Авиакалендарь России

Август (21.08-27.08)

21 августа

  • 1915 год - Начались первые полеты (с 21.08 по 13.09) на самолете в Арктике. Полет совершили летчик Я.И.Нагурский и механик Е.В.Кузнецов на поплавковом биплане «Фарман» (Farman Maurice MF2???) в районе Новой Земли, достигнув 76 градусов с. ш. Полет был совершен в связи с поисками экспедиции исследователя Г.Я. Седова. Нагурский доказал, что летать в арктических странах можно, что авиация в будущем может оказать большую услугу в следующих случаях: при рекогносцировках льдов, при открытии новых земель, нахождении и нанесении на карты подводных преград, препятствующих судоходству и т.д.;
  • 1916 год - Завершены испытания первого в мире бронированного морского истребителя - летающей лодки М-11 Д.П.Григоровича, пилот А.И.Томашевский. Примечание: М-11 - легкий маневренный самолет с узкой лодкой, боковые поплавки крепились непосредственно к нижним крыльям, а двигатель прикрывался обтекаемым капотом. М-11 был первым в мире бронированным самолетом. Неподвижно закрепленный пулемет располагался перед летчиком в носу лодки. Гидроистребитель М-11 по достоинству оценили моряки. Но возложенных на него надежд самолет не оправдал. Эти машины по причине небольшого радиуса действия выполняли в основном задания по ближней разведке, а сравнительно слабая мореходность и некоторые сложности в пилотировании не способствовали их широкому применению;
  • 1924 год - Пилот Б.Г. Чухновский на самолете «Ю-20», доставленном на пароходе к полярной станции «Маточкин Шар», впервые в мире произвел разведку льдов в районе Новой Земли, Баренцева и Карского морей;
  • 1933 год - Состоялся второй испытательный полет полет бомбардировщика-гиганта К-7 К.А.Калинина, экипаж М.А.Снегирева. К-7 представлял собой гигантское эллиптическое крыло толстого профиля размахом 53 м и площадью 452 кв. м, от него шли две хвостовые балки, которые несли хвостовое оперение с механизмом для поворота. Крыло было выполнено в виде спрямленного центроплана шириной 6 м, длиной 10,6 м и высотой 2,33 м. Там располагались помещения для пассажиров и грузов. К центроплану были пристыкованы эллиптические консоли, в которых были размещены 14 цистерн с топливом. Рубка была построена выступающей вперед по оси самолета. В ней размещались два пилота, штурман, радист и старший механик, остальные 7 членов экипажа находились в других отсеках и переговаривались между собой по внутреннему телефону. К-7 задумывался как многоцелевой самолет гражданского и военного назначения. Но проект был закрыт, так как в то время считалось, что крупные самолеты стране не нужны;
  • 1936 год - Установлен международный рекорд высоты полета - 12.101 м с полезной нагрузкой 1000 кг, В.К. Коккинаки на самолете ЦКБ-26;
  • 1950 год - Было введено в действие "Наставление по инженерно-авиационной службе в гражданской авиации СССР" (НИАС ГА-50). Выход этого документа считается началом формирования современного облика инженерно-авиационной службы гражданской авиации;
  • 1963 год - Посадка самолёта Ту-124 на Неву. Примечание: После взлета во время уборки шасси переднюю опору заклинило в полуубранном положении. Посадка в аэропорту вылета была невозможна из-за тумана, поэтому самолет был направлен на запасной аэродром «Пулково». Долетев до Ленинграда, экипаж начал выполнять полет по кругу в зоне ожидания, вырабатывая топливо. На восьмом круге, когда по приборам топлива оставалось около 750л (значительно больше аварийного остатка), внезапно остановился левый двигатель. Экипажу было дано разрешение на посадку с прямой. При этом самолет оказался над центром города. В этот момент на высоте около 500м отказал и второй двигатель. Экипаж принял решение совершать приводнение на поверхность Невы. Самолет благополучно совершил посадку на воду со стороны Большеохтинского моста и остановился на поверхности реки в районе Финляндского железнодорожного моста (ширина реки в этом месте – около 400 м). Ту-124 остался на плаву. Пассажиры и экипаж были эвакуированы подошедшим буксиром. Самолет впоследствии был поднят на берег и передан в Кирсановское АТУ ГА в качестве учебного пособия. На борту находилось 52 человека;
  • 1967 год - Первый полет аэрофотосъемочного самолета Ан-24ФК (в серии Ан-30), экипаж И.Е. Давыдова;
  • 1981 год - Состоялся первый вылет самолета МиГ-29 установочной партии - №921 (десятом по счету летном образце МиГ-29);
  • 1982 год - Первый взлет с наземного трамплина Т-1 (комплекс НИТКА) на самолете МиГ-29 № 918 совершил летчик-испытатель А.Г.Фастовец. МиГ-29 № 918 (МиГ-29КВП) - опытный самолет для отработки трамплинного взлета и аэрофинишерной посадки на наземном комплексе "Нитка" в интересах создания корабельного истребителя МиГ-29К. Переоборудован летом 1982 г. из 7-го летного экземпляра МиГ-29 типа 9-12. 21 августа 1982 г. летчик-испытатель А.Г. Фастовец выполнил на нем первый взлет с наземного трамплина Т-1;
  • 1995 год - Открылся авиасалон МАКС-95 (г.Жуковский);
  • 2007 год - Специальное распоряжение Президента РФ Путина В. В. о показе ББЛА "Скат" В результате полноразмерный макет "Ската" демонстрировался не на территории выставочной экспозиции, а в одном из ангаров РСК "МиГ" на аэродроме ЛИИ им. М.М. Громова, и на презентацию было приглашено только ограниченное количество представителей телеканалов и печатных СМИ;
  • 2009 год- Первый серийный учебно-боевой самолёт Як-130 иркутского производства поднялся в воздух. Лётчики-испытатели Роман Петрович Таскаев и Сергей Владимирович Михайлюк.
22 августа

  • 1929 год - Начался перелет К-4 конструктора Калинина с усовершенствованным мотором L-5 и рядом специальных доработок (усиленное шасси, дополнительный топливный бак на 550 кг). От летчика М.А. Снегирева и штурмана И.Т. Спирина в Комиссию по перелетам при ОСОАВИАХИМе поступила заявка на беспосадочный перелет Харьков-Владивосток дальностью 7100 км с целью установить мировой рекорд продолжительности полета;
  • 1947 год - Постановлением Совета Министров СССР за №2941-957 самолет Ту-2 в варианте разведчика (по образцу машины №1/36) были приняты на вооружение. Ему присвоили обозначение Ту-6. Он стал первым в СССР фоторазведчиком, строившимся серийно на заводах №23 и 39;
  • 1951 год - Постановлением СМ СССР дальний морской разведчик Бе-6 был принят на вооружение;
  • 1963 год - Закончились совместные госиспытания опытного Як-28Р оснащенного двигателями Р-11АФ2-300 и модифицированной под задачи разведчика РЛС "Инициатива-2P";
  • 1990 год - Образована российская грузовая авиакомпания «Волга - Днепр» (Ульяновск). Специализируется на чартерных авиаперевозках сверхтяжёлых и негабаритных грузов.
23 августа

  • 1911 год - Пилотский диплом N31 Всероссийского аэроклуба получила Лидия Зверева - первая русская летчица; Родилась в 1890 году. В 1910 году поступила в Гатчинский аэроклуб "Гамаюн". В 1911-1912 годах участвует со своим мужем Вл. Слюсаренко в полетах а разных городах России;
  • 1929 год - Этот день вошел в историю развития мировой авиации. В этот день самолет АНТ-4 «Страна Советов» вылетел с Центрального аэродрома Москвы и взял курс на Дальний Восток - Тихий океан - Соединенные Штаты Америки. Спустя неделю, преодолев 20 тысяч километров, он приводнился у берегов Аляски. В честь советских летчиков трудящиеся Америки установили в Нью-Йорке мемориальную доску;
  • 1944 год - Решением Государственного комитета обороны № 6246сс усовершенствованный штурмовик Ил-10 с АМ-42 и винтом АВ-5л-24 запущен в серийное производство сразу на двух авиазаводах № 1 и 18, после того как июле-августе 44-го успешно прошел в ГК НИИ ВВС КА государственные испытания;
  • 1948 год - Постановление СМ СССР №3210-1303 о принятии МиГ-15 на вооружение и развёртывании его массового производства; Под постройку МиГа выделялось три завода МАП: No.1 им. Сталина в Куйбышеве, No.153 им.Чкалова в Новосибирске и No.381 в Москве;
  • 1961 год - С учетом предложений Министерства обороны и Госкомитета по авиационной технике, вышло постановление Совмина № 918-383 "О воспроизведении самолета-разведчика Локхид У-2 по сохранившимся останкам и материалам сбитого самолета". Советский аналог получил обозначение С-13. Главной целью этой работы стало всестороннее изучение конструктивных, технологических и эксплуатационных особенностей самолета У-2, а также освоение элементов конструкции, материалов и оборудования для применения в отечественном самолетостроении;
  • 1979 год - Пилот В.С.Ильюшин поднял Т-10-3 (тогда еще секретное название Су-27) в первый полет;
  • 1982 год - Состоялся первый вылет второго опытного двухместного самолета МиГ-29УБ №952 (бортовой №52) ММЗ им. А.И.Микояна;
  • 1985 год - Завершены государственные испытания двигателя АЛ-31Ф (изд. 99В);
  • 1990 год - Самолет Су-27 принят на вооружение. Первые серийные Су-27 стали поступать в войска в 1984 году. Официально на вооружение Су-27 принят постановлением правительства от 23 августа 1990 года, когда были устранены все основные недостатки, выявленные в испытаниях. К этому времени Су-27 уже более 5 лет находились в эксплуатации. При принятии на вооружение в ВВС самолёт получил обозначение Су-27С (серийный), а в авиации ПВО — Су-27П (перехватчик);
  • 2020 год - Начало летных испытаний ракетоносца Ту-95МСМ. Самолет поднялся в небо с аэродрома ТАНТК имени Г.М. Бериева под Таганрогом. Самолет пилотировал экипаж под руководством летчика-испытателя Жуковской летно-испытательной и доводочной базы – филиала ПАО "Туполев" Андрея Воропаева. По отзыву экипажа, за 2 часа 33 минуты полета на высоте 9000 метров системы и оборудование самолета функционировали штатно. В рамках глубокой модернизации на Ту-95МСМ установлены новые системы: управления вооружением, управления самолетом, пилотажно-навигационное оборудование, бортовой комплекс связи, радиолокационная станция, средства объективного контроля. Результатом проведенных работ станет существенное увеличение показателей эффективности авиационного комплекса при применении по назначению.
24 августа

  • 1909 год - Я.М. Гаккелю выдано два патенты: на способ размещения винта в самолетах и на винт с изменяемым шагом для воздухоплавания;
  • 1917 год - Первый в мире торпедоносец ГАСН Д.П.Григоровича поднялся в воздух. Машину пилотировал старший лейтенант А.Е.Грузинов. Самолет ГАСН (Гидро-Аэроплан Специального Назначения) с торпедной установкой, спроектированной на заводе "Новый Лесснер" в Петрограде. Использовалось и обозначение "СОН" - самолет особого назначения. В любом случае предполагалось создать самолет, способный выполнять функции морского торпедоносца;
  • 1934 год - Пуск Иркутского авиазавода N125 (ныне Корпорация "Яковлев");
  • 1941 год - Самолет ДБ-240 (Ер-2) под управлением Н.П.Шебанова (штурман Н.И.Байкузов, бортмеханик Л.А.Забалуев, техник П.Н.Шатров) взлетел с аэродрома Раменское и прошел по маршруту Москва-Куйбышев-Сталинград-Ростов-Воронеж-Раменское-Саранск-Раменское-Рязань-Серпухов- Москва с посадкой на Центральном аэродроме. От взлета до посадки ДБ-240 нес 1000 кг бомб на внутренней подвеске, его взлетная масса составила 13460 кг, из них 4680 кг горючего. Большая часть полета происходила при сильном встречном ветре, несмотря на это удалось получить впечатляющую дальность 4111 км по прямой, пройденной за 10 ч 37 мин (средняя скорость 390 км/ч);
  • 1940 год - Состоялся первый полет самолета УПО-21 с мотором "Додж" (заводской №633329-9), что привело к увеличению полной длины УТ-8 на 20 мм.. УПО-21 выкатили на летное поле 24 августа, в 14.27 были начались пробежки, в 17.30 - выполнен первый подлет, а в 19.20 пилот Квасов совершил 5-ти минутный полет. 26 и 27-го августа Квасов и А.Смолин (пассажир) совершили 3 полета, примерно по полчаса каждый. После самолет поставили в ангар - для проведения испытаний требовалось разрешение наркомата;
  • 1951 год -Завершились с положительными результатами Госиспытания системы буксировки истребителя МиГ-15 бис. Система буксировки показала надежную сцепку и расцепку самолетов в воздухе как днем так и ночью, и была признана новой перспективной работой, представляющей интерес для ВВС, как одно из возможных решений задачи сопровождения бомбардировщиков. Было рекомендовано оборудовать 5 серийных истребителей МиГ-15бис и 5 бомбардировщиков Ту-4 системой буксировки для отработки тактического применения и системы наведения. Примечание: В январе 1952 года на заводе No.153 была построена войсковая серия из 5 истребителей МиГ-15бис оснащенных "гарпунами". Переоборудовано 5 самолетов-буксировщиков Ту-4 завода No.18 для проведения войсковых испытаний. Испытания проходили в 50-й Воздушной Армии Дальней Авиации с 9 июля по 8 сентября 1952 года на аэродроме Зябровка. Система буксировки обеспечивала многократную сцепку и расцепку МиГ-15бис с Ту-4 и буксировку истребителей за бомбардировщиками с работающими и неработающими двигателями в составе отряда и эскадрильи "воздушных поездов" в установленных для самолетов Ту-4 боевых порядках как днем, так и ночью. Истребители, находясь на буксире, маневр бомбардировщиков не ограничивали;
  • 1956 год - Получено решение о запуске в серию экспериментального истребителя-перехватчика Т-43 (Су-9) ОКБ Сухого;
  • 1965 год - Постановление ЦК и Совмина СССР №648-241 о создании "тяжелого самолета-штурмовика", как он тогда именовался - самолета, впоследствии превратившегося в удачный и популярный фронтовой бомбардировщик Су-24;
  • 1998 год - Состоялся первый полет опытного образца двухместного многофункционального самолета МиГ-29УБТ, пилоты В.Н. Горбунов, А.В. Антонович.
25 августа

  • 1870 год - Под Петербургом состоялись военные маневры с участием аэростата наблюдения, положившие начало регулярной воздухоплавательной службе;
  • 1919 - С терпящего аварию аэростата, 13-го воздухоплавательного отряда, впервые на парашюте спасся красноармеец Горбачёв;
  • 1925 год - В Ленинграде начались испытания И-2 конструкторского бюро на московском авиазаводе №1 (бывший "Дукс") Дмитрия Павловича Григоровича(по 25 июня). Летали морской лётчик Александр Дмитриевич Мельницкий и лётчик-испытатель авиационного завода "Красный лётчик" Людвиг Иванович Гиксе (Гикса). Как обычно, у новых людей появилось много новых идей и пожеланий: улучшить манёвренность, облегчить управление, увеличить площадь крыльев, расширить кабину и даже установить турбокомпрессор. Однако к тому времени началась наконец подготовка к серийному производству самолёта на ГАЗ No.1 и ГАЗ No. 3, поэтому его конструкторам было уже не до излишних фантазий. И-2 пошёл в серию с большим "букетом" недостатков. До удовлетворения всех требований представителей ВВС было ещё далеко. Военные, хоть и принимали самолёты, настойчиво требовали продолжить совершенствование машины. Испытания проводились в Питере, потому что к тому времени Григорович возглавил образованный в Авиатресте Отдел морского опытного самолётостроения (ОМОС). Его разместили на ленинградском ГАЗ No. 3 "Красный лётчик" (позднее - завод No. 23);
  • 1937 год - Состоялся первый полет самолета АНТ-51«Иванов» с М-88Б (его модификация - самолет Су-2), пилот М.М.Громов. В дальнейшем работа П. О. Сухого получила обозначение СЗ (Сталинское задание), под этим скромненьким обозначением три опытных экземпляра с успехом прошли все испытания. Дальнейшие модификации, строившиеся серийно - ББ-1 и Су-2. И именно суховский "Иванов" был растиражирован в серии под обозначением Су-2;
  • 1941 год - Были завершены госиспытания двигателя воздушного охлаждения М-82 конструкции Швецова;
  • 1944 год - Состоялся перелет группы 12 Як-9ДД Бельцы - Бари (Италия) дальностью 1200 км, лидер - М.А. Нюхтиков на А-20Ж. Як-9 был создан как истребитель для сопровождения бомбардировщиков дальней авиации. Создатели дальнего Як-9 сумели разместить горючее во внутренних баках, и скорость при этом существенно не снизилась (605 км/ч). Радиус виража составлял 290 м, дальность полета увеличилась с 1000 до 2200 км. Мощность моторов - 1180 л.с. Як-9 - один из немногих самолетов Яковлева, который приспосабливали для выполнения различных боевых задач. Например, существовал самолет-разведчик Як-9Р, у которого за кабиной пилота в отсеке помещался фотоаппарат. Существовал также Як-9ПД - самолет-перехватчик;
  • 1948 год - Завершились государственные испытания самолета МиГ-15, который получил высокую оценку. По своей максимальной скорости, скороподъемности, потолку и дальности полета он был лучшим из испытанных в ГК НИИ ВВС отечественных истребителей. Причем, основные летные характеристики, полученные в процессе испытаний, не только удовлетворяли тактико-техническим требованиям, но и превзошли их;
  • 1949 год– Была запущена первая геофизическая ракета Р-1А ОКБ Сергея Павловича Королёва. Первая ракета, поднявшая в спускаемых контейнерах в верхние слои атмосферы научную аппаратуру;
  • 1954 год - В ОКБ-115 завершили постройку Як-125Б - носителя тактического ядерного оружия. Самолёт проектировался на базе серийного Як-25, и предназначался для нанесения ядерных ударов в оперативно-тактической глубине. С этой целью предполагалось использовать ядерную бомбу РСД-4 "Татьяна" мощностью 60 Кт. В связи с новым назначением в носовой части фюзеляжа разместили кабину штурмана с оптическим и радиолокационными прицелами. В ходе заводских испытаний 4 декабря самолет, управляемый летчиком В.М. Волковым, потерпел аварию из-за остановившегося на высоте 1200 м двигателя. Испытания затянулись, и машину передали ВВС только 10 мая 1955 года. Темпы развития авиационной техники в то время были столь высокими, что Як-25Б морально устарел, едва родившись. Машина испытывалась, но серийно не строилась,так как практически были уже готовы ударные модификации Яков семейства 27/28. На подходе уже были сверхзвуковые машины...;
  • 1959 год - Состоялся первый полет беспилотного сверхзвукового ударного самолета Ту-121, прототипа стратегического разведчика Ту-123 «Ястреб». Первый полет прошел успешно, затем было еще несколько успешных полетов, подтвердивших правильность выбранных КБ технических решений по беспилотному самолету и комплексу. Показанная в ходе испытаний реальная дальность полета изделия «121» позволяла при старте с территории СССР нанести атомный удар по любой точке в Западной Европе, Северной Африке, Азии. Всего было отстреляно 5 изделий, уже шла речь о подготовке серийного производства. Однако 5 февраля 1960 года вышло Постановление СМ СССР, сворачивавшее все работы по этой беспилотной ударной системе;
  • 1965 год – Первый полёт многоцелевого вертолёта Ка-26 с ПД АИ-14В, лётчик-испытатель Владислав Владимирович Громов;
  • 1969 год - Самолёт Бе-30 №3 ("ИП") демонстрировался на Парижском Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже(по 10 июня), выполнив перелёт туда и обратно за 24 ч 03 мин. Пилотировал его лётчик-испытатель Юрий Михайлович Куприянов. Весовое совершенство машины поражало современников. В конструкции самолёта нашли применение много новейших по тому времени технологий. За экономию массы конструкторов щедро премировали;
  • 1973 год – На Смоленском авиазаводе выпущен первый серийный Як-18Т;
  • 1995 год – Первый полёт истребителя МиГ-21-93, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Герой Российской Федерации. Владимир Михайлович Горбунов;
  • 2017 год - Вертолёт Ка-62 совершил первый полноценный полёт на лётно-испытательной станции Арсеньевского завода «Прогресс». Программа предусматривала полёт по кругу на скорости 110 км/ч общей продолжительностью 15 минут. Первый тестовый полёт вертолёт Ка-62 совершил 28 апреля 2016 года на аэродроме завода «Прогресс» в городе Арсеньев Приморского края. Вертолёт приподнялся над землёй и, выполнив висение с разворотами, рысканиями по тангажу и крену, приземлился. Весь полёт занял не более десяти минут.
26 августа

  • 1919 год - Начало боевых действий первого гидроотряда морской авиации на Волге;
  • 1938 год - Прошли испытания механизма раскрытия парашюта братьев Дорониных, принятый потом на вооружение;
  • 1938 год - Начало заводских испытаний модифицированного ДБА с М-34ФРН, пилот П.М. Стефановский. Потом в том же году состоялись государственные испытания;
  • 1943 год - Состоялся первый полет бомбардировщика Ту-2 с двигателями М-82ФН;
  • 1947 год - Состоялся первый полет самолета Су-12, а 29 августа он перелетел с Центрального аэродрома на аэродром ЛИИ, где испытания по программе были продолжены. В процессе проведения заводских испытаний выявилась ненадежная работа опытных двигателей АШ-82М (взлетная мощность 2100 л.с), и они после восьми полетов были заменены серийными двигателями АШ-82ФН (взлетная мощность 1850 л.с);
  • 1964 год - Мировой рекорд скорости на 100-км замкнутом маршруте для вертолётов – 340,15 км/ч; экипаж Б.К. Галицкого на Ми-6;
  • 1968 год - Состоялся первый полет опытного Су-15УТ, пилот Е.К. Кукушев; Машина оснащалась крылом без "наплыва", а система УПС на ней не задействовалась. Для приемки самолета в начале августа из ОКБ прибыла группа специалистов, возглавляемая ведущим инженером Л.А.Рюминым. Ведущим летчиком-испытателем был назначен Е.К.Кукушев. Первый полет на "спарке" он выполнил 26 августа и к 16 сентября перегнал ее в Жуковский;
  • 1979 год - Состоялся первый полет истребителя Су-27 (Т10-3) с двигателями АЛ-31Ф.
27 августа

  • 1912 год- Первый полет на самолете типа «Канар» («утка») А.В.Шиукова; Примечание: Незадолго до начала первой мировой войны самолет схемы «утка» был создан в России. Его конструктор А. В. Шиуков заинтересовался авиацией еще будучи гимназистом в г. Тифлисе. В 1908-1910 годах он построил и испытал несколько планеров различных схем. Наилучшие результаты были достигнуты при полетах на планере схемы «утка». На его основе в 1912 году Шиуков построил самолет-моноплан с ротативным двигателем «Гном». После ряда доработок (установка элеронов, киля, применение шасси с носовым колесом) самолет получил обозначение «Канар-1бис». Он имел расчалочный четырехгранный фюзеляж до кабины прямоугольного, а перед ней - трапециевидного (широкой стороной вниз) сечения; каркас был выполнен из ясеня. Крылья - двухлонжеронные, лонжероны были изготовлены из сосны, нервюры - из бамбука, носок крыльев обшит картоном. Крылья имели S-образный профиль с толстым носком и резко вогнутой нижней стороной за носком. На самолете «Канар-бис» в течение 1913 года было совершено 30 полетов. Однако ненадежная работа двигателя ограничивала продолжительность полетов до 8 мин и высоту до 100 м. В 1914 года А. В. Шиуков стал проектировать второй самолет той же схемы, но с более мощным двигателем. Самолет должен был иметь военное назначение, поэтому вертикальное оперение предполагалось сделать двойным, разнесенным - для лучшего обзора вперед и для возможности установки пулемета и прицела;
  • 1913 год - Первая в мире мертвая петля П.Н.Нестерова выполненная на самолете "Ньюпор-IV"; Произошедшее подтверждалось протоколом, составленным на месте события: "27 августа 1913 года в шесть часов десять минут вечера поручик Нестеров, поднявшись на "Ньюпоре" на высоту 1000 метров, остановил мотор, начал планировать почти вертикально вниз. На высоте 600-800 метров от поверхности земли летчик включил мотор, выровнял рулем глубины аэроплан, поставил его носом кверху, повернул на спину и, опять переведя в вертикальное положение носом вниз и, замкнув таким образом кривую в вертикальной плоскости, выключил мотор и нормальным планирующим спуском ат-терировал (произвел посадку - франц.) на стартовой площадке того же Сырецкого военного аэродрома. Весь поворот в вертикальной плоскости проведен без перегибов плавной кривой в течение 6-8 секунд. Командир 3-й авиационной роты подполковник Вересков. Спортивный комиссар ИВАК (Императорского Всероссийского аэроклуба) при Киевском обществе Воздухоплавания военный летчик поручик Есипов".;
  • 1914 год - Приказом морского министра введено в действие «Положение о службе авиации в службе связи». Это был первый официальный документ о создании морской авиации в России;
  • 1931год - Состоялся первый полёт истребителя И-12 (АНТ-23); лётчик-испытатель Козлов Иван Фролович. Самолёт этот создавался как платформа для динамо-реактивных пушек Леонида Васильевича Курчевского - 76-миллиметровых АПК-4. Их разместили на крыльях (а обтекатели пушек и переходят в хвостовые балки).
  • 1940 год - На вооружение ВВС приняты МиГ-3, ЛаГГ-3, Як-1, Ил-2 и Пе-2;
  • 1962 год - На Северном испытательном полигоне Новая Земля в ходе учения «Шквал» с носителя Ту-16К/КС были проведены испытания авиационной крылатой ракеты с ядерным зарядом. Ту-16КС - самолёт-ракетоносец (другое название - Ту-16К). Основное назначение - удары по значительно удалённым объектам противника управляемыми КР типа КС-1. Состав экипажа Ту-16 – 6 человек;
  • 1967 год - Ту-134 официально принят для эксплуатации в ГВФ;
  • 1986 год - Совершён первый полёт учебно-боевого штурмовика Су-25УБ;
  • 1995 год - Первый полёт промышленного экземпляра «газолёта» – Ми-8ТГ на газовом топливе; Заслуженный лётчик-испытатель СССР Сучушкин Станислав Сергеевич;
  • 1999 год - Россия и Китай подписали соглашение о поставке в течении трёх лет 45 российских истребителей Су-30МКК;
  • 2002 год - Состоялся первый полет (со взлетной полосы заводского аэродрома) Бе-200ЧС (№7682000003) - второго серийного Бе-200д. В первом сорокаминутном полете её пилотировал экипаж ТАНТК в составе летчиков-испытателей Н.П. Кулешова и Н.Н. Охотникова, а также бортинженера А.Н. Тернового. В отличие от первой она была построена в варианте Бе-200ЧС, в комплектации оборудования максимально приближенном к требованиям заказчика - МЧС России.