1 марта
2 марта
3 марта
4 марта
5 марта
- 1914 год -Состоялся беспосадочный перелет Киев-Одесса П.Н.Нестерова с механиком Руденко (480 км за 3 часа 9 минут) на Ньюпоре-IV;
- 1937 год - На Пермском авиазаводе № 19 запущен первый в СССР конвейeр по сборке авиамоторов;
- 1941 год -Вышло постановление Комитета обороны о разработке противотанкового самолёта с 37-мм авиационными пушками Таубина или Шпитального на истребитель ЛаГГ-3. Авиационная пушка Таубина калибра 37 мм не помещалась под капотом. Первые 9 пушек Ш-37 (АП-37) конструкции Шпитального имели меньшие размеры, но ее не удавалось жёстко зафиксировать;
- 1947 год -Состоялся первый полёт фронтового истребителя Ла-156, ОКБ Лавочкина. Истребитель в феврале перевезли на аэродром ЛИИ. После наземных испытаний (ведущий инженер М.Л.Барановский) летчик С.Ф.Машковский совершил на Ла-156 первый полёт, но без включения форсажной камеры;
- 1955 год - На заводе №18 началась переделка находящиеся на стапелях серийных самолётов Ту-95 №401 и №404 в опытные ракетоносцы Ту-95К. Эти самолёты предназначались для отработки элементов комплекса К-20 и проведения испытаний;
- 1955 год - Завершились государственные испытания МиГ-19, а решение о его запуске в серию, по вполне благожелательному отзыву ведущего летчика-испытателя о новой машине (еще не прошедшей до конца даже заводских испытаний!), приняло Постановление Совета Министров СССР № 286-133 от 17 февраля 1954 г. о запуске нового истребителя под обозначением МиГ-19 в серийное производство сразу на двух авиационных заводах - №21 в Горьком и №153 в Новосибирске;
- 1959 год - Состоялся первый полет высотного самолета-разведчика Як-25РВ;
- 1959 год - Стратегический бомбардировщик ЗМ, пилотируемый м-ром Назимкиным, впервые во время строевой эксплуатации принял топливо от танкера в воздухе;
- 1982 год - Завершены войсковые испытания фронтового бомбардировщика Су-24 (II этап).
2 марта
- 1933 год - Образован "Балашихинский литейно-механический завод". На полную мощность завод начал работать с 1939 г., обеспечивая авиационными колесами, тормозами и агрегатами управления все авиационные заводы страны;
- 1934 год - В.П.Чкалов в пяти полетах подтвердил соответствие опытного И-16 четвертого типа (с мотором М-25), «И-16 тип 4 (ЦКБ-12 бис)» предъявляемым требованиям. Было выполнено 75 срывов в штопор и отметили, что в плоский штопор не входил, а из обычного достаточно легко выводился;
- 1934 год - Выходит постановление Совета труда и обороны СССР, требовавшее от Главного управления авиационной промышленности (ГУАП) к 1 мая того же года выставить на испытания опытный образец "Р-5 - штурмовика со ШКАС" . На самолете требовалось использовать все нововведения, предусмотренные для Р-5 выпуска 1934 г., т.е. колеса с пневматическими тормозами, мотор М-17Ф (500/715 л.с.), металлический винт, а также отказаться от защитных дуг под законцовками крыла. Но конструкторы завода No.1 пошли дальше Самолет получил претенциозное название "ССС", что расшифровывалось как "скоростной, скороподъемный, скорострельный". Два первых качества, кроме мотора М-17Ф, должны были обеспечить аэродинамика и уменьшение веса. На колесах предусмотрели каплевидные обтекатели. Ввели зализы на креплениях стоек и подкосов, улучшили отделку поверхностей. Планер облегчили за счет применения в конструкции вместо сосны ели. Несколько изменили технологию изготовления деревянных частей- больше стали клеить и меньше забивать гвоздей и завинчивать шурупов. Шасси стало легче за счет использования легированных сталей;
- 1935 год - В Москве в Центральном Доме Советской Армии открылась Всесоюзная конференция по применению реактивных летательных аппаратов для освоения стратосферы. На конференции делал доклад С.П.Королев;
- 1948 год - Начались испытания (по 13 апреля) головного серийного фронтового разведчика ОКБ Туполева Ту-2Р (Ту-6) №14/58 2АШ-82ФН с винтами АВ-5В-167А, построенного на заводе №23. В акте НИИ №83 за 1948 г. по результатам испытаний было сказано, что головной Ту-6 №14/58 государственные испытания выдержал;
- 1953 год - Начлись заводские контрольные испытания истребителя МиГ-15бис (ГРАД). Испытания проводил ведущий летчик-испытатель Ф.Л. Абрамов. Заградительная система "Град" предназначена для постановки воздушных минных полей в целях поражения соединений бомбардировщиков или отдельных самолетов противника, а также для нарушения строя бомбардировщиков;
- 1954 год - Состоялся первый полет серийного МиГ-19 на Нижегородском авиазаводе;
- 1958 год - Начало (по 2 апреля) работы макетной комиссии под председательством генерала-майора авиации А. В. Жатькова, по рассмотрению второго макета летающей лодки-амфибии в противолодочном и спасательном вариантах. На рассмотрение представлялись три макета: самолета Бе-12 в противолодочном варианте; отсека лодки в спасательном варианте и отдельно - силовой установки с двигателем Аи-20Д. В результате акт макетной комиссии главнокомандующий ВВС утвердил 30 июня 1958 г. К работам над поисково-спасательным самолетом, в котором ВМФ нуждался ничуть не меньше, приступят в 1962 году, в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 2 марта 1962 года № 28-110 по тактико-техническим требованиям, утвержденным еще 22 декабря I960 г;
- 1958 год - Был выполнен первый полет второй машины Ту-116 №7802, выпущенной 3 июня 1957 года, с заводского аэродрома, а 8 марта самолет перелетел на аэродром Чкаловское, в ГК НИИ ВВС. В этих полетах участвовал и летчик-испытатель ОКБ И.К.Ведерников, впоследствии поднимавший в воздух многие модификации Ту-95/142;
- 1994 год - На основание Указа Президента РФ учреждена медаль Нестерова. Медаль предназначена для награждения как военных летчиков, так и гражданских, а также всех лиц, которые имеют отношение к авиации и авиационной промышленности. Медаль логически дополняет ряд наград, предназначенных для награждения военнослужащих разных видов вооруженных сил: медаль Суворова (Сухопутные войска РФ), медаль Ушакова (Военно-морской флот РФ) и медаль Нестерова (ВВС РФ). При этом данная награда не имеет исторических предшественниц.
3 марта
- 1916 год - В г. Новороссийск родился младший из пяти братьев знаменитой авиационной семьи, оставившей заметный след в истории авиации СССР - Валентин Константинович Коккинаки. Летчик-испытатель. Воевал на Западном, Северо-Западном и Юго-Западном фронтах. Награжден Орденами "Ленина", "Красного Знамени", "Отечественной войны" 2-ой степени дважды, медалями "За боевые заслуги", "За Победу над Германией". Погиб за штурвалом самолета 25 августа 1955 года, испытывая новейший стратегический тяжелый бомбардировщик М-4. 18 февраля;
- 1921 год - Сформирована авиация Черноморского флота (было завершено формирование Штаба Воздушного флота Черного и Азовского морей). Этот день считается Днём рождения авиации Черноморского флота СССР.;
- 1945 год - Состоялся первый полет экспериментального истребителя с комбинированной силовой установкой И-250 (МиГ-13) конструкции ОКБ А.И.Микояна, лётчик-испытатель А.П.Деев. Комбинированная силовая установка И-250 состояла из двигателя ВК-107А мощностью 1650 л. с. и ускорителя ВРДК, созданного в ЦИАМ К.В. Холщевниковым. Вооружение состояло из трех 20 мм пушек Б-20 (боезапас по 100 патронов);
- 1952 год - Состоялся первый полет второго прототипа бомбардировщика Ил-46 с двигателями АЛ-5, пилот В.К. Коккинаки. Второй опытный самолет (Ил-46С) отличался от первого только крылом, компоновкой фюзеляжа в месте его стыка с крылом и увеличенной до 7,8 м длиной бомбоотсека. Владимир Коккинаки отметил, что самолет в воздухе держится устойчиво, обладает хорошей продольной и путевой устойчивостью. Управляемость нормальная, в горизонтальном полете легко балансировался во всем диапазоне скоростей до полного снятия нагрузок с органов управления. Легко и просто выполнял все необходимые эволюции - виражи, горки, скольжения, боевые развороты. При установлении скорости до срыва появлялась тенденция к плавному опусканию носа, но не было предпосылок к сваливанию на крыло и входу в штопорное вращение. Ил-46 летел при отключении одного двигателя. Посадка Ил-46 была проста и не имела каких-либо особенностей;
- 1971 год - Задана разработка проекта истребителя Су-27 (Т-10);
- 1994 год - Экипаж в составе Е.Г.Pевунова и И.Е.Соловьёва совершил беспосадочный перелёт на т-10В-2 (Су-34) из Новосибирска в Москву в Жуковский (на аэродром ЛИИ). Этот Т-10В-2 построенный на серийном заводе в Новосибирске, стал головным самолетом опытной партии машин этого типа. Прим: В 2011 первый полёт второго опытного образца ПАК ФА. Полёт продолжался 44 минуты. Все системы и агрегаты самолёта работали в штатном режиме.
4 марта
- 1926 год - Впервые в СССР авиация применена для разведки морского зверя, пилот Томашевский Аполлинарий Иванович на самолете Юнкерс J-13 «Промбанк» в Белом море;
- 1928 год - На Центральном аэродроме в Москве в составе эскадрильи «Наш ответ Чемберлену» представителям Воздушного Флота был передан санитарный самолёт К-3 (разработчик: Калинин). Самолёту присвоили наименование РОКК-1, определив место службы в транспортно-экспедиционном пункте управления санитарной службы. В 1928-1930 годах на нем доставили в больницы из труднодоступных районов 30 человек. Тогда это расценивалось как большое достижение;
- 1933 год - В Тушино организован дирижаблестроительный учебный комбинат;
- 1936 год - И.Г.Неман получил срочное задание заместителя начальника ГУАП А.Н.Туполева доработать проект самолета ХАИ-5 (Неман Р-10) под менее мощный, чем М-85, но более надежный звездообразный девятицилиндровый двигатель воздушного охлаждения М-25 (Райт "Циклон" SGR-1820 F3), со сроком выпуска самолета на испытания к 1 мая;
- 1936 год - В соответствии с директивой Генерального штаба Красной Армии была создана 15-я военная школа летчиков-наблюдателей (воинская часть 3858). С мая 2001 года, Челябинский военный авиационный Краснознаменный институт штурманов (ЧВАКИШ), единственное учебное заведение ВВС Российской Федерации, готовящее военных штурманов для всех видов авиации;
- 1940 год - Выходит Постановление Комитета Обороны о строительстве двух экземпляров Б-1 и Б-2 пикирующего бомбардировщика СББ ОКБ Архангельского. Первый вариант соответствовал варианту скоростного бомбардировщика, а второй - пикирующего бомбардировщика. Самолет Б-2 отличался от Б-1 более широким фюзеляжем и несколько иной компоновкой носовой части фюзеляжа;
- 1940 год - Вышло Постановление Наркомата Обороны при СНК № 107, в соответствии с которым ОКБ П. О. Сухого поручалась постройка двух экземпляров одноместного бронированного штурмовика 0БШ с мотором М-71 с готовностью первого экземпляра к 15 ноября 40-го, а второго - к 15 декабря. В 1941 г. самолет получил обозначение Су-6 М-71;
- 1940 год - Постановлением Комитета обороны при СНК СССР № 119 Главному конструктору Ленинградского завода N° 47 Е. Г. Адлеру поручили модифицировать УТ-1 в "истребитель" (учебно-тренировочного истребитель - УТИ);
- 1940 год - Вышло постановление Комитета по обороне при СНК СССР об организации завода опытного самолетостроения №289 и о переводе КБ П.О.Сухого на данный завод;
- 1940 год - Постановлением СНК No.03 и последовавшим на следующий день приказом НКАП №80 главному конструктору А.И. Микояну и директору завода П.В. Дементьеву официально поручали постройку трех экземпляров истребителя И-200 (МиГ-1). При этом необходимо было обеспечить машинам максимальную скорость 640 км/ч на высоте 7000 м. Таким образом, было учтено заключение ЦАГИ. Всего в постройку было заложено 5 экземпляров самолета - один для статических испытаний и четыре - для летных;
- 1954 год - Главный конструктор ОКБ-256, расположенного на территории завода № 256 в г. Подберезье на Московском море (прежде на этом заводе работал И. В. Четвериков со своим ОКБ, а после 1947 г. - немецкие авиационные специалисты во главе с Б. В. Бааде) Павел Владимирович Цыбин предложил аванпроект экспериментального самолета НМ-1(РСР). Но время всё расставило по местам. Летные испытания НМ-1 были остановлены, а испытания опытного самолета "РСР" не проводились вообще. Оба эти аппарата в полуразобранном состоянии были привезены в Москву и переданы в МАИ на кафедру самолетостроения в качестве учебных пособий. Часть фрагментов самолета "РСР" и поныне там;
- 1959 год - МиГ-15бис (ИБ) был предъявлен в ГК НИИ ВВС на госиспытания;
- 1975 год - Первый полёт сверхзвукового пассажирского самолёта ОКБ Туполева Ту-144 №04-1 (бортовой №77106). Использовался для оценки эффективности работы СКВ, на нем решались некоторые проблемы по топливной системе. 26 декабря 1975 года на этой машине был выполнен первый эксплуатационный рейс по маршруту Москва - Алма-Ата;
- 1997 год - Первый полет многоцелевого ударного вертолёта Ка-50Ш (разработчик: ОКБ Камова);
- 1999 год - Первый полет вертолёта Ми-24ВМ, разработчик: ОКБ Миля. Ми-24ВМ (экспортный вариант - Ми-35М).
5 марта
- 1916 год - Утверждено создание завода АО «Русский Рено» в Рыбинске. Ныне - НПО «Сатурн»;
- 1932 год - Решением Главного управления авиационной промышленности Наркомата тяжелой промышленности на базе аэродинамического отделения Казанского университета организован Казанский авиационный институт (КАИ). Сейчас - Казанский национальный исследовательски технический университет им.А.Н.Туполева - КАИ;
- 1934 год - Первая первую партию челюскинцев (12 человек — 10 женщин и 2 ребёнка)была перевезена на материк на самолете Г-1, экипаж А.В. Ляпидевского. Самолёт Г-1 – гражданская, демилитаризованная версия бомбардировщика ТБ-1 (АНТ-4). Всё вооружение снималось, проемы турелей обычно зашивались листом. Часто ликвидировали и всё остекление штурманской кабины. Над местами пилотов монтировали крышу и делали боковые окна. Переделку вел завод № 89, а позднее и завод им. Побежимова в Красноярске;
- 1940 год - Постановлением Комитета обороны на базе КБ-29 образовано самолетостроительное Опытно-конструкторское бюро П.О. Сухого;
- 1942 год - Постановлением ГКО СССР № 1392 от 5 марта при Ставке Верховного Главнокомандования была создана авиация дальнего действия, которую возглавил генерал-майор А. Е. Голованов. Создана с целью выполнения задач стратегического значения: нанесения бомбовых ударов по административно-политическим и военным объектам глубокого тыла противника, нарушения транспортного сообщения противника, уничтожение складов в ближнем тылу, бомбардировка противника на линии фронта для обеспечения стратегических операций. Кроме того, АДД (в том числе и входящий в её состав Гражданский воздушный флот (ГВФ)) широко использовалась для обеспечения партизанского движения как на оккупированной территории СССР, так и в Югославии. Всё время своего существования авиация дальнего действия была резервом Верховного главнокомандующего (ВГК). Командующий АДД получал распоряжения только от Верховного главнокомандующего И. В. Сталина. Было создано пять дальних и бомбардировочных корпусов, имевших на вооружении в разное время почти до 3 000 воздушных кораблей, из которых боевых — около 1 800;
- 1944 год - Вышли Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны № 5320 Об увеличении выпуска самолетов Пе-2 на заводе № 22 Наркомавиапрома;
- 1956 год - Начались (по 10 июля 1956 года) испытания комплекса Як-25К-75. Для этого серийный экземпляр Як-25К №1608, согласно приказу МАП от 5 ноября 1955 г., переоборудовали под опытные ракеты "тип 129" системы К-75. При этом на самолёте установили доработанную под новую систему РЛС "Изумруд" и оптический прицел АСП-3НМ, а также автоматы подачи топлива АУПТ. Испытания проводили ведущий лётчик-испытатель Ф.Л.Абрамов, лётчик-испытатель Е.Н.Пряничников, штурманы Г.Н.Улехин и В.Н.Макаров. Всего выполнили 23 полёта общей продолжительностью 16 ч 34 мин;
- 1958 год - Состоялся первый полёт опытного фронтового бомбардировщика Як-28-1, ОКБ Яковлева. Взлётная масса нового бомбардировщика выросла до 12885 кг (при нормальной бомбовой нагрузке 1200 кг и запасе горючего 3200 кг). На форсаже удалось набрать 10000 м за 3,5 мин и достичь максимальной скорости 1500 км/ч. Предполагалось получить потолок в 17800 м, но из-за самовыключения форсажа удалось достичь только 16300 м. Лётчики отмечали вполне удовлетворительную устойчивость и управляемость, хорошие взлётно-посадочные характеристики (разбег и пробег составляли от 850 до 950 м). Перекомпоновку носовой кабины одобрили не только заводские пилоты, но и штурманы ЛИИ. В процессе испытаний для улучшения продольной устойчивости у корня крыла и в ХЧФ установили аэродинамические гребни. Серийные бомбардировщики Як-28 получили в НАТО кодовое обозначение Brewer-A (Пивовар);
- 1964 год - Ростовский завод №168 строивший Ми-6 приступил к выпуску "десятки", получившей заводской индекс "изделие 60", хотя решение о серийном производстве Ми-10 было принято еще в 1961 г., но его развертывание все время откладывалось, и не только по техническим причинам. Значительное влияние на это оказало постепенное снижение интереса к ракетно-вертолетным комплексам;
- 1993 год - Состоялся первый полет беспилотного вертолета Ка-37, оператор Н.П.Бездетнов;
- 1997 год - Состоялся первый полёт многоцелевого ударного вертолёта Ка-50Н, ОКБ Камова;
- 2002 год - Выполнен первый полет опытного образца модернизированного варианта штурмовика Су-25СМ-1, летчик-испытатель И.Е.Соловьев;