6 ноября
- 1924 год - Решение о создании Аэрохиммузея, ныне Центральный дом авиации и космонавтики ДОСААФ России;
- 1929 год - Первый полёт опытного экземпляра К-5 конструкции К.А. Калинина. Всего в эксплуатации находилось 260 экземпляров К-5 с разными двигателями. Эта машина до 1940-го обслуживала не только авиалинии Украины, но и линии Москва - Ленинград, Москва - Свердловск и многие другие. По существу, это был первый советский крупносерийный пассажирский самолёт;
- 1931 год - В Москве на центральном аэродроме им. Фрунзе открыт первый в Советском Союзе аэровокзал Гражданского воздушного флота. В то время один из самых больших в Европе. В здании площадью 4 тысячи кв. м. разместились билетные кассы, таможня, зал ожидания, почтовое отделение и служебная зона. Самолёты подавались под посадку непосредственно к аэровокзалу. В 1936-1937 годах аэродром реконструировали, построили бетонную ВПП, а в 38-м к аэропорту подвели линию метро с одноименной станцией «Аэропорт»;
- 1934 год - Первый полет автожира ЦАГИ А-4, выпускавшегося малой серией, летчик-испытатель С.А.Корзинщиков;
- 1940 год - Принято Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР о создании в системе наркоматов просвещения РСФСР и УССР в 20 городах спецшкол ВВС (8-10 классы) для подготовки юношей для учебы в военных авиационных училищах;
- 1982 год - Завершены Государственные совместные испытания самолета Су-17М4 (С-54);
- 2013 год - Презентована новая авиакомпания «Аврора», созданная на базе двух дальневосточных перевозчиков - ОАО Авиакомпания «Сахалинские авиатрассы» и ОАО Авиакомпания «Владивосток Авиа».
7 ноября
- 1898 год - Родился авиаконструктор и историк авиации Вадим Борисович Шавров. С 1935 главный конструктор авиационного завода. Под руководством Шаврова созданы летающие лодки-полуторапланы Ш-1 и Ш-2 с поплавками боковой остойчивости, высокоплан Ш-5 со съёмной лодкой, высокоплан Ш-7 с подкрыльными поплавками и убираемым в борта лодки шасси. Автор трудов: Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 года. М., изд-во "Машиностроение", 1969. 606 с. с илл.
- Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 г.г. М., изд-во "Машиностроение", 1978. 440 с. с илл.;
- 1919 год - Родился авиаконструктор А.К.Константинов, главный конструктор ОКБ-49, почетный авиастроитель. Возглавил ОКБ после ухода в 1968 г. Бериева на пенсию (по состоянию здоровья). Под его руководством разрабатывался экспериментальный самолет-амфибия вертикального взлета и посадки ВВА-14 по проекту Р.А. Бартини, а затем и экраноплан 14М1П, реактивный самолет-амфибия А-40. Принимал участие в создании гидросамолета Бе-6, самолета-амфибии Бе-8, реактивных летающих лодок Р-1 и Бе - 10, самолета-амфибии Бе - 12, пассажирского самолета Бе-30. Под его руководством проводились работы по созданию нескольких модификаций самолета Ту-142 (ретранслятор Ту-142МР), самолет ДРЛО и управления А-50, "постановщик помех" Ил-76ПП, самолетный командно-измерительный пункт 976 СКИП и летающая лазерная лаборатория А-60, работы по созданию киля и обтекателя двигателей космического самолета "Буран";
- 1938 год - На заводе №84 построен первый самолёт ПС-84 (Ли-2) с двигателями М-62ИР – отечественный вариант пассажирского Дугласа DC-3. После непродолжительных заводских испытаний самолёт передали в НИИ ГВФ, где с 3 сентября по 17 декабря 1939 года он успешно прошёл государственные испытания и был рекомендован в серийное производство. Первая машина делалась целиком из американского задела деталей, а все последующие - практически полностью из отечественных материалов. За 1939 г. на заводе № 84 было построено 6 экземпляров ПС-84. К июню 1941 г. Аэрофлот имел 72 самолёта ПС-84. Всего построено 5207 самолётов, в т.ч. за 1941 - 1945 годы – 2364;
- 1943 год - Начало серийного выпуска на заводе № 29 в Омске двигателй АШ-82ФН для Ту-2 и Ла-7;
- 1993 год - Участие самолётов Су-30 и Су-35 (Т-10М-3) в авиашоу в Дубаи (ОАЭ) и в показательных воздушных боях с ""Мираж-2000"" с ""+"" результатом, лётчики-испытатели Евгений Иванович Фролов, Вячеслав Юрьевич Аверьянов и Виктор Георгиевич Пугачёв;
- 2002 год - Первый запуск турбовального двигателя ВК-1500ВМ;
- 2018 год - Первый полёт Ил-76МД-90А с заводским номером 01-09 - первого серийного самолёта, построенного в соответствии ТТЗ Минобороны России.
8 ноября
- 1711 год - Родился знаменитый русский ученый, поэт, художник М.В. Ломоносов. В 1745 г. стал первым русским академиком Петербургской АН. В 1755 г. основал Московский университет, ныне носящий его имя. В 1745 г. написал научную работу "Размышления об упругой силе воздуха", а в 1754 г. построил действующую модель вертолета с соосными винтами. Это первая в мире документированная практическая разработка летательного аппарата тяжелее воздуха;
- 1910 год - Открытие Севастопольской авиашколы - первого учебного заведения России, где готовили военных летчиков;
- 1910 год - В Царицыне создана офицерская школа летчиков - одно из первых военных учебных заведений, готовивших кадры пилотов. Впоследствии - Качинское высшее военное авиационное училище летчиков имени А.Ф. Мясникова (расформировано в 1998 году). Почти за 90 лет деятельности в его стенах было воспитано 230 Героев Советского Союза.
- 1926 год - Состоялось торжественное открытие Смоленского ремонтно-авиационного завода, ныне АО «Смоленский авиационный завод». В 1924-1925 гг. управлением Промвоздуха был разработан проект постройки в Смоленске ремонтно-авиационного завода, а в конце 1925 г. началось строительство. В течение 1925-1926 гг. были выстроены цеха первой очереди: слесарно-механический, деревообделочный, обойный, малярный, моторный, сборочный, электростанция и сушилка. В том же году была отремонтирована и сдана в эксплуатацию первая партия самолётов и двигателей. Постепенно завод переходит от единичного ремонта самолётов к серийному. Вводятся в эксплуатацию новые цеха, в которых ремонтируются самолёты «Р-1», «И-2», «И-3», «Р-5», «Р-6», «ТБ-1», моторы «М-5», «М-11», «М-17» и «М-34»;
- 1947 год - В ноябре на Саратовском авиазаводе начато освоение серийного производства истребителя Ла-15;
- 1966 - В Чехословакию поставлена первая партия самолётов Су-7БКЛ и Су-7УМК;
- 1978 год - Впервые в истории участие вертолёта Ка-25ПС на атомном ледоколе "Сибирь" в проводке судов полярной ночью по Северному морскому пути.
9 ноября
- 1911 год - Глеб Евгеньевич Котельников подал заявку на первый отечественный спасательный ранцевый парашют РК-1. Парашют успешно прошёл испытания и им стали укомплектовываться экипажи самолётов «Илья Муромец». Парашют РК-1 (русский, Котельникова, модель первая) был разработан в течение 10 месяцев, а его первое показательное испытание Глеб Евгеньевич произвёл в июне 1912 года;
- 1941 год - Постановление Государственного Комитета Обороны № 872 9 « О восстановлении авиационных заводов, эвакуированных на Волгу, Урал и в Сибирь»;
- 1941 год - Постановлением ГКО № 874 сс от 9.11.1941 года войска ПВО выделены в самостоятельный вид Вооруженных Сил - Войска ПВО территории страны. Первым командующим и одновременно заместителем наркома обороны по ПВО стал генерал-лейтенант М.С.Громадин (до 1943 г.), руководивший до этого Московской зоной ПВО;
- 1969 год - Беспилотный самолёт D-21B, «перемахнув» через Китай, относительно благополучно приземлился в пустынной казахской степи, всего в нескольких сотнях километров от космодрома Байконур, где и был найден советской контрразведкой. Беспилотник стартовал с носителя B-52H для разведки ядерного полигона Лобнор в западном Китае. Считается, что высокая оценка характеристик американского изделия, данная после обследования специалистами КБ Туполева, подтолкнула комиссию Совмина СССР по военно-промышленным вопросам к принятию решения о создании подобного беспилотного разведчика и в СССР (проект БПЛА «Ворон»);
- 1973 год - Завершены Государственные совместные испытания самолета Су-17М (С-32М).
10 ноября
- 1888 год - Родился Андрей НиколаевичТуполев, генерал-полковник-инженер - патриарх советской авиации, ученик проф. Н.Е.Жуковского, знаменитый авиаконструктор, трижды Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской премии (1956), академик АН СССР. Родоначальник советского флота торпедных катеров (ТК). Под его руководством в предвоенные годы были созданы катера: АНТ-3, АНТ-4 (Ш-4 первый советский серийный ТК), АНТ-5 (Г-5), Г-6, Г-9, Г-10. Разработал несколько моделей аэросаней. В 1937-1941 гг. находился в заключении в ЦКБ-29 НКВД. Основное место в его творчестве занимала авиация. Под его руководством были созданы самолёты: АНТ-1, -2, -3 (Р-3), -4 (ТБ-1), -5 (И-4), -6 (ТБ-3), -7 (Р-6), -8 (МДР-2), -9, -10 (Р-7), -11 (МТБТ), -13 (И-8), -14, -16 (ТБ-4), -20 ("Максим Горький"), -21 (МИ-3), -22 (МК-1), -23 (И-12), -25 (РД), -27 (МДР-4), -31 (И-14), -35 (ПС-35), -36 (ДБ-1), -37 (ДБ-2), -40 (СБ), -41 (ПС-41), -42 (ТБ-7), -43, -44 (МТБ-2), -46 (ДИ-8), -58 ("103"), Ту-1, -2, -4, -6, -8, -12, -14, -16, -22, -22М, -70, -75, -80, -85, -91, -95, -96, -104, -107, -110, -114, -115, -116, -124, -126, -128, -134, -142, -144, -154 и др.; беспилотные аппараты: Ту-121, -123, -139, -141, -143;
- 1917 год - В Петрограде, в Смольном, при Военно-революционном комитете образовывается Бюро комиссаров авиации и воздухоплавания - первый революционный орган по руководству советской авиацией. Его председателем был избран А.В.Можаев, солдат-летчик, коммунист. Началось формирование первых авиационных отрядов, основу которых составляли авиаторы и самолеты дореволюционной России, находившиеся на фронтах продолжавшейся мировой войны. Из Киева и Полтавы самолеты и имущество вывозились под огнем немецких войск и петлюровских банд, 1-й авиационный парк оставил Одессу в тот момент, когда немцы входили в город. В общей сложности с фронтов было выведено более 50 истребительных, разведывательных и воздухоплавательных отрядов, в которых насчитывалось около 300 самолетов 19 различных типов. Это были в основном разведчики типа "Фарман-30", "Сопвич" и "Ньюпор-10", истребители "Ньюпор-17" и "Ньюпор-23". Скорость их полета не превышала 135-170 км/час, а потолок - 4500-5000 м. К концу 1918 года в составе Красного воздушного флота было 269 летчиков и 59 летчиков-наблюдателей. В 1918-1920 годах в стране уже действовало 12 авиационных школ и курсов, подготовивших за годы гражданской войны 1100 летчиков и 240 летчиков-наблюдателей. За годы гражданской войны летчики провели 144 воздушных боя и сбили 21 самолет противника, было совершено более 20 тысяч самолето-вылетов, сброшено свыше 95 тысяч бомб и 9 тысяч кг агитационной литературы. Высшей награды того времени - ордена Красного Знамени удостоены 219 летчиков и летчиков-наблюдателей, 19 из них - дважды, а И.У.Павлов, П.X.Межерауп, С.А.Монастырев, Ю.И.Арватов, Я.Н.Моисеев и летчик-наблюдатель Е.М.Ухин - трижды;
- 1945 год - Первый полёт советского учебно-тренировочного истребителя. Як-11. Планер Як-11 в основном повторял Як-3. Исключением стала двухместная кабина. Вооружение его состояло из синхронного пулемёта УБС калибра 12,7 мм с пневмоперезарядкой и электропневматическим спуском и боезапасом 100 патронов, а также двух 50-кг бомб на крыльевых держателях БД2-45, располагавшихся вне плоскости, ометаемой воздушным винтом, на расстоянии 2055 мм от оси самолёта. Двигатель АШ-21 мощностью 700 л. с. Самолёт использовался странами социалистического лагеря с 1947 по 1962 годы. Самолёт в своем классе установил ряд мировых рекордов по скорости;
- 1975 год - Завершены испытания опытно-экспериментального самолета Су-25 (Т8-1). Поднял первую опытную машину в воздух шеф-пилот ОКБ, заслуженный летчик-испытатель Герой Советского Союза Владимир Ильюшин 22 февраля 1975 года. Тогда она шла под наименованием Т8-1. Серийное производство Су-25 началось в 1979 году;
- 1982 год - Первый полет боевого вертолета Ми-28 (Havoс по классификации НАТО — англ. «Опустошитель») с ТВлД ТВЗ-11ВМА, пилоты Г.Р.Карапетян, В.В.Цыганов;
- 1985 год - На аэродроме Летно-исследовательского института в Жуковском осуществлен первый атмосферный полет БТС-002, самолета-аналога орбитального корабля многоразового использования «Буран», оснащенного четырьмя турбореактивными двигателями созданного под руководством Г.Е.Лозино-Лозинского. Аппарат пилотировали летчики-испытатели Игорь Волк и Римантас Станкявичус. Высота полета составила 1.5 км при скорости 480 км/ч.;
- 1993 год - Первый полет на ОАО "Роствертол" вертолета Ми-26Т с задней подвесной кабиной с электродистанционной системой управления, экипаж С.С. Сучушкина.
11 ноября
- 1910 год - Открытие в Севастополе офицерской школы авиации Отдела Воздушного Флота. Председателем совета был назначен начальник службы связи Черноморского флота В.Н. Кедрин. Эту школу моряки-летчики стали использовать для выявления практической пользы от авиации для флота;
- 1918 год - Начало работы в Петрограде 2-й школы морской авиации. Приказом по Военно-Морскому флоту от 11 ноября 1918 года №-769 на Крестовском острове в Петрограде была открыта новая школа морской авиации по обучению лётчиков, авиамехаников, получившая наименование «Школа морской авиации им. Л.Д.Троцкого».;
- 1923 год - На Центральном аэродроме Красного воздушного флота (бывш. Ходынском) состоялся праздник Красной авиации. Главным его событием стала торжественная передача девяти аэропланов авиаотряду «Ультиматум». Боевые машины были куплены на деньги, собранные трудящимися СССР, в качестве ответа на ноту Керзона. Передавая самолет «Абхазский ультиматум», представитель Абхазской ССР сказал: «Пусть этот самолет будет малярийным абхазским комаром для империалистов Запада». На празднике начальник штаба ГУ Воздушных сил С.А.Меженинов зачитал приказ РВС о присвоении Центральному аэродрому имени Л.Д.Троцкого, после чего провозгласил: «Вождю Красной армии на земле и в воздухе – ура!»;
- 1930 год - Состоялся первый полет самолета-амфибии Ш-2 В.Б.Шаврова с двигателем М-11, Б.В.Глаголева. Первый вариант самолета, называвшийся Ш-1, был разработан В.Б. Шавровым в 1928 г. и представлял собой подносный полутораплан смешанной конструкции с мотором воздушного охлаждения "Вальтер" (85 л.с.).На испытания Ш-2 стоял более мощный отечественный мотор М-11, а верхнее крыло имело большую площадь. Испытания Ш-2 завершились в 1932-м и он был принят к серийному производству. Всего было выпущено 700 самолётов.Эксплуатировался до середины 1960-х годов;
- 1940 год - Дата основания 121 АРЗ. Основан как 55-е стационарные авиаремонтные мастерские (далее - САМ) в Каунасе при 25-й авиационно-ремонтной базе. С началом Великой Отечественной Войны предприятие было перебазировано в Двинск (ныне — Даугавпилс), затем в Идрицу, Андреаполь, Крестцы, Торжок, Шую. В августе 1946 года 55-е САМ были реорганизованы в 321 авиационно-ремонтную базу, а в марте 1952 года был сформирован 121 Авиационный ремонтный завод. За свою историю завод освоил ремонт авиадвигателей: Аллисон, Мер-лин-10, Мерлин-20, АШ-21, М-105, М-1Г, ВК-1, ВК-1А, ВК-1Ф, Р-11Ф2С-300, Р-27Ф2М-300, РД-33, АЛ-31Ф, АИ-9, АИ-9В,Р-29-300. В настоящее время 121 АРЗ производит капитальный, средний ремонты и ремонт по техническому состоянию авиационных двигателей: РД-33, АЛ-31Ф, АИ-9, АИ-9В, Р-27Ф2М-300, Р-29-300, ГТДЭ-117-1, ВК-1ТМ, М-14П, М-14Х, а также ВКА-99, КСА-2, КСА-3 и всех их комплектующих агрегатов, устанавливаемых на самолёты МиГ-29, Су-27, Як-18, Як-50,Як-52 и вертолёты Ми-24, Ми-8. Что касается самолётного направления, то с начала своего основания завод осуществлял ремонт самолётов: Р-5, И-16, ЛАГТ-3, ИЛ-2, ПО-2, Як-3, ЛА-5, «Аэрокобра», Харрикейн, МиГ-15, Ил-28, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, а в настоящее время ремонтирует такие изделия как: МиГ-23, МиГ-29 и их модификации; Су-25, Су-27 и их модификации; производит модернизацию самолётов Су-25 в Су-25СМ. За успехи в выполнении государственных заказов в 1986 году завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. Ныне АО «121 Авиационный ремонтный завод» базируется в Московской области в посёлке Старый Городок, вблизи военного аэродрома Кубинка;
- 1950 год - Завершены госиспытания ПД АИ-4Г для вертолёта Ка-10;
- 1966 год - Самолет Су-7У принят на вооружение;
- 1974 год - Вследствие технических особенностей самолёта при подготовке к полёту со стоянки был катапультирован штурман бомбардировщика Су-24 — первое катапультирование из положения «0-0» в России;
- 1994 год - Указом Президента РФ № 2077 на базе Главного центра испытаний и применения космических средств создан 1-й Государственный испытательный космодром МО РФ в составе Военно-космических сил. 15 декабря 1997 года на базе 1-го ГИК и 53-го ГИП сформирован 1-й Государственный испытательный космодром Министерства обороны Российской Федерации в составе Ракетных войск стратегического назначения (так теперь поименовали космодром "Плесецк", ведущий свою историю с 1957 года). В этот же день ракетоноситель«Союз» вывел в космос космический аппарат «Прогресс М-25»;
- 2023 год - Ил-76МД-90А впервые выполнил посадку и взлет с грунта. В рамках проведения программы испытаний опытный самолет Ил-76МД-90А успешно выполнил посадку, а затем и взлет с грунтовой взлетно-посадочной полосы. Ил-76МД-90А разработан ПАО «Ил». Ил-76МД-90А является глубоко модернизированной версией самолета Ил-76МД. Новый транспортник получил более мощные двигателями ПС-90А-76, благодаря чему на самолете улучшены взлетно-посадочные и крейсерские характеристики и обновленные шасси, обладающие высоким запасом прочности. Эти и другие улучшения позволяют вести эксплуатацию транспортника на оборудованных и необорудованных аэродромах, на бетонных и грунтовых взлетно-посадочных полосах, в различных климатических условиях.
12 ноября
- 1930 год - Приказ начальника ВВС РККА о создании девятой военной школы лётчиков и лётчиков-наблюдаталей. День создания Харьковского Национального университета Воздушных Сил им. И.Н. Кожедуба;
- 1931 год - В Ленинграде при ОСОАВИАХИМе создана Ленинградская группа изучения реактивного движения (ЛенГИРД), председатель В.В.Разумов;
- 1942 год - Постановление Государственного Комитета Обороны № 2504 « О создании высотного бомбардировщика и высотного истребителя»;
- 1943 год - Постановления Государственного Комитета Обороны: № 4552 « О производстве двухмоторных истребителей Пе-3 на заводе № 22 Наркомавиапрома»; № 4553 « Об организации производства самолетов Як-3 на заводе № 31 Наркомавиапрома»; № 4554 « Об установке на самолетах Ил-2, выпускаемых заводом № 30 НКАП , пушек Волкова-Ярцева калибра 23 мм вместо пушек ОКБ-16 калибра 37 мм».;
- 1947 год - Состоялся первый полет экспериментального вертолета Ка-8 двухвинтовой соосной схемы, летчик-испытатель М.Д.Гуров. Ка-8 - легкий одноместный вертолет, первый отечественный вертолет соосной схемы. Ка-8 представлял собой простую конструкцию из стальных труб, укрепленную на двух надувных цилиндрических баллонах из прорезиненной ткани с открытым креслом летчика. Форсированный мотоциклетный двигатель М-76 вращал в противоположных направлениях два соосных трехлопастных винта. Эта "фирменная" для Камова схема позволила освободить аппарат от сложностей, связанных с компенсацией реактивного вращающего момента с помощью хвостового винта. Оригинально были сконструированы цельнодеревянные лопасти несущих винтов, управление, механизм общего и дифференциального шага. Широкой публике Ка-8 был показан на ежегодном авиационном празднике в Тушино в 1948 году. Летчик-испытатель М.Гуров поднял экспериментальный вертолетик с кузова грузового автомобиля, но в серию Ка-8 так и не пошел. Эти конструкции стали основой всей последующей деятельности в области соосного вертолетостроения Н.И. Камова;
- 1952 год - Лётчик-испытатель Алексей Дмитриевич Перелёт и его экипаж подняли прототип бомбардировщика Ту-95 в первый полёт. Экипаж в составе лётчика-испытателя А.Д.Перелёта, второго лётчика Вячеслава Павловича Морунова, бортинженера А.Ф.Чернова, штурмана С.С.Кириченко, бортрадиста Н.Ф.Майорова, бортэлектрика И.Е. Комиссарова и бортмеханика Л.И.Борзенкова. Полёт длился 50 минут на высоте 1150 м.;
- 1970 год - На высоте 16960 м на ещё опытном Ту-144 (б/н СССР-68001) была достигнута максимальная скорость 2430 км/ ч. Экипаж в составе: командир корабля Заслуженный лётчик-испытатель СССР Эдуард Ваганович Елян, второй пилот Герой Советского Союза Михаил Васильевич Козлов, ведущий инженер-испытатель Владимир Николаевич Бендеров, бортинженер Юрий Трофимович Селиверстов;
- 1982 год - Первый вылет Ка-252ТЛ, созданного на базе Ка-27ПС для телеметрических измерений в составе корабельного комплекса проекта 11914.