10 июля
- 1911 год - Начало первого группового перелета Петербург - Москва. В нем могли участвовать только русские авиаторы. Победителем стал А.А. Васильев, он же стал единственным авиатором верувшимся в Москву на самолёте;
- 1913 год - Установлен всероссийский рекорд высоты 3400 м установлен на самолете С-10 с двигателем «Анзани», Г.В.Алехнович;
- 1925 год - Первый полет опытного цельнометаллического разведчика АНТ-3 (Р-3) с мотором "Либерти" (американский мотор Liberty 12A выпускался серийно в СССР под обозначением "Либерти", а затем М-5), пилот В.Н.Филиппов. Самолет спроектирован конструкторским коллективом А.Н. Туполева. Этот аппарат имел биплановую крыльевую коробку с двумя лонжеронами, шасси пирамидального типа с резиновой шнуровой амортизацией и фюзеляж почти треугольного сечения. По скорости и летным характеристикам он несколько уступал самолету Р-5. Длина самолета 9,9 м, взлетная масса 2090 м. Максимальная скорость 204 км/ч, потолок высоты 4920 м. Двигатель мощностью 450 л.с. Вооружение: три пулемета бомбы. В 1927 году самолет был запущен в серийное производство. На этом самолете совершено два выдающихся перелета: "Пролетарий" - 1926 год, "Наш ответ" - 1927 год;
- 1926 год - Первый опытный образец АНТ-4 официально сдали Остехбюро. Позднее его использовали для экспериментов с авиационными минами и торпедами. Сверх программы испытаний Томашевский выполнил два рекордных полета на продолжительность: с нагрузками 1075 кг (10 июля) и 2054 кг (2 июля). В первом случае АНТ-4 пробыл в воздухе 4 ч 15 мин, во втором - 12 ч 4 мин. Поскольку СССР не входил тогда в международную федерацию, за границей их не признали. Однако председатель ВСНХ Ф.Э. Дзержинский направил в ЦАГИ поздравительную телеграмму, в которой, в частности, говорилось: "Рекорды вашего самолета АНТ-4 выдвигают советское авиастроение в ряды последних достижений мировой техники";
- 1928 год - Пилот Б.Г.Чухновский, вылетевший с борта ледокола "Леонид Красин" в район Шпицбергена, на поиски потерпевшего аварию в мае во льдах Арктики дирижабля "Италия", на котором возвращалась с Северного полюса международная экспедиция итальянского ученого генерала Умберто Нобиле, обнаружил членов группы Мальмгрена и передал координаты ее местонахождения на ледокол «Красин»;
- 1929 год - Начало кругового перелета М.М.Громова на самолете АНТ-9 по столицам Европы, с 9 пассажирами совершили перелет по маршруту Москва - Берлин - Париж - Рим - Марсель - Невер - Лондон - Париж - Берлин - Москва (9037 км за 53 ч летного времени). АНТ-9 является первым советским многомоторным летательным аппаратом, специализирующимся на пассажирских перевозках. Разработками проекта занимались в ОКБ Туполева. Самолет представлял собой верхнеплан с консолями крыла от военного АНТ-7 и мог принимать на борт до 9 пассажиров при двух членах экипажа. Максимальная скорость составляла 209 км/ч, а дальность с полной коммерческой нагрузкой - 1000 км. Всего было изготовлено 60 машин данной модели;
- 1940 год - За три с половиной месяца спроектировали и построили истребитель-перехватчик И-28. Hа нем был установлен опытный двигатель М-105ПД с нагнетателем Э-100 конструкции В.А.Доллежаля. Опытный истребитель И-28 с двигателем М-105ПД, иначе называвшийся "Як-5 образца 1940 года" (До присвоения И-28 наименования Як-5 в заводских и некоторых других документах он именовался также "самолет N28", И-28-H, И-28-В, И-26В (высотный)), являлся высотным истребителем-перехватчиком и предназначался для использования в системе ПВО;
- 1941 год - В серийные МиГ-3 были внедрены автоматические предкрылки, благодаря которым заметно улучшились штопорные характеристики. Кроме того, во второй половине 1941 года самолеты МиГ-3 получили мотор АМ-35А с редукцией 0,732 (вместо 0,902) и винт АВ-5Л-123 с диапазоном поворота лопастей 30° (вместо ВИШ-22Е), козырек фонаря с бронестеклом, подвесные топливные баки и систему заполнения топливных баков нейтральным газом. Также были внедрены в серии элероны с увеличенной до 26% компенсацией и горизонтальное оперение с распределением площадей - 63% - стабилизатор и 37% - руль высоты. Все эти мероприятия позволили улучшить летные и эксплуатационные характеристики истребителя МиГ-3, а также повысить его живучесть;
- 1941 год - В ЛИИ НКАП завершились заводские испытания Та-3 2М-89 (тяжелый истребитель сопровождения разр-ки Таирова) . Отчет по испытаниям был подготовлен (совместно с заводом №483) к 14 июля 41-го (ответственные исполнители: ведущий инженер В. Н. Елагин, ведущий летчик-испытатель Ю. К. Станкевич). В отчете отмечалось, что при полетном весе 6050 кг максимальная скорость на границе высотности 7100 м составила 580 км/ч. Дальность полета самолета на 0,76 Vmax - 1060 км, время набора высоты 5000 м - 6,3 мин., практический потолок 10 000 м, посадочная скорость -143,8 км/ч. На пикировании была достигнута приборная скорость 630 км/ч. Кроме Ю. К. Станкевича, облет самолета осуществляли летчики-испытатели Н. В. Гаврилов, В. Н. Гринчик, Г. М. Шиянов и А. Б. Юмашев. Все они дали высокую оценку пилотажным качествам самолета;
- 1946 год - Первый полет учебного истребителя Як-11(Як-У), пилот Г.С. Климушкин. Планер Як-11 в основном повторял Як-3. Исключением стала двухместная кабина. Вооружение его состояло из синхронного пулемета УБС калибра 12,7 мм с пневмоперезарядкой и электропневматическим спуском и боезапасом 100 патронов, а также двух 50-кг бомб на крыльевых держателях БД2-45, располагавшихся вне плоскости, ометаемой воздушным винтом, на расстоянии 2055 мм от оси самолета. На первых серийных машинах в кабине курсанта устанавливали прицел ПБП-1А, а в левой консоли крыла - фотопулемет ПАУ-22 (в правой консоли несущей поверхности размещалась посадочная фара). Шасси сохранилось от Як-3, но костыльное колесо сделали неубирающимся;
- 1955 год - Первая ледовая разведка на вертолёте, ледокол «Ермак», экипаж В.П. Колошенко на Ми-1;
- 1957 год - Впервые Ан-10 вместе с Ил-18 продемонстрировали руководителям партии и правительства, представителям дипломатического корпуса, работникам Аэрофлота и журналистам в аэропорту Внуково;
- 1959 год - Первый полет истребителя-перехватчика Е-152А (всепогодный истребитель-перехватчик разработки ОКБ А.И.Микояна, кодовое наименование НАТО - Flipper);
- 1962 год - Ту-114Д двумя взаимозаменяемыми экипажами А.К.Витковского и Х.Н.Цховребова выполил рейс в Гавану с посадкой в Конакри (Новая Гвинея) на аэродроме, построенном советскими специалистами. Непосредственно для полетов в Гавану был создан 60-местный Ту-114Д со взлетной массой 184 тонны, имевший дополнительные баки емкостью 15 тонн и позволявший заправить топлива на 16 часов полета. Кроме того, такие самолеты оборудовались астросекстантами. Таких машин было две. Полет длился 21 час 16 минут. После вылета из Конакри из-за ошибки синоптика самолет попал в мощные турбулентные потоки, и здесь-то показал мощь своих "мускулов", великолепно сопротивляясь болтанке. Ситуация первоначально показалась настолько сложной, что находившийся в кабине начальник ГУ ГВФ Е.Ф.Логинов вслух повторял каждую команду, которую штурман отдавал пилотам. Перед посадкой в Гаване экипаж попросили сделать три круга над аэродромом, чтобы продемонстрировать многотысячной толпе кубинцев самолет в полете. Но тут командир корабля увидел мощное кучево-дождевое скопление в районе аэродрома, показал его Е.Ф.Логинову и сообщил, что необходимо немедленно садиться, ибо после попадания в такую "кучу" ничего хорошего не жди, а топлива для ухода на запасной аэродром после этих трех кругов не хватит. Уговаривать министра не пришлось, сообщили диспетчеру, что сделают всего один круг, сделали его и приступили к заходу на посадку. На высоте начала выравнивания грянул ливень такой силы, что полоса полностью пропала из виду. Однако самолет был хорошо сбалансирован, и сели мягко, но после пробега 12 минут стояли на полосе в ожидании, пока ливень утихнет, потому что ничего не было видно;
- 1968 год - Первый полет (висение) вертолета-гиганта В-12, экипаж В.П.Колошенко, осенью его передали на совместные с заказчиком государственные испытания. В ходе летных испытаний на машине дважды меняли автопилоты на более совершенные, установили радиолокационную станцию "Лоция" и подвесные топливные баки по бокам фюзеляжа;
- 1975 год - Вышел приказ министра авиационной промышленности, "узаконивший" разработку двигателя РД-33. ОКБ В.Я.Климова приступило к аванпроекту в 1968 году. В 1972 году началась отработка на стендах отдельных узлов и агрегатов, а в конце 1974 года - и первых полноразмерных образцов РД-33 0-й серии. В 1976 году новый ТРДДФ был впервые испытан в полете на летающей лаборатории ЛЛ-88, созданной на базе самолета Ту-16. В 1977 году подготовили усовершенствованный вариант двигателя (РД-33 1-й партии) с улучшенными весовыми, прочностными и газодинамическими характеристиками. В 1979 году он был облетан на ЛЛ-88, в том же году в полете испытали и двигатель 2-й партии, отличавшийся рядом доработок и ставший прототипом первых серийных РД-33 (партии 2с), производство которых было налажено в 1980 году на ММЗ "Красный Октябрь".
11 июля
- 1911 год - Окончание перелета Петербург - Москва на Ходынском поле, победитель А.А.Васильев преодолел на «Блерио-XI» 725 км за 24ч. 41мин. (9ч. 30мин. летного времени);
- 1914 год - Состоялся знаменитый перелет П.Н.Нестерова из Москвы в С.-Петербург за 5 часов на "Моране" G;
- 1935 год - Первый полет самолета АИР-10 ОКБ А.С. Яковлева с М-11Е, прототипа У-2, Ю.И. Пионтковский; Построено 7.323 самолёта, в т.ч. за 1941-1945 годы – 4.955;
- 1940 год - Совершил первый полет истребитель И-21 конструкции М.М.Пашинина, летчик П.Ф.Фокин;
- 1951 - вышло Постановление Совета Министров СССР № 2396—1137, и соответствующий Приказ Министерства авиационной промышленности № 654, согласно которым ОКБ А. Н. Туполева поручалось начать проектирование нового скоростного дальнего бомбардировщика, получившего наименование Ту-95;
- 1955 год - Состоялась первая передача топлива в воздухе с участием самолета М-4 №0205, который оснастили расходным баком с насосным агрегатом, опытным комплексным агрегатом заправки (КАЗ) и другим необходимым оборудованием. Система дозаправки "Конус" для бомбардировщика М-4 была создана ОКБ-918 С.М.Алексеева. Машина №0104 получила штангу дозаправки. Она прошла неудачно, т.к. после перекачки 400 л топлива в замке появилась течь, а при расцепке конус оборвался. В дальнейшем произошло немало различных нештатных ситуаций, однако система постепенно доводилась, и испытателям удалось выполнить 30 парных полетов, в ходе которых перекачать 120 т топлива. Заводские испытания системы проходили трудно. В начале роль танкера выполнял самолет "М", поэтому передача топлива не предполагалась. Однако и сухой контакт оказался непростой задачей. Первыми его попытались осуществить опытные командиры экипажей Галлай, Опадчий, Степанов. При сближении возмущения от носовой части фюзеляжа заставляли конус колебаться, и попасть в него не удавалось. А вот молодой летчик Н.И.Горяйнов нашел подход к решению проблемы. Отработав методику на Ил-28ЛЛ, он выполнил первую "сухую дозаправку" на М-4. После предварительного сближения он некоторое время шел на одной скорости с танкером, затем плавно подвел нос самолета к конусу и "выстрелил". Во втором полете Горяйнов выполнил сразу десять контактирований;
- 1967 год - Экипаж лётчика Б.С.Егорова выполнил перелёт на Ил-62 по маршруту Мурманск - Северный поюс - Новая Земля - Свердловск - Москва;
- 1967год - В Шереметьево образована отдельная Служба бортпроводников. Первые три отряда новой службы – 180 человек – начали работу на международных рейсах, которые обслуживали Ил-18, Ту-104 и Ту-114. Одной из самых известных стюардесс являлась Татьяна Виноградова – легендарная девушка с плаката. Это она призывала «Летать самолётами Аэрофлота!»;
- 1997год - Состоялась передача ВВС Индии первой партии многофункциональных истребителей Су-30МКИ;
- 2003 год - FAA выдала Бе-103 сертификат типа №A55CE.
12 июля
- 1754 год - Демонстрация первой модели вертолета. М.В.Ломоносов на конференции в Академии наук продемонстрировал сконструированный им для метеоисследований летательный аппарат, который назвал «аэродинамической машиной», – первую в России действующую модель геликоптера (вертолета) с двумя противоположно вращающимися винтами. В протоколе заседания было зафиксировано: «Высокочтимый советник Ломоносов показал изобретенную им машину, называемую им аэродинамической (воздухобежной), которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев… подниматься в верхние слои воздуха…» Винты модели приводились в движение «силой пружины, какой обычно снабжают часы». Однако развить проект Ломоносову не удалось;
- 1804 год - В России осуществлен первый полет на воздушном шаре с научными целями. Шаром управлял бельгийский воздухоплаватель Э. Робертсон, в качестве пассажира был взят академик Я.Д. Захаров. Во время полета были проведены замеры давления, температуры, взяты пробы воздуха на различных высотах, выполнены опыты со статическим электричеством и магнитом Воздушный шар пролетел 60 км, достигнув высоты 2000 метров;
- 1937 год - Начинается беспересадочный (12-14 июля) полет на самолете РД (АНТ-25)из Москвы через Северный полюс в Сан-Джасинто (США) летчиков Михаила Громова, Андрея Юмашева и Сергея Данилина. Экипаж приземлится через 62 часа 17 минут в Сан-Джасинто на границе с Мексикой, устанавливая новый мировой рекорд дальности полета по прямой линии пролетев 11148 км, который продержится 9 лет. Экипаж мог бы продолжать полет и дальше, но не было соглашения на пересечение американо-мексиканской границы. Громов, Юмашев и Данилин станут первыми нашими соотечественниками, которых Международная авиационная федерация (ФАИ) удостоит одной из своих высших наград - медали А. де Лаво;
- 1940 год - Полет Ер-2 на максимальную дальность, при этом самолет с взлетной массой 12000 кг (масса горючего 3300 кг, масса бомб 1000 кг) пролетел 2040 км;
- 1940 год - Комитет Обороны при Совете Народных Комиссаров СССР принял постановление, определившее создание первых отечественных самолетов с реактивными двигателями. В постановлении, в частности, предусматривалось решение вопросов "о применении реактивных двигателей большой мощности для сверхскоростных стратосферных полетов...";
- 1944 год - Первый полет опытного дальнего бомбардировщика Б2 (Ту-2Д), А.Д. Перелет;
- 1957 год - Началась история новосибирского аэропорта «Толмачево». В этот день был выполнен первый пассажирский рейс на самолете Ту-104 по маршруту Новосибирск – Москва;
- 1967 год - Первый полет Ка-25ПС, пилот В.Н. Евдокимов. Вертолет Ка-25ПС предназначен для поисково-спасательных работ на море, поиска приводнившихся космических кораблей и наведения на них судов. Ка-25ПС оборудован дополнительными осветительными средствами для ночных операций, специальной приводной радиоаппаратурой для вывода вертолета на аварийные радиостанции. Бортовой комплекс является модификацией комплекса вертолета Ка-25ПЛ. На вертолете в санитарно-спасательном варианте в грузовой кабине устанавливается медицинское снаряжение (двое носилок, сиденье медработника, кислородное и другое оборудование), лебедка со стрелой (грузоподъемностью 250 килограмм), тросом длиной 40 м и сиденьем для подъема на борт спасаемых. Вертолет строился серийно в Улан-Удэ в 1971 - 1972 годах;
- 1985 год - В 14.30 экипаж в составе А.В.Ткаченко (командир), С.А.Горбик (помощник командира), В.А.Петренко (бортинженер-испытатель) и И.И.Радауцан (инженер-экспериментатор) поднял самолет ДРЛО Ан-71 в воздух с ВПП Киевского авиазавода;
- 12 июля - Всемирный день Бортпроводника.
13 июля
- 1929 год - Окончание первого группового дальнего перелета разнотипных самолетов советских конструкторов (начало10.06) по маршруту Москва - Улан-Батор - Пекин, М.М. Громов и Е.В. Родзевич на Р-1; Н.А. Волковойнов и В.П. Кузнецов на Р-1; А.И. Екатов и Ф.П. Маликов на Р-2; И.К. Поляков и И.В. Михеев на J-13 «Правда»; М.И. Найденов и В.В. Осипов на J-13 «Красный камвольщик»; А.И. Томашевский и В.П. Камышев на АК-1 «Латышский стрелок»;
- 1950 год - Летчик-испытатель В. К. Коккинаки впервые поднял в воздух опытный пассажирский самолет Ил-14. Однако уже через 15 мин. полет был прекращен из-за высокой температуры в теплообменниках противообледенительной системы;
- 1959 год - Установлен мировой рекорд высоты полета с грузом 1т - 20456 м, В.П.Смирнов на Як-25РВ;
- 1962 год - Состоялся первый полет истребителя Е-8/1, Г. Мосолов. Самолет «залетал», но оказалось, что двигатель Р21Ф-300 еще не был полностью готов к летным испытаниям. Действительно, в сорока (25) полетах первого летного экземпляра Е-8/1 произошло 11 остановок двигателя, которым почти всегда предшествовал помпаж компрессора - явление для летчика и самолета не только неприятное, но и опасное, так как при этом начинались сильные боковые колебания самолета;
- 1969 год - В НПП «Аэросила» создан винтовой преобразователь ВП-2 для изменения стреловидности крыла Ту-22М;
- 1977 год - Первый полет серийного истребителя МиГ-31 (011) на Нижегородском авиазаводе «Сокол»;
- 1983 год - На самолете «101» (Ту-144Д СССР-77114) экипажем С.Т.Агапова установлен рекорд скорости полета по замкнутому маршруту 1000 км с грузом 30000 кг. Достигнута средняя скорость 2031,5 км/ч.;
- 1986 год - В НПП «Аэросила» создана ВСУ ТА12-60 для Ту-204. ТА-12 - ВСУ для транспортных самолётов Ан-74, Ан-124, Ан-225. ТА-12А - ВСУ для Ил-76МД, Ту-154М. ТА-12-60 -для Ту-204.
14 июля
- 1910 год - В Гатчине открылась первая в России авиационная школа. В историю нашей Родины Гатчина вошла как колыбель русской военной авиации. Здесь в начале столетия действовал учебный воздухоплавательный парк, на базе которого была создана Офицерская авиационная школа. В Гатчине в числе первых в России обосновались Всероссийский аэроклуб и авиашкола «Первого русского товарищества воздухоплавателей»;
- 1916 год - Организовано Авиационное расчетно-испытательное бюро. При Московском высшем техническом училище организовано Авиационное расчетно-испытательное бюро, явившееся прообразом и началом Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ). Под руководством Жуковского был разработан проект аэродинамической трубы для Николаевской физической обсерватории, проводилась тарировка приборов для Киевской школы летчиков-испытателей;
- 1926 год - Начался перелет по маршруту Москва - Тегеран - Москва, пилот Я.Н. Моисеев и механик П.В.Морозов на почтовом самолете Р-1 R-ROST "Искра" (с/н 2844), 6200 км. Перелет благополучно завершился за один день с общим полетным временем 17 ч 50 мин. В 1926 г. с участием Р-1 состоялись два перелета, являвшиеся частью обширной программы по рекламе советской авиапродукции;
- 1937 год - На самолете АНТ-25 установлен рекорд дальности беспосадочного полета по прямой — 10148 км, из Москвы в Сан-Джесинто (США) (летчики М.М.Громов, А.Б.Юмашев и С.А.Данилин). Перелет стартовал 12 июля;
- 1944 год - В ГК НИИ ВВС начались Государственные испытания И-220 №01 (МиГ-11) с мотором АМ-39. Ответственными за их проведение назначили ведущего инженера В.И.Алексеенко и летчика-испытателя Д.Г.Пикуленко;
- 1950 год - Постановления Совета Министров СССР и ЦК КПСС №3157-1351, на основании которых в опытном производстве ОКБ-155 опытный экземпляр УТИ МиГ-15 (СТ) оборудовали системой ОСП-48. ОСП-48 - оборудование для слепого расчета на посадку, в состав которого входили автоматический радиокомпас АРК-5, радиовысотомер РВ-2 и маркерный радиоприемник МРП-48;
- 1951 год - Выполнено первое в стране катапультирование в скафандре. Испытатель Гарнаев Юрий Александрович — Герой Советского Союза (присвоено 21.08.1964), заслуженный лётчик-испытатель СССР (присвоено 21.08.1964), капитан;
- 1959 год - После ряда тренировок на доработанном Т43-1 Ильюшин установил абсолютный рекорд высоты полета (на динамическом потолке), равный 28852 м. Для регистрации рекорда в ФАИ самолет назвали Т-431, условно обозначив двигатель как тип 31 (что вполне соответствовало истине, ведь именно так назывался АЛ-7Ф-1 в несекретной переписке);
- 1966 год - Начало эксплуатационных испытаний Ил-62 в аэропорту Домодедово;
- 1986 год - Начались Государственные летные испытания поисково-спасательного самолета Ильюшин Ил-76МДПС. Испытания проводились на базе феодосийского филиала ГК НИИ ВВС. Был выполнен 31 полет с налетом 68 часов 32 минуты. На этом этапе были проведены всесторонние испытания пилотажно-навигационного комплекса, предназначенного для выполнения маршрутных полетов к месту поиска в заданный район, удаленный от аэродрома вылета на 5 000 км, барражирования в этом районе и проведение поисково-спасательных операций. В районе бедствия в любых метеоусловиях комплекс выполняет радиотехнический поиск и обнаруживает объекты спасения, которые оборудованы маяками и ответчиками, а при их отсутствии производится их визуальный поиск днем при оптической видимости и ночью, если объекты оборудованы светотехническими аварийными средствами;
- 1993 год - Состоялся первый рейс Ил-96-300 с пассажирами на борту;
- 1998 год - Первый полет третьей опытной машины МиГ-29СМТ, доработанного серийного МиГ-29 № 4710, получившего № 917.
15 июля
1910 год - Открытие первой в России школы для военных летчиков - Военно-авиационный класс при Одесском аэроклубе;
1927 год - Первая воздушная экспедиция в составе двух гидросамолетов для обслуживания первого грузового рейса парохода «Колыма», плывущего из Владивостока до Лены;
1923 год - Открылась первая регулярная авиалиния Москва - Нижний Новгород. Рейс на Junkers F13 с Ходынского поля выполнил пилот «Добролёта» Яков Николаевич Моисеев. Воздушное судно принимало на борт четырёх пассажиров и двух членов экипажа. Протяжённость трассы – 420 км, время в пути – 2,5 часа. Официальное начало перевозок пассажиров на внутренних линиях СССР;
1945 год - Началась и завершилась ко 2 ноября 1945 года, постройка дальнего истребителя сопровождения ДИС (тяжелый истребитель разработки Мясищева);
1947 год - Закончен в производстве и передан на заводские летные испытания второй опытный экземпляр учебно-тренировочного истребителя УТИ МиГ-9 (ТФ-2). Ответственными за их проведение назначили ведущего инженера К.П.Ковалевского и летчика-испытателя А.Н.Чернобурова. Первый вылет машины состоялся 19 июля 1947 года;
1949 год - Первый полёт сверхзвукового истребителя Як-50, лётчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин. На самолёте был установлен двигатель ВК-1 с 2700 кгс тяги. За высокую скороподъёмность, которую обеспечивали мощный двигатель и малый вес самолета, за рубежом его прозвали "Поршневая ракета" (Radial Rocketship). Было изготовлено два опытных образца истребителя-перехватчика Як-50 в 1949 и в 1950 годах. Взлётная масса составляла 4100 кг, скорость - 1135 км/ч. В серии истребитель Як-50 не строился, поскольку на заводах уже осваивался МиГ-17 — дальнейшее развитие весьма удачного истребителя МиГ-15;
1954 год - Завершено рассмотрение макета летающей лодки Бе-10. В том же месяце начались статические испытания планера летающей лодки "М". Развернулось и строительство летного экземпляра опытного самолета. Так как в то время ОКБ еще не располагало собственным сборочно-отработочным корпусом, то агрегатная и окончательная сборка машины проходила на соседнем авиационном заводе 86, выпускавшем Бе-6 (директор А.Н.Соболев, главный инженер С.М.Головин), Координировал работу специалистов ОКБ и завода ведущий конструктор Я.С.Катураев. Для загруженного выпуском серийной продукции предприятия работа над экспериментальным самолетом оказалась весьма непростым делом, и все же в октябре 1955 г опытный экземпляр Бе-10 был построен;
1968 год - Установлено прямое авиасообщение между СССР и США – исторический рейс № 3 выполнил Ил-62 по маршруту Москва — Монреаль — Нью-Йорк;
1969 год - Первый полет исследовательского ЛА «БОР-1» со скоростью М=3 (4000 м/с); Беспилотный орбитальный ракетоплан "БОР-1" разработан и построен ОКБ А.И.Микояна. "Бор-1" был сделан в масштабе 1:3, целиком из дерева. При входе в атмосферу на высоте 70 км начал гореть, но успел передать на Землю необходимую телеметрию. Аппарат не был рассчитан на возвращение;
1974 год - Утверждена интегральная компоновка самолета МиГ-29 с единым несущим планером. Машина представляла собой выполненный по нормальной аэродинамической схеме среднеплан с трапециевидным крылом, оснащенным наплывом и механизацией по передней и задней кромкам, двухкилевым оперением с цельноповоротным дифференциально отклоняемым стабилизатором, подфюзеляжными воздухозаборниками и двумя двигателями в изолированных мотогондолах в хвостовой части корпуса;
1997 год - Первый полёт Бе-103 (c ВПП), лётчик-испытатель 2-го класса Владимир Николаевич Ульянов.
1910 год - Открытие первой в России школы для военных летчиков - Военно-авиационный класс при Одесском аэроклубе;
1927 год - Первая воздушная экспедиция в составе двух гидросамолетов для обслуживания первого грузового рейса парохода «Колыма», плывущего из Владивостока до Лены;
1923 год - Открылась первая регулярная авиалиния Москва - Нижний Новгород. Рейс на Junkers F13 с Ходынского поля выполнил пилот «Добролёта» Яков Николаевич Моисеев. Воздушное судно принимало на борт четырёх пассажиров и двух членов экипажа. Протяжённость трассы – 420 км, время в пути – 2,5 часа. Официальное начало перевозок пассажиров на внутренних линиях СССР;
1945 год - Началась и завершилась ко 2 ноября 1945 года, постройка дальнего истребителя сопровождения ДИС (тяжелый истребитель разработки Мясищева);
1947 год - Закончен в производстве и передан на заводские летные испытания второй опытный экземпляр учебно-тренировочного истребителя УТИ МиГ-9 (ТФ-2). Ответственными за их проведение назначили ведущего инженера К.П.Ковалевского и летчика-испытателя А.Н.Чернобурова. Первый вылет машины состоялся 19 июля 1947 года;
1949 год - Первый полёт сверхзвукового истребителя Як-50, лётчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин. На самолёте был установлен двигатель ВК-1 с 2700 кгс тяги. За высокую скороподъёмность, которую обеспечивали мощный двигатель и малый вес самолета, за рубежом его прозвали "Поршневая ракета" (Radial Rocketship). Было изготовлено два опытных образца истребителя-перехватчика Як-50 в 1949 и в 1950 годах. Взлётная масса составляла 4100 кг, скорость - 1135 км/ч. В серии истребитель Як-50 не строился, поскольку на заводах уже осваивался МиГ-17 — дальнейшее развитие весьма удачного истребителя МиГ-15;
1954 год - Завершено рассмотрение макета летающей лодки Бе-10. В том же месяце начались статические испытания планера летающей лодки "М". Развернулось и строительство летного экземпляра опытного самолета. Так как в то время ОКБ еще не располагало собственным сборочно-отработочным корпусом, то агрегатная и окончательная сборка машины проходила на соседнем авиационном заводе 86, выпускавшем Бе-6 (директор А.Н.Соболев, главный инженер С.М.Головин), Координировал работу специалистов ОКБ и завода ведущий конструктор Я.С.Катураев. Для загруженного выпуском серийной продукции предприятия работа над экспериментальным самолетом оказалась весьма непростым делом, и все же в октябре 1955 г опытный экземпляр Бе-10 был построен;
1968 год - Установлено прямое авиасообщение между СССР и США – исторический рейс № 3 выполнил Ил-62 по маршруту Москва — Монреаль — Нью-Йорк;
1969 год - Первый полет исследовательского ЛА «БОР-1» со скоростью М=3 (4000 м/с); Беспилотный орбитальный ракетоплан "БОР-1" разработан и построен ОКБ А.И.Микояна. "Бор-1" был сделан в масштабе 1:3, целиком из дерева. При входе в атмосферу на высоте 70 км начал гореть, но успел передать на Землю необходимую телеметрию. Аппарат не был рассчитан на возвращение;
1974 год - Утверждена интегральная компоновка самолета МиГ-29 с единым несущим планером. Машина представляла собой выполненный по нормальной аэродинамической схеме среднеплан с трапециевидным крылом, оснащенным наплывом и механизацией по передней и задней кромкам, двухкилевым оперением с цельноповоротным дифференциально отклоняемым стабилизатором, подфюзеляжными воздухозаборниками и двумя двигателями в изолированных мотогондолах в хвостовой части корпуса;
1997 год - Первый полёт Бе-103 (c ВПП), лётчик-испытатель 2-го класса Владимир Николаевич Ульянов.
16 июля
- 1910 год - Первый в России полет над морем - (16 км за 15 мин), пилот С.И.Уточкин;
- 1920 год - Принята программа подъема авиационной промышленности в РСФСР;
- 1925 год - Состоялся первый полет дирижабля «Московский химик-резинщик» конструкции Н.В.Фомина;
- 1926 год - Беспосадочный перелет по маршруту Москва - Кенигсберг, Н.П. Шебанов, С.В. Баранцев на ПМ-1 "Московский Авиахим";
- 1928 год - Начало первого перелета над всем Тихоокеанским побережьем СССР (окончание 22.08.), экипаж А.А. Волынский, Е.М. Кошелев, М.М. Родзевич, С.И. Борисенко, Г.Д. Красинский на летающей лодке «Советский Север» (Валь). Крупная воздушная экспедиция в район острова Врангеля была организована в 1928 году Осоавиахимом. Для этой экспедиции была куплена летающая лодка “Дорнье - Валь”, названная “Советский Север”. Самолет вел экипаж Е.М. Кошелева. “Советский Север” должен был вылететь из Владивостока и пройти вдоль всего северного побережья Северного Ледовитого океана. По соглашению с Совторгфлотом экспедиция должна была посетить остров Врангеля и оказать помощь зимующей группе Ушакова. Предполагалось, что летающая лодка выполнит ледовую разведку для парохода “Ставрополь”, шедшего с грузами на остров Врангеля. Однако полностью выполнить все задачи экспедиции не удалось. “Ставрополь” был обнаружен, но при проведении ледовой разведки 22 августа “Советский Север” попала в шторм. Высокие волны повредили мотоустановку. «Советский Север» потерпел аварию на вынужденной посадке в Ключинской губе;
- 1944 год - Воздушный бой, который показал что самолеты Як-3 с успехом могут вести борьбу с численно превосходящим противником. Бой начали десять Як-3 против восьми Ме-109 и четырех ФБ-190 с наращиванием сил с нашей стороны до 18 и до 24 самолетов со стороны противника. В итоге было сбито 15 вражеских истребителей и лишь один Як-3;
- 1951 год - Первый вылет опытного самолета И-350. Все, кто был в этот день на аэродроме, обратили внимание на вытянутый фюзеляж и неожиданно большую стреловидность крыла (60° по передней кромке) новой машины при очень малом (всего 2,6) его удлинении. Судя лишь по внешнему виду, специалисты уверенно говорили: этот истребитель способен значительно превысить скорость звука. На всех этапах разработки, начиная с эскизного проекта, машину называли изделием "М", а не официальным обозначением - фронтовой истребитель-перехватчик И-350. В назначенное время летчик-истребитель Григорий Александрович Седов занял место в кабине. Разбег, взлет, уборка шасси, набор заданной высоты прошли нормально. Но при выполнении круга над аэродромом двигатель истребителя заглох. Попытки запустить его ничего не дали. И дальше, как по пословице, "пришла беда - отворяй ворота". Когда летчик, используя небольшой (всего 2 тысячи метров) запас высоты, начал маневр для посадки без двигателя, снизилось давление в бустерной системе. Действия управляющими поверхностями потребовали максимальных физических усилий. Машина над посадочной полосой. Кажется, все в порядке, но тут последовал еще один "сюрприз". По радио с земли передали: "правая нога, правая нога!". Летчик мгновенно воспользовался воздушной системой аварийного выпуска шасси. Едва она "дожала" стойки до их фиксации в замках, истребитель коснулся колесами бетонной полосы. С момента старта прошло всего 9 минут. Они потребовали от испытателя полного напряжения моральных и физических сил, высочайшего летного мастерства. Это была первая в стране посадка самолета сверхзвуковой компоновки с неработающим двигателем. Она ускорила теоретическую и экспериментальную отработку методики, инструкций и рекомендаций для всех летчиков, которым при необходимости придется приземлять сверхзвуковой самолет с неработающим двигателем. Постановлением Совета Министров от 10 августа 1951 года работы по самолету были прекращены в связи с началом работ по созданию истребителя сопровождения И-360 с двумя двигателями АМ-5;
- 1956 год - Первый полет истребителя-перехватчика Ла-250, пилот А.Г.Кочетков;
- 1957 год - Принято решение о начале серийного производства фронтового истребителя Су-7 на заводе 126;
- 1963 год - Постановление Совета Министров СССР № 798-271 и Приказ МАП № 276 от 26 июля того же года стало официальным основанием для начала работ по отечественному СПС первого поколения (СПС-1), получившему обозначение Ту-144. ОКБ А.Н.Туполева задавалось спроектировать и построить СПС с крейсерской скоростью полета 2300-2700 км/ч, практическая дальность полета на сверхзвуке с 80-100 пассажирами оговаривалась 4000-4500 км; в перегрузочном варианте с дополнительными топливными баками и с 30-50 пассажирами - 6000-6500 км. Эксплуатация с аэродромов первого класса при нормальной взлетной массе 120-130 тонн;
- 1975 год - Вышел приказ МАП о создании учебно-боевого самолета Су-15 (У-58ТМ);
- 1997 год - С промежуточного аэродрома Чкаловск Калининградской области два Су-30 "52" (№ 96310107023) и "54" (№ 96310104010) вылетели в Великобританию, для участия в международном авиашоу RIAT'97, в сопровождении транспортного Ил-76. Спустя три часа группа совершила посадку в Фэйрфорде. Российские военные лётчики уверенно продемонстрировали возможности самолёта Су-30;
- 1997 год - Указ Президента РФ, которым ВВС и ПВО преобразовывались в единый вид Вооруженных Сил - Военно-Воздушные Силы.