История Ми-28 уходит своими корнями в Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1968 года о создании вертолёта Ми-24, которое предусматривало, помимо прочего, и создание на базе Ми-24 перспективной модели боевого вертолёта с улучшенными характеристиками. Такое решение, направленное на повышение боевых возможностей отечественной винтокрылой техники, было продиктовано, с одной стороны, пониманием перспектив развития боевых вертолётов, а с другой - опытом боевого применения американских ударных вертолётов во Вьетнаме. В США в это время также велись разработки по ряду программ перспективных боевых вертолётов, венцом которых стала программа Advanced Attack Helicopter (AAH), в итоге которой был принят на вооружение знаменитый ударный вертолёт AH-64 Apache, у истоков которого стояла фирма Hughes.
По изначальным замыслам отдела перспективного проектирования Московского вертолётного завода облик Ми-28 был весьма необычным для боевого вертолёта в современном его понимании - он виделся разработчикам винтокрылом поперечной схемы с жесткими несущими винтами и дополнительным толкающим винтом. В то же время, в США одним из кандидатов на «должность» ударного вертолёта был AH-56 Cheyenne, который также представлял собой комбинированный вертолёт-винтокрыл с жёстким несущим винтом, крылом небольшого размаха и толкающим винтом. Выбор схемы винтокрыла с толкающим винтом, что должно было способствовать увеличению скорости перспективной боевой машины, был продиктован как в СССР, так и в США взглядами на боевой вертолёт как на своего рода «летающую платформу для вооружения» или «летающий танк», который должен был действовать над полем боя по аналогии с самолётами-штурмовиками на относительно большой скорости и высоте.
В отличие от Cheyenne, прототип которого был построен и испытан, винтокрыл Ми-28 существовал лишь в эскизных проектах. Концепция «летающей платформы для вооружения» была пересмотрена в СССР и в США в пользу иной тактики боевого применения вертолётов, предусматривавшей полёт на малых высотах с огибанием рельефа местности. Это не требовало той высокой скорости, какую могли дать излишне конструктивно сложные винтокрылы, и делало более предпочтительным применение именно «классической» вертолётной схемы. В США данная концепция воплотилась в вертолёте AH-64 Apache, победившем в конкурсе в рамках программы AAH. В СССР с начала 70-х годов под именем Ми-28 стали разрабатывать «чистый» вертолёт одновинтовой схемы с рулевым винтом, в облике которого нельзя не заметить некоторую степень внешнего «портретного» сходства с Apache.
Что касается «борьбы за скорость», которая уже в наши дни стала вновь актуальной в разработках американских, европейских и российских вертолётостроителей, то, например, в США эта задача сегодня вновь решается с применением по существу тех же схем, что были опробованы в 60-70 годах ХХ века.
Создавая Ми-28, конструкторы выбрали традиционную компоновку цельнометаллического полумонококового фюзеляжа, с максимальным разнесением и взаимным экранированием агрегатов. Компоновка кабины экипажа по схеме «тандем» (в которой место летчика приподнято над местом оператора) была уже испытана на Ми-24 и обеспечила оптимальный обзор обоим членам экипажа. Пассажирскую кабину исключили. Впрочем, в хвостовой части фюзеляжа остался небольшой отсек, в котором при необходимости могут разместиться 2-3 человека.
Ещё одним новшеством стал Х-образный рулевой винт. Четырехлопастной рулевой винт Х-образной схемы был выбран для Ми-28 с целью снижения шума и повышения эффективности рулевого винта. Ми-28 стал первым отечественным вертолётом с рулевым винтом Х-образной схемы. Впрочем, разработка такого рулевого винта для Ми-28 несколько затянулась, в связи с чем изначально на первых опытных Ми-28 использовались трёхлопастные рулевые винты, аналогичные установленным на Ми-24.

Для Ми-28 была выбрана силовая установка, включающая в себя два двигателя ТВ3-117ВМ, независимая работа которых обеспечивала возможность выполнения полета с одним работающим двигателем. В воздухозаборниках двигателей установлены постоянные пылезащитные установки грибообразной формы, аналогичные уже опробованным на Ми-24. Предусмотрены экранно-выхлопные устройства (ЭВУ) для снижения вероятности поражения вертолёта ПЗРК с тепловой головкой самонаведения, которые также устанавливаются на постоянной основе. Для последующих модификаций вертолёта был выбран более мощный двигатель ТВ3-117ВМА.
Дальнейшая программа предусматривала создание на первом этапе модернизированного «дневного» варианта вертолета Ми-28А, а затем его «ночного» варианта Ми-28Н, способного вести боевые действия в сложных метеоусловиях в любое время суток. Интересно отметить, что в 1990 году, то есть задолго до принятия Ми-28 на вооружение в СССР, разрабатывался также проект так называемого Ми-28Л ( «лицензионный») для вооружённых сил Ирака, и был заключён контракт между СССР и Ираком на поставку и лицензионную сборку вертолёта. Но бесславно закончившаяся авантюра по присоединению соседнего Кувейта в качестве «девятнадцатой провинции Ирака», превратившая молодую арабскую республику из регионального лидера с страну-изгоя с подачи не только США, но и СССР, не дала проекту осуществиться. В Ирак Ми-28 всё же придёт в иные времена, уже в модификации НЭ, и сыграет важную роль в защите страны от международного терроризма.
Хроническое недофинансирование авиационной промышленности и отсутствие политической воли руководства страны к развитию вооружённых сил на современном уровне в 90-е годы ХХ века не позволяло доводить до серии, производить и поставлять в войска Ми-28А и Ми-28Н. В итоге к 1997 году выбор был сделан в пользу варианта Ми-28Н, снискавшего себе прозвище «Ночной охотник», а работы над Ми-28А были прекращены.



При некотором условном внешнем сходстве облика с американским «визави» AH-64 Apache, Ми-28Н является более тяжёлой и лучше защищённой машиной. Вертолёт оснащён композиционной бронёй из металлокерамики, выдерживающей попадание бронебойных пуль всех калибров, снарядов калибра 20 мм, осколков ракет и осколочно-зажигательно-фугасных снарядов (для сравнения, AH-64 Apache в целом защищён от огня 12,7-мм пулемёта). В отличие от Ми-24, остекление кабины которого (не считая лобовых стёкол) имеет характерную форму «пузырей», на Ми-28 используются плоские бронестёкла, что позволило значительно повысить защищённость экипажа вертолёта. От катапультируемых кресел конструкторы Ми-28 отказались в пользу ударопоглощающих конструкций, на которых устанавливаются кресла лётчика и штурмана-оператора, посчитав такой вариант защиты более оправданным в условиях полёта на предельно малой высоте.

По результатам государственных совместных испытаний, завершенных в конце 2008 года, Ми-28Н был принят на вооружение указом Президента РФ от 2009 года. Поставки серийных вертолётов в войска начались в первой половине 2010-х годов.
В комплекс бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) Ми-28Н входит нашлемная система целеуказания и индикации, обзорно-прицельная станция для обнаружения и распознавания объектов, прицеливания, захвата и автосопровождения объектов по телевизионному и тепловизионному каналам, обзорно-пилотажная система лётчика с очками ночного видения, теплотелевизионный автомат семейства «Охотник», позволяющий видеть фоноцелевую картину при любых погодных условиях в любое время суток.

Важной особенностью комплекса БРЭО вертолёта Ми-28Н является возможность добавления новых приборов и адаптации к применению новых авиационных средств поражения. Поэтому разработчики вертолёта не остановились на внедрении в серию «строевой» машины. Работа по развитию и совершенствованию состава вооружения как для ВС России, так и для экспорта в другие страны продолжается и сегодня.
Экспортная модификация вертолёта, получившая наименование Ми-28НЭ, принята на вооружение Ирака и Алжира. Ирак, в котором в 2010-е годы развернулась ожесточённая борьба с бандами террористов, угрожавших существованию страны и захвативших значительную часть территории республики, стал первым театром военных действий, на котором Ми-28 был испытан в реальных боевых условиях.
Для подготовки экипажей была создана учебно-боевая модификация Ми-28УБ, отличающаяся двойным комплектом органов управления при сохранении всей функциональности ударного вертолёта.

Одним из недостатков ранних серий Ми-28Н было отсутствие надвтулочной РЛС, которая была изначально предусмотрена при разработке вертолёта. В дальнейшем РЛС «Н025», установленная в характерном «шарике» над втулкой несущего винта вертолёта, утвердилась как на Ми-28Н более поздних серий, так и на Ми-28УБ и на всех последующих, более новых модификациях вертолёта.
Основным «вероятным противником» российских вертолётов, принятым на вооружение в США и многих других армиях НАТО, остаётся вертолёт AH-64 Apache, растиражированный уже более чем в 2000 экземпляров. Apache постоянно совершенствуется, в том числе по линии развития БРЭО и номенклатуры управляемого вооружения. Вслед за первоначальной моделью AH-64A в 90-е годы ХХ века на вооружение был принят AH-64D (так называемый Longbow Apache), отличающийся от первоначальной версии, в частности, надвтулочной РЛС. Наиболее современной версией является AH-64E Apache (так называемый Apache Guardian), вооружённый новой ракетой Joint Air-to-Ground Missile вместо проверенной в боях ПТУР Hellfire.
Своего рода «ответом» на AH-64E стала разработка в России модификации Ми-28НМ, снабжённой двигателями ВК-2500ПС-02, надвтулочной РЛС, бортовым комплексом обороны «Витебск», а также расширенной номенклатурой систем вооружения.

Вместе с Ми-28Н модификация «НМ» была испытана в Сирии. Основываясь на опыте боевого применения, в настоящее время продолжаются работы по совершенствованию Ми-28. Так, на Ми-28 испытывается унифицированная легкая многоцелевая управляемая ракета (ЛМУР), известная в открытых источниках как «изделие 305».

В авиационном кластере Международного военно-технического форума «Армия-2022» в Кубинке была показана новая модификация Ми-28 с носовой частью, в целом соответствующей модели Ми-28НМ, но имеющей несколько видоизменённый состав приборов прицельно-навигационного комплекса. Развитие Ми-28 продолжается.
В специальной военной операции на Украине вертолётам Ми-28 в основном отведена роль машины огневой поддержки в ударном «тандеме» с Ка-52, который выполняет функции разведывательно-ударного вертолёта. Возможно, это обусловлено тем, что из всех российских боевых вертолётов только Ми-28 способен применять мощные НАР С-13 различных модификаций, в то время как отличительной чертой Ка-52 является возможность применения более мощных ПТУР «Вихрь». Вероятнее всего, провести полноценный анализ боевого применения Ми-28 в данном военном конфликте получится ещё нескоро, но уже сейчас можно предположить, что именно здесь ударные вертолёты применяются в соответствии со своей изначальной концепцией - их тактика подразумевает подход к цели на предельно малых (до 5 метров или даже ниже) высотах в режиме огибания рельефа с быстрым ударом по цели и последующим покиданием зоны поражения ПВО противника.
На основе боевого опыта продолжается совершенствование авиационных средств поражения, в том числе таких новых типов, как «изделие 305», вместе с этим развивается и прицельно-навигационный комплекс вертолёта. 40 лет - срок немалый, но история боевого вертолёта Ми-28 далека от завершения.