Авиакалендарь России

Ноябрь (13.11-19.11)

13 ноября

  • 1914 год - Начало работы при МВТУ под руководством Н.Е.Жуковского "Теоретических курсов авиации" для военных летчиков
  • 1918 год - Закончилось формирование «1-х Рязанских Советских Пехотных курсов командного состава РККА», основанных по Приказу Народного Комиссара по военным делам № 743 от 29 августа 1918 года. Впоследствии стало прославленным Рязанским гвардейским высшим воздушно-десантным командным училищем имени генерала армии В. Ф. Маргелова;
  • 1931 год - Создана ЛенГИРД (Ленинградская группа изучения реактивного движения), председатель В.В.Разумов;
  • 1942 год - Постановление Государственного Комитета Обороны № 2512 «О производстве по 20 самолетов Ли-2 ежемесячно на заводе № 84 НКАП», а также Постановление Государственного Комитета Обороны № 4555 «Об организации производства моторов М-62ИР на заводе № 36 НКАП в г. Рыбинске»;
  • 1946 год - Летчик-испытатель ЛИИ Г.М. Шиянов выполнил первый полет на фронтовом истребителе Су-9 ("К"), первом реактивном самолете ОКБ П.О.Сухого;
  • 1948 год - Установлен мировой рекорд парашютного прыжка с самолета - 1920 м при скорости полета самолета 764 км/ч, О. Быстров;
  • 1958 год - Основано опытно-конструкторское бюро "Авиаавтоматика" (ныне АО "Авиаавтоматика" имени В.В.Тарасова") . Одно из предприятий в области конструирования, разработки и производства авионики;
  • 2023 год - На международной выставке Dubai Airshow-2023 Ростех демонстрирует тяжелый транспортный самолет Ил-76МД-90А(Э). В воздухе - демонстрационные полеты на Су-35С и Су-30СМ пилотажной группы «Русские Витязи».
14 ноября

  • 1940 год - Вышел приказ НКАП СССР о назначении П.О.Сухого директором и Главным конструктором завода №289;
  • 1947 год - Первый полет летающей лодки Бе-6;
  • 1970 год - Советский Союз вступил в члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО). Председателем Комиссии СССР по делам ИКАО назначен министр гражданской авиации СССР Б.П.Бугаев;
  • 1981 год - Первая рулёжка стратегического бомбардировщика Ту-160; экипаж Б.И. Веремея;
  • 1996 год- Первый полёт ночного боевого Ми-28Н. Ми-28 - первый отечественный вертолёт огневой поддержки с продольной компоновкой двухместной пилотской кабины. Первый полёт прототипа состоялся в 1982-м. Машина оснащена двигателями ТВЗ-117.
15 ноября

  • 1881 год - (3.11 по ст.ст.) капитан 1-го ранга А.Ф.Можайский получил от Департамента торговли и мануфактуры пятилетнюю привилегию (патент) на воздухолетательный снаряд - моноплан с тремя воздушными винтами (с приводом от двух паровых машин). При этом правительство не ручалось ни в точной принадлежности изобретения предъявителю прошения на привилегию, ни в его успехах;
  • 1927 год - Аэронавт Павел Фёдорович Федосеенко на сферическом аэростате объёмом 647 куб.м продержался в воздухе 23 час. 52 мин.;
  • 1957 год - Состоялся первый полет межконтинентального турбовинтового пассажирского самолета Ту-114, экипаж А.П.Якимова. На опытном образце самолета был совершен перелёт советской делегации во главе с Хрущёвым в США в сентябре 1959 г. Ту-114 создавался на базе бомбардировщика Ту-95, из-за чего он не совсем вписывался в требования авиакомпаний. Правда, с 24 апреля 1961 г. Аэрофлот использовал его на дальних линиях, в том числе и зарубежных (в Гавану, Нью-Йорк, Дели, Пекин). Самолет мог вместить 224 пассажира. На Ту-114 установлено 32 мировых рекорда. Выпустили 31 серийный лайнер. В 1976 г. его эксплуатация на линиях полностью прекратилась;
  • 1960 год - Построена ЛЛ на базе Ту-104, позволяющая создавать состояние невесомости для подготовки первых космонавтов;
  • 1974 год - Установлен женский мировой рекорд скороподъемности на высоту 3000 м - 41,2 сек., на высоту 6000 м - 1 мин. 01 сек. и на высоту 12000 м - 1 мин. 59 сек., пилот С. Савицкая на самолете Е-66В (МиГ-21 без вооружения);
  • 1985 год - На космодроме Байконур состоялся 5-й тестовый полет аналога корабля многоразового использования БСТ-002. Аппарат пилотировали испытатели Игорь Волк и Римантас Станкявичус;
  • 1986 год - Мировые рекорды времени подъёма на высоту 6000 м (37 с), 9000 м (47 с), 12000 м (58 с) на самолёте П-42 (рекордный вариант Су-27), лётчик-испытатель Виктор Георгиевич Пугачёв;
  • 1988 год - Орбитальный полёт МТКС «Энергия - Буран».«Буран» совершил два витка вокруг Земли без экипажа и приземлился в автоматическом режиме. Первый 205-минутный космический полёт “Бурана” ["Буран ОК-1К" №711] / "БДП" [Изделие "37КБ" №37070] (19637 / 1988 100А) оказался и последним. Стартовая масса корабля - 105 т, посадочная масса - 82 т. Длина челнока - 36,4 м, размах крыльев - 24 м, посадочная скорость 310-340 км/ч. В носовом отсеке находилась герметичная кабина для экипажа из двух-четырех космонавтов и шести пассажиров. Возвращаемый космический аппарат “Буран” доставлен на орбиту с помощью ракеты “Энергия”, способной выводить на орбиту груз с массой более 100 тонн. Мощность, развиваемая её стартовыми двигателями, достигает 170 миллионов лошадиных сил. Это почти в 3 раза больше, чем у самой мощной американской ракеты “Сатурн-5”. МТКК выведен на орбиту с параметрами: наклонение орбиты - 51,6 град.; период обращения - 89,5 мин.; минимальное расстояние от поверхности Земли (в перигее) - 252 км.; максимальное расстояние от поверхности Земли (в апогее) - 266 км. Первый и единственный старт ракетно-космической системы «Энергия-Буран». Проделав все предпосадочные манёвры, он вышел точно на посадочную полосу, приземлился, пробежал 1620 м и остановился посреди посадочной полосы. Впервые в мировой практике была проведена полностью автоматическая посадка космического аппарата такого класса;
  • 1996 год - Первое огневое испытание ЖРД РД-180, разработанного «НПО Энергомаш» для первой ступени американской РН Atlas, на стенде в Химках.
16 ноября

  • 1904 год - Родился авиаконструктор Александр Сергеевич Москалев. Изобретатель первого в мире крыла стреловидной формы для реактивных истребителей, автор самолетов новых и экспериментальных схем, на которых были достигнуты рекордные показатели и выполнены дальние перелеты. А. С. Москалев принадлежит к числу конструкторов-энтузиастов, работавших без определенной финансовой и производственной базы. Первой работой А. С. Москалева была летающая лодка МУ-3 (1931 г). Самолет "Стрела" по схеме намного опередил свое время. Это был первый в мире самолет, наиболее пригодный для достижения очень больших скоростей. Самолет CAM-5, сконструированный А.С.Москалевым, - пятиместный пассажирский свободнонесущий моноплан с двигателем М-11 в 100 л.с., имел скорость 175 км/час. Конструкция - цельнометаллическая, отличалась чрезвычайной легкостью. Во время войны А.С.Москалев возглавляет ОКБ-31 Воронежского авиационного завода, В эвакуации конструкторское бюро занималось разработкой новых видов авиатехники для фронта, в частности, компонентов для первого реактивного истребителя БИ-1;
  • 1934 - В Париже открывается 14-я международная авиационная выставка, на которой демонстрируются советские самолёты "Сталь-2", Р-5, АИР-9, модель гондолы стратостата "СССР-1" и другие экспонаты;
  • 1964 год - На базе филиала ГосНИИ НА в Краснодаре создан Всесоюзный научно-исследовательский институт сельскохозяйственного и специального применения гражданской авиации (ныне Федеральное Государственное Унитарное Предприятие Государственный Научно Исследовательский Институт Гражданской Авиации (кратко ГосНИИ ГА);
  • 1965 год - Запуск АМС «Венера-3», доставившей на поверхность Венеры вымпел СССР. Впервые в мире перелёт КА на другую планету;
  • 1992 год - Запуск с космодрома Плесецк КА «Ресурс-500» с приводнением в районе г. Сиэтл (США). К 500-летию открытия Америки.
17 ноября

  • 1931 год - Состоялся первый полёт автожира ЦАГИ-2ЭА, пилот С.А.Корзинщиков;
  • 1943 год - Выходят : Постановление Государственного Комитета Обороны № 4594 « Об увеличении выпуска самолетов Ту-2 на заводе № 23 НКАП» и № 4595 « О восстановлении и достройке взлетно-посадочных полос на аэродромах, освобожденных от противника»;
  • 1959 год - Экипаж Ил-18 (по кодификации НАТО: Coot — «Простак») Отдельного авиационного отряда № 235 (ОАО № 235), под управлением командиров кораблей Б.А. Лахтина и П.М. Воробьева выполнил специальное задание из Москвы в Мексику, преодолев в оба конца 24 тыс. км.;
  • 1967 год - Начало заводских лётных испытаний экспериментального бомбардировщика Т6-1; В.С. Ильюшин. Опытный Т6-1 имел четыре установленных в фюзеляже подъёмных турбореактивных двигателя РД-36-35 (воздухозаборники для них находились на верхней поверхности фюзеляжа), а также два маршевых двигателя Р-27Ф2-300, установленных в хвостовой части;
  • 1970 год - На поверхность Луны АМС доставлен автоматический самоходный аппарат "Луноход-1" НПО им.С.А.Лавочкина;
  • 1972 год - Состоялся первый полёт МиГ-23БН. Специализированный истребитель-бомбардировщик. Весьма популярный и действительно универсальный истребитель-бомбардировщик, широко разошедшийся по странам третьего мира;
  • 1986 год - Первый полет учебно-спортивного вертолета одновинтовой схемы Ми-34.
18 ноября

  • 1748 год - М.В. Ломоносов построил первый в мире анемометр - устройство для определения направления и силы ветра;
  • 1899 год - Родился полярный летчик Михаил Васильевич Водопьянов. Один из первых Героев Советского Союза, генерал-майор авиации, член Союза писателей СССР М.В. Водопьянов. Участник Гражданской войны. С 1925 г. работал в ГВФ мотористом, бортмехаником, с 1928 г. - летчиком. В 1929 г. первым открыл воздушную линию на о. Сахалин. В 1934 г. участвовал спасении экспедиции парохода Челюскин. В 1937 г. доставил на Северный полюс экспедицию СП-1 во главе с И.Д. Папаниным. В начале Великой Отечественной войны командовал 81 дбад, участвовал в нанесении бомбовых ударов по Германии, в том числе по Берлину. Автор книг "Рассказ о моей жизни", "Путь летчика", "Повесть о первых героях" и др;
  • 1910 год - Первый полет военного дирижабля "Ястреб" производства завода Дукс объемом 2660 м3;
  • 1933 год - При ЦС Осоавиахима создана МосГИРД (группа изучения реактивного движения);
  • 1943 год - Рекорд скорости на самолете Як-3 с двигателем ВК-107А установил П.Я. Федрови - 717 км/час. Проектирование нового Як-3 было ориентировано в первую очередь на резкое повышение летных данных, чтобы обеспечить ему решающее превосходство в воздушных боях с истребителями противника. На самолете установили новый мотор М-105ПФ-2 (с 1944 г. ВК-105ПФ-2). С 1944 г. Як-3 начали выпускать серийно. Воздушные бои показали полное превосходство Як-3 над истребителями противника. На Як-3 сражались французские летчики полка "Нормандия-Неман". За 1944-1945 гг. было построено 4560 истребителей Як-3;
  • 1967 год - Постановление о разработке и запуске в серию С-32 (Су-17) на ДМЗ (Комсомольск-на-Амуре). Истребитель-бомбардировщик, разработанный на основе Су-7. Первый советский самолёт с крылом изменяемой геометрии. Три десятилетия состоял на вооружении ВВС СССР и России, широко экспортировался, применялся в ряде вооружённых конфликтов;
  • 1972 год - Первая посадка Як-З6М (Як-38) на палубу противолодочного крейсера «Москва»; М.С. Дексбах. Опытный Як-З6М сел на первый построенный к тому времени вертолётоносец «Москва» для выполнения контрольной программы лётных испытаний. С учетом их результатов было сделано предварительное заключение рекомендовать самолёт к серийному выпуску, а через два года первые две машины опустились на палубу нового тяжелого авианесущего крейсера «Киев»;
  • 2004 год - принята на вооружение система управления вооружением СУВ-ВЭП «Меч» для истребителей серии Су-27, Су-30 .Большой личный вклад внёс в разработку систем управления вооружением (СУВ) «Заслон» для истребителя МиГ-31 и «Меч» для истребителя Су-27;
  • 2017 год - Первый полёт многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (МАК РЛДН) А-100 с аэродрома Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева. Антенный комплекс построен на базе антенны с активной фазированной решёткой.
19 ноября

  • 1900 год - Родился Павел Фёдорович Жигарев — советский военачальник, Главный маршал авиации (1955). Главнокомандующий ВВС СССР (1941—1942, 1949—1957);
  • 1900 год - Родился Александр Александрович Новиков — советский военачальник, командующий Военно-Воздушными Силами РККА (1942—1946). Главный маршал авиации (21 февраля 1944). Дважды Герой Советского Союза (1945, 1945). Профессор (1958);
  • 1914 год - Техническим комитетом Главного технического управления принят проект “бронировано-каучуковой рубашки” конструкции В.М.Григоровича для защиты самолётных баков;
  • 1932 год - Состоялся первый полет скоростного (325 км/ч) легкого моноплана АИР-7 ОКБ А.С. Яковлева, Ю.И. Пионтковского;
  • 1943 год - В ЦАГИ образован реактивный отдел под руководством Генриха Наумовича Абрамовича;
  • 1977 год - Завершены заводские летные испытания опытного самолета Су-25 (Т8-2Д);
  • 1996 год - Состоялась первая демонстрация вертолета Ка-52 ("Аллигатор") производства фирмы "Камов".