1 февраля
2 февраля
3 февраля
4 февраля
5 февраля
- 1932 год - Ввод в строй авиазавода № 21 (с января 1936 года им. С. Орджоникидзе) в г. Нижний Новгород (ныне ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»). Первый самолет - истребитель И-5. С заводом долгие годы сотрудничали выдающиеся авиаконструкторы Н.Н.Поликарпов и С.А.Лавочкин. Шеф-пилотом был легендарный летчик В.П.Чкалов;
- 1936 год -СССР становится членом международной авиационной федерации (ФАИ);
- 1940 год - Состоялось совместное заседание представителей УВВС (А.И.Филин, И.Ф.Петров и др.) и ОТБ НКВД (Г.Я.Кутепов, А.Балашов и др) по рассмотрению первого эскизного проекта пикирующего бомбардировщика "ФБ" 2 М-120 (ФБ = (103) АНТ-58) Заслушивали и обсуждали доклад А.Н.Туполева, в котором Андрей Николаевич аргументировал и разъяснял основные положения проекта;
- 1943 год - Был закончен ремонт самолета И-220 (МиГ-11) , усилили центроплан и провели ряд других доработок, а 8 января 1943года установили новый двигатель АМ-38Ф. Первый опытный экземпляр И-220 был построен в сентябре 1942 г., и после наземной отработки его 20 ноября передали на заводские испытания. Ответственными за их проведение назначили ведущего инженера А.Г.Брунова и летчика-испытателя А.И.Жукова. Так как поставку АМ-38Ф задержали, на И-220 №01 первоначально установили мотор АМ-38, с которым он совершил первый вылет 26 декабря 1942 г. Однако после полета самолет пришлось отправить в цех для замены силовой установки, так как вышел из строя нагнетатель мотора, а в масле была обнаружена стружка;
- 1944 год - Первый полёт переходного опытного самолёта от Ла-5 к Ла-7, усовершенствованного истребителя Ла-5 "эталон 1944 г.". Полёт выполнял летчик-испытатель ЛИИ Г.М. Шиянов;
- 1950 год - Впервые летчик-испытатель подполковник И. Т. Иващенко на высоте 2200 м разогнал истребитель МиГ-17 до 1114 км/ч. Вскоре на высоте 10200 м удалось получить максимальную скорость 1077 км/ч, что соответствовало числу М=1,0. Первым достиг Мах= 1,01 А. Тютерев. Максимум из МиГ-17 выжал П. Казьмин Мах= 1,15. Все это делалось в ОТВЕСНОМ пикировании на макс. оборотах двигателя;
- 1950 год - Опытный самолет Ту-75 совершил перелет на аэродром ЛИИ в Жуковский. Начались заводские испытания и доводки самолета и его систем;
- 1952 год - Вышло постановление Совета Министров СССР о проектировании и изготовлении опытного самолета Ил-40;
- 1965 год - Начались Государственные совместные испытания учебно-боевого самолета Су-7У;
- 1989 год - Ан-225 «Мрия» была представлена советским и зарубежным журналистам в киевском аэропорту Борисполь. 22 марта стал одним из самых знаменательных дней в истории Ан-225 - он совершил полет на побитие мировых рекордов.
2 февраля
- 1904 год - В селе Василёво (ныне - город Чкаловск Нижегородской области) родился выдающийся советский летчик Валерий Павлович Чкалов, ГСС, комбриг. Испытал более 70 типов самолётов, автор тактики истребительной авиации, разработал и внедрил 15 фигур высшего пилотажа: восходящий штопор, медленная бочка, полет вверх колесами и др. Валерий Павлович доказал необходимость пилотирования на критически малых высотах (т.н. бреющие полеты);
- 1936 год - Закончилась разработка эскизного проекта экспериментального ракетоплана РП-318 и проект вынесли на обсуждение;
- 1940 год - Был сформирован Пермский авиаотряд - исторический предшественник ФГУП "Пермские авиалинии" (ПАЛ);
- 1962 год - Возвращением в Москву завершился первый сверхдальний перелет к советской станции «Мирный» в Антарктике самолетов Ил-18 и Ан-12ТП-2. Перелет стартовал 15 декабря 1961 года;
- 1979 год - В этот день был установлен ежегодный праздник «День Аэрофлота»
3 февраля
- 1913 год - На Московском аэродроме успешно испытаны отечественные авиационные лыжи Н.Р.Лобанова, летчик А.М.Габер-Влынский;
- 1926 год -Состоялся первый полет «летающего крыла» БИЧ-3 Б.И.Черановского. БИЧ-3 - это тот же планер БИЧ-2, но с двигателем в 18 л. с. Вместо привычного крыла, прямого или закругленного на концах, на этой машине оно было спереди очерчено по кривой - параболе. Задняя кромка крыла - прямая - была занята рулями высоты и элеронами. Вертикальное оперение служило обтекателем кабины летчика, почти утопленной в крыло толстого профиля площадью 20 кв.м. Конструкция этого очень легкого самолета была деревянной с полотняной обшивкой. Вес пустого самолета всего 140 кг, взлетный - 230 кг. Авиетка показала скорость около 100 км/час, ее посадочная скорость не превышала 40 км/час. Так был создан первый летающий самолет, построенный по схеме летающего крыла;
- 1942 год - Родился маршал авиации Е.И.Шапошников, советский военачальник;
- 1942 год -Выходит Постановление Государственного Комитета Обороны № 1238 «О первом и втором заместителях командующего ВВС Красной Армии»;
- 1943 год - Выходит Постановление Государственного Комитета Обороны № 2819 «О мероприятиях по обеспечению ремонта самолетов и авиационных моторов»;
- 1944 год -Выходит Постановление Государственного Комитета Обороны Постановление № 5089 «О ремонте самолетов, авиационных моторов и материально-техническом обеспечении ВВС КА, АДД, ВВС ВМФ и ГВФ в I квартале 1944 года»;
- 1945 год - НКАП своим приказом №38 обязал ОКБ Туполева выпустить скоростной пикирующий бомбардировщик на базе серийного Ту-2 №16/20 производства завода №23. Машина подверглась весьма существенным переделкам. Установили новый фонарь пилота и штурмана, одно большое круглое окно нижней стрелковой установки вместо трех маленьких, увеличили вертикальное оперение и вынос колес шасси (на 125 мм), поставили новое хвостовое колесо 480 х 200 мм. Винтомоторную группу сконструировали заново под моторы АМ-39ФНВ с непосредственным впрыском топлива в цилиндры, в центроплане разместили водяные радиаторы системы охлаждения, а хвостовую часть крыла переделали в связи с заменой баков №6 и 7 одним общим. Изменения коснулись и вооружения. Установку БУШ у штурмана заменили на ВУС-1, ВУБ-2М у стрелка-радиста - на ВУБ-65, модернизировали люковую установку, усовершенствовали систему подъема бомб. Вобрав в себя все эти изменения, серийный Ту-2 №16/20 превратился в середине мая в самолет "68" 2хАМ-39ФНВ;
- 1947 год - Начались буксировочные (планерные) испытания машины И-270 "Ж-1" . За проведение заводских испытаний отвечали ведущий инженер А.Ф. Турчков и летчик-испытатель В.Н. Юганов. В связи с непоставкой двигателя испытания разделили на два этапа. На первом, "безмоторном", этапе выполняли буксировку И-270 за бомбардировщиком Ту-2. Для этого самолет был облегчен за счет снятия всех излишних грузов: макетного двигателя, баков горючего, проводки питания двигателя и вооружения. Буксировочные испытания машины "Ж-1"начались 3 февраля 1947 г. В этот день Юганов выполнил первый полет длительностью 13 минут. Самолет-буксировщик Ту-2№ 1041 пилотировал летчик-испытатель И.И. Шелест.
- 1951 год - Постановлением Правительства СССР для развития науки и техники в области создания управляемых ракет, самолетов (носителей оружия) и ракет дальнего действия под кураторством Л.П.Берии образовано Третье главное управление при Совете Министров СССР во главе с В.М.Рябиковым. На ТГУ возлагаются задачи ракетной противовоздушной обороны. Через несколько лет был сдан в эксплуатацию самый первый зенитно-ракетный пояс вокруг Москвы;
- 1951 год - Завершена постройка самолета Ла-190 . Ла-190 сверхзвуковой истребитель-перехватчик, с углом стреловидности 55°, радиолокационной станцией в носу фюзеляжа, шасси велосипедного типа с подкрыльными костылями и с длинным фальшкилем под хвостовой частью фюзеляжа. Двигатель А . М. Люлька АЛ-5 с тягой около 5000 кгс. Площадь крыла, масса, как и тяга, вдвое больше, чем в Ла-176. Вооружение: две пушки Н-37
- 1966 год - Открыта первая международная грузовая авиалиния Москва - Рига - Париж на Ан-12 с АИ-20;
- 1974 год - Восстановлено регулярное авиасообщение между Москвой и Пекином;
- 1976 год - Приняты на вооружение самолет Су-17М2 (С-32М2, С-42) и комплекс Су-17МКГ;
- 1982 год - Вертолет Ми-26 "Гало" поднялся на высоту 2000 м с рекордным взлетным весом 57 тонн (из других источников 25000 кг на высоту 4100 метров), пилотирует машину Г.В. Алфёров;
- 1987 год - Из поисково-спасательного самолета Ил-76МДПС произведено экспериментальное десантирование внутри катера парашютиста-испытателя НИИ АУ А. Лисичкина, а вторым, 9 февраля 1987 года, - парашютиста-испытателя ГК НИИ ВВС майора А. М. Сухова. На этом этапе испытания проводил экипаж во главе с ведущим летчиком-испытателем полковником Н. Шкурко и старшими летчиками С. Ивановым, В. Николаевым, Г. Паршиным, ведущий инженер по летным испытаниям - Р. Хафизов. Ил-76ПС (Ил-76МДПС) - поисково-спасательный. Несёт на борту катер "Фрегат", который сбрасывается на парашюте вместе с командой спасателей. Разрабатывался с июня 1972 года. Построен 1 прототип (в настоящее время находится в Кировоградском лётном училище). Первый полёт 18 декабря 1984 года.
- 2011 год - В рамках реализации проекта «Объединенной двигателестроительной корпорации» (ОДК) по созданию в России собственного производства вертолетных двигателей на ОАО «Климов» начаты испытания первого двигателя ТВ3-117ВМА серии 02, собранного из деталей ремонтного группового комплекта (РГК) российского производства. В настоящее время ОДК реализует проект по освоению производства двигателей ТВ3-117/ВК-2500 на российских предприятиях. Работы ведутся в тесной кооперации ОАО «Климов», ОАО «УМПО», ОАО «ММП им. В.В. Чернышева» и ОАО «Красный Октябрь»;
- 2024 год - Ту-214, вновь получивший сертификат летной годности и переданный в авиакомпанию Red Wings, совершил первый коммерческий рейс по маршруту Москва-Сочи.
4 февраля
- 1927 год - Окончательно утвержден Техническим Советом НК УВВС эскизный проект истребителя И-3 Н.Н.Поликарпова;
- 1930 год - В Архангельске, на оcтрове Кегостров был открыт аэродром (до 1963 года главный гражданский аэродром города Архангельска). В этот день в 1930 году был совершен первый пассажирский авиарейс по маршруту Архангельск - Березник - Котлас - Усть-Сысольск (Сыктывкар) и обратно;
- 1934 год - Была закончена сборка самолета торпедоносца Р-5Т , о чем начальник ВВС РККА Я.И. Алкснис немедленно доложил Реввоенсовету. Постройкой машины руководил инженер Шиц. Из стрелкового оружия на самолете остался только неподвижный пулемет ПВ-1 под капотом мотора. С помощью синхронизатора он стрелял через диск ометания винта. Огонь открывал пилот, прицеливавшийся через длинную трубу прицела ОП-1 ("Альдис"). Имелся и дублирующий прицел КП-5 - кольцо и мушка. Пулемет мог использоваться торпедоносцем для подавления зенитных средств атакуемого корабля.
- 1947 год -Завершились войсковые испытания истребителя Як-9П проводимые на стационарном аэродроме Толмачево, на травяном и снежном покрове;
- 1953 год -В соответствии с Постановлением Совмина СССР № 311-146 от 4 февраля истребитель-перехватчик Як-25 (Як-120), ОКБ Яковлева поступил на государственные испытания в НИИ ВВС;
- 1959 год - Образовано ОАО "Опытно-конструкторское бюро "Сокол". Опытно-конструкторское бюро "Сокол" создавалось на базе студенческого ОКБ Казанского авиационного института имени А.Н.Туполева и инициативной группы конструкторов Казанского авиационного завода (ныне КАПО) имени С.П.Горбунова и до 1982 года именовалось "ОКБ Спортивной Авиации" (ОКБ СА);
- 1975 год - Принят на вооружение фронтовой бомбардировщик Су-24 (Т-6), одновременно задана разработка его модернизации;
- 1981 год - Сразу после окончания государственных испытаний прототипа Т-8-3 самолета СУ-25, специально для отправки в Афганистан была сформирована 200-я отдельная штурмовая авиаэскадрилья Су-25 (командир - подполковник А.Афанасьев). 18-19 июня 1981 года эта часть перебазировалась в Шинданд и вскоре начала боевую работу. Именно там за Су-25 закрепилось название "Грач", а рисунок птицы украсил нос самолета;
- 2011 год -Совершил первый полёт модернизированный истребитель МиГ-29, разработанный в интересах ВВС Индии. Лётные испытания прошли на аэродроме лётно-исследовательского института имени Громова и продолжались 1 час. Истребитель пилотировал начальник лётной службы Михаил Беляев. Полет прошел без замечаний. В сообщении разработчиков истребитель указан как МиГ-29UPG;
5 февраля
- 1912 год - На собрании членов Воздухоплавательного кружка Киевского политехнического института И. Сикорский публично высказывает идею о создании двухмоторного самолета;
- 1922 год - В Москве, на Нижней Масловке, была организована мастерская для нужд военно-воздушного флота, ставшая базой для организации завода № 33 по выпуску топливной аппаратуры для авиационных моторов. Впоследствии — Московское машиностроительное ПО "Знамя Революции" — ведущее предприятие агрегатостроения Министерства авиационной промышленности. Ныне — ОАО "Машиностроительное производственное объединение имени И.Румянцева";
- 1934 год -Была закончена постройка истребителя И-14 и на следующий день самолет увезли на аэродром, а 13 февраля передали в ОЭЛИД. На этом истребителе О.П. Сухой предложил ввести ряд новшеств в конструкцию самолета: применить монопланную схему с низкорасположенным крылом, использовать убираемое шасси (впервые в СССР на истребителях) с масляно-пневматической амортизацией и тормозными колесами. Элементами новизны также могли считаться гладкая обшивка всей поверхности и закрытый фонарь отапливаемой кабины летчика. Впервые в технологии изготовления самолета предполагалось сделать потайную клепку обшивки с подштамповкой;
- 1937 год - Первый полет штурмовика П.Д.Грушина "Тандем-МАИ" (МАИ-3), выполненного по схеме моноплан-тандем;
- 1941 год - Опытный истребитель Су-1 перегнали в ЦАГИ для продолжения заводских испытаний. Один полет на снятие данных по максимальным скоростям на высотах сделан 13 февраля. До 3 марта определен режим самой оптимальной скороподъемности. Масло мотора М-105 перегревалось, пришлось принимать меры по дополнительному охлаждению картера. Эту проблему с мотором М-105 не решили. В связи с этим машину на государственные испытания не передавали;
- 1942 год - Завершены совместные заводские и государственные испытания эталонного самолета Як-7Б М-105ПА (самолет N14-13) начавшиеся 28 января 1942 года на аэродроме новосибирского завода N153. В отчете по госиспытаниям Як-7Б отмечалось, что по сравнению с самолетом Як-1, хорошо зарекомендовавшим себя на фронте, самолет Як-7Б в конструктивном отношении является более совершенным и перспективным. Основные недостатки Як-7Б: 1. Тяжел, что затрудняет быстрый набор скорости. 2. Имеет большое сопротивление за счет водяного и масляного радиаторов. 3. Не имеет обзор назад. 4. Плохой целлулоид в фонаре, что затрудняет наблюдение и не дает возможности летать с закрытым колпаком. 5. Двигатель (особенно не форсированный) не соответствует по своей мощности массе самолета. 6. При стрельбе приходится снимать руку с сектора газа и переносить на гашетки, что ухудшает управление самолетом, а также сбивает точность прицела. 7. Длины пробега и разбега самолета велики, что требует хороших "площадок" по длине;
- 1945 год - Летчик М.И.Иванов испытывал ВМГ модифицированного высотного самолета Як-3ПД в двух непродолжительных полетах с Центрального аэродрома 5 февраля (с винтом СВ-02) и 18 февраля (с винтом Л-2). Фактически полетная масса составляла 2616 кг с 270 кг горючего. Была достигнута высота 9000 м, на которой давление бензина упало до нуля. Двигатель давал перебои. Як-ЗПД серийно не строился, но исследования в ЛИИ продолжались. Так, в марте 1947 г. был выпущен отчет об исследовании работы в высотных условиях водо - и маслорадиаторов на самолете Як-ЗПД с двигателем ВК-105ПВ;
- 1962 год - Вышло Постановление правительства, которым на вооружение был принят комплекс перехвата Т-3-8М (Су-11-8М). Один из пунктов этого документа гласил "С целью повышения боевых характеристик комплекса произвести модернизацию самолета Су-11... для обеспечения атак целей, летящих на высотах от 2 до 24 км со скоростями до 2500 км/ч, в ППС и ЗПС, а также дальнейшего повышения надежности, помехозащищенности и автоматизации комплекса". Эти строки наконец-то дали право на жизнь теме Т-58Д (Cу-15). Однако тип РЛС и вся система вооружения так и не были определены, хотя ОКБ обязали представить два опытных самолета на Государственные совместные испытания (ГСИ) в 1963 г;
- 1962 год - Постановлением СМ СССР была задана разработка высотного сверхзвукового самолета оперативной разведки Е-155Р (тем же ПСМ, в соответствии с которым велось создание перехватчика Е-155П, и Е-155Р рассматривался как его модификация). Основные конструктивные отличия разведчика от перехватчика заключались в перекомпоновке носовой части фюзеляжа, в которой вместо бортовой РЛС устанавливалось разведывательное оборудование, и установке на законцовках крыла несбрасываемых топливных баков общей емкостью 1200 л с вертикальными "ластами", служившими для повышения путевой и снижения поперечной устойчивости. Основой разведывательного оборудования МиГ-25Р (Е-155Р; изд.02; «FoxBat-B») должны были стать аэрофотоаппараты АФА-70 (АФА-70М), АФА-72, АФА А-Е/10 и НАФА-75 в нескольких вариантах комплектации, устанавливаемые на съемных люках носовой части фюзеляжа, а также станция общей радиотехнической разведки (РТР) "Ромб-4А" (или "Ромб-4Б"). В дальнейшем предусматривалось применение и другой аппаратуры. Для самолета была создана система автоматизированного управления САУ-155Р. По сравнению с перехватчиком, разведчик планировалось оснастить комплексной навигационной цифровой системой "Пеленг", в состав которой впервые включалась система инерциальной навигации с цифровой ЭВМ и коррекцией от доплеровского измерителя скорости и угла сноса (ДИСС). Для индивидуальной защиты самолета-разведчика в состав его оборудования была введена встроенная станция активных помех "Сирень-1Ф" ("Сирень-2Ф", "Сирень-3Ф" в сменной комплектации);
- 1963 год - Считается датой создания аэропорта "Архангельск" (Талаги). Зимой 1963 года в районе деревни Талаги, на месте заболоченного редколесья, военные строители закончили укладку бетонных плит взлетной полосы с искусственным покрытием, на которую 5 февраля впервые приземлился самолет ИЛ-18. Это был первый технический рейс по маршруту Ленинград-Москва-Архангельск. Руководили перелетом летчик первого класса, Герой Советского Союза В.Ф.Башкиров и начальник Северного территориального управления ГВФ СССР Н.Г. Порфиров. 25 февраля 1963 года начались ежедневные полеты в Москву и Ленинград. 5 ноября 1964 года вступил в строй аэровокзал. С 1966 года начали летать АН-24. В 1969 году в авиапарк прибыл первый ЯК-40, вертолеты МИ-6 и МИ-8. 7 марта 1974 года на трассу встал ТУ-134А;
- 1982 год -Мировые рекорды на вертолете Ми-26 с Д-136 по подъему груза. Ми-26 - самый большой в мире вертолет среди серийно выпускаемых. Полезная нагрузка вертолета составляет до 22 000 кг. Длина вращающихся несущих винтов - 40,03 м. В 1982 году Ми-26 установил 5 рекордов грузоподъемности. Например, груз в 10 000 кг он поднял на высоту 6400 м.