Статьи

HELIRUSSIA 2023 – что было и чего не было

18-20 мая 2023 года в выставочном центре «Крокус» в Москве состоялась шестнадцатая выставка вертолётной индустрии HeliRussia 2023.

Значительной частью выставки традиционно была насыщенная деловая программа. Темами для обсуждения на круглых столах, научно-практических конференциях и пленарных сессиях в рамках деловой программы стали - пожаротушение с применением вертолётной техники, состояние программ по созданию отечественных авиационных двигателей, подготовка кадров для авиации, вопросы организации работы санитарной авиации, применения винтокрылой техники в освоении Арктики и отдалённых районов Сибири, а также многое другое.

Разумеется, важнейшей составляющей выставки была экспозиция в выставочных залах. Как обычно, здесь была представлена как различная авиационная техника, так и важнейшие её компоненты – авиационные двигатели и оборудование, электроника, средства обеспечения полётов, а также различные услуги по ремонту и эксплуатации авиационной техники, авиационным перевозкам, организации аэродромов и посадочных площадок. Но именно в этом плане выставка HeliRussia уже второй год подряд претерпевает заметные изменения, о которых хотелось бы поговорить особо.

В прежние годы значительную часть выставочных площадей занимали поставщики винтокрылой техники, представленные как российскими, так и зарубежными производителями вертолётов, а также компании, которые занимаются импортом, обслуживанием, продажей иностранной вертолётной техники в России. Именно они традиционно составляли основную часть «полётной программы» выставки – вертолёты прибывали на выставку и покидали её «своим ходом», позволяя всем неравнодушным к авиационной фотографии сделать яркие кадры, а иногда и выполняли демонстрационные полёты.
Ввиду нынешней сложной экономической и политической обстановки эта часть экспозиции очень сильно сократилась. Иностранные фирмы Airbus, Bell, Leonardo не были представлены на выставке. Количество компаний, занимающихся импортом и продажей иностранной техники на российском рынке, на выставке сократилось до минимума. Лёгкие иностранные вертолёты, в прежние годы доминировавшие на выставочных пространствах, в этом году были практически отодвинуты на задний план.
Приятным исключением стал лёгкий итальянский вертолёт Konner K2, представленный на выставке российской компанией Helihome. Этот вертолёт имеет максимальный взлётный вес всего около 1 тонны и выполнен с широчайшим применением композиционных материалов (включая не только лопасти и фюзеляж, но и вал рулевого винта), оснащён двигателем с FADEC собственной разработки компании Konner и обладает очень привлекательными характеристиками – например, максимальная дальность полёта Konner K2 составляет 610 км. Такую лёгкую винтокрылую машину с очень интересной конструкцией, которая может стать конкурентом уже привычным Robinson R44, хочется увидеть в небе. Пока же данный вертолёт зарегистрирован как ЕЭВС.

Значительную часть экспозиции в сфере производства, импорта и продажи авиационной техники также в очередной раз составили различные автожиры.

На стенде ОДК были вновь представлены наиболее ожидаемые типы российских вертолётных двигателей – ВК-650В, который должен стать отечественным «сердцем» винтокрылых машин семейства «Ансат» и Ка-226Т, а также ВК-1600В, которым планируется оснастить средние вертолёты Ка-62. В настоящее время продолжаются работы по испытанию этих двигателей.

На выставке было представлено оборудование для пожаротушения с вертолётов – проверенные в борьбе с пожарами водосливные устройства ёмкостью 5 и 15 тонн, а также средства их подвески к вертолётам.

«Вертолёты России» в этом году в качестве экспонатов представили на своём стенде лишь уже ставшие привычными модели военных вертолётов Ми-17В-5, Ми-35М и Ка-52. К сожалению, на этот раз на выставке не было её «визитной карточки» - российского вертолёта перед входом в выставочный павильон, что было неизменным правилом во все прежние годы.
Ещё одной очень важной отличительной чертой выставки HeliRussia 2023 стало существенное, заметное расширение спектра представляемой на выставке беспилотной техники. Различные мультикоптеры, БПЛА самолётного, вертолётного и смешанного типа, всех возможных категорий по максимальному взлётному весу и назначений были представлены на различных стендах.
Ставший уже хорошо известным аппарат БАС-200 занял заметное место в экспозиции выставки.

Интересные разработки представила компания Aeromax – это были винтокрылые аппараты SH-450, SH-750, которые ранее уже демонстрировались на различных выставках, а также новый концепт тяжёлого БПЛА вертолётного типа SH-3000.
Особенностью SH-3000 является то, что его конструкция предусматривает не просто возможность внешней подвески грузов, как у большинства существующих БПЛА, а целую грузовую кабину, доступ в которую осуществляется через большие створки в носовой части аппарата. Предусмотрена даже рампа для погрузки тяжёлых грузов.
На фоне сокращения представительства на выставке гражданских винтокрылых «иномарок» (спрос на которые, по словам представителей компаний-участников выставки, впрочем, сохраняется) в 2023 году на HeliRussia значительно расширилась экспозиция производителей беспилотных летательных аппаратов. В то же время, отечественные производители пилотируемой винтокрылой техники были представлены беспрецедентно скромно – российские гражданские вертолёты присутствовали лишь на фото, в других элементах оформления стендов и в рекламных полиграфических материалах.
Справедливо ли считать беспилотные авиационные системы, пусть и винтокрылые, неотъемлемой частью формата выставки вертолётной индустрии, или же им необходима отдельная выставка, возможно даже со своей демонстрационной полётной программой? По этому поводу возможны различные мнения. Правильный ответ подскажет время.

Выставка HeliRussia 2023 состоялась.
Вновь поднялись в небо немногочисленные «экспонаты», оставив на память о себе несколько ярких фотографий и надежду на новые встречи с винтокрылым воплощением мечты человека о полёте на том же месте в мае следующего года.