а также режущей кромкой по крылу. Его стали проектировать и строить в мастерских ЦАГИ с участием С.Г.Козлова, В.Ф.Болховитинова, Каминова по договору во внерабочее время, и назвали «Кукарача»;
- 1936 год - Первый полет самолета АНТ-37бис "Pодина" сконструированный П.О.Сухим с двигателями М-86, лётчик М.Ю.Алексеев. Этот двухмоторный трехместный рекордный самолет был построен на базе АНТ-37 с расчетной дальностью полета 7000-8000 км. На самолете 24-25 сентября 1938 г. был установлен женский мировой рекорд дальности беспосадочного полета по прямой (лётчицы B.C. Гризодубова, П. Д. Осипенко и штурман М. М. Pаскова пролетели без посадки по маршруту Москва — Дальний Восток);
- 1945 год - Второй самолет Пе-8ОН №42712 начал проходить заводские контрольные испытания. После их окончания второй Пе-8ОН перегнали в Москву на Центральный аэродром, где его осмотрел Нарком Шахурин. Он в основном интересовался оборудованием и отделкой пассажирских кабин, машина произвела на него положительное впечатление, и он приказал перегнать самолет в ГК НИИ ВВС, для передачи военным на государственные испытания;
- 1947 год - Впервые выполнил высший пилотаж на реактивном самолёте Як-15 №310009 летчик-испытатель ГК НИИ ВВС П.М. Стефановский. По технике пилотирования самолет оказался самым простым из всех существовавших тогда советских реактивных истребителей и был доступен для летчиков средней квалификации. Пилоты, освоившие поршневые "Яки", без труда могли перейти на Як-15. В том же году впервые на авиационном параде в Тушино был продемонстрирован высший пилотаж на реактивных самолетах. На Як-15 первым выступил п-к И.Полунин, а за ним целый каскад фигур продемонстрировало звено Героя Советского Союза п-ка Н.И.Храмова. В 1948 г. высший пилотаж на разных реактивных самолетах освоили Ю.А.Антипов, А.Г.Прошаков и другие летчики ВВС. Ко Дню авиации дважды Герой Советского Союза генерал Е.Я.Савицкий организовал пилотажную пятерку на Як-15, которую возглавил сам, включив в нее известных летчиков: П.Середу, Н.Храмова, В.Ефремова и П.Соловьева. В следующем году групповой пилотаж на Як-15 демонстрировала еще одна пятерка, возглавляемая Героем Советского Союза п-ком П.Чупиковым. И все же военные испытатели посчитали, что новый самолет обладает недостаточными для боевой машины запасами продольной устойчивости и управляемости. Кроме того, из-за установки двигателя по реданной схеме при переходе с одного режима его работы на другой значительно изменялись балансировочные усилия на ручке управления;
- 1952 год - Начало программы Государственных испытаний бомбардировщика 88/1 (прототипа Ту-16). Рабочие чертежи на первый опытный самолет "88-1" (заказ 881) ОКБ подготовило и передало в опытное производство в период с февраля 1951-го по январь 1952-го. Работы шли с листа, с взаимными корректировками живой конструкции и бумаги. Темпы постройки для такой крупной машины были впечатляющими: в апреле 1951-го началась подготовка оснастки, в мае уже собрали носовую часть фюзеляжа. К концу 1951-го первую опытную машину построили. Одновременно строился экземпляр планера для статических испытаний. В январе 1952-го опытный "88-1" перевел и для дальнейших доводок и начала летных испытаний. 30 января самолет встал в линейку туполевских машин на стоянке, начались доводки оборудования, гонка двигателей, параллельно проводилась установка недостающего, поступавшего с различных предприятий, оборудования. 25 февраля самолет принимается на заводские испытания;
- 1971 год - Задана модификация самолета Су-15бис (Т58бис) с двигателями Р25;
- 1972 год - Летчик-испытатель Михаил Дексбах на втором Як-36М впервые совершил полет "по полному профилю": вертикальный старт, горизонтальный полет и вертикальная посадка;
- 1986 год - Первая в мире посадка тяжелого самолета на ледовую ВПП в Антарктиде Ил-76 ТД, руководитель перелета В.Киселев;
- 1987 год - Осуществлен 11-й испытательный полет аналога корабля многоразового использования БСТ-002. Аппарат пилотировали летчики-испытатели Игорь Волк и Римантас Станкявичюс
26 февраля
- 1914 год - И.И. Сикорский на своем самолете "Илья Муромец" установил 4 мировых рекордов продолжительности полета - 2 часа 6 минут и высоты - 950 м с 5-7 пассажирами. Первый полет состоялся 26 января 1914 года. Самолет "Илья Муромец", построенный в октябре 1913 г., представлял собой биплан с прочным фюзеляжем, в носовой части которого имелась застекленная кабина с электрическим освещением и обогревом. Для облегчения конструкции в задней части корпуса использовалась фанерная обшивка. Большое верхнее крыло опиралось на шесть верхних стоек.
- В начале 1914 г. начался серийный выпуск самолетов Сикорского. В промышленном варианте "Илья Муромец" отличался меньшими размерами и более мощными двигателями, поэтому максимальная скорость его составила 100 км/ч. а высота - 3000 м.;
- 1943 год - Постановлением ГКО №2946 от 26 февраля и приказом НКАП №121 от 27 февраля 1943 г. коллективу ОКБ-155 была поручена постройка для авиации ПВО шести улучшенных истребителей МиГ-3 с взлётной массой 3100 кг, максимальной скоростью полёта 670 км/ч, практическим потолком 12500 м и временем набора высоты 10000 м равным 13 мин. Для достижения заданных характеристик был выполнен коренной пересмотр конструкции самолёта МиГ-3 с точки зрения уменьшения веса и улучшения его лётных данных. Проведенные мероприятия позволили улучшить аэродинамику и технологичность конструкции, а также снизить на 150 кг массу самолёта, который получил обозначение И-230 или МиГ-ЗУ;
- 1946 год - В план по опытному самолетостроению на 1946 г., утвержденный постановлением СНК №472-193 от 26 февраля 1946 г., включили два почти идентичных задания на разработку ракетных перехватчиков:
- ОКБ С.А. Лавочкина (ОКБ-301) было поручено спроектировать и построить экспериментальный одноместный истребитель с ЖРД, реактивным оружием и радиолокационным прицелом. Самолёт получил обозначение Ла-162, но дальше эскизного проекта и макета дело не пошло.
- 1946 год - Постановлением Совнаркома СССР №472-191сс от 26 февраля 1946 г. и изданным на его основании приказом МАП №162сс от 27 марта 1946 г. ОКБ Яковлева поручалось спроектировать и построить: (1) самолёт первоначального обучения с М-11ФМ или М-12. Самолёт получил обозначение Як-18; (2) одноместный истребитель с двигателем типа ЮМО-004. Самолёт получил обозначение Як-15.
- 1946 год - Постановлением СНК СССР №472-191сс от 26 февраля 1946 г. и приказом НКАП №162сс от 27 марта 1946 г. коллективу ОКБ Микояна, Гуревича (ОКБ-155) было официально выдано задание на разработку истребителя И-300. Самолёт получил обозначение МиГ-9;
- 1946 год - Постановлением СНК СССР №472-191сс от 26 февраля 1946 года и приказом НКАП №157сс от 27 апреля 1946 года был утвержден план опытного самолётостроения на 1946 год, согласно которому главному конструктору и директору завода N34 П.О. Сухому поручалось спроектировать и построить:
- одноместный истребитель с двумя ЮМО-004. Самолёт получил обозначение Су-9 (Первый);
- бомбардировщик с четырьмя двигателями типа ЮМО-004. Самолёт получил обозначение Су-10;
- фронтовой истребитель с двумя турбореактивными двигателями ТР- 1А т. Самолёт получил обозначение Су-11 (Первый);
- 1957 год - Начались Государственные испытания учебно-тренировочного самолёта Як-18А, ОКБ Яковлева. Ведущий инженер Г.В. Пузанов, лётчик-испытатель В.К. Подольный. Самолёт был рекомендован к внедрению в серийное производство для лётных школ ВВС.
- 1967 год - В НПП "Аэросила" создан винтовой преобразователь стреловидности крыла ВП-23 для МиГ-23.
27 февраля
- 1885 год - В Петербурге открылся первый в России Воздухоплавательный парк с эллингами для аэропланов - место постройки, испытания и исследования летательный аппаратов легче воздуха. Сначала это был всего лишь полигон команды военных воздухоплавателей, а с 1890 - уже большой учебный воздухоплавательный парк с шаровой, сетевой и механической мастерскими, метеорологической станцией и различными лабораториями. В 1910 здесь будет испытан в воздухе первый российский дирижабль "Кречет";
- 1887 год - (15 февраля по ст.стилю) В семье офицера-воспитателя Нижегородского кадетского корпуса родился Петр Николаевич Нестеров, русский военный летчик, штабс-капитан, основатель высшего пилотажа в России. Разрабатывал вопросы взаимодействия авиации с наземными войсками. Построил планёр собственной конструкции. Разработал проект самолёта, постройку которого завершить не успел. Нестерову принадлежит знаменитая фраза: "В воздухе самолету везде есть опора". Во время Первой мировой войны совершил 7 боевых вылетов. Погиб в воздушном бою 08.09.1914 г., впервые применив воздушный таран. Посмертно награжден орденом Св. Георгия 4-й ст. В 1995 г. в России для награждения военнослужащих ВВС за личное мужество и заслуги в освоении авиационной техники учреждена медаль Нестерова;
- 1932 год - В город Петрозаводск впервые прибыл самолёт гражданской авиации из города Ленинграда, был совершён пробный авиарейс Ленинград-Петрозаводск. Весной 1932 года было намечено открытие авиалинии Ленинград-Петрозаводск-Мурманск. Оборудовалось 8 промежуточных посадочных площадок: в Званке, Лодейном Поле, Шлиссельбурге и других населенных пунктах;
- 1932 год - В присутствии наркома тяжелой промышленности Г.К.Орджоникидзе, которому тогда подчинялось и самолетостроение, совершил первый полет головной самолет ТБ-3, управляемый экипажем П.И.Лозовского. К 28 апреля в Филях собрали первую партию из десяти машин с таким расчетом, чтобы они приняли участие в первомайском параде в Москве;
- 1935 год - Летчик-испытатель И.И. Лагутин поднял в воздух первый серийный истребитель И-14 производства завода №125 в г. Иркутске;
- 1939 год - Совместным решением НКАП и НК ВМФ задание на проектирование и постройку КОР-2 (БЕ-4) передали Центральному конструкторскому бюро морского самолетостроения (ЦКБ МС) возглавляемому Г.М. Бериевым. Так как именно ЦКБ МС обладало опытом проектирования и доводки КОР-1, и былохорошо знакомо как с катапультами, так и с проблемами катапультного старта. Отмечалось, что "что КБ завода №31 работает пока над опытным корабельным самолетом КОР-2 и над выпуском дублера МБР-7. Дальнейших заданий не имеет, за период с 1934 г. по 1939 г. бюро выпустило на базе завода несколько неудачных гидросамолетов и оценивается как слабое". Фактически речь шла о том, сохранится КБ в будущем или будет расформировано, поэтому КОР-2 просто был "обязан" получиться. Сам Георгий Михайлович не стал говорить по этому поводу длинных речей сказав просто: "Ни одной из "детских болезней" КОР-1 не должно быть у КОР-2";
- 1940 год - Директор 156-го завода Ленкин и главный конструктор ОКБ-156 Кочеригин направили эскизы и ориентировочные данные кочеригинского одномоторного одноместного пикирующего бомбардировщика ОПБ М-90 (ОКБ-5) в НКАП. Как и 0БШ ОПБ был многоцелевым: пикирующий бомбардировщик, штурмовик и истребитель. Штурмовой вариант этого самолета имел усиленное бронирование;
- 1942 год - П.О. Сухой направил начальнику НИИ ВВС П.И.Федорову объяснительную записку к эскизному проекту истребителя Су-7 (первый) с мотором М-71. Самолет предполагалось создавать на базе одноместного бронированного штурмовика Су-6 М-71. Предусматривалось относительно сильное для истребителя бронирование (вес брони 135 кг). Спереди бронестекло и бронещиток толщиной 8 мм, сзади летчик был защищен в секторе 30 градусов бронеспинкой и бронесиденьем толщиной 12 мм, бронезаголовником толщиной 8 мм. Бензобак сзади имел бронещиток толщиной 12 мм. Вооружение: две крыльевых пушки ВЯ-23 (конструкции А.А. Волкова и С.Я. Ярцева) с боезапасом 160 снарядов и синхронный крупнокалиберный пулемет БС с боезапасом 300 патронов;
- 1943 год - Приказ НКАП №121 на основании Постановления ГКО № 2946 от 26 февраля 1943 года-коллективу ОКБ-155 была поручена постройка для авиации ПВО шести улучшенных истребителей МиГ-3 с взлетной массой 3100 кг, максимальной скоростью полета 670 км/ч, практическим потолком 12500 м и временем набора высоты 10000 м равным 13 мин. Для достижения заданных характеристик был выполнен коренной пересмотр конструкции самолета МиГ-3 с точки зрения уменьшения веса и улучшения его летных данных. Проведенные мероприятия позволили улучшить аэродинамику и технологичность конструкции, а также снизить на 150 кг массу самолета, который получил название И-230 или МиГ-ЗУ;
- 1949 год - Главный конструктор А.И.Микоян утвердил общий вид нового учебного самолета УТИ МиГ-15. В связи с запуском в серию истребителя МиГ-15 возникла необходимость в УТИ МиГ-15. Уже в ноябре 1948 года в ОКБ-155 начали разработку двухместной модификации самолета МиГ-15, работы по которому начались на основании требований ВВС, выдвинутых военными в акте по результатам государственных испытаний третьего опытного экземпляра истребителя МиГ-15 (С-3). В соответствии с постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС №1391-497 от 6 апреля 1949 года коллективу ОКБ-155 уже официально была поручена разработка учебно-тренировочного варианта истребителя МиГ-15 в целях обеспечения обучения летного состава ВВС полетам на новой реактивной технике. Опытный экземпляр самолета УТИ МиГ-15, получивший заводское обозначение И-312 и шифр "СТ", был переделан из серийного истребителя МиГ-15 №104015 производства завода №1 в течение марта-мая 1949 года;
- 1965 год - Состоялся первый полет опытного десантно-транспортного самолёта Ан-22 «Антей» № 01-01 с ТВД ТВ-2ВК, экипаж Ю.В.Курлина;
28 февраля
1885 год - Создана первая в России кадровая воздухоплавательная команда. Командир А.М.Кованько. Начало военного воздухоплавания в России;
1909 год - Организован студенческий воздухоплавательный кружок при Петербургском технологическом институте под председательством проф. П.С.Селезнева;
1914 год - Военным Советом утверждено представление Главного военного технического управления на изготовление 10 самолетов «Илья Муромец» И.И.Сикорского;
1924 год - В Москве открылась первая в СССР планерная выставка для популяризации планерного спорта среди молодежи;
1938 год - Тремя самолетами АНТ-6 (Н-170,171,172) под командованием пилотов А.Д.Алексева, П.Г.Головина и Г.К.Орлова с затертых льдами на Крайнем Севере ледоколов «Седов», «Садко» и «Малыгин» в Тикси было доставлено 184 человека;
1940 год - Состоялся первый полет ракетопланера РП-318-1 С.П.Королева с включением ЖРД РДА-1-150 Л.С. Душкина на высоте (летчик В.П.Федоров). Планер буксировался самолетом Р-5 на высоту 2800 м, отцеплялся и при горизонтальном планировании на высоте 2500 м. при скорости 80 км/ч включался ракетный двигатель;
1942 год - Проведено испытание штурмовика Су-6(СА) с мотором М-71;
1943 год - Первый полет истребителя Як-1М на заводских испытаниях (прототип серийного истребителя Як-З);
1981 год - На заводе НАПО им. Чкалова завершено серийное производство самолета Су-15УМ;
1986 год - Первый полёт третьего самолёта ДРЛО Ан-71, ОКБ Антонова, получившего регистрационное обозначение СССР-780361. Его поднял в воздух экипаж в составе: В.Г.Лысенко (командир), А.В.Ткаченко (помощник командира), Ю.А.Дмитриев (бортинженер-испытатель) и М.Н.Березюка (инженер-экспериментатор);
2007 год - Решение о создании Комиссии авиационной общественности (КАО) для обобщения и выражения общественного мнения о деятельности гражданской авиации России и содействия её эффективному и безопасному функционированию.
29 февраля
- 1912 год - Из России от морского ведомства на фирму "Кертисс" выдан заказ на поставку трёх самолётов: два двухместных "Кертисс Е" и один одноместный "Кертисс D", различавшиеся только размахом крыла. Оба варианта с двигателем водяного охлаждения устанавливались на один плоскодонный поплавок и два цилиндрических на концах нижнего крыла. После первых успешных полётов "Кертиссов" моряки заказали в США еще партию самолётов. В начале первой мировой войны они активно применялись в боевых действиях Российского флота;
- 1940 год - В инициативном порядке в КБ Яковлева начата разработка модификации И-26 под более мощный опытный мотор М-107 (1300 л.с. на высоте 5000 м) - ведущий конструктор К.Вигант. Перспективное направление развития конструкции вскоре получило одобрение в Правительстве и Наркомате и постановлением КО при СНК СССР от 4 марта 1940 г. было официально оформлено как задание. Им предусматривалась передача истребителя на государственные испытания к 1 января 1941 года;
- 1944 год - Начались Государственные испытания первого опытного экземпляра тяжелого штурмовика Ил-8 с АМ-42;
- 1952 год - На испытания в ГК НИИ ВВС предъявили самолёт МиГ-15бис (СД-10), оснащённый двумя противосамолётными бомбами ПРОСАБ-100 для борьбы с бомбардировщиками. А через месяц военным передали самолёт СД-25 с двумя бомбами ПРОСАБ-250. Однако проведенные испытания показали, что при полётах с подвешенными тонкостенными бомбами ПРОСАБ происходит деформация их корпусов упорами места подвески. Для устранения этого явления были разработаны новые упоры с увеличенной опорной поверхностью, которые после контрольных испытаний были рекомендованы для установки на истребителях МиГ-15бис;
- 1952 год - Завершились контрольные испытания опытного самолёта Як-18У. По сравнению с Як-18 для нового опытного самолёта были отмечены: значительное улучшение рулежных и взлётно-посадочных свойств самолёта; улучшение обзора из кабины на рулении и в начале разбега; более эффективное торможение на пробеге; устранение возможности капотирования при резком торможении. После доработки Як-18У был запущен в серийное производство;
- 1960 год - Первый полет самолёта Ил-18Т (Ил-18-18А) - транспортно-санитарная вариация Ил-18. Модификация отличалась откидными сиденьями вдоль бортов вместо кресел, отсутствием туалетов и гардеробов, наличием тельферов;
- 1980 год - На снежную укатанную ВПП аэродрома Монино приземлился самолёт Ту-144 с экипажем ОКБ А.Н.Туполева под командованием лётчика-испытателя Г.Воронченко. Музей военно-воздушных сил Монино получил в экспозицию серийный самолёт Ту-144 с заводским номером 10004-1 (бортовой номер 77106). Самолёт был изготовлен на Воронежском авиационном заводе в марте 1975 года. На самолёте было выполнено с момента приемки до передачи в Музей ВВС 320 полетов с налетом 582 часа;
- 2000 год - Впервые оторвался от земли опытно-экспериментальный истребитель российской самолетостроительной корпорации (РСК) МиГ, известный как «Изделие 1.44»;.