Авиакалендарь России

Январь (23.01-31.01)

23 января

  • 1927 год — На, на совместном заседании I съезда АВИАХИМа и участников пленума ОСО было образовано Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству — ОСОАВИАХИМ (позже ДОСААФ, ныне — РОСТО); С 25 сентября 1991 г. — единое Оборонное общество страны — Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО);
  • 1941 год -Первый полет первого серийного истребителя ЛаГГ-3, собранного на авиазаводе № 21 в Горьком, пилот А.И.Никашин
  • 1942 год -Первый полет истребителя Як-7 с двигателем М-82, летчик-испытатель П. Я. Федрови;
  • 1944 год -Проходят испытания истребителя-штурмовика Як-9К с 45-мм пушкой НС-45, пилот В. Е. Голофастов;
  • 1962 года, состоялся первый полет первого серийного советского самолета ДРЛО Ту-126, пилот летчик-испытатель И. М. Сухомлин, второй пилот — Липко, штурманы — Руднев и Иксанов, бортинженер — Дралин. Руководителем испытательной бригады от ОКБ стал Н. В. Лашкевич — легендарный ведущий инженер Ту-70 и Ту-95;
  • 1976 год — Первое в мире десантирование боевой техники (БМД) с экипажем из Ил-76 на парашютной системе «Реактавр» СКБ Московского агрегатного завода «Универсал», главный конструктор А. И. Привалов, экипаж подполковник Л. П. Щербаков и майор А. В. Маргелов, парашютодром «Кислово» под Псковом (76-я воздушно-десантная дивизия);
  • 1961 -Передан на заводские испытания опытный перехватчик «128» (Ту-128 (по кодификации НАТО: Fiddler — «Уличный скрипач») — советский двухместный барражирующий перехватчик дальнего радиуса действия);
  • 1975 год -Начались Госиспытания вертолёта-тральщика Ми-14БТ (ОКБ Миля, СССР) (ведущий инженер — И. Смородский, ведущий летчик-испытатель — В. Баракин);

24 января

  • 1887 год -Родился Константин Алексеевич Калинин, авиаконструктор, один из пионеров советского самолетостроения. В 1926—1935 гг. директор и главный конструктор Харьковского авиазавода. Под его руководством спроектированы и серийно выпускались пассажирские самолеты К-1, К-2, К-3, К-4 и К-5. В 1933 г. построен самый большой в мире семимоторный самолет К-7, в 1937 г.— первый в мире «бесхвостый» бомбардировщик К-12, который явился прототипом современных сверхзвуковых самолетов;
  • 1915 год — На вооружение русской армии принят истребитель С-16 конструкции И. И. Сикорского.
  • Боевая машина обладала высокими скоростями полета и скороподъемностью, хорошей маневренностью. Двухместный истребитель предназначался для сопровождения и защиты тяжелых воздушных кораблей типа «Илья Муромец»;
  • 1918 год -В России образовано Главное управление Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота — Главвоздухофлот;
  • 1945 — Первый полёт Як-ЗТ (танковый) с двигателем ВК-105ПФ2 и винтомВИШ-105Л-28;
  • 1946 год -Построен первый экземпляр истребителя «130» прототип Ла-9 на заводе № 21, выпускавшем до этого Ла-7, пилот А. А. Попов;
  • 1961 год — Принят на вооружение истребитель-бомбардировщик Су-7Б и одновременно заданы разработки самолета с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками (Су-7БКЛ) и учебно-боевого самолета (Су-7У).

25 января

  • 1701 год — Петр I издал указ о создании в России первый школы Навигационных наук, положивший начало штурманской службе в России;
  • 1906 год — Родился конструктор Олег Константинович Антонов, который по праву считается отцом транспортной авиации;
  • 1918 год — Издан приказ Народного Комиссариата по военным и морским делам, подготовленный Всероссийской коллегией по управлению Воздушным Флотом Республики, в котором предписывалось: «Все авиационные части и школы сохранить для трудового народа»;
  • 1940 год -Первый полет истребителя И-15 Н. Н. Поликарпова с дополнительным ПВРД И. А. Меркулова;
  • 1940 год — Начались Государственные испытания головного серийного И-153 No.6540 с двигателем М-63;Именно в этот день самолет стартовал с Ходынки и перелетел в Щелково для проведения полетов. Летали на лыжном шасси вплоть до схода снега 31 марта;
  • 1951 год -Состоялся первый полет истребителя МиГ-15У (СУ) с подвижной пушечной установкой. До МиГ-15 (СУ) был модернизирован истребитель МиГ-15 No.109 035 с носовой ограниченно-подвижной установкой В-1−25-Ш-3, разработанной заводом No.25. На новой модификации истребителя внизу носовой части фюзеляжа были смонтированы две пушки Ш-3 калибра 23 мм с боезапасом 115 патронов на каждую. Подвижная установка В-1 позволяла пушкам вращаться в вертикальной плоскости вверх на 11 град. и вниз на 7 град.;
  • 1961 год — Состоялся первый полет учебно-боевого самолета Су-9У (У43−1), пилот Е. К. Кукушев;
  • 1971 год — В ГК НИИ ВВС начались контрольные испытания серийных Су-15T No.No.02−05 и 01−01;
  • 2002 — Первый испытательный полет летающей лаборатории Су-27 с модернизированным двигателем АЛ-31Ф-М1 с тягой до 13 300 кгс;

26 января

  • 1885 год — Создана команда аэронавтов, положившая начало регулярным воздухоплавательным частям Русской армии;
  • 1914 год — Состоялся первый полет многомоторного бомбардировщика «Илья Муромец» И. И. Сикорского;
  • 1921 год — В СССР учреждена комиссия по разработке программы-максимум по воздухоплаванию и авиастроительству;
  • 1934 год — Начло Государственных испытаний доработанного опытного истребителя И-14 (АНТ-31) созданного конструкторской бригадой Павла Осиповича Сухого в Конструкторском отделе Сектора опытного самолётостроения (КОСОС) под общим руководством А. Н. Туполева;
  • 1946 год — Александр Сергеевич Яковлев, находясь в должности заместителя Наркома авиапромышленности по опытному самолетостроению) наносить на титульном листе проекта «Везделёта» (будущего Ан-2, О.К.Антонова) историческую резолюцию: «т. Шишкину С. Н. Это интересный самолет, нужно его построить. Поручите затребовать у т. Антонова смету и срок выпуска машины»;
  • 1949 год — Совершил первый полет совершил экспериментальный ракетный самолет «5−2» конструкции М. Р. Бисновата, пилот Г. М. Шиянов. В ходе испытаний самолета «5» и его модификаций впервые в СССР были исследованы особенности отделения летательных аппаратов со стреловидным крылом от самолетов-носителей, а при доводках накоплен практический опыт, использованный при создании новых скоростных самолетов. На базе самолета «5» Бисноват и Исаев создают крылатую ракету «воздух-поверхность» Р-1;
  • 1965 год — Установлены почетные звания «Заслуженный военный летчик СССР» и «Заслуженный военный штурман СССР»;
  • 1965 год — Ан-24 вышел на линию Москва — Казань — Тюмень;
  • 1977 год — Принято Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 81−84 о работе по созданию космической системы поиска и спасения КОСПАР-САПСАТ. Система КОСПАС (Космическая система поиска аварийных судов) разрабатывалась для обнаружения судов и самолетов, терпящих бедствие в любой точке земного шара. Сигнала от аварийного радиобуя поступает в систему, которая с заданной точностью координат определяет место бедствия судна. Цель КОСПАС — существенно (до 10 раз), по сравнению с традиционными методами, сократить время проведения поисковых операций;
  • 1983 год — Принято решение Совета Министров СССР о создании на Киевском механическом заводе первого опытного варианта самолета Ан-74 с колесным шасси путем модификации опытного самолета Ан-72 № 003. 29 сентября опытный самолет Ан-74 (бортовой №"СССР-780 334″, серийный № 003) совершает свой первый полет с экипажем во главе с летчиками С. А. Горбиком и В. А. Шляховым.
  • 1996 год — Организована российская Академия наук авиации и воздухоплавания;
  • 1999 год — Первый полет пассажирского самолета Ил-114−100 с двигателями Pratt&Whitney. Летчик-испытатель И. И. Гудков. Ил-114−100 создан на базе самолета Ил-114. Самолет отличается от своего предшественника установкой двигателей PW-127H фирмы «PRATT&WHITNEY» (Канада).

27 января

  • 1931 год — Начало перелета Ф. Б. Фариха и В. Б. Цыганова на У-2 Красноярск-Дудинка и обратно. До 11 марта У-2 пролетел 4392 км за 35 ч летного времени — первый дальний перелет легкого самолета в Сибири;
  • 1937 год — Состоялся первый полет ближнего бомбардировщика ББ-1 — прототипа серийного самолета Су-2;
  • 1938 год — «Амторг» оформил договор на приобретение опытного образца американской лодки «Мартин». Самолет погрузили на пароход «Сауслюр», отправившийся в Ленинград. Трансокеанский пассажирский лайнер «Мартин 156» в Советском Союзе собирались превратить в самолет большого радиуса действия для военно-морской авиации, «океанский бомбардировщик», как писали в документах того времени. Предпосылками для такой трансформации можно было считать значительную дальность полета, большую грузоподъемность и хорошую мореходность машины. «Мартин 156» прибыл в Ленинград, где его собрали. Оттуда в июле 1938 г. лодка перелетела под Москву, на Химкинское водохранилище. Поскольку ни военные, ни промышленность на самолет уже не претендовали, то ГМ-156 отдали гражданской авиации. Там, как положено, сначала провели испытания. Организовал их НИИ ГВФ. Ведущим летчиком был А. В. Кржижевский. Вместе с ним летали Э. Шварц и В. Матвеев. Ведущим инженером являлся сначала Л. И. Израецкий, а с начала 1939 г. -Б.А. Андреев. Лодка, обозначенная в ГВФ ПС-30, прошла полную программу государственных испытаний. В 1938 г. на ней совершили 17 полетов, и в следующем году — еще 39. В мае 1940 г. «в целях установления эпизодической связи между Хабаровском и Петропавловском на Камчатке…» ПС-30 передали Дальневосточному управлению (ДВУ) ГВФ. Самолет привел в Хабаровск экипаж, подготовленный в НИИ ГВФ. Он состоял из командира А. Н. Овечкина, второго пилота Н. М. Деркунского, механика М. В. Туликова и радиста А. Тульвинского. Машина несла бортовое обозначение «Л-2940». Всего за 1940 г. ПС-30 налетал на Дальнем Востоке 223 часа.
  • 1941 год — Начальником НИИ ВВС А. И. Филиным подписан акт предварительных результатов государственных испытаний Пе-2;
  • 1941 год -Начало Госиспытаний истребителя МиГ-3. С 27 января по 26 февраля государственные испытания прошли два серийных самолета МиГ-3 № 2107 и № 2115, выпущенные в декабре 1940 г.;
  • 1966 год — Первый полет серийного самолета Ан-22 выпуска Ташкентского авиазавода;
  • 1970 год — Начаты разработки первого отечественного двухконтурного форсажного двигателя Д-30Ф6 для истребителя-перехватчика МиГ-31;
  • 1975 год — В НПП «Аэросила» создан флюгерно-реверсивный, тянущий, изменяемого шага, гидромеханический воздушный винт АВ-24АН с гидромеханическим регулятором Р-24АН, предназначен для установки совместно с двигателем ТВД-10Б мощностью 930 л.с. на легкий самолет Ан-28, эксплуатирующийся с крейсерской скоростью 350 км/час на высотах до 3000 метров;
  • 1977 год — Выполнен первый вылет на прототипе МиГ-25БМ (№ 2047, бортовой № 47), летчик Щелкунов. Самолет проходил государственные испытания в 1977—1980 годах. МиГ-25БМ (изд.02М, изд.66) — одноместный сверхзвуковой самолет прорыва ПВО противника с радиоэлектронным и огневым подавлением средств ПВО;
  • 1990 год -Решением ВПК № 31 ТАНТК получил задачу в кратчайшие сроки разработать и построить поисково-спасательный самолет-амфибию А-42 (изделие «ВПС»), для проведения спасательных операций в ближней и средней зонах морей и океанов, прилегающих к территории СССР. Тем же заданием предусматривалось создание патрульного варианта — А-44 (изделие «ВПР»).

28 января

  • 1881 год — Начало работы Воздухоплавательного отдела Императорского Русского технического общества (ИРТО);
  • 1913 год — Начало работы воздухоплавательных курсов для офицеров-летчиков при Московском обществе воздухоплавания (МОВ);
  • 1918 год — Вышел Декрет СНК об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), в состав которой вошла и авиация;
  • 1924 год -В Москве состоялось открытие первой выставки безмоторной авиации и выставлялись планеры — участники первых состязаний в Крыму: рекордный К. К. Арцеулова, планер В. П. Невдачина, «Коршун» И. П. Толстых, «Макака» Н. Д. Анощенко и «Маори» С. Н. Люшина;
  • 1925 год — Постановлением СТО № 121 авиационный отдел Главвоенпрома (Главкоавиа) был упразднен и вместо него был создан Государственный трест авиационной промышленности (Авиатрест), получивший широкую самостоятельность; По постановлению СТО от 28 января 1925 г. авиаотдел Главвоенпрома был упразднён, а вместо него создан Государственный трест авиационной промышленности (Авиатрест), имевший широкую самостоятельность;
  • 1928 год — В НИИ ВВС начаты испытания самолета И2-М5;
  • 1940 год — В НИИ ВВС закончились контрольные испытания стрелкового вооружения двух головных серийных самолетов И-153 «Чайка»;
  • 1941 год — Вышел приказ НКАП N 88 о строительстве модификации ЛаГГ-3;
  • 1941 год — Накануне первого вылета, утвердили подробную программу заводских испытаний «103» (прототип ТУ-2). Она состояла из двух частей: наземных испытаний и летных испытаний;
  • 1943 год — Состоялся первый вылет самолет МиГ-5 (ИТ) пилотировал летчик-испытатель В. Н. Савкин;
  • 1942 год — На аэродроме Новосибирского завода N153 проходили совместные заводские и государственные испытания истребителя Як-7Б;
  • 1950 год — На МиГ-15 установили, по договоренности Главного конструктора с Главкомом ВВС, третий по счету двигатель — ВК-1 No. В-94−104, имеющий ряд конструктивных изменений, направленных на устранение помпажа;
  • 1953 год — Завершились работы по доводке двигателей, проверке эффективности тормозных щитков увеличенной площади, а также отстрел оружия истребителя И-360;
  • 1965 год — Завершился этап государственных испытаний Ту-22У. Завершились с рекомендацией о принятии учебной модификации на вооружение;
  • 1967 год — Завершены государственные испытания двигателя Д-30 для пассажирского самолета Ту-134;
  • 1993 год — Первый полет модифицированного пожарного самолета Ил-76МД с 4 ТРДД Д-30КП, экипаж И. Р. Закирова.

29 января

  • 1908 год — В Петербурге основан Императорский Всероссийский аэроклуб;
  • 1934 год — Комиссия под председательством начальника штаба ВВС В. К. Лаврова рассмотрела представленные проект и макет ББ-2 (ЦКБ-26, ДБ-3, ИЛ-4). И то, и другое было утверждено;
  • 1938 год — Летчики К. А. Калилец и Ю. Г. Макаров выполнили первый полет на дублере многоцелевого самолета С3−2 «Иванов»;
  • 1941 год — Состоялся первый полет опытного самолета «103» (АНТ-58) с двигателями АМ-37 — прототипа серийного фронтового пикирующего бомбардировщика Ту-2;
  • 1944 год — Закончены заводские испытания (летчик П. Я. Федрови, ведущий инженер Е. Г. Адлер, механик М.М.Щипанов) второго прототипа Як-З «Дублер» с двигателем ВК-107А. Произведено пять полетов общей продолжительностью 1 ч 45 мин., были устранены многие дефекты, выявленные на экземпляре N1;
  • 1948 год- Начались Государственные испытания в НИИ ВВС самолета Ту-2 2АШ-82ФН № 04/07 выпущенного на Омском заводе № 166 после выхода в свет постановления ГКО№ 8934 от 6 июня 1945 года;
  • 1951 год — На аэродроме ГК НИИ ВВС начались заводские, а затем — с 6 марта по 13 апреля — контрольные госиспытания доработанного самолета «200», прототипа Ла-200 ОКБ Лавочкина;
  • 1973 год — Первый полет многоцелевого турбовинтового самолета КВП Ан-28, экипаж В. И. Терского. Самолет в зависимости от оборудования фюзеляжа может быть пассажирским, грузовым, административным, санитарным;
  • 1985 год — Мировые рекорды на Ка-32, экипаж Н. И. Ерёмина, Т. И. Зуева на вертолете Ка-32 установили ряд рекордов:
Максимальная высота полёта — 8250 м
Максимальная высота в горизонтальном полёте — 8215 м
Рекорды подъёма груза
Высота подъёма с коммерческим грузом 1000 кг — 7305 м
Высота подъёма с коммерческим грузом 2000 кг — 6400 м;
  • 2010 год — В 11−19 по местному времени пилот Сергей Богдан совершил первый полет в Комсомольске-на-Амуре (аэродром КнААПО Дземги) на Т-50−1 продолжительностью 47 минут.

30 января

  • 1872 год — Родился изобретатель, создатель авиационного ранцевого парашюта Глеб Евгеньевич Котельников. В 1911 г. создал парашют РК-1. В дальнейшем, совершенствуя конструкцию, создал РК-2 с полумягким ранцем, РК-3 и др. В 1912 г. разработал воздушный тормоз для самолета. Его парашюты были приняты на вооружение советских ВВС. Автор книги «История одного изобретения. Русский парашют»;
  • 1910 год — На собрании Комитета по усилению флота капитан Мациевич внес предложение о создании Комитетом Отдела Воздушного Флота (ОВФ), который занимался бы развитием воздухоплавания на флоте;
  • 1930 год — Совершил первый испытательный полет цельнометаллический одномоторный двухместный разведчик и легкий бомбардировщик Р-7 (АНТ-10) с бензобаком, повторяющим форму крыла, пилот М. М. Громов;
  • 1931 год — Первый полет летающей лодки МДР-2, АНТ-8, экипаж С. Т. Рыбальчука. МДР-2 — однолодочный морской дальний разведчик, первый цельнометаллический гидросамолет. Два двигателя у него были расположены на стойках на крыле, имели толкающие винты. В серии самолет не строился;
  • 1944 год — На летно-испытательной базе завода № 21 проводились контрольные испытания серийного Ла-5ФН с тремя пушками УБ-2 (самолет «Ла-5 — эталон 1944» (прототип Ла-7), пилот Г. М. Шиянов;
  • 1948 год — Завершились (начались 17 октября 1947-го) государственные испытания Як-19 «Дублер» на аэродроме ГК НИИ ВВС в Чкаловском. Ведущий летчик испытатель-А. Прошаков, ведущий инженер по самолету — В. Белодеденко;
  • 1952 год — Опытный самолет «88−1» (прототип Ту-16) вывезли на линейку туполевских машин на стоянке, начались доводки оборудования, гонка двигателей, параллельно проводилась установка недостающего, поступавшего с различных предприятий, оборудования, короче подготовка к летным испытаниям, которые начнутся 28 февраля;
  • 1962 год — Завершился второй этап совместных испытаний Ту-95КД (начался с 17 октября 1961 года). Включал практические дозаправки от танкера М-4−2;
  • 1970 год — Совершен первый полет на самолете Су-24 (Т6−2И), летчик-испытатель В. С. Ильюшин.

31 января

  • 1910 год — Родилась Валентина Степановна Гризодубова, Герой Советского Союза, летчик-испытатель, полковник. Дочь одного из первых русских авиаконструкторов и летчиков С. В. Гризодубова;
  • 1928 год — РВС СССР узаконил термины «противовоздушная оборона» (ПВО) и «служба наблюдения, оповещения и связи» (ВНОС); в 1928 году Реввоенсовет СССР принял решение узаконить термин «противовоздушная оборона» (сокращенно ПВО) и отказаться от термина «воздушно-химическая оборона», а также утвердил термин «служба военного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС)». Эти термины нашли применение в утвержденных 31 января Народным комиссаром по военным и морским делам и председателем РВС СССР Положении о противовоздушной обороне Союза ССР (мирного времени) и первом Временном положении о противовоздушной обороне СССР (на военное время);
  • 1935 год — Начало перелета в 10 500 км Москва-бухта Тикси В. Л. Галышева на самолете Ju-W33 (ПС-4) «СССР-42». Одним из самых крупных заказчиков W33 был Советский Союз. Первоначально, в 1928 году, самолеты в разобранном виде поставлялись на авиационный завод в Иркутске и ремонтные мастерские Добролет в Москве, где их собирали для дальнейшего использования. В СССР самолету было присвоено обозначениеПС-4. С 1933 года на заводе в Иркутске началось строительство собственного варианта W33, без немецкого участия. Так же как и первые модели W33 советские ПС-4 не имели иллюминаторов, так как использовались только для перевозки грузов, и в основном в Сибири. Последний самолет был выпущен в 1935 году. ПС-4 использовались вплоть до начала Великой Отечественной в 1941 году;
  • 1935 год — Утверждены начальником Управления Воздушных Сил РККА Я И Алкснисом ранее разработанные НИИ ВВС «ТТТ к бомбардировочному самолету дальнего действия ТБ-7 — 4 М-34ФРН, согласно которых выдвигались основные требования, определявшие его лицо как скоростного высотного бомбардировщика класса «летающая крепость». В начале января 1935 года была разработана схема углов обстрела стрелково-пушечного вооружения в соответствии с концепцией «летающая крепость»;
  • 1940 год — ВВС приказом N 14 выпустили «Инструкцию по маскировке оперативных аэродромов действующих армий на зимний период». В этой инструкции впервые было официально сказано о применении камуфляжной окраски самолетов (правда, только для зимнего периода) при их базировании на местности с кустарником или деревьями;
  • 1946 год — Макетной комиссии НИИ ВВС был предъявлен макет Су-9 (первый);
  • 1947 год — Первый полет УТИ МиГ-9. Первый экземпляр учебно-тренировочного самолёта «ТФ-1» был завершен в производстве в декабре 1946 года. 31 января 1947 года, лётчик-испытатель В. Н. Юганов впервые поднял «ТФ-1» в воздух. Заводские испытания продолжились до 28 марта, а с 11 апреля по 2 июня самолёт проходил государственные испытания в ГК НИИ ВВС. Госиспытания самолёт не прошёл, главной причиной стал плохой обзор из инструкторской кабины, что делало «ТФ-1» непригодным для использования в качестве УТС;
  • 1962 год — Открылась линия Москва — Джакарта — самая протяжённая трасса Аэрофлота на тот момент, протяженностью 10,5 тыс.км. Регулярные полеты по ней выполнялись на самолетах Ил-18.