Авиакалендарь России

Сентябрь (18.09-24.09)

18 сентября

  • 1916 год - Впервые в мировой практике на гидросамолете выполнена фигура высшего пилотажа — «мертвая петля Нестерова». После выполнения боевого задания экипажем русского гидросамолета в составе военного летчика И. И. Нагурского и механика-пулеметчика унтер-офицера Годовикова возле острова Эзель (Балтийское море) выполнена фигура высшего пилотажа — двойная «мертвая петля»; Следующим крупным шагом в деле всестороннего освоения петли был опыт морского летчика - поручика по адмиралтейству Ивана (Яна) Иосифовича Нагурского. Примечание : Я. И. Нагурский был ревностным последователем Нестерова. Еще в начале 1914 года, когда формировалась спасательная группа для поисков пропавших без вести русских арктических экспедиций Брусилова, Русанова и Седова, он, ссылаясь на опыт полетов Нестерова в любую погоду на дальние расстояния, предложил включить в состав экспедиции авиационные средства. Предложение было принято. Экспедицию снабдили двумя гидросамолетами с летчиками Александровым и Нагурским. Самолет первого был поврежден, и от него использовали лишь гондолу с мотором- в виде аэросаней. Нагурский же в период с 7 по 31 августа 1914 года успешно выполнил пять первых в мире полетов в Арктике - на Новую Землю, на остров Панкратьева и над Баренцевым морем-до 76° северной широты. Вернувшись на родину, когда уже полыхало пламя войны, Нагурский стал работать летчиком-испытателем гидросамолетов и однажды, взлетев на летающей лодке "М-9" конструкции Д. П. Григоровича, с пассажиром и полной боевой нагрузкой, сделал две петли Нестерова подряд, доказав, что высший пилотаж применим и в боевых условиях, даже на тяжело загруженном гидросамолете;
  • 1918 год - Родился Виктор Васильевич Талалихин — военный лётчик, заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка ПВО 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО, младший лейтенант. Герой Советского Союза. Одним из первых в СССР совершил ночной воздушный таран немецкого самолёта-бомбардировщика;
  • 1930 год - Первые огневые испытания воздушно-бензинового РД «ОР-1» с тягой 145 гс Фридриха Артуровича Цандера;
  • 1935 год - Основаны Ульяновские курсы высшей лётной подготовки (сейчас Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Бориса Павловича Бугаева (УИ ГА);
  • 1962 год - Начало группового полёта Москва - Арктика на Ми-4; экипажи В. Борисова, А. Спицы и И. Малахова. Вертолёт прекрасно зарекомендовал себя при полётах в Антарктике и Арктике. Также Ми-4 в 60-х годах признан в мире лучшим для высокогорья после участия в открытом конкурсе в Индии. На Ми-4 было установлено 20 мировых рекордов;
  • 1968 год - Завершены испытания системы вооружения на Су-9;
  • 1979 год - Мировой рекорд скорости для легких самолетов категории С-1-с - 380,9 км/ч, пилот В.И. Лойчиков на «Кванте» СКБ МАИ.
19 сентября

  • 1928 год - Первый полёт советского многоцелевого самолёта Р-5 конструкции КБ Николая Николаевича Поликарпова, лётчик-испытатель Михаил Михайлович Громов. Примечание: К тому времени основу разведывательной авиации составляли самолёты Р-1 (советская версия DH-9, которые также эксплуатировались в ВВС РККА) и Р-3. Машины это были надёжные, но к концу 20-х гг. они уже начали устаревать. Новый вариант Р-1 – разведчик Р-4 не удовлетворил военных и в результате было выдано задание на современный боевой самолёт. По проекту на Р-5 планировали установить двигатель М-13, но его доводка затянулась и, в конечном итоге, для разведчика выбрали немецкий BMW-6, под который и начали проектировать фюзеляж. Эскиз самолёта прорабатывали в ОСС ЦАГИ с апреля 1927 года. Было предложено два варианта – биплан и полутороплан. Выбрали второй вариант. Выпускался с 1930 по 1936 год на Авиационном заводе № 31 в Таганроге. Серийные самолёты оснащались двигателем М-17(Ф) (советская лицензионная копия немецкого BMW VI, доработанная Александром Александровичем Микулиным). В 1933—1934 гг. три Р-5 участвовали в спасении экипажа ледокола «Челюскин». Именно они увезли основную массу людей. Самолёт имел множество вариантов. Принимал участие во всех вооружённых операциях РККА 1930-х и начала 1940-х годов. На фронтах Великой Отечественной войны эксплуатировался в качестве связного и лёгкого транспортного до 1944 года. Поставлялся в Республиканскую Испанию, Иран, Турцию и Монголию. В ВВС республиканской Испании получил наименование «Rasante» — «Бреющий (полёт)», но применялся без особого успеха, из-за низкой скорости. Рациональная конструкция с большим запасом прочности обеспечила самолёту сравнительно длительную жизнь — вплоть до конца 1940-х годов он использовался в геологии, картографии, как курьерский и санитарный самолёт;
  • 1937 год - Состоялся первый полет самолета «Стрела» А.С.Москалева, бесхвостки с дельтавидным крылом. Летчик-испытатель Н.С.Рыбко;
  • 1962 год - Приказ Председателя ГКАТ (П.В.Дементьева) №306. Генеральному конструктору А.Н.Туполеву поручается проработка проекта сверхзвукового пассажирского самолета («135П») с двигателями НК-135. На базе ударного самолета «135» разрабатывался его пассажирский вариант - самолет «135П». Подобная машина могла бы обеспечить практическую дальность полета на сверхзвуке - 6500 км (беспосадочный полет с территории СССР в США);
  • 1968 год - Первый выход на боевое дежурство противолодочного крейсера «Москва» с вертолетами Ка-25ПЛ;
  • 1969 год - Первый полёт транспортно-боевого Ми-24 с двигателями ТВ3-117. В кабине находился летчик-испытатель Герман Витальевич Алфёров;
  • 1978 год - Завершены статические испытания опытного самолета Су-27 (изделие 10-0).
20 сентября

  • 1910 год - Первый полет летчика Е.В.Руднева над Петербургом;
  • 1924 год - Начало полетов на первой в СССР гидролинии Добролета по маршруту Ялта - Севастополь - Евпатория;
  • 1934 год - Впервые в истории авиации в воздух был поднят первый в мире боевой автожир А-7. Он же стал первым серийным винтокрылым летательным аппаратом в СССР. Сконструировал А-7 Николай Ильич Камов, лётчик-испытатель Сергей Александрович Корзинщиков;
  • 1936 год - Мировой рекорд по подъёму на наибольшую груза на высоту 2000м - 12 т, лётчик-испытатель Андрей Борисович Юмашев на АНТ-6;
  • 1945 год - Начало работы аэропорта Южно-Сахалинска. Ранее это был японский аэродром «Осава», который располагался западнее нынешней Большой Елани. В 1945 году туда прилетел первый самолёт с большой земли, знаменовавший собой открытие регулярных авиасообщений Хабаровск — Южно‐Сахалинск;
  • 1948 год- Первый полет истребителя Ла-176, лётчик-испытатель Иван Евграфович Федоров;
  • 1948 год - Первый полет вертолета Ми-1 (на привязи), пилот М.К. Байкалов. Ми-1 стал одним из первых отечественных серийных одновинтовых вертолетов. Вертолет запущен в серийное производство в 1951 году. Всего было выпущено 2694 вертолета 15-ти модификаций. Скорость вертолета достигает 190 км/ч, дальность полета 370 км, потолок 6800 м. Двигатель мощностью 575 л.с.;
  • 1951 год - Завершена постройка первого Ту-95 («95-1»);
  • 1956 год - Начало серийного производства реактивных двигателей АЛ-7Ф1;
  • 1972 год - Первая публичная демонстрация предсерийной машины Ту-144 CCCP-77101 (зав. №01-1), когда самолёт совершил перелёт по маршруту Москва-Ташкент-Москва.
21 сентября

  • 1920 год - В Москве на Ходынском поле образован Опытный аэродром (с 1926 - НИИ ВВС РККА);
  • 1937 год - Установлен мировой рекорд скорости для легких гидросамолетов 2-й категории - 170,196 км/ч, пилот А.В.Кржижевский на «Гидро-1» (СПЛ) И.В. Четверикова;
  • 1938 год - Лётчики Михаил Николаевич Томилин, Александр Иванович Мохов и Иван Максимович Коротаев на самолёте ПС-7 Н-162 в районе острова Малый Диомид (Крузенштерна) обнаружили, приняли на борт и доставили на базу четырёх гидрологов с полярной станции Уэлен, пропавших семнадцатью сутками ранее, унесённых штормом на катере в Берингов пролив. За успешное выполнение спасательной операции экипаж был отмечен благодарностью начальника Управления полярной авиации и премией. Это был важный знак: лётчики ещё раз доказали, что авиация способна сделать безопаснее работу исследователей в экстремальных условиях Арктики;
  • 1941 год - Во время Великой Отечественной войны с помощью первых советских радиолокаторов (РУС-2) началось отражение налёта вражеской бомбардировочной авиации с целью уничтожить Балтийский флот в Финском заливе. Боевой расчёт радиоуловителя «Редут-3» (оператор РЛС Григорий Ильич Гельфенштейн) 72-го батальона ВНОС в районе Ораниенбаума обнаружил на удалении в 200 км первый эшелон вражеских бомбардировщиков. Данные о налёте были выданы на пункт управления ПВО Балтийского флота. 12 налётов вражеской авиации (около 500 самолётов) отражались силами истребительной авиации, огнём зенитных батарей и корабельной зенитной артиллерией. В ходе трехдневных боёв уничтожено 25 самолётов врага и сорван план уничтожения советских кораблей;
  • 1962 год - Первый полёт разведчика-целеуказателя Ту-95РЦ;
  • 1977 год - Новый женский мировой рекорд скорости поставил экипаж Ил-62М под командованием Ираиды Фёдоровны Вертипраховой. Ил-62М развил 806, 272 км/ч на маршруте протяженностью более 10 тысяч километров. Это один из пяти рекордов, которые в 1977 году удалось побить «женской сборной Аэрофлота», в том числе, и абсолютные рекорды. Примечание: Легендарный ильюшинский лётчик-испытатель и рекордсмен Владимир Константинович Коккинаки восхищался мастерством Вертипраховой, отмечая её умение поднимать и сажать самолёт в трудных условиях. Ираида Федоровна Вертипрахова освоила пять типов самолётов, совершила более 400 прыжков с парашютом. Единственная женщина, удостоившаяся звания «Заслуженный пилот СССР» ;
  • 1978 года, начались заводские летные испытания самолета Су-17УМЗ (С-52УМЗ);
  • 1978 год - Мировой рекорд скорости вертолёта - 368,4 км/ч; лётчик-испытатель Гурген Рубенович Карапетян на Ми-24;
  • 1991 год - Лётчик-испытатель А.А.Синицын впервые посадил Як-141 на палубу ТАКР «Адмирал Горшков»;
  • 2004 год – (по 22 октября) Начался дальний океанский поход корабельной авианосной группы с ТАКР «Адмирал Кузнецов», ракетными крейсерами «Пётр Великий», «Маршал Устинов» и другими кораблями. Самолёты Су-33, Су-25УТГ; вертолёты Ка-27, Ка-29.;
  • 2017 год - Начал полёты новый российский авиаперевозчик - «Азимут». Он совершил первый рейс по маршруту Ростов-на-Дону — Москва на самолете SSJ-100.
22 сентября

  • 1918 год - При штабе Реввоенсовета Республики учреждено Полевое управление авиации и воздухоплавания действующей армии. 25 марта 1920 г. преобразовано в штаб Воздушного флота;
  • 1932 год - Основан Московский дирижаблестроительный институт, ныне Российский государственный технологический университет им. Константина Эдуардовича Циолковского (МАТИ), высокоразвитый центр образования науки и культуры. МАТИ был базовым вузом России: по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса, материаловедения, технологии материалов и покрытий; по проведению конкурса грантов в области технологических проблем создания авиакосмической техники и при формировании межотраслевой программы сотрудничества Минобразования России и Росавиакосмоса. 24 марта 2015 года приказом Минобрнауки России № 266 МАТИ реорганизован путём присоединения к Московскому авиационному институту (национальный исследовательский университет) в качестве структурного подразделения;
  • 1958 год - Завершены заводские лётные испытания экспериментального истребителя П-1 ОКБ Сухого.
  • 1961 год - Состоялся первый полёт Ми-2 (В-2); лётчик-испытатель Герман Витальевич Алфёров.
  • С 1965 года было выпущено более 5 тысяч машин. Вес - 2,3 - 3,7 т. Потолок 4000 м, дальность 240 км, скорость 210 км/ч. Оснащён двумя двигателями ГТД-350 мощностью по 400 л. с.;
  • 1970 год - Первый полёт (свободное) висение палубного штурмовика Як-38 (Як-36М) . Хотя первый в СССР самолёт вертикального взлёта и посадки (ВВП) — палубный штурмовик Як-36 — и не пошёл в серийное производство, он дал неоценимый опыт. Это позволило ОКБ Яковлева продолжить работы над подобными проектами. Это был среднеплан с убираемым шасси. Силовая установка комбинированная — 1 × подъёмно-маршевый двигатель Р27В-300 с тягой 59 кН и 2 × подъёмных двигателя РД-36-35ФВР с тягой 29 кН. Максимальная скорость — 1210 км/ч, боевой радиус — 195 км. Вооружение — до 1500 кг бомб/ракет на 4 точках подвески. Несмотря на ряд недостатков — малую дальность полёта, отсутствие бортовой РЛС и т.д., Як-38 приняли на вооружение и запустили в серийное производство. Он стал вторым самолётом ВВП в мире, после Hawker Siddeley Harrier, принятым на вооружение. Построили 231 штурмовик Як-38. ;
  • 1975 год - Начались Государственные совместные испытания самолета Су-20;
  • 1981 год - Семь мировых рекордов скорости на 2000-км замкнутом маршруте с грузом от 35 до 65 т – 975,30 км/ч; заслуженный лётчик-испытатель СССР Георгий Николаевич Волохов на Ил-86;
  • 1985 год - Прошел госиспытания ТРД АЛ-31Ф;
  • 1994 год - Первый полет дирижабля "Аэростатика-01", А.Н.Кириллина, С.Лебедев;
  • 2012 год - Совершил первый полёт транспортный самолёт Ил-76МД-90А под регистрационным номером RA-78650, КВС - Герой России, Заслуженный лётчик-испытатель РФ Николай Дмитриевич Куимов. Это первый Ил-76, изготовленный ЗАО «Авиастар-СП» в Ульяновске. Самолёт, имеющий заводской номер 01-02 и получивший регистрационный номер RA-78650, был передан на лётно-испытательную станцию 5 июля этого года. После завершения наземной отработки бортовых систем самолёт приступил к лётным испытаниям. Благодаря применению нового крыла и усиленного шасси максимальная взлётная масса повышена со 190 до 210 тонн, а максимальная полезная нагрузка - с 47 до 60 тонн. Вместо применявшихся ранее двигателей Д-30КП2 на самолёте установлены новые ПС-90А-76 производства ОАО «Пермский моторный завод». При этом за счёт большей тяги двигателей длина разбега с максимальной взлётной массой сократилась с 1750 до 1600 метров, а за счёт лучшей на 12% топливной эффективности дальность полёта с грузом 52 тонны возросла с 4000 до 5000 километров. Также самолёт получил современный пилотажно-навигационный комплекс и «стеклянную» кабину экипажа.
23 сентября

  • 1928 год - В Крыму открылись Пятые Всероссийские планерные состязания. Полеты в Коктебеле проводились на Узун-сырте (ныне гора Клементьева). Старт и посадка проводились как правило поперек горы, так как преобладающие ветра южного направления - за счет ветра с моря поперек горы не только было легко взлетать (ВПП примерно 900 м), но и можно было долго летать вдоль горы в динамическом потоке;
  • 1938 год - Установлено два женских международных рекорда: скорости полета - 197,271 км/ч (23.09) и высоты полета - 4086 м (27.09.), пилот Екатерина Медникова на УТ-1 А.С. Яковлева (мужа Екатерины Медниковой);
  • 1957 год - Постановление Совета Министров СССР на разработку крылатой ракеты Ту-121 (С). В ОКБ Туполева было создано новое подразделение, задачей которого была разработка беспилотных летательных аппаратов различного назначения. Предназначался для поражения стратегических целей на дальностях до 4000 км;
  • 1957 год - Первый пуск самолета-снаряда П-10 ОКБ Г.М. Бериева с подводной лодки Б-64;
  • 1996 год - (по 29 сентября) состоялась первая в истории авиации выставка гидроавиации - "Геленджик-1996". В работе выставки "Геленджик-96" приняли участие 82 фирмы и организации из 15 стран. Ее посетили более 100 тыс чел., включая две тысячи специалистов и 120 журналистов. На площадках и в небе было продемонстрировано 36 летательных аппаратов, пять из которых были представлены впервые. За шесть дней было выполнено 199 полетов;
  • 1997 год - Грецию посетила российская военная делегация с самолетами Су-27 и Су-30, участвовавших в показательных полетах.
24 сентября

  • 1805 год - И. Кашинский стал первым русским воздухоплавателем, совершившим самостоятельный полет на воздушном шаре. Примечание: Штаб-лекарь И. Кашинский стал первым русским воздухоплавателем, совершив полет над Москвой на аэростате. О своем полете штаб-лекарь заранее сообщил жителям города, выпустив «особливую афишку», в которой сообщалось, что он «…поднявшись в 5 часов по полудни на весьма великую высоту на воздух, если только будет благоприятствовать погода, сделает опыт с парашютом, и по отделении оного от шара, поднимется еще гораздо выше для испытания атмосферы. Этот опыт русского воздухоплавателя стоил многих трудов и издержек. Кашинский надеялся, что знатные и «просвещенные патриоты», покровительствующие иностранцам, предпочтут соотечественника и придут посмотреть его опыт, чтобы затем поощрить «к дальнейшим полезным предприятиям»;
  • 1916 год - (11 сентября ст.ст.). Константин Константинович Арцеулов впервые в мире преднамеренно ввёл самолёт в штопор и совершил три витка, доказав возможность выхода из него. По предложению Арцеулова эта фигура высшего пилотажа была включена в курс обучения лётчиков-истребителей Отдельной Качинской авиашколы;
  • 1937 год - Установлен мировой рекорд дальности по прямой для легких самолетов 1-й категории - 3318,198 км, А.Н.Гусаров, В.Л.Глебов на САМ-5-2бис А.С.Москалева в перелете Москва-Красноярск;
  • 1938 год - Начался беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток (пос. Керби) женского экипажа Валентины Степановны Гризодубовой, Марины Михайловны Расковой и Полины Денисовны Осипенко на АНТ-37БИС «Родина». Перелёт длился 26 ч 29 мин, преодолен маршрут в 5908 км. Установлен мировой рекорд дальности для женщин. Лётчицам за мужество и героизм, первым из советских женщин, 2 ноября 1938 года было присвоено звание Героя Советского Союза;
  • 1954 год - Начались испытания дозаправки истребителя МиГ-15бис (пилотировал С.Н. Анохин) от самолета Ту-4 (экипаж А.А. Ефимова);
  • 1962 год - Принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров о разработке ракет-носителей тяжёлого класса для доставки пилотируемого корабля на поверхность Луны с последующим возвращением на Землю;
  • 1975 год - На Ан-2 перевезен 250-миллионный пассажир;
  • 1998 год - Первый полёт самолёта-амфибии Бе-200 с ТРДД Д-436ТП АО "Мотор-Сич" с участием ММПП "Салют" и УМПО, лётчик-испытатель Константин Валерьевич Бабич.