25 декабря
- 1909 год - Состоялся первый самостоятельный полет во Франции русского летчика М.Н.Ефимова. Меценатом и покровителем Михаила Никифоровича Ефимова был банкир И.С. Ксидас. Он оплатил покупку «Фармана» и командировал для обучения полетам М.Н. Ефимова во Францию. Свой первый полет Михаил Ефимов выполнил в Мурмелоне, в летной школе Фармана 25.12.1909 г. Спустя 27 дней Аэроклуб Франции торжественно вручает ему пилотское свидетельство за № 31! Так в России появился летчик № 1! Выполняя первый самостоятельный полет, Ефимов провел в воздухе 45 мин. По тем временам это было очень много. Не зря он получил в летной школе прозвище «Мсье Карашо». Так его успехи оценил сам Фарман. Спустя две недели после окончания школы его вместе с Фарманом и еще одним летчиком Ван-ден-Бором приглашают на роль испытателей! Они должны были провести приемные испытания аэропланов, заказанных Российским военным министерством;
- 1914 год - Эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец»разместилась на аэродроме Яблонна в Польше. Ещё 12 мая 1914 года Главное военно-техническое управление (ГВТУ) заключило с Акционерным обществом РБВЗ контракт за № 2685/1515 на постройку 10 аппаратов типа «Илья Муромец». Построенные аэропланы предполагалось распределить следующим образом: две машины в Авиационный отдел Офицерской воздухоплавательной школы (с 19 июля — Военно-авиационная школа), три — в 10й корпусной авиационный отряд 4-й авиационной роты (г. Лида Виленской губернии), три — в 14-й корпусной авиационный отряд. 14 августа 1914 года были Высочайше утверждены штат № 7 команды аэроплана «Илья Муромец» и табель «специального имущества». Команда состояла из четырёх офицеров (командира, помощника командира, артиллериста и младшего офицера), одного военного чиновника и 40 нижних чинов. Командир «Муромца» пользовался правами и нёс обязанности командира авиационного отряда;
- 1915 год - В Одессе открылась первая частная авиационная школа А.А. Анатра. Инструктор школы - В.Н.Хиони. Частная школа при авиационном заводе Анатра в Одессе получила наименование "Школа авиации нового времени, учрежденная А. А. Анатра";
- 1916 год - В Баку начались лётные испытания разведывательной летающей лодки М-9. Они оказались более чем успешными. М-9 получилась очень удачной по своим мореходным и летным качествам. Она стала самой известной конструкцией Григоровича не только за предыдущие, но и за последующие годы его работы в области авиации;
- 1939 год -Утверждён макет истребителя МиГ-1 (И-200);
- 1939 год - Открылся учредительный пленум Федерации авиационного спорта страны;
- 1941 год - Постановление Государственного Комитета Обороны № 1065 «О производстве бронекорпусов для самолетов ИЛ-2»;
- 1942 год - По данным штаба ВВС Красной Армии, ВВС фронтов и авиацией воздушных армий был произведен 1621 самолёто-вылет, из них по войскам и объектам противника - 1267, на разведку войск противника - 100 и на прикрытие своих войск - 254. В том числе по окружённой группировке противника под Сталинградом произведено 155 самолёто-вылетов. В воздушных боях сбито 4 и уничтожено на аэродромах 13 самолётов противника. Наши потери: сбито 4 самолёта не вернулись на свои аэродромы 13 самолётов;
- 1942 год - Постановление Государственного Комитета Обороны № 2654 « Об увеличении выпуска самолетов Пе-2 на заводе № 22 и об ускорении перевода Казанского завода № 16 на выпуск только пушечных моторов М-105ПФ» и № 2657 « О выпуске самолетов-истребителей Як. на Новосибирском заводе № 153 с пушками 37 мм ОКБ-16»;
- 1958 год - Состоялся первый полет истребитель Су-11 (комплекс Т-3-8М, самолет Т47-3) конструкции ОКБ П.О.Сухого, пилот В.С.Ильюшин. Ведущим инженером по испытаниям был назначен Р.Г. Ярмарков. На заводском этапе первый экземпляр использовался для отработки входного устройства, определения оптимального закона регулирования положения конуса и створок, причем управление воздухозаборником осуществлялось вручную;
- 1963 год - Изготовлена опытная машина Е-155Р-1 (прототип МиГ-25Р) и 25 декабря он был перебазирован на ЛИС ОКБ в Жуковском. Примечание: В опытном производстве ОКБ-155 в 1962-1963 г. были заложены в постройку два опытных экземпляра разведчика - Е-155Р1 и Е-155Р2. Сборка первого из них и завершилась в декабре 1963 г. (раньше первого Е-155П). Первый вылет на Е-155Р1 (бортовой № 1155) выполнил 6 марта 1964 г. летчик-испытатель А.В. Федотов;
- 1969 год - Состоялся первый полет МиГ-25РУ, А.В.Федотов. Двухместный учебно-тренировочный вариант разведчика МиГ-25Р, по конструкции аналогичен двухместному варианту перехватчика МиГ-25ПУ. Отличается оборудованием кабин и отсутствием подкрыльевых пилонов. Создан в 1970 г. Первый вылет на головном серийном самолете МиГ-25РУ (№0101) выполнил 20 марта 1971 г. летчик Элькинбард. Самолеты МиГ-25РУ строились серийно в Горьком в 1970-1982 гг., выпущено более 50 экземпляров. Летающая лаборатория создана на базе первого серийного самолета МиГ-25РУ №0101 (№ 390СА01) для отработки средств спасения многоразового космического корабля «Буран» - катапyльтиpyемых кpесел К-36РБ;
- 1970 год - Первые пять Ту-154 поступили во Внуково для опытной эксплуатации. Машины №№ 85006, 85007 и 85008. В течение 1971 года на них было совершено более трех десятков грузовых рейсов в Киев, Тбилиси, Минеральные Воды и Симферополь. По результатам испытаний самолет был допущен к пассажирским перевозкам;
- 1975 год - Построили и приступили к испытаниям Т-8-2 прототипа штурмовика Су-25. Примечание: 6 января 1972 г. П.О.Сухой утвердил общий вид штурмовика Т-8 и подписал приказ о начале его рабочего проектирования. Руководителем проекта был назначен М.П.Симонов. С августа обязанности главного конструктора Т-8 стал исполнять О.С.Самойлович. Ведущим конструктором по самолету 25 декабря 1972 г. назначили Ю.В.Ивашечкина, который впоследствии (с 6.10.1974 г.) стал руководителем темы;
- 1986 год - Состоялся первый полет третьего серийного экземпляра бомбардировщика Ту-160;
- 1990 год - В строй Краснознаменного Северного флота вступил тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5 «Адмирал Флота Советского. Союза Кузнецов». Приёмный акт крейсера подписан спустя 8 лет, 3 месяца и 24 дня после закладки;
- 1996 год - Осуществлен первый полет третьего лётного Су-34 (10В-4), экипаж И. Соловьев и Е. Рудакас;
- 1996 год - учреждена Госкорпорация по организации воздушного движения (по ОрВД);
- 2003 год - На территории ОАО «Авиакор – авиационный завод» в Самаре состоялась выкатка первого серийного самолёта Ан-140 российской сборки. Примечание: Переломный момент в развитии проекта Ан-140 наступил в июле 2003 года, когда между администрацией Самарской области, ОАО «Авиакор-авиационный завод» и ХГАПП было подписано соглашение о развитии программы Ан-140 в Российской Федерации. Этот документ, устанавливающий принципы взаимоотношений между сторонами, определил также необходимость оформления дополнительного соглашения об образовании совместного предприятия «Международный авиационный проект Ан-140 («МАП-140»). Результатом выполнения договоренностей в рамках МАП-140 стало создание механизма, обеспечившего кооперированное производство и маркетинг самолетов Ан-140 в России;
- 2015 год - На аэродроме Орешково (Воротынск, Калужская область) cовершил первый полет первый опытный образец легкого реактивного двухместного учебно-тренировочного и спортивно-пилотажного самолета СР-10, разработанного ООО «Конструкторское бюро «Современные авиационные технологии» (КБ «САТ», Москва) под руководством Д.А. Кибеца. Пилотировали самолет в первом полете летчик-испытатель Ю.М. Кабанов и летчик М. Миронов. Прототип оснащен двигателем АИ-25ТЛ.
26 декабря
- 1884 год - При Главном инженерном управлении создана постоянная штатная комиссия по применению воздухоплавания, голубиной почты и сторожевых вышек для военных целей;
- 1909 год- доклад князя Б.Б. Голицына о необходимости развития воздушного флота в России в собрании членов Совета министров, Государственной Думы и Государственного Совета под председательством П.А. Столыпина (13 декабря ст. ст.);
- 1920 год - Приказ Реввоенсовета Республики о реорганизации морской авиации Балтийского и Черного морей. На этих морях в целях объединения частей морской авиации для совместных действий с флотами и флотилиями были введены должности начальников Воздушных флотов Балтийского, Черного и Азовского морей. Штабы воздушных бригад преобразовали в штабы начальников воздушного флота морей. На Балтийском и Черном морях предусматривалось по два гидродивизиона, состоящих каждый из двух гидроотрядов и морского истребительного отряда;
- 1941 год - Приказом наркома авиационной промышленности были объединены Казанский авиазавод и эвакуированный на его территорию Московский завод имени С.П.Горбунова (основан в 1927 г.). В результате объединения двух заводов в Казани создан авиазавод им. С. П. Горбунова (ныне КАПО им. С.П.Горбунова"). В годы Великой Отечественной войны здесь производились самолеты Пе-2 и Пе-8. После войны Ту-4, Ту-16, Ту-104, с 1966 г. Ил-62. В 2001 г. КАПО приступил к серийному выпуску нового отечественного пассажирского авиалайнера Ту-214 (разработка АО "Туполев");
- 1942 год - Состоялся первый полёт истребителя И-220 (МиГ-11) конструкции ОКБ А. И. Микояна, А. И. Жуков. 26 сентября испытания И-220 No.01 были прекращены по просьбе главного конструктора А.И.Микояна. К моменту прекращения государственных испытаний И-220 No.01 уже полным ходом шли испытания истребителя И-225 с мотором АМ-42Б и турбокомпрессором ТК-ЗООБ, который должен был иметь более высокие летные характеристики. Первый экземпляр И-225 построили на базе самолета И-220 №.02 путем замены силовой установки;
- 1946 год - Начались Госиспытания фронтового разведчика Ту-6. На нем в бомбоотсеке, между шпангоутами 1 7 и 19, на серийной неподвижной раме установили фотоаппарат АФА-ЗЗс/20, а между шпангоутами 20 и 22 на опытной качающейся установке разместили аппарат АФА-ЗЗс/100. Качающаяся универсальная установка АКА-ФАУ-156, разработанная в ОКБ-156, позволяла в зависимости от задания устанавливать один из фотоаппаратов на двух или трехмаршрутное фотографирование. Для обеспечения эксплуатации фотоаппарата АФА-ЗЗс/100, конус объектива которого выходил за обводы бомбоотсека, поставили легкосъемный обтекатель. В кабине радиста, между шпангоутами 23 и 25 на опытной неподвижной установке находился ночной фотоаппарат НАФА-Зс. Эту установку тоже спроектировали в ОКБ-156. Он позволяла вести съемку под углами 0, 5, 10, 15, 20 и 25 градусов непосредственно из кабины радиста. Для ночного фотографирования вместо дополнительного бензобака в бомбоотсеке устанавливалась кассета ПКД-2 для девяти осветительных бомб ФОТАБ-35 или ФОТАБ-50. Вместо НАФА-Зс можно было устанавливать АФА-ИМ или НАФА-19. Фотографирование и управление створками фотолюка (с помощью электромеханизма УР-2) производил штурман. Командные приборы поместили на экране бронеспинки сиденья летчика. Между шпангоутами 10 и 1 7 установили дополнительный бензобак емкостью 650 л. Количество горючего в нем контролировалось с помощью электродистанционных сигнализаторов уровня СУЭ-140. В первой кабине поставили радиокомпас СЦР-289Ж, ночное оборудование. Для всех членов экипажа предусмотрели бытовое оборудование с обеспечением удобства пользования. В хвостовой части фюзеляжа смонтировали еще 4 кислородных баллона по 4 л каждый;
- 1948 год - Впервые в СССР на экспериментальном самолете Ла-176 в полете со снижением достигнута скорость звука - 1105 км/ч, летчик-испытатель капитан Олег Викторович Соколовский;
- 1955 год - Вышло постановление Совета Министров СССР 1952-1047 «Разработка поисково-спасательного комплекса "Архангельск" на базе самолёта Ту-16», которое обязывало МАП в III квартале 1956 г. оборудовать Ту-16 самоходной спасательной лодкой и предъявить его на государственные испытания в I квартале 1957 года;
- 1975 год - Начались первые в мире полеты с коммерческими грузами сверхзвукового самолета Ту-144
- по трассе Москва - Алма-Ата. Ту-144 первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт. При взлетной массе 195т и грузоподъемности 15т при крейсерской скорости 2200 км/ч он имел расчетную дальность 6500 км. На самолете имелись турбореактиные двигатели НК-144. Впервые Ту-144 достиг скорости звука 5 июня 1969 г., скорости 2М - 26 июня 1970 г. В 1971 г. начались демонстрационные полёты по разным странам; в 1975 году начались первые в мире полеты с коммерческими грузами сверхзвукового самолета Ту-144 по трассе Москва - Алма-Ата. Ту-144 первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолёт. При взлетной массе 195т и грузоподъемности 15т при крейсерской скорости 2200 км/ч он имел расчетную дальность 6500 км. На самолете имелись турбореактиные двигатели НК-144. Впервые Ту-144 достиг скорости звука 5 июня 1969 г., скорости 2М - 26 июня 1970 г. В 1971 г. начались демонстрационные полёты по разным странам;
- 1975 год - Летчик-испытатель В.С. Ильюшин совершил первый полет на втором опытном самолете Су-25 (Т8-2);
- 1980 год - Первый полёт самолёта Ил-86 с пассажирами по маршруту Москва-Ташкент, открылась регулярная эксплуатация самолета Ил-86 на воздушных линиях страны;
- 1986 год - Состоялся первый полёт вертолёта Ми-34, лётчик-испытатель Б. В. Савинов;
- 1986 год - Первый полет Ил-76ЛЛ3 (Ил-76МД СССР 76492) летающей лаборатории для испытания двигателя Д-90А (ПС-90А).
27 декабря
- 1915 год - Родилась Заслуженный летчик-испытатель CCCР Н.И. Русакова, полковник. Окончила Третью военную школу летчиков в г. Оренбурге. Нина успешно освоила полеты на самолетах И-2, И-5, УТ-1, И-16. Участвовала в рекордном перелете по маршруту Хабаровск-Украина. Имела минимум погоды на всех транспортных самолетах: ночью - высота 50 м, видимость - 500 м; днем - высота 30 м, видимость - 300 м. Летчиков, летавших при таком минимуме погоды, не насчитаешь и на пальцах одной руки;
- 1936 год - Состоялся первый полёт высотного скоростного тяжёлого бомбардировщика ТБ-7 (АНТ-42, Пе-8) конструкции В.М.Петлякова, экипаж М.М.Громова. В 1940-1944 гг. он строился серийно, с 1942 переименован в Пе-8 в честь погибшего в авиакатастрофе главного конструктора этого самолёта В.М. Петлякова;
- 1937 год - Совершил первый полет штурмовой вариант И-16 тип 9 (№ 9211), модернизированный конструктором Боровковым. И-16 оснастили подвижной установкой пулемётов ШКАС (ГАГО);
- 1940 год - Приказом наркома обороны СССР № 0368 Управление ПВО РККА преобразовано в Главное управление противовоздушной обороны Красной Армии. Начальник нового управления генерал-лейтенант Д.Т.Козлов был непосредственно подчинен наркому обороны. На управление, кроме руководства боевой подготовкой личного состава, возлагалась задача организации системы противовоздушной обороны СССР;
- 1941 год - Постановление Государственного Комитета Обороны 1077 « О государственном испытании мотора М-107П»;
- 1943 год - Постановление Государственного Комитета Обороны № 4843 « О мероприятиях по обеспечению поставки авиафанерной березы, авиационной сосны и авиалесоматериалов».
- № 4845 « Об организации специализированных ремесленных училищ авиационной промышленности»;
- 1962 год - Заключено соглашение об установлении воздушного сообщения СССР - Сирия;
- 1967 год - Вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР No.1166-413 о создании лёгкого штурмовика ВВП Як-36М. Этим же Постановлением предусматривалось создание учебно-боевого варианта и, в перспективе, истребителя;
- 1981 год - Завершены Государственные совместные испытания самолета Су-24МП (этап "А");
- 1986 год - Состоялся первый полет МиГ-31М2 («052»), пилот Т.О. Аубакиров;
- 1986 год - По программе создания корабля многоразового использования в Советском Союзе осуществлен второй пуск аппарата “БОР-5”. Пуск 27.12.1986г. показал, что нужно менять теплозащиту, т.к. при спуске образовались большие «прогары», а главное, что важно для аэродинамиков,- из-за абляции теплозащиты очень существенно менялись обводы аппарата;
- 1997 год - Первый полёт второго самолета Су-32 установочной серии на аэродроме Новосибирского авиационного производственного объединения (HАПО) им. В.П. Чкалова. Су-32 - экспортный ударный вариант фронтового бомбардировщика Су-34;
- 2001 год - НПП "Аэросила" получен сертификат типа на ВГТД ТА-14 для самолётов Ил-114, Як-130, Ту-324, Су-34, Ан-140, МиГ-110, С-80 и вертолётов;
- 2002 год - Осуществлен первый полет опытного образца модернизированного варианта истребителя Су-27СМ-1, летчик Е.И. Фролов. Примечание: Новые Су-27СМ-1 изготовлены на основе остававшегося на КнААПО производственного задела по планерам самолетов Су-27СК от приостановленного лицензионного контракта с КНР. При этом машины оснащены новыми двигателями АЛ-31Ф-М1 (АЛ-31Ф серии 42) производства ММПП «Салют», отличающимися повышенной до 13 500 кгс тягой и увеличенным ресурсом, и новыми комплексами оборудования и вооружения – даже более совершенными, чем применяемые на поставлявшихся до сих пор модернизированных Су-27СМ;
- 2005 год - В Ростове-на-Дону впервые поднялся в воздух первый серийный образец вертолёта Ми-28Н "Ночной охотник";
- 2018 год - Новый топливозаправщик Ил-78М-90А совершил первый полёт. Воздушный танкер поднял в воздух шеф-пилот АК им. Сергея Владимировича Ильюшина Герой Российской Федерации, Заслуженный лётчик-испытатель РФ Николай Дмитриевич Куимов;
- 2022 год - В Петербурге после реконструкции открылась новая взлетно-посадочная полоса аэродрома "Левашово". Первым самолетом, шасси которого коснулись новой ВПП, стал АН-72.
28 декабря
- 1909 год - При Петербургском политехническом институте отрыты курсы воздухоплавателей.
- Санкт-Петербургский / Петроградский/ Политехнический институт сыграл важную роль в подготовке кадров для отечественной авиации. В 1909 при Кораблестроительном отделении открылись Курсы авиации и воздухоплавания – первая высшая авиационная школа России, имевшая право выдавать дипломы и свидетельства об авиационном образовании. В 1912 для теоретической подготовки офицеров, изъявивших желание стать военными летчиками, при том же отделении института были открыты Офицерские теоретические курсы авиации и воздухоплавания, носившие имя В.В.Захарова, в честь крупного западноевропейского промышленника русского происхождения, который жертвовал средства на развитие авиации в России. В число предметов теоретического характера входили: краткие сведения по истории воздухоплавания и авиации, курс авиации, в который включались необходимые сведения по аэромеханике, сведения об устройстве аэропланов, изучение воздушных винтов, специальный курс двигателей и др; После начала Первой мировой войны были открыты параллельные Курсы авиации и воздухоплавания для теоретической подготовки будущих летчиков из числа добровольцев (как тогда говорили, «охотников»), не имевших офицерского звания. В 1915 на курсах появилось специализированное отделение по гидроавиации. В те же годы открылись и Курсы авиамехаников. В конце 1916 при Политехническом институте было создано конструкторское бюро авиационной испытательной станции Морского ведомства. Таким образом, вплоть до 1917 Политехнический институт готовил кадры как для авиационной промышленности, так и для военной авиации;
- 1913 год - Впервые в истории выполнена фигура высшего пилотажа на гидросамолете. В этот день летчик И. И. Кульнев в Либаве впервые в истории совершил фигуру высшего пилотажа - полет вниз головой на гидросамолете "Сикорский-10" ( по старому стилю это событие произошло 15.12.);
- 1915 год - Начались испытания первого опытного образца самолёта, получившего обозначение "Лебедь-ХII". Их проводил лётчик Гренадерского корпусного авиаотряда поручик Василий Александрович Слепцов, командированный по этому случаю с фронта;
- 1931 год - Образовано Главное управление авиационной промышленности (ГУАП) ВСНХ;
- 1943 год - Начались заводские испытания Як-9У (улучшенный) с новым более мощным (1500 л.с.), высотным двигателем ВК-107А и трехлопастным винтом ВИШ-107ЛО диаметром 3,1 м.;
- 1949 год - Первый полет серийного МиГ-15 на Нижегородском авиазаводе; Его проектирование началось в 1946 г., первый опытный образец И-310 (С-01) совершил первый полет 30 декабря 1947 г. Первый серийный самолет впервые поднялся в воздух 30 декабря 1948 г., первые самолеты поступили в части зимой 1948 - 1949 гг., и первые строевые подразделения были сформированы в 1949 г.;
- 1957 год - Начались контрольные испытания в ГК НИИ ВВС первого серийного учебно-тренировочного самолёта Як-18А;
- 1958 год - Завершены Государственные совместные испытания фронтового истребителя Су-7;
- 1966 год - С 28 декабря 1966 г. по 6 февраля 1967 г. проводились заводские испытания самолёта Як-28Р №6960305, оснащённого телевизионной аппаратурой воздушной разведки ТАРК-1 (телевизионный авиационный разведывательный комплекс). Передающая часть комплекса размещалась на разведчике, а приёмная - на командном пункте. Одновременно с передачей телевизионного изображения на командный пункт могла производиться фотосъёмка на пленку шириной 190 мм. Станцию "Инициатива-2Р" сняли, а под текстолитовым обтекателем расположили передающую антенну аппаратуры ТАРК-1. 6 апреля самолёт передали на войсковые испытания, проходившие с 1 сентября по 15 декабря 1967 г. В итоге комплекс приняли на вооружение, и он устанавливался на некоторых разведчиках Як-28Р;
- 1968 год - Родилась Светлана Владимировна Капанина — российский пилот, семикратная абсолютная чемпионка мира в женском зачёте (1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011 гг.) по самолётному спорту.Заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, лётчик-инструктор 1 класса лётно-испытательной и доводочной базы ПАО «Компания "Сухой"» «ОКБ Сухого».Лучший пилот столетия (по версии FAI). В 2003 году занесена в книгу рекордов Гиннесса — как самый титулованный пилот в мировой спортивной авиации.Освоила самолёты Як-52, Як-50, Як-55, Су-26, Су-29, Су-31 и их модификации, Extra 300, Extra 330, планёр LET L-13 Бланик;
- 1971 год - Первый полёт истребителя Су-17М, Герой Советского Союза,лётчик-испытатель Евгений Степанович Соловьёв;
- 1989 год - На Воронежском АПО начались испытания Ил-96-300;
- 1991 год - Лётчик-испытатель С.А.Агров выполнил первый полёт вертолета Ка-32К. Примечание: Ка-32К - вертолет-летающий кран с внутрифюзеляжной полувыдвижной дополнительной кабиной для оператора с электродистанционным управлением и уникальной системой гашения колебаний подвешенного на тросе груза на висении и в полете, дополнительно снабжен двухкамерной и двухэкранной системой для наблюдения за подъемом и монтажом груза и за поведением его в полете. Предназначен для выполнения "ювелирных" монтажных и демонтажных работ. Спроектирован и построен по заказу краснодарского НПО "ПАНХ. Вертолет Ка-32К впервые был показан на авиационно-космической выставке в Берлине в 1992 году;
- 1993 год - Первый полёт лёгкого самолёта СМ-92 "Финист" Вячеслава Петровича Кондратьева, аэродром Смоленского авиазавода;
- 2001 год - Завершены наземные испытания Ка-226-50 на заводе в Кумертау. Машину в воздух не поднимали: на это у заводчан нет разрешения. Но горячий запуск двигателей, испытание лопастей, апробация других систем машины прошли успешно;
- 2018 год - Первый полёт совершил глубоко модернизированный ракетоносец-бомбардировщик Ту-22М3М с аэродрома Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова. Полёт проходил на высоте 1500 метров и длился 37 минут. В рамках глубокой модернизации на Ту-22М3М был установлен новый комплекс современного цифрового бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) на отечественной элементной базе. В частности, самолёт получил новое навигационное, связное, прицельное оборудование, управление двигателями и топливной автоматикой, оборудование радиоэлектронной борьбы;;
- 2018 год - В Казани с аэродрома Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова совершил первый полёт после переборудования самолёт-летающая лаборатория Ту-214ЛМК (регистрационный номер 64507), переделанный на Казанском авиационном заводе (КАЗ) им. С.П. Горбунова – филиале ПАО «Туполев» из пассажирского самолёта Ту-214 (заводской номер 42305007, серийный номер 507, регистрационный номер RA-64507) постройки 2003 года. Самолёт переоборудован в летающую лабораторию многофункционального лётно-моделирующего комплекса ЛМК-214 ПАО «Туполев» для проведения испытаний нового радиолокационного комплекса модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-160М2 (а в перспективе - ПАК ДА), в связи с чем оснащён соответствующим носовым обтекателем;
- 2023 год - Лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко.» восстановила летную годность принадлежащего ей самолета Ту-214. Лайнер передан в эксплуатацию авиакомпании Red Wings.Акт приема-передачи самолета подписали 28 декабря 2023 года в Международном аэропорту Казани генеральный директор ИФК Михаил Подхватилин и заместитель генерального директора по управлению флотом Red Wings Екатерина Рухлова.
29 декабря
- 1890 год - Родился Евграф Николаевич Крутень — русский военный лётчик, Георгиевский кавалер, капитан авиации Русской императорской армии, в Первую мировую войну — ас истребительной авиации. Военный теоретик, основоположник тактики истребительной авиации, военный писатель и публицист. Был командиром 2 армейского авиаотряда истребителей. Сбил около 20 самолётов противника. В 1916 г. был откомандирован во Францию и Великобританию, где ознакомился с постановкой авиационного дела, освоил новые типы самолётов. После возвращения в Россию назначен командиром 2 боевой авиагруппы. Разработал и применил на практике многие приёмы ведения воздушного боя;
- 1892 год - Родился авиаконструктор Александр Александрович Архангельский. Советский авиаконструктор, ученик Н.Е.Жуковского, соратник А.Н.Туполева, лауреат Ленинской (1957) и 3 Сталинских (1941, 1947, 1952) премий. В 1937-1941 гг. находился в заключении в ЦКБ-29 НКВД. В ОКБ А.Н.Туполева возглавлял бригаду скоростных самолётов, был ведущим конструктором самолетов АНТ-9, АНТ-40 (СБ), Ар-2, Ту-16, Ту-104, Ту-114, Ту-154, Ту-144 и др. С 1942 г. - первый зам. А.Н.Туполева;
- 1911 год - Мировой рекорд скорости 111 км/ч с тремя пассажирами на борту установил И. Сикорский на самолёте С-6;
- 1940 год - Состоялся первый полёт прототипа серийного самолёта Ил-2 (одноместного) - ЦКБ-55П. Отличался конструкцией фонаря кабины и бронекорпуса. Переоборудован в 1940 году из ЦКБ-55 №2;
- 1946 год - Принят на вооружение самолёт УТБ-2;
- 1947 год - Первый полёт бомбардировщика «73» (первый прототип Ту-14) с двигателями «Нин-1» и «Дервент», лётчик-испытатель Фёдор Фёдорович Опадчий. Первый опытный высотный реактивный самолёт имел герметизированную кабину экипажа, которая позволяла выполнять длительные полёты на больших высотах;
- 1959 год - Прошёл госиспытания первый отечественный двухконтурный ТРД Д-20П. Он применялся на самолёте Ту-124 и др;
- 1984 год - В Советском Союзе по взлетной полосе в Жуковском была проведена первая рулёжка БТС-002, самолета-аналога КК "Буран". Самолет пилотировали И.Волк и Р.Станкявичус. Изделие-аналог КК "Буран" ОК-ГЛИ/БТС-002 номер "СССР-3501002" построен в 1984 году, имел 4 ТРД "АЛ-31" тягой по 40 тонн, для создания необходимой силы тяги дающей возможность самостоятельно взлетать с полосы аэродрома. Два пилота размещались в специальных аварийно-спасательных креслах К-36Л. Длина планера - 36.4 метра, размах крыльев - 24 метра, высота на стоянке - 16.5 метра, объем кабины 70 - 73 кубических метров. Максимальная скорость полета - 600 км/ч. Максимальный взлетный вес -92 т. Скорость рулежки :40...45 км/час.;
- 1986 год - В Жуковском осуществлён девятый испытательный полёт аналога корабля многоразового использования БТС-002. Летательный аппарат пилотировали лётчики-испытатели Анатолий Семёнович Левченко и Александр Владимирович Щукин. Полностью автоматический заход на посадку и посадка, начиная с высоты 4000 м (контрольная точка) до полной остановки корабля на ВПП, за исключением выполненного вручную опускания носового колеса при приземлении;
- 1989 год- Первое висение сверхзвукового СВВП Як-141, лётчик-испытатель Андрей Александрович Синицын;
- 1989 год - На Воронежском АПО начались испытания Ил-96-300;
- 1992 год - Широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил-96-300 с двигателями ПС-90А сертифицирован в России. Примечание: Сертификат типа по шуму на местности (№СШ167-Ил-96-300-04), удостоверяющий соответствие широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета Ил-96-300-04 требованиям норм Главы 4 Приложения 16 ИКАО "Охрана окружающей среды" и требованиям 4 ступени Авиационных правил "Сертификация воздушных судов по шуму на местности", подписан председателем Авиационного регистра МАК В. В. Беспаловым 27 декабря 2006 года. ;
- 1993 год - Состоялся первый полет многоцелевого 7-местного самолета общего назначения СМ-92 «Финист»;
- 1994 год - Выполнен первый полёт первого серийного самолёта Су-29, собранного в комплектации сертификата.
- 2000 год - Авиарегистром Межгосударственного авиационного комитета подписан акт об окончании сертификационных испытаний двигателя ВК-2500;
- 2000 год - Ту-214 КАПО получил сертификат летной годности;
- 2010 год- Первый полёт среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-204СМ с пермскими ТРДД ПС-90А2, Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации Виктор Алексеевич Минашкин, «Авиастар», Ульяновск.
30 декабря
- 1911 год - Состоялось торжественное освящение Александро-Михайловского аэродрома близ Севастополя на берегу реки Кача;
- 1930 год - Образовано Всесоюзное объединение Гражданского воздушного флота;
- 1933 год - Состоялся первый полёт опытного экземпляра самолёта И-16 (ЦКБ-12), Николая Николаевича Поликарпова с двигателем М-22, лётчик-испытатель авиазавода №39 Валерий Павлович Чкалов. Истребитель-моноплан И-16 длиной 6 м развивал максимальную скорость 462 км/ч. Потолок высоты 9400 м. Вооружение И-16: два крыльевых пулемёта ШКАС. Уже в феврале 1934 года обе опытные машины были подготовлены для первого этапа Государственных испытаний. Во время гражданской войны в Испании в 1936-1939 гг. И-16 впервые был использован в боевой обстановке. Ужас встречи с внезапно появившимися И-16 у националистов первоначально был столь велик, что они дали ему прозвище "Рата" (крыса), а республиканцы ласково называли своего защитника "Моска" (муха). Авиационные издания всего мира окрестили новинку "Боингом", утверждая при этом, что самолёт разработан на этой известнейшей американской фирме;
- 1939 год - Первый полёт второго прототипа БШ-2 (ЦКБ-55), будущего Ил-2. Пилот В.К. Коккинаки. 2 октября 1939 года лётчик-испытатель В.К.Коккинаки впервые поднял его в воздух первый прототип. 30 декабря Коккинаки поднял в воздух второй прототип, его испытания продолжались до 26 марта 1940 года. По их результатам было принято решение после устранения недостатков выпустить небольшую партию самолётов БШ-2 для проведения войсковых испытаний;
- 1939 год - Состоялся первый полёт истребителя-биплана И-190. На самолете стоял безредукторный мотор М-88БРЛ с винтом изменяемого шага АВ-2Л, летчик А.И.Жуков. Во время испытаний (на самолете летали также Давыдов, Логинов, Уляхин) И-190 показал скорость, близкую к расчетной - 420 км/ч у земли, 488 км/ч на высоте 6000 м, 450 км/ч на высоте 7050 м. Был достигнут потолок 12400 м.;
- 1947 год - Первый полет опытного самолета И-310 «С» (прототипа МиГ-15), пилот В.Н. Юганов. МиГ-15 - одноместный истребитель с турбореактивным двигателем ВК-1 тягой 2700 кг. Максимальная скорость - 1976 км/ч, потолок набора высоты 15 500 м, дальность полета 1330 км. Примечание: Масса пустого самолета - 3681 кг, максимальная взлетная масса - 6050 кг. Вооружение самолета: 37-миллиметровая пушка Н-37, две 23-миллиметровые пушки НС-23, до 500 кг бомб. Проектирование опытного самолета И-310 «С» началось в 1946 г., первый опытный образец И-310 (С-01) совершил первый полет 30 декабря 1947 г. Первый серийный самолет впервые поднялся в воздух 30 декабря 1948 г., первые самолеты поступили в части зимой 1948 - 1949 гг., и первые строевые подразделения были сформированы в 1949 г.;
- 1948 год -1948 года,начались заводские испытания самолета Ил-28 (по кодификации НАТО: Beagle — «Гончая») с серийными двигателями РД-45Ф;
- 1958год - Начались огневые испытания и первые отстрелы имитаторов самолёта-снаряда «121» (Ту-121 (С)) ОКБ Андрея Николаевича Туполева на полигоне в Фаустово, позднее на полигоне во Владимировке; Разрабатывался и испытывался в 1957-1960 гг., произведено 5 пусков;
- 1961 год - Принят Постановлением СМ СССР 1184-514 на вооружение Ту-16КСР-2, в составе комплекса К-16;
- 1974 год - Первый полёт МиГ-23БК (с 1980 г. он стал называться МиГ-27К);
- 1980 год - Завершены Государственные совместные испытания штурмовика Су-25;
- 1991 год - В Москве образован Межгосударственный авиационный комитет (МАК). МАК учреждён на основании подписанного 30 декабря 1991 года межправительственного "Соглашения о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства" (далее Соглашение);
- 1993 год - Летчик-испытатель Ю.М. Ващук совершил первый полет на первом серийном самолете Су-29M;
- 1996 год - Подписание контракта на поставку ВВС Индии истребителей Су-30МКИ;
- 2002 год - Самолёт М-101Т «Гжель» получил международный Сертификат лётной годности, а в первых числах 2003-года - Сертификат типа FAA;
- 2005 - Официально принят на вооружение сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160.
31 декабря
- 1890 год - На заседании отделения физических наук Общества любителей естествознания профессор Николай Егорович Жуковский сделал доклад «Новые исследования о летании»;
- 1909 год - Самолёт Юлия Кремпа испытан под Москвой на лыжном шасси. Выполнен полёт примерно на 60 метров на высоте около 6 метров;
- 1951 года - Открыто новое здание аэровокзала по проекту архитектора А.И. Гегелло в Пулково (Пулково-2);
- 1959 год - Принята на вооружение система заправки топливом в полете КАЗ-831 "шланг-конус" конструкции завода № 918, ныне НПП "Звезда". Работа по созданию комплексного агрегата для заправки самолётов топливом в полёте, была выполнена коллективом завода №918 в период 1954-59г.г;
- 1965 год - Открыто здание московского городского аэровокзала на территории центрального аэродрома имени М. В. Фрунзе (Центрального аэродрома Москвы на Ходынском поле);
- 1968 год - Состоялся первый в мире полёт сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, лётчик-испытатель Эдуард Ваганович Элян. Первый полёт продолжался 37 минут, в полёте машину сопровождал самолёт-аналог «21-11». Впервые в воздух поднялся сверхзвуковой пассажирский самолёт. При взлётной массе 195 т и грузоподъёмности 15 т при крейсерской скорости 2200 км/ч он имел расчётную дальность 6500 км. На самолёте имелись турбореактивные двигатели НК-144. Впервые Ту-144 достиг скорости звука 5 июня 1969 г., скорости 2М — 26 июня 1970 г. В 1971 г. начались демонстрационные полёты по разным странам. Первый «Конкорд» уйдёт в полёт только 2 марта 1969 года;
- 1975 год - Состоялся первый полет Су-17М2Д(С-32М2Д), пилот А.Н.Исаков;
- 1989 год - Был поднят один из двух предсерийных самолётов Су-27ПУ на аэродроме Иркутского авиационно-производительного объединения. В серии новый самолёт получил название Су-30.Основные отличия от самолёта Су-27УБ: установлена система дозаправки топливом в полёте с выпускаемой штангой в предкабинном отсеке слева; установлена специальная аппаратура связи и наведения, на приборной доске задней кабины смонтирован широкоформатный телевизионный индикатор тактической обстановки;изменена система кондиционирования. Помимо своей основной функции — завоевания превосходства в воздухе, новый самолёт мог вести длительное патрулирование или сопровождение более тяжёлых ударных машин, а также использоваться в качестве воздушного пункта управления группы истребителей. Сохранилась возможность использования самолёта в качестве учебно-тренировочного. Самолёт предназначался в первую очередь для нужд войск ПВО страны. Производство нового самолёта, ввиду большой преемственности с учебно-боевой модификацией, было решено организовать в Иркутске;
- 1990 год - Завершены Государственные совместные испытания штурмовика Су-25Т (Т-8М).