1 сентября
- 1910 год - Главное Инженерное управление организовало при Петербургской офицерской воздухоплавательной школе временный авиационный отдел, который начал подготовку лётных кадров;
- 1919 год - По инициативе Николая Егоровича Жуковского создан Московский авиационный техникум (с 1920 г. - Институт инженеров Красного Воздушного Флота имени Н.Е.Жуковского);
- 1937 год - Начало полетов самолета под обозначением ПС-35 на линии Москва - Рига - Стокгольм, затем на линии Москва - Прага. На заграничных линиях эксплуатировались, в частности, самолеты под обозначением USSR-M131 и USSR-M134;
- 1941 год - Начались первые подлеты планера Грибовского Г-23, а 18 сентября последовало решение об организации серийного производства на двух деревообделочных заводах в городе Шумерля (завод №471) и поселке Козловка (завод №494). 18 октября в Шумерлю прибыл первый эшелон с "хозяйством" ОКБ-28, а уже 7 ноября здесь собрали первый головной десантный планер. До конца года завод №471 изготовил 10 серийных аппаратов, которые по количеству перевозимых десантников получили обозначение Г-11;
- 1942 год - Завершились заводские испытания транспортного экземпляра Як-6. Для ускорения работы винтомоторная группа была целиком взята с УТ-2;
- 1951 год - Совет Министров СССР принял решение о серийном производстве реактивного истребителя МиГ-17. Приказом МАП N 851 от 1 сентября 1951 года предписывалось начать производство МиГ-17 на пяти заводах: в Куйбышеве, Тбилиси, Горьком, Новосибирске и Комсомольске на Амуре. Всего было изготовлено 11 тыс. самолетов МиГ-17 различных модификаций;
- 1961 год - Начались госиспытания опытного самолета У-43 (Су-9У). Испытания показали, что потолки и разгонные характеристики учебной машины с двумя ракетами К-5М практически не отличаются от боевого Су-9 с четырьмя УРами. На высоте 12800 м и форсажном режиме работы двигателя самолет достигал установленного ограничения скорости 2230 км/ч (М=2,1). Статический потолок с парой К-5М и подвесными баками (полетный вес 9700 кг) был 17500 м, а дальность с аналогичным снаряжением на высоте 11 км -1370 км (последний параметр на серийных Су-9У с баками в крыле был больше). Программу испытаний полностью выполнили к 23 декабря, сделав 83 полета. В заключительном акте отмечалось, что машина практически во всем, за исключением обзора из кабины инструктора, соответствует требованиям заказчика. С учетом устранения замечаний самолет был рекомендован в серию и для принятия на вооружение;
- 1984 год - На Су-27К лётчик-испытатель Виктор Георгиевич Пугачёв в первый раз выполнил посадку «по-корабельному». Полёты проводились в Крыму, на Научно-исследовательском и учебно-тренировочном комплексе (НИУТК), позднее получившем название «Нитка» (Наземный испытательно-тренировочный комплекс авиационный);
- 1988 год - Состоялся первый полет Су-25УТГ.
2 сентября
- 1911 год - Впервые в России в маневрах войск военных округов применена авиация. Авиационные подразделения Севастопольской офицерской школы авиации и Офицерской воздухоплавательной школы (Гатчина) приняли участие в маневрах Петербургского, Варшавского и Киевского военных округов;
- 1912 год - Второго Российского конкурса военных аэропланов. Победители: биплан С-6Б конструкции И.И.Сикорского, биплан «Дукс» («Фарман»), моноплан «Дукс» (''Ньюпор-IV'');
- 1920 год - Впервые в Советской России совершена перевозка пассажиров на "Илье Муромце". А.В. Панкратьев, из Сарапула в Екатеринбург;
- 1926 год - Летчик М.М.Громов на самолете АНТ-3 успешно завершил полет по маршруту Москва-Берлин-Париж-Рим-Вена-Прага-Варшава-Москва. Старт полета был 31 августа; АНТ-3, Р-3 - двухместный разведчик, выполненный по схеме одностоечного полутораплана. Выпускался с ПД "Либерти" (опытный), "Нэпир-Лайон" (для перелёта в 1926 на АНТ-3 "Пролетарий"), М-5 и "Лоррен-Дитрих" (в серии). Фюзеляж треугольного сечения. Вооружение - два пулемёта "Льюис" калибра 7,62 мм. Лётчик-наблюдатель (он же стрелок) мог работать стоя. АНТ-3 - первый советский цельнометаллический самолёт, выпускавшийся серийно. На самолётах АНТ-3 выполнено два больших перелёта: Москва-Берлин-Париж-Рим-Вена-Прага-Варшава-Москва и Москва-Токио. Построено около 100 экз.;
- 1935 год - Начались авиационные круговые гонки - перелет 34 легких самолетов авиации аэроклубов, победил Ю.И.Пионтковский на АИР-10 ОКБ Яковлева;
- 1937 год - М.Ю. Алексеев на СБ бис/2М-103 поднял 1000 кг груза на высоту 12246,5 метров;
- 1942 год - Закончились лётные испытания под Москвой единственного экземпляра А-40 («Летающий танк», «Крылья танка») - летательного аппарата, созданного О.К. Антоновым на базе танка Т-60. Изначально он был предложен в качестве поддержки для партизан. Проводил испытания известный лётчик и опытный планерист Сергей Анохин... Более бессмысленого проекта тогда было сложно придумать.
- Самолётом-буксировщиком ТБ-3 с четырьмя усиленными (по 970 л. с.) моторами АМ-34РН командовал П.А. Еремеев, в прошлом конструктор пилотажных планёров. Из-за большой массы и малой обтекаемости «КТ» буксировка велась на близкой к максимальной мощности двигателей ТБ-3 со скоростью 130 км/ч. Несмотря на это, скорость подъёма аэропоезда оказалась недостаточной. Самолёт едва достиг высоты 40 м... Первый полёт стал и единственным;
- 1943 год - Начались совместные Государственные и заводские испытания самолета Ту-2 №716.
- По постановлению ГКО №3754 от 17 июля 1 943 года Ту-2 должен был иметь максимальную скорость 550 км/ч, потолок 9000 м, дальность полета 2000 км, набирать высоту 5000 м за 10 минут. На испытаниях машина показала скорость 547 км/ч, потолок 9500 м. Время набора высоты 5000 м оказалось на полминуты меньше, чем требовалось, а дальность - на 100 км больше. По результатам испытаний НИИ ВВС сделало заключение, что самолет Ту-2 №716 имеет лучшие летно-технические данные, чем однотипные бомбардировщики как отечественные, так и заграничные, и что основные данные самолета по скорости, потолку и дальности соответствуют требованиям ВВС и постановлению ГКО. Самолет приняли в качестве эталона для серийной постройки на заводе №23 на 1943-1944 годы;
- 1954 год - Первый полёт многоцелевого палубного Ту-91 "Бычок" с ТВД ТВ-2М; Д.В. Зюзин, К.И. Малхасян;
- 1960 год- Первый полёт первого серийного Ту-22, выпущенного КАПО им. Горбунова;
- 1962 год- На КнААПО собран первый серийный истребитель-бомбардировщик Су-7БМ;
- 1964 год - Первый полёт сверхзвукового фронтового бомбардировщика Як-28Б с матрицами газеты "Правда"; Ю.В.Петров, Н.М.Шиповский; Шереметьево – Пулково...;
- 1985 год - Началась разработка Ил-114;
- 1991 год- Лётчик А.А. Синицын впервые посадил сверхзвуковой самолет вертикального взлета и посадки Як-141 на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». В сентябре 1992 года этот самолет был впервые продемонстрирован на Международном авиасалоне в г. Фарнборо. На Як-141 установлено 12 мировых рекордов;
- 1991 год - Начало коммерческой эксплуатации первого серийного гражданского Ан-124-100 «Руслан» (производство ОАО «Авиастар») авиакомпанией «Волга-Днепр»;
- 1995 год - Завершение кругового перелета на самолете СМ-92 «Финист» В.П.Кондратьева.
3 сентября
- 1930 год - Начались первые полеты вертолета ЦАГИ 1-ЭА. Это был первый отечественный вертолет;
- 1936 год - Первый полет корабельного самолета КОР-1 Г.М. Бериева, пилот П.А. Номан;
- 1937 года, на заводские испытания вышел поплавковый вариант, в различных документах именовавшийся то УТ-1 гидро, то УТ-1П, а иногда и ВТ-1. Первый полет состоялся в час дня. За ним наблюдали А.С. Яковлев и А.Н. Туполев. Пионтковский в тот же день выполнил на новой машине большинство фигур высшего пилотажа. Поплавковое шасси было взаимозаменяемо с колесным. Оно легко монтировалось на любом УТ-1 за два часа;
- 1938 год - Начались Государственные летные испытания УТ-3 (С-17). Отзывы о самолете опять были положительными. "Самолет не сложен в пилотировании. Устойчиво виражит в обе стороны при крене 50-55град. и скорости 170-180 км/ч по прибору.... Простота конструкции и маломощные моторы обеспечивают дешевизну самолета в серийном производстве и экономичность в эксплуатации". Перспективы казались четкими. Самолет "...может быть применен в строевых частях ВВС как переходный для выпуска летчиков на скоростных бомбардировщиках и как тренировочный при прохождении курса боевой подготовки..., позволяет вести всю учебно-боевую подготовку летчиков, штурманов, летнабов и стрелков-радистов в условиях, близких к скоростному бомбардировщику...". В итоге Госиспытания УТ-3 благополучно прошел;
- 1939 год - В в НИИ ГВФ начались Государственные испытания первого экземпляра лицензионной машины ДС-3 2М-62ИР, собранной из деталей фирмы "Дуглас". Машина получила положительную оценку и была рекомендована в серию. Тогда же она обрела и первое официальное обозначение - ПС-84 (пассажирский самолет авиазавода № 84). В США советскому "Дугласу" присвоили кодовое название "Кэб";
- 1948 год - Первый полёт реактивного истребителя-перехватчика Як-30 (первого) со стреловидным крылом; лётчик-испытатель Сергей Николаевич Анохин. Был изготовлен в двух экземплярах и испытан в конце сороковых годов. Серийно не производился;
- 1961 год - На реактивной летающей лодке Бе-10 установлено 4 мировых рекорда скорости при полёте по кругу в 1000 км с нагрузкой в 5 т; лётчик-испытатель Бурьянов Георгий Иванович. В течение следующих девяти дней было установлено ещё 8 мировых рекордов. Среди них - достижение высоты 15 000 м без нагрузки, высоты 12 500 м с нагрузкой 10 т, высоты 12 000 м с нагрузкой 15 т.;
- 1968 год - Облетали второй серийный самолёт Ту-142 (удлиненный). Второй экземпляр был с удлиненной кабиной, но без комплекта штатного оборудования;
- 2004 год- Первое реальное применение Бе-200 на тушении пожара. Успешно было сброшено 110 т воды на очаг лесного пожара в итальянской Сардинии.
- 2014 год - На объекте под Саками возобновились тренировки лётчиков морской авиации Северного флота ВМФ России. По габаритам лётное поле соответствует размерам палубы тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». По сути, НИТКА - наземный испытательный тренажёр корабельной авиации - копирует палубу корабля и предназначен для отработки взлёта и посадки реактивных самолётов на борт авианосца.
4 сентября
- 1930 год - Начало большого восточного перелета через Черное море, пустыни Средней Азии, Кавказский и Гиссарский хребты и Гиндукуш (окончание 18.09.) на высоте 5500 м с целью проверки самолетов в продолжительном полете при резко меняющихся атмосферных условиях; 10500 км за 61 ч 30 мин. полетного времени со средней скоростью 171 км/ч, пилоты Ф.А. Ингаунис, Ф.С. Широкий, Я.А. Шестель, И.Т. Спирин, А.И. Мезинов на трёх многоцелевых разведчиках-штурмовиках Р-5 Николая Николаевича Поликарпова;
- 1934 год - Завершился первый этап испытаний экспериментального самолёта «Сталь-6». За шесть полётов ведущий лётчик-испытатель Пётр Михайлович Стефановский и лётчик-испытатель Аблязовский Николай Всеволодович обнаружили, что при скоростях более 300 км/ч самолёт сильно затягивает в левый крен. Скорости более 365 км/ч получить не удалось, так как усилий лётчика едва хватало на сохранение горизонтального полёта, а запас мощности был ещё приличный. Взлёт и посадка проходили нормально;
- 1936 год- В Таганроге начались заводские лётные испытания КОР-1 (Бе-2), лётчик-испытатель П.А.Номан впервые поднял его в воздух. В дальнейшем в испытательных полётах принимали участие летнабы Тогобицкий, Козельский и Ксенофонтов. По оценке лётчика, самолёт был устойчив на всех режимах полёта, и при использовании триммера руля высоты нагрузки на ручку управления оставались незначительными. КОР-1 строился малой серией на заводе №31 в 1937-40 гг.;
- 1954 год - Директива Генштаба о формировании 201-й ТБАД, которую возглавил Герой Советского Союза генерал-майор С.К.Бирюков. Главной базой соединения стал приволжский аэродром Энгельс, специально модернизированный под новый стратегический бомбардировщик самолет - танкер M-4-II (так как на большинстве печатных машинок римских цифр не было, писали обычно М-4-2 или М-4-П);
- 1957 год - Начало перелета Москва - Нью-Йорк - Москва на Ту-104 . 18 000 км за 24 час. 36 мин. лётного времени преодолел экипаж Бориса Павловича Бугаева - будущего министра ГВФ и Главного маршала авиации;
- 1961 год - Состоялся первый полёт Ан-24Т;
- 1962 год - Абсолютный мировой рекорд высоты горизонтального полета - 21270 м, пилот В.С.Ильюшин на Т-43-1 (Су-9) ОКБ П.О.Сухого. Самолет к тому времени серьезно доработали: на нем установили более мощный двигатель АЛ-7Ф-2, максимально облегчили, сняв некоторые агрегаты оборудования и вооружения, а также убрали почти все выступавшие в поток патрубки обдува мотоотсека;
- 1972 год - Первый полет амфибии «ВВА-14», конструктор Р.Л. Бартини, пилоты Ю.М.Куприянов, Л.Ф.Кузнецов. Экспериментальный СВВП - амфибия «ВВА-14» отличается оригинальной компоновкой и по размерам и взлетной массе значительно превосходит все построенные у нас и за рубежом СВВП;
- 1979 год - Мировой рекорд скорости для легких самолетов категории С-1 - 379,7км/ч, В.И. Лойчиков на «Кванте» СКБ МАИ;
- 1997 год - Первый показательный полет вертолета Ка-226, пилот В.А.Лавров;
- 2001 год - Состоялся первый полет пассажирский самолет Су-80ГП (С-80) конструкции ОКБ П.О.Сухого, пилот И.В. Вотинцев; Су-80ГП предназначен для пассажирских и грузовых перевозок на местных и региональных воздушных линиях, а также для решения широкого круга других народно-хозяйственных задач. Многоцелевой транспортник для местных и региональных авиалиний. Планировалась сертификация по нормам лётной годности АП-25, которая не была завершена из-за фактического закрытия программы. Предназначался для замены Ан-24, Ан-26, Як-40. Произведено было всего 8 машин.;
- 2002 год - В Геленджике открылся международный Гидроавиасалон-2002. В его работе приняли участие свыше 80 российских и зарубежных фирм, разрабатывающих, выпускающих и эксплуатирующих самолеты-амфибии, а также самолеты и вертолеты морского базирования. На статических стоянках, водной акватории и в воздухе участникам и посетителям выставки были продемонстрированы около 40 летательных аппаратов различного назначения. В рамках работы салона прошла международная научно-техническая конференция по гидроавиации. Главным экспонатом салона стал новейший многоцелевой самолет-амфибия Бе-200ЧС, созданный Таганрогским научно-техническим комплексом имени Бериева и Иркутским авиационным производственным объединением.
5 сентября
- 1914 год - Успешно прошел испытания самолет Пороховщикова"Би-Кок" . С полной нагрузкой 256 кг, равной весу пустого самолета, летчику М.Л. Григорашвили удалось достичь максимальной скорости около 100 км/час. Для самолета с двигателем 50 л.с. такие данные считались весьма высокими;
- 1936 год - Первый полет самолета К-13 конструкции К.А. Калинина c мотором АМ-34Ф; К-13 — бомбардировшик-среднеплан с бипланным горизонтальным и двухкилевым вертикальным оперением, создан в 1937. Шасси, как и на К-12, убирающееся. Самолёт проходил лётные испытания, но в связи с арестом Калинина в 1938 работы были прекращены;
- 1940 год - Макет самолета ПБШ-1 предъявили ВВС;
- 1969 год - Первый полёт многоцелевого учебно-боевого истребителя «23-51» (МиГ-23УБ);
- 1988 год - Начало заводских летных испытаний Су-25УТГ на комплексе «Нитка»;
- 1994 год - Собран первый серийный экземпляр самолета Су-31М;
- 1994 год - Впервые на авиасалоне «Фарнборо-94» представлен выпущенный ОАО «Авиастар» Ту-204 в раскраске авиакомпании «Внуковские авиалинии».
6 сентября
- 1916 год - Четыре самолета «Илья Муромец», несмотря на атаки 8 немецких гидросамолетов и зенитки разбомбили ангары и гидросамолеты на озере Ангерн около Риги. Сбросили 52 пуда бомб;
- 1917 год - Первый полёт первого в мире морского торпедоносца ГАСН Д.П. Григоровича и М.М. Шишмарёва, лётчик А.Е. Грузинов;
- 1924 год - Завершен в постройке опытный И-2 (разраб-к Григорович);
- 1929 год- Первые в СССР опытные полёты по уничтожению личинок малярийного комара путём опыления порошковыми ядами. Организовал ОСОАВИАХИМ; Н.К. Турицын на учебно-тренировочном самолёте У-8 «Конёк-Горбунок» конструкции Василия Николаевича Хиони;
- 1929 год - На АИР-3 установлены мировые рекорды. В 4 часа 7 минут самолет покинул Минеральные воды, идя строго по компасному курсу на высоте 300-500 м. Ровно через 3 часа прошли над Ростовом, через 6 часов 50 минут - над Воронежем, через 9 часов 8 минут над Тулой и, в конце концов, через 10 часов 23 минуты, в 14 часов 30 минут, опустились на Центральном московском аэродроме, преодолев 1750 км со средней скоростью около 170 км/ч.;
- 1945 год - Первый полёт летающей лодки ЛЛ-143 (в серии - Бе-6) ОКБ Бериева; лётчик-испытатель Котяков Николай Петрович и бортмеханик Д.Я. Чернецкий. Испытания продолжались до 17 ноября и были прерваны только в связи с ледоставом Таганрогского залива;
- 1949 год - На истребителе МиГ-17 впервые достигнута скорость звука (М=1,03 на высоте 8400 м.) в полете со снижением, пилот И.Т. Иващенко;
- 1949 год - Первый полёт серийного самолёта Ан-2, построенного в Киеве на заводе №473,лётчик-испытатель Лысенко Георгий Иванович;
- 1956 год - На основе Постановления СМ СССР и ЦК КПСС No.1195-613 вышел приказ МАП No.481, в котором опытному заводу No.155 предписывалось восстановить первый летный экземпляр Е-50, построить второй и совместно с ВВС испытать их. Этим же Постановлением на заводе No.154 запускали в серийное производство ЖРД С-155;
- 1963 год - В сентябре самолет Ан-2 оснащен винтами разработки НПП «Аэросила»;
- 1965 год - Первый полет опытного перехватчика с лыжным шасси Т-58Л ОКБ П.О.Сухого, пилот В.С.Ильюшин. В ОКБ Сухого тема была оформлена в отдельную большую работу. Исследования, проводившиеся на Су-15, получили шифр Т-58Л. Официально она была задана решением ВПК от 1 апреля 1964 года;
- 1966 год - Состоялся первый полёт опытного Ми-10К;
- 2006 год - На самолёте Бе-200ЧС (RF-21512) в классе C-2i (гидросамолёты - взлёт и посадка на воду) был установлен мировой рекорд по скорости полёта по замкнутому маршруту протяженностью 500 км (без груза) - 650 км/ч. Рекорд этот тем более важен и интересен, что его установил экипаж, в состав которого входил не только лётчик-испытатель ТАHТК имени Георгия Михайловича Бериева Hиколай Петрович Кулешов, но и сам главком ВВС Владимир Сергеевич Михайлов, исполнявший обязанности второго пилота.
7 сентября
- 1909 год - Состоялся полет первого военного управляемого аэростата "Лебедь" в России. Дирижабль "Лебедь" был куплен у Франции (первоначальное название "Lebaudy", построен в 1908 году). Это был первый дирижабль, заказанный военным ведомством за границей.Объем оболочки 4.500 куб.м., длина 61 м, диаметр 11 м, макс. скорость 36 км/ч.;
- 1919 год - Состоялся единственный воздушный бой с участием "Анасаля" (как известно, в Гражданской войне воздушные бои вообще происходили крайне редко). Экипаж в составе пилота есаула Ильина и летнаба штабс-капитана Никулина проводил разведку вдоль Волги. Над селом Виновка их самолет атаковала пара "Ньюпоров" под управлением молодых красвоенлетов Козлова и Пяткевича. Для них это был первый бой в жизни. Никулин отстреливался из турельного пулемета, не давая красным летчикам приблизиться для прицельной стрельбы и вынуждая их вести огонь с больших дистанций. В конце концов малоопытные Козлов и Пяткевич расстреляли весь боекомплект, но "Анасаль" получил лишь незначительные повреждения. С несколькими пробоинами в крыльях и фюзеляже он благополучно вернулся на аэродром;
- 1922 год - Были утверждены Главначвоздухфлота республики Знаменским "Правила об опознавательных знаках": "Знак принадлежности состоит из пяти букв латинского алфавита. Первые две - RR, остальные назначаются при регистрации. Буквы черные, 4/5 поперечника крыльев. Кроме этого, буква R должна быть установлена на руле высоты и поворота. ... Государственные невоенные воздушные суда, полеты коих не преследуют коммерческих целей, имеют в качестве опознавательного знака эмблему "серп и молот", обращенные рукоятками книзу". К моменту описываемых событий опознавательный знак дополнился гербом СССР, в который и вписывались серп и молот;
- 1936 год - Мировой рекорд высоты с грузом 2000 м на самолете ЦКБ-26 ОКБ С.В.Ильюшина установил экипаж В.К.Коккинаки - 11005 м;
- 1936 год - Cоветская внешнеторговая организация "Амторг" заключила договор с концерном "Эйрплейн девелопмент корпорейшн", в который тогда входила фирма "Валти". Согласно договору, Главное Управление авиационной промышленности при Наркомтяжпроме (ГУАП НКТП) приобретало лицензии на постройку V-11 в вариантах штурмовика (V-11G) и лёгкого бомбардировщика (V-11GB). У последнего добавлялся третий член экипажа - штурман-бомбардир. На самолётах стояли двигатели SR-1820-G2. Имелся полный комплект бомбардировочного и стрелкового вооружения, за исключением пулемётов в нижней выдвижной установке. Не было и радиокомпасов. По прибытии в Советский Союз самолёты подвергли тщательному изучению. Выводы оказались двоякими. С одной стороны, в НИИ ВВС констатировали, что "Самолёт "Волти" (тогда писали и "Волти", и "Вулти", и "Вульти") при существующем бомбовом вооружении и оборудовании может выполнять задачи штурмовика и бомбардировщика, но по своим лётным данным (недостаточная скорость полёта и большое время виража) и плохой обороноспособности, он, как боевой самолёт, к настоящему времени устарел". Поэтому освоение производства V-11G (названного в СССР БШ-1) должно было стать лишь первой ступенью к созданию современного лёгкого бомбардировщика-штурмовика для советской авиации;
- 1941 год - В НИИ ВВС завершились испытания головного серийного истребителя Пе-3. Заводские номера самолётов продолжали уже использованные на Пе-2: так, первый серийный истребитель имел № 391902. Полёты производились на Центральном аэродроме в Москве. Они выявили примерно такие же лётные характеристики, как и у опытного самолёта. Максимальная скорость серийной машины, полученная на испытаниях, составила 535 км/ч.;
- 1941 год - Истребительная авиагруппа 151 авиакрыла ВВС Великобритании (40 «Харрикейнов», командир п-к Х. Ишервуд) прибыла на СФ СССР. Одновременно с бомбардировкой Петсамо и Киркенеса англичане приступили к операции по снятию советских и норвежских шахтеров со Шпицбергена и осуществлению операции "Стренге" ("Сила"). Демонстрацией этой силы стала переброска в Советский Союз 151-го авиакрыла для участия в совместных боевых действиях и обучения русских летчиков управлению английскими "харрикейнами" с последующей их передачей советским ВВС.
- 151-е крыло было сформировано в июле 1941 года специально для отправки в СССР и состояло из 134-й (майор А.Г. Миллер) и 81-й (майор А.Х. Рук) эскадрилий. В состав крыла входило более 30 летчиков, до сотни человек офицеров управления, техников и летных диспетчеров и около четырехсот человек обслуживающего персонала: медиков, поваров, шоферов, переводчиков. Всего около 550 человек. Крылом командовал всеми любимый новозеландец подполковник X. Ишервуд.;
- 1942 год - Самолёт ПС-84 переименован в Ли-2 в честь Б.П. Лисунова, занимавшегося внедрением ПС-84 в серию на заводе № 84. Второй вариант переименования – «Ленинградский институт»;
- 1955 год - Первый полёт С-1 - прототипа Су-7; лётчик-испытатель Кочетков Андрей Георгиевич. На этапе заводских испытаний на С-1 стоял бесфорсажный двигатель АЛ-7, но даже в таком виде на нём удалось превысить скорость звука. Была достигнута скорость 2170 км/ч, более чем в два раза превышающая скорость звука;
- 1956 год - Первый полёт фронтового бомбардировщика Ту-98 (Ту-24) – первого сверхзвукового бомбардировщика, экипаж испытатель ОКБ В.Ф. Ковалев и штурман-испытатель К.И. Малхасян, (ведущий инженер по испытаниям Грибакин);
- 1959 год - Состоялся первый полёт дальнего сверхзвукового бомбардировщика «105А» (прототип Ту-22), экипаж Ю.Т.Алашеева. Не дожидаясь окончания испытаний, авиазавод №22 в Казани в августе 1959 года приступил к серийному производству самолётов Ту-22. Уже к концу года было построено 5 серийных самолётов. Первые 20 серийных самолётов приняли участие в испытаниях и доводках, которые продолжались несколько лет. В июле 1961 года 3 самолёта приняли участие в авиационном параде в Тушино. В декабре 1968 года самолёты Ту-22К, Ту-22Р, Ту-22П и Ту-22У принимаются на вооружение;
- 1967 год - Прошёл госиспытания ТРДЦ АИ-25 для самолётов Як-40 и польского М-15;
- 1987 год - Первый полёт экспериментального экземпляра «газолёта» – вертолёта Ми-8ТГ на газовом топливе, экипаж Г.Г Агапова;
- 2002 год - На опытном экземпляре Бе-200 установлено 18 мировых рекордов скороподъемности (время набирания высоты 3000 м, 6000 м и 9000 м без груза и с коммерческой нагрузкой 1000 кг и 2000 кг) в классах С-2 (гидросамолеты) и С-3 (самолеты-амфибии).
- 2010 год- Аварийная посадка в Ижме Ту-154М б/н RA-85684.
8 сентября
- 1914 года - П.Н.Нестеров в воздушном бою впервые в мире таранным ударом сбил самолет противника. Корпусом своего "Морана" он ударил сверху австрийский самолет "Альбатрос", в результате чего оба самолета упали на землю, а пилоты погибли;
- 1932 год - Первый демонстрационный полет АИР-6 с М-11, крупносерийного легкого самолета ОКБ А.С.Яковлева, пилот Ю.И.Пионтковский;
- 1921 год - Появился договор о создании "Дерулюфта". Для обслуживания авиалинии Москва - Кенигсберг советское правительство приобрело в Голландии десять одномоторных монопланов "Фоккер F III" с английскими двигателями "Роллс-Ройс" мощностью 360 лошадиных сил. В салоне можно было разместить пятерых пассажиров, имелся также вместительный багажный отсек. Лётчик сидел отдельно, в носовой части самолёта, рядом с мотором. "Фоккеры" получили бортовые номера RR1-RR10 (буквы "RR" обозначали "Российская Республика"). В 1921 г. по поручению Совета Народных Комиссаров РСФСР глава советского торгпредства в Берлине Борис Спиридонович Стомоняков начал переговоры с крупнейшим в то время в Германии Обществом воздушных сообщений "Аэро-Унион". Россия предложила организовать совместную воздушную линию для доставки самолётами дипломатической почты и дипкурьеров из Москвы в Кенигсберг. Остаток пути до Берлина дипкурьеры должны были проезжать скоростным поездом. Такая комбинированная поездка продолжалась бы 24 часа. Все расходы по авиалинии Россия брала на себя;
- 1941 год - В.К.Коккинаки с аэродрома ЛИИ НКАП совершил на новом штурмовике Ил-2 с 82-м мотором и винтом АВ-5Л, построенном на 39-м авиазаводе, первый испытательный полет;
- 1942 год - Приказом НКАП № 683 (6 августа вышло Постановление ГКО) истребителю ЛАГГ-3 с двигателем М-82 присвоено обозначение Ла-5 и после испытаний его, под маркой Ла-5, немедленно запустили в серию;
- 1961 год - (с 5 июля) завершился первый этап совместных испытаний опытного Ту-95КД. В полётах проверялись система выпуска и уборки топливоприёмника, а также работа вновь установленной аппаратуры. Второй этап проводился с 17 октября по 30 января 1962 г. и включал практические дозаправки Ту-95КД от танкера М-4-2. Первый серийный Ту-95КД был выпущен на заводе №18 в 1962 г., а всего построили более двух десятков самолётов этого типа. Ещё несколько машин переоборудовали из ранее выпущенных Ту-95К (в том числе из опытного);
- 1967 год - Начало эксплуатации реактивного дальнемагистрального самолёта Ил-62, который стал вторым флагманом «Аэрофлота». Первый регулярный рейс выполнен по маршруту Москва — Хабаровск;
- 1967 год- Лётчик-испытатель НИИ ВВС Марина Лаврентьевна Попович пролетела на Як-25РВ по замкнутому кругу расстояние 2497 км, установив, таким образом, женский мировой рекорд дальности полёта;
- 1996 год - Начались государственные совместные испытания Су-34 (Су-27ИБ);
- 2006 год - Сверхдальний беспосадочный перелёт на Су-30, Анатолий Николаевич Квочур и Сергей Викторович Коростиев: Жуковский – о. Чкалова – Жуковский в память о полёте экипажа В.П. Чкалова (1936 год); 12417 км за 13 час. с пятью дозаправками в полёте от Ил-78.
9 сентября
- 1912 год - Построен первый в мире самолет с использованием конструкции бесшовных стальных труб конструктора М.Р. Лобанова;
- 1912 год - Первый полет А.В.Шиукова на самолете «Канар» (Утка);
- 1913 год - (27.08 ст.ст.), на Сырецком аэродроме города Киева в присутствии спортивного комиссара и комиссии русский военный летчик П.Н. Нестеров на самолете Ньюпор-4 впервые в мире выполнил пилотажную фигуру, впоследствии названную петлей Нестерова (мертвая петля). Иногда можно встретить утверждение, что первым исполнителем этого трюка был французский пилот А. Пегу, даже приводится дата - 6 сентября 1913 г. На самом же деле А. Пегу продемонстрировал 21 сентября полет в положении вниз головой;
- 1917 год - Завершен в постройке второй самолет "Энгельс-II" с двигателем "Рон" в 120 л. с. Руководить работой был приглашен А. Ю. Виллиш. Первое испытание самолета "Энгельс-II" (как его стали называть), которое проводил лейтенант Яковицкий, показало, что самолет зарывается на рулении правым крылом из-за реакции винта и не взлетает (чего не было при двигателе "Гном"). Тогда в левое крыло был помещен груз в 18 фунтов - свинцовый лист, обернутый вокруг конца переднего лонжерона;
- 1936 год - Начались эксплуатационные испытания ЦКБ-30 (сразу после окончания государственных). Большую часть их самолет уже летал с отечественными М-85;
- 1949 год - Первый полет перехватчика "200" ОКБ С.А.Лавочкина;
- 1960 год - Принят на вооружение комплекс К-20. Первый опытный Ту-95К поднялся в воздух 1 января 1956 года, а 6 июня 1957 года, с борта самолета-носителя был выполнен первый пуск КР Х-20. Несколько раньше, в марте 1958-го, в Куйбышеве начался серийный выпуск самолетов Ту-95К, продолжавшийся до 1962 года (построено 48 машин). В дальнейшем большинство этих самолетов было доработано в вариант Ту-95КД, сохранявшийся на вооружении до середины 80-х годов, после чего часть ракетоносцев переоборудовали в учебные Ту-95КУ, а остальные - утилизировали;
- 1961 год - Экипаж Г. Бурьянова на Бе-10 установил мировой рекорд высоты полета для гидросамолетов - 14962 м.;
- 1964 год - Первый полет истребителя-перехватчика Е-155П-1 (в серии МиГ-25П), П.М. Остапенко. МиГ-25 был первым в мире серийным истребителем, достигшим рубежа скорости 3000 км/ч. Он стал рекордсменом по числу установленных мировых рекордов (29), из них 3 - абсолютные. В отличие от SR-71, на МиГ-25 при скорости 2,5М и весе 30 т. допускались перегрузки до 5g. Это позволило ему установить рекорды скорости на коротких замкнутых маршрутах. В ноябре 1967 М.М.Комаров пролетел 500-км замкнутый маршрут со средней скоростью 2930 км/ч. В ФАИ рекордный вариант МиГ-25 был зарегистрирован как Е-266. МиГ-25 серийно выпускался с 1969 по 1982 год. Было построено 1190 самолетов МиГ-25 всех модификаций, в том числе более 900 перехватчиков МиГ-25П и МиГ-25ПД;
- 1967 год - Первый взлет с грунтового аэродрома Ту-142, оснащенного воздушными винтами АВ-60П;
- 1969 год - Начались Государственные совместные испытания истребителя-бомбардировщика Су-17 (С-32);
- 1983 год - На ЛИС ОКБ в Жуковском летчик-испытатель Б.А.Орлов поднял МиГ-29 №924 в первый полет. После восьми полетов, выполненных заводскими летчиками, 924-й был передан в ЛИИ для осуществления различных программ испытаний. Начинал их летчик-испытатель ЛИИ Р.А.-А.Станкявичюс. В одном из испытательных полетов эта машина достигла приборной скорости 1520 км/ч. Последний, 369-й полет на МиГ-29 №924 был выполнен 29 декабря 1993 г. (всего самолет провел в воздухе 233 ч), однако и по сей день он продолжает использоваться как наземный стенд-лаборатория для испытаний силовых установок и других систем. На нем проводятся гонки двигателей, исследуются новые конструкции сопел ТРДДФ и т.п.;
- 1986 год - Состоялась выкатка из цеха первой опытной машины "В1" гидросамолета ОКБ Бериева А-40 Альбатрос;
- 2006 год - На Бе-200ЧС (RF-21512) в двух полетах в ходе авиасалона Геленджик-2006 установлены мировые рекорды в классе С-3 (самолеты-амфибии): максимальная скорость полета по замкнутому маршруту протяженностью 500 км без груза; максимальная скорость полета по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км без груза; максимальная скорость полета по замкнутому маршруту протяженностью 1000 км с коммерческой нагрузкой 1000 кг и 2000 кг.
10 сентября
- 1908 - Первый полёт построенного в России управляемого аэростата "Учебный". Дирижабль объёмом 1200 куб. м с двигателями в 16 л. с. был построен Воздухоплавательной школой под руководством и по проекту капитана Афанасия Ивановича Шабского; «Учебный» — первый российский военный дирижабль, сконструированный, построенный и испытанный в воздухе русскими воздухоплавателями без помощи иностранных специалистов;
- 1910 год - Л.М. Мациевич установил рекорд продолжительности полета на «Фармане», пробыв в воздухе 44 мин 12,2 с;
- 1934 год - Начало рекордного по дальности и продолжительности полета экипажа - М.М.Громов, А.И.Филин и И.Т. Спирин на АНТ-25 с АМ-34 по замкнутому маршруту Москва-Рязань-Харьков-Москва - 12411 км за 75 час 2 мин;
- 1938 год Завершился второй этап заводских испытаний воздушного истребителя танков конструкции Н.Н. Поликарпова ВИТ-2. Значительное время потратили на испытания и доводку не столько самолета, сколько двигателей. Несмотря на то, что мощность их возросла, максимальная скорость дошла лишь до 513 км/ч.;
- 1944 год - В СССР по ленд-лизу поступил 5000-й американский самолёт, улетевшей в СССР по северному маршруту, им стал истребитель Р-63А-9. К концу 1944 года "Кингкобр" по трассе шло больше, чем Р-39. От Красноярска на советско-германский фронт бомбардировщики, поступавшие по ленд-лизу, отправлялись своим ходом (лётом), а истребители - на железнодорожных платформах;
- 1949 год - В НИИ ВВС начались госиспытания третьего прототипа ГМ-1 (Ми-1), которые проводили Тиняков и ведущие инженеры Л. Н. Марьин и A.M.Загордан. Ее трансмиссионный хвостовой вал сделали цельноточеным для исключения трудноконтролируемой сварки. Для системы управления подобрали незамерзающий сорт смазки, но Миль все же ограничил высоту полета 3000 м. Испытания успешно завершились через полтора месяца. Замечания военных свелись, в основном, к пожеланию упростить технику пилотирования, снизить уровень вибраций и облегчить наземную эксплуатацию. В 1950 году в НИИ ВВС была проведена дополнительная программа испытаний ГМ-1, включавшая и отработку аварийных посадок на режиме авторотации;
- 1951 год - Постановлением Совета Министров СССР определено создание при Военно-воздушных силах Советской Армии приграничной линии воздушной обороны государственной границы. Командующим войсками воздушной обороны приграничной линии и одновременно зам. главнокомандующего Военно-воздушными силами Советской Армии назначен маршал авиации К. А. Вершинин;
- 1953 год - (с 16 июля) успешно завершились контрольные испытания серийного самолёта Бе-6 № 3600403 выпуска 1953 года. Усилия промышленности по улучшению качества своей работы не прошли даром. Ведущим инженером на этих испытаниях был М. С. Суханов, летчиком - В. В. Курячий, штурманом - П. В. Филькин. В бригаду вошли инженеры-испытатели Д. И. Саблин, Н. И. Романов и другие. Хотя в акте по испытаниям было отмечено, что качество производственного изготовления самолёта улучшилось и что Бе-6 № 3600403 может быть эталоном для серии, но машина все ещё не полностью соответствовала требованиям;
- 1957 год - Лётчик-испытатель Владимир Сергеевич Ильюшин поднял в воздух первый серийный образец истребителя-перехватчика Су-9, разработанный в ОКБ П. О. Сухого. Испытания опытного самолёта Т-3 (прототипа) начались в мае 1956 г. летчиком Владимиром Николаевичем Махалиным. На этом самолёте лётчиками-испытателями В. С. Ильюшиным и Анатолием Андреевичем Козновым установлены мировые рекорды скорости (2337 км/ч) и высоты (29 км).;
- 1986 год - Первый полет головного серийного Су-27УБ (Т-10У-4) постройки Иркутского АПО. Облет был выполнен заводскими летчиками-испытателями Г.Е.Булановым и Н.Н.Ивановым;
- 1988 год - Начались Государственные совместные испытания самолета Су-25Т (Т-8М);
- 2000 год - В Геленджике завершилась Третья международная выставка по гидроавиации "Гидроавиасалон - 2000", на котором демонстрировался Бе-103 с регистрацией RA-03103.