11 декабря
- 1910 год - Родился Евгений Яковлевич Савицкий, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза, лауреат Ленинской премии, отец космонавта Светланы Савицкой. Во время войны командовал 3 иак. Сбил лично 22 самолёта противника и 2 в группе. После войны командовал авиацией ПВО страны. С 1980 - в Группе генеральных инспекторов МО СССР. Автор книг "В небе над Малой землёй", "Небо - для смелых", "Я - "Дракон". Атакую!", "Полвека с небом";
- 1932 год - Постановление Реввоенсовета СССР о развертывании авиамотодесантных отрядов;
- 1939 год - Образовано Пермское моторостроительное КБ (ныне ОДК-Авиадвигатель»). Двигатели конструкции ОДК-Авиадвигатель выпускаются серийно двумя заводами - ОАО "Пермский моторный завод" и ОАО НПО "Сатурн" и составляют более половины всего парка двигателей российской гражданской авиации; в 1939 году в Перми было организовано конструкторское бюро ОКБ-19 (с 1992 г. Пермское ОАО «Авиадвигатель»). Производит серийный малошумный двигатель ПС-90А – основной двигатель магистральной авиации России, установленный на самолеты типа Ту-204, Ил-96, Ил-76;
- 1939 год - Начал летать первый самолет СБ с 2 М-105 с винтами ВИШ-22Е;
- 1954 год - На государственные испытания в ГК НИИ ВВС представлен самолёт МиГ-17Ф (СФ-3) с двумя 30 мм пушками НР-30 и прицелом АСП-5НМ, сопряженным с радиодальномером "Радаль-М";
- 1962 год - Завершено серийное производство истребителя-перехватчика Су-9;
- 1970 год - Состоялся первый полёт на максимальную продолжительность самолёта Ту-142;
- 1984 год - Подписано заключение четырех институтов. НИИ автоматических систем Минавиапрома (ныне ГосНИИАС), ЦАГИ, 30-го ЦНИИ МО и ГНИКИ ВВС (ныне - ГЛИЦ МО РФ), в котором содержалось предложение рекомендовать Ка-50 к дальнейшей разработке
- 2001 год - Состоялся первый полет Ан-38-120 с отечественными ТВД-20-03 Омского МКБ, В.В.Гончаров, В.С.Поташов.
12 декабря
- 1754 год - М.В.Ломоносов испытал модель «аэродромической» машины, прообраза вертолета;
- 1910 год - Совершен беспосадочный перелет из Елисаветополя (Гянджа) в Тифлис (Тбилиси), (летчик А.А.Васильев пролетел 204 км;
- 1930 год - Состоялся первый полет истребителя И-8 (АНТ-13), пилот М.М.Громов. На этом одноместном истребителе-перехватчике впервые в СССР была достигнута скорость 303 (из других источников 310) км/ч. Из-за отсутствия нужного отечественного двигателя самолет серийно не строился;
- 1947 год - Образовано вертолетостроительное ОКБ М.Л.Миля. ОКБ по геликоптеростроению (в настоящее время - Национальный центр вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова). Главным конструктором этого ОКБ был назначен М.Л.Миль, возглавлявший до этого научно-исследовательскую лабораторию вертолетного отдела ЦАГИ. Имя Миля предприятию присвоено в 1979 году;
- 1957 год - Первый полет спортивно-акробатического самолета Як-18П, пилот С.Н.Анохин;
- 1963 год - Приказом министра обороны №00134 было изменено официальное название комплекса, самолета-носителя и ракет. Комплекс стал называться Ту-128С4, самолет = Ту-128, ракета К-80 ≈ Р-4Р (с радиолокационной головкой самонаведения) и Р-4Т (тепловая, т. е. с инфракрасной головкой самонаведения).
13 декабря
- 1921 год - В этот день договор о создании «Дерулюфта» был санкционирован советским правительством. Тогда же, по указанию Ленина, в Берлин перевели 250 тыс. рублей для создания начального капитала и закупки самолетов. По договору «Дерулюфт» получал преимущественное право на все воздушные сообщения между Россией и Германией. Наша страна разрешала Обществу бесплатное пользование территориями для аэродромов и вспомогательных служб и давала право на беспошлинный ввоз из Германии оборудования, необходимого для работы авиалинии. Срок действия договора составлял 5 лет.
- Для обслуживания линии советское правительство в счет погашения ежегодного взноса приобрело в Голландии десять одномоторных монопланов Фоккер FIII с английскими двигателями «Роллс-Ройс» мощностью 360 л. с. Самолеты имели деревянные крылья и выполненный из стальных труб фюзеляж, обшивка повсюду фанерная. В салоне можно было разместить пятерых пассажиров, имелся также вместительный багажный отсек. Летчик сидел отдельно, в носовой части самолета, рядом с мотором;
- 1935 год - Первый полет первого советского стратосферного самолета В.А,Чижевского БОК-1 с гермокабиной, И.Ф.Петров;
- 1979 год - Ступинское машиностроительное предприятие освоило серийный выпуск винтов для вертолета-гиганта Ми-26;
- 1985 год - Завершены Государственные совместные испытания самолета Су-25УБ;
- 1988 год - В Крыму в авиации ВМФ сформирован Центр корабельной авиации;
- 1988 год - Начало лётных испытаний Су-25УТГ на комплексе “Нитка”, И.В.Вотинцев, А.В.Крутов;
- 1990 год - Успешно закончены государственные испытания четырех предсерийных самолетов Ан-74, проходившие на аэродромах в Шереметьево, Сочи, Ашхабаде, Борисполе, Гостомеле, Черском, Павловск-Камчатском;
- 2002 год - Учрежден День вертолетчика. Инициаторами проведения праздника стали авиаторы компании «Аэросоюз», которые 10 декабря 2002 года впервые предложили и организовали праздничные мероприятия, посвящённые своему клубу и вертолётной авиации в целом. Традицию одобрили представители авиационной власти и подхватили участники других лётных организаций. Теперь День вертолётчика празднуют любители неба всей страны;
- 2005 год - На летно-испытательной станции ЗАО «Авиастар-СП» состоялся первый испытательный полет самолета Ту-204-300, предназначенного для авиакомпании «Владивосток Авиа».
14 декабря
- 1919 год - Конструктор Александр Федорович Андреев подаёт заявку на патент ранцевого жидкотопливного летательного аппарата. В результате разгромного отзыва некоего эксперта Смирнова заявка в 1919 году была отклонена. По своей инженерной обоснованности и продуманности конструкции представляет удивительное для своего времени явление. Несомненно, Андрееву принадлежит приоритет в создании технического решения ракеты индивидуального пользования;
- 1972 год - Комплекс Ту-142 принят на вооружение ВМФ СССР;
- 1973 год - Завершены Государственные совместные испытания самолета Су-20;
- 1977 год - Летчик-испытатель Г.Р.Карапетян впервые поднял в воздух самый тяжелый вертолет в мире - двухтурбинный тяжелый транспортный вертолет Ми-26 КБ Миля;
- 1981 год - Беспосадочный перелет Москва - Хабаровск на Як-42 с ТРДД Д-36 экипажа В.Г.Мухина, мировой рекорд дальности 6144 км в категории С-1-m.
15 декабря
- 1898 год - Доклад Н.Е. Жуковского «О сопротивлении воздуха при больших скоростях»;
- 1913 год - Первый в истории авиации длительный "перевернутый полет" и первый в мире случай высшего пилотажа на гидросамолете. И.И. Кульнев на гидросамолете С-10 взлетел в Либаве, набрав высоту 300 м, он разогнал самолет в пологом планировании на полных оборотах мотора, а затем круто задрал его вверх как бы на петлю. Когда самолет перевернулся поплавками вверх, летчик заставил его продолжать полет в перевернутом положении. Вися в кабине на ремнях, пилот пролетел более минуты, потеряв за это время меньше 100 м высоты. Затем летчик перевенул самолет в нормальное положение и благополучно совершил посадку. Этим полетом Кульнев доказал возможность выполнения фигурных полетов и в гидроавиации;
- 1934 год - Константин Циолковский зафиксировал дату рождения своей идеи об эффективности многоступенчатой ракеты: "15 декабря 1934 года, после 6 часов вечера";
- 1938 год - Открыты курсы усовершенствования высшего начальствующего состава морской авиации;
- 1941 год - Состоялся первый полет бомбардировщика «103В» (Ту-2) с двигателями М-82А, экипаж М.П.Васякина. Примечание: После начала войны большая часть заключенных специалистов выпускается на свободу и эвакуируется в Омск, где одновременно с созданием серийного завода по выпуску туполевского бомбардировщика идет доработка проектов "103" и "103У", в соотстветствии с нуждами военного времени. Машина приспосабливается под новую силовую установку с двигателями воздушного охлаждения М-82 (самолет "103В", "60"). Осенью 1941 года в коллектив вливается А.А. Архангельский с частью своего ОКБ. В декабре 1941 года опытный самолет "103В" уходит в первый полет, начинаются испытания и доводки новой машины;
- 1942 год - Создан Институт самолетного оборудования;
- 1951 год - Решение о создании службы раннего обнаружения самолетов. День образования радиотехнических войск ВВС;
- 1957 год - Начались испытания турбовинтового 200-местного лайнера Туполев Ту-114. Как и Boeing 707 он имел межконтинентальную дальность, лишь немного уступая ему в скорости;
- 1961 год - Начало первого сверхдальнего перелета Москва - Антарктида (пос. Мирный) самолетов Ил-18 и Ан-12 с АИ-20, экипажи А.С. Полякова и Б.С. Осипова;
- 1972 год - Первый полет полет экспортного истребителя-бомбардировщика Су-20 (С-32МК), пилот А.Н.Исаков;
- 1995 год - Первый полет построенного в Иркутске Як-112 с двигателем «Лайкоминг» IO-540-ES и новым трехлопастным воздушным винтом.
16 декабря
- 1893 год - Морской инженер Павел Дмитриевич Кузьминский предложил проект привязного вертолета «Русолет». Он обратился с просьбой о выделении денег на постройку геликопитера "РУСОЛЕТ". Его «Русолет» предполагалось оснастить первым в мире газопаротурбинным двигателем;
- 1940 год - Образованы училища гражданской авиации: Бугурусланское, Краснокутское и Сасовское лётные, Егорьевское авиационно-техническое (ранее называлось "Теоретической Школой Лётчиков");
- 1942 год - Да, достижение скорости 680 км/ч - в то время наибольшей для советских самолетов, П.М.Стефановский на истребителе И-185 с мотором М-71 в 1700 л.с. Н.Н.Поликарпова;
- 1957 год - Первый полёт прототипа десантно-транспортного самолёта «Т» № 7900101 (Ан-12) с ТВД АИ-20 в Иркутске. В состав экипажа входили Герой Советского Союза Яков Ильич Верников (командир, лётчик-испытатель ЛИИ), Георгий Иванович Лысенко (второй пилот, переведён в ОКБ из НИИ ГВФ), штурман-испытатель Павел Иванович Уваров, И.М.Морозов (бортиженер), М.Г.Юров (бортрадист), В.Г.Жилкин (бортстрелок). Полёт закончился через 9 минут из-за вибраций, но всё-таки именно он был первым полётом Ан-12;
- 1977 год - Завершены заводские лётные испытания самолёта Су-17М3 со стрельбой в задней полусфере;
- 1978 год - Учреждена Федерация дельтапланерного спорта СССР (теперь – Объединенная федерация сверхлегкой авиации России);
- 1994 год - Первый полет транспортного самолета Ан-70 с ТВВД Д-27, экипаж С.В.Максимова;
- 1997 год - Учредительная конференция Ассоциации деловой авиации (АДА), Москва;
- 2020 год - Региональный пассажирский турбовинтовой самолёт Ил-114-300 совершил первый полёт. Согласно сообщению госкорпорации «Ростех», лётные испытания самолёта состоялись в подмосковном Жуковском и были признаны успешными.
- 2021 год - Офшорный вертолёт Ми-171А3 совершил первый полёт. Машина предназначена для выполнения офшорных операций и обслуживания морских буровых платформ. Первый полёт в режиме висения длился 15 минут. Он прошёл штатно, все системы продемонстрировали стабильную работу.
17 декабря
- 1892 год - Родился один из основоположников тактики истребительной авиации Евграф Николаевич Крутень. Е.Н. Крутень родился в Киеве, учился в Киевском кадетском корпусе, затем в артиллерийском училище и в летной школе. Крутень написал "Наставление летчику-истребителю", в котором изложил приемы воздушного боя. В брошюре "Тип аппарата-истребителя" сформулировал основные требования к летно-техническим качествам самолета-истребителя: скорость вертикальная и горизонтальная; верткость аппарата; высокий потолок. Ему принадлежит обоснование около двух десятков приемов воздушного нападения на противника применительно к различным типам самолетов. Значительным вкладом Е.Н. Крутеня в тактику воздушного боя было обоснование эффективности и целесообразности парного полета. Е.Н. Крутень сбил в воздушных боях 17 самолетов противника;
- 1932 год - В составе Главсевморпути СССР основана Полярная Авиация. Основная цель - воздушные перевозки в полярных областях СССР и обеспечение проводки судов в Северном Ледовитом океане. Это предприятие прославилось в 1934 спасением полярной экспедиции с затонувшего парохода “Челюскин”. Полярная Авиация успешно обслуживала северные районы до января 1960, когда была передана в состав Аэрофлота;
- 1939 год - При МАИ организовано ОКБ-3 по вертолетам, Б.Н.Юрьев, с 1940 г. - И.П.Братухин;
- 1955год - Мировые рекорды на вертолёте Як-24: подъём наибольшего груза на 2 км - 4000 кг, высота с грузом 2 т - 5082 м, лётчики-испытатели Егор Филиппович Милютичев и Георгий Александрович Тиняков;
- 1956 год - Установлена должность "Генеральный конструктор" в основных ОКБ МАП. Первыми назначены: Андрей Николаевич Туполев, Владимир Михайлович Мясищев, Павел Осипович Сухой, Александр Сергеевич Яковлев, Артём Иванович Микоян, Сергей Владимирович Ильюшин, Семён Алексеевич Лавочкин, Владимир Алексеевич Добрынин, Владимир Яковлевич Климов, Архип Михайлович Люлька, Николай Дмитриевич Кузнецов, Сергей Константинович Туманский, Виктор Васильевич Тихомиров;
- 1959 год - Ан-10 совершил первый перелет за океан. В США были перевезены 44 саженца деревьев и кустарников, растущих в СССР, в подарок президенту США Д.Эйзенхауэру от Н.С.Хрущева;
- 1959 год - В Советском Союзе постановлением ЦК КПСС №254 был создан новый вид Вооруженных сил - Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Первый главнокомандующий - Митрофан Иванович Неделин. С 1995 г. - день РВСН;
- 1962 год - Начало серийного производства двигателя Р-15Б-300 на авиазаводе №45 ( ныне ММПП "Салют");
- 1964 год - Посадка вертолёта Ми-4 на крышу 12-этажного здания почтамта на Комсомольской площади;
- 1968 год - Начались заводские летные испытания самолета Су-15 с двигателями Р13Ф-300;
- 1986 год - Первый полет учебно-спортивного вертолета одновинтовой схемы Ми-34;
- 1993 год - Завершены статические испытания планера и агрегатов самолёта Су-35 (изделие 10М-0);
- 2004 год- Завершена работа комиссии по эскизному проекту и макету истребителя 5-го поколения ("Су").