Авиакалендарь России

Январь (16.01-22.01)

16 января

  • 1908 год - Основан Всероссийский аэроклуб;
  • 1942 год - Начались испытания истребителя Як-7А. Обозначение Як-7А носили самолеты Як-7 завода N153; 

    Головной Як-7А, эталон для серийной постройки на 1942 год, проходивший совместные испытания (заводские и государственные) и представлял собой модифицированный в конце 1941 года серийный самолет Як-7 N 14-11 завода N153. Самолет испытывался с лыжным и колесным шасси до и после внесения в его конструкцию и аэродинамику изменений. Испытания проводила бригада в составе: ведущий летчик И.С.Рыбко (ЛИИ), ведущие инженеры А.Т.Степанец (НИИ ВВС), П.С.Лимар (ЛИИ) и К.В.Тарутин (завод N153). Было произведено 30 полетов для определения летных характеристик и отстрела вооружения и 288 полетов по кругу с посадками для проверки эксплуатационных качеств лыж. Общий налет - 27 ч 4 мин. Як-7А выпускался на заводе N153 в январе-мае 1942 г., всего было построено 277 самолетов, в том числе за январь-февраль - 13.

  • 1943 год -Указом Президиума Верховного Совета СССР установлены воинские звания для высшего командного состава авиации, артиллерии и бронетанковых войск — маршал авиации, маршал артиллерии и маршал бронетанковых войск;
  • 1948 год - Постановлением Совета Министров СССР ОСОАВИАХИМ разделен на три самостоятельные организации: ДОСАРМ (председатель — генерал-полковник В.И.Кузнецов); ДОСАВ (председатель—генерал-лейтенант авиации Н.П.Каманин); ДОСФЛОТ (председатель—вице-адмирал А.А.Николаев);
  • 1973 год - Начались Государственные совместные испытания экспортной модификации истребителя-бомбардировщика Су-20.

17 января

  • 1847 год- Родился «отец русской авиации» Николай Егорович Жуковский - основоположник современной гидро- и аэромеханики;
  • 1921 год - Принят первый советский законодательный акт о воздушном транспорте: декрет «О воздушных передвижениях в воздушном пространстве над территорией РСФСР и над ее территориальными водами»;
  • 1961 год - Начало испытаний ОКБ и ЛИИ двух самолетов Як-32 в тренировочном ("32") и пилотажно-спортивном ("60") вариантах, пилот В.П.Смирнов;
  • 1969 год - Был принят на вооружение авиации ВМФ и получил наименование Ил-38 (в НАТО обозначение: MAY), самолет ПЛО Ил-38 с поисково-прицельной системой "Беркут";
  • 1970 год -Состоялся первый полет бомбардировщика Т-6-2И - первого прототипа Су-24 с крылом изменяемой стреловидности, пилот В.С.Ильюшин;
  • 1979 год - Установлен мировой рекорд скороподъемности на Як-50 - 3000 м за 4 мин 21,4 сек. (С.Е.Савицкая);
  • 1987 год - Первый полет самолета носителя противоспутниковой ракеты МиГ-31Д, ОКБ им. А.И. Микояна.

18 января

  • 1931 год - Родился Лев Георгиевич Шенгелая, авиаконструктор "МиГ";
  • Главный конструктор МиГ-25П - М.И.Гуревич, позже - Н.З.Матюк, с 1976 г. работы над самолетом курировал заместитель главного конструктора Л.Г.Шенгелая;
  • 1960 год  - Состоялся первый беспосадочный перелёт на Ил-18 с ТВД АИ-20 Москва-Каир, лётчики И. Фролов и В. Соколов;
  • 1984 год - Завершены Государственные совместные испытания истребителя Су-27;
  • 1989 год - Первый полет Ту-155 на природном газе;
15 апреля 1988 года самолет, получивший название Ту-155, совершил свой первый полет. Правый двигатель самолета заменили модифицированным НК-88, работающим на жидководородном топливе, остальные два двигателя работали на авиационном керосине. В результате исследований специалисты КБ пришли к выводу, что водород, хоть и эффективен в качестве топлива, но при этом слишком "капризен" и стоит дороже, чем предполагалось. Ученые переключились на более удобный в эксплуатации сжиженный природный газ, и 18 января 1989 года Ту-155 поднялся в небо на природном газе. Чуть позже сделал и несколько международных демонстрационных рейсов, в том числе в Братиславу, Ниццу, Берлин и Ганновер.
  • 1989 год - Состоялся первый полет второго прототипа Т-10М-2;
29 декабря 1983 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке Су-27М (внутреннее обозначение ОКБ - Т-10М). Работы возглавил главный конструктор Н.Ф.Никитин. Общее руководство осуществлял генеральный конструктор М.П.Симонов. Эскизный проект был готов к 1985 году. В 1987 году на опытном производстве началось изготовление первого прототипа Т-10М-1 (переоборудован из серийного Су-27). 28 июня 1988 года он впервые поднялся в небо (лётчик-испытатель О.Г.Цой). 18 января 1989 года к испытаниям присоединился второй лётный прототип Т-10М-2. В том же году началась подготовка к серийному производству на авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре.

19 января

  • 1975 год - В НПП "Аэросила" впервые создан воздушный винт с композитными лопастями, винт АВ-81 для ЯК-50;
  • 1976 год - Задана разработка единого для ВВС ПВО истребителя завоевания превосходства в воздухе Су-27 и учебно-боевого самолета Су-27УБ.

20 января

  • 1877 год - Рассмотрен проект самолета А.Ф.Можайского с ходатайством об ассигнованиях для продолжения работ;
  • 1945 - Последний таран в Великой Отечественной войне. Н.Гурин и П.Арбузов направили свой горящий Ил-2 на железнодорожный эшелон противника;
  • 1950 год - Была выполнена первая рулежка по заводскому аэродрому завода № 22 прототипа ВТС Ту-75;
  • 1953 год -Первый полет стратегического межконтинентального реактивного бомбардировщика М-4 конструкции В.М.Мясищева, пилот летчик-испытатель Ф.Ф.Опадчий;
  • 1961 год - Ан-10 вышел на линию Москва - Ростов-на-Дону;
  • 1970 год - Начало заводских летных испытаний самолета Су-24 (Т6-1) по отработке прицельно-навигационной системы;
  • 1989 год - Состоялся первый полёт многоцелевого истребителя МиГ-29С, ОКБ "МиГ";
  • 1989 год - Первый полковой вылет самолётов Су-24М 143 бап в Афганистане;
  • 2007 год - Состоялся первый полёт истребителя МиГ-29КУБ;
  • 2008.самолет дальнего радиолокационного обнаружения ЭИ (А-50ЭИ) (ОКБ Бериева, Россия, Израиль), разработанный и построенный для ВВС Индии, совершил перелет из Таганрога в Израиль для проведения дальнейших работ по установке и испытаниям радиоэлектронного комплекса.


21 января

  • 1904 год - Родился Макс Аркадьевич Тайц (1904-80), российский ученый в области аэродинамики и летных исследований. (1904—1980) — советский учёный в области аэродинамики, один из создателей теории и методов лётных исследований и испытаний ЛА, профессор (1957), доктор технических наук (1955), заслуженный деятель науки и техники РСФСР (1961);
  • 1932 год - Вся сельскохозяйственная авиация СССР передана в состав Главного Управления Гражданского Воздушного Флота СССР (Аэрофлота);
  • 1939 год- Начат выпуск на Тушинском машиностроительном заводе самолетов ДИ-6, Як-1, Як-4;
  • 1940 год -Первый полёт тяжелого истребителя сопровождения Та-3 (конструктор Таиров, СССР);
  • 1943 год - Началось серийное производство двигателей АМ-38Ф для Ил-2 на заводе № 45 (ныне ММПП «Салют»);
  • 1950 год -Состоялся первый полет самолета Ту-75 (транспортный вариант Ту-4);
  • 1955 -Стратегический бомбардировщик Ту-95 с двигателями ТВ-12 (НК-12) передан на заводские испытания (ОКБ Туполева, СССР);
  • 1975 год -Комплекс перехвата Су-15-98М (с истребителем-перехватчиком Су-15ТМ) принят на вооружение постановлением № 72-26 от 21 января 1975 года.

22 января

  • 1923 год Принято решение об организации фирмы "Юнкерс" на заводе в Филях. Ныне ГКНПЦ им. М.В.Хруничева;
  • 1942 год - Образование авиации ПВО как рода войск противовоздушной обороны;
Приказом НКО СССР № 056 от 22.01.1942 г. корпуса, дивизии, полки истребительной авиации, выделенные для противовоздушной обороны территории страны, а также 56 батальонов аэродромного обслуживания переданы в полное подчинение командующему Войсками ПВО территории страны. За годы войны истребительная авиация стала одним из основных родов войск противовоздушной обороны и основным средством борьбы с самолетами противника на дальних подступах к объектам прикрытия. Она совершила около 170 тысяч самолето-вылетов и уничтожила в воздушных боях и на аэродромах 4170 вражеских самолетов. Дата 22 января приказом Главнокомандующего Войсками ПВО № 300 от 25.10.1996 г. объявлена годовым праздником авиации ПВО.
  • 1945 год -Первый полет истребителя Як-3РД с дополнительным жидкостным ракетным двигателем, В.Л. Расторгуев;
  • 1974 год - Завершены заводские летные испытания опытно-экспериментального самолета «101» - прототипа дальнего сверхзвукового ударно-разведывательного комплекса Т-4 («100» "Сотка").