16 октября
- 1910 год - Открытие Московского аэродрома на Ходынском поле в присутствии большого числа чиновных лиц, генералитета. Для показательных полетов были приглашены известные русские авиаторы. Первый взлёт с аэродрома совершил граф Михал Сципио дель Кампо;
- 1918 год - Впервые в гражданской войне сбит самолёт противника - лётчик Феоктист Аристархович Граб и летнаб А. Шульц в 8 км от станции Шамары Екатеринбургской губернии сбил в воздушном бою белогвардейский самолёт «Ньюпор 17» прапорщика Павла Николаевича Владимирова (последний тогда погиб) из 33-го корпусного авиаотряда Сибирской армии, и эта победа стала первой документально подтверждённой воздушной победой Красной армии;
- 1941 год - Первый полёт Пе-2М. Отличался от Пе-2 двумя М-105 и ТК (предполагались ВК-107), с расширенным внизу фюзеляжем для внутренней подвески ФАБ-500;
- 1957 год - Создана секция истории авиации и космонавтики Национального объединения историков естествознания и техники;
- 1967 год - Летчики строевого полка ПВО (Елизово, Камчатка) на самолетах Су-9 впервые уничтожили автоматический дрейфующий аэростат - нарушитель воздушного пространства СССР;
- 1971 год - Задано создание учебно-боевого самолета Су-17М2 с улучшенным обзором (Су-17УМ);
- 1988 год - В октябре в НПП «Аэросила» создан соосный винтовентилятор СВ-27 с композитными лопастями для Ан-70.
17 октября
- 1897 год - К.Э.Циолковский сообщил о постройке аэродинамической трубы;
- 1939 год - Первый полёт первого самолёта завода № 84 в Химках - пассажирского ПС-84, позднее Ли-2; Т.Л. Баев;
- 1950 год - Вышел первый номер журнала "Крылья Родины";
- 1960 год - Первый полёт прототипа учебного истребителя МиГ-21У - Е-6У-1, пилот - П.М. Остапенко;
- 1961 год - Начало второй серии испытаний Ту-95КД;
- 1977 год - Начались заводские лётные испытания истребителя-бомбардировщика Су-17М3 со стрельбой в задней полусфере;
- 2009 год - Летающая лаборатория, созданная на базе самолета Ту-204 (регистрационный номер RA-64048), совершила в субботу, 17 октября, первый полет с двигателем ПС-90А2, разработанным ОАО «Пермский моторный завод;
- 2018 год- Последний Ан-148 российской сборки выполнил первый полет.
18 октября
- 1885 год - Первый свободный полет на высоту 2225 м продолжительностью 5 часов на расстояние 150 км совершили русские военные воздухоплаватели А.М. Кованько и другие;
- 1929 ujl - Первый полёт пассажирского К-5 Константина Алексеевича Калинина с М-15; лётчик-испытатель Михаил Артемьевич Снегирёв. К-5 стал первым советским пассажирским самолётом, который строился большой серией. Это был основной самолёт Аэрофлота до 1940 года. Всего было построено 258 машин этого типа;
- 1951 год - На семипалатинском полигоне осуществлен первый воздушный ядерный взрыв. Сброс ядерной бомбы РДС-3 мощностью 42 килотонны был произведен с бомбардировщика Ту-4А, экипаж К.И.Уржумцева;
- 1960 год - Первый полет с сухопутного аэродрома амфибии Бе-12 с двигателями АИ-20Д конструкции ОКБ Г.М.Бериева. Летчик-испытатель Г. И. Турьянов с заводского аэродрома в г. Таганроге произвел первый полет противолодочного самолета-амфибии Бе-12 "Чайка". Первый взлет с воды осуществил в том же году летчик-испытатель П.П. Бобро. Самолет строился серийно в 1962-1974 гг. На нем установлено 42 мировых рекорда;
- 1966 год - Первый полёт экспериментального экраноплана "Каспийский монстр" КМ-1; лётчик-испытатель Владимир Федорович Логинов и конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев.
- Когда он ещё находился в плавучем доке, Доктор (так сотрудники звали главного конструктора Алексеева) наравне со всеми тянул канаты, пристыковывая крыло. И вдруг он удивил своих сотрудников, казалось бы, уже привыкших к его неординарности: взяв полётный лист, Алексеев невозмутимо начертал на нём: "Полёт в доке". Запустили все 10 двигателей, грохот нарастал, тросы, удерживающие КМ, натянулись, как струны, на берегу начал ломаться деревянный забор, попавший под выхлопы моторов. При тяге в 40 % от номинальной, док с пришвартованным в нём экранопланом тронулся с места, стало срывать якоря. Удовлетворенный, Алексеев приказал глушить двигатели. Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м, максимальную взлётную массу 544 тонны. До появления Ан-225 «Мрiя» это был самый тяжёлый летательный аппарат в мире. КМ был перспективным транспортным средством для военных и спасателей, однако его проектирование, эксплуатация да и перспективы вызывали много трудностей. По документам экраноплан проходил как корабль (во время первого испытания о него даже разбили бутылку шампанского и на нём был поднят Военно-морской флаг);
- 1997 год - Состоялась "презентация" самолета Су-47 руководству ВВС России, руководитель темы М.А.Погосян.
19 октября
- 1867 год - Русскому изобретателю, артиллерийскому офицеру Телешову Николаю Афанасьевичу (1828-95), выдан во Франции патент на проект самолета с пульсирующим реактивный двигателем. Первый из технический проектов самолёта Николай Афанасьевич запатентован в 1864 во Франции и Великобритании. Примечание: Из патента на самолет "Дельта" и "теплородный духомет" к нему - прообраз нынешних реактивных самолетов. Новый летательный аппарат должен был представлять собой моноплан с верхнерасположенным крылом треугольной формы. Угол стреловидности по передней кромке составлял 45 градусов: "Крылья состоят из нескольких рам, которые соединяются с помощью стержней; рамы и стержни могут быть из железа или любого другого подходящего металла. На этих рамах, соединенных указанным способом, натянуто полотно, которое должно быть как можно более воздухонепроницаемым. Крылья могут также крепиться для большей прочности при помощи растяжек. Корпус аппарата или воздушного корабля состоит из стержней из железа или другого подходящего металла, соединенных заклепками; внешняя поверхность корпуса покрыта полотном или другой подходящей тканью. Рули состоят также из рам, которые сделаны из железа или другого металла, покрытого тканью, подобной той, которая на крыльях. Эти рули приводятся в движение с помощью передачи, заканчивающейся внутри корабля". Носовой части фюзеляжа и передней части крыла предполагалось придать заостренную форму. На самолете предполагалось установить пульсирующий воздушно-реактивный двигатель на жидком топливе, пары которого должны были смешиваться с воздухом еще до поступления в камеру сгорания, для чего было предусмотрено особое устройство типа современного карбюратора. Для взлета самолет должен был разбегаться на колесах по рельсам или стартовать со специальной отделяемой тележки. В России работы Телешова не получили никакого признания, и патент выдало ему Министерство торговли Франции, но "Дельта" так и не была построена;
- 1875 год - В докладе на заседании Русского физико-химического общества при Санкт-Петербургском университете Д.И.Менделеев предложил проект аэростата для высотных полетов (стратостата с герметически закрывающейся гондолой);
- 1923 год - СТО СССР утвердил трехлетний план развития воздушных линий;
- 1936 год - Мировой рекорд дальности - 568,871 км на поплавковом АИР-6 ОКБ «Як» - "гидро" (1 категория); Я.В. Письменный и В.П. Кузнецов. Первый официальный мировой рекорд лёгких самолётов СССР;
- 1964 год - Главком К.Вершинин позвонил В.Челомею и сообщил, что вынужден передать все материалы по теме "Спираль" (воздушно-орбитальный самолет) в ОКБ Микояна;
- 1987 год - Первый полет многоцелевого вертолета Ка-126, Г.С. Исаев. Легкий соосный вертолет Ка-126 стал отличной учебной машиной для летчиков. На нем сохранены основные конструктивные решения и агрегаты, прошедшие длительную эксплуатационную проверку. На вертолете установлен один газотурбинный двигатель мощностью 720 л.с..
20 октября
- 1913 года, первый выпуск авиационных механиков, окончивших курсы Всероссийского аэроклуба;
- 1914 год - Образовано АО «Русский Рено», владевшее в С-Пб заводом по сборке французких авиадвигателей - ныне «Завод им. В.Я.Климова». Во время Второй Мировой войны более половины боевых самолетов Советского Союза (Як-3, Як-9, Пе-2, ЛаГГ-3) летало на поршневых моторах М-105 конструкции Климова, которых было выпущено около 100 000 штук. Первый советский турбореактивный двигатель ВК-1 использовался на истребителях МиГ-15 и МиГ-17 и бомбардировщиках Ил-28 и Ту-14. Были разработаны и выпущены газотурбинные двигатели ГТД-350, ТВ2-117, ТВ3-117 и главные редукторы для вертолетов Ми-2, Ми-8, Ми-17, Ми-24, Ка-32;
- 1934 год - Пилот Н.С. Юдин провёл экспериментальную буксировку на планере ПС-2 «Упар» за мотоциклом и автомобилем;
- 1937 год - Мировой рекорд высотного парашютного прыжка - 10436 м, Н. Аминтаев;
- 1944 год - Первый полет высотного истребителя-перехватчика И-224 (4А) (МиГ-11). ОКБ МиГ;
- 1947 год - Первый полет легкого многоцелевого самолета Як-12, пилот Ф.Л.Абрамов;
- 1947 год - При ЛИИ им. М.М.Громова открыта школа летчиков-испытателей (ШЛИ) МАП;
- 1959 год - Состоялся первый полет пассажирского турбовинтового самолета для авиалиний малой протяженности Ан-24 с АИ-24 созданного в ОКБ О.К.Антонова, Г.И.Лысенко. В 60-70-е годы он вытеснил на местных и региональных линиях СССР все другие самолёты (первая линия Киев - Херсон открылась 31 октября 1962 г.). Этот самолет стал исходной моделью для целого семейства самолетов различного назначения, в том числе грузового Ан-26, Ан-30 для аэрофотосъемки, Ан-32 для эксплуатации с высокогорных аэродромов, самолета ледовой разведки «Торос»;
- Силовая установка Ан-24 состоит из двух турбовинтовых двигателей АИ-24 конструкции А. Г. Ивченко с четырёхлопасными воздушными винтами АВ-72, АВ-72Т и агрегата автономного запуска ТГ-16 (на самолете АН-24РВ в правой мотогондоле установлен дополнительный турбореактивный двигатель РУ-19А300 мощностью 800 кгс). Диаметр винтов 3,9 м. Мощность каждого двигателя на взлетном режиме -- 2 550 л.с. Топливо размещается в 4 мягких баках в центроплане;
- 1962 год - Поступил на эксплуатацию реактивный самолет Ту-124 (носил обидное НАТОвское имя Cookpot — «Кастрюля»);
- 1977 год - Первый технический рейс самолета Ту-144 с пассажирами на борту на трассе Москва-Алма-Ата;
- 1985 год - Первые самолеты Су-27 поступили в строевой полк ВВС;
- 1961 год - Международный день авиадиспетчера. В столице Нидерландов Амстердаме была создана Международная федерация ассоциаций авиационных диспетчеров. Это событие, важное для стандартизации управления грузовыми и пассажирскими авиационными перевозками, и положило начало новому профессиональному празднику;
- 1967 год - Женский мировой рекорд высоты полёта для самолётов с ТВД - динамический потолок 13513 м, экипаж Любови Михайловны Улановой на Ил-18 с ТВД АИ-20;
- 1992 год - Первый полет самолета общего назначения Як-112, пилот В.А.Якимов.
21 октября
- 1863 год- В статье русского писателя, журналиста, а также исследователя в области авиации Аркадия Васильевича Эвальда "Воздухоплавание", которая была размещена в газете "Голос", впервые было использовано слово "самолёт" как летательный аппарат.
- 1910 год - Впервые в России совершен междугородный воздушный перелет по маршруту Петербург — Гатчина летчиком Е. В. Рудневым с механиком С. Плотниковым на самолете «Фарман-III»;
- 1923 год - Состоялся первый полет АНТ-1 конструкции А.Н.Туполева. В октябре 1922 г. при ЦАГИ была организована Комиссия по постройке цельнометаллических самолетов, председателем которой стал А. Н. Туполев. В это же время Андрей Николаевич формирует опытное конструкторское бюро. И уже через год появляется первый отечественный самолёт смешанной конструкции. АНТ-1 - одноместный свободнонесущий спортивный моноплан с двигателем "Анзани" (Франция) мощностью 35 лошадиных сил и размахом крыла 7 метров. 21 октября летчик-инженер ЦАГИ Е.И. Погосский совершает первый полет на самолете АНТ-1 с территории бывшего Кадетского плаца в Лефортово. Полет прошел успешно на высоте 600 метров со скоростью 125 км/ч. Всего же А.Н.Туполев разработал более 100 типов самолетов, 70 из которых пошли в серию. Впервые для строительства самолета был применен металл - новый сплав под названием кольчугалюминий, созданный группой специалистов (в нее входили инженеры И.Сидорин, В.Буталов, Ю.Музалевский и другие) на заводе Госпромцветмета в селе Кольчугино Владимирской области. Кольчугалюминий частично использовался в конструкции фюзеляжа, крыла и oпeрения и великолепно зарекомендовал себя. Первенец ОКБ А.Н.Туполева находился до 1937 года в сборочном цехе завода №156, а в 1937, когда его конструктора арестовали, единственный построенный экземпляр АНТ-1 был уничтожен. Так погиб первый металлический самолет;
- 1937 год - По обвинению в шпионаже в пользу Германии арестован авиаконструктор А.Туполев. А в 1923 году ровно за четырнадцать лет до этого трагического дня случилось, наверно, самое радостное событие в жизни конструктора: в воздух поднялся первый самолет, созданный по его проекту. К тому времени (21.10.1937г.) он уже был награжден тремя орденами Ленина, орденами Красной Звезды и Трудового Красного Знамени. После допросов и пыток оказавшись руководителем проекта в одной из "шарашек", Туполев сумел вырвать из лагерей многих своих коллег, в том числе и С.П.Королева. Всего же Туполев разработал более 100 типов самолетов, 70 из которых пошли в серию;
- 1940 год - Первый полёт корабельного КОР-2 (Бе-4) КБ Георгия Михайловича Бериева; лётчик-испытатель Николай Петрович Котяков- на борту крейсера "Максим Горький". КОР-2 представлял собой цельнометаллическую летающую лодку с монопланным крылом типа "парасоль". На самолёте был установлен мотор воздушного охлаждения М-62. В феврале 1941-го КОР-2 вышел на испытания. Машина была рекомендована в серию, однако из-за войны работы по внедрению КОР-2 сильно замедлились. За 1941 – 1945-е выпустили всего 44 машины;
- 1942 год - Постановление Государственного Комитета Обороны № 2434. « О порядке решения через НКВТ вопросов поставок самолетов по Восточной трассе»;
- 1966 год - Состоялся первый полёт пассажирского реактивного самолёта для коротких авиалиний Як-40 с тремя ТРДД АИ-25, созданного в ОКБ Александра Сергеевича Яковлева. Лётчики-испытатели Арсений Леонидович Колосов и Юрий Владимирович Петров;
- 1977 год - Лётчик-испытатель С.Е.Савицкая на Е-133 (МиГ-25ПУ) на дистанции 500 км достигла средней скорости 2466,31 км/ч.;
- 1997 год - Окончание кругосветного путешествия самолёта Ан-2 (начало 22.07.), посвящённого 50-летию создания антоновского биплана.
22 октября
- 1911 год - В Гатчине инженер-подполковник Д.М. Колокольцев осуществил первую в России радиопередачу с самолёта, пилотируемого лётчиком Алексеем Васильевичем Панкратьевым, на землю. До этого, для корректировки артиллерийской стрельбы с аэроплана, приходилось передавать информацию артиллеристам сбрасыванием вымпелов и так далее. Аппаратура, на которой работал Колокольцев, "состояла из закреплённого на груди передатчика, отдельного приёмника и установленного под сиденьем электромотора (умформера?)". Антенной служил спущенный с хвоста самолёта оголённый провод длиной 35 м, заканчивавшийся металлическим кругом метрового диаметра. Общий вес системы составлял около 30 килограммов;
- 1922 год - Дата создания ОКБ А.Н.Туполева. В 1922 г. Андрей Николаевич Туполев возглавил Комиссию по постройке металлических самолётов при ЦАГИ, в её составе: А.Н.Туполев, Георгий Александрович Озеров, Иван Иванович Сидорин. С этого времени в системе ЦАГИ начало действовать сформированное и возглавляемое им опытное КБ по проектированию и производству цельнометаллических самолётов различных классов. По предложению самого А.Н.Туполева дату создания Комиссии - 22 октября 1922 г. - считают датой создания опытного конструкторского бюро ЦАГИ – ОКБ А.Н.Туполева.;
- 1940 год - На съемках фильма о Валерии Чкалове был повторен уникальный полет Чкалова под Троицким мостом. Более того, полет был повторен дважды - 22 и 24 октября - так как в первый раз кинопленка была испорчена. Чрезвычайно сложный и опасный трюк исполнял летчик Евгений Борисенко на самолете-амфибии (конструкция машины позволяла вести съемку прямо из самолета);
- 2001 год - Авиакомпания "Волга-Днепр" выполнила перевозку фюзеляжа самолёта производства английского аэрокосмического концерна Бритиш Аэроспейс. Фюзеляж самолёта длиной более 33 метров был загружен на борт Ан-124-100 в Кинлоссе (Шотландия) и доставлен в Манчестер на один из заводов данного концерна. Для осуществления подобных перевозок служба технического директора авиакомпании проектирует специальную оснастку, на которую и устанавливается фюзеляж самолёта. Уникальные характеристики самолёта и высокопрофессиональный технический персонал авиакомпании позволяют проводить подобные, часто ювелирные операции (расстояние между грузом и кабиной самолёта иногда составляет миллиметры), за считанные минуты и при этом, исключая необходимость использования дополнительного наземного оборудования - бортовое оборудование позволяет самостоятельно загружать моногрузы массой до 120 000 кг.