Авиакалендарь России

Июль (17.07-23.07)

17 июля

  • 1916 год - Гидросамолеты М-9 "авианосца" "Орлица" Балтийского флота одержали победу в воздушном бою над морем над четырьмя самолета кайзеровской Германии. День рождения морской авиации России.;
  • 1935 год - Студентки Государственного центрального института физической культуры (город Москва) О.Яковлева, Н.Бабушкина, С.Блохина, А.Николаева, М.Барцева, М.Малиновская установили мировой рекорд в прыжках с парашютом - 7035 м. (без кислородных приборов);
  • 1936 год - Первый официальный мировой рекорд в СССР - высота 11294 м с грузом 500 кг на ЦКБ-26 ОКБ С.В.Ильюшина, В.К.Коккинаки. В качестве груза в бомбоотсек уложили 500 кг чугунных болванок. Коккинаки вернулся через час. Барограмма показала высоту 11.294 м, почти на километр выше старого рекорда, поставленного во Франции. Это был первый советский авиационный рекорд, официально зарегистрированный международной федерацией (ФАИ). Коккинаки получил персональную поздравительную телеграмму от Сталина. Новый рекорд, с грузом 1000 кг, последовал 26 июля1936 года;
  • 1940 год - Дирижаблестроительный институт им. К.Э.Циолковского передан НКАП и реорганизован в Московский авиационно-технологический институт (МАТИ);
  • 1943 год - Постановление ГКО №3754 о запуске в серию самолета Ту-2 на московском заводе №23. В нем были указаны основные летно-технические характеристики, которыми должна обладать серийная машина;
  • 1944 год - Распоряжение Государственного Комитета Обороны № 6203 « О прикомандировании к 5-й авиадивизии АДД 3 самолетов СИ-47 с экипажами, имеющими опыт ночных посадок в тылу врага»;
  • 1947 год - Постановление СМ СССР о разработке первой отечественной бортовой радиолокационной станции перехвата "Торий" в НИИ-17 МАП (главный конструктор А.Б.Слепушкин);
  • 1968 год - Решение ВПК № 182 о модернизации комплекса Ту-128. В апреле 1968 года, было подписано совместное решение МАП, МРП и ВВС о модернизации комплекса.26 декабря 1968 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №1044-381 по новому модернизированному комплексу Ту-128С-4М, согласно которому конструкторским коллективам Туполева, Волкова и Бисновата ставились задачи по модернизации стоящих на вооружении перехватчиков Ту-128 вТу-128М. На усовершенствованном самолете должны были устанавливаться новые РЛС РП-СМ "Смерч-М" и ракеты Р-4РМ и Р-4ТМ;
  • 1974 год - В Москве на выставке, проходившей на ВДНХ с и посвящённой тридцатилетию ПНР экспонировался опытный Ми-2М2 (регистрация SP-PSK, зав. № ZD 0102113). Ми-2М - многоцелевой вертолет, разработанный польской фирмой PZL Swidnik на базе многоцелевого вертолета ОКБ Миля Ми-2. В результате работ по дальнейшему совершенствованию базового варианта Ми-2 появился проект Ми-2М (Mi-2M), т.е. модернизированный, с форсированными двигателями ГТД-350П взлётной мощностью по 331 кВт (450 л.с.);
  • 1974 год - Завершены Государственные совместные испытания фронтового бомбардировщика Су-24 (Т6);
  • 1992 год - Постановление Правительства Российской Федерации о проекте Бе-200;
  • 1997 год - Первый полет российского легкого многоцелевого самолета ( производитель Аэропракт-Самара) "Аккорд-201" с двигателями Teledyne Continental Motors IO 360 ES (210 л.с. каждый).
18 июля

  • 1803 год - Второй полет на воздушном шаре в России. Полет был совершен в Петербурге Жаком Гарнереном, вместе с ним в воздух поднялся русский генерал С.Л. Львов. Он стал первым русским воздухоплавателем;
  • 1942 год - Начались государственные испытания Як-7ДИ. (60 полетов, 40 ч 15 мин);
  • 1942 год - Рассмотрен и утвержден на комиссии (С. А. Христианович, А. В. Чесалов, С. Н. Шишкин, В. И. Поликовский и др.) проект конструктора А. Г. Костикова- в то время главного инженера РНИИ. Самолет 302П - истребитель с необычной силовой установкой, состоявшей из одного разгонного ЖРД и двух ПВРД, нормальный свободнонесущий низкоплан по схеме. Под хвостовым оперением - ЖРД Л. С. Душкина РД-1400 тягой до 1400 кг; под крылом - два ПВРД конструкции В. С. Зуева. В носу фюзеляжа - две пушки ШВАК и две таких же - под кабиной летчика, а под крылом - выдвижная подвеска для двух PC (РС-82 или РС-132) или двух ФАБ-125. Таким был самолет по проекту 1940 года, задуманный как первый в мире истребитель с составной реактивной группой;
  • 1949 год - ОКБ Туполева выпускает эскизный проект самолета под двигатели ТР-3 (Ту-16) , отличавшийся в некоторых конструктивных деталях от проекта "86". Полученные в ходе проектирования самолетов "86" и "87" результаты показали, что имеется реальная возможность создать околозвуковой бомбардировщик с практической дальностью полета 5000 км;
  • 1958 год - Первый полет экспериментального самолета Т-5 ОКБ П.О.Сухого, пилот В.С.Ильюшин;
  • 1958 год - Постановление СМ СССР о разработке нового лайнера с двухконтурными турбореактивными двигателями Д-20П (ОКБ П. А. Соловьева) взлетной тягой по 5500 кгс (будущего Ту-124). Самолет, как следует из технического описания, предназначался для "связи столицы с республиканскими областными и крупными промышленными центрами и связи между ними, а также для полетов на международных линиях... ". Правительственным документом предусматривалось, чтобы лайнер перевозил 36-40 пассажиров (коммерческая нагрузка 5000 кг) на расстояние 1350-1500 км с крейсерской скоростью 750-900 км/ч при навигационном запасе топлива на 30 минут полета. Максимальная скорость задавалась не менее 950 км/ч, а длина разбега и пробега - в пределах 800 м. Экипаж - 4 человека. Предусматривалась возможность переоборудования" самолета в аэродромных условиях для перевозки военнослужащих, раненых и различных грузов. Документом также предписывалось закончить доводку двигателя Д-20П с тягой 5800 кг.;
  • 1975 год - Рекорд скорости (334,46 км/ч) по замкнутому маршруту 100 км на вертолете Ми-24 с ТВлД ТВЗ-117ВМА, экипаж Г.В.Расторгуева;
  • 1976 год - ТАКР "Киев" вышел в Средиземное море, где у острова Крит состоялись первые за пределами СССР полеты Як-36М.
19 июля

  • 1886 год - Первое фотографирование с аэростата первым в мире фотоаппаратом, сконструированным русскими изобретателями специально для аэрофотосъемки;
  • 1913 год - Пилотский экзамен сдала первая московская летчица Е.П.Самсонова (5-я в России);
  • 1924 год - Первый полет истребителя-моноплана Ил-400б, пилот Арцеулов. В дальнейшем на самолете летали также Александр Жуков, Аркадий Екатов и Михаил Громов, который первым выполнил на нем весь комплекс высшего пилотажа. Летчики отмечали, что "самолет выполняет пилотаж чисто и весьма послушен в управлении". Всего за время заводских испытаний на нем было совершено 25 полетов.
  • И-1 (Ил-400) был пepвым coвeтcким иcтpeбитeлeм-мoнoплaнoм, и пepвым caмoлeтoм, coздaнным пoд pукoвoдcтвoм извecтнoгo aвиaкoнcтpуктopa H.H. Пoликapпoвa. Улучшeнный вapиaнт caмoлётa, пoлучивший индeкc Ил-400б, coвepшил пepвый пoлeт 18 июля 1924 гoдa. Bceгo в 1926-1927 годы былo пocтpoeнo 12 cepийныx мaшин;
  • 1926 год - Самолет Р-1 R-RINT "Красная звезда" (с/н 2842) с летчиком П.Х.Межераупом и механиком М.И.Головановым отправился в Анкару. Перелет по маршруту Москва-Харьков-Севастополь-Анкара протяженностью 1940 км завершился в один день с общим полетным временем 11 час 16 мин. На последнем отрезке Р-1 прошел над Черным морем более 290 км. По тем временам столь длительный полет сухопутного самолета над водой считался событием выдающимся;
  • 1927 год - Беспосадочный перелет Ю.И.Пионтковского на АИР-1 по маршруту Севастополь - Москва - первые советские (неофициальные) мировые рекорды - дальность 1420 км, продолжительность полета 15 часов 30 минут; В Севастополе вместо пассажира установили приготовленный заранее бак на 90 кг. Общий запас топлива получился 190 кг. С таким запасом Ю. И. Пионтковский 19 июля в 3 часа 45 минут вылетел из Севастополя и в 19 часов 15 минут приземлился на московском центральном аэродроме, преодолев без посадки 1420 км за 15 часов 30 минут, причем бензина оставалось еще на 1 час полета, а масла - на 3 часа;
  • 1937 год - В составе ГУ ГВФ создается самостоятельное хозрасчётное Управление международных воздушных линий (УМВЛ). Эта дата считается днём рождения международного отделения Аэрофлота;
  • 1944 год - Первый полет опытного истребителя-перехватчика 63П (Ту-1), пилот А.Д. Перелет;
  • 1947 год - Состоялся первый полет самолета Ту-8 (АНТ-69) с двигателями АШ-62ФНВ, летчик-испытатель Ф Ф Опадчий, ведущий инженер В.С.Морозов. Заводские испытания закончились 20 апреля 1948 года. Почти годовые заводские испытания опытного самолета были связаны с большим количеством отказов нового оборудования и особенно с недоработками стрелково-пушечного вооружения. После всех доводок и окончания заводских испытаний "69-й" направили в НИИ ВВС для государственных испытаний, которые продлились до ноября 1948-го;
  • 1960 год - На Центральном аэродроме открылась Московская вертолетная станция Аэрофлота;
  • 1961 год - В Таганроге продолжены, после перерыва на участие в воздушном параде в Москве, государственные испытания противолодочного самолета-амфибии Бе-12.
20 июля

  • 1882 год - Состоялся полет первого в мире самолета, управляемого человеком и созданного А.Ф.Можайским. Управлял механик Иван Никифорович Голубев. Многие «разрушители легенд» доказывают, что полета не было, а был прыжок с использованием трамплина. Но отрыв от земли всё же состоялся!;
  • 1936 год - Начало перелета Москва - Камчатка - о.Удд на самолете АНТ-25 экипажа В.П.Чкалова, Г.Ф. Байдукова, А.В.Белякова;
  • 1931 год – родилась М.Л. Попович, лётчик-испытатель, жена космонавта П.Р. Попович. Летать Марина Васильева начала в 1948 году. В 1951 году она окончила авиационный техникум в Новосибирске, после чего работала инженером-конструктором на заводе им. Коминтерна (1951—1953). По окончании Центральной лётно-технической школы ДОСААФ в Саранске (позже — Московский филиал Киевского авиационного института) она некоторое время работала там инструктором, а с 1958 года стала лётчиком-инструктором в Центральном аэроклубе им. В. П. Чкалова. Чтобы получить право управлять истребителем, она добилась приёма на военную службу а позже окончила Ленинградскую академию гражданской авиации. С 1960 года Марина Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолётах, а вскоре стала стала единственной в стране военной лётчицей-испытателем 1-го класса. В 1962 году она была приглашена в качестве кандидата в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы космонавтов, но в отряд взята не была. В 1964 году М. Л. Попович стала лётчиком-испытателем, командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС. Именно она первой из женщин-лётчиков-испытателей преодолела звуковой барьер на реактивном истребителе МиГ-21 (за что в западной прессе получила прозвище «мадам МиГ». В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда, в частности, на самолёте «РВ» (Як-25РВ). Первый из них, на скорость, был установлен в Брно на чешском самолёте Л-29, после чего, как отмечает ИТАР-ТАСС, «рекорды стали „обычной работой“ лётчицы».
Летом 1965 года на самолёте «РВ» с двумя турбореактивными двигателями установила мировой рекорд скорости полётов самолётов данного класса, пройдя замкнутый двухтысячекилометровый маршрут со средней скоростью 737,28 км/ч. 20 сентября 1967 года Попович побила мировой рекорд американки Жаклин Кокран, пролетев на самолёте «РВ» по маршруту Волгоград — Москва — Астрахань — Волгоград 2510 км и превысив рекорд на 344 км.
13 её рекордов зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (ФАИ). Десять мировых рекордов было завоёвано ею в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (Ан-22; она стала единственной в мире женщиной-лётчицей, пилотировавшей самолёт такого класса. В последнем рекордном полёте экипаж, возглавляемый Попович, преодолел расстояние в 1000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч, с грузом 50 тонн.
В 19 79—1984 годах М. Л. Попович работала ведущим лётчиком-испытателем в ОКБ Антонова в Киеве. В возрасте 53 лет завершила лётную карьеру, за время которой она налетала 5600 часов, освоила более 40 типов самолётов и вертолётов, испытывала авиационную технику в ГК НИИ ВВС им. В. П. Чкалова и КБ О. К. Антонова (в том числе по пяти видам самолётов — в качестве ведущего лётчика-испытателя).
Позже занимала пост президента лётной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А. Е. Акимова, занимающемся изучением «торсионных полей». Писатель, автор 14 книг. Энтузиаст и исследователь в сфере уфологии. Умерла 30 ноября 2017 г.;
  • 1939 год – Первый в мире таран на встречных курсах, В.Ф. Скобарихин на «И-16» в воздушном бою сбил японский истребитель над р. Халхин-Гол;
  • 1943 год - Приказ НКАП №430: "Во исполнение постановления ГКО приказываю: 1. Начальнику 10 Главного Управления т. Тарасовичу и директору завода №23 т. Иосиловичу и главному конструктору т. Туполеву организовать на заводе №23 серийное производство самолетов Ту-2 с 2М-82ФН со следующими данными... Главному конструктору т. Туполеву передать в НИИ ВВС на испытания к 25 июля с.г. самолет Ту-2 с 2М-82ФН..."Самолеты Ил-4 с производства на заводе №23 снять... (далее даются задания заводам №166 и №23 по организации производства Ту-2) /Шахурин/". Вскоре Ту-2 2М-82ФН №716 успешно прошел государственные испытания и был принят в качестве эталона для серийного производства на 1943-44 годы;
  • 1945 год - Постановление ГОКО "О мероприятиях по изучению и освоению немецкой реактивной техники". Это постановление задало освоение промышленностью серийного производства двигателей РД-10 и РД-20;
  • 1956 год - Первый полет отечественного гидросамолета Бе-8, оборудованного подводными крыльями, со взлетно-посадочными скоростями свыше 100 км/ч . Всего за время испытаний было выполнено 29 пробежек на различных режимах работы двигателя и 22 полета. Пилотировал гидросамолет ведущий летчик-испытатель полковник Ф.С. Лещенко. По результатам испытаний был сделан вывод, что подводные крылья обеспечивают нормальный взлет и посадку гидросамолета и могут быть рекомендованы в качестве взлетно-посадочных приспособлений на новых машинах. Техника пилотирования Бе-8 с подводными крыльями оказалась проще, чем в обычном, лодочном варианте. Хотя проведенные летные эксперименты дали интересные результаты, внедрить их на серийных машинах не удалось из-за значительного усложнения конструкции гидросамолета и повышения сопротивления в воздухе и в воде. Улучшая характеристики отрыва, гидролыжи и подводные крылья отнимали значительную часть мощности, задерживая выход лодки на редан. Для самолета такой массы эти устройства оказались малоэффективны;
  • 1957 год - Начались заводские испытания системы «Нерпа» на вертолета Як-24. Система "Нерпа" предназначалась для транспортировки и автоматической раскладки по трассе вертолетом труб полевого магистрального трубопровода ПМТ-100. В ходе ЗИ было выполнено 49 полетов и 159 сбросов труб. Отклонение труб при сбросе не превышало 15 метров от трассы при максимально допустимом ТТЗ разбросе в 25 м. За один вылет вертолет укладывал нитку трубопровода протяженностью 528 м.;
  • 1959 год - Завершились совместные госиспытания разведчика-торпедоносца Бе-10, начавшиеся 20 октября 1958 года;
  • 1961 год - Состоялся первый полет по кругу поисково-спасательного вертолета Ка-25ПС;
  • 1978 год - Завершены войсковые испытания комплекса перехвата Су-15-98М;
  • 1983 год - На самолете «101» (Ту-144Д СССР-77114) экипажем С.Т.Агапова установлен рекорд скорости и высоты полета по замкнутому маршруту 2000 км. Достигнуты скорость 2012,2 км/ч и высота 18200 м с грузом 30000 кг.;
21 июля

  • 1915 год - Первый воздушный бой в небе Балтики. На высоте около 1000 м сошлись в лобовой атаке два немецких гидросамолета и летающая лодка "Кертисс" (вероятно модели «F»). Летчики Лишин и Смолин не позволили немецким пилотам атаковать русскую подводную лодку. Немецкие гидросамолеты вынуждены были отступить. Первый воздушный поединок на Балтике длился 57 минут и показал, что гидросамолеты необходимо срочно вооружить пулеметами;
  • 1929 год - Беспосадочный перелет Москва - Севастополь на самолете Р-5 Я.И. Алксниса и В.О. Писаренко (1276 км за 5 часов 30 минут);
  • 1932 год - «На основе опыта применения самолетов ВВС в борьбе с басмачеством в Средней Азии и Казахстане, а также вследствие необходимости технического усиления охраны государственной границы во всех регионах СССР», принимается постановление СТО № 862/258 о создании в пограничных войсках сухопутных и морских авиационных отрядов. Эта дата и вошла в историю как день рождения авиации пограничных войск, так как именно с образованием отдельных авиационных отрядов в пограничных округах в 1932 г. авиация в пограничных войсках организационно стала существовать как система. Сейчас она называется Авиация ФСБ;
  • 1940 год - Мировой рекорд ночного высотного парашютного прыжка с высоты 13025 м, парашютист Василий Харахонов;
  • 1941 год - Первый полет истребителя Н.Н.Поликарпова И-185 с двигателем М-82, летчик-испытатель П.Е.Логинов;
  • 1946 год - Состоялся первый полет учебно-тренировочного бомбардировщика УТБ (в серии УТБ-2) ОКБ П.О. Сухого, экипаж Н.Д. Фиксона;
  • 1958 год - Второй самолет из состава комплекса перехвата СМ-12-51 - СМ-12ПМУ №66210102 - перелетел на аэродром ОКБ-155 с завода №21. СМ-12ПМУ - истребитель-перехватчик с двигателями РЗМ-26, РЛС ЦД-30, аппаратурой наведения "Лазурь", ускорителем У-19М и ракетами К-5МС (РС-2УС). Опытный истребитель-перехватчик СМ-12ПМУ являлся частью комплекса перехвата воздушных целей СМ-12-51. Комплекс предназначался перехвата и поражения бомбардировщиков противника в простых и сложных метеорологических условиях. Он состоял из собственно самолета, СУВ с УР К-5М и наземной станции наведения "Воздух-1";
  • 1959 год - Ан-10 из состава 86-го отряда (экипаж Макарова) совершил первый регулярный рейс с пассажирами по маршруту Киев-Москва. На следующий день он вылетел из Москвы и через 2 ч 15 мин приземлился в Симферополе, доставив 75 пассажиров;
  • 1959 год - Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании для ВМФ самолета Ту-95РЦ. ОКБ-156 поручалось за два года спроектировать опытный дальний разведывательный самолет Ту-95РЦ с аппаратурой обеспечивающей вскрытие обстановки над морем и обеспечение целеуказания для применения ракетного оружия кораблями флота;
  • 1960 год - Завершение второго этапа испытаний в НИИ-15 самолета спасательной службы Бе-6СС. Ведущим инженером на этих испытаниях, проводившихся в Донузлаве, был Н.П.Анищенко, ведущим летчиком - А.Давтян, штурманом - А.Безверхний;
  • 1960 год - Завершена постройка второго прототипа опытного Як-104 - (борт "50")- первого советского реактивного учебного самолета Як-30. Ведущим конструктором был К.В.Синельщиков, и.о. заместителя Генерального конструктора А.С.Яковлева. Ведущими инженерами - Л.И.Лис (подготовка производства) и В.П.Власов. В том же году Як-104 переименовали в Як-30;
  • 1966 год - Взлетел Ту-134 № 0004 (бортовой СССР - 65602) первый с двигателями Д-30. Первые три Ту-134 завод №135 выпустил с двигателями Д-20П-125;
  • 1967 год - Первый полёт поисково-спасательного Ка-25ПС;
  • 1978 год - Т-8-10 совершил первый полет после двухлетнего перерыва. Полеты по программе госиспытаний фактически начались в сентябре, их проводили В.Ильюшин и Ю.Егоров, хотя официально Т-8-10 был передан на государственные испытания 26 июня 1978 года. К началу госиспытаний был модернизирован боевой комплекс штурмовика. На самолет установили доработанную прицельно-навигационную систему Су-17МЗ (навигационный комплекс КН-23, прицел АСП-17БЦ-8, лазерный дальномер "Клен-ПС", радиовысотомер РВ-5М, допплеровский измеритель ДИСС-7), обеспечив таким образом возможность применения самого современного управляемого оружия, в т.ч. ракет с лазерной системой наведения. Пушечный контейнер СППУ-22-01 заменили двуствольной 30-мм пушкой АО-17А (в серии ГШ-2-30);
  • 1992 год - Летчик-испытатель Ф.И.Григорьев совершил первый полет серийного самолета Су-27М (Т10М-9); Самолет Су-27М, известный ныне под обозначением Су-35, представляет собой модернизированный многоцелевой вариант истребителя-перехватчика Су-27. Модернизация самолета Су-27 столь глубокая и многосторонняя, что в итоге появился новый истребитель и новый авиационный комплекс - по устройству, оснащению, функциям и возможностям;
  • 2021 год - В России в 14:58:24.938 UTC (17:58:25 ДМВ) с ПУ № 39 площадки № 200 космодрома Байконур в Казахстане стартовыми командами ГК "Роскосмос" осуществлён пуск ракеты-носителя "Протон-М" № 53545 (5114837973) с модулем "Наука" [МЛМ]. Модуль «Наука» предназначен для реализации российской программы научно-прикладных исследований и экспериментов. После ввода в эксплуатацию МЛМ российский сегмент получит дополнительные объемы для обустройства рабочих мест и хранения грузов, размещения аппаратуры для регенерации воды и кислорода. С «Наукой» российские космонавты должны получить второй туалет, каюту для третьего члена экипажа, а также европейский манипулятор ERA, который позволит выполнять некоторые работы без выхода в открытый космос. Стыковка с МКС состоялась 29 июля 2021 года, модуль «Наука» успешно состыковался со служебным модулем «Звезда».
22 июля

  • 1985 год - Родился авиаконструктор П.О.Сухой, доктор технических наук, дважды Герой Социалистического Труда, Лауреат Ленинской, Сталинской и Государственной премий;
  • 1936 год - Первый полет дальнего бомбардировщика ДБ-1 (АНТ-36, РД-ВВ) - варианта самолета АНТ-25 (РД) с двигателем М-34, летчик-испытатель Г.Ф.Байдуков; РД-ВВ (ДБ-1, АНТ-36) В начале 1933 г. в КОСОС был разработан проект самолета РД-ВВ (военный вариант). Все габариты и конструкция РД были сохранены, но в средней части фюзеляжа, между первым и вторым лонжеронами центроплана, был оборудован бомбовый отсек на четыре бомбы по 100 кг, подвешенные вертикально носом вверх. За этим отсеком помещалась кабина наблюдателя-стрелка с пулеметом ДА. Разрабатывал проект инженер Н. А. Фомин по указаниям руководителя бригады П. О. Сухого. В силу возросших в 1934—1935 гг. требований этот вариант, как слабо вооруженный и тихоходный, не строился. Внимание было направлено на двухмоторный вариант этого самолета;
  • 1939 год - В Севастополе (в бухте "Голландия" и в море за Константиновским равелином, а также на озере Донузлав) завершился второй этап военных испытаний первого опытного самолета МДР-6 (ЧЕ-2) постройки завода № 45 (1938 год) с моторами М-25Е опытной серии завода № 19 (1936 год);
  • 1959 год - Брянский планерист М.Симонов, пролетел по прямой 437 км на планере КАИ-12 "Приморец". Планер КАИ-12 "Приморец" - двухместный, цельнометаллической конструкции, предназначен для обучения планеристов и тренировок в парящем полете. Был разработан и начал строиться предположительно в 1956 году. Начал поступать в планерные клубы и планерные станции в 1958 году. Планер был разработан на базе Чехословацкого планера "Пионер", но в отличие от него имел цельнометаллическую конструкцию. Введение в эксплуатацию этого планера на тот момент принесло планерному спорту свежую струю. Планер "Приморец" (КАИ-12) имеет девятикратный запас прочности и предназначался для обучения планеристов полетам с автостарта, на буксире за самолетом и выполнения фигур пилотажа;
  • 1959 год - Начало эксплуатации пассажирского самолета Ан-10;
  • 1961 год - Первый полёт первого советского экспериментального экраноплана СМ-1 («Самоходная модель») Р.Е. Алексеева. В этом испытательном полёте экраноплан пилотировал сам Ростислав Евгеньевич, который был главным конструктором аппарата и начальником ЦКБ по СПК.
  • К осени 1961-го техника пилотирования экраноплана была освоена до такой степени уверенности в надёжности аппарата, что Алексеев стал приглашать гостей из Москвы на демонстрационные полёты. Полёты СМ-1 демонстрировались секретарю ЦК КПСС Д.Ф. Устинову, председателю Госкомсудостроения Б.Е. Бутоме и Главкому ВМФ С.Г. Горшкову. Демонстрация оказалась убедительной настолько, что высокие гости выразили желание прокатиться на экраноплане, под личную ответственность Алексеева. И их желание исполнили. В процессе испытаний этой модели была достигнута скорость около 200 км/ч.;
  • 1977 год - Мировые рекорды высоты полета с грузом 1 и 2 т - 37080 м, А,В.Федотов на Е-266М ОКБ "МиГ";
  • 1982 год - МиГ-29 №922 (двенадцатый летный экземпляр) поднялся в воздух в последний, четвертый раз. Самолет решено было использовать для натурных продувок в аэродинамических трубах Центрального аэрогидродинамического института. Подготовка к отправке самолета в ЦАГИ началась в ноябре 1982 года, а уже в январе 1983 года приступили к его продувкам в трубе Т-104, а затем и Т-101.
  • 22 июля отмечается День защитников неба Москвы, который установлен в память успешного отражения первого вражеского авианалета на столицу в ходе Великой Отечественной войны, осуществленного 22 июля 1941 года.
23 июля

  • 1916 год - Объявлена дата годового праздника Управления ВВФ - 2 августа в день пророка Ильи - покровителя авиаторов;
  • 1937 год - Вышло Постановление правительства о развертывании серийного производства Р-10 на заводе сельскохозяйственного машиностроения "Саркомбайн" в городе Саратове. В августе в город на Волге вылетела представительная комиссия СНК во главе с Я.И.Алкснисом, Б.Л.Ванниковым и А.Н.Туполевым, где состоялась передача "Саркомбайна" в авиапромышленность. Подготовку самолетного производства на заводе и запуск Р-10 полностью возложили на харьковчан;
  • 1940 год - Первый полёт УТИ-26, прототипа серийного истребителя Як-7УТИ; П.Я. Федрови. За 1941 – 1944-й построено 6.399 самолётов Як-7УТИ и Як-7;
  • 1941 год - Состоялся первый полет истребителя МиГ-9 (МиГ-3 с двигателем М-82), летчик-испытатель М.И. Марцелюк; Первый опытный экземпляр истребителя МиГ-9 №6501 с двигателем М-82А построили летом 1941 года и передали в ЛИИ на заводские летные испытания. Первый вылет состоялся 23 июля 1941 года, самолет пилотировал летчик-испытатель военного представительства М.И.Марцелюк. 25 августа к испытаниям подключили второй опытный экземпляр, на котором начали отстрел вооружения. Из состава вооружения самолетов был исключен левый пулемет ШКАС. Летные испытания МиГ-9 №6502 проводил летчик-испытатель А.П. Якимов. Вскоре в производство была запущена войсковая серия;
  • 1963 год - Начался этап государственных испытаний на Ту-22У № 602. Но 27 июля полеты всех Ту-22 запретили из-за катастрофы одного из Ту-22Р Дальней авиации (первую машину военные потеряли 18 августа 1962 г. в ЛИИ). Спустя 19 дней испытания продолжились и завершились 28 января 1965 г. с рекомендацией о принятии учебной модификации на вооружение. К этому времени серийные Ту-22У уже поступали в ВВС. Чуть позже, но в том же 1965 г., на учебные машины стали устанавливать оборудование для дозаправки топливом в полете и более мощные ТРД РД-7М2. Такие самолеты получили обозначение Ту-22УД.
  • 1982 год - 1982 года, первый полет по кругу боевого вертолета Ка-50 «Черная акула» с ТВЗ-117ВМА, пилот Н.П.Бездетнов; Ка-50 представляет собой специально спроектированный комплекс вооружения, аппаратуры управления огнем и средств навигации, предназначенный для борьбы с танками и другими бронированными целями и для огневой поддержки наземных войск. 16 декабря 1976 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о разработке боевого вертолета нового поколения, который мог бы стать достойным ответом заокеанскому оппоненту. Разработка вертолета была начата в ОКБ им. Н.И. Камова в декабре 1977 года, первый полет опытного вертолета, имевшего обозначение В-80Ш1 состоялся 17 июня 1982 г., летчик-испытатель Николай Бездетнов впервые выполнил на нем висение, а 23 июля вертолет совершил первый полет по кругу. В 1995 вертолет под обозначением Ка-50 был принят на вооружение авиации сухопутных войск России;
  • 1983 год - Первый полёт совершил самолёт-летающий госпиталь Ил-76МД «Скальпель»; экипаж В.С. Белоусова;
  • 1988 год - Первый полёт палубного истребителя-бомбардировщика Миг-29К;
  • 1993 год - Завершился 40-й международный авиакосмический салон "Париж Айр Шоу Ле-Бурже 93", на котором демонстрировался Бе-32 (RA-67205), совершив перелет по маршруту Таганрог - Киев - Жешув (Польша) - Вена (Австрия) - Штутгарт (Германия) - Париж. Пилотировали машину летчик-испытатель В.П. Демьяновский и штурман М.Г. Андреев;
  • 1994 год - Первый полёт Ан-38; Cамолет Ан-38 разработан конструкторским бюро Антонова в начале 1990-х для эксплуатации на местных авиалиниях. Самолет является развитием модели Ан-28 и отличается от последнего увеличенной пассажировместимостью, более мощными двигателями, повышенной скоростью и дальностью полета. Существует две пассажирские модификации самолета: Ан-38-100 (с американскими двигателями Honеуwеll ТРЕ331) и Ан-38-120 (с российскими двигателями ТВД-20). Серийно было выпущено более 10 самолетов Ан-38, которые эксплуатируются в нескольких авиакомпаниях России и Юго-Восточной Азии;
  • 2016 год- Российский путешественник Федор Конюхов на воздушном шаре «Мортон» в субботу, 23 июля, достиг меридиана западноавстралийского города Нортхэм, откуда 11 дней назад начал свой перелет вокруг Земли. Таким образом, Конюхов, преодолев свыше 34,7 тысячи километров пути, установил рекорд скорости кругосветного полета на воздушном шаре - примерно 11 дней, 6 часов. 21 июля, обходя циклон, он установил рекорд высоты полета в кругосветном путешествии на воздушном шаре, поднявшись на 10 тысяч 600 метров над Землей (приборы в гондоле показывали более 11 тысяч метров).