Авиакалендарь России

Сентябрь (25.09-30.09)

25 сентября

  • 1929 год - Состоялся первый полет автожира КАСКР-1 «Красный инженер» Н.И.Камова и Н.К.Скржинского, первого советского винтокрылого летательного аппарата, пилот И.В.Михеев. Первый полет автожира состоялся на Ходынском поле и продолжался всего 15 секунд на высоте 2-3 м, он пролетел расстояние 250 м. После доработки конструкции лопастей автожир продержался в воздухе 2 минуты 15 секунд на высоте 40 м, горизонтальная скорость полета составляла 60 км/ч;
  • 1934 год - В ходе проведения 10-го планерного слета в Коктебеле совершен первый в СССР подъемы с моря на буксире за амфибией Ш-2 и буксирный полет на гидропланере (Лидер самолет-гидроплан Ш-2 и планер Г-16). Планер пилотировал лично Грибовский, а "шаврушкой" управлял летчик Л.Г.Минов.
  • Позднее планерист Н.Баруздин, пилотируя Г-16 на буксире за Ш-2, совершил над морем перелет из Коктебеля в Гурзуф. Примечание: Гидропланер Г-16 строился как развитие гидропланера Г-12, с уменьшением размеров и снижением веса для возможности взлета на буксире за самолетом-амфибией Ш-2. Внешне оба планера были очень похожи;
  • 1938 год - На самолете АНТ-37 «Родина» завершился дальний перелет по маршруту Москва - поселок Керби (ныне поселок им. Полины Осипенко, Хабаровский край) (экипаж: В.С.Гризодубова, П.Д.Осипенко, М.М.Раскова);
  • 1945 год - Мастер спорта Василий Григорьевич Романюк совершил затяжной прыжок из стратосферы. В то время опыта подобных прыжков практически не было. Барографы показали, что спортсмен покинул самолёт на высоте 13108,5 м, в свободном падении он пробыл 167 секунд и раскрыл парашют на высоте 1000 м. Были перекрыты все существовавшие достижения как по высоте, так и по длительности падения с нераскрытым парашютом. Через два года Романюк установил новое достижение, прыгнув с высоты 13400 м с немедленным раскрытием парашюта. Всего В. Г. Романюк установил 18 мировых рекордов и ряд высотных рекордов;
  • 1956 год - Сергей Павлович Королёв перед руководством ОКБ-1 выступил с докладом о разработке эскизного проекта первого в мире искусственного спутника Земли;
  • 1959 год- Принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР №1118-483 о ликвидации ОКБ-256 главного конструктора Павла Владимировича Цыбина с дальнейшим вхождение его в состав ОКБ-23 и передаче всех работ по созданию сверхзвукового стратегического самолета-разведчика РСР;
  • 1962 год - Мировой рекорд скорости на замкнутом маршруте 500 км - 2337 км/ч (в классе С-1, гр. III); лётчик-испытатель Анатолий Андреевич Кознов на Т-431 (Су-9);
  • 1982 год - Первый полёт тяжёлого штурмовика Ил-102; лётчик-испытатель Станислав Григорьевич Близнюк. Свой первый вылет Ил-102 провёл под конспиративным обозначением ОЭС-1 ("опытно-экспериментальный самолёт"), так как Министр Обороны Дмитрий Фёдорович Устинов был противником этой машины, и не дал санкции на проведение испытаний. А напротив, дал приказ: "Испытаний не проводить, прототип уничтожить. Генриху Васильевичу Новожилову запретить заниматься самодеятельностью";
  • 1997 год - Состоялся первый полет самолета с крылом обратной стреловидности С-37 (Су-47) ОКБ П.О. Сухого, И.В.Вотинцев, руководитель темы М.А.Погосян.
26 сентября

  • 1918 год - В Егорьевске возобновила работу Гатчинская авиационная школа и получила новое название: 1-я Московская школа военных лётчиков Красного Воздушного Флота;
  • 1936 год - Ю.И.Пионтковский в ходе заводских испытаний АИР-12 выполнил беспосадочный перелет по маршруту Москва - Харьков - Севастополь - Харьков дальностью 2 тыс. км за 10 час. 45 мин. Позже на нем летали В.С.Гризодубова и М.М. Раскова по маршруту Москва-Актюбинск;
  • 1938 год - Николаевская школа морских лётчиков Главсевморпути переименована в Военно-морское авиационное училище им. С.А. Леваневского;
  • 1957 год - Ту-95 принят на вооружение советских ВВС. Первыми получили самолёты 409 и 1006 тбап в Узине;
  • 2000 год - Успешное окончание первого запланированного испытания ТРД АИ-22, разработанного ОАО «Мотор Сич» для самолёта Ту-324;
  • 2001 год - Состоялся первый полёт МиГ-29М2 (версия для Малайзии); пилотировали лётчики-испытатели Павел Николаевич Власов и Марат Равильевич Алыков;
  • 2007 год - На авиазаводе в Комсомольске-на-Амуре состоялась выкатка первого Sukhoi Superjet -100;
  • 2019 год - Модернизированный топливозаправщик Ил-78-2 (Ил-78М2) совершил первый полёт. По проекту модернизации на воздушном судне установлен новый пилотажно-навигационный комплекс, средства обороны и связи. Срок службы Ил-78-2 увеличен. Работы были произведены на производственной площадке ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (ПАО «Ил») в Жуковском.
27 сентября

  • 1899 год - Родился Дмитрий Людвигович Томашевич, авиаконструктор. Под руководством авиаконструктора Калинина занимался строительством самолета К-1. Руководил разработкой крыльев самолетов И-15, И-16, И-17. В декабре 1938 года ведущий конструктор истребителя И-180, Дмитрий Томашевич был обвинен в гибели Валерия Чкалова и арестован. Находясь в заключении в ЦКБ-29 НКВД, занимался системами управления самолетов ПЕ-2, ТУ-2, 102. Руководил разработкой дальнего бронированного истребителя 110. Занимался модернизацией бомбардировщика ПЕ-2. Под руководством главного конструктора Челомея занимался внедрением в серию крылатых ракет, созданных на базе трофейного образца ФАУ-1, "Хеншель-293С", на основе которой позже создает крылатую ракету "Щука";
  • 1936 год - Первый полёт по кругу самолёта ХАИ Авиавнито-3 (“Сергей Киров”) конструкции Александра Алексеевича Лазарева; лётчик-испытатель Эдуард Иванович Шварц;
  • 1938 год - Первый полёт истребителя И-153 "Чайка" Николая Николаевича Поликарпова,лётчик-испытатель Павел Яковлевич Федрови. Примечание: И-153 представлял собой дальнейшее развитие И-15бис, но имел улучшенную аэродинамику, усиленную конструкцию и убирающееся шасси. Верхнее крыло вновь приобрело форму "чайка", такое же название получил и истребитель. В 1938-м на испытаниях показал прекрасные лётные данные. С 1939-м началось серийное производство. В том же году истребитель стали оснащать более мощным и высотным мотором и винтом изменяемого шага, что улучшило лётные данные. И-153 широко применялся в начальный период Великой Отечественной войны. Советский авиапром выпустил 3437 истребителей;
  • 1950 год - В сентябре на Саратовском авиазаводе начато серийное производство вертолетов Ми-4;
  • 1961 год - Заслуженный лётчик-испытатель СССР Владимир Константинович Коккинаки поднял в воздух первый советский противолодочный самолёт «Ил-38». «Ил-38» (по кодификации НАТО: «May») — советский противолодочный самолёт, разработанный в ОКБ Ильюшина на основе пассажирского «Ил-18В». Самолёт предназначен для самостоятельного или совместного с противолодочными кораблями поиска и уничтожения подводных лодок, для морской разведки, поисково-спасательных операций, постановки минных заграждений. Серийное производство машины осуществлялось на машиностроительном заводе № 30 «Знамя труда» (расположенном вблизи Центрального аэродрома на Ходынском поле в Москве) с 1967 года до середины 1970-х годов. Всего построено 65 машин. Более полувека «Ил-38» следил за натовскими подводными лодками и авианосными группами;
  • 1964 год - Состоялся первый полет (свободное висение) опытного СВВП Як-36, пилот В.Г. Мухин;
  • 2002 год - В рамках возобновления совместных лётных испытаний модернизированный Ан-70 совершил первый полёт;
  • 2019 год - Новейший военный беспилотный летательный аппарат С-70 (БПЛА) «Охотник» совершил первый совместный полёт с самолётом-лидером Су-57 в Ахтубинске (Астраханская область). Совместный полёт продолжался более 30 минут. «Охотник» совершил полёт в автоматизированном режиме в полной конфигурации с выходом в зону дежурства. Беспилотник разработан так, что может наносить удары по команде, данной с истребителя, с которым работает в паре.
28 сентября

  • 1902 год - Родился авиаконструктор Родился Владимир Михайлович Мясищев. Доктор технических наук, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Он был отмечен Ленинской премией, награжден 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Суворова II степени, Трудового Красного Знамени, многими медалями. После окончания МВТУ в 1926 году Мясищев начал работать в КБА Туполева. В 1938 году был необоснованно репрессирован и до 1940 года находился в заключении, продолжая при этом работать в ЦКБ-29. После Великой Отечественной войны возглавил кафедру проектирования самолетов. Был начальником ЦАГИ, затем на протяжении десяти лет - генеральным конструктором Экспериментального машиностроительного завода (ЭМЗ), которому присвоено его имя. Названия самолетов, в разработке и создании которых принял участие В. Мясищев: ТБ-1, ТБ-3, АНТ-20 "Максим Горький", Пе-2Б, Пе-2И, Пе-2М, ДИС, ДБ-108, М-4, 3М, М-50;
  • 1909 год - В Москве на беговом ипподроме, первый в России демонстрационный полёт на самолёте, Ж.Леганье (Франция) на биплане Вуазена;
  • 1910 год - Фактически первый военно-морской лётчик России, заведующий воздухоплавательным парком Черноморского флота лейтенант Станислав Фаддеевич Дорожинский совершил на аэроплане «Антуанет» первый полёт с пассажиром;
  • 1920 год - В Петроградском институте инженеров путей сообщения открыт факультет для подготовки инженеров гражданской авиации;
  • 1940 год - Установлен мировой рекорд скорости на участке 1000 км с полезной нагрузкой 1000 кг - 277,456 км/ч, И. Сухомлин, И. Козыркин на самолете-амфибии АНТ-44;
  • 1967 год - Начались войсковые испытания комплекса перехвата Су-15-98;
  • 1970 год - Началась разработка самолёта - измерительного пункта Ил-20РТ;
  • 1983 год - Начались Государственные совместные испытания самолета Су-17М4 с УР;
  • 1988 год - Состоялся первый полет дальнего магистрального широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-96-300, созданного в ОКБ С.В.Ильюшина, экипаж С.Г. Близнюка.
29 сентября

  • 1922 год - В Москве учредили Всероссийский аэроклуб, который через полгода влился в ОДВФ;
  • 1924 год - Принят план развития Красного воздушного флота на 1924 - 1926 гг. План был разработан Реввоенсоветом СССР сроком на три года, а в части развития морской авиации он был дополнен на период до 1928 г. (т.н. "План-1200"). "План-1200" предусматривал закупку за рубежом новейших образцов корабельной и миноносной авиации и обучение на этой технике летного состава;
  • 1924 год - Начало первого перелета через Гиндукуш (завершение 01.10) по маршруту Ташкент - Термез - Кабул (1390 км),с целью доставка шести самолетов Р-1, купленных Афганистаном, П.Х. Межерауп, М.М. Гаранин, Ю.И. Арватоа, В.В. Гоппе, Я.Я. Якобсон, О.И. Залевский;
  • 1937 - Начало продолжительного полета дирижабля "СССР В-6" (130 часов 27 минут), экипаж И.В. Панькова. Примечание: «СССР В-6» поднялся в воздух с целью установить мировой рекорд продолжительности полета. Экипаж состоял из шестнадцати человек, сменявших друг друга через восемь часов. На борту 5700 л бензина. В течение 20 часов дирижабль двигался заданным курсом, затем из-за плохой погоды — по направлению ветра. Пролетали над Калинином, Курском, Воронежем, потом над Новгородом, Брянском, Пензой, опять над Воронежем. 4 октября дирижабль приземлился в Долгопрудном, продержавшись в воздухе без посадки 130 часов 27 минут! Прежнее достижение — 118 часов 40 минут— установлено «Цеппелином LZ-27», по объему превосходившим «Осоавиахим» более чем втрое. Дирижаблю пришлось преодолевать сильные встречные ветры, идти под проливными дождями, сквозь туманы. «СССР В-6», построенный полностью из отечественных материалов, с честью выдержал это труднейшее испытание, а пилоты-аэронавты продемонстрировали незаурядное летное мастерство;
  • 1942 год - Начала действовать авиатрасса Аляска - Сибирь (Алсиб) от Фербенкса до Красноярска (6334 км) для перегона американских самолётов. Перегнано 8124 машин. Начальник трассы - Герой Советского Союза полярный лётчик Илья Павлович Мазурук;
  • 1951 год - Состоялся первый полёт фронтового истребителя МиГ-17Ф (СФ), лётчик-испытатель 1-го класса Александр Николаевич Чернобуров. Новую модификацию МиГ-17 оснастили двигателем ВК-1Ф, снабженным форсажной камерой. Передняя часть фюзеляжа была заимствована у МиГ-15бис, а заднюю изготовили заново, подогнав под форсажную камеру. Также была доработана топливная система. Крыло, шасси и некоторые другие агрегаты взяли у СИ-02. Самолёт получил бортовой номер 850 и заводской шифр СФ;
  • 1983 год - Первый полет транспортного самолета КВП Ан-74 ОКБ О.К. Антонова, предназначенного для применения в условиях Арктики и Антарктики, экипаж С. Горбика;
  • 1991 год - Тимур Автандилович Апакидзе первым из российских морских лётчиков совершил посадку на палубу тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» на первом российском серийном палубном истребителе Су-27К, который сегодня известен как Су-33;
  • 1991год - Первые посадки сверхзвукового СВВП Як-141 на палубу ТАКР «Адмирал С.Горшков»;
  • 1995 год - Совершён дальний перелёт Су-30 и Су-35 в ЮАР для участия в праздновании 70-летия ВВС ЮАР; лётчики-испытатели Сергей Николаевич Мельников и Вячеслав Юрьевич Аверьянов;
  • 2016 - На аэродроме Иркутского авиационного завода состоялся первый полёт учебно-тренировочного самолёта первоначальной лётной подготовки Як-152. Самолёт пилотировал лётчик-испытатель 1-го класса ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» Василий Николаевич Севастьянов.
30 сентября

  • 1912 год - Самолет И. Сикорского С-6Б получил первый приз на Конкурсе 1912 года;
  • 1916 год - Ян Иосифович Нагурский на летающей лодке М-9 Дмитрия Павловича Григоровича вынужденно выполнил две мёртвых петли. Примечание: Нагурский с механиком-пулемётчиком Николаем Николаевичем Годовиковым решил попробовать, как долго гидроплан может набирать высоту, направленный вертикально, и в какой степени и времени рули теряют силу влияния на управление. Таким образом, лётчик выполнил две мёртвые петли подряд. Во время выполнения петель Нагурский чуть не потерял механика, который не был пристёгнут. Годовикова выбросило из сиденья, но он удержался за крылья. Впоследствии Нагурский выполнял петли несколько раз, но уже летая один;
  • 1933 год - Состоялся полет экипаж воздухоплавателей в составе Г. А. Прокофьева, Э. К. Бирнбаума и К. Д. Годунова на первом советском стратостате «СССР-1» (объем 24 тыс.куб. м) в 12 ч 45 мин московского времени достигли рекордной высоты 19 км. Полет, начавшийся в 8 ч 40 мин в Кунцево, завершился в 17 ч посадкой в Коломне. Тем самым перекрыв официальный мировой рекорд Огюста Пиккера, поднявшегося в мае 1932 г. на 16 300 метров;
  • 1949 года, состоялся первый свободный полет вертолета Ми-1 конструкции ОКБ М.Л.Миля (летчик-испытатель М.К.Байкалов);
  • 1959 год - Состоялся первый полёт Ил-18Б. Примечание: Самолет Ил-18Б (1958-1959 гг.) отличается от Ил-18А увеличением максимального коммерческого груза с 12 до 14 т и максимальной взлетной массы с 58 до 61,2 т с одновременным усилением элементов шасси и крыла при сохранении компоновки салонов;
  • 1965 год - Установлены почетные звания "Заслуженный пилот СССР" и "Заслуженный штурман СССР";
  • 1968 год - Начало эксплуатации в Аэрофлоте Як-40. Первый рейс он выполнил по маршруту Москва (Быково) — Кострома;
  • 1983 год - Приняты на вооружение самолеты Су-17М4 и Су-17УМ3;
  • 1991 год - Впервые в мире сверхзвуковой самолёт вертикального взлёта и посадки выполнил полёт по полному профилю; лётчик-испытатель 1-го класса Андрей Александрович Синицын на Як-141 с ТАКР «Адмирал Горшков»;
  • 2015 год - Начало участия ВВС России в военных операциях в Сирии. Совет Федерации дал президенту Российской Федерации Владимиру Путину согласие на использование Вооружённых сил Российской Федерации на территории Сирии. При этом речь шла лишь о применении военно-воздушных сил для оказания авиационной поддержки сухопутным войскам Сирии, без проведения наземной операции.