Авиакалендарь России

Ноябрь (01.11-05.11)

1 ноября

  • 1895 год - Изобретатель В.П. Коновалов представил проект вертолета с двумя двигателями внутреннего сгорания (конструктор сконструировал запасные баки с топливом, а также детально отработал систему управления в полете). Мастер Сестрорецкого оружейного завода Василий Коновалов заинтересовался авиацией в конце 80-х гг. и в сентябре 1895 г. представил Военному министру тщательно разработанный проект «Аэроплана». Это был первый в России основательно проработанный проект вертолета двухвинтовой продольной схемы. Помимо прекрасно сделанного в масштабе 1:24 чертежа общего вида и компоновки конструктором была подготовлена и деталировка вертолета. Из пояснительной записки Коновалова видно, что он обладал достаточно высокими техническими знаниями и был в курсе современных исследований по авиации. Ранее Василий Коновалов создал детальный проект "бронированного автовагона", прообраз современного бронетранспортера;
  • 1923 год - В Коктебеле открылись первые Всесоюзные соревнования планеристов;
  • 1930 год - Состоялся первый полёт самолёта К-9 конструкции К.А.Калинина, летчик – Снегирев М.А. Примечание: Двухместный многоцелевой самолет К-9 с двигателем "Вальтер" мощностью 60 л.с. проектировали с 1929 года. Ведущим конструктором проекта Калинин назначил сначала Немана И.Г., а позже Щербакова А.Я. В феврале 1930 года эскизный проект К-9 утвердили в НТК УВВС. Деньги на постройку первого экземпляра этой модели собрали члены Осоавиахима Дзержинского района Харькова. К-9 задумывался как массовый самолет со стоимостью не превышающей в серийном производстве 6-7 тысяч рублей, что позволяло бы приобретать эти машины любому облисполкому. Название "облисполкомовский" так и закрепилось за этой моделью. Считалось, что в дальнейшем подобные самолеты будут использоваться для связи районных центров с колхозами, а также самими колхозами и совхозами при проведении полевых работ;
  • 1931 год - Завершены государственные испытания двигателя М-34 мощностью 588 кВт, положившего начало выпуску в СССР мощных отечественных авиадвигателей;
  • 1941 год - Вышло Постановление Государственного Комитета Обороны № 858 « О формировании авиаполков»;
  • 1977 год - Первый рейс Ту-144 с пассажирами на борту на трассе Москва - Алма-Ата. Начало регулярной эксплуатации самолёта. А 1 июня 1978 года эксплуатация Ту-144 была прекращена;
  • 1989 год - Первую посадку на тяжелый авианесущий крейсер «Тбилиси» выполнили самолеты Су-27К (В. Пугачев), МиГ-29 (Т. Аубакиров) и Су-25 УТГ (И. Вотинцев и А. Кругов);
  • 1991 год - Образован Российский авиационный торговый дом. Российский авиационный торговый дом занимается продажей авиационной техники, осуществляет поставку запчастей, комплектующих изделий, агрегатов для гражданской авиационной техники (экспорт: запчасти и комплектующие для самолетов ТУ-154М, Ил-76ТД, Як-42Д, Ил-86; запчасти и комплектующие для вертолетов Ми-8, Ми-17. Импорт: комплектующие изделия к российским самолетам и др.);
  • 1989 год - Первый взлет с палубы ТАКР "Адмирал Кузнецов", МиГ-29К, Т.О.Аубакиров;
  • 2010 год - Начало действий новых Федеральных правил использования воздушного пространства РФ (ФП ИВП), разработанные с учетом стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (ICAO), значительно упрощающие порядок полетов для малой авиации, вступают в силу на территории России;
  • 2023 год - Опытный образец российского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета Ил-96-400М, изготовленный в филиале ПАО «Ил» - ВАСО, входящим в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха, впервые поднялся в воздух. В ходе полета выполнялась проверка устойчивости, управляемости воздушного судна, работоспособности систем, силовой установки и радиотехнических средств захода на посадку. Программа испытаний прошла в штатном режиме, была подтверждена стабильная работа российских систем и оборудования, большинство из которых изготовлены предприятиями Госкорпорации Ростех.
2 ноября

  • 1909 год - Капитан Корпуса корабельных инженеров Л.М. Мациевич выступил с докладом «О типе морского аэроплана». Мациевич видел будущее морской авиации в создании аппарата, способного взлетать с воды и садится на воду. Очевидно, что Мациевич является первым известным автором предложений о создании авианосца, гидросамолета и катапульты;
  • 1929 год - Завершился перелет Москва - Нью-Йорк через Сибирь и Аляску, с посадками, на самолете АНТ-4 «Страна Советов». Экипаж состоял из командира С.А. Шестакова (тогда личного пилота начальника УВВС), второго пилота Ф.Е. Болотова, штурмана Б.В. Стерлигова и бортмеханика Д.В. Фуфаева. Перелет стартовал 23 августа. АНТ-4 пересек страну, взял курс к берегам Северной Америки, на подходе к ним попал в тайфун. За три сотни километров от материка вышел из строя один из двух моторов. Можно было попытаться совершить вынужденную посадку, но летчики отказались от этой идеи: в волны полетела часть груза, кое-что из вещей экипажа, слили запасной бензин. Пять с половиной часов тянул самолет на одном двигателе. Отремонтировав мотор, экипаж продолжил полет по маршруту Сан-Франциско-Чикаго-Детройт- Нью-Йорк. Это был настоящий триумф конструкторов машины и ее пилотов: 21 242 километра, преодоленные в сложнейших условиях незнакомой трассы, для тех дней казались фантастическими;
  • 1938 год - Первым из женщин страны - В.С.Гризодубовой, П.Д.Осипенко и М.М.Расковой присвоено звание Героя Советского Союза за беспосадочный перелет из Москвы на Дальний восток с 24 по 25 сентября 1938года.;
  • 1938 год - Конструктор самолета АНТ-37бис «Родина» П.О.Сухой награжден орденом Трудового Красного Знамени;
  • 1948 год - В ноябре на заводе №45 (ныне ММПП "Салют") начат серийный выпуск ТРД ВК-1 для МиГ-15, МиГ-17, ИЛ-28;
  • 1954 год - Первый полет самолета Ту-91 "Бычок". Пилотировали его летчик-испытатель Д.В. Зюзин, штурман-испытатель К.И. Малхасян;
  • 1957 год - В испытательном полете на опытном самолете Т-43-1 летчик-испытатель В.С.Ильюшин достиг рекордной скорости - 2200км/час. Высокие летные характеристики специально подготовленного Т-43-1 позволили В.С.Ильюшину и А.А.Кознову установить на нем ряд мировых рекордов: рекорд абсолютной высоты - 28852 м (14 июля 1959 г.), рекорд скорости по замкнутому маршруту 500 км - 2337 км/ч и рекорд высоты в горизонтальном полете - 21170 м (сентябрь 1962 г.) и другие;
  • 1960 год - Первый полёт Бе-12 с воды;
  • 1972 год - Авиапредприятием "Салют" начато производство двигателя АЛ-21Ф, он использовался на самолетах Су-20, Су-22 и Су-24;
  • 1989 - Первый взлет с палубы с трамплина ТАКР "Адмирал Кузнецов" Су-27К (впоследствии назывался Су-33) и Су-25УТГ;
  • 1998 год - Презентация первых самолетов Ту-204-100 и Ту-204-120, построенных ОАО «Авиастар» и их перелет в Каир на эксплуатацию в авиакомпанию Air Cairo.
3 ноября

  • 1881 год - Первым в России А.Ф. Можайский получил патент (привилегию) на "воздухоплавательный снаряд";
  • 1891 год - На заседании Московского математического общества Николай Егорович Жуковский сделал доклад «О парении птиц», в котором дал теоретическое обоснование фигурных полетов, и в частности «мертвой петли», совершенной через 22 года П.Н. Нестеровым. Еще 14 лет назад из поездки в Париж Жуковский привез много летающих моделей, а также велосипед, с громадным передним колесом, изобретение француза Мишо. Разъезжал на нем Николай Егорович с огромными крыльями из ткани за спиной, стараясь определить их подъемную силу и центр парусности. Большую роль в написании этого труда сыграло и знакомство Жуковского с планеристом Отто Лилиенталем, изучившим полет птиц, казалось, досконально. В труде своем Николай Егорович писал: "Если на некоторой высоте над землей плывут громадные вихри с горизонтальными осями, то птица, забравшись с той стороны вихря, с которой имеется восходящий поток воздуха, и следя за движением вихря, может некоторое время оставаться в восходящем потоке и описывать благодаря ему в движении относительно некоторых подвижных осей горизонтальные круги";
  • 1938 год - Начались заводские испытания многоцелевого самолета СЗ-3 ("Сталинское задание") П.О.Сухого с мотором М-87, летчик-испытатель А.П.Чернавский. Примечание: одновременно «сталинский заказ» исполняли» главные конструкторы: П.О. Сухой (завод № 156, г. Москва), И.Г. Неман (завод № 135, г. Харьков) и Н.Н. Поликарпов (завод № 21, г. Горький). По разным причинам «Иванов» И.Г. Немана не был достроен, а самолет Н.Н. Поликарпова поднялся в воздух только в конце 1938 г. Это означало, что «Иванов» П.О. Сухого оказался победителем необъявленного конкурса.
  • Третий экземпляр самолета СЗ-3 П.О. Сухого с двигателем М-87 поднял в воздух 3 ноября 1938 года летчик-испытатель А.П. Чернавский. После заводских испытаний и доводок СЗ-3 передали на государственные испытания, которые завершились в начале апреля 1939 г. По своим летным характеристикам самолет полностью удовлетворял ВВС, отмечалась высокая техническая культура машины и хорошие летные данные. В марте 1939-го, еще до завершения госиспытаний, наркомы обороны и авиапромышленности обратились в Комитет Обороны (КО) при СНК СССР с просьбой принять самолет «Иванов» с двигателем М-87А на вооружение РККА и организовать его серийное производство. Решение о выборе серийного завода сильно затянулось, лишь в конце июля 1939 г., после утверждения в НКАП плана опытного самолетостроения на 1939-40 г.г., на заводе в г. Харькове приступили к подготовке серийного производства самолета под обозначением ББ-1 (ближний бомбардировщик – первый). Одновременно П.О. Сухой был назначен Главным конструктором завода № 135.;
  • 1966 год - В ноябре в НПП «Аэросила» разработан и передан в серию воздушный винт АВ-14 для Ан-14 «Пчелка»;
  • 1971 год - Первый в мире десантный экраноплан «Орлёнок» принят в состав ВМФ. В одном из испытательных полётов от удара о воду у экраноплана оторвалась корма с килем, горизонтальным оперением и маршевым двигателем. Однако пилот - за штурвалом был сам Алексеев, - вовремя среагировал, увеличив обороты носовых взлётно-посадочных двигателей, и смог довести машину до берега. После этой аварии хрупкий конструкционный материал был заменён на алюминиево-магниевый сплав. Примечание: Всего было построено пять экранопланов типа «Орлёнок». Все «Орлята» вошли в состав авиации ВМФ, на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации. Планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 «Орлят». После 1985 года программа была закрыта, освободившееся деньги были пущены на строительство АПЛ. Четыре изготовленных экземпляра «Орлёнка» до 2007 года находились (в разной степени разукомплектованности) на базе ВМФ в Каспийске. В июне 2007 года наиболее уцелевший экземпляр был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.
4 ноября

  • 1928 год - В Харькове открылась школа пилотов Осоавиахима;
  • 1937 год - Первый полет самолета ВИТ-1 («Воздушный истребитель танков») Н.Н.Поликарпова, пилот В.П.Чкалов;
  • 1956 год - Проводятся первые испытания турбореактивного самолета ТУ-104;
  • 1962 - Лётчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин на самолёте Т-43-1 установил мировой рекорд высоты полета - 21270 м.;
  • 1966 год - Начало работы авиалинии Москва - Монреаль на Ту-114;
  • 1975 год - Состоялся первый полет опытного образца Ту-142М с ППС «Коршун»;
  • 1978 год - Состоялся первый полет реактивного транспортного самолета Ил-76Т;
  • 1987 год - Осуществлён первый взлёт с воды самого большого в мире противолодочного самолёта-амфибии «А-40» “Альбатрос”, разработанного главным конструктором Геннадием Сергеевичем Панатовым в ТАНТК Г.М.Бериева, лётчик-испытатель Геннадий Григорьевич Калюжный.
  • 1990 год - Завершен кругосветный перелет (50.005 км) самолета Ан-124 «Руслан», продолжавшийся 72 час 16 мин. 15 сек.;
  • 2010 год - Первый полёт в Комсомольске-на-Амуре первого серийный самолёта Sukhoi Superjet 100 SN 95007;
  • 2016 год - На аэродроме Красный Яр в Самарской области совершил первый полёт демонстратор проекта DS-18. Поднятый в небо под управлением лётчиков-испытателей Юрия Михайловича Кабанова и Камиля Аминовича Курбаниязова турбовинтовой высотный самолёт имеет круизную скорость до 560 километров в час с максимальной дальностью полёта до 2700 километров с возможностью перевозки 5-6 пассажиров в варианте административного бизнес-самолёта или до 1800 килограммов полезной нагрузки в многоцелевой категории.
5 ноября

  • 1910 год - Первый полёт военного дирижабля "Ястреб" завода Дукс - объёмом 2660 м3. К началу Первой мировой считался уже устаревшим. Совершил первый в истории (по крайней мере - России) ночной вылет, по маршруту Гатчина - Луга - Гатчина;
  • 1917 год - Создано первое военно-учебное заведение воздушной обороны – Офицерская школа стрельбы по воздушному флоту (г. Евпатория);
  • 1934 год - Первый полет самого совершенный из построенных в СССР и первого транспортного дирижабля (на 20 пассажиров) СССР В-6. Этот дирижабль проектировался и строился с участием У. Нобиле и был модифицированным дирижаблем «Италия»;
  • 1936 год - В РНИИ проведены стартовые испытания ЖРД ОРМ-65 В.П.Глушко; Он создавался для установки на ракетоплане РП-318 и крылатой ракете 212 конструкции С.П.Королёва;
  • 1938 год - Основан Краснодарский военный авиационный институт имени Героя Советского Союза А.К.Серова. В этот день по приказу наркома обороны СССР в Забайкалье на окраине г. Читы была сформирова-на 30-я военная авиационная школа пилотов. В 1939 г. школе было присвоено имя легендарного летчика-истребителя, комбрига, участника боевых действий в Испании А.К.Серова, погибшего при выполнении по-летного задания вместе с П.Д.Осипенко. В 1945 г. преобразована в военное авиационное училище. С 2002 г. — институт;
  • 1940 год - В СССР создан 1-й авиационный корпус дальней авиации подчинённый Резерву Верховного Главнокомандования. Корпус базировался на территории Ленинградского военного округа;
  • 1955 год - В воздух поднялся первый серийный самолёт Ту-104 (СССР-42318), построенный на Харьковском авиазаводе, лётчик-испытатель Валентин Фёдорович Ковалёв;
  • 1999 год - На авиабазу Энгельса прибыли первые 2 стратегических ракетоносца Ту-160 из 11 приобретенных у Украины.