Авиакалендарь России

Июнь (12.06-18.06)

12 июня

  • 1911 год - Впервые в России совершены полеты на самолете С-5 конструкции И.И. Сикорского с пассажиром на борту. Верные друзья Сикорского получили воздушное крещение. Это было счастливое время пожинать плоды их тяжкого труда;
  • 1915 год - Противосамолетным подразделением капитана В.В. Тарновского в районе города Пултуска (Польша) сбит немецкий аэроплан — впервые в русской армии из специальных зенитных орудий уничтожен самолет противника;
  • 1926 год - При перелете протяженностью 7000 км успешно испытан самолет Р-1 и двигатель М-5 советского серийного производства, экипаж Н.А. Снегирев и К.И. Селиверстов;
  • 1927 год - Был совершен беспосадочный перелет по маршруту Севастополь-Москва, пилот Ю.И. Пионтковский на АИР-1 протяженностью 1420 км за 15 ч 30 мин;
  • 1929 год - Успешное окончание скоростного испытательного перелета нового пассажирского самолета АНТ-9 «Крылья Советов» конструкции А.Н.Туполева, экипаж Громов со вторым пилотом Михеевым, штурманом Спириным и механиками Русаковым и Монаховым в Одессу. Это была своего рода репетиция перед большим рейдом по столицам Европы, запланированным на июль. Появление АНТ-9 в Одессе входило в программу встречи находившейся там с визитом вежливости группы итальянских летчиков, прибывших на летающих лодках S.55.;
  • 1934 год - Чкалов перегоняет самолет Г-37 в Москву на Центральный аэродром им. Фрунзе (бывший аэродром им. Троцкого и бывшее Ходынское поле), где сам же проводит его дальнейшие специальные испытания;
  • 1936 год - Состоялся первый полет воздушной цепочки: самолета-буксировщика Р-Z, промежуточного планера Г-14 и основного планера Г-9. Благодаря промежуточному планеру летчик В.П.Федоров достиг на Г-9 высоты 12405 м, имея превышение над самолетом 4000 м;
  • 1942 год - Туполев поставил на ТТТ резолюцию: "Согласовано" и направил начальнику НИИ ВВС КА П.А.Лосюкову для утверждения "протокол рассмотрения макета самолета Ту-2 в варианте разведчика", согласованные ТТТ и четыре альбома с "краткими данными самолета Ту-2. Для ускорения разрешения вопроса считаю целесообразным провести испытание подвесного бензобака на "103В" с целью разрешения вопроса с системой бензопитания из подвесного бака." Еще через шесть дней, 18 июня, у директора завода №166 состоялось совещание с участием Туполева, заместителя главного инженера завода Полонского, военпреда Бровко и командира 2 ДРАП главного командования Тюрина. В итоге был принят "Протокол об оборудовании 5 машин Ту-2 в варианте "фоторазведчик";
  • 1943 год - Выходят Постановления и распоряжения Государственного Комитета Обороны
-№ 3560 Постановление «О выпуске дальних истребителей Як-9 для целей воздушной разведки».
-№ 3561 Постановление «О производстве истребителей-перехватчиков».
-№ 3562 Постановление. О введении нового камуфляжа для самолетов-истребителей».
-№ 3565 Распоряжение «Об организации производства пластмассовых переходных втулок к авиабомбам ПТАБ-1,5»;
  • 1948 год - Постановлением Совета Министров СССР№ 2051-803 одновременно с испытаниями Бе-6-2-АШ-73, предписано разработать вариант с усиленным вооружением, новым оборудованием и возможностью размещения десантников (в документах он еще именовался как "гидросамолет транспортный и разведчик Бе-6ТР"). На самолете решили заменить все пулеметы на 20-мм пушки Березина Б-20Э, установить новое специальное оборудование и РЛС "Галс" (антенный блок разместить в носу лодки), изменить конструкцию центроплана, хвостовой части лодки, фонарей кабины пилотов и штурмана. Экипаж увеличился до 8 человек - в него включили оператора РЛС. На несущие поверхности решили установить механическую противообледенительную систему типа НИИРП. Чуть позже, с учетом опыта полетов на первом Бе-6, кабину Бе-6ТР основательно перекомпоновали, изменили остекление, аварийные бортовые двери заменили на аварийные люки в верхней части фонаря кабины. Кроме того, рабочее место оператора РЛС, по требованию локаторщиков, перенесли ближе к носу лодки, чтобы уменьшить длину соединительных кабелей. Бе-6ТР переделали из Бе-6-2-АШ-73 в конце 1949 - начале 1950 годов;
  • 1948 год - Постановлением Совета Министров СССР № 2052-804 Ил-28 был включен в план опытного строительства МАП (за месяц до первого полета);
  • 1948 год - Вышло постановлением Совета Министров СССР № 2052-804, узаконены работы по самолету "82" (Ту-22). Предполагалось построить два опытных экземпляра Ту-22;
  • 1948 год - Вышло Постановление Совмина СССР о постройке опытных экземпляров штурмовика Ил-20. Заключение на эскизный проект утвердил 19 июня того же года главный инженер ВВС И.В. Марков. Ответственным исполнителем по самолету назначили инженер-майора С.Г.Фролова. Предназначение штурмовика формулировалось следующим образом: "Для подавления и уничтожения живой силы и технических средств на поле боя и в тактической глубине расположения противника". Предлагалось сделать два проекта с различными вариантами наступательного и оборонительного вооружения. В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 11 марта 1947 г. на ОКБ С.В. Ильюшина возлагалась задача создания нового штурмовика с несколько повышенными (по сравнению с Ил-10) летными данными, более мощным пушечным и ракетным вооружением, улучшенным обзором и бронированием. В конце 1947 г. конструкторы завершили разработку одномоторного бронированного двухместного штурмовика с двигателем жидкостного охлаждения МФ-45ш. Использовалась оригинальная компоновочная схема, которая обеспечивала отличный обзор вперед-вниз. Неординарным было и пушечное вооружение. Эскизный проект самолета Ил-20 МФ-45ш направили в феврале 1948 года в НИИ ВВС;
  • 1948 год - Совет Министров СССР своим постановлением утвердил план опытных работ по МАП на 1948 год, согласно которому П.О.Сухому надлежало построить истребитель-перехватчик с двумя двигателями РД-45, герметической кабиной и радиолокатором. Самолет построить в двух экземплярах и первый экземпляр предъявить на государственные испытания в ноябре 1948 года..." в итоге появился -Су-15 (первый);
  • 1961 год - Состоялся первый полет в ЛИИ специализированной летающей лаборатории Ту-104АК для исследований проблем невесомости в интересах космонавтики;
  • 1962 год - В Москве состоялась макетная комиссия по самолету Ил-38 с системой "Беркут". В цехе на Красноармейской улице расположились рядом макеты двух самолетов. Это были Ил-62 и Ил-38 символизировавшие гражданское и военное направление в самолетостроении и оба заслужили любовь и уважение тех, кто оказался связан с их эксплуатацией;
  • 1979 год - Вышло Постановление советского правительства о создании на базе Ил-18Д специализированного самолета Ил-24Н с радиолокационной аппаратурой инструментальной ледовой разведки "Нить-К".Работы по самолету были начаты в конце 1970-х гг. под руководством генерального конструктора Г.В. Новожилова;
  • 1983 год - Состоялся первый полет первого отечественного малоразмерного ДПЛА "Изделие 60" ОКБ Яковлева. "Изделие 60" или «Yak-060» - наименование «Пчелы-1» на этапе разработки;
  • 2002 год - Самолет СА-20П (легкий многоцелевой самолет-амфибия, разраб-к ОАО КнААПО) впервые продемонстрирован публике и принял участие в мероприятиях водно-спортивного праздника, в день 70-летия города Комсомольск-на-Амуре. Своим появлением вызвав неподдельный интерес и внимание зрителей. "Крещение" новой машины состоялось по всем правилам с теплыми напутственными словами, пожеланиями чистого неба и мягкой посадки, семи футов под килем;
  • 2003 – воздушный парад над Красной площадью (впервые с 1956 г.), 10 истребителей пилотажных групп «Русские витязи» на Су-27 и «Стрижи» на МиГ-29.
13 июня


  • 1944 год - Летчик-испытатель полковник Н.В. Гаврилов впервые поднял ТИС (МА. пр-ль ОКБ Поликарпова) в воздух для летных испытаний;
  • 1959 год - Завершились Госиспытания Ан-10, самолет получил "добро" на регулярную эксплуатацию на авиалиниях ГВФ. По принятой в СССР практике, ГИ проходили в ГК НИИ ВВС (аэродром Чкаловская). К тому времени там уже занимались Ил-18. Ведущим летчиком-испытателем Ан-10 стал В.И. Кузнецов, а ведущими инженерами - Б.В. Сорокин и Н.М. Зазимко. В январе 1959 г. в ГК НИИ ВВС прибыл первый серийный Ан-10 № 01-01, который и задействовали в Госиспытаниях. Позже опытный самолет установили в принадлежащем ОКБ Антонова пионерлагере "Антей", а машина № 01-01 стала наглядным пособием в Куйбышевском авиационном институте;
  • 1968 год - Первый полёт пассажирского самолёта Бе-30. 13 июня (по другим данным - 3 марта 1968 года) летчик-испытатель ОКБ М.Михайлов выполнил на опытной машине (СССР-30167) первый полет. Hа втором экземпляре установили синхронный вал и в таком виде он поступил на государственные испытания в ГосHИИ ГА. Ведущими по машине были летчик А.Лебедев и штурман Е.Матковский;
  • 1984 год - Лётчик-испытатель Е.И.Фролов совершил первый полет на спортивно-пилотажном самолете Су-26;
  • 1990 год - Первый полет по полному профилю с вертикальными взлетом и посадкой) сверхзвукового СВВП Як-141, пилот А.А. Синицын.
14 июня


  • 1911год - Впервые в России установка пулемета на самолете, Фарман-7, Б.С.Масленников;
  • 1914 год - Состоялся первый полет летающей лодки М-1 Д.П. Григоровича;
  • 1915год - Бомбардировщик "Илья Муромец" "Киевский" совершил удачный налет на станцию Пржеворск, где метким попаданием пудовой бомбы уничтожил состав с боеприпасами (30 000 снарядов!). Командир - поручик И.С.Башко;
  • 1946 год - Состоялся первый полет УТБ-2 (разраб-к ОКБ Сухого). Всего же за время испытаний, завершившихся 1 июля, было совершено 24 полета с общим налетом 15 часов 10 минут. Бригада испытателей завода №134 приступила к испытаниям самолета в составе: летчика-испытателя Н.Д.Фиксона, летчика-штурмана В.И.Фурдецкого, ведущего инженера Ф.М.Фисуна, бортмеханика П.В.Заднепровского. Несколько испытательных полетов выполнил летчик-испытатель ЛИИ МАП Г.М.Шинов;
  • 1960 год - Экипаж в составе командира Ю.В. Курлина, второго пилота В.И. Терского, штурмана В.Н. Попова, бортрадиста П.С. Мельниченко, бортинженера Б.М. Зильбермана, бортэлектрика И.Д. Евтушенко и ведущего инженера по испытаниям А.К. Середы выполнил на Ан-10 два полета, в которых проводилось выключение трех двигателей. Антонов писал: "..заказчики всегда требуют, чтобы четырехмоторный самолет мог летать даже при двух остановленных двигателях. Как ни невероятен такой случай, но считаются и с такой редчайшей возможностью. А если остановить три двигателя? Расчеты показывают, что это возможно... Курлин выключает первый двигатель, второй, третий. Самолет уверенно продолжает устойчивый полет. Наконец летчик вновь запускает крайний четвертый двигатель, а останавливает третий, расположенный ближе к фюзеляжу. Большой самолет уверенно летит с одним работающим двигателем на конце крыла". В этом полете "десятку" сопровождал Ан-8 с корреспондентами на борту. Эксперимент проходил на высоте 3500-4000 м с приборной скоростью 320 км/ч, со снижением 1-2,5 м/с. Чтобы усилить впечатления журналистов от увиденного, "восьмерка" сначала снижалась параллельно Ан-10, и казалось, что оба самолета летят горизонтально. Затем экипаж Ан-8 плавно увеличивал угол снижения, и у корреспондентов возникала иллюзия, что Ан-10 на одном двигателе набирает высоту. Вскоре на страницах центральных и республиканских газет появились полные восторгов публикации. Антонов, узнав, как все происходило на самом деле, долго смеялся. Но как бы там ни было, а одним махом удалось убить двух зайцев: и важный эксперимент выполнили, и громкую рекламную акцию провели;
  • 1966 год - Создание Экспериментального машиностроительного завода в г.Жуковский. Руководитель В.М.Мясищев. С 1981 г. - имени В.М.Мясищева;
  • 1974 год - Первый полет Ту-144 № 02-2 (бортовой № 77144), на нем проводились исследования по аэродинамике, прочности, поведению на больших углах атаки, проверялась работа самолетных систем и оборудования в нештатных полетных ситуациях, в 1975 году машина летала в Ле-Бурже;
  • 1977 год - В Ирак поставлена первая партия самолетов Су-22.
15 июня

  • 1918 год - Начало работы в Москве II Всероссийского съезда авиационных работников, принявшего решение о создании ЦАГИ;
  • 1924 год - Передача на ЦА им. М.В. Фрунзе "Добролету" первого советского пассажирского самолета АК-1 "Латышский стрелок";
  • 1931 год - В Севастополе в морском отделе НИИ ВВС начались госиспытания ТБ-1А ("а" - от "аква" - "вода") на поплавках;
  • 1935 год - Первый полет самолета АНТ-37 (ДБ-2). Пилот К.К. Попов. Первый полет самолета АНТ-37 (ДБ-2), К.К. Попов. Двухмоторный дальний бомбардировщик АНТ-37 разрушился в воздухе 20 июля 1935 года из-за вибрации горизонтального оперения. Построено было только две машины;
  • 1935 - Начались летные испытания опытного бомбардировщика ЦКБ-26 с запорожскими двигателями М-85 - первого самолета ОКБ С.В.Ильюшина, экипаж В.К.Коккинаки;
  • 1936 год - Начались летные испытания РДД (разведчик дальний дизельный) с дизельными моторами Чаромского АН-1. Испытания показали, что дальность полета с дизельным мотором должна увеличиться на 20 - 25 процентов по сравнению с самолетом, оснащенным М-34Р;
  • 1939 год - Утвержден макет самолета "100" в варианте пикирующего бомбардировщика ПБ-100. "100" (ВИ-100 разраб-к ОКБ Петлякова) - первый прототип. Отличался двигателями М-105 с турбокомпрессорами ТК-2 и винтами ВИШ-42, 2 гермокабинами. Спустя 8 дней вышло Постановление КО при СНК № 275 о внедрении в серийное производство самолета "100" в варианте пикирующего бомбардировщика на базе высотного истребителя;
  • 1940 год - Первый полет самолёта И-135 (с декабря 1940 года — Су-1);
  • 1960 год - Кран вертолет-кран, переименованный в Ми-10, впервые поднялся в воздух под управлением летчика-испытателя Р. И. Капрэляна. Последующие полеты по программе заводских испытаний выполняли летчики Г. В. Алферов и Б. В. Земсков. Для оценки летно-технических характеристик при полетах с крупногабаритными грузами на платформе был построен специальный контейнер. Испытания проходили очень успешно, и уже в четвертом полете вертолет преодолел расстояние 3000 км (с промежуточными посадками);
  • 1965 год - На пятый день XXVI Международного парижского авиасалона в Ле Бурже приземлился Ан-22 - гигантская транспортная машина, получившая по инициативе Генерального конструктора О.К.Антонова имя "Антей";
  • 1966 год - Создание Экспериментального машиностроительного завода в г. Жуковский, ныне "Экспериментальный машиностроительный завод им В.М.Мясищева".
  • 1977год - Первый взлет с коротким разбегом (10-15 м) СВВП Як-38, А.М.Исаев;
  • 1997 год - Состоялось вручение 1-й премии коллективу ОКБ им. П.О. Сухого в Ле Бурже за достижения и выдающиеся успехи многоцелевого сверхманевренного истребителя Су-37 (Т10М-11). Экспериментальный сверхманевренный истребитель четвёртого поколения с передним горизонтальным оперением (ПГО) и двигателями с УВТ. Создан на базе истребителя Су-27М;
  • 1998 год - Состоялась официальная презентация Су-30МКИ на аэродроме в Жуковском;
  • 2023 год - Реконструкция взлётно-посадочной полосы в томском аэропорту близится к завершению. Непосредственно реконструкцию ВПП планируется завершить 14 июня, а уже 15 июня 2023 года она будет готова к приёму самолётов.
16 июня

  • 1880 год – Капитан I ранга Российского флота Александр Фёдорович Можайский подал прошение о выдачи ему патента на воздухоплавательный аппарат;
  • 1914 год - Начало перелета Петербург - Орша - Киев и обратно И.И.Сикорского на «Илье Муромце»;
  • 1935 год – Поднялся в воздух дальний бомбардировщик АНТ-37 (ДБ-2), оснащенный двумя звездообразными двигателями М-85 (копия французского Gnome-Rhone 14K) мощностью 800 л.с., летчик-испытатель К.К.Попов и ведущий инженер М.М.Егоров;
  • 1941 год - Начались полеты серийного Су-2, построенного на заводе № 207 в НИИ ВВС. Самолет отличался от ранее испытанных тем, что турель МВ-5 заменили модифицированной МВ-5м, которая предоставила штурману большее удобство, но несколько сократила возможные углы обстрела пулемета в передней полусфере. Все же начальник отдела института военинженер 1 -го ранга П.В.Рудинцев рекомендовал запустить МВ-5м в серию. Испытания успешно завершились за несколько дней;
  • 1941 год - Всего за 6 дней до начала войны совершил первый вылет боевой Су-6 М-71 (2-й экземпляр), он был построен лишь к 10 июня 1941 года. Вооружение штурмовика состояло из 6 пулеметов ШКАС и 200 кг бомб, что нельзя признать достаточным для этого периода времени.
  • 1942 год - Завершились заводские испытания и доводка Як-7Д. Испытания проводила бригада ОКБ А.С.Яковлева в составе: летчик П.Я.Федрови, ведущий инженер Н.К.Скржинский, бортмеханик Ф.3.Сбитнев. Было выполнено 15 полетов общей продолжительностью 13 ч 15 мин. На государственные испытания Як-7Д не предъявлялся и в серии не строился. По указанию главного конструктора А.С.Яковлева 16 июня 1942 г. заводские испытания Як-7Д были прекращены, и самолет был переведен в цех завода для модификации его в одноместный дальний истребитель Як-7ДИ;
  • 1943 год - Вышло Постановление ГКО «О местной противовоздушной обороне», содержащее комплекс важнейших мероприятий по усилению аварийно-восстановительной и противопожарной служб, увеличению численности войск, укреплению руководящего состава;
  • 1943 год - На вооружение авиации принята первая отечественная бортовая РЛС «Гнейс-2». К концу 1944 года, ею были оснащены более 230 самолетов;
  • 1946 год - Проходил заводские испытания Ла-7УТИ, после чего самолет передали в НИИ ВВС. Техника пилотирования и поведение самолета на пилотаже остались, как и у боевого Ла-7. Но часть дефектов сохранилась. После устранения большинства из дефектов спарка стала поступать в части и летные училища;
  • 1949 год - Первая дозаправка в воздухе дальнего стратегического бомбардировщика Ту-4.Основной бомбардировщик Ту-4 имел дальность полёта 5100 км, чего явно не хватало для удара по "главной цели" - США. Поэтому в 1949 году лётчики-испытатели Игорь Иванович Шелест и Васянин Виктор Сергеевич получили задание на разработку уже не макетной, а полностью функционирующей системы передачи топлива для Ту-4 методом "с крыла на крыло", причём танкером должен был служить самолёт того же типа. При разработке этого комплекса было признано, что с заправщика следует перекачивать 35-40% общего запаса топлива не более чем за 20 минут; управление всеми операциями следует возложить на экипаж танкера; заправщик должен легко переоборудоваться в бомбардировщик, для чего два дополнительных бензобака целесообразно разместить в бомбо-отсеке; оборудование для приёма топлива надо сделать лёгким, чтобы не ограничивать боевые возможности Ту-4. Сам процесс дозаправки выглядел следующим образом. Из законцовки правой консоли крыла бомбардировщика выпускался трос, на конце которого имелся стабилизирующий парашютик и груз, представляющий собой замок сцепки. Танкер подходил сзади-справа. Концевая часть его левой консоли ложилась на трос и перемещалась до касания замка кольцеобразным зацепом, установленным на её нижней поверхности. Происходила сцепка. После этого трос втягивался в крыло бомбардировщика, а за ним вытягивался топливоподающий шланг, который размещался на танкере вдоль передней кромки по всему размаху консоли. После стыковки шланга с захватом бомбардировщика начиналась перекачка топлива.Испытание системы проводили лётчики-испытатели Якимов Алексей Петрович и Амет-Хан Султан. После их окончания комплекс дозаправки типа "с крыла на крыло" был установлен на ряде серийных Ту-4, а позднее на Ту-16;
  • 1951 год - состоялся первый полет истребителя И-350 (СИ-16) конструкции ОКБ А.И.Микояна с двигателем А.М. Люлька ТР-3А, испытатель Г.А. Седов;
  • 1955год – Первый полёт истребителя Е-4 с треугольным крылом (в серии – МиГ-21), лётчик-испытатель Григорий Александрович Седов. Е-4 - фронтовой истребитель с дельтовидным крылом и двигателем РД-9И. Самолёт построен для ускорения проведения лётного испытания самолёта Е-5, имеющего тот же планер, но оснащённого двигателем АМ-11(Р-11);
  • 1963 год - Состоялся первый космический полет в котором приняла участие женщина-космонавт. В этот день свой полет в космос осуществила Валентина Терешкова на космическом корабле «Восток-6», став шестым по счету советским космонавтом, и первой в истории женщиной, побывавшей в космосе;
  • 1966 год - Начались госиспытания Ан-24Т и закончились 10 ноября 1966 года. Во время этой работы экипажи ГК НИИ ВВС, возглавляемые ведущими летчиками-испытателями А.С.Тимофеевым и И.Я.Марковым, выполнили 73 полета. В итоге военные пришли к выводу, что в целом Ан-24Т соответствует предъявленным требованиям "за исключением некоторых показателей, среди которых главным является дальность попета самолета (вместо предусмотренной перегоночной дальности 2900 км во время испытаний была достигнута дальность 2565 км)". Эти и другие незначительные замечания предстояло устранить уже в ходе серийного выпуска машины;
  • 1966 год - Состоялся первый полет экспериментального самолета с укороченным взлетом и посадкой МиГ-21ПД (Е-7ПД, 23-31, тип 92) фирмы МиГ с дополнительными подъемными двигателями РД-36/35, пилот П. Остапенко;
  • 1978 год- Состоялся первый беспосадочный полёт самолёта Ил-62М по маршруту Москва - Петропавловск-Камчатский (в Петропавловск самолёт прибыл 17-го).
  • 1991 год - Состоялся первый полет российского серийного Ан-124-100 "Руслан", выпущенного ОАО "Авиастар";
  • 1997 год – Принят на вооружение комплекс «Строй-П» с беспилотным летательным аппаратом «Пчела» ОКБ им. Александра Сергеевича Яковлева;
  • 1997 год - Войска ПВО и ВВС объединены в один вид войск - ВВС;
  • 1997 год - Принят на вооружение комплекс "Строй-П" с ДПЛА "Пчела" ОКБ Яковлева.
17 июня

  • 1888 год - Родился создатель завода "Авиаприбор", математик и физик Александр Александрович Фридман;
  • 1911 год - На заседании Киевского Общества Воздухоплавания Игорь Иванович Сикорский был единогласно избран в почетные члены "за создание биплана собственной системы, являющегося первым оригинальным русским аэропланом, не скопированным ни с чьей иностранной конструкции и в то же время могущим конкурировать в устойчивости, скорости и грузоподъемности с лучшими иностранными летающими машинами". ('"Киевлянин". 1911. № 171);
  • 1912 год - Успешно завершились испытания первого в мире ранцевого парашюта РК-1 конструкции Г.Е. Котельникова;
  • 1934 год - Состоялся первый полет крупнейшего в мире пассажирского самолета АНТ-20 "Максим Горький", экипаж М.М. Громова. Этот восьмимоторный самолет был способен перевозить 72 пассажира и являлся самым крупным сухопутным самолётом на тот день. За основу был взят эскизный проект пассажирского варианта ТБ-4 с четырьмя редукторными двигателями М-34Р. Размах крыльев - 63 м, длина фюзеляжа - 32,5 м, полетный вес - 42 т, восемь моторов суммарной мощностью 7 тыс. л. с., пассажирских мест - 70, максимальная дальность полета - 2000 км, максимальная высота полета - около 6000 м. Первый совесткий самолет с автопилотом. 18 августа 1934 года, самолет стал флагманом агитэскадрильи им. М. Горького. В сравнении с новейшими скоростными лайнерами он не имел перспектив и использовался только для демонстрационных полётов;
  • 1935 год - Женский мировой рекорд группового высотного парашютного прыжка - 7035 м, Александра Николаева(Москва), Надежда Васильевна Бабушкина(Кострома), Ольга Яковлева (Ставрополь), Марина Барцева (Саратов), Муза Григорьевна Малиновская (Уфа), Серафима Блохина (Москва). За это спортсменки были награждены орденом Красной Звезды.;
  • 1940 год - Установлен мировой рекорд высоты (7134 м) с грузом 1 т для самолетов-амфибий, экипаж И.М. Сухомлина на АНТ-44Д;
  • 1940 год - В соответствии с Постановлением Правительства от 4 марта 1940 года, завершено проектирование и постройка учебно-тренировочного истребителя УТИ-26-1. УТИ-26-1 являлся учебно-тренировочным истребителем и предназначался для тренировки и вывозки летчиков при переходе их на скоростные истребители;
  • 1946 год - Вышло Постановление Совета Министров СССР, МАП представить на госиспытания металлический самолет Як-9 с ВК-107А, на котором должны быть устранены все дефекты Як-9У ВК-107А смешанной конструкции. Во исполнение этого постановления ОКБ А.С.Яковлева предъявило самолеты NN 01-03 и 01-04 с металлическим крылом и фанерной обшивкой фюзеляжа. Эти самолеты (а в дальнейшем и цельнометаллические) получили наименование Як-9П;
  • 1948 год - На базе завода №120 образовано Ступинское МПП (воздушные винты);
  • 1955 год - Состоялся первый полет реактивного пассажирского самолета Ту-104, экипаж Ю.Т. Алашеева. Ту-104 - двухдвигательный самолет на 50 пассажиров со стреловидным крылом; первый в мире пассажирский реактивный самолет, регулярно эксплуатировавшийся на воздушных линиях. На самолете выполнен ряд выдающихся перелетов, установлено 26 мировых рекордов. 15 сентября 1956 г. на Ту-104 начались регулярные пассажирские перевозки, которые были прекращены только через 20 лет, когда был выработан ресурс и созданы самолеты следующего поколения;
  • 1959 год - Состоялся первый полет вертолета Ка-22, когда первый отрыв был зафиксирован на кинопленке, командир экипажа Д.К. Ефремов;
  • 1970 год - Завершились государственные летные испытания Ан-24ФК (ведущий летчик-испытатель К.А. Романов, ведущий инженер Б.М. Емельянов). Самолет создавался согласно Постановлению СМ СССР №565-235 от 6 июля 1964 года и должен был заменить в этой роли Ли-2ФК, Ил-14ФК и Ил-14ФКМ. По результатам испытаний было отмечено, что самолет имеет значительные преимущества перед Ил-14ФК и ФКМ. В частности, может выполнять аэрофотосъемки в горных и высокогорных районах, имеет более высокую производительность вследствие большой скорости полета, улучшенные условия работы экипажа за счет размещения его в герметизированной кабине и особенно штурмана-аэрофотосъемщика, рабочее место которого теперь располагалось в застекленной носовой части самолета. Наличие доплеровского измерителя угла сноса и путевой скорости обеспечивало более точное самолетовождение;
  • 1980 год - Установлен мировой рекорд по набору максимальной высоты 5330 м в горизонтальном полете, А.В. Шерстюк на Ка-26;
  • 1982 год - Летчик-испытатель Николай Бездетнов впервые выполнил на первом опытном образце (№ 800-01, борт 010) Ухтомского вертолетного завода висение. На нем еще отсутствовал ряд систем, например, пушка и катапультируемое кресло, а также стояли нештатные двигатели ТВЗ-117В, а 23 июля вертолет совершил первый полет по кругу. В-80 №01 предназначался для оценки летно-технических характеристик и отработки вертолетных систем. В частности, на нем выполнялись полеты с хвостовым оперением различной формы, без консолей крыла и тд. В-80 первый летный экземпляр -Ка-50;
  • 1983 год - Состоялся первый полет ДПЛА 60С, разработанного в ОКБ А.С.Яковлева;
  • 1985 год - Первые самолеты Су-27 поступили в строевой полк ПВО (Дзёмги);
  • 1997 год - На 42-м аэрокосмическом салоне в Ле Бурже, была заключена первая в истории России и Израиля сделка по созданию военной техники и оружия. Согласно подписанному между государственной компанией "Росвооружение" и ТАНТК им. Г.М. Бериева с одной стороны и израильской компанией Israel Aircraft Industries (IAI) с другой, контракту, перед ТАНТК была поставлена сложная задача: создать самолет-носитель для установки на нем радиоэлектронного комплекса израильского производства. Конечным заказчиком комплекса стал Китай. Свои подписи на документе поставили Генеральный директор ГК "Росвооружение" А.И. Котелкин, Президент IAI М. Керет и Генеральный конструктор ТАНТК им. Г. М. Бериева Г.С. Панатов. На ТАНТК главным конструктором по новому самолету РЛДН, получившему индекс АИ (иногда в публикациях в прессе встречается обозначение А-50И), стал Е.П. Константинов, ведущим конструктором И.В. Калинин. Самолет АИ создавался на базе серийного самолета А-50 (серийный №86579) путем демонтажа российского радиоэлектронного оборудования и модернизации конструкции и систем самолета для установки израильского радиоэлектронного комплекса. Комплекс разработан отделением Elta Electronics концерна IAI на базе РЛС EL/M-205 "Phalcon" (Phalcon - это сокращение от Phased Array L-band Conformal Radar, т.е. РЛС с конформной фазированной антенной решеткой, работающая в диапазоне L (1-2 ГГц, 30-15 см));
  • 2003 год - Первый полет первого серийного самолета-амфибии Бе-200ЧС, лётчик-испытатель Николай Петрович Кулешов, Заслуженный лётчик-испытатель РФ Леонид Георгиевич Смелый.
18 июня

  • 1886 год - Первое фотографирование из аэростата изобретённым в России аппаратом. Первым таким фотоаппаратом был аппарат, изготовленный в 1886 г. активным деятелем фотографического отдела русского технического общества Вячеславом Измайловичем Срезневским. Аэрофотоаппарат имел постоянную фокусировку на бесконечность и был снабжён компасом для ориентирования по азимуту. Съёмка велась на пластинки форматом 24X24 см. В 1886 году поручик Александр Матвеевич Кованько выполняет в районе Петербурга первое в нашей стране фотографирование с аэростата на высоте 800—1350 м. Осуществлено фотографирование острова Котлин с высоты 1100 метров. Вскоре после этого производятся новые съёмки с аэростата А. М. Кованько и Л. Н. Зверинцевым, К. Д. Бранделем, Д. Д. Беляевым;
  • 1937 год - В 19 часов 30 минут (по московскому времени) экипаж самолёта АНТ-25 «Сталинский маршрут» (экипаж: Валерий Чкалов — командир, Георгий Байдуков — второй пилот, Александр Беляков — штурман) стартовал с подмосковного аэродрома Щелково и начал беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Северный полюс — Северная Америка, завершив его 20 июня приземлением на аэродроме города Ванкувер (США). Протяжённость перелёта составила 9130 км (8504 километра — по прямой), продолжительность — 63 часа 16 минут. Это был первый в истории перелет через Северный полюс. Газета «Нью-Йорк геральд трибюн» назвала его «трудным и блестящим подвигом». А величие настоящего подвига не меркнет никогда;
  • 1941 год - Первый выпуск 1-й Московской спецшколы ВВС, 132 человека. До 1955 г. - 2500 выпускников;
  • 1956 год - Приказом МАП на основании Постановления Совета Министров от 11 июня 1956 года самолет Е-5 внедрен в малую серию на заводе №31 под названием МиГ-21(тип 65). Построено 10 экземпляров в 1957 году;
  • 1957 год - Заводской летчик-испытатель Р. И. Капрелян впервые осуществил полет по кругу на вертолете Ми-6. Вот выдержка из его отчета об этом полете: "Перед отрывом от земли для висения машина как бы подсказывает летчику момент отрыва. При увеличении мощности силовой установки вертолет стремится перемещаться вперед - приходится удерживать ручкой на себя. С дальнейшим увеличением мощности машина уравновешивается без стремления вперед и этим дает знать, что настал момент отрыва. При плавном взятии ручки "шаг-газ" на себя вертолет плавно отрывается одновременно с трех точек и уверенно висит с небольшим правым креном. При разгоне - тряска меньше, чем на Ми-4. При торможении - значительные вибрации передней части. Управление нормальное, несколько хуже в поперечном отношении. Во время первого полета, который производился на высоте 200 м, с постоянным увеличением скорости до 120 км/ч: хорошая управляемость, летит плавно без вибраций, нос несколько поднят вверх (примерно 5°) и немного ухудшает обзор из кабины. Указатель скорости не был оттарирован и в строю с двумя Ми-1 показывал скорость на 20 км/ч меньше, чем на Ми-1, т. о. при первом полете истинная скорость была 140 км/ч.";
  • 1960 год - Постановление СМ СССР № 640-261, поручавшее ОКБ С.В.Ильюшина разработку противолодочного самолёта Ил-38;
  • 1968 год - Первый полет прототипа противолодочного самолета Ту-142 с поисково-прицельной системой Беркут, экипаж И.К. Ведерникова;
  • 1975 год - Состоялся беспосадочный перелёт Москва - Северный полюс - США (Сиэттл) по чкаловскому маршруту 1937 года, 9480 км за 10 ч 54 мин на самолёте Ил-62М. Руководство полётом Аэрофлот поручил заслуженному пилоту СССР, Герою Социалистического Труда Александру Константиновичу Витковскому, и экипаж в составе командира корабля Ю. И. Зеленкова, второго пилота И. И. Рязанова, штурмана В. К. Степаненко, бортинженера В. И. Кириллова в бортрадиста И. С. Клочко и бригады самых очаровательных стюардесс Шереметьево. Среди пассажиров были Георгий Филиппович Байдуков, Александр Васильевич Беляков и сын Валерия Павловича Чкалова - Игорь Чкалов, приглашённые для участия в церемонии открытия монумента в честь исторического перелёта «Москва – Северный полюс – Северная Америка» 1937 г.;
  • 1979 года, состоялся первый полет первого серийного штурмовика Су-25 (Т-8-3); Первая серийная машина (Т-8-3) выпущенная в Тбилиси в 1978 году и совершила первый полет 18 июня 1979 г. (пилот - Ю.А.Егоров).