Авиакалендарь России

Июнь (19.06-25.06)

19 июня

  • 1910 год — В российское небо впервые поднялся аэроплан, который был полностью разработан и построен в России. Аппарат, носивший имя «Гаккель-III», был сконструирован 34-летним потомственным инженером Яковом Модестовичем Гаккелем, преподавателем Санкт-Петербургского политеха, одним из создателей столичного трамвая и строителем первой в России линии электропередач на Ленских золотых приисках;
  • 1927год— Завершение на ЦА им.М.В.Фрунзе первого «звездного» перелёта в Москву летчиков ВВС на 12 самолётах из 9 городов;
  • 1934 год - Первый полет над Красной площадью АНТ-20 «Максим Горький» на встрече летчиков— первых Героев Советского Союза и спасенных ими челюскинцев. На трибуне мавзолея вместе с руководителями страны за полетом огромной машины наблюдал и человек, чье имя носил самолет, М. Горький;
  • 1947 год — Первая машина «134» (будущий Ла-11) поступила на государственные испытания в ГК НИИ ВВС. По сравнению с Ла-9 на самолёте «134» установили три пушки НС-23С, сократив боекомплект оставшихся орудий до 225 патронов. Маслорадиатор перенесли в нижнюю часть моторного капота и увеличили ёмкость маслосистемы. В мае 1947 г. лётчик-испытатель Андрей Григорьевич Кочетков, перешедший в промышленность из ГК НИИ ВВС, впервые поднял машину в воздух. В 18 полётах обшей продолжительностью 12 часов 37 минут были определены максимальные горизонтальные скорости и скороподъёмность на номинальном режиме работы мотора, техническая дальность и продолжительность полёта. Нужно отметить, что противообледенительная система, к всеобщему удовольствию, включала также 16 литровый баллон для спирто-водяной «сертифицированной» смеси (50% спирта и 50% воды), из которого смесь подавалась на лобовое стекло фонаря и лопасти винта;
  • 1952 год — Состоялся первый полет всепогодного истребителя-перехватчика Як-120 (в серии Як-25) или, как его еще называли, Як-2АМ-5, летчик-испытатель В. Н.Волков; В августе 1951 года вышло соответствующее постановление Совмина СССР, и в ОКБ-115 вплотную приступили к проектированию изделия «120» или, как его еще называли, Як-2АМ-5;
  • 1959 год— Рекордные по дальности полеты на двух бомбардировщиках Ту-95, экипаж В. Решетникова (17 150 км) и Е. Мурнина (16 950 км);
  • 1964 год — Два полета в рамках ГСИ на Т-58Д-2 (Су-15) выполнил маршал Савицкий. Официально Госиспытания завершились 25 июня 1964 года;
  • 1969 год— Состоялся первый полет планера БРО-11 Зиле конструкции Б. Ошкиниса, созданного в планерных мастерских около Каунасского авиационного спортивного клуба (Литва) под руководством инженера В. Чапониса;
  • 1971 год — Начало перелёта по маршруту Италия (Флоренция)— Греция— Турция— Иран— Афганистан— Пакистан— Индия— Бирма— Таиланд— Сингапур— Индонезия— Австралия и обратно; лётчик-испытатель ОКБ имени Яковлева Михаил Григорьевич Завьялов с итальянским экипажем— на Як-40; 34 тыс. км за 130 ч. 45 мин. лётного времени; 96 полётов;
  • 1980 год — Первый полёт Су-17М4 (С-54), лётчик-испытатель ОКБ лётчик-испытатель Егоров Юрий Алексеевич. На вооружение принята 30 сентября 1983 года;
  • 1986 год — Вышло Постановление СМ СССР, поручавшее ОКБ им. Г. М. Бериева разработку гидросамолёта Бе-42;
  • 1987 — Лётчики-испытатели Николай Фёдорович Садовников и Игорь Викторович Вотинцев на опытном самолёте -опытной «спарке» Т-10У-2 совершили беспересадочный перелёт с дозаправкой в воздухе из Комсомольска-на-Амуре в Москву. Это был самолёт, специально оснащённый системой дозаправки в порядке отработки технических решений для новой многоцелевой машины Су-27ПУ, которую позже переназвали как Су-30.
20 июня

  • 1803 год - Первый полет на воздушном шаре в России совершил известный французский гастролер-воздухоплаватель Жак Гарнерен вместе со своей женой. Полет был совершен в присутствии "императорской фамилии и великого стечения зрителей";
  • 1911 год - Первый в России групповой полёт 5 самолётов с "перехватом" аэростата;
  • 1918 год - Вышел в свет первый номер журнала «Вестник Воздушного флота»;
  • 1921 год - Родился Анатолий Маркович Маркуша (настоящие имя и фамилия — Арнольд Маркович Лурье) — русский советский писатель, лётчик-истребитель, участник Великой Отечественной войны. Капитан (1954). Автор книг "Вам - взлет!", "33 ступеньки в небо" и многих других книг про авиаторов и авиацию. А. Маркуша — автор 106 книг общим тиражом более 15.000.000 экз. Книги переведены на 18 языков мира;
  • 1923 год - Готов проект истребителя И-1 (Ил-400);
  • 1937 год - Завершился беспосадочный перелет на самолете АНТ-25 из Москвы в США через Северный полюс (экираж: В.П.Чкалов, Г.Ф.Байдуков и А.В.Беляков);
  • 1943 год - Начались государственные испытания Су-6 М-71Ф, ведущий инженер А. В. Синельников, ведущий летчик А. И. Кабанов, летчик облета П. М. Стефановский. Всего было выполнено 42 полета с суммарным налетом 23 ч 10 мин;
  • 1946 год - Михаил Васильевич Хруничев представил И.В. Сталину докладную записку "О рассмотрении предложения Михаила Клавдиевича Тихонравова и Николая Гавриловича Чернышёва о создании ракеты для полёта человека на высоту 100-150 километров", впоследствии проект стал известен, как "ВР-190";
  • 1948 год - Истребитель МиГ-15 (С-3) (третий опытный экземпляр), пилотируемый летчиком-испытателем Анохиным, совершил первый полет;
  • 1956 год - Состоялся первый полет реактивного гидросамолета-летающей лодки Бе-10 с двумя ТРД АЛ-7ПБ, экипаж В.В.Курячего. Бе-10 стал первым в мире серийным гидросамолетом с ТРД и стреловидным крылом. Серийный выпуск осуществлялся на Таганрогском авиазаводе в 1957-1960 гг., построено более 60 самолетов Бе-10. Летом 1961 года Бе-10 был впервые продемонстрирован широкой публике. Во время празднования Дня военно-морского флота над Невой пролетела строем "ромб" четверка реактивных летающих лодок. В августе-сентябре 1961 года Н.И. Андриевский и Г.И. Бурьянов на Бе-10 установили 12 мировых рекордов по классу летающих лодок (скорость 912 км/ч, потолок без груза 14 962 м, с грузом 15 т - 11 997 м). Эти рекорды не побиты до сих пор. Самолет был заявлен в документах FAI как М-10. Самолеты этого типа эксплуатировались до 1963 года. Их быстро сменили противолодочные амфибии Бе-12;
  • 1970 год- Завершены Государственные совместные испытания комплекса перехвата Су-15-98М (самолёт Су-15Т);
  • 1977 - Состоялся первый полёт Ту-22М3 («45-03»). После выполнения программы лётно-доводочных испытаний с 1978-го он запускается в серийное производство. До 1983-го Ту-22М3 строится параллельно с Ту-22М2, а начиная с 1984-го в серии идёт только Ту-22М3. Всего на казанском КАПО построили 268 этих машин. Серийное производство было завершено в 1993-м. ОКБ продолжает работы по дальнейшей модернизации типа. Ведутся работы по продлению срока службы до 35 лет. Таким образом, машина ещё долго будет составлять основу ударной мощи наших Дальней авиации и авиации ВМФ;
  • 1980 год - Состоялся первый полет сверхлегкого самолета А-6 Белый с двигателем «Вихрь-25 Аэро»;
  • 1986 год - В Жуковском состоялся 5-й полёт аналога корабля многоразового использования БТС-002. Пилотировали лётчики-испытатели Анатолий Семёнович Левченко и Александр Владимирович Щукин;
  • 2003 год - Бе-200чс получил сертификат типа воздушного судна ограниченной категории.
21 июня

  • 1929 год - Летчик Б.В. Глаголев выполнил первый полет на самолете Ш-1(легкая летающая лодка разработки Шаврова), а затем и все полеты по программе заводских испытаний;
  • 1940 год - Летчик-испытатель Георгий Шиянов впервые убрал крыло и шасси на экспериментальном истребителе ИС-1. Самолет показал отличные результаты и вел себя безукоризненно. Главная особенность ИС-1 (истребитель складной первый, разраб-к: Шевченко, Никитин ) состояла в том, что летчик мог в воздухе превратить этот полутораплан в моноплан с высоко расположенным крылом типа чайка;
  • 1941 год - В НИИ ВВС завершились государственные контрольные испытания серийного Ил-2 (зав. №182402) с пушками ШВАК постройки завода № 18 (ведущий инженер Н.С.Куликов, ведущий летчик-испытатель А.К. Долгов, совершено 23 полета с общим налетом 16 часов);
  • 1946 год - Постановления СМ СССР за №1289-527с на основании приказа И.В. Сталина от 9 февраля 1946 года о преобразовании ОКБ Г.М. Бериева в Государственный союзный опытный завод №49 морского самолетостроения. Новое предприятие становилось единственным конструкторским коллективом в стране, проектирующим и создающим гидросамолеты;
  • 1953 год - Завершил программу контрольных заводских испытаний прототип СМ-2/2 истребителя И-360 (ОКБ Микояна,Гуревича), на котором проверялась продольная устойчивость на больших углах атаки с измененным положением горизонтального оперения, а также проводилось снятие летно-тактических характеристик. Всего в течение 1952-1953 годов летчик-испытатель Г.А. Седов выполнил более 130 полетов;
  • 1958 год - Состоялся первый полет опытного Ту-105 (Ту-22 "Шило"), экипаж летчика-испытателя Ю.Т. Алашеева, штурман И.Е. Гавриленко и радист К.А. Щербаков;Первый полёт прототипа сверхзвукового бомбардировщика Ту-22 ; экипаж Ю.Т. Алашеева. Серийное производство началось в 1960-м в Казани. Впервые самолёт показан на воздушном параде в Тушино в 1961-м, а в следующем году - уже принят на вооружение;
  • 1967 год - Первый полет поисково-спасательного вертолета Ка-25ПС, В.М.Евдокимов
  • 1974 год - Решением ВПК организована комиссия по проведению совместных Государственных испытаний самолёта Ту-142М;
  • 1978 год - Испытатель В.С. Ильюшин совершил первый полет на опытном самолете Су-25 (Т8-1Д);
  • 1984 год -Начались полеты В-80 в ходе Государственных сравнительных испытаний В-80 и Ми-28, а испытания Ми-28 начались только 17 сентября и продолжались до 19 апреля 1985 года. Первый этап предусматривал оценку летно-технических характеристик вертолетов, каждому из которых предстояло выполнить по 27 полетов. Получаемые в ходе этих полетов результаты подтверждали превосходство камовской машины.
22 июня

  • 1909 год - Родился Евгений Николаевич Преображенский. Лично командовал флагманским экипажем при первой бомбардировке Берлина летом 1941 года самолётами 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС Краснознамённого Балтийского флота ВМФ СССР и принимал участие в этих полётах. Служил лётчиком, затем командиром эскадрильи и командиром 1-го минно-торпедного авиационного полка 8-й бомбардировочной авиабригады Балтийского флота. В ночь с 7 на 8 августа 1941 года группа из 15 бомбардировщиков ДБ-3 под командованием Е. Н. Преображенского участвовала в нанесении первого бомбового удара по военно-промышленным объектам Берлина.13 августа 1941 года Преображенскому было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего авиагруппа Е. Н. Преображенского штурмовала Берлин 10 раз, последний вылет состоялся 4 сентября 1941 года. С августа 1942 года Е. Н. Преображенский — командир 8-й авиационной бригады ВВС Балтийского флота.С апреля 1943 года по сентябрь 1944 года — начальник штаба, а с сентября 1944 года по апрель 1945 года — исполняющий обязанности командующего ВВС Северного флота. С апреля 1945 года Е. Н. Преображенский — заместитель командующего, а с февраля 1946 года — командующий ВВС Тихоокеанского флота.24 августа 1945 года генерал-лейтенант Е. Н. Преображенский командовал авиавысадкой в Порт-Артуре, лично принимая в ней участие.С 1950 по 1962 год Е. Н. Преображенский — командующий авиацией ВМФ СССР.С 1962 года Е. Н. Преображенский был военным консультантом Министерства обороны СССР ;
  • 1910 год - Учебный воздухоплавательный отдел при Главном инженерном управлении реорганизовали Офицерскую воздухоплавательную школу;
  • 1916 год - Приказом Морского Штаба ВГК №144 при авиации ЧФ учреждён отряд дирижаблей для отыскания и уничтожения неприятельских подводных лодок и для несения разведывательной и сторожевой службы. Для этого в Англии купили четыре дирижабля типа Коосталь. Командиром отряда назначили воздухоплавателя штабс-капитана Леонида Августовича Липпинга.
  • 1933 год Под управлением летчика М.М.Громова состоялся первый полет опытного самолета АНТ-25 с двигателем М-34 без редуктора. По оценке М.М.Громова самолет оказался устойчивым и простым в управлении. С конца июня 1934 г. первый экипаж в составе М.М.Громова, А. И. Филина, И. Т. Спирина начал выполнять дальние испытательные полеты с целью проверки возможностей доработанного второго опытного самолета АНТ-25. На одномоторном самолете АНТ-25 он, пробыв в воздухе 75 часов, пролетел 12 411 км. Этот абсолютный мировой рекорд дальности беспосадочного полета по замкнутому маршруту держался много лет;
  • 1941 года - Оперативное переподчинение ГВФ Наркомату Обороны и формирование шести авиагрупп особого назначения и трех авиаотрядов для авиационного обеспечения частей ВМФ;
  • 1941 год - День памяти и скорби. Начало Великой Отечественной войны. В первый день войны советскими летчиками было совершено 16 воздушных таранов. Первый воздушный таран в годы Великой Отечественной войны совершил командир 124-го истребительного авиационного полка младший лейтенант Д. В. Кокорев (в 4 ч. 15 мин.), уничтожив при этом немецкий самолет «Дорнье-215». В 4 ч. 25 мин. воздушный таран совершил летчик И. И. Иванов. В 5 ч. 15 мин. врага таранил летчик Л. Г. Бутелин, в 10 ч. — П. С. Рябцев. Во время Великой Отечественной советские лётчики совершили более 600 воздушных таранов, точное их количество, увы, неизвестно – оно регулярно увеличивается. Более двух третей таранов приходится на 1941-1942-й – самый тяжёлый период войны. Осенью 1941-го в части люфтваффе был даже разослан циркуляр, который запрещал приближаться к нашим самолётам ближе, чем на 100 метров - во избежание воздушного тарана.;
  • 1943 год - Приказом НКАП, в соответствии с постановлением ГОКО № 3601 от 18 июня, завод № 288 перебазировали из Омска на территорию московского завода № 482. При этом часть коллектива КБ В.М.Мясищева, вместе с главным конструктором, перевели на завод № 22 в Казань, а часть - на организованный в Москве филиал;
  • 1943 год - Успешно завершились в НИИ ВВС КА государственные испытания Ил-2 с НС-37 головной серии (зав. № 302349), ведущий летчик-испытатель А.И.Кабанов, ведущий инженер В.С.Холопов, летчики облета майор А.К.Долгов и инженер-майор А.В. Синельников. Предъявленный на госиспытания штурмовик отличался от серийных Ил-2 только установкой двух пушек НС-37 с боекомплектом по 60 снарядов на ствол и отсутствием PC. Нормальная бомбовая нагрузка - 200 кг.;
  • 1946 год - Установлен мировой рекорд ночного высотного парашютного прыжка - 10370 м, Порфирий Порфирьевич Полосухин, Владимир Захарович (Вульф Залманович) Кривой, В.Доросеев, В.Иванов, О.Владимирская, С.Коробов, К.Ерпичев;
  • 1948 год - Самолет "174Д" (Ла-15) был предъявлен на государственные испытания, после 7 полетов по программе заводских испытаний;
  • 1956 год - Состоялся первый полет транспортного самолета Ил-14Т;
  • 1972 год - Первый полёт спортивно-пилотажного самолёта Як-50, лётчик-испытатель Владислав Ильич Лойчиков;
  • 1975 год - Светлана Евгеньевна Савицкая на учебно-боевом МиГ-25ПУ (Е-133) конструкции ОКБ Артёма Ивановича Микояна с двигателем Р15Б-300 установила женский мировой рекорд скорости 2683,44 км/ч.;
  • 1983 год - Постановлением правительства самолет Су-24М принят на вооружение;
  • 1985 год - Начались поставки истребителей Су-27 в ВВС Советского Союза; Государственные совместные испытания были закончены в 1985 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 23 августа 1990 г. №862-114 на вооружение ВВС и авиации ПВО Советского Союза были приняты фронтовой истребитель Су-27 и истребитель-перехватчик ПВО Су-27П;
  • 1988 год - Суборбитальный полёт «Бор-5», уменьшенной в 8 раз копии модели космического корабля многоразового использования «Буран».
23 июня

  • 1911 год - Родился конструктор авиа - и ракетных двигателей Николай Дмитриевич Кузнецов. Дважды Герой Социалистического Труда участник Великой Отечественной войны. В 1943-1946 гг. - заместитель главного конструктора в ОКБ В.Я.Климова. В 1946-1949 гг. - главный конструктор КБ завода №26 в Уфе. В 1949 г. возглавил КБ завода №2 в Куйбышеве (с 1956 г. - Генеральный конструктор). Под его руководством разработаны турбовинтовые двигатели ТВ-2, 2ТВ-2Ф, НК-12 (самый мощный в мире: 15000 э.л.с.), турбореактивные РД-12, РД-14, НК-4, НК-6, НК-8, НК-22, НК-23, НК-25, НК-32, НК-86, НК-88 (на водороде), НК-89 (на сжиженном газе), НК-144, турбоприводы для газоперекачивающих станций и др;
  • 1913 год -В Петербурге свой первый полет совершает "Гранд" с рядным размещением двигателей, четырехмоторный самолет конструкции Игоря Сикорского. На его основе будет создан самолет "Илья Муромец". Перестановка существенно улучшила взлетные характеристики и дала некоторую прибавку в скорости и скороподъемности. Вертикальное оперение было по-прежнему эффективным и могло удерживать самолет на прямой при отказе двух двигателей с одной стороны. Даже для самолета, находящегося в развороте, такие отказы были неопасны, поскольку разворот выполнялся с малой угловой скоростью;
  • 1932 год - Родился Федотов Александр Васильевич - один из лучших лётчиков в мире, Герой Советского Союза, заслуженный летчик-испытатель СССР. А.В.Федотов поднял в небо и провёл испытания Е-6Т/2 (МиГ-21Ф-13) (октябрь 1959), Е-150 (8.07.1960), Е-8/2 (13.07.1962), Е-155Р (МиГ-25Р) (6.03.1964), МиГ-23 ("23-11") (10.06.1967), МиГ-23С (28.05.1969), МиГ-25РУ (25.12.1969), МиГ-23М (июнь 1972), Е-155МП (МиГ-31) (16.09.1975), МиГ-29 ("9-12") (6.10.1977). Участвовал в испытаниях МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31 и их модификаций, Е-152А, СМ-12. Провел испытания МиГ-23 на критических режимах полета. Впервые в стране достиг скорости, соответствующей М=3. Установил 18 мировых авиационных рекордов (из них 3 рекорда - абсолютные). Погиб 4 апреля 1984 года в испытательном полете на МиГ-31 вместе с штурманом-испытателем В.С.Зайцевым;
  • 1940 год - Самолет ПБ-100 (Пе-2) был принят к серийному производству;
  • Серийный выпуск ПБ-100 поручили московскому заводу №22, где до этого строили Ар-2. Полный комплект рабочих чертежей завод получил в июле 1940 года, а к концу года изготовил первый пикировщик. В том же году после введения новой системы обозначения самолетов по фамилиям руководителей КБ бомбардировщик ПБ-100 переименовали в Пе-2. Коллектив Петлякова тем не менее оставался в структуре НКВД. Внедрением самолета в серию занимался А.И. Путилов;
  • 1951 год - Установлен женский мировой рекорд дальности полета в намеченный пункт с возвращением на место старта - 226,290 км, М.Г.Пылаева на одноместном планере А-9; Советская планеристка Пылаева установила новый всесоюзный и мировой рекорд дальности полета с заранее установленным пунктом назначения и возвращением к месту старта - 226,216 км - и побила французский рекорд этого вида полета, равный 203,15 км (1950 г.);
  • 1950 год - С учетом испытаний Бе-6ТР Министерство обороны СССР выдало ОКБ Бериева новые тактико-технические требования. Согласно им и Постановлению СМ СССР № 2476-975 от 10 июня 1950 г был разработан новый вариант летающей лодки, получивший обозначение Бе-6М. От предыдущей машины она отличалась новыми 23-мм пушками НР-23 и прицельными станциями ПС-48М;
  • 1963 год - Первое свободное висение СВВП Як-36, пилот В.Г.Мухин;
  • 1976 год - Начались госиспытания самолета Су-15УМ. Госиспытания самолета, которые проводили летчики ГК НИИ ВВС Е.С.Коваленко, В.В.Картавенко, О.Г.Цой и В.Е.Костюченко, прошли довольно оперативно. Всего за время ГСИ состоялось 72 полета, из них - 60 зачетных. В результате самолет был рекомендован для принятия на вооружение с формулировкой: "Пригоден для обучения и тренировки летного состава взлету и посадке, всем элементам полета и некоторым видам боевого применения ...". На вооружение, как и в случае с Су-15УТ, он был принят по упрощенной процедуре - приказом министра обороны в 1977 г., получив официальное обозначение Су-15УМ;
  • 1983 год - Первый полёт первого серийного Ан-32. Самолёт создан на базе Ан-26 путём установки на нем двигателей АИ-20Д, развивающих вдвое большую взлётную мощность (5180 л.с.). Это позволило применять его в местностях с жарким климатом и в высокогорных районах;
  • 1983 год - Начались летные испытания комплекса самолета Ил-76МДПС на этапе Разработчика (этап "А " Государственных испытаний). В ходе этих испытаний проведены отработки парашютной системы и произведено 11 десантирований макетов катера из самолета Ил-76МДПС. Испытания проводились на Псковском озере, на водохранилище Мингечаурской ГЭС в Азербайджане, а также на Черном море на базе феодосийского филиала Государственного Краснознаменного НИИ ВВС имени В. П. Чкалова (район мыса Чауда). Летные испытания на этом этапе проводил экипаж Заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза А. М. Тюрюмина, ведущий инженер по летным испытаниям - М. Н. Вайнштейн;
  • 1985 год - В 11.30 состоялась торжественная выкатка первого Ан-71 получившего регистрационное обозначение СССР-780151, в полном объеме укомплектованного самолетными системами и частично макетом РТК, из сборочного цеха;
  • 1987 год - Летчики И.В.Вотинцев, Н.Ф.Садовников на самолете Т10У-2 (Су-27УБ) завершили беспересадочный перелет с четырьмя дозаправками в воздухе, дальностью 13440 км (15 часов 42 мин), по маршруту Москва - Комсомольск-на-Амуре - Москва;
  • 1988 год - Первый полет палубного истребителя МиГ-29К («9-31»). Пилотировал Т.О.Аубакиров. Одноместный корабельный истребитель для базирования на ТАВКР типа "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов", модификация многоцелевого фронтового истребителя МиГ-29М (степень унификации достигает 80-85%);
  • 1989 год - Самолет МиГ-29М №153 среди другой новой авиационной техники был показан на аэродроме Кубинка Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С.Горбачеву. На третьей машине (бортовой №153) были продолжены испытания систем и БРЭО в составе единого комплекса оборудования. Первый полет на этом экземпляре состоялся 7 апреля 1989 г. К 15 апреля 1993 г. МиГ-29М №153 совершил 218 полетов.
24 июня

  • 1911 год- Начало лётных испытаний самолёта Г-2 конструкции харьковского инженера С.В. Гризодубова (легендарная Валентина Гризодубова - его дочь);
  • 1927 год - В воздух поднялся первый опытный экземпляр знаменитого впоследствии биплана У-2 Н.Н.Поликарпова;
  • 1935год - Пилот Дальневосточного управления ГВФ А.И. Романов на ПС-7 с трёмя пассажирами и 110 кг почты совершил скоростной рейс из Хабаровска в Москву - за 46 часов. Гражданская модификация Р-6 (АНТ-7) для перевозки грузов и пассажиров сначала была с открытой кабиной, но позже начали делать с закрытой. Кабины лётчика и бортмеханика были в передней части самолёта, пассажирский салон вместимостью 8 - 10 пассажиров. Самолёты летали со скоростью 170 - 180 км/час;
  • 1940 год - После выполнения 26 полетов были завершены испытания МБР-7 – дублера. На этот раз особых проблем не возникало;
  • 1941 год - Дальние бомбардировщики Ил-4 с авиамоторами М-88Б производства завода № 29 бомбили Данциг и Кёнигсберг, Варшаву и Люблину. Произведены также налёты на военно-промышленные объекты в Констанце и Сулине, на объекты нефтеносного района Плоешти...
  • Первые боевые вылеты Дальней бомбардировочной авиации по непосредственному профилю оказались для неё на долгое время и последними. Г.К. Жуков требовал от ВВС штурмовок, и вскоре вся эта авиация превратилась в штурмовую;
  • 1947 год - Первое в СССР катапультирование - из пикирующего бомбёра Пе-2 парашютиста-испытателя Г.А. Кондрашова.;
  • 1956 год - Во время воздушного парада в Тушино С-1 (Су-7) впервые продемонстрировали публике в воздухе вместе с другим опытным самолетом ОКБ - Т-3 (со стреловидным и с треугольным крылом (условные шифры «С» и «Т» соответственно). Проектирование опытного С-1 завершилось к лету 1954 года. 7 сентября 1955 года летчик-испытатель А.Г.Кочетков впервые поднял его в воздух. На этапе заводских испытаний на С-1 стоял бесфорсажный двигатель АЛ-7, но даже в таком виде на нем удалось превысить скорость звука. В марте 1956 года на машину установили штатный АЛ-7Ф с форсажной камерой, и полеты продолжили по полной программе;
  • 1961 год - В первый раз оторвался от земли однодвигательный В-8 (Ми-8), под управлением летчика-испытателя Б.В.Земскова. Заводские испытания проходили успешно. Сразу стало ясно, что машина удалась, но М.Л.Миль не спешил передавать ее на государственные испытания. В-8 использовался преимущественно для демонстрации;
  • 1977 год - Первый полёт Т6-8М (прототип фронтового бомбардировщика Су-24М);
  • 1988 год - Состоялся облет двухместного МиГ-29УБ с бортовым №53. Для участия в британском авиасалоне, проходившем с 4 по 11 сентября 1988 года ММЗ им. А.И.Микояна подготовил два самолета - одноместный МиГ-29 с бортовым №10 и двухместный МиГ-29УБ с бортовым № 53 (позднее № 304). Первый представлял собой серийный истребитель, совершивший к моменту переоборудования всего 11 полетов. Доработка машины, получившей в ОКБ индекс "9-12п" (т.е. "показной"), была завершена 18 июня 1988 года. Дооснащение спарки ("9-51п") выполнили к июлю 1988 года, после чего на обеих машинах начались тренировки летчиков к показательным выступлениям. МиГ-29УБ бортовой номер 304 (ранее 53) демонстрировался на авиасалонах в Фарнборо в 1988 году и в Ле Бурже в 1989 году;
  • 1993 год - Получен сертификат типа на ТВлД ТВЗ-117 разработки "Завода им. В.Я. Климова".
25 июня

  • 1894 год - Первое в России применение аэростата в морском флоте - поднят аэростат с корабля «Самоед» для розыска потопленного броненосца «Русалка»;
  • 1904 год - Родился Владимир Константинович Коккинаки, дважды Герой Советского Союза, Заслуженный лётчик-испытатель СССР, шеф-пилот ОКБ С.В.Ильюшина, генерал-майор авиации. Провёл государственные испытания истребителей И-16 и ДИ-4, участвовал в государственных испытаниях истребителя И-15, а также в испытаниях "Звена" (самолёт ТБ-3 с истребителями И-5 на крыльях).Поднял в небо и провёл испытания штурмовиков Ил-2 и Ил-10. Бомбардировщиков ДБ-3, Ил-4, Ил-22, Ил-28, Ил-30, Ил-46, Ил-54. Пассажирских самолётов Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ил-62 и их различных модификаций, десантного планера Ил-32. Установил 20 мировых авиационных рекордов: в 1936-1937 – 7 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте ЦКБ-26. В 1958-1960 – 13 рекордов скорости и грузоподъёмности на самолёте Ил-18. Освоил 62 типа самолетов. С 1961 г. вице-президент, с 1967 г. - президент, с декабря 1968 г. - почетный президент FAI. Награжден Золотой авиационной медалью FAI, ожерельем Роза ветров с бриллиантами. Автор книг "Как мы летели", "Курс на восток";
  • 1913 год - Был предъявили комиссии С-10 "Гидро" (Разраб-к Сикорский). Это был одномоторный двухместный биплан, установленный на два главных и один вспомогательный поплавки. Фюзеляж выполнялся из ясеневых лонжеронов и шпангоутов с фанерной обшивкой. Лонжероны крыльев - из ясеня, а нервюры - из липы, обтяжка перкалем или льняным полотном. Хвостовое оперение собиралось из металлических труб и обтягивалось полотном. В отличие от С-5А, у С-10 появился небольшой гидроруль. Основные поплавки разделялись на несколько водонепроницаемых отсеков, их размеры: длина - до 4,0 м, ширина - 0,7 м, высота - 0,36 м. Ясеневый каркас поплавка обшивался фанерой толщиной от 3 мм (верх и переборки) до 6-12 мм (бока и днище), крепление медными болтами. Стойки поплавков изготавливались из ясеня, все остальноеиз американской сосны. Экипаж размещался в тандем в отдельных кабинах с двойным управлением;
  • 1913 год - На самолете «Гранд» И.И.Сикорского был совершен перелет из Красного Села в Петербург в условиях малой видимости. Успех перелета целиком обеспечили приборы, изобретенные Сикорским, показывающие положение самолета в воздухе: креномер (в виде шарика в желобе), указатель скорости, указатель скольжения самолета;
  • 1923 год - Первый в СССР полет К.К. Арцеулова на планере;
  • 1925 год - В Ленинграде завершились испытания истребителя И-2. Летали А. Д. Мельницкий и Л. И. Гикса. Как обычно, у новых людей появилось много новых идей и пожеланий: улучшить маневренность, облегчить управление, увеличить площадь крыльев, расширить кабину и даже установить турбокомпрессор. Однако к тому времени началась наконец подготовка к серийному производству самолета на ГАЗ No. 1 и ГАЗ No. 3, поэтому его конструкторам было уже не до излишних фантазий. И-2 пошел в серию с большим "букетом" недостатков. До удовлетворения всех требований представителей ВВС было еще далеко. Военные, хоть и принимали самолеты, настойчиво требовали продолжить совершенствование машины;
  • 1933 год - Совершен перелет через Большой Кавказский хребет на отечественном самолете К-5 с двигателем М-15, первый в отечественной истории. Рейс из Тбилиси в Пятигорск выполнил один из самолётов Закавказского управления ГВФ. Маршрут пролегал на высоте 4500 метров. Время в пути составило 2 часа 30 минут. (Затем должен был лететь в Москву, однако полёт не состоялся из-за отслоившейся обшивки);
  • 1935 год - Мировой рекорд высотного парашютного прыжка - 8126 м, М.Аминтаев;
  • 1937 год - Окончание перелета на четырех АНТ-6 и одном АНТ-7 (Р-6) по доставке экспедиции на Северный полюс; В марте-июне 1937 года четырьмя самолетами АНТ-6 (ТБ-3) на Северный полюс была доставлена первая экспедиция И.Д. Папанина, а в октябре того же года отряд самолетов АНТ-6 принял участие в поисках самолета Н-209 С.А. Леваневского;
  • 1940 год - Вышло Постановление правительства "О реорганизации авиационных сил Красной Армии", которым предусматривалось формирование 106 новых авиаполков, включая 15 полков Дальней Авиации, а также перевооружение частей, оснащенных ТБ-3. За 1940 год завод №18 выпустил 808 ДБ-3Ф и 555 ДБ-3, завод №39 - соответственно 198 и 279, завод №126 - 100 ДБ-3. Всего за год предприятия НКАП построили 10565 самолетов, в т.ч. 8392 боевых, что на 19,8% больше, чем в 1939 году;
  • 1941 год - На четвертый день после начала войны, завершился первый этап Государственных испытаний в НИИ ВВС самолета ТБ 7 4АМ-35 (АМ-35А) №42015. Всего машина налетала 26 5 часов выполнив 38 полетов. Испытания проводил экипаж в составе: ведущий летчик-испытатель Лисицын, ведущий инженер Панюшкин, второй летчик Костюк, ведущий штурман Перевалов;
  • 1942 год - Завершились заводские испытания истребителя Як-1б, летчик-испытатель П.Федрови. На опытном заводе № 115 НКАП на самолете Як-1 № 1047 были выполнены работы по облегчению конструкции и обеспечению кругового обзора из кабины летчика. Облегчение было сделано по уже отработанной схеме путем снятия пулеметов ШКАС и установки металлического хвостового оперения. Для уменьшения лобового сопротивления была предусмотрена уборка хвостовой опоры. Но главной изюминкой, конечно, было новое остекление фонаря и пониженный, в связи с его установкой, гаргрот фюзеляжа. Испытания показали значительное улучшение маневренности в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Набор высоты за боевой разворот составил 1200-1300 м, а время виража сократилось до 16-17 с. Несравненно лучше стал обзор, причем установка зеркала позволяла летчику вести наблюдение за задней полусферой (ЗПС) без поворота головы;
  • 1947 год -Завершился 1ый этап испытаний расцепки в полетах на привязи И-270 с бомбардировщиком Ту-2. В полетах на привязи расцепка И-270 с бомбардировщиком Ту-2 происходила после набора высоты 5000-7000 метров. Затем опытная машина как планер совершала самостоятельный полет и посадку. На планировании была получена максимальная приборная скорость свободного полета 600 км/ч и минимальная - 220 км/ ч. Первый этап испытаний, который позволил определить характеристики устойчивости и управляемости самолета, его маневренные качества, а также снять балансировочные кривые;
  • 1956 год - Под обозначением Ил-149 был показан представителям западных государств новый бомбардировщик Ил-54. Во время воздушного парада 1957 года посвященного дню авиации был показан групповой полет 36 самолетов Ил-54;
  • 1958 год - Завершились заводские испытания Ан-10. За этот период было выполнено 80 полетов общей продолжительностью 95 ч 38 мин. Кроме Берникова и Шевченко, самолет пилотировали Калинин, а также только что пришедшие на фирму выпускники ШЛИ И.Е. Давыдов и Ю.В. Курлин. Во время испытаний Ан-10 базировался в киевском аэропорту Жуляны, где для него выделили стоянки в гражданском и военном секторах. Техническое обслуживание самолета проводили бригады ОКБ. Руководство полетами, аэродромное обеспечение и т.п. осуществляли службы аэропорта, хотя во время испытательных полетов на командно-диспетчерском пункте (КДП) или на старте обязательно находился представитель антоновского ОКБ. Иногда для испытаний использовали аэродром Киевского авиазавода;
  • 1964 год - Завершены Государственные совместные испытания комплекса перехвата Су-15-98. Всего за время их проведения было выполнено 250 полетов: 194 - по программе ГСИ (146 зачетных), 30 - на перелеты, облеты и тренировку летчиков и 26 - на показах авиатехники. В ходе испытаний было выполнено 45 пусков и 2 аварийных сброса ракет, сбито 9 мишеней (7 Ил-28, 1 Як-25РВ и 1 МиГ-15). В "Заключении..." акта отмечались значительные преимущества этого комплекса по сравнению с серийным. Прежде всего - возможность перехвата в ППС, а также повышение безопасности полета, увеличение дальности обнаружения и захвата целей, снижение нижней границы высоты боевого применения в ЗПС до 500 м (вместо 8 км) и повышение помехозащищенности РЛС. ТТТ были не выполнены только по перегоночной дальности (по расчетам, за счет "зашитой талии" она возросла только до 1550 км) и , максимальной скорости целей, перехватываемых в ППС. Констатировалось, что "... комплекс перехвата Су-11-8М (1 этап модификации)... испытания выдержал, по своим характеристикам, в основном, соответствует III ВВС и рекомендуется для принятия на вооружение". Выводы летчиков были более лаконичны: "Самолет Т-58... позволяет осуществлять перехваты воздушных целей на средних и больших высотах днем и ночью и в сложных метеоусловиях. Самолет прост в управлении и доступен для освоения летчиками средней квалификации...";
  • 1972 год - Первый полет спортивно-пилотажного самолета Як-50, пилот Ю.В.Петров;
  • 1976 год - Завершены испытания самолета Су-17М2;
  • 1976 год - На вооружение авиации ВМФ принят вертолет Ми-14ПЛ;
  • 1983 год - Начало полигонных испытаний на малозаметность МиГ-23 № 5029 с радиопоглощающим покрытием, лётчик-испытатель М.О. Толбоев;
  • 1987 год - На космодроме Байконур состоялся 13-й испытательный полет аналога корабля многоразового использования БСТ-002. Аппарат пилотировали летчики Римантас Станкявичус и Игорь Волк;
  • 1996 год - Ми-14ПЛ исключены из состава авиации ВМФ России;
  • 1997 год - Первый полет боевого вертолета Ка-52 «Аллигатор» с ТВЗ-117ВМА, А.К.Смирнов. Ка-52 - всепогодный боевой вертолет. В отличие от Ка-50 фюзеляж имеет расширенную носовую часть и двухместную кабину экипажа, в которой места пилотов расположены рядом друг с другом. Пилоны с держателями для ракет расположены по бокам фюзеляжа. Общая масса средств поражения составляет 2000 кг. На вертолете имеются два двигателя мощностью 4400 л.с. Кабина вертолета бронирована. Бортовое электронное оборудование позволяет осуществлять пилотирование, навигацию, решение боевых задач круглосуточно в любое время года;
  • 2015 год - Состоялся первый полет самолета Ту-214СР (машина 027), построенного на КАЗ им. С.П. Горбунова – филиале ПАО «Туполев». Испытания самолета в воздухе осуществил летчик-испытатель I класса, заместитель начальника ЛИС по летной службе Алексей Рябов.